Данный проект является участником районного конкурса ученических работ "Малая академия". Данный проект содержит памятки, алгоритмы, загадки для отработки навыков правописания безударной гласной в корне слов.
Презентация по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" (переход по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/c2ee4a5f71fd/TS102406...)
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs_malaya_akademiya.docx | 82.7 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx_slovar.docx | 305 КБ |
Управление образования администрации Богородского района
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Районный конкурс ученических работ «Малая академия»
для младших школьников
Номинация конкурса: Мой родной язык
Правописание безударных гласных в корне слова
Адрес: 607600 Работу выполнили:
Нижегородская обл., Шамина Арина Александровна,
г. Богородск учащаяся 4 «Г» класса,
пер. Маяковского, д.1 Царёва Анна Алексеевна,
МБОУ СОШ №7 учащаяся 4 «Б» класса.
т. 2-82-95 Руководители:
Балуева Светлана Геннадьевна,
классный руководитель 4 «Б» класса,
Черёмина Елена Юрьевна,
классный руководитель 4 «Г» класса
г. Богородск
2013г.
Методический паспорт проекта
Название проекта: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Проблемная ситуация: Данный проект должен отвечать определенным требованиям:
Цель: систематизировать материал по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Задача: создать и использовать тренировочные пособия для обработки знаний по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Форма организации детей: групповая.
Тип проекта:
Класс: четвертый.
Состав участников: группа обучающихся одной параллели 4 классов.
Режим работы: урочно-внеурочный.
Форма продуктов проектной деятельности: памятки для проверки безударных гласных в корне слова;книжки-малышки с интересными заданиями для отработки орфограммы «Безударные гласные в корне слова»;словарник, где размещены слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
Содержание
Приложение 1 11 - 12
Приложение 2 13
Приложение 3 14 - 15
Приложение 4 (словарик) отдельно
Введение
Грамотность — фундамент, на котором можно
построить дальнейшее развитие человека.
Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми, же буквами, что и ударные звуки.
Чтобы не делать ошибок в правописании безударных гласных, необходимо сомнительную гласную проверять.
А все ли ребята знают, как проверить безударную гласную в корне слова? Всегда ли можно это сделать? Почему? Всегда ли наши друзья и просто окружающие нас люди, зная правило проверки безударных гласных в корне слова, пишут грамотно?
Отвечая на последний вопрос, мы вспоминаем случаи из жизни, когда люди, нарушая правила письма, попадают в различные неприятные ситуации.
Формулируем проблему: люди знают правило проверки безударных гласных в корне слова, но не умеют применять его на практике.
Объект: орфограмма
Цель: систематизировать материал по теме: «Безударные гласные в корне слова»
Задача: создать и использовать тренировочные пособия для отработки знаний по теме:
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Гипотеза: для того, чтобы писать грамотно слова с безударной гласной в корне, необходимо знать правило.
Для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребностей одного человека или общества, научиться выдвигать идеи мы провели упражнение « Мозговой штурм»
«Мозговой штурм» или свободное выражение мыслей, привело нас к появлению множества идей. Мы высказали все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они не казались на первый взгляд. Позднее, в ходе обсуждения каждой идеи, мы смогли оценить, какие из идей наиболее выполнимы.
На этом этапе мы обсудили все предложенные идеи и выбрали ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе мы создали схему обдумывания или «звёздочку рассуждения». Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом «Правописание безударных гласных в корне слова».
На этом этапе мы проанализировали выбранные способы изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у нас знаниями, умениями и навыками, наличием необходимых материалов и оборудования.
Данная работа заняла у нас большую часть времени, отведенного на проект.
Мы работали в группе (Приложение 2). Каждый участник группы внес свой вклад в общее дело. В ходе работы мы использовали знания русского языка, технологии, информатики, изобразительного искусства.
Участниками группы был составлен план работы по изготовлению продукта. В ходе работы план корректировался, вносились необходимые дополнения. И вот, что у нас получилось:
Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.[1]
Изучив результаты диагностики, мы увидели, что наибольшие затруднения у ребят возникают при написании слов с безударной гласной в корне слова. Почему мы допускаем ошибки в правописании?
Все эти ошибки приводят к тому, что у ребят появляется чувство вины за то, что он не может писать грамотно, пропадает желание учиться.
Наша задача помочь ребятам поверить в себя, в свои силы, показать им , русский язык – занимательный и интересный.
По желанию участников группы были определены задания. В ходе выполнения заданий мы общались друг с другом, давали полезные советы. Каждый участник группы вёл краткую запись того, как он продвигался по пути изготовления своего продукта. На этом этапе мы работаем в системе ученик- ученик.
В результате работы над проектом « Безударные гласные в корне слова» у нас получились следующие продукты: (Приложение 3)
Данные памятки мы создавали с опорой на полученные знания по данной теме. Памятки мы оформили схемами. Их раздали ребятам 2-4 классов.
В данный сборник вошли: задачи, шарады, ребусы. С содержанием сборника были ознакомлены ребята 2-4 классов. Сборник есть у всех классных руководителей начальной школы и в кабинете №11, где хранятся методические пособия, таблицы, раздаточный материал по предметам.
Этот этап делился на две части:
Свой продукт мы представляем на заседании научного общества младших школьников «Почемучки». Мы рассказывали о том, для кого и для чего предназначен наш продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.
Оценка участников проходила по трем уровням:
Для того чтобы оценить свою работу мы отвечали на следующие вопросы:
Перед участниками – слушателями лежат кружки разного цвета. Например, красные, жёлтые и зелёные. Перед слушателями ставится задача: если участник проекта показал активную работу по составлению продукта, грамотно его представил, высказал интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок. Если участник был пассивен в работе, представлял свой продукт при помощи наводящих вопросов, дайте ему жёлтый кружок. Если готовый продукт не соответствует теме проекта, участник не смог его представить, дайте ему красный кружок.
Учитель оценивает то как ученик работал над решением проблемы.как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из тих пунктов выставляется определённое количество баллов.
Учитель может оценить участников на основе наблюдения за ними во время работы.
Результатом данной работы стало иллюстрированное пособие, в котором чётко, наглядно, доступно описаны:
В ходе работы над проектом мы приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к людям, как ко взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из нее главное и важное.
Наша гипотеза не подтвердилась. Не всегда человек, который знает правило, будет писать грамотно. Для того чтобы письмо было орфографически-правильным, необходимо не только знать правило, но и понимать его, и уметь его применять. Необходимо целенаправленно трудиться над этим. Труд должен приносить удовлетворение. Постепенно мы привыкнем к строгости науки орфографии. Чем строже правила правописания, тем выше культура языка, тем выше культура человека.
Приложение 1
Диагностика работ учащихся за II полугодие 2-4 классов по русскому языку
(количество ошибок по теме «Правописание безударных гласных в корне слов»)
"А" | "Б" | "В" | "Г" | |
2 класс | 38% | 40% | 52% | 40% |
3 класс | 22% | 28% | 35% | 33% |
4 класс | 17% | 22% | 27% | 24% |
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
"А" | 38% | 22% | 17% |
"Б" | 40% | 28% | 22% |
"В" | 52% | 35% | 27% |
"Г" | 40% | 33% | 24% |
Исследуя данные таблицы, мы можем увидеть, что существенно уменьшилось количество ошибок по теме «Правописание безударных гласных в корне слов». Работу по этой теме мы планируем продолжить и во II полугодии 4 класса.
Приложение 2
Памятка для обучающегося по организации работы над проектом
№ п/п | Вид работы | Сроки | Кто выполняет | Наблюдения |
Правила работы в группе
Девиз группы: «Мы группа, значит, мы способны действовать»
Приложение 3
Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
Алгоритм проверки безударной гласной корня
1 шаг. Найди в слове корень.
2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.
3 шаг. Измени слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.
Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.
Как писать без ошибок?
1-2 Находи в слове орфограммы и
о п р е д е л я й,
знаешь ли буквы.
Знаешь Не знаешь
3. Пиши без «окошек», Пиши с «окошками».
отмечай орфограммы.
Попробуй узнать буквы:
1) выясни часть слова;
2) выполни нужные действия.
Узнал(а) буквы. Не узнал(а).
Вставь и подчеркни. Оставь «окошки»; где надо,
покажи выбор букв.
4. Проверь (поработай корректором):
Как искать проверочные слова для корня?
имя существительное глагол имя прилагательное
- ед.ч. ↔ мн.ч. – что (с)делает? - каков?
- кто? что? - что (с)делал?
ед. или мн.ч.
- много кого? чего?
Письменно орфограммы корня объясняй так:
го́ры – гора́, ле́с – леса ́
[1] А.А. Форощук, Л.Е. Форощук «Учебное пособие по русскому языку для начальной школы», ИКФ «Сталкер», 1997, с. 109
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Богородска
Нижегородской области
(пособие в помощь работе над словарными словами)
Выполнила ученица 4 «Г» класса
г. Богородск
2013г.
Что за чудо: синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(Авто'бус)
Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет -
Красный глазок глянет.
(Автомоби'ль)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
Он и сочен, и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нём, друзья,
Будем кушать все и я.
(Апельси'н)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апре'ль)
Кафтан на мне зелёный,
А сердце – как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбу'з)
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землёй.
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я?
(На балконе – балко'н)
Стоит Алёнка,
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Клейкие почки,
Зелёные листочки
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам.
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
(Боти'нки)
Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе пустом.
(Ваго'н)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой.
(Ва'ленки)
Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(Ванна)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Ва'режки)
Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, то и знай.
(Велосипе'д)
Дружит с солнышком весной,
Тихий, ласковый такой.
А зимой завьюжит –
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног меня сбивает.
(Ве'тер)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробе'й)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
(Воро'на)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(Горо'х)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Дека'брь)
Как село мы называем,
Куда летом приезжаем?
(Дере'вня)
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней да'ли становятся ближе,
И мир открывается с ней.
(Доро'га)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору.
(За'яц)
Я – капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляни'ка)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календа'рь)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня в них ищи.
(Капу'ста)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку кладёт.
(Каранда'ш)
Потайная кладовка
У всякой обновки,
Тут и винтик, и пятак,
И просто так.
(Карма'н)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Карто'фель)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.
(Комба'йн)
Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла.
(Коро'ва)
Четыре ноги, а не зверь
Есть перья, да не птица.
(Крова'ть)
Сидит Митрошка на ложке
Свесив ножки.
(Лапша')
Деревянная дорога.
Вверх идёт она отлого:
Что ни шаг, то овраг.
(Лестница)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопа'та)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Маши'на)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медве'дь)
Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо-круг –
Стал опять рогатым вдруг.
(Ме'сяц)
Белое, да не вода,
Сладкое, да не мёд.
От рогатой берут
И деточкам дают.
(Молоко')
Железный некто
Ударил крепко,
И он пропал,
Осталась кепка.
(Молото'к)
Есть красавица одна,
И румяна, и стройна.
Хоть в землянке век живёт,
А большой от всех почёт:
Кто проходит близко –
Кланяется низко.
(Морко'вь)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(Моро'з)
Есть семь братьев,
Годами равные,
А именами разные.
(Неде'ля)
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!
(Ноя'брь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(О'блако)
Летом – в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные.
(Огурцы')
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октя'брь)
Ветер дует-дует –
Никак не сорвёт.
Солнышко пригреет –
Само спадёт.
(Пальто')
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пена'л)
Он бывает с толокном,
Рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пиро'г)
Вот мохнатая дорожка.
Два душистеньких конца
Разотрут меня немножко,
Воду уберут с лица.
(Полоте'нце)
Был зелёным плод –
Не просился в рот.
Положили в лёжку –
Он сменил одёжку:
Красную надел –
Для еды поспел.
(Помидо'р)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфе'ль)
В поле выросла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшени'ца)
Дышит, растёт, а ходить не может.
(Расте'ние)
Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками –
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
Два братца
Не могут расстаться:
Утром в дорогу,
Ночью к порогу.
(Сапоги)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
(Сахар)
Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(Сентябрь)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
(Собака)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Голосисто он поёт.
(Соловей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако, это не река,
Ведь из неё едят всегда.
(Таре'лка)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы и клёны,
И берёзы бьют поклоны.
(Топо'р)
Я сильней десяти коней,
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
(Тра'ктор)
Дом чудесный – бегунок
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамва'й)
По асфальту идёт дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может.
(Тролле'йбус)
В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(У'лица)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга.
(Февра'ль)
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок)
На земле он всех умней,
Потому что всех сильней.
(Челове'к)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе')
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко.
(Я'блоко)
По лесочку я гуляла,
На кусточке увидала
Круглую, красную,
Сладкую, прекрасную.
(Я'года)
Он нам кушать помогает,
Вкус прекрасно различает.
Безумолку целый день
Говорить ему не лень.
(Язы'к)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Янва'рь)
1. Загадки от А до Я / Ред. Н.Б.Петрова; С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997. – 352 с., ил.
2. Интернет – ресурсы.
http://go.mail.ru/search_images?fr=mailru
Белый лист
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Что есть на свете красота?
Астрономический календарь. Июнь, 2019