Цели и задачи данной работы – показать положительные стороны обращения к ресурсам литературного образования в сети Рунет. Для этого дадим характеристику самому Интернету и предлагаемым им информационным ресурсам.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ
Исследовательская работа
Использование Интернет- ресурсов в литературном образовании.
Халикова Гузель
МОУ СОШ № 110 9 А класс
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
Борихина Н. В.
Содержание
1. Введение.
В настоящее время жизнь летит с такой скоростью, что успеть за ней практически невозможно. Мир развивается, и соответственно ему стремительно развиваются средства массовой информации. Поток информации обрушивается лавиной, способной задавить любого человека.
Еще десять лет назад в нашей стране мало кто знал такое явление, как Интернет и уж тем более никто не мог представить, зачем он нужен рядовому человеку. Но времена изменились – пришла эпоха Интернета. Всемирная сеть занимает всё более крепкие позиции в современном мире, и не утихают споры ее сторонников и противников. Существует мнение, что Интернет приносит вред школьникам, и не способствует творческому и интеллектуальному развитию.
Цели и задачи данной работы – показать положительные стороны обращения к ресурсам литературного образования в сети Рунет. Для этого дадим характеристику самому Интернету и предлагаемым им информационным ресурсам.
Практическая значимость и новизна работы мотивирована тем, что литературные ресурсы сети Рунет до сих пор остаются малоизученными и не в должном качестве востребованными.
2. Характеристика сети Интернет с образовательной точки зрения.
Интернет – это настолько широкое и необъятное понятие, что о нем очень трудно судить, используя обобщающие категории. Чем более обобщающим будет определение, тем менее точную информацию оно будет содержать. И, напротив, конкретное, прикладное описание сети Интернет даст лишь одну из множества возможных ее характеристик. Поэтому мы дадим два дополняющих друг друга толкования этого термина. Первый из них основывается на том, что такое Интернет с точки зрения принципов существования этой структуры. Второй вариант объяснения поможет раскрыть логическую сущность Интернет, даст базовое представление о возможностях использования Сети.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть. Она образуется в результате соединения тысяч локальных компьютерных сетей (университетских, региональных и так далее), а также отдельных компьютеров, подключенных к сети отдельными каналами связи.
Интернет – это информационное пространство. Благодаря объединению ресурсов множества компьютеров, размещенных в различных уголках земного шара, сеть Интернет позволяет каждому ее пользователю получить доступ к информационным источникам, позволяющим узнавать самые разнообразные сведения. Кроме того, он выполняет чисто информационную функцию.
Интернет создает в современном обществе целую культуру, которая имеет свои характерные черты, наиболее ярко проявляющиеся именно во время общения пользователей Всемирной сети. Правда, с позиций традиционной культуры вообще и культуры языка в частности, сетевая культура иногда все же является некорректной. Сильнее всего при внедрении в пространство Интернет страдает современный литературный язык. Очень многие пользователи, экономя время при наборе слов с клавиатуры или просто заботясь о том, чтобы их речь казалась более простой и не содержала излишнего официоза, коверкают слова. Вместо «сейчас» они пишут «ща» (фонетический, разговорный вариант), вместо «что?» употребляется «чо?», словосочетание «вообще-то» заменяется на «ващето» или даже на «ващета» и т.д. Разумеется, не все посетители Интернет используют при общении такие «словоформы», но это явление очень распространенное.
Что привлекает пользователей среди возможностей Интернета? Специальные исследования дают несколько ответов на этот вопрос:
на серверах Интернета можно отыскать информацию и документы, которые трудно найти где-либо еще;
сеть дает возможность доступа к крупным библиотекам и их каталогам;
используя Интернет, можно переписать компьютерные программы, необходимые для работы;
можно получить доступ к разнообразным видео- и аудиоматериалам и т. п.
Второй по важности, после получения информации, функцией Интернета является электронная почта, или e-mail. Возможностями электронной почты широко пользуется и большинство учителей и школьников. Этот тип связи позволяет пользователям посылать файлы и отвечать на электронные сообщения. Электронная почта дает возможность работникам образования из отдаленных районов страны не зависеть от расстояний и сравнительно быстро получать необходимую информацию.
По электронной почте можно подписаться и получать последние новости по какой-либо тематике. Группы новостей представляют собой открытый обмен информацией, и каждый пользователь может прочитать или поместить свое сообщение на электронной доске объявлений.
Еще одна функция Интернета, привлекающая людей, работающих в образовании, - возможность принять участие в дискуссионных группах (конференциях), которые представляют собой отдельные почтовые листы, посвященные темам, интерес к которым объединяет пользователей, живущих в разных странах мира. Чтобы присоединиться к дискуссионной группе, пользователь должен послать короткое электронное сообщение по специальному адресу для подписчиков. Материалы дискуссионных групп могут стать для участников источником актуальных сведений об образовательных проблемах, новейших образовательных технологиях, новостях из мира образования. С их помощью можно вести диалог с коллегами всего мира. Пользователи, не являющиеся участниками конференции, могут просто следить за обменом информацией на страницах, получение необходимой информации.
3. Возможности Интернета как источника информации.
Распространение Интернета дает огромные возможности, т к всемирная сеть-это колоссальный источник информации. Информации, заключенной в книгах, сеть не страшна. Скорее наоборот-знания сохраняются, а пользование становится более удобным. Преимущества хранения информации в электронном виде: малые вес и объем, высокая скорость поиска, причем по самым разным признакам — по автору, названию, отдельному слову или их сочетанию. Недостаток — потребность в компьютере. Средняя домашняя библиотека в 1500 томов помещается на одном CD, а если надо найти, в какой книге встречается слово “трубкозуб”, то полный просмотр займет минуту. Компьютерная сеть прежде всего облегчает распространение. Без особых затрат и усилий человек может донести собственное творение до читателей. Увеличивается и надежность хранения произведения, и долговечность. Как ни легко уничтожить конкретный компьютерный файл, но текст, однажды попавший в Сеть, скорее всего, где-то удастся отыскать.
Чтение художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках. Это является одним из важнейших преимуществ внедрения Интернет-технологий в литературное образование, что наглядно показывает сравнение электронных изданий с классическими (бумажными).
Необходимое действие | Классический вариант решения | Инновационный вариант решения |
Получение источника (книга, журнал и т.п.) | Библиотека, читальный зал | Электронная библиотека |
Получение необходимой информации из источника | Выписывание (продолжительная затрата времени) | Копирование (время, затраченное на извлечение необходимой информации, сводится к минимуму) |
Долгосрочное использование источника | Строго регламентированный срок | Копия источника моментально передается в бессрочное пользование |
Подготовка работы (реферат и т.п.) на основе материала источника | Поиск информации в библиотеке, читальном зале, отнимающий продолжительное время | Запрос в поисковой системе и последующая выборка из полученных конкретных ресурсов, наличествующих на серверах Рунета |
Представленная выше таблица наглядно демонстрирует очевидные колоссальные преимущества поиска, обработки и использования информации в сети Интернет.
4. Характеристика избранных ресурсов сети Интернет.
В данном разделе мы представим краткую характеристику небольшого числа ресурсов литературного образования, предоставляемых нам Интернетом. Нами будут освещены два раздела: «Электронные библиотеки», «Литература». После каждого описания будет предоставлен www-адрес (URL) ресурса.
Библиотека Максима Мошкова
В этой самой известной электронной библиотеке Рунета, созданной в 1994 г., можно провести не один день и даже не одну неделю. В архиве около 28 тыс. текстов: отечественная и зарубежная проза и поэзия, фантастика, античная литература, исторические романы и детективы и многое другое. Имеются ссылки на русскоязычные электронные библиотеки.
http://lib.ru
Библиотека популярных текстов
Публичная бесплатная библиотека электронных версий текстов общей направленности. Представлено 490 авторов, более 2700 текстов.
http://www.saslib.ru
Библиотека редких книг
Современные и исторические произведения: поэзия, фантастика, детективы, научно-популярная, историческая литература и др. Свыше 60 редких изданий.
http://libmop.chat.ru
Библиотека современной русской литературы
Эта виртуальная библиотека включает тексты практически всех книг, выпущенных издательством «Новый Геликон», и представляет писателей, давно и широко известных по бумажным изданиям: С. Альтова, Г. Алексеева, В. Кунина, В. Конецкого, М. Мишина, А. Житинского, М. Чулаки, А. Мелихова и др.
http://ok.zhitinsky.spb.ru/library
Букинист
Поисковая система «Букинист» предназначена для поиска книг и других электронных текстов, имеющихся в свободном доступе в Интернете.
http://bukinist.agava.ru
Виртуальная библиотека EUNnet
Виртуальная библиотека представляет электронные версии печатных изданий, анонсы книг университетских авторов, интерактивные учебные пособия. Приводятся ссылки на аналогичные сайты Урала, Web-сайты библиотек и т. п. Сервер создан в рамках проекта «Екатеринбургская университетская сеть» (EUNnet) при поддержке Института «Открытое общество».
http://virlib. eunnet.net
Детская сетевая библиотека
Библиотека детской литературы. Каталог по возрасту и авторам, коллекции сказок. Можно подписаться на рассылку новостей, получать каждый вечер сказку по электронной почте. Кроме того, обзоры детского Рунета, сайты для родителей.
http://www.dedushka.myokay.net
Классика.ру
Около 3 тыс. произведений классической русской литературы, а также книги современных авторов. Если вам сложно сделать выбор, система выберет для вас случайное произведение. Энциклопедический словарь литературных терминов, учебник стихосложения, поэтические открытки. «Помощник поэта» поможет вам подобрать рифму и сочинить стихи.
http://www.klassika.ru
Научная электронная библиотека
Проект Российского фонда фундаментальных исследований. Есть доступ к электронным версиям англоязычных журналов издательства Elsevier, которое выпускает более 1200 журналов по всем направлениям фундаментальной науки. Также представлены полнотекстовые версии российских научных журналов.
http://www.elibrary.ru
Онлайновая библиотека
Свыше 5 тыс. произведений популярных жанров: классика детективного жанра, лучшие сочинения для детей отечественных и зарубежных писателей, мистическая литература, любовные и «женские» романы, фантастика и фэнтези.
http://www.bestlibrary.ru
Пермская электронная библиотека
В библиотеке содержится свыше 400 книг, приводится около 200 ссылок на газеты и журналы. Книги по различным отраслям знаний (компьютеры, психология, экономика), а также художественная литература. Ссылки на страницы электронных архивов, книжных магазинов, справочных и периодических изданий, энциклопедий. Система поиска по названию и автору.
http://lib.perm.ru
Питер, Издательский дом, электронная библиотека
Один из самых популярных разделов сайта издательства «Питер» – «Электронная библиотека». Здесь совершенно бесплатно в любое время можно почитать полные html-версии некоторых книг издательства. К услугам посетителей сайта – несколько десятков книг по разнообразным темам, начиная с программирования и заканчивая популярной психологией. Любые книги библиотеки можно получить на CD. Подписавшись на рассылку, вы всегда будете в курсе последних пополнений библиотеки.
http://www.piter.com
Публичная электронная библиотека Евгения Пескина
Частное литературное собрание русской литературы. В ПЭБ могут быть помещены только те произведения, свободное воспроизведение и использование которых не ограничено авторскими и иными правами авторов, издателей и других лиц.
http://public-library.narod.ru
Русская виртуальная библиотека
Электронная публикация классических и современных произведений русской литературы по авторитетным источникам с приложением необходимых справок и комментариев. Собрание сочинений А. С. Пушкина (5 из 10 томов), проза Ремизова, стихи Белого, Хлебникова.
http://www.rvb.ru
Русская классическая поэзия
На этих страницах – более 5,5 тыс. стихотворных произведений, включая поэмы. Широко представлена поэзия XIX в. – здесь можно найти плоды творчества как широко известных, так и незаслуженно забытых широкой публикой поэтов (Мея, Григорьева, Апухтина, Случевского и др.). Поиск по авторам и произведениям, коллекция ссылок на сайты, посвященные поэзии.
http://www.read.at/poezia
Русская фантастика
В библиотеке фантастики содержатся произведения 300 авторов, начиная с XIX в. и заканчивая современной литературой. Кроме книг и данных библиографии представлены литературные новости, информация о премиях, ТОР-листы, работы литературоведов, биографии писателей, каталог ссылок, интервью с известными литераторами-фантастами.
http://www.rusf.ru
Стихия
Ежедневно обновляемая страница русской и советской поэзии. В архиве представлены почти все известные русские и советские поэты. Около 10 тыс. стихотворений, сотни статей. Рубрика «Этот день в мире искусства», ссылки. Стихотворение дня.
http://www.litera.ru/stixiya
Электронные библиотеки
Первый российский электронный журнал о теории и практике использования в России и за рубежом электронных библиотек– распределенных информационных систем, позволяющих обрабатывать, хранить, распространять, анализировать и организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Архив номеров.
http://www.iis.ru/el-bib
Ресурсы, перечисленные выше, представляют собой инновационные Internet-библиотеки, не имеющие физических адресов и предоставляющие читателям все свои ресурсы мгновенно, безвозмездно и не требующие возврата «книг». На серверах этих библиотек находится вся информация, необходимая как преподавателям, так и ученикам. Следующий раздел посвящен сайтам, относящимся к литературной тематике.
Афоризмы
Более 18 тыс. афоризмов и мудрых мыслей, рассортированных по темам. Возможность поиска по авторам.
http://www. aphorism, ru
Ахматова Анна
Сайт посвящен творчеству выдающейся поэтессы. Представлена биография, сборники стихов, поэмы, проза. Воспоминания Готхарта. Ссылки на интернет-ресурсы, связанные с творчеством Ахматовой.
http://www.alf/imafova.ru
Булгаковская энциклопедия
Наиболее полная иллюстрированная информация и оригинальные увлекательные тексты о творчестве и биографии М. А. Булгакова. Энциклопедия содержит интересные специалистам и любителям сведения о самом загадочном русском писателе XX в. «БЭ» дает разгадки многих тайн булгаковской биографии и произведений, рассказывает о прототипах полюбившихся персонажей.
http://www.bulgakov.ru
Весь Достоевский
На основе полного собрания сочинений писателя коллектив Петрозаводского университета составил конкордансы его произведений. Конкорданс – алфавитно упорядоченный исчерпывающий список слов из одного текста или принадлежащий одному автору. Компьютерный конкорданс позволит сравнить все контексты употребления слова, увидеть слово в самом тексте художественного произведения. Здесь же – подборка избранных ссылок на страницы Интернета, посвященные классику.
http://www.karelia.ru/~dostoevsky
Журнальный зал
Сайт-лауреат национальной интернет-премии 2002. В электронном журнальном зале собраны отдельные произведения, опубликованные с 1995 г. в известных российских литературно-художественных журналах: «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Знамя», «Иностранная литература», «Золотой век», «Вопросы литературы», «Дирижабль», «Новая Юность», «Урал», «Несовременные записки», «Арион», «Новое литературное обозрение». Эти дайджесты составлены редакциями журналов и демонстрируют художественный уровень изданий, их эстетическую и философскую направленность, круг тем, авторский состав. Представлены аннотации, оговариваются способ и стоимость подписки, а также приводится информация о приобретении старых номеров. В разделе «Обозрение С. К.» указаны наиболее интересные материалы.
http://magazines.russ.ru
Литера.ру
Сервер объединяет информацию о лучших литературных ресурсах: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и др. «Сетевая словесность» – литературный журнал, электронная библиотека и лаборатория сетературных исследований. Здесь публикуются новые произведения, это также библиотека, хранилище текстов, поскольку «Словесность» – весьма представительное собрание произведений современной литературы. Но в обычную библиотеку попадают уже опубликованные произведения, здесь же они в большинстве случаев предстают перед публикой впервые.
http://www.litera.ru
Литературная газета
Старейшее российское периодическое издание. Сегодня – это четыре газеты в одной «упаковке», которые верстаются четырьмя тематическими тетрадями – «Политика», «Общество», «Литература и искусство», «Человек». Кроме того, на сайте вы найдете литературную критику, «Книжный развал» (новинки месяца). Открыта «ЛГ-мастерская», где принимают на рецензирование произведения авторов из всех регионов РФ. Интерактивная связь с редакцией, видеозаписи заседаний «Круглого стола».
http://www.lgz.ru
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России. В каждом номере: критика, история, культура и наука, власть и политика. Конечно, здесь есть современная проза и поэтические произведения, обзоры интересных публикаций, литературные новости. Печатаются работы, приходящие на конкурс «Литературной России», и письма читателей. В архиве сайта хранятся предыдущие выпуски.
http://www. litrossia. ru
Музей Остапа Бендера
Страницы биографии создателей образа великого комбинатора, версия о возможном прототипе Остапа, тексты романов «12 стульев» и «Золотой теленок», актеры, сыгравшие Бендера в кино и театре.
http://ostapmuseum.chat.ru
Проза.ру
Самая большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной прозы. Опубликовано более 30 тыс. авторских произведений, ежедневно добавляются 100 новых. Для удобства поиска интересующего вас материала коллекция разбита на рубрики по жанровому признаку. На любое произведение вы вправе написать свой отзыв или рецензию, а также выставить ему свою оценку.
http://www.proza.ru
Хармс Даниил
Собрание сочинений Д. Хармса с прекрасными иллюстрациями. Некоторые рассказы переведены на английский язык. На этих Web-страницах вы найдете ссылки и на другие собрания Д. Хармса.
http://www.kulichkl.com/~yegor/kharms
Цветаева Марина
Представлено творческое наследие поэтессы. Краткая хроника жизни и творчества Цветаевой, подготовленная А. Саакянц, Л. Мнухиным, воспоминания и статьи современников, а также прижизненные рецензии на ее стихи. Книги и статьи известных исследователей творчества Марины Цветаевой.
http://www.fsvefaeva.da.ru
В этом разделе представлены ресурсы, пригодные как для литературного самообразования, так и для подготовки к урокам.
5. Заключение.
Время не стоит на месте. Литературное образование совершенствуется, становится богаче. Традиционных способов решения поставленных задач уже недостаточно. Поэтому ресурсы, представленные в сети Рунет, являются необходимым подспорьем. Привычной становится фраза: «Зайдите на сайт…». А ведь еще совсем недавно даже факс казался чудом техники. Современные технологии позволяют быстро, качественно и полно ознакомиться с необходимой информацией с целью ее последующего использования.
Мы рассмотрели только малую часть возможностей Интернета в литературном образовании школьников. Предметом самостоятельного исследования могут стать разнообразные электронные словари, сетевая литература, кибер – поэзия и кибер- проза, компьютерный сленг и т. д. В глобальной Сети ,безусловно, можно «заблудиться» и бродить по ее бесконечным лабиринтам. Но, действуя грамотно, можно получить много необходимых материалов. Важно правильно использовать все возможности Интернета, не ограничиваясь простым «скачиванием» готовых сочинений и докладов.
Нельзя сравнивать Сеть и книгу, задаваясь вопросом: «Что же победит?». Ни один думающий человек не станет отрицать, что традиционное чтение книги приносит эстетическое удовольствие, и его ничем не заменишь. «…книга – это не просто набор букв. Это элемент культуры. За книгой стоят интересы миллионов людей, Интернет ее не отменит».
6. Список используемой литературы.
Белый лист
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Горка
Самодельный телефон
Хрюк на ёлке