Конкурсная работа в номинации «Традиционные зимние народные праздники». Работа стала победителем в областном конкурсе гуманитарно-экологических пректов "Снежная крепость" в 2014 году.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_rubanovoy_a_.doc | 630.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Хвощевская средняя общеобразовательная школа
Богородского района Нижегородская область
Областной конкурс гуманитарно-экологических проектов
«Снежная крепость»
Номинация «Традиционные зимние народные праздники»
Тема: Святки – один из наиболее почитаемых и любимых зимних праздников в селе Хвощевка и его окрестностях
1 возрастная группа
Рубанова Алина Александровна
8 класс
Руководитель Крайнова Е.Т.
KraelenaT@yandex.ru
c. Хвощевка 2013
Введение
В последнее время многое изменилось в нашей жизни, в том числе произошло и переосмысление истории. Российский народ обращается к своим истокам, происходит возрождение национальной культуры с ее традициями, обычаями, праздниками. Возрождаются традиции и в нашем селе. Во многом это происходит и благодаря школьному музею, в котором автор работы является экскурсоводом и членом исследовательской группы «Поиск». В составе этой группы мы проводим опросы местных жителей по разным проблемам истории села и местных традиций.
В каждой местности существовал свой первопрестольный праздник. В нашем селе Хвощевка особым почитанием среди жителей пользовались зимние народные праздники -Рождество и Святки.
Это не случайно. Во-первых – это было связано с местной церковью, построенной в 1862 году в честь главного события христианского вероучения – Рождества Иисуса Христа. Церковь так и называлась Христорождественская. (См. фото). В настоящее время происходит её возрождение, а значит, возрождаются традиции и главного христианского праздника. Во-вторых, в глухих местах, отдалённых от центра Руси в простонародье особенно были живы обычаи и обряды Язычества. Они не просто отражали такую особенность русской культуры как двоеверие, но придавали самобытность местным культурным традициям. В этом проявлялась сила и сплоченность сельских жителей, их возможность проявить социальную активность, творчество, духовную силу и красоту.
В данной работе автор попытался на примере жителей села Хвощевка Богородского района показать связь традиционных праздников, обрядов и обычаев русского народа с местной культурной традицией, дошедшей до нас из далекого прошлого. Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение и осмысление истории и культуры своего народа делает человека духовно богаче, формирует нравственные качества личности, помогает избежать ошибок прошлого. Цель моей работы - исследовать наиболее почитаемые в нашей местности праздники. Методом исследования является изучение материалов школьного музея (воспоминаний старожилов) и самостоятельный опрос старожилов села и близ лежащих деревень. Зимние праздники затрагивали все возрастные группы населения, но больше всего принимала в них участие молодежь. Это еще более побудило нас в написании работы. Ведь многие традиционные действия и обряды, которые совершали наши бабушки в молодости, дороги и интересны нам, их внукам. В ходе исследования было опрошено более десятка жителей сел Хвощевка, Шарголи, Ключищи и других. Их воспоминания, а также хранящиеся в архиве школьного музея материалы положены в основу истории Святок. Главным результатом исследования является не только знакомство с традиционной культурой родного края, но и участие в праздниках, которые проводятся в школе и в селе с использованием местных культурных традиций (Приложения №1, 2). Так, например, в 2012 году фрагмент святочных гуляний с участием юных краеведов нашей школы был показан по Нижегородскому телевидению. Материал, собранный в ходе исследования включает не только историю Святок, но и топонимику сёл, деревень, водных ресурсов, фольклорные песни, легенды, что непосредственно связано с предметной окружающей нас средой. Все это расширяет наше представление об истории Родного края, культуры русского народа, а главное, не оставляет нас равнодушными. Ведь без любви к родному краю нам не понять, откуда мы родом и кто мы такие сейчас.
Христорождественская церковь в с.Хвощевка.
Фото автора
Святки - наиболее почитаемый праздник в селе Хвощевка и его окресностях
В деревенской жизни есть время, которое выделяется особым духовным подъёмом и проходит торжественно, празднично, весело. Это Святки. Они начинаются с сочельника (6 января) – кануна Рождества и длятся две недели до Крещения (19 января). На Руси Святки повсеместно являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. «Охоч до праздников» был и Хвощёвский народ. Для большинства семей наступала пора взаимных угощений, веселья, радости. В народе говорили: « Зима за морозы, мужик – за праздники». В эти две недели никто уже не брался ни за какую работу, боялись несчастья, так как существовало поверье, что, если кто- нибудь в эти дни будет гнути обручи, полозья для саней, у того весь скот родится кривоногий, или не будет приплода, а кто придумает плести лапти , у того в доме родится кривой, а кто шьёт на Святках, у того родится слепой.
Святки делились на две части: святые вечера и страшные вечера. Такое деление Святок велось с далёких времён.
Поначалу эти дни были посвящены встрече и началу солнечного года, возрождению солнца, первым шагом пробуждающейся природы. Вместе с этим праздновали начало годового цикла сельхозработ. Одновременно люди прощались с силами мрака, зимой, холодами.
Страшные силы в эти дни, казалось, достигали вершины своего могущества, но солнце уже начинало праздновать победу.
В период Святок существовали следующие обряды: поседки, колядование , ряжение и обход по деревням, гадание. Остановимся на каждом из них поподробнее.
Святочные поседки – народный обычай глубокой древности. На них собирались все: парни, девушки, замужние женщины, дети, старики. Происходило это так: днем гуляли по улицам, катались на санях с колокольчиками, собирались компаниями, сговаривались, где провести вечер. В конце дня молодежь сходилась на «вечорки», или «посиделки».
В нашем селе такие «вечорки» назывались «поседками». Жители вспоминают, что поседки начинались сразу после уборки урожая, но только в Святки в них участвовали все от мала до велика. О том, что в нашем селе проходили поседки и осенью , мы узнали из воспоминаний А. Лаптевой: «Я жила в Ключищах. На нашей поседке было 10 девчонок. Все мы были с одного года. В общем собиралась ровня, мы были самые младшие из всех, было по 13,14 лет. На поседках мы сначала работали: везли кружева, плели сетку, вышивали. Дадут нам задание, старались выполнить его, да ещё вязали наперегонки. Сперва свезём задание, а потом своё. Всю неделю ждали воскресенье, в воскресенье собирались со всей округи робяты, из Хвощёки, Ивановска, Шарголи… Нарядим гармонь лентами, с песнями и плясками пойдём по поседкам. Я хоть и младше их была, но озорная. Эх, и чудили, озорничали! Как-то робята пришли к нам, это было ещё по осени и говорят: «Девчонки, хотите брюхвы?» Мы говорим, что хотим. А поседка была рядом с нашим домом. А брюхва у нас в огороде была уж больно хороша, крупная, сладкая. Они ушли, а мы вязём кружева, слышим, они бегут. Натащили этой брюхвы много, сидим, едим, смеёмся, а мне показалось, что больно сладкая она, я ещё подумала, как у нас, но промолчала. Утром я встала, а мне мама говорит, что у нас сегодня ночью всю брюхву выдергали. Я всё поняла, но ничего не сказала. Ходили по деревне, чё-нибудь, да натворим, особенно в Святки, то замок намажем навозом, то двери запрём на замок, то дрова раскидаем… В Святки-ти рядились, всяко рядились, и смешные, шобонные ходили. Я часто рядилась барышней – вешала на себя вышитые полотенца, на голову делала из грамот(бумаги) венок, его тюлем наборим, то цветами украсим, бус нацепим.»1)
_________________________
1.А.А.Лаптева.Воспоминания .Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
Поседки проходили с выдумкой, весело. Лоскутова Е.Г. (д.Ключищи) вспоминает: «Один раз наша поседка нарядилась пионерами – целый отряд пионеров. Надели белые кофты, чёрные юбки, короткие, все «голяшки» голые, а мороз, идём по деревне, все глядят на нас. А я взяла самоварную трубу. Пришли на поседку, все выстроились, отрапортовали, я начала дуть в трубу, а из трубы везде полетела сажа, все запрыгали кто куда, а мы побыстрее выскочили, пошли на следующую поседку. Так все прошли поседки. А на последнюю пришли и сами-то были все в саже, стала в трубу дуть, а сажи-то там не осталось. Эх и смеху было!»
Хитринцева Т.А. д.Поспелиха вспоминает: «У нас было 9 девчонок, мы были младше всех, были все умные, степенные, не озорные. На поседках занимались кто чем. Я вышивала скатерть, занавески, наволочки – готовила приданое. Везла прошву для наволочек, подзоры. Снимали для поседок дом у Подкопаевой М.Т. Платили ей керосин и каждое воскресенье ездили за елошником на санках, привезём целый овал, топим всего неделю. Поседки были каждый день кроме субботы. В Рождество собирались, но не работали, пели, плясали, ходили ряженые, дня три, наверное. На «поседках» в праздничные дни не занимались рукоделием, вспоминает Жиляева А.С. Бывало сидим, разговариваем, смеёмся, но знаем, что парни придут, их ждали, прислушивались к каждому шороху. А часто запирались, боялись «беленьких». Вдруг стук в двери, котора – нибудь девчонка пошустрее пойдёт дверь открывать. А там парни кричат каким-не-то голосом: «Девчонки, пустите нас ночевать». Мы хохочем, им отвечаем, также шутим: «Заходите». Взойдут с гармонью и начинается веселье, пляски. Кто пляшет, кто поёт частушки под гармонь, кто сидит просто. Эх любила я, больно петь и плясать «Семёновну». До сих пор часто вспоминаю, как было весело,но песни забывать стала. Вот вспомнила, девчонки часто просили спеть «Семёновну» про Настю Данилову.
В селе Кокушкино Настя Данилова
Жила девчоночка очень красивая
Вставала Настенька, умывалась,
На работушку собиралася.
На работушке веселилася
И с народом не простилася
И с народиком не простилася
У начальника отпросилася
Отпусти меня: «Я домой схожу»
И ответила: «Я опять приду»
Бежала Настенька, торопилася
Под машинушкой очутилася
Лежала Настенька, не плакала
Из виска её кровь алая капала.
Клали Настеньку на лошадь сивую
Привезлим домой, Настю красивую
Привезли её к своему домику
Собрался народ к её гробику.
Собралась семейка милая
Только не было брата любимого.
Братец Колюшка в Красной Армии
Вот получит он вести печальные.
На эти весточки, Коля обидется
С сестрой увидется.
Таким образом, святочные поседки играли большое значение в жизни молодёжи. На вечерах молодые люди знакомились, сближались, лучше узнавали друг друга. Для молодых парней,
_______________________________
Святки были своеобразными смотринами будущих невест. Девушки тоже старались не только показать себя, но и поближе познакомиться с жизнью женихов с их родителями. После Святок,
обычно по традиции начиналась пора сватовства, свадеб – свадебного мясоеда - «Свадебной недели».
Самым интересным на Святках было ряжение и обход по деревням.
Среди ряженых были популярны следующие персонажи: Медведь, Конь, Гусь, Свадьба. Но особенно вызывали большой интерес «Беленькие», «покойник». Ряженые делились на две группы: «страшные» (шобонные) и « нарядные».
«Страшные», надевали шубы навыворот, обувь на босу ногу, на голове корзина или горшок, лицо покрывали марлей. Их поведение оправдывало название: запугивали девушек и детей, стучали в окна , с шумом врывались в дома, опрокидывали кадки с водой , а порой и с тестом…
Особенно буйствовали «беленькие». Рядились во всё белое, ходили по улицам, «озорничали». А.В. Горелова (д.Крутиха ) вспоминает: « Беленьких боялись все, они заваливали снегом, натирали лицо, били нас кнутом».
Н.И.Галанина « Пошла по воду, они поймали., в снег закопали, раскидали вёдра. Пока я вылезала визг стоял на том конце.»
Любопытство, для которого не были преградой даже в суровые рождественские морозы, заводило порой «ряженых» в деревне, отдалёны на 10-15 километров. (Макариха, Поспелиха, Ключищи, Сухоблюдное, Шилово). Ходили только пешком, лошадей не использовали. «Страшных» боялись и на поседках, вспоминает Т.Н. Лапшина (д. Новинки):
«Сидели на поседках. Вдруг, как –будто ветром открыло дверь и в избу влетела женщина. Она была в длинной рубахе, волосы ниже пояса распущенные, какие-то нитки зелёные, поверх рубашки, как тина, босиком. Говорит загробным голосом, что она Русалка из Чардома. Потом давай нас хватать. Испугались все . Кто на печку, кто за печку и даже никто не заметил, когда она исчезла.» Чардом это название озера рядом с Хвощёвкой, о котором существует много легенд. По одной из них там живут Русалки. И по ночам многие слышали их пение.
Заметное место среди Ряженых занимали Покойники. Тема смерти и воскрешения человека, отвечали представлениям человека о зимнем умирании и возрождении природы . В д. Макариха ежегодно покойником рядилась Мордвинкина А.Ф. Она вспоминает: « Одевалась во всё белое, гроб заносили в избу. Поп читал молитву. Когда он пел, я открою один глаз, все шарахаются, а то рукой ущипну кого- нибудь. А под конец встану из гроба и давай всех хватать. Визг, смех – всё было.»
Весь наряд «страшных» рядих был построен на принципе «оборотничества» (хотя сами «ряженые» ничего об этом не знали. На вопрос, почему они рядились именно так, они отвечали, что этот наряд им нравился, был по душе. Наше заключение, кто на что был способен, так и рядились), переодевание в одежду другого пола, использование разных необычных элементов и одежды и обуви (разные рукава, навыворот шуба, разная обувь…), прямые указания на «звериный» облик – заходили в избу на четвереньках и т.д. Но мы сделали вывод, что люди в то время, просто веселились.
« Нарядные» в отличие от «шобонных», одевали самую лучшую старинную одежду. Это были девушки. У них были другие цели: показать себя с наилучшей стороны перед женихами и будущей роднёй, своими глазами увидеть порядок в доме жениха, какая свекровь – добрая или злая. Наряд состоял чаще всего из «прежнего» праздничного костюма, вытаскивали у бабушек всё из сундуков. Обычно надевали яркие сарафаны, широкие цветные юбки, кофточки были тоже цветные, на ноги одевали кожаные сапожки или фетровые. Голову покрывали яркими цветными ___________________
1)Горелова А.В.Воспоминания .Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
2)Галанина Воспоминания .Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
3)Лапшина Т.И. Воспоминания .Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
платками, лицо покрывали марлей, много одевали украшений, цепочки, бусы, нагрудные украшения. Волосы заплетали в косу, украшали лентами (а в воскресный день, когда парни приходили из других деревень, лентами украшали гармони, ходили с песнями по деревне. Так было в деревне Ключищи и Поспелиха). Наводили брови, красили щеки, губы. Во всех деревнях, некоторые девушки украшали свой костюм полотенцами.
Об этом они говорили: пойдём на поседки в Шилово, на людей посмотрим и себя покажем. Вспоминает А.Н. Хитринцева (д. Поспелиха) «Однажды нарядились конём. Брали полог, два парня их закрывали этим пологом, делали голову из соломы, взади хвост, на ногах сапоги. Идём на поседку, а там уж кричат: «Конь идёт, конь идёт!» Один вёл за повод, на голову надевали узду, конь идёт впереди, а мы все взади, он заходит, сперва раскланяется, а потом давай всех молотить головой, визгу было, а ещё поводильник с кнутом, одет во всё белое, он кнутом щёлкает, а ребятишки, девчонки прячется, кто куды, начнёт стаскивать с лавков всех подряд, натычет всех и уходит. Рядились мужики здоровые, кто постарше убегут быстро, а маленькие подразнят, а убежать не успеют, вот им и попадало. Обычно коня водил Анатолий Алексеевич.
Мы все были скромные, рядились нарядными, шили шаровары из цветных платков. Для украшения использовали бусы, ленты, лицо накрасим. В домах пели хорошие песни, танцевали. А робяты нас сопровождали.»
Приведем воспоминания жителей о ряжении и обходах.
Мордвинкина А.М., вспоминает: «На поседки ходила кажинный день. Рядилась всяко. Один раз нарядилась «быком», шубу надела навыворот, шапку кверху мехом, приделали рога, лицо закрыла грамоткой, хвост прицепили, на ноги одевала мужские кожаные сапоги. Взошла на поседку, давай всех бодать рогами, замычала, девки все побежали кто куда. Все напугались, смеются, Ванька подошёл ко мне, хотел сдёрнуть маску и узнать, кто нарядился. Из нашей команды девчонки и парнишки растолкали всех, не дали раскрыть меня и мы айда на другую поседку. Потом долго гадали, кто был «быком», думали на парней, на меня никто и не подумал.»1)
Лапшина Т.Н., д.Новинки вспоминает: у меня отец Николай Иванович в это время любил почудить, чудил смолоду. За один вечер успевали переодеться раза два, три. Помню один раз, одел фуфайку, шапку, и завернулся в дерюгу (ковёр в две точи), подвязал верёвкой. Сидим на поседках, заходит такое «чудо», дерюга больша, лица не видно, мы все перепугались, сидим, ждём, чего будет, это «чудо» стало обходить избу, всех начал хватать, а кто его заденет, у него зазвенит колоколец между ног в дерюге. Все разглядывали, и не могли ничего понять. Только потом узнали, что под дерюгой сидел парнишка, он и звенел колокольцем.»2)
Сердцева Л.Н., д. Алексеевка « Однажды дело было так. Мы нарядились старик со старухой, пришли к соседям у них был сын Анатолий, он набивался мне в женихи. Я была стариком: одела с дедушки фуфайку в заплатах, шапку, а наверх ещё надела тулуп, большие валенки, шубные рукавицы, взяла кнут, лицо подкрасили, меня никто не узнал, взошли в избу, начали проситься ночевать, сказали, что едем в Богородск, забулидились, лошадь выбилась из сил, холод был лютый, долго уговаривала, а ещё сказала, что у меня баба на санях там сидит, тоже вся замёрзла. Но сначала они не хотели нас пускать, мы упросили. Мы пошли и сказали, что распряжём лошадь и заведём во двор. Выбежали из дома, пришли домой, хохочем, дедушке с бабушкой рассказываем. Вдруг идёт тетя Катя спрашивает, у вас были старик со старухой, мы сказали, что нет. Она всё рассказала, а мы не подали виду, что это были мы. Она ушла, а мы ещё долго смеялись.»3) Лаптева М.М. д. Поспелиха вспоминает: любила рядиться со всеми вместе, ходить на поседки, многое уже забыла. Как-то на старый Новый год ходили по Ключищам и забрели к
________________________________
1)МордвиникинаА.М. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
2)Лапшина Т.И. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
3)Сердцева Л.Н. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
врачу, он был пожилой человек, очень добрый. Пришли к нему пели, плясали. Он дал нам за это большой ком сахара. Мы так были рады, ведь сахара тогда не было. Рядилась я часто попом. Одевали «бекем» (шуба из бараньей шкуры), на голову надену хлебную плошку, а на плошку – шляпу, накидка была писаная, делали деревянный крест. Волосы у меня были длинные, распущу, парика было не надо. Пойдём всей поседкой, кто в чём вырядится, всяко рядились, с собой брали корзинки и пойдём по домам. Заходили в каждый дом, в это время двери не запирались, все знали, что в это время ходят ряженые. За песни и пляски нам давали хлеб, печево, конфеты, баранки, сахар. Пройдём деревни, наберём целы корзины, идём на свою поседку. Бабушка Маша вскипятит ведро воды, и мы все вместе пили чай. Мы ходили со своими ребятами, а то были другие ребята, они подкарауливали девчонок, отберут у них чего те насобирают, а «беленькие» в снегу наваляют, да могут и избить, а мы не боялись со своими робятами ходили. Едим, смеёмся, наперебой вспоминаем, где были, что делали, а затем зачнём петь да плясать»1)
Лапшина Т.Н., д.Новинки вспоминает «Была у нас одна молодая женщина, высокая, стройная, волосы ниже пояса. Сидим на поседках, вдруг открываются двери, влетает женщина в ночной длинной рубашке. Рубашка до запят, как сейчас помню, в мелкий, голубой горошек, волосы распущены. Женщину звали Клавдия Пошивалова.
Рядом с поседками было болото и вот она, босая с распущенными волосами, лицо разукрашено, да по рубашке какие-то нитки накинуты зелёные, она забежала и кричит: «Я русалка, я русалка из вашего болота». Бегает по избе, всех тискает, хватает, такой визг поднялся, кто куда бросились, все перепугались.
Сама я тоже любила рядиться, рядилась всю жизнь, что смешнее. Однажды нарядилась ветеринаром. Была уже замужем, жили на Ошаре. И вот в Святки пошли целой ватагой к соседям. Приходим, я вошла первая. Они меня не узнали. Была я в сером халате, завязана шалью, в валенках, на плече ветеринарная сумка, поздоровалась, спрашиваю: «Вы вызывали ветеринара? Мне сказали , что у вас надо обрезать копыта корове.» Я прошла вперёд, в углу стоял стол накрытый празднично, поставила сумку на стол, немного отодвинула всю еду, открыла сумку, вытаскиваю гвоздодёр, щипцы, которыми обрезают копыта, шприцы, мази, разные бутылочки. Они глядят на меня и говорят, что мы никого не вызывали, а я молча продолжаю вытаскивать остальные инструменты. Достала снадобье в бутылке и говорю, что вот это я принесла настойку на тринадцати травах. Подаю хозяину и говорю, что вот выпьешь, и будешь здоров. Но, а сейчас пойдёмте во двор, поглядим корову, раз уж я пришёл, не зря же я приехал. Они зажгли фонарь и мы пошли на двор. Выходим в сени, а там стоят мои родственники, друзья ржут, умирают со смеху. Когда Лапшины увидели всех нас, все поняли. Ой, сколько было смеху! Они уже начали сомневаться, но они узнали, кто я. А про копыта мне сказала сама хозяйка. Долго вспоминали про этот случай. Эх, и чудили, нас была целая компания! Везде ходили по деревням, никто не обижался. Куда не придём, везде шутки, смех. Правда, мы ходили по своей родне и друзьям.
А ещё помню такой случай. Отец нарядился объезчиком. Сходил в соседи, взял длинное черное пальто, армейскую фуражку, сумку полевую, приделал усы, за щёки положил две небольшие части картошки и пошёл чудить. Он знал, что два родственника Пошивалов Иван и Подкопаев Николай в каком-то месте нашли лес и тайно привезли его ночью и спрятали. Ведь тогда было строго, за это могли посадить. И вот в таком наряде он явился к Пошиваловым. Хозяева грелись ___________________
1)Лаптева М.М. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
на печке, он зашёл и говорит: « Здесь проживает Иван Пошивалов?» Сам достаёт из сумки ручку, бумагу, надевает очки и говорит: «Прошёл слух, что вы увезли лес. Показывайте, куда свалили и с кем увезли?» Они сначала отпирались, никакого леса они не воровали, но он составил протокол и сказал, что дело будет передано в суд. А Ивану показалось, что кто-то знакомый стоит перед ним. Но потом отец признался и все смеялись. Напугал таким образом и Подкопаевых.»1) Сатина Г.А., д.Ключищи рассказывает: мы были ещё маленькие, учились ,наверное, в классе седьмом. Нарядились ,кто во что, одела бабушкин сарафан на своё пальто, а наверх кофту, шаль на голову, валенки, девчонки зашли за мной и мы пошли по деревне. Тогда все озорничали, почти у каждого дома были поленницы дров, и вот мы решили эти дрова разложить по дороге. Выложили дровами дорогу, сверху до Сельского Совета. Утром все встали и увидели, что вся дорога устлана дровами. Долго дознавались, кто это сделал? Но главное никто не ругался, дрова убрали.
А.И.Галанина,д.Макариха А у нас в Макарихе парни катались с горы на санях и спустили их под гору. Да там их и оставили! Мужики утром пришли на конный двор, а саней нет. Пошли искать по следу, нашли их внизу, под горой, снег был глубокий, сани тяжёлые, едва их подняли наверх, но пожурили они нас, на этом и всё дело закончилось.
А ещё был такой случай. Однажды мы шли по деревне, не знаем, что делать, решили, давайте печную трубу чем-нибудь заткнём. Нашли фуфайку. Мишка полез на крышу, заткнул трубу этими шобонами, утром бабка Пелагея встала, затопила печку, а дым весь в дом. Выскочила на улицу, закричала: «Караул!» Сбежались с ближайших домов, а потом кто-то догадался, наверно, молодёжь чего-нибудь начудила. Полез сосед на крышу и вытащил из трубы фуфайку, все смеялись, а бабушка хоть и поругалась маленько, но к концу тоже начала смеяться.
А ещё вечером шли по деревне, смотрим, у ворот стоят сани, связали оглобли и привязали к двери за скобу. Мы про эти проделки сочинили частушку:
По деревнюшке пройдём,
Чего-нибудь наделаем,
Дров поленницу раскатим,
Или двери закладём.
Об этих проказах, конечно, знали заранее, но сильно не ругались, даже готовились к этому. Утром вставали и глядели, где, что не так. А на работу приходили, каждый рассказывал про наши проделки, смеху было!
Лапшина Т.Н., д.Новинки Николай Иванович рядился из года в год. Однажды нарядился попом. У бабушки взял Псалтырь, одел чёрное пальто, шляпу, приделал усы и пошёл по деревне. Он знал, что здесь, на этой поседке было много пожилых людей. Он зашёл в избу и говорит: «Меня просили зайти в этот дом, чтобы «отпеть» покойника. Вот мне подали записку «О поминовении усопших». И начал
__________________________
1)Лаптева М.М Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
2)Сатина Г.А. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
3)Галанина А.И. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
4)Лапшина Т.И. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
свою службу: «Помяни, господи, душу усопших рабов твоих… Анну Зайцову, Екатерину Храмцову, Михайла Скворцова, Гришаню Бойцова, сторожа Саню, конюха Гараню». (Перечисление всех фамилий было шуточным, их так называли по-деревенски. Николай Иванович перечислял почти всех жителей деревни, но к сожалению, но мы не смогли восстановить весь список, так как самого Николая Ивановича давно нет в живых, остальные вспомнить не смогли.
Мошина А.И., д.Алексеевка
«Жиля я в Алексеевке, у нас было две поседки, одна младшая, другая старшая. Гулять я не ходила, семья была большая, не успевала, но на поседки ходила, вязла носки, рукавицы, перчатки, плела кружева. Мы рядились нарядными, ходили на другу поседку, но и ходили в Сохтанку, Ивановское.
Как-то пришли в село Ивановское, пляшем, поём, а когда пошли домой, открыли двери и все провалились в яму. Темно было. Все кричат, визг стоял, а это беленькие, пока мы там пели, они разобрали пол, но правда было неглубоко, никто не ушибся. Парни нам помогли вылезть. Насмеялись и пошли домой.
Бакланова М.В., с.Хвощевка
А мы ходили свадьбой: наряжали жениха и невесту, а остальные свадебники одевались во всё нарядное. Невеста – надевала белое платье, фату делали из тюля, перчатки шили тоже тюлевые, сапожки хромовые или ботинки. Жених – чёрный костюм, сапоги хромовые, фуражка, белая рубаха.
Идём на поседки, сначала заходили сватья или дружки. Подходят к дому и кричат: «Расступитися, свадьба идёт, свадьба идёт, а потом заходим все.» Но мы ходили к тем хозяевам, которых знали, что примут. Зашли к тете Марусе, она жила одна, в её доме были поседки. Зашли, а дружки кричат: «Дайте дорогу молодым». Встали по сторонам, а тетя Маруся говорит: «Ну, гости дорогие, пожалуйте за стол». Женщины запели свадебную песню, и потом мы сели все за стол. Стол был накрыт. Ели, смеялись, шутили, кто во что горазд, а что говорили, не помню. Молодые кричали: «Горько!» Мы тоже брали всего с собой, угощали хозяев и присутствовали. Сидели недолго, пошли петь, да плясать, напелись, наплясались и пошли домой.»
Емелина И.Н., д.Макариха
За время Святок всяко рядилась, барышней любила рядиться, мы все одевали нарядное, вели себя скромно, ходили по деревне с гармошкой, с балалайкой, нас было 12 девчонок, парнишки тоже с нами ходили. Зайдём в дом, гармони играют, пляшем, поём. Веселье длилось по всей деревне до утра.Каждая из нас стремилась показать себя с хорошей стороны перед женихами и их роднёй.
Горева Л.В., д.Алексеевка Мы тоже рядились. Парни приходили приглядеть себе невесту, а девчонки женихов, для чего часто переодевались, чтобы нас не узнали. Обходили ________________________________
1)МошинаА.Н. . Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
2)Бакланова А.И. Текст записан в 2005 г. Материалы школьного музея
3)Емелина И.Н. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
4)Горева Л.В. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
поседки в своей деревне, но ходили и в другие деревни, где жили наши женихи. Смотрели, как живут, бедно или богато, какой порядок в избе, как встретят, с добром или с худом. Рядились мы так: наденем красивые сарафаны или юбки, все сундуки бывало перевернём, у нас была бабушка, она ругалась, говорила, что нельзя использовать наряды для этой цели, а мы загодя, вытащим, чего нам надо, а рядились на поседки. У бабушки был сарафан, уж больно был красив, розовый цветочками, впереди пуговицы до подола и кофта тоже с пуговицами, вроде «казачок», цветной платок, кожаные сапожки, лицо покрывали марлей, накрасимся, чтобы не узнали. Зайдём в дом, где живёт парень, боялись, а вдруг узнают, срамота, скажут, ну-ка, девки пришли в дом парня, это тогда было не заведено. А ещё украшали себя вышитыми полотенцами, надевали полотенца, два спереди, и сзади на юбку или одевали через плечо крест накрест, на шею, как вроде шарф.»
Таким образом, мы выяснили, что подготовка к обходам начиналась заранее. Всей поседкой придумывали костюмы, помогали друг другу готовить. Рядились разнообразно. Предполагаем, что цель всех «рядих» и их обходов – развлекать и веселить публику. А ещё мы пришли к выводу, что всех «ряженых» можно разделить на две группы по нарядам: « страшные» и
« смешные».
«Страшные» (шобонные) рядились так: одевали вывороченные шубы, вещи с заплатами, разная обувь, вывороченные костюмы, появлялись в лаптях на босу ногу, на голове корзина или горшок и т.д.
Поведение «страшных» вполне оправдывало их название: они запугивали девушек и детей, заглядывая и стуча в окна, со стуком и звоном колькольцов, привязанных к одежде, врывались в избы и устраивали там шумные пляски, которые сопровождались опрокидыванием кадок с водой, а порой и попавшийся под руки с тестом, осыпали детей и взрослых золой, помётом, и другими выходками. Как мы выясняли, что одним из непременных условий было стремление, чтобы их не узнали. Для этого делали маскировку лица: «мазали» сажей, мукой, свёклой, лицо закрывали тряпками или платками, надевали маски. А если кто- то пытался опознать пришедших, то «рядихи» могли и поколотить. Использовали такой вариант, менялись одеждой, девушки между собой, парни рядились девушками и наоборот. Уходили в соседние деревни, надеялись, что там их не узнают, изменяли голос при пении и общении друг с другом.
Вывод: если «страшные рядихи» ставили цель в обходах деревень, как одеться смешнее, напугать людей, чтобы их не узнали, поозорничать, то «нарядные» ставили совершенно другие цели. «Нарядные» - рядились в основном девушки. В Святки у девушек появлялось больше возможности: показать себя с наилучшей стороны перед женихами и перед их родней. Ведь в это время собирались от мала до велика, одни приходили для того, чтобы присмотреть женихов и невест, другие – чтобы посмотреть на зятя и сноху. Девушки очень часто группами обходили дома в своей деревне, но и посещали другие деревни. Отправляясь в такие походы, девушки надевали самые лучшие наряды, вот почему этих «ряженых» и называли «нарядными». Кроме желания привлечь к себе внимание, показавшись в празднично красивых нарядах, «ряженые» девушки преследовали и другую цель.
Колядки. Рождество всегда сопровождалось яркими народными обычаями. По обычаю, в этот вечер полагалось «славить Христа», ходить с пением колядок. Происхождение Коляды учеными объясняется по-разному. Забылин считает, что русские язычники славили Коляду, бога торжества и мира1). А. Терещенко объясняет происхождение Коляды от польского Коленда, означающего поздравления»2) .
____________________________
1)Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. Изд.: Эксмо,2003с9 2)Терещенко А. А. Быт русского народа. Изд.: Спб, 1998 с55.
Сообщения о том, что ходили с «припевками», «колядками» зафиксированы практически во всех селах и деревнях. Во всех домах ждали ряженных, готовились к их приходу. Готовили свиные ножки, пекли блины, пироги. Считалось, как угостишь ряженых, такого счастья они тебе и пожелают, поэтому не жадничали, подавали щедро.
Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота. «Под Новый год ходили колядовать, это в основном ребятишки и молодые парни и девушки. Запасались зерном. Со смехом и прибаутками ходили по домам. Подходя к дому, бросали горсти зерна в окно. Пели коляды.
Особым разнообразием отличались Колядки в деревне Шарголи. С утра ходили славить Христа нищие, дети. После обеда шла славить молодёжь по своим деревням, а вечером она отправлялись в другие деревни. Колядки проходили с пением, шутками. Емелина И.Н., д.Макариха, рассказывает: «Мы ходили по Макарихе, я была ещё небольшой, бабушка меня научила молиться. В Рождество брали корзинки, я одевала всё с бабушки. Зайдём в дом говорим: «Здравствуйте, мы пришли славить Рождество».
Хозяева отвечают: «Ну, славьте! Рождество Христово.
Рождество твоё, Христе боже наш, возсия мирови, свет разума; в нём бо звёздам, служащими звездою, учахуйся, тебе клнятиси, Солнцу, правды, и тебе ведёти с высоты Востока. Господи, слава тебе!»
Нам давали, у кого чего было: конфеты, печево, деньги. Старалась ходить только к своим знакомым. Насобираю, иду домой, хвалились, кто сколько наславил, нам было это всё интересно. Ходили мы в Рождественский сочельник, под Новый год, и в канун Крещения.
Конечно, каждая семья ждала колядовщиков, готовилась, приготавливали для них угощение, слушали нас в полном серьёзе».1)
Горелова А.В., д. Макариха , рассказывает
«Мы ходили по своей деревне и по Крутихе. Придём и говорим, что мы пришли славить Рождество. Они нам отвечают, что они рады, что не обошли наш дом. И мы начинаем славить Рождество. Коляда, колёда.
Стоят в бору сосны,
Зелены, кудрявы,
Нет их выше, нет их краше,
Рубите-ка сосны, пилите-ка доски,
Стелите-ка мостик.
Сосны рубили, дощечки пилили,
Мосточек мостили, сукном устилали,
Гвоздями убивали.
Кому ж, кому ехать, по мосту,
По тому мосточку,
Степашке братцу ехать жениться,
На вороном коне, в белом балахоне.
В чёрном запоне, в чёрных новых сапожках,
В серой одёже, нет её дороже.
Тётька-лебёдка, подай-ка «кишку» и лепёшку.
На сук навязать и свиней погонять.»2)
О сосне местные жители в песнях пели не случайно. Содержание песен , стихов отражали природу края , ведь главным деревом местности является сосна, а большую часть лесного массива составлял сосновый бор. Сосна – основной строительный материал и источник здоровья нашего края до сих пор.
Колядующие просили особую обрядовую еду: лепёшки, кишки.
_____________________________
1)Емелина И.Н. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
2)Горелова Л.А. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
При колядовании происходило одаривание колядующих. Это не просто плата, а своеобразный магический акт, призванный как весь обряд обеспечить удачу семье в наступающем году.
Вплоть до нашего времени в сознании селян сохранился древний смысл этого одаривания. Верующие считают, если хозяйка не подаёт колядующим, то в хозяйстве на этот год не будет проку. Колядование сохранилось, но только в с. Хвощевка.
В состав святочных обрядов входит гадание. Гадания, как и святочные песни и игры, были направлены на выяснение личной судьбы в будущем году. Святочными гаданиями занимались вечером или ночью. Среди населения сохранились такие гадания, как окличка прохожих или проезжих. Распространен был обычай выбрасывать валенок на улицу, в какую сторону носком он упадет, в той стороне и живет суженый. Если же валенок ляжет носком к воротам, из которых выкинут валенок, то девушке в этот год не суждено выйти замуж . Всё оживало в воображении человека и участвовало в предсказании его будущего. Гадали все: старые хотели знать, каков будет урожай, а молодые, каким будет суженый, ряженый.
Гадания совершались дома, на деревенской улице, у колодца, в поле…
Использовали для гаданий поленья, тын, солому, обувь. Н.И Галанина (д.Новинки) рассказывает:
«Пришли к Гуляному колодцу. Парни зарыли в снег солонку. Кто найдёт – в этом году выйдет замуж.»
Кидали башмаки через ворота. Это гаданье было повсеместно. А.В. Платонова (с. Шарголи): « Постучим в дверь. Если спросят кто тут, то жених будет местный, а если «Кто там», то из далёка. А.Н. Пошивалова : « А мы узнавали по полену, какой будет жених. Если полено гладкое, то жених будет хороший , внимательный, а если сучковатое – задорный».1) Летунова К.В., с.Хвощевка «Часто рядилась цыганкой. Была у меня яркая, в сборку юбка, кофта цветная. На плечи одевала большой яркий платок, они тогда как раз входили в моду. Волосы были длинные, заплету в косу, выпущу поверх, лицо накрасим, слова коверкала, подделывалась под цыганку, ходили всей компанией и гадали. Придём на поседку, кто из нас пляшет, кто поёт цыганочку, кто гадает. В деревне мы знали всех и про всё, поэтому гадать было легко: Скоро пиво варить, скоро сына женить (знали, что в этой семье сын неженатый).А тебе, молодая собираться в путь-дороженьку (девушка собиралась учиться).А, ты матушка, готовься к свадебьке. Женишок-то будет свой деревенский, работящий, богатый, скромыный, славный парень.А тебе, Натальюшка, сидеть ещё в девках долго, но не тужи, пой, веселись, не расстраивайся, годик другой, приедет к тебе на вороном коне молодой удалец.И так гадали каждому.»2)
Таким образом, в нашей местности Святки в разных деревнях отличались своими
особенностями. В результате проведенного исследования, мы сделали такие выводы:
Особенности:
-В нашей местности проходили поседки не только в период Святок, но с осени и до старого Нового года. На поседках сидели и гуляли только молодёжь, а начиная с 14 января по 18 января – люди разных возрастов;
-ряженые ходили по деревням только в зимние святочные вечера;
-колядование проходило только в святочные дни.
Общее:
-поседки проходили в определённых домах, иногда по нескольку лет в одном и том же доме,
-во всех деревнях поседки проводились по возрастам; на поседках сидели только девушки и только позднее приходили парни и начинались пляски, песни. На поседки приходили парни и из чужих деревень, но чаще по воскресеньям;
____________________________
1) Пошивалова А.А. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
2)Летунова К.В. Текст записан автором в 2013 г. Приложение №1
-хождение по гостям, но гости являлись чаще всего наблюдателями, пели и плясали хозяева поседки,
-все участники поседки обеспечивали хозяйку дровами от 4 до 6 санок на каждую поседку, керосином от 0,5 до четверти, производили уборку в избе после поседок, а перед праздниками проводилась уборка полностью;
-обход всех домов по деревням в Рождество. Участников этих обходов называли колядовщиками,
-на всех поседках девушки сначала трудились, а затем веселились,
-на поседки собиралась молодёжь, во все дни, кроме субботы.
Заключение
Закончена работа. По воспоминаниям старожилов мы узнали о Святках – наиболее почитаемом празднике жителей нашего края. Святочные гуляния и обряды - лишь небольшая часть истории культуры всего русского народа, в котором отразился мир, созданный нашими предками: мир идеальный и материальный., который нам удалось восстановить по воспоминаниям жителей сел и деревень.
Перечислим некоторые итоги :
Список использованной литературы
1. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. Изд.: Эксмо, 2003 .
2. Даль В.И.Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.,Эксмо 2007
3.Латышина Д.И. Родная история:Живая Русь. Кн.2.Ч.2М., 1997
4. Терещенко А. А. Быт русского народа. Изд.: Спб, 1998 с55.
5.Святки: http://traditio-ru.org/wiki/
Источники
1.Материалы школьного музея Раздел Ш. Обряды и праздники жителей нашего края. Опись 1.Паспорт записанного текста. (Приложение 1)
2.Тексты, записанные автором в 2013 году. (приложение №1).
Ласточка
Рисуют дети водопад
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Простые новогодние шары из бумаги
Кто должен измениться?