Цель данной исследовательской работы - определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония». Работа является продолжением исследования, начатого два года назад.
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_profesii_nakonechnaya_aleksandra_9_v_1.docx | 65 КБ |
Октябрьский район,
МАОУ Гимназия № 11
Секция обществознания
Наконечная Александра Евгеньевна
9 класс,
Профессиональные предпочтения учащихся МАОУ Гимназия №11 «Гармония
Научный руководитель –
Андрейченко Олеся Николаевна
учитель истории
высшей категории
Новосибирск, 2014
Оглавление.
I.Введение………………………………………………………………………3-5
II.Профессиональные предпочтения учащихся МАОУ Гимназия №11 «Гармония»
III. Заключение……………………………………………………….………14-15
IV. Список источников и использованной литературы………………………16
V. Приложение……………………………………………………………….17-18
Все работы хороши –
Выбирай на вкус.
В.В.Маяковский
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессия определяет положение человека в обществе. Выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и образ жизни.
В наше время человеку сложно выбрать профессию, ведь мир профессий довольно разнообразен – специалисты насчитывают более 7 тысяч профессий, из них несколько сотен самых востребованных, то есть тех, в которых количество занятых работников меньше, чем количество рабочих мест. Но есть профессии, которые востребованы всегда – врачи, педагоги, социальные работники и др. В последнее время повышенным спросом пользуются программисты, агенты по работе с недвижимостью, инженеры-строители и др. Есть профессии популярные, такие как психолог, экономист, юрист, социолог. Есть так называемые вредные профессии, отрицательно влияющие на человеческий организм, связанные с напряжённостью и сложностью работы, нарушением ритма бодрствования и сна, шумом, вибрацией, пылью, химическими красителями, высокими или низкими температурами и т.д. Самые вредные условия работы, как считают медики, в угольной и горнодобывающей промышленности, химическом производстве, в горячих цехах на заводах машиностроения и металлургии. Есть высокооплачиваемые, есть редкие, есть мужские и женские профессии и т.д. [1].Ориентироваться во всём этом многообразии довольно сложно, но необходимо иметь представление о ситуации на рынке труда, чтобы иметь востребованную профессию и не остаться без работы. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на конкретный срок.
Каждый человек, задумывающийся о выборе жизненного пути, должен определить, к какому типу профессий он относится. Известно, что в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «человек – природа» (предмет труда – природа), «человек – техника» (предмет труда - машины, механизмы), «человек – человек» (предмет труда – люди), «человек – знаковые системы» (предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки), «человек – художественный образ» (предмет труда - художественный образ, способы его построения). Характер и способности – вот то сочетание, которое больше всего влияет на выбор профессии. «Кем я стану, когда вырасту?» - этот вопрос волнует не только нас, школьников, но и наших родителей. Какую профессию следует выбрать, чтобы не ошибиться? Вопрос о профессиональном выборе важен для нас, девятиклассников, так как в следующем году нужно будет выбрать для изучения профильные предметы.
Цель данной исследовательской работы - определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония».
Поставленная цель реализована посредством следующих задач:
Объект исследования: современные профессии.
Предмет исследования: предпочтения учащихся МАОУ Гимназия № 11 в профессиональном выборе.
При подготовке работы использованы следующие методы: социологический (анкетирование), теоретический (анализ и синтез), эмпирический (сравнение) и математический (таблицы).
Источниковая база. В основу работы положены материалы собственного социологического исследования, проведённого среди учащихся 7-8-х и 10-11-х классов МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» на протяжении двух лет, в 2012-2014 гг., и их анализ. В 2012-13 и 2013-14 учебных годах проводилось анкетирование среди учащихся двух параллелей МАОУ Гимназия №11 «Гармония». Целью анкетирования было выявление профессиональных предпочтений школьников, которым предстоит сдавать ГИА (ОГЭ) и тех учащихся, которые будут сдавать ЕГЭ и выбирать вуз после окончания школы. Задачами анкетирования было выяснить, как относятся к миру профессий школьники разных возрастных групп нашей Гимназии, и сделали ли они свой профессиональный выбор. В опросе принимали участие учащиеся 7-х классов (всего 83 человека) и учащиеся 10-х классов (всего 50 человек), учащиеся 8-х классов (всего 89) и учащиеся 11-х классов (45 человек). Учащиеся дважды с промежутком в один год отвечали на одни и те же вопросы анкеты.[Приложение 1]. В начале 2014-2015 учебного года было проведено анкетирование среди родителей (всего 63 человека).
При написании работы оказались полезными следующие издания. Прежде всего, это энциклопедия «Выбор профессии» издательского центра «Аванта+»[2]. Книга интересно и доступно знакомит с миром профессий, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факты, влияющие на выбор профессии. Авторы статей – ведущие специалисты в области профориентационной работы, учёные, преподаватели вузов. Книга психологов А.Г.Грецова и Т.А.Бедаревой «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов» ориентирована на профессии, которые подразумевают получение высшего образования, являются популярными в современном мире. В ней даётся описание ста наиболее популярных профессий. Основной акцент сделан на распространившиеся недавно и популярные среди современной молодежи профессиях: веб-дизайнер, логистик, мерчендайзер, маркетолог, специалист по рекламе и др. Кроме описания профессий, в книге даются и психологические механизмы их выбора.[3] Также была использованы материалы книги П. Мучински – писателя и автора «Психология, профессия, карьера»: теория характеристик работы и характеристики работы. В данном исследовании затрагиваются вопросы анализа профессиональной деятельности, профессионального здоровья и мотивации.[4]
Во время написания работы были использованы сведения из некоторыхх электронных источников. Так, список профессий, востребованных на рынке труда в городе Новосибирске, банк вакансий, аналитические обзоры ситуации, сложившейся на рынке труда города, представлены на сайте Городского центра занятости населения - gczn.nsk.su.[5] На сайте http://info.sibnet.ru/?id=343571 были взяты данные о среднем показателе зарплат, востребованных в Новосибирске профессий.[6] На сайте http://kudavlozitdengi.adne.info/populyarnye-vakansii-novosibirskа была найдена информация о профессиях, популярных в Новосибирске в наши дни[7].
Практическая значимость. Использованные в данной работе сведения могут быть полезны в учебной (уроки обществознания и экономики, классные часы) и внеклассной (кружковая работа по изучению профессий, родительские собрания и др.) работе – всем тем, кто сталкивается с проблемой профессионального выбора.
Структура работы. Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение. В работу также входят список используемой литературы и источников и приложения с результатами измерительных материалов.
I.Профессиональные предпочтения учащихся МАОУ Гимназия №11 «Гармония».
1).Привлекательные профессии.
На основе проведённого анкетирования получилась таблица, которая даёт представление о профессиях, предпочитаемых учащимися на протяжении двух лет (см.ниже).
Таблица 1. Рейтинг привлекательных профессий
7 класс | 8 класс | 10 класс | 11 класс |
2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год | 2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год |
Предприниматель | Экономист | Предприниматель | Экономист |
Экономист | Предприниматель | Экономист | Юрист |
Спасатель | Психолог | Юрист | Преподаватель |
Юрист | Дизайнер | Программист | Психолог |
Психолог | Юрист | WEB-дизайнер | Врач |
Программист | Актёр | Врач | Политик |
Работник правоохрани-тельных органов | Менеджер | Политик | Военнослужащий |
Дизайнер | Следователь | Повар | Инженер |
Врач | Повар | Эколог | Дизайнер |
Преподаватель | Банкир | Спасатель | Менеджер |
В числе самых предпочитаемых профессий учащимися разных возрастов Гимназии № 11 оказалась профессия предпринимателя. Предпринимателем называют такого человека, который работает на себя: сам принимает решения, которые касаются деятельности фирмы, сам их осуществляет. Предпринимательский труд полезен для общества – создаются новые рабочие места, в большей степени удовлетворяются потребности людей. Предпринимателю приходится отвечать не только за свою деятельность, но и за своих подчинённых. Предприниматель должен иметь способности управленца и организатора, финансиста и торговца, уметь составить грамотный бизнес-план, не бояться риска, быть устойчивым к стрессам. Но взамен организатор своего дела получает свободу и независимость. Возможно, это и привлекает учащихся в этой профессии, а также – надежда на хороший доход.
В числе предпочитаемых названа также профессия экономиста. Экономист - одна из наиболее популярных профессий в современном обществе. Но представителей данной профессии сегодня на рынке труда намного больше, чем это необходимо. Несколько лет назад экономисты пользовались большим спросом, и это породило завышенное предложение. У работодателей появилась возможность выбора, и чаще всего теперь они предпочитают не молодых специалистов, а опытных работников, которые, в отличие от вчерашних выпускников, прекрасно знают налоговый и бухгалтерский учёт, составляют точные прогнозы. 17 выпускников 2014 года Гимназии № 11 поступили на экономические факультеты высших учебных заведений, подтвеождая свой изначальный выбор. Вероятно, учащиеся нашей гимназии надеются после окончания вуза найти работу, надеясь на свои знаниям и умения.
Профессия юриста также относится к числу привлекательных для учащихся разного возраста нашей гимназии. Эта профессия считается одной из наиболее уважаемых профессий в мире. Они работают в судебных и правоохранительных органах, учебных заведениях, обеспечивают охрану авторских прав, анализируют состояние рынка по поводу недобросовестной конкуренции. Особенностью профессии юриста является очень высокая ответственность. Ведь в руках этих специалистов не только судьбы отдельных людей, но и предприятий, компаний и целых государств. Количество выпускников школ, желающих стать юристами, год от года увеличивается, но по-настоящему умелых и квалифицированных работников из них получается всё же не очень много. Приоритетный выбор этой профессии оправдался, и 11 выпускников Гимназии №11 2014 года поступили на юридические факультеты новосибирских ВУЗов.
Проведённое анкетирование показало, что профессия спасатель также в числе приоритетных. Для этой профессии требуется отличная физическая подготовка, крепкое здоровье, твёрдый характер, сила воли, ответственность, быстрая реакция, умение проявлять доброту и терпимость. Профессия спасателя относится к числу героических, т.е. опасна для работника, но при этом важна для общества, потому что направлена на спасение жизни людей, поддержание стабильности порядка. Подобные профессии выбирают люди, которые стремятся не только помочь обществу, но и повысить самооценку, чувствовать свою значимость.
Среди социально значимых в списке присутствуют также профессии работника правоохранительных органов, преподавателя (оценивается неоднозначно), военнослужащего, врача, психолога. Профессия психолога сравнительно молодая, но достаточно популярная. Психолог человека не лечит, а помогает ему обрести гармонию в отношениях с людьми и с самим собой. Для ребят представляется интересным знакомство с внутренним миром других людей.
Профессия повара, востребованная на рынке труда в Новосибирске, также оказалась в числе привлекательных для учащихся разных возрастов. С одной стороны, это массовая профессия, а с другой – уникальная. Тут нужен талант, любовь к своему делу, творчество, воображение, аккуратность, внимательность, организованность, хорошая память. Положительной чертой этой профессии является востребованность этой профессии, возможность получения стабильного дохода, размер которого зависит от места работы и квалификации специалиста.
Те, кто делает выбор в пользу социально значимых профессий, поступает верно, ведь невозможно добиться успеха, если работать не на интересы общества, а тоько на удовлетворение собственных интересов.
В числе привлекательных для ребят профессий ими были названы также политик, эколог, программист (оценивается неоднозначно), менеджер. Банкир – лишь на десятом месте в рейтинге 8-ков.
Если говорить о творческих профессиях, то в десятку предпочитаемых вошли следующие: дизайнер - по интерьеру, ландшафту, дизайну одежды, обуви и т.д. Для освоения данной профессии необходимы образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля. В наше время ни одна промышленным образом изготовленная вещь в процессе разработки не обходится без участия представителя данной профессии. На современном рынке труда дизайнеры являются достаточно востребованными специалистами. Среди других творческих профессий называется профессия актёра. Скорее всего, назвавших её привлекают популярность, успех, высокие заработки.
Итак, сравнивая рейтинг привлекательных для учащихся 7-х и 8-х классов профессий, мы видим, что предпочтения не изменились - предприниматель, экономист, юрист и психолог в пятёрке лидеров. Но некоторые изменения всё же произошли, и в 2014 году у 8-классников в десятку привлекательных вошли такие профессии, как актёр, повар и банкир. А исключены – спасатель, программист и врач. Это может быть связано с тем, что учащиеся заинтересовались другими профессиями, познакомившись с их представителями (такую возможность предоставляла Гимназия), или работали в сфере реализации этих профессий на каникулах летом.
В пятёрку привлекательных для учащихся 10-х классов профессий вошли предприниматель, экономист, юрист, программист, WEB-дизайнер. В течение года некоторые изменения в рейтинге произошли, и в 11-м классе были исключены предприниматель, программист, повар, эколог и спасатель, а добавлены учитель, психолог, военнослужащий, инженер и менеджер. Это может быть связано, с тем, что учащиеся переосмыслили значимость этих профессий в наше время.
Сравнивая данные, полученные в ходе анкетирования учащихся, можно сделать вывод, что учащиеся Гимназии №11 отдают большее предпочтение профессиям, которые требуют получения высшего образования, дают стабильную зарплату и возможность продвижения по карьерной лестнице.
Выбирают профессии популярные, но не всегда востребованные на рынке труда.
2).Непривлекательные профессии.
На основе проведённого анкетирования получилась следующая таблица, которая даёт представление о профессиях, непривлекательных учащимися на протяжении двух лет (см.ниже).
Таблица 2. Рейтинг непривлекательных профессий
7 класс | 8 класс | 10 класс | 11 класс |
2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год |
Дворник | Дворник | Продавец | Уборщица |
Грузчик | Охранник | Дворник | Дворник |
Водитель | Продавец | Грузчик | Продавец |
Электрик | Инженер | Садовод | Промоутер |
Сантехник | Бухгалтер | Массажист | Охранник |
Промоутер | Сантехник | Парикмахер | Учитель |
Швея | Строитель | Швея | Секретарь |
Повар | Слесарь | Воспитатель | Бухгалтер |
Строитель | Грузчик | Сантехник | Водитель |
Продавец | Воспитатель | Преподаватель | Программист |
Как показало анкетирование, не привлекают учащихся профессии, которые требуют больших физических усилий. Самой непривлекательной оказалась профессия дворника. Возможно, этого и следовало ожидать, ведь в гимназии учатся дети, которые изначально стремятся получить качественное образование и достичь определённых высот в жизни. Работа дворника требует таких качеств как трудолюбие, пунктуальность, ответственность, предполагает физические нагрузки, получение образования не является при этом обязательным условием.
Ещё одной непривлекательной профессией для опрашиваемых стала профессия грузчика. Грузчик - это профессия, в которой используется преимущественно только мускульная физическая сила человека для выполнения простых рабочих операций: погрузки, выгрузки, перекатывания и подъёма тяжелых (большой массы или размеров) грузов.
Общей в списке непривлекательных профессий учащихся разных возрастов оказалась и профессия продавца, требующая умения хорошо считать, развитой памяти, устойчивости внимания, умения общаться с людьми, активности, наблюдательности, ответственности. Профессия продавца попала в список непривлекательных, на мой взгляд, по причине низкооплачиваемости и отсутствия карьерного роста.
Промоутер (человек, который распространяет рекламные листовки или занимается рекламой (промоушеном) товара или услуги), тоже попал в список непривлекательных, несмотря на то, что некоторые подрабатывают таким образом в каникулы. Чтобы быть промоутером, нужно быть активным, общительным и доброжелательным. Но в качестве профессии на всю жизнь для себя учащиеся её не выбирают.
Также в числе непредпочитаемых у учащихся разных возрастных групп гимназии оказалась и профессия охранника. Такая работа требует наблюдательности, настойчивости, способности к длительному сохранению высокой активности, хорошей памяти на внешность и поведение людей, умения быстро принимать решения, связана с повышенным риском. Профессия охранника сегодня часто ассоциируется с профессией сторожа.
В наше время количество машин на дорогах становится всё больше и больше, количество грузоперевозок стремительно увеличивается, но профессия водителя названа обеими группами учащихся в числе непривлекательных. На первый взгляд, профессия водителя проста и незамысловата, «сидячая» работа. Но на самом деле она требует от работника хорошей физической подготовки, отличного здоровья, выносливости, внимательности. Особенно важны эти качества для тех, кто осуществляет дальние перевозки. Также водитель должен быть ответственным, пунктуальным человеком. Возможно, эта профессия мало позиционируется в СМИ.
Удивительно, но почти все профессии, названные учащимися в числе непривлекательных, очень востребованы в нашем городе, такие как водители, грузчики, повара, швеи, парикмахеры, охранники, уборщики, воспитатели. На рынке труда не хватает представителей торговли - менеджеров по продаже, аудиторов и других специалистов.[8]
Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они всё рвно не останутся. В Новосибирске через Центр занятости населения можно пройти курсы переквалификации по востребованным профессиям и получить необходимую работу.
3) Профессиональная ориентация учащихся.
Таблица 3. Профессиональная ориентация учащихся
Вопросы анкеты учащихся | 7 кл. | 8 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | |
3.Где вы планируете учиться после окончания школы? | ||||
а) в своём городе; | 50,6% | 59% | 62,5% | 76% |
б) в других городах; | 21,7% | 28% | 25% | 22% |
в) за пределами России | 27,7% | 14% | 12,5% | 2% |
г) не планирую учиться | - | - | - | - |
4. Определились ли вы с выбором будущей профессии? | ||||
Выбрали профессию | 82% | 38% | 85% | 89% |
Не выбрали профессию | 18% | 62% | 15% | 11% |
3. Что вы знаете о своей будущей профессии: | ||||
а) предмет, содержание и условия труда; | 23,1% | 23% | 31% | 25% |
б) профессионально важные качества; | 30,7% | 27% | 27,2% | 25% |
в) где можно получить эту профессию; | 24,7% | 27% | 25,6% | 25% |
Анкетные данные показали, что для получения высшего образования большинство учеников гимназии предпочитают вузы города Новосибирска, и лишь немногие всё же хотели получить образование в другом городе (Москва, Томск) или за границей (Турция, Англия, Франция, США, количество таковых с возрастом уменьшается).
Приведённые в таблице цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся старших классов уже выбрали профессию: 10 кл. - 85%, 11 кл. -89% определившихся. А среди учащихся среднего звена ситуация изменилась: обучаясь в 7-м классе, считали, что выбрали профессию 82%, а в 8-м – 38%. Видимо, отношение к выбору стало более осознанным и ответственным.
Среди учащихся 8-х и 11-х классов, которые не выбрали профессию, в большинстве случаев не сделали это по причине сложности выбора из нескольких привлекательных профессий или потому что, как они считают, плохо знают свои возможности. Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества для будущей профессии, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия труда и востребованность этой профессии на рынке труда. Хотя уровень знаний и представлений о будущей профессии у разных учащихся разный, а это значит необходимо расширять представление школьников о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, к осознанному профессиональному выбору.
По мере взросления предпочтения учащихся изменяются в сторону выбора профессий с разным видом трудовой деятельности, то есть предполагающие смену силовой и умственной деятельности. Можно предположить, что через 2 года мы, учащиеся 9-х классов, выберем для себя новые, редкие, но всё же, как мне кажется, высокооплачиваемые профессии.
г). Мнение родителй учащихся 9-х классов.
В начале 2014-2015 учебного года мною было проведено анкетирование родителей учащихся 9-х классов с целью узнать их отношение к профессиональному выбору их детей.[Приложение 2] Родителям девятиклассников было предложено ответить на несколько вопросов. Всего в опросе приняло участие 63 человека. Итоги анкетирования выглядят следующим образом (см.ниже).
Таблица 4. Ответы родителей учащихся 9-х классов
Вопросы анкеты родителей | % ответивших |
1.Какой путь получения образования и будущей профессии Вы рекомендуете своему ребенку после 11 класса? | |
а) Техникум | 5% |
б) Колледж | 3% |
в) ВУЗ | 92% |
г) Работа на предприятии | - |
2.Какое образование имеете Вы сами? | |
а) Неполное среднее | - |
б) Среднее | 1% |
в) Начальное профессиональное | 2% |
г) Среднее профессиональное | 15% |
д) Высшее | 82% |
3.Помогаете ли Вы ребенку с выбором профессии? | |
а) Да | 93% |
б) Нет | 7% |
4.Какое направление вы рекомендуете своему ребенку? | |
| |
| |
| |
| |
| |
5.Почему Вы советуете выбрать именно эти направления? | |
| 13% |
| 26% |
| 15% |
| 25% |
5)Традиции семьи | 12% |
| 9% |
Анкетирование родителей показало, что самым привлекательным, на их взгляд, является получение высшего образования (92%), среднее профессиональное образование мало кого интересует (5%).
Нужно отметить, что и сами родители в большинстве своем (82%) имеют высшее образование. Радует то, что родители помогают ребенку с выбором профессии, таких среди респондентов наших исследований 93%.
В рейтинге наиболее привлекательных направлений деятельности, по мнению родителей, находятся юридическое, экономическое и медицинское. Особенно привлекательны эти направления, так как обеспечивают дальнейший профессиональный карьерный рост (26%), соответствуют индивидуальным особенностям ребенка (25%) и имеют спрос на рынке труда (15%). В этом плане предпочтения детей и родителей совпадают.
III.Заключение.
На основе проведённого анкетирования учащихся разных возрастных групп и родителей МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» были выявлены предпочтения в выборе профессий. Если ещё несколько десятилетий назад многие дети нашей страны мечтали стать учителями, мальчики – космонавтами, девочки – балеринами, то в топ-десятке нынешних школьников предпочтение отдаётся другим профессиям.
Во-первых, учащиеся разных возрастов гимназии предпочитают профессии популярные, но востребованные на рынке труда в Новосибирске. Это связано с тем, что проживают в агломерации с хорошо развитым рынком финансовых, страховых, юридических и медицинских услуг, что может обеспечить им занятость.
Сравнивая ответы, данные учащимися средних и старших классов нашей Гимназии, можно сделать вывод, что предпочтения в выборе привлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников различаются, хотя у тех и у других в числе приоритетных называются предприниматель, экономист и юрист. Интересно, что в обеих группах присутствуют и профессии, которые относятся к числу опасных, но востребованных в современном обществе, – работник правоохранительных органов и спасатель. Популярна и профессия программиста. А профессии преподавателя, воспитателя в рейтинге профессий занимают низкие позиции.
Во-вторых, в числе непривлекательных для учащихся разных возрастов оказались востребованные на рынке труда Новосибирска, но требующие больших физических усилий и непрестижные профессии дворника, грузчика, уборщицы, охранника. Обе возрастные группы не привлекают профессии продавца, водителя, инженера. Профессии воспитателя и преподавателя у учащихся занимают самые низкие позиции, видимо, ребята больше заботятся о собственном благополучии, чем о пользе обществу, выбирая популярные и высокооплачиваемые профессии.
Новосибирск – город с успешно развивающейся экономикой, нужда в квалифицированных кадрах ощущается в различных областях. Городу нужны государственные служащие и социальные работники. Не хватает кадров на обрабатывающем производстве, на предприятиях, деятельность которых связана с ремонтом мотоциклов, автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Много вакансий в строительном деле и в компаниях, занимающихся недвижимостью. Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они не останутся. В городе можно пройти курсы переквалификации по затребованным профессиям и получить необходимую работу.
Материалы проведённого анкетирования родителей показали, что они, имея в большинстве своём высшее образование, предполагают для своих детей также вузовское будущее, большинство помогают им в выборе профессии и препочитают, в основном, юридическое, экономическое, медицинское будущее для своих детей.
Учащиеся 11-х классов успешно в 2014 году окончили нашу Гимназию. Большинство из них поступили на бюджетные места в такие ВУЗы Новосибирска, как: ННГУЭУ, НГТУ, СибАГС, НГААХ, СГУПС, НГПУ, НГУ, НГАУ, СибГУТИ, НГМУ. Но кроме Новосибирских ВУЗов, некоторые ребята поступили в МГУ, МГУПС и Военную академию связи им.С.М.Будённого. То есть результаты проведённого анкетирования оправдались. Большинство учащихся продолжили своё обучение в ВУЗах Новосибирска, а некоторые всё же поступили в ВУЗы других городов. В высшие учебные заведения за границей (некоторые предполагали этот вариант) в этом году не поступил ни один выпускник, все остановили свой выбор на российских, в большинстве своём новосибирских, ВУЗах. Так, в 2014 году 11 выпускников поступили на юридический факультет, 17 выпускников на экономический факультет.
Проведённое анкетирование показало актуальность выбранной нами темы, так как некоторые ребята ещё мало ориентируются в мире профессий и не в состоянии сделать свой профессиональный выбор, плохо знают самих себя.
Я думаю, что сегодняшний выбор учащихся не полностью совпадёт с реальным и, тем не менее, прогнозы на свою будущую жизнь имеются у большинства опрошенных учащихся, что говорит о том, что этот вопрос уже обдумывался и имеет для нас, подростков, важное значение.
Данная тема, на мой взгляд, перспективна. Во-первых, есть возможность проследить динамику профессиональных приоритетов в течение нескольких лет и сделать соотвествующие выводы. Во-вторых, есть возможность выяснить отношение к выбору профессии сверстников из других стран - США и Великобритании. Мои зарубежные друзья готовы дать свои ответы на вопросы по поводу их профессиональных интересов. Я считаю, что следует уделить больше внимания также вопросу о роли родителей в выборе профессии детьми.
Список использованной литературы.
2. Энциклопедия «Выбор профессии»/глав.ред. Е.Анаьева. – М.: Мир энциклопедий «Аванта+», Астрель, 2009 г. – 428 с.
3. Грецов А.Г., Бедарева Т.А. «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов»». – Питер. - Санкт-Петербург - 2009 г. – 272 с.
4. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004.
5. gczn.nsk.su.
6. http://info.sibnet.ru/?id=343571
7. http://kudavlozitdengi.adne.info/populyarnye-vakansii-novosibirska/
8. gczn.nsk.su.
V.Приложение
Приложение 1
Анкета «Выбор профессии»
3. Где вы планируете учиться после окончания школы?
а) в Новосибирске;
б) в других городах России;
в) за пределами России;
г) не планирую учиться.
4.Определились ли вы с выбором будущей профессии?
5. Что вы знаете о своей будущей профессии?
а) предмет, содержание и условия труда;
б) профессионально важные качества;
в) где можно получить эту профессию;
г) востребованность этой профессии на рынке труда.
6. Если ещё не выбрали профессию, то почему?
а) плохо знаю мир профессий;
б) плохо знаю свои возможности;
в) не могу выбрать из нескольких вариантов;
г) не знаю, как выбрать профессию.
Приложение 2
Анкета для родителей учащихся 9-х классов
1.Какой путь получения образования и будущей профессии Вы рекомендуете своему ребенку (нужное подчеркнуть)?
После окончания 9-го класса продолжить обучение в: профтехучилище; техникуме, колледже; профессиональном лицее; в общеобразовательной школе; в профильной школе или устроиться работать на предприятие?
После окончания 11-го класса продолжить обучение в:
техникуме, колледже, вузе или устроиться работать на предприятие?
2.Какое образование имеете Вы сами? Отметить знаком «+».
Виды образования | Мать | Отец |
Неполное среднее | ||
Среднее | ||
Начальное профессиональное (например, ПТУ) | ||
Среднее профессиональное (например, техникум) | ||
Высшее | ||
Другое |
3.Помогаете ли Вы ребенку с выбором профессии (нужное подчеркнуть)?
Да; Нет.
4.В случае утвердительного ответа на предыдущий вопрос:
Назовите профессии или область деятельности, которые Вы рекомендуете своему ребенку ______________________________________________________
5. Почему Вы советуете выбрать именно эти профессии или область деятельности (нужное подчеркнуть или добавить)?
Серебряное копытце
Весёлая кукушка
В Китае испытали "автобус будущего"
Снег своими руками
Л. Нечаев. Яма