Статья
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Чебачёва Мария Николаевна
Студентка 5 курса
Специальность 050202 Информатика
ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»
Научный руководитель: Сучкова Нина Викторовна,
e-maill: ninavah@mail.ru
Нежелательной тенденцией в процессе обучения является нарушение меры рационального и эмоционального. Курс, взятый на развитие мышления, его понятийного аппарата, дедуктивных процессов, нередко исключает эмоциональность в познавательном процессе. Подобное обучение П. Фрейре назвал «банковским» подчеркивая, что «банковское» образование развивает, скорее, память, чем творческие возможности, а порой и убивает их, насаждая контроль чуть ли не как единственную форму обучения. Взамен этого агрессивного метода предлагает метод постановки вопроса, то есть вместо увеличивающегося объема знаний ученикам предлагаются диалог, дискуссия, критический взгляд на проблему, конструирование собственного мнения и приобретение личного опыта.
Для решения всех выше названных проблем можно в процессе обучения использовать нетрадиционные формы уроков, затрагивающие эмоциональную сферу учеников и имеющие социальную направленность. Еще Лао Цзы говорил, что «человека нельзя научить, человек может лишь научиться». Функции современного учителя значительно расширились, поскольку к обучающим задачам добавились развивающие, направляющие, воспитывающие и формирующие. Внедрение всех функций возможно при активизации процесса обучения, одним из элементов которой является использование игровых моментов, внесение приемов занимательности на уроке.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как: Коменского, Крутецкого, Выготского, Рубинштейна, Ананьева изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности в старших классах у учеников снижается интерес к предмету информатика. Языки программирования, например Visual Basic воспринимается учащимися как скучный и совсем неинтересный, хотя он является основой для дальнейшего изучения других языков программирования.
Снижение интереса происходит:
В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения информатике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к информатике лежит в широком применении дидактических игр.
Дидактические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к информатике, способствует активизации учебной деятельности; обостряет интеллектуальные процессы и главное, способствует формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что дидактическая игра – нестандартная форма обучения, применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения.
Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности применения дидактической игры недостаточно реализуются.
Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.
Наряду с решением обучающих задач, игра способствует решению и ряда воспитательных, как, например: формирование сотрудничества между участниками игры, преломление индивидуальных качеств каждого из участников к виду необходимому для деятельности в коллективе, что способствует формированию учащегося как члена общества, личности и т.д. При включении дидактических игр в урок, у преподавателя появляются более широкие возможности для установления межпредметных связей. Очевидно, что это способствует восприятию изучаемого вопроса в курсе информатики как одной из составляющих стройной системы знания во всем многообразии дисциплин. На основе всего вышесказанного справедливо предположить, что дидактическая игра в руках умелого, обладающего творческим подходом учителя является мощным инструментом, позволяющим развивать у учащихся на фоне более глубоких теоретических знаний практические навыки, абстрактное, наглядно-образное мышление, память и речь.
Подготовка и проведение дидактической игры состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение и анализ. Рассмотрим каждый из этих этапов.
Первый, самый сложный и ответственный этап дидактической игры — замысел, включающий в себя следующие составляющие:
Следующий этап — организация дидактической игры, в свою очередь делится на подэтапы:
Написание сценария, пожалуй, самый трудный и ответственный этап при подготовке дидактической игры. Его могут разрабатывать как один учитель (группа учителей), так и учитель совместно с группой учащихся (наиболее активные, творчески мыслящие, талантливые ученики). Сценарий дидактической игры должен отражать следующие моменты:
Заключительным этапом проведения дидактической игры является ее анализ, то есть оценка прошедшей игры или серии игр, заключающаяся в ответах на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причина неудач, и т. д.
Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
В заключение следует отметить, что в процессе организации и проведения дидактической игры очень важна роль и позиция учителя в игре, так как успех игры зависит не только от учебных умений и навыков учащихся, но и от профессиональной подготовки педагога. Для успешного проведения дидактической игры главный статус педагога в игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — детям.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами и методами обучения.
Использование дидактических игр на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и интереса к информатике.
Литература:
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Твёрдое - мягкое
Два петушка
Бабочка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного