В работе изучается творчество И.Я. Билибина, посвященное иллюстрированию сказок А.С. Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
Этот удивительный мир сказок ( межпредметный проект) | 60.5 КБ |
Выполнила работу: Алексеева Яна уч-ся 11 «а» класса МОУ «СОШ №34»
Руководители: Яковлева Т.А., учитель русского языка и литературы
Ткаченко Л.И., учитель изобразительного искусства
«Этот удивительный мир сказок…»
(по творчеству И. Я. БИЛИБИНА)
Цель работы - выявить общие закономерности творческого метода
И.Я. Билибина, попытка проследить процесс поиска художником своей индивидуальной художественной системы. Через знакомство с иллюстрациями мастера к сказкам поэта, предполагалось глубже понять образный строй произведений А.С. Пушкина, найти общее или схожее в мировосприятии двух выдающихся личностей русской культуры.
Материалом для исследования послужили иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане».
Результаты работы планировалось использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературы в 5-7 классах.
И. Я. Билибин (1876 – 1942) – великий театральный художник, первый профессиональный художник книги, который наравне с рисунками использовал в оформлении сказок древнерусский шрифт. С его именем в искусстве связана эпоха возрождения интереса к народному творчеству, к национальной старине.
Иллюстрации Билибина трудно спутать с работами другого мастера. Встреча с Билибиным всегда радостна. Раскрывая книгу с рисунками этого мастера, оказываешься пленённым волшебным миром сказки с его фантастическими видениями, с образами, согретыми воспоминаниями детства.
Старинная вязь инициалов, изящная заставка, где расцветают скромные, глубоко поэтичные мотивы родной природы, национальный характер орнамента – всё рассказывает о седой старине, о старой Руси, о тех давних временах, откуда тянется к нам золотая нить древних преданий…
«…Очаровательное, сказочное время в отношении народного художественного творчества»,- восхищался Билибин искусством 17 века. «Первая любовь» - жизнерадостное искусство того времени останется на всю жизнь самой яркой привязанностью художника. Основные черты русского народного творчества - праздничность, декоративность, мягкая лиричность, пластическая ясность станут неотъемлемыми чертами его будущих произведений.
Иллюстрированием на сказочную тематику молодой художник увлекся случайно.
Зимой 1898 года он побывал в Петербурге на выставке картин В.Васнецова. Душу народа Васнецов нашел в былинах и сказках.
«Сам не свой, ошеломлённый, ходил я после этой выставки, - вспоминал потом Билибин. - Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чём тосковала моя душа».
В картине В.Васнецова «Три богатыря» Билибину открылся новый, доселе почти неведомый ему мир русской народной сказки. И этот мир настолько покорил его своей поэтичностью, жизнерадостностью, что отныне художник навсегда становится его певцом.
После долгих исканий он нашел свою тему, но чтобы эта тема стала истинно своею, необходимо было прикоснуться к первоисточнику - к народной жизни, фантазии, искусству, к природе, среди которой живёт народ. И художник, едва дождавшись наступивших погожих дней, едет в деревню Егны, неподалёку от Санкт-Петербурга. В Егнах Билибин ни на секунду не расстаётся с томиком русских сказок, собранных А.Н. Афанасьевым.
Сказочные образы, один чудеснее другого, обступали его, и казалось, весь труд заключался только в том, чтобы перенести их на бумагу.
В лето 1899 года в деревне Егны родилась полная чудес, любимая и детьми и взрослыми, знаменитая «билибинская» детская книга - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», в которой соединено ощущение свободы сказочного вымысла и реальная достоверность старинного народного быта. Но особенно удалась Билибину «Василиса Прекрасная». Это уже не первая его книжка, и читатель, только взглянув на знакомую обложку, торопится быстрее открыть её.
Над своими иллюстрациями художник работал медленно и кропотливо: за день он выполнял всего пять квадратных сантиметров. Прежде всего он набрасывал эскиз будущей композиции. В это время он работал с натуры, а также пользовался книгами и другими изобразительными материалами. Затем брал кальку, жёстким карандашом набрасывал на ней композицию в деталях и переносил её на ватман. После всего этого он приступал к расцвечиванию акварелью своего рисунка. Важным приёмом была и тонкая «стальная» чёрная линия, очерчивавшая цветовые пятна. Это был очень нелёгкий метод рисования.
Художник постоянно совершенствовал свою исполнительскую манеру, уточнял линии, гармонизировал цветовую гамму, в первых книжках зачастую ещё не собранную и нестройную. Он вырабатывает свой метод работы над акварелями, которому потом будет следовать всю жизнь.
Зерно его стиля - создать такой рисунок, в котором декоративно-орнаментальное и изобразительное слились бы в единое целое. Новый тип взаимоотношений плоскости и глубины - «билибинский стиль».
Все иллюстрации окружены широкими орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками: по краям сбоку, сверху и снизу вытянулась цепь сказочных рыб, лесных трав, цветов, грибов. Они не только декоративны, но и содержательны, вторят основному настроению иллюстраций.
Мерно течёт повествование, мерно, через страницу текста, открывается картина, где главенствует тот или иной герой. Это широкое ритмическое дыхание пронизывает всю книгу. В построении её отразился трудный процесс поисков художником своей системы.
А.С. Пушкин написал пять сказок, наполненных величавой простотой и ясностью. Их основа – светлая вера в гармоническое устройство жизни. Но что отличает пушкинские сказки от народных и что сразу бросается в глаза, это их удивительная картинность и даже театральность.
Пушкин рассчитывает на творческое воображение читателя. Все в «Сказке о царе Салтане»- и небо, и море, и звезды, и сверкающий город и палаты царя, и молодая царевна – ослепляет своей поистине сказочной красотой. И Билибин воспользовался счастливым случаем раскрыть свое дарование. Первой сказкой, которую художник начал иллюстрировать, стала «Сказка о царе Салтане».
Сама обложка уже необычна по своему формату - горизонтальному. Почему? Может быть, автор стремится к тому, чтобы книга походила на театральный эскиз, афишу, театральный занавес?
Во всю необъятную сцену вздымаются волны, и из кружевной пены появляются «тридцать витязей прекрасных». А в ветвях богатырского дуба, раскинувшегося над узорчатыми волнами, золотом горят фонарики желудей. Между ними прячутся и Баба Яга, и русалка, и избушка на курьих ножках, и Кащей Бессмертный, и Серый волк …Но ярче всего – черный, как ночь, кот. Он не глядит на нас – он сказку складывает…
Заканчивается сказочное очарование пролога и перед нами разворачиваются картины – одна краше другой. И мы видим светлую северную ночь, нежный цвет позднего заката, уютно светящиеся маленькие окошки избы и спешащего к крыльцу царя.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
Рисунок чисто билибинский – лаконичный и узорчатый одновременно. Поражает точность прорисовки незначительных деталей, декоративность элементов. Если у Пушкина живое дыхание народной речи, то у Билибина живое дыхание линии.
Необычно и сочетание реальных и фантастических элементов: сугроб, крылечко, царь Салтан, стоящий «позадь забора» с кудлатой дворнягой у ног, свежий след пробежавшего зайца и роскошная царская шуба, крытая парчой и бархатом, резной орнамент ковром покрывает наличники окон, крыльца.
Художник любуется и добродушным царём, и тёплым светом окошка, и полузанесённой снегом ёлочкой… На наш взгляд, именно в этой иллюстрации наиболее ярко перекликается пушкинское восприятие мира с его вечным стремлением к добру и мастерство И.Я. Билибина.
В последующих иллюстрациях художник воплощает зрелищность пушкинской сказки ярко и эффектно. Роскошные наряды бояр, торговых людей, архитектура теремов, вереница красочных орнаментальных пятен – вот что привлекает наше внимание в первую очередь, а характеры героев занимают второстепенное место.
Рассмотрим акварель «Торговые гости у Салтана»: на переднем плане чинно восседает на троне царь, склоняются перед ним гости, один за другим. Их наряды из драгоценных тканей с характерным для 17 века орнаментом превращают передний план в калейдоскоп разноцветных узоров. И опять мы видим сценическое решение рисунка: пространство «сцены» перспективно уходит в глубину.
Но самая театрализованная иллюстрация – «Пир». Ее центр - плоскость изразцового пола, сходятся в глубине линии из стрельцов с бердышами, замыкает задний план стол, покрытый вышитой скатертью, а за ним царская семья. Когда глядишь на боярина, играющего с кошкой, вспоминаешь концовку сказки:
И я там был; мед, пиво пил - // И усы лишь обмочил.
Работая над «Сказкой о золотом петушке», Билибин создал предельно компактную, лаконичную книгу. В ней всего четыре страничных рисунка, один разворот, заставка и концовка – самые важнейшие моменты сказки. И вновь отмечаем театральность иллюстраций: четыре страничных рисунка – четыре театральных действия, заставка – прелюдия, концовка – финал.
Необычен масштаб акварелей, они занимают всё поле страницы, на ней нет места тексту. Кажется, что место акварели на стене нашей квартиры, как лубка в крестьянской избе.
Иллюстрации к «Сказке о золотом петушке» - вершина мастерства художника: линии точны, выразительны и орнаментальны одновременно. Трудно поверить, что они проведены мягкой кисточкой.
Но самое главное – это единство образного мира сказки Пушкина и иллюстраций Билибина, который блистательно разрешил задачу строго следовать за автором, передавая обезличенность большинства персонажей и живость, естественность Дадона. Особенно ярко охарактеризован Дадон в акварели «Дадон перед Шамаханской царицей». Рисуя его фигуру со спины, художник сумел передать и потрясшее его горе, и удивление царицей, и даже то восхищение, которое его вот-вот охватит.
Дадон у Пушкина и у Билибина совершенно живой человек, который руководствуется только своими секундными прихотями (мгновенно забывает смерть сыновей, нарушает собственное обещание и, наконец, убивает Звездочёта).
«Моему ндраву не препятствуй» - вот его единственное правило. Этим он и страшен.
Сказки Пушкина мы читаем в раннем детстве. Каждая страница «Сказки о царе Салтане», каждая билибинская иллюстрация расширяют границы, казалось бы, понятного и привычного мира. И море входит в этот мир, и остров Буян, и звёзды… И мир расцветает чудесами.
Детские впечатления от «Сказки о золотом петушке» совсем другие. Леденящим холодом веет от неё. Она противостоит чудесному миру, она за его пределами, как осенняя стужа за окном. Добро и зло в своем извечном противостоянии. Два великих мастера помогают нам глубже проникнуть в их смысл, постичь суровые, но справедливые законы этого мира, тайны бытия.
Через иллюстрации И.Я. Билибина происходит осмысление связей человека с историей, с сокровищами национального культурного наследия. Произведения, которые иллюстрирует художник становятся для нас более ясными, близкими и понятными.
Проникая в творческую мастерскую выдающегося художника книжной графики на всю жизнь приобретаешь чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаешься к таинству художественного творчества.
Список использованной литературы:
1. А.С. Пушкин в изобразительном искусстве. М., ИЗОГИЗ, 1961
2. Иван Билибин: Альбом – Л., Аврора, 1988г.
М., Детская литература, 1996г
М., Олма – Пресс,2000г.
Сказка "Колосок"
Если хочется пить...
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Карандаши в пакете
Повезло! Стихи о счастливой семье