Работа стала призером муниципального этапа творческих работ учащихся в конкурсе "Край Нижегородский" в 2013 году.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_rozhdestvenskoy_t.nashi_zemlyaki_v_pervoy_mirovoy_voyne.doc | 90.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Хвощевская средняя общеобразовательная школа
Богородского района Нижегородская область
Всероссийский конкурс
исследовательских краеведческих работ учащихся образовательных учреждений Нижегородской области
"Отечество"
Номинация Нижегородская губерния в годы Первой мировой войны: будни и подвиги
Тема: Афонин Михаил Иванович – участник Первой мировой войны
Адрес: 607623 Нижегородская область Богородский район, с.Хвощевка ул.Центральная д.67 xvshcool@yandex.ru | Выполнила Рождественская Татьяна Анатольевна ученица 7 класса МБОУ Хвощевской СОШ Богородский район Руководитель Крайнова Елена Тихоновна учитель истории МБОУ Хвощевской СОШ |
2013
Введение
В 2014 году исполнится 100-лет, когда началась Первая Мировая война.
Об этой войне мы знаем, к сожалению, немного. А ведь в эту войну 1914-1918 гг. Российская армия одержала много побед. Главная заслуга в этом принадлежит ее кадровым частям, воевавшим по суворовском наказу – не числом, а уменьем. Состояла эта армия в основном из простых крестьян, призванных на войну из сел и деревень со всей России.
Тема Первой мировой войны заинтересовала меня после того, как побывав в Богородском историческом музее с одноклассниками , я услышала рассказ об участниках Первой мировой войны из Богородска. Мне захотелось узнать, а есть ли материалы об участниках этой войны в нашем школьном музее. Мои искания оказались не напрасны.
Моя работа – результат моего небольшого исследования об участии в войне простого крестьянина из с.Лукино Афонина Михаила Ивановича. Главная цель моей работы - познакомиться с событиями войны, с тем, как живет человек на войне, что он думает, о чем мечтает?
Задачи данной работы: на основе изучения источников, рассмотреть судьбу конкретного человека на войне, сопоставив свидетельства очевидца с известными фактами о войне.
На примере судьбы простого крестьянина можно увидеть как война врывается в мирный уклад жизни сельских жителей , как крушит все устои привычной жизни, приносит горе во все семьи, разлучает, калечит судьбы и мечты людей.
Подробности быта, военного уклада показались мне интересными и неожиданными. Братство и коллективизм русских солдат, их трудолюбие и стойкость как на фронте, так и в мирной жизни, достойны памяти и восхищения.
Некоторые случаи, произошедшие в судьбе Афонина Михаила в период войны, оказались обычным явлением, закономерностью.
Главным источником исследования стали воспоминания Афонина Михаила Ивановича о той далекой войне, которые были записаны его сыном Иваном Михайловичем и хранятся в школьном историческом музее. Часть воспоминаний опубликована в книге Ивана Афонина «Лукино на Кудьме»1. Рукописи, хранящиеся в школьном музее ранее не использовались. (См. Приложения №1,2). В своей работе я соотнесла некоторые факты, приведенные в воспоминаниях с событиями Первой мировой войны и известными архивными документами, доступными нам в интернет ресурсах и исторических исследованиях о Первой мировой войне. С одними из них можно поспорить и даже не согласиться, но другие - подтверждаются общеизвестными фактами истории войны.
__________________________
1.Перед отправкой на фронт.
Солдаты Первой мировой… Кто они? Эшелоны везли на фронт солдатушек -бравых ребятушек: рабочий люд, и мелкую чиновничью братию, земских врачей и учителей , недоучившихся студентов, ремесленников, приказчиков магазинов и крестьян, крестьян, крестьян…
Одним из тысяч таких крестьян оказался наш земляк Афонин Михаил Иванович.
Михаил Иванович родился 8 ноября 1890 года в крестьянской семье в с.Лукино, Горбатовского уезда. В 1914 году его призвали в армию, то есть на войну. Началась его служба.
Михаил Иванович вспоминал, что служба началась в учебном полку в Нижнем Новгороде в «Красных казармах» на берегу Волги.1)
Мы выяснили , что в Красных казармах располагался Екатеринбургский полк. Именно он находился на Набережной реки Волги в городском доме («Красные казармы»).
Екатеринбургский, Тобольский, Томский и Колыванский полки, носившие порядковые номера с 37-го по 40-й, входили в состав 10-й пехотной дивизии которая формировалась в Нижнем Новгороде.2)
Первые два в канун мировой войны и составили костяк нижегородского гарнизона. Оба полка имели славную историю. Тобольский был сформирован боярином Стрешневым в 1703 году в Москве. Местом рождения другой части стал в 1801 году Урал, отсюда и наименование – Екатеринбургский мушкетерский полк. По реформе 1864 года части получили порядковые номера. Нижегородская дивизия участвовала в Галицийской битве, Варшавско-Ивангородском и Лодзинском сражениях, тяжелых боях кампании 1915 года, знаменитом Брусиловском прорыве. Поочередно соединением командовали _________________________
генералы Николай Лопушанский, Василий Гаврилов, Дмитрий Надёжный, а в смутном 1917 году – Сергей Марков (позднее один из прославленных вождей Белого движения) и Виктор Гальфтер.
Михаил Афонин вспоминает, что его каждый месяц за хорошую учебу и примерное поведение отпускали на 2-3 дня домой, посмотреть на ребятишек, помочь по хозяйству жене. В декабре 1914 года у него родился сын Владимир. По этому случаю его отпустили на неделю, выдав на это время продовольственный паёк и деньги, что было крайне дорого. Кормили хорошо, паёк был богатый. Привез мыло, спичек, соли, продуктов. Это был настоящий Новогодний праздник. Но радость была недолгой. 3 января он снова был в части. В полку его уважали, сочувствовали его большой семье, поэтому, когда уходил в отпуск домой, сослуживцы давали ему часть своего пайка.
По окончании службы Афонин М.И. был произведён в унтер-офицеры.
Его направили помощником командира взвода в полк, который формировалась в Тобольских казармах. Через две недели выехали на Западный фронт. (Приложение №3).
Таким образом, из воспоминаний и архивных данных можно предположить, что Афонин М.И. в чине унтер-офицера был отправлен на войну в составе либо Екатеринбургского, либо Тобольского полков, которые оба входили в 10 Нижегородскую пехотную дивизию. Так, судьба простого крестьянина из Лукино оказалась связанной с судьбой страны и мира.
2.Западный фронт
Когда ехали на фронт, на станциях простые люди спрашивали, зачем едете, за что воевать будете? Отвечали мужики бодро: «Знамо дело -опять германец да австрияк напали на нашего царя». Значит, не было и мысли у русского мужика, чего ради воевать - За царя! и все. Одно слово – надо! Пройдет ни один год войны, когда солдаты задумаются: и с той стороны - тоже люди. Но тогда зачем они воюют друг с другом?
Первый бой Михаил Иванович принял под Новгородом-Волынским. Вот что он вспоминает: « Немцы по сравнению с нами были вооружены лучше. У наших не было самолетов, танков да и артиллерии было недостаточно, и та малокалиберная, по 2-3 пулемета на роту. Вся надежда в бою была на матушку-пехоту с длинной винтовкой и длинным игольчатым штыком, которая применялись в рукопашном бою.
Понеся большие потери, нашим частям все же удалось освободить город, да и немцев положили достаточно»1).
Эти воспоминания дают нам представление о готовности к войне Российской армии, её оснащенности. Исследователь Е. Барсуков отмечал: «Русская армия к началу войны не имела специальной артиллерии "сопровождения" для ближайшей поддержки пехоты в бою. Никаких ни штурмовых, ни траншейных батарей в русской армии в начале войны не было. Готовясь к мировой войне, как-то забыли об артиллерии».2)
Говоря о пулеметах, предполагаем, что речь шла о Пулемете «Максим» образца 1910 года, который широко использовался для поражения открытых групповых живых целей и огневых средств противника на расстоянии до 1000м. Наконец, длинная винтовка, упомянутая в воспоминаниях, - самое распространенное оружие 7,62-мм (3-линейная) винтовка образца 1891 года. (См. Приложение №4).
Еще Михаил Иванович вспомнил, как трижды ему приходилось вступать в рукопашный бой, идти на штыки, смотреть смерти в глаза. Рассказывая о войне сыну, он говорил: « Страшно, не страшно, а идти надо. Если струсишь, не наберешься мужества, не проявишь смелость, отвагу, обязательно погибнешь.»3)
Далее дивизию, в которой служил Афонин М.И., перебросили под город Ровно, а затем Дубно. (Предполагаем, что речь шла о событиях в Галиции в 1915 ___________________________
1)Афонин И. «Лукино на Кудьме» Богородск. 2002,с.21
2)Барсуков Е.З.Русская артиллерия в Мировой войне.М.:Воениздат,1938.С55
3) Афонин И. «Лукино на Кудьме» Богородск. 2002,с.22
году.) Здесь начались ожесточенные бои, против австро - венгерской армии. Сильное сопротивление оказывали мадьяры. «Артиллерии у нас почти не было, у пулеметчиков кончились патроны, и устрелков они были на исходе. На всякий случай по одной гранате на длинной деревянной ручке. РГ-14.»1) Мы выяснили, что ручная граната образца 1914 г., РГ-14 — действительно использовалась в период войны как противопехотная наступательная граната. Предназначена она была для поражения живой силы в наступательном бою.
«А мадьяры прут, что-то орут, по-видимому, были пьяные, как у них всегда это было перед рукопашной схваткой. Нашим ничего не оставалось делать, как встретить их штыками. Нервы напряжены как сталь, сердце, казалось, сжалось в комок, на какой-то период прекратилось дыхание. Все внимание вперед, на то, кто и с какой стороны на тебя идет, кто опаснее, кого нужно в первую очередь уничтожать. А они все идут и идут, все ближе и ближе. Наступил тот момент, когда нужно действовать решительно. С размаху, сильным ударом колю одного, бросаю через себя, колю второго- делаю тоже самое, третий видит такое дело, что не на того нарвался, повернул вправо. Смотрю - слева на товарища идут двое, бросился на помощь. Одного заколол он, второго подмял под себя я».2) Такие строки читать тяжело. Это только в кино смерть обставлена торжественно, а на деле-то она проста, буднична и незаметна для окружающих. В одной из солдатских частушек, относящихся к 1916-1917гг. говорится : «Прежде был солдат тетеря, не такой он стал теперя, как раскрыли ему двери, стал солдатик хуже зверя»2). Стал ли человек зверем на войне? Одичал, отупел от убийств? Но, может впервые в солдатской голове заворочились мысли: «А по ту сторону проволоки- люди, и они не виноваты, такие же подневольные как и мы».
Предполагаю, что именно такие мысли и были у основной массы простых солдат, они привели к нежеланию воевать, к известной в истории позиционной войне, к тому, что на Восточном фронте то и дело устанавливалось затишье. ___________________________________
Но затишье длилось не долго. Вскоре стратегическая инициатива перешла к противнику. Российским армиям пришлось отступать на Восток.
В одном из боев Афонин М.И. сгоряча не почувствовал, как получил укол штыком в бедро правой ноги. Но усилился пулеметный огонь со стороны противника. Наши не выдержали такого натиска, и, понеся потери, отошли назад. Михаил почувствовал сильную боль, от потери крови двигаться не мог, остался на поле боя. Вскоре оказался оказался в плену. Он вспоминает, что к нему подошли два мадьяра, стали спрашивать и показывать, куда он ранен. Михаил показал на правую ногу- они подумали, что он им показывает что-то оскорбительное и хотели его приколоть. Но когда он развернул полушинель, и они увидели, что вся одежда в крови, полный сапог крови, поняли, что он ранен. Подозвали своих санитаров, которые ему оказали медицинскую помощь, сделали перевязку и положили на двуколку, где лежали ещё трое раненых наших солдат и отправили в лазарет, а затем в госпиталь. Когда его там раздевали, то увидели на гимнастерке Георгиевский крест 4 степени, которым он был награжден за бои по освобождению города Новгорода- Волынский и тут же его забрали. Эту святую реликвию Михаил очень жалел.
Мы выяснили, что Георгиевским крестом во время войны награждались нижние чины за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля. Он являлся высшей наградой для солдат и унтер –офицеров. Из общего количества выданных Георгиевских крестов в 1914 году было выдано крестов 1 степени-1651, 2 степени-3196, 3 степени -26560, 4 степени-167400.2) Следовательно, одним из 167400 был награжден и наш герой.
Анализируя ситуацию, когда Афонин М.И. оказался в плену , уместно вспомнить положение на Восточном фронте в 1915 году. Германия решила нанести основной удар по России. В мае началось наступление. Ставка требовала
____________________________________
1) И.Афонин «Лукино на Кудьме» Богородск. 2002,с.22
2) Награды императорской России 1902-1917 http://medalirus.ru/stati/durov-georgievskii-krest-voiny.php
от солдат одного – ни шагу назад. Но за полтора месяца боёв Юго-Западный фронт был отброшен далеко на Восток. Россия потеряла Львов, Перемышль. Западный фронт отступил на линию Рига-Двинск-Пинск. Царские войска оставили большую часть Галиции, Польшу с Варшавой, Литву, часть Латвии, Белоруссии. Почему так произошло? Для ответа приведем письмо главнокомандующего великого князя Николая Николаевича царю (лето 1915 года) «Некомплект в войсках…400 тыс.человек. Ружей для подходящих пополнений нет: то, что имеется - капля в море. Качество войск, вследствие огромных потерь, ежедневно ухудшается…, офицеров не хватает. При таких условиях никакая стратегия неприемлема. Инициативу забрать в свои руки не можем»1)
Поражение 1915 года стало началом катастрофы России. И в этой катастрофе судьба солдата из русской деревни выглядела не такой уж трагической и бесславной. В такой ситуации оказывались тысячи солдат. Нам никогда не узнать подробностей того, как оказался в плену наш герой, не указана и точная дата пленения, предположительно 1916. Как показывают исследования , сдача в плен в 1916 году стала массовой. За время военных действий с начала войны Россия потеряла более 4 млн.человек, 2,3 млн. пропало без вести. Линию фронта не найдешь на карте. Послушаем солдат, которые пишут в 1916 году: «Здесь в армии большое волнение, надоело уж воевать. Уже несколько раз прикажут идти в наступление, но солдаты не выходят из окопов, так что наступление отставляют», «Узнал об этой забастовке начальник дивизии. Приехал сюда в полк…все роты отказываются идти в атаку, крича: «Давай есть, одевай, обувай, а то воевать не будем, все пойдем в плен», Два батальона нашей дивизии целиком пошли в плен добровольно…Всех солдат хотели расстрелять, отобрать винтовки, но солдаты не дали, так что некому и расстреливать все, бастуют»2) Забастовки в армии, добровольная сдача в плен целых батальонов стала обычным явлением Первой мировой. И эти настроения, в конце концов, стали одной из
__________________________________
причин, которые привели Россию к революции.
Михаил, будучи пленником, оказался в госпитале. Он вспоминает, что питание и лечение было хорошее, к пленным относились снисходительно, не обижали, они быстро поправлялись и через 4 месяца их выписали. Потом пленные прошли специальную отборочную комиссию. Узнали, кто они, и что могут делать. Афонина М.И. направили на работу в крестьянское поместье. Барин ценил, что русский пленный обходительный, мог выполнять любую работу, делал её хорошо, с душой. За это к нему и относились доброжелательно.
Хозяйство у барина было большое, много земли, скота. Четыре лошади- две из них рабочие и две выездные, на которых он возил барина и двух его дочерей. Михаил вспоминал, что был хорошо одет, обут, замечательно питался, но постоянно думал о доме, жене, детях.
Его тянуло на Родину. Об этом, конечно, барин знал.
Он говорил Михаилу: «Михель, жена будет - бери любую дочь. И дети тоже будут». Но Михаил был передан своей семье, ради которой совершил из плена побег.1)
Побег он совершал с другом. Договорились с машинистами самоходной баржи, которая везла по Дунаю уголь. Работники баржи спрятали беглецов, забросав крупным углем. Но полиция их все же обнаружила и отправила снова в Венгрию.
А что Россия? Шел 1917 год. Русские пленные узнали, что в России свершилась революция. Шли разговоры об обмене военнопленными. Они ждали этого момента, и он пришел. Ровно через год 7 ноября 1918 года Михаил вернулся в свое родное село Лукино, где встретился со своей семьей и родными.
В то же самое время из плена вернулись ещё два солдата-селянина. Это Григорий Павлович Буйдин (его прозвище было Мадьяр), второй Иван Михайлович Шамин.
___________________________________
1) Воспоминания И.М.Афонина. Материалы школьного музея. Лист 23
Заключение
Наше небольшое исследование окончено. А, может, оно – только начало большого поиска в изучении истории Первой мировой войны. Главное, что работа эта не только позволила мне узнать об одном из самых значительных событий в мировой и Отечественной истории, но и взглянуть на войну глазами обычного простого солдата, моего земляка, узнать детали, которые не отыщешь в учебниках по истории. Война стала трагедией в судьбе России, трагедией она отразилась и в судьбе участников. Нашему герою повезло, несмотря на то, что он оказался в плену, он остался живым. Вернувшись домой, встретился с семьей, продолжал заниматься сельскохозяйственным трудом. Его сын Иван Михайлович, продолжил боевую традицию отца - стал участником Великой Отечественной войны, а после войны стал кадровым военным. В 2006 году судьба привела его в родное село Лукино и в нашу школу, где он оставил свои книги и семейный архив: рукописи, воспоминания, фото. Благодаря этим материалам стала возможной моя работа, которая, несомненно, оставит след в мыслях, в памяти и в сердце.
Список литературы
1.Афонин М.И. Лукино на Кудьме. Богородск, 2002
2.Воспоминания И.М.Афонина. Материалы школьного музея. Лист 21
3. Барсуков Е.З. Русская артиллерия в Мировой войне.М.:Воениздат,1938
4. Долуцкий И.И. Россия в начале XX века. М.,1992.
5. Ростунов И.И. Русский фронт Первой мировой войны., М.1976.с40
Интернет ресурсы
1.Награды императорской России 1902-1917 http://medalirus.ru/stati/durov-georgievskii-krest-voiny.php
2. Первая мировая. Нижегородский край и нижегородцы. http://altyn73.livejournal.com/443256.html
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Волшебные звуки ноктюрна
Дерево в снегу
Ворона
Фокус-покус! Раз, два,три!