Низкая культура общения волнует сегодня многих. Очень важным является соблюдение правил речевого этикета. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми, и нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.
ГБОУ СОШ с. Девлезеркино
Исследовательская работа
по русскому языку на тему:
«Этикетные слова. Происхождение и значение»
Выполнила: Арапова Татьяна, 5 класс
Руководитель: Костякова Нина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
2014 год
«Этикетные слова. Происхождение и значение»
Будьте взаимо вежливы
Содержание
I. Вступление. стр. 3
II. Основная часть:
1. Какие слова называются этикетными. стр. 5
2. Немного о речевой ситуации. стр. 5
III. Исследование:
IV. Выводы. стр. 9
V. Приложение. стр. 10
VI. Информационные ресурсы. стр. 11
Мы выбрали эту тему неслучайно.
После урока русского языка по теме «Употребление в речи этикетных слов» мы решили заняться исследовательской работой. Почему?
Во-первых, на наш взгляд, сейчас многие наши сверстники редко употребляют «вежливые» слова или вообще обходятся без них. То не может не сказаться и на взаимоотношениях между людьми. Нам захотелось хоть немного исправить положение с речевым этикетом в нашем классе.
Во-вторых, мы заинтересовались происхождением некоторых этикетных слов.
В-третьих, мы захотели узнать, как и в каких художественных произведениях авторы касаются темы культуры поведения, этикета в целом и этикетных слов в частности.
Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6 классов. Было опрошено 40 человек. Оказалось, что на вопросы:
Учащиеся ответили, назвав общеизвестные слова – 40 чел.
«да» - 30 чел.
«нет» - 5 чел.
«не знаю» - 5 чел.
«да» - 20 чел.
«нет» - -
«иногда» - 20 чел.
«спасибо»
«да» - 5 чел.
«нет» - 35 чел.
«здравствуйте»
«да» -5чел.
«нет» - 35 чел.
«пожалуйста»
«да» - 15 чел.
«нет» - 25 чел.
Наиболее часто названы следующие пословицы:
«Сердечное слово до сердца доходит»,
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Не смогли привести ни одной пословицы 30 человек.
Вывод: проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что не все учащиеся 5-6 классов активно используют в своей речи «вежливые слова». Некоторые вообще не пользуются ими. Плохо знают пословицы и поговорки о культуре поведения.
Цель нашей работы:
В работе применялись следующие методы:
1. метод анкетирования,
2. метод причинно-исторического анализа (при работе с теоретической литературой).
При анализе были использованы следующие научные статьи и методики: С.И. Львовой, А. В. Кореневой.
Объектом нашего исследования стали этикетные слова, как определённая часть лексики русского языка.
Предметом – происхождение и употребление этикетных слов.
II. Основная часть.
Низкая культура общения волнует сегодня многих. Очень важным является соблюдение правил речевого этикета. Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми, и нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.
В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными. Это слова приветствия (добрый, привет, здравствуй), прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания), просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас), благодарности (спасибо, благодарю), извинения (извините, не сердитесь).
Чем чаще, к месту и искреннее употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее относятся к нему окружающие.
2. Немного о речевой ситуации.
Речевая ситуация складывается из элементов: кто?- кому? – о чём? – где? – когда? – почему? – зачем?
В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «кто» - говорящий. Он говорит «кому»,- рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чём». Речевое общение происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему» и цель – «зачем».
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому-то обратимся – здравствуйте.
В русском языке есть еще немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад Вам! Доброе утро! Добрый день! Привет! Приветствую Вас! Моё почтение! Салют! Здравия желаю!
III. Исследования.
Мы провели следующие исследования:
l. Исследование. Установить этимологию этикетных слов и их значение. Слово «здравствуйте». В словаре С.И.Ожегова читаем: «здравствуйте – употребляется как приветствие при встрече». В книге Н.М. Шанского «Занимательный русский язык»: «Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, обычное русское приветствие при встрече. Первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь «здравствуй» аналогично по первоначальному строению современному «приветствую».
«Здравствуйте» - значит «будьте здоровы». Не нужно жалеть пожеланий здоровья при встрече с родственниками, друзьями, знакомыми и вовсе незнакомыми людьми.
Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?
Есть такая пословица: «Слово ранит, слово – лечит». И это, действительно, так. И доказательством тому слово «извините». Это простое русское слово значит – простите мою вину. Но именно «извините», а не «извиняюсь», как часто можно услышать. «Подумаешь, какая разница», - скажет кто-нибудь. А разница есть: в первом случае человек обращается с просьбой к другому, а во втором – как бы сам себя прощает.
Когда извинения приносятся вам, приятно отвечать словом «пожалуйста».
Слово «пожалуйста». У Ожегова: «пожалуйста» - частица. Выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность. У Шанского: «Слово «пожалуйста» было образовано от «пожалуй» с помощью частицы – ста. Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» - «отблагодарю».
Отменить, что ли слово “пожалуйста”?
Повторять ли его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Вот, что мы узнали о значении и этимологии – того слова. В словаре Ожегова читаем: «Спасибо – частица. Выражение благодарности». У Шанского: «Слово «спасибо» возникло в результате сращения в одно слово устойчивого сочетания «спаси Бог». В конце второго слова исчезла буква «Г», и из двух слов образовалось «спасибо», которое имеет следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ». Известно в русском языке с 16 века.
Вывод: современные этикетные слова имеют большую историю и по происхождению в основном относятся к древнерусскому языку.
2. Исследование. Как часто этикетные слова употребляются в речи наших одноклассников.
На уроке русского языка мы задались целью сосчитать, сколько раз этикетные слова были произнесены за 40 минут урока.
Учитель произнёс слова «пожалуйста» - 12 раз, «спасибо» - 12 раз.
Учащимися эти же слова были произнесены в общей сложности – 6 раз.
Вывод: этикетные слова в речи учащихся употребляются не достаточно часто, и надо чаще их использовать в своей речи.
3. Исследование. «Вежливые» слова в художественных произведениях.
Мы заинтересовались вопросом, с каких пор «вежливые» слова употребляются людьми. И оказалось, что очень и очень давно. Ещё в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Обратившись к книге «Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14-17 веков» под редакцией С.Ф. Егорова, мы обнаружили, что эти слова употреблялись ещё в берестяных грамотах Древней Руси, летописях и в произведения устного народного творчества. Так в былине «Илья Муромец и Калин Царь»: « Говорит Илья да таковы слова: - Хлеб да соль, богатыри да святорусские…». В былине «Добрыня Никитич» читаем: «У Добрыни вежество рожденное и ученое… Умеет Добрыня слово молвити, перед тем царём Батырем поклонитеся, поклонитеся умеет и похвалитеся». «Не дорого ничто, дорого вежество. Учися вежеству.» - такой наказ давали учителя и воспитатели своим воспитанникам ещё в Древней Руси. «Вежливые» слова встречаем мы и в сказках. Так в сказке «Морозко»: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос.- «Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес по мою душу грешную». Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом»
В сказке «Гуси-лебеди»: «…Вышла она, сказала «Спасибо!» -и опять бежит с братцем».
В колядках:
«Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много лет».
И в современной литературе мы можем встретить произведения воспитательного характера. Таких стихов много. Это и «Ежели вы вежливы» С.Я. Маршака, «О спасибо» А.Л. Барто, стихи Э. Мошковской, О. Бриз, А. Кондратьева и другие. Приложение.
Мы попробовали и сочинили своё стихотворение о «вежливых» словах.
Этикетные слова
Этикетные слова в речи нам нужны всегда.
Слово «здравствуй» и «прощай»
Ты почаще повторяй.
О «спасибо» не забудь,
Всегда вежливым ты будь!
Говори: «Благодарю!
То слово вам дарю!»
И «пожалуйста» всегда
Говорите всем,
Тогда в просьбе отказать не смогут,
Будут рады вам помочь.
«Здравствуй, до свидания, с добрым утром,
Добрый день» - повторять нам вновь не лень.
И «пожалуйста, спасибо»
Говорю до сотни раз.
Это просто некрасиво
Забывать про них подчас.
Мы живём среди людей!
Уважайте же людей!
Вам сторицею воздастся.
И не надо притворяться,
Что слова те не нужны,
Они в речи так важны.
Вывод: Этикетные слова не только являются частью лексики русского языка, но и играют воспитательную роль. И поэтому широко используются в произведениях художественной литературы.
IV. Выводы.
Выполняя данную работу, мы пришли к следующим выводам:
Применение исследования мы видим при изучении Этикетных слов на уроках русского языка, во внеклассной работе при проведении декады русского языка и литературы, на классных часах о культуре поведения.
Со своей работой мы выступили перед учащимися 5-6 классов, на школьном МО учителей гуманитарного цикла.
V. Приложение.
Г.Остер
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
В. Боков
Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей
С.Я. Маршак
Знал одного ребёнка я,
Гулял он с важной нянею,
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив -тот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!»- говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
А.Кондратьев
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведёт, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
VI. Информационные ресурсы.
1. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1985 г.
2. Н.М. Шанский. Занимательный русский язык. Москва. «Дрофа», 1996 г.
3. С.Ф. Егоров, М.И.Кондаков и др. Антология педагогической мысли Древней
Руси и русского государства 14 -17 вв. Москва. «Педагогика», 1985 г.
4. С.И.Львова. Учебник русского языка в 2 частях. 5 класс. Москва. «Дрофа», 2009
Есть ли лёд на других планетах?
Растрёпанный воробей
3 загадки Солнечной системы
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Лист Мёбиуса