Цель:
Изучить этно - экологические аспекты природных и антропогенных объектов маршрута экологической тропы.
Собрать данные о природных объектах и их паспортизировать.
Задачи:
· Выбрать природные и антропогенные объекты и нанести их на маршрутный лист.
· Совершить экскурсию по этно – экологическому маршруту.
· Собрать данные о природных и антропогенных объектах, обработать их и паспортизировать.
· Подготовить мультимедийную презентацию.
· Оформить работу.
Вложение | Размер |
---|---|
_inter1.doc | 542 КБ |
Отдел по вопросам образования администрации
Ардатовского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
Конкурс гуманитарно – экологических проектов
«Интерактивные методики этно - экологии: организация этно – экологических троп, изготовление мультимедийных презентаций»
«Этно – экологический маршрут по р. п. Ардатов и селу Леметь»
Работу выполнили:
Куванова Светлана,
Скотникова Ольга,
Кошелёва Виктория,
ученицы 9 «а» класса
Руководитель работы:
Староверова Светлана
Владимировна,
учитель биологии
р.п. Ардатов
Гуманитарно-экологическая деятельность ведётся с сентября 2008 года.
Руководителем исследовательской группы является Светлана Владимировна Староверова.
Год рождения – 1971;
Место работы – МБОУ АСОШ № 1;
Должность – учитель биологии;
Педагогический стаж работы – 13 лет;
Адрес: Нижегородская область, р.п. Ардатов, улица Северная,
дом №3;
Контактный телефон: 8 (831) 79-508-16.
Состав детской исследовательской группы:
1) Куванова Светлана Сергеевна
Год рождения – 1994;
Место жительства – Нижегородская область, р.п. Ардатов,
улица Западная, дом № 9;
Школа – МОУ Ардатовская средняя общеобразовательная
школа № 1, 9 «а» класс.
2) Скотникова Ольга Сергеевна
Год рождения – 1993;
Место жительства - Нижегородская область, р.п. Ардатов,
улица Кооперативная, дом № 43;
Школа - МБОУ Ардатовская средняя общеобразовательная
школа № 1, 9 «а» класс.
3) Кошелёва Виктория Олеговна
Год рождения – 1994;
Место жительства - Нижегородская область, р.п. Ардатов,
улица Труда, дом № 49;
Школа - МБОУ Ардатовская средняя общеобразовательная
школа № 1, 9 «а» класс.
Введение
Цель:
Изучить этно - экологические аспекты природных и антропогенных объектов маршрута экологической тропы.
Собрать данные о природных объектах и их паспортизировать.
Задачи:
Территория исследования:
- р.п. Ардатов (заречная часть)
- Ардатовский р-он, село Леметь
Содержание
1) Овраг – «Пашин овраг»
2) Родник – «Троицкий родник»
3) Часовня
4) Смешанный лес
5) Гора – «Святая гора»
6) Разрушенная церковь– «Троицкая церковь»
7) Могила купца
8) Овраг - «Бухал»
9) Гора – «Кудыкина гора»
10)Часть реки Леметь – «Стоило»
План маршрута этно – экологической тропы
р. п. Ардатов (Заречная часть) с. Леметь
Немного из истории р. п. Ардатов и села Лемети
Ардатовская земля – край древний
Территория Ардатовского края, как и все пространство Нечерноземья, долгие тысячелетия была погребена под мощным ледниковым покровом. Но как только климат планеты потеплел, и ледники стали отступать, в богатой влагой приледниковой полосе пышно расцвела растительность. Она дала обильный корм животным, а за ними пришли и люди - охотники и собиратели даров природы, ибо никакого земледелия тогда еще не было.
По данным археологии, заселение Ардатовского края началось с конца палеолита (древнекаменного века), время которого отстоит от современности на 13 —15 тыс. лет. Об этом свидетельствуют раскопки первобытной стоянки у с. Карачарова близ Мурома. А край Ардатовский входил в обширную зону знаменитых муромских лесов. Заселение усилилось во время мезолита — переходную эпоху от древнекаменного века к новокаменному. Было это 8 — 10 тыс. лет назад. Ледники отступили, край густо зарос лесами, В них появилось много зверей, чистые реки и озера изобиловали рыбой. От того времени на территории края осталось немало стоянок. Некоторые из них раскопаны у д. Угольное и с. Нижняя Верея.
В 3—2 тыс. до н. э. бронзовый и последовавший за ним железный века дали в руки ардатовским предкам металлические орудия труда, позволившие им начать новый образ жизни— оседлый, при котором основными источниками существования стали земледелие и скотоводство. Яркими памятниками поселении древних скотоводов являются раскопанные стоянки у с Поздняково, д. Волосово и Малое Окулово.
Первоначально Ардатовский край заселяли племена мурома, мещера и мордва. С основанием в 1221 г. Нижнего Новгорода ускорилась ассимиляция и мордовских племен. Когда в 1341 г. образовалось Великое княжество Нижегородское, его южная граница прошла по р. Теше, и северная часть Ардатовского региона вошла в состав княжества. В 1537г. татарский отряд огнем и мечом прошелся по ардатовским селениям, добрался до Мурома, спалил его, «много христиан иссекошаи полониша».
в 1552г., когда русская рать двинулась в поход двумя путями: по Волге и суше, — добились победы. Этому успеху в немалой степени способствовали и жители Ардатовского края. Когда русские полки во главе с самим царем у Мурома переправились через Оку, они прошли через весь Ардатовский регион, где жители (и русские, и мордва, и марийцы) тепло встретили воинов, всемерно помогая им, доставляя «хлеб и мед и говяды ... мосты на реках делаху». А это было непросто и опасно, потому что большая часть региона входила тогда в «Пургасову волость» - владение мордовского князя Пургаса, тайного союзника казанского хана. Так что жители края, помогая воинам Ивана Грозного, проявили гражданское мужество. Потому и живут до сих пор в народе многочисленные легенды и предания об этих событиях. Самая распространенная из них — легенда о Калейке-мужике и Ардатке-мордвине. Они умело провели царские полки через дремучие леса, за что Иван IV щедро наградил их землями. На царском подарке Ардатка поставил село, которое разрослось в торговый центр края и стало городом Ардатовом.
На своем пути по ардатовской земле царское войско сделало несколько привалов, память о которых причудливо переплелась в народных преданиях.
Село Леметь
«Ах, Леметь дорогая моя,
с виду неприметная
всем сердцем люблю
тебя,
ты моя заветная!»
Село Леметь Ардатовской поселковой администрации Ардатовского района расположено в 5 км на север от р. п. Ардатова, на обрывистых берегах р. Лемети. Существует такая легенда среди старейших жителей села. Это было во времена Ивана Грозного. Когда и. Грозный шёл на Казань отвоёвывать земли, он вёл свой народ через здешние места. Кругом были непроходимые леса. И всё – таки И. Грозный со своими войсками заблудился. И один из жителей этих мест по имени Леметка, и ещё двое по имени Торша и Ардатка смогли вывести войска Грозного. В знак благодарности воевода назвал именами этих людей с. Леметь, Тоторшево, Ардатов. Это одна из версий.
Но существует и другая. Идя с войсками на Казань и учитывая непроходимые лесные места здешние, И. Грозный стремился не отходить далеко от реки. Поэтому он часто произносил такую фразу «Левее меть, левее меть». И поэтому так якобы назвали Леметь.
Свое название получило по названию р. Лемети, на берегах которой оно расположено. В селе действовала православная церковь, построенная более 200 лет назад. Помнят старожилы и о существовании в селе родника, который местные жители называли «Святочная источница» Его вода почиталась святой, и в праздники жители села приходили к нему с иконами помолиться. При советской власти вода в роднике пропала.
До 1861 г. село принадлежало помещикам Соловцовым (деБове). По рассказам местных жителей, недалеко от церкви, на левом берегу р. Лемети стоял большой барский дом. В доме жила барыня, а вокруг был большой барский сад. Сад этот барыня строго охраняла. Кроме сада, она имела много земли. На ней крестьяне отрабатывали барщину. Издавна местные крестьяне занимались хлебопашеством. Сеяли рожь, пшеницу, овес, просо, горох. Выращивали лен и картошку. Земли здесь песчаные и мало производительные, поэтому, чтобы получить хорошие урожаи, приходилось много работать. Землю удобряли навозом, скот держали в каждом дворе: коров, овец, коз, лошадей. Редко, бывало, встретишь безлошадного крестьянина. В зимнее время крестьяне занимались плетением корзин. Женщины пряли на прялках, ткали полотно и из него шили одежду. В долгие зимние вечера молодежь собиралась на посиделки.
Большое место в хозяйственной жизни крестьян с. Леметь занимало плетение лаптей. Село Леметь было одним из центров товарного производства лаптей. Лапти плелись от Покрова и до Троицы. Сырье заготовляли летом — драли лыко до Ильина дня.
Готовые изделия продавались на базаре Ардатова или в самом селе. Через скупщиков лапти находили хороший сбыт в Нижнем Новгороде и в безлесных губерниях Российской Империи. Помимо хлебопашества, плетения лаптей и корзин дополнительный заработок крестьянам приносили рубка и перевозка леса, а также огородный промысел — по левому берегу Лемети выращивали белокочанную капусту, реже брюкву, огурцы и лук. Излишки огородной продукции поставлялись в г. Ардатов, село находилось лишь в 5 верстах от него.
Промыслом местного значения было и рыболовство в р. Лемети. Старожилы до сих пор помнят, что в реке водилось много рыбы.
В середине Х1Хв. Справа от села проходила проселочная дорога от г. Ардатов до почтового тракта Арзамас — Муром. По воспоминаниям местных жителей, на живописных берегах р. Лемети проводились ярмарки. И действительно, в с. Леметь ежегодно 26 июня (на Тихвинскую) проходила ярмарка, на которой представлялись товары местных лесных и огородных промыслов: лес, дрова, рыба и мед.
Природные и антропогенные объекты и этно – культурная информация о них.
1)Паспорт исполнителя:
5. Место работы - в данное время служит настоятелем в Ардатове в Знаменском соборе.
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов Михаила Резина 11 октября 2008 года Кошелёвой Викторией в р. п. Ардатов.
Пашин овраг
Существует предание, что примерно в XVII веке некий разбойник Паша совершал нападения на купцов, которые по дороге, шедшей через Чув - Майдана на Обход и на Мечасово, возили поташ (зола, которую жгли из березовых дров для изготовления красителей). После набегов на подводы с товаром Паша скрывался в овраге, который спустя много лет получил название этого разбойника.
План изучения оврага (см. приложение № 1)
2)Паспорт исполнителя:
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов А. Я. Кувановой 25 октября 2008 года Кувановой Светланой в селе Леметь.
Святая гора
Святой эта гора называться вот поцему. Около церкви находится, поэтому и святая. Да много слуцаев бывало, гора та крутая, самая большая в Лемети, а когда скатишься с неё так не одной помаринки, царапенки. И дети малы с неё всё кубарем – ницово не было. Тогда трактор задом с неё скатился и ницово – вот диво – то. Про неё вот такой сказ есть. (приложение № 2)
Троицкая церковь
Церковь – то была построена давным-давно. Красива была, все туда ходили, из разных сёл ходили. Но коли мне пять лет было, приход закрылся. А в крест – то молния ударила и вот купол горел таким огнём, вся Леметь сбежалась, а потом купал упал и все драться стали. С тех пор в селе и начались беды, несцастья и пожары. А есцо говорят, что есть под землёй ход от нашей церкви до Сарова. Но никто не знает, где он, кроме священников.
Могила купца
Жил у нас в селе давным-давно богатый барин – купец. Все сады в Лемети у него были, пасеки. Ох, богатый был, но уш жадный очень. Никого к своим садам не подпускал, хлеба кусок никому не даст. А в старину самых богатых хоронили около церкви, вот и его около церкви похоронили со всеми его богатствами – большая могила. Вот и все богатства его вместе с ним в землю и залегли.
Кудыкина гора
На кудыкину гору мы бывало кататься ходили зимой. Бежим на гору – то, а нас спросят: «Куда побегли?» А мы крицим: «На кудыкину гору – воровать помидоры!» А кто называт её Куницина. А на ней жила старуха, прозвали её Куна, колдуньей была. Вот гору – то так и прозвали.
Стоило
Есть место такое в реке – стоило. Туда всё коров пастухи гнали на водопой, а хозяйки в обед ходили туда доить их. А младшинки капаться – туды ходили – там мелко.
Бухал
Прозвали так в народе у нас овраг. Кажду весну в нём воды много, шумит сильно, поэтому и прозвали – бухал. Бухает там всё булькает. И про него сказ (приложение № 3)
3)Паспорт исполнителя:
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов М. В. Макуриной 19 ноября 2008 года Кувановой Светланой в селе Леметь.
Троицкая церковь
В центре села, на горе святой, расположена Троицкая церковь. Построена она была в 1725 году. Церковь имеет ярусную структуру, с одной главой покрытой черепицей, и с просторным алтарём. Эта скромная сельская церковь является упрощенным вариантом великолепных украшенных белокаменными деталями храмов.
Строившееся в конце 17 начале 18 века в боярских вотчинах. Во второй половине 19 века, с юга и севера к церкви были пристроены приделы, а с запада в конце 19 в. Колокольня. В церковный приход помимо жителей села Леметь входили жители деревни Ужовка. В церковь богатые люди ходили в сапогах. На того, кто был обут в сапоги, смотрели, как на редкую диковину. Богатых и священников хоронили около церкви. Богослужение в церкви проходило до 1937 года. А в 1937 году приход был закрыт, а церковь разрушена. М. С. Носов написал целую поэму, посвящённую Троицкой церкви с. Леметь. (приложение № 4)
4)Паспорт исполнителя:
Паспорт записанного текста:
Текст записан со слов К. Н. Макуловой 29 ноября 2008 года Скотниковой Ольгой в р. п. Ардатов.
ТРОИЦКИЙ РОДНИК:
Каждый год на Крещение мы ходили на родник обливаться святой водой. Всей семьёй ходили. Вода то ледяная, а уж как обольёшься все грехи как будто с тебя спадают. Уж так легко на душе становится. Много даже таких случаев было приводили на родник бесноватых женщин и мужчин. Они как увидят иконки да воду святую так орут, аж глаза закатываются. Трое мужиков одну бабу притащить не могли. А уж как притащут их к иконе то, да побрызгают водицей так они и успокаиваются.
Пашин овраг:
Овраги та там крутые. Чё только там и не делали. Каждую зиму на лыжах туда кататься ездили . Ребятишки на санках катались. А еще гулянки всякие проходили. Мужики, бабы, ребятишки. Народу тьма.
Смешанный лес
Рядом с оврагом лесок есть. Мы в этот лес за грибами да за ягодами ходили. За подберёзовиками они ещё молоденькие были. Корзинку наберём, а потом домой . А ещё через этот лес Грозный проходил.
Приложение № 1
■ Установите точное местонахождение оврагов, в каком районе
располагается,
на территории какого хозяйства, вблизи какого населенного пункта. Начерти схему пути.
■ Опишите, какие породы вскрываются в вершине, средней части и в устье
оврага. Измерьте мощность отдельных слоев горных пород в обнажениях.
Есть ли заболоченные участки, постоянные или временные водотоки, ложбины, заполненные водой? Их местонахождение отметьте на карте, плане.
■ Как организована работа по борьбе с оврагами в районе вашего
' маршрута?
■ Какую вы проводите работу по борьбе с оврагами?
Приложение № 2
Святая гора раскинулась в ширь
Словно могучий богатырь
Возвышается над всем простором
С зелёным густым бором
***
По горе святой
На санках мчались стрелой
Снежный буран поднимали
Щёки снежинки ласкали
Приложение № 3
Бухол оврагом пролёг
Силушкого на землю лёг
Вдавил дно глубоко
И раскинул края широко
Приложение № 4
На горе святой
Храм построен большой
На колокольне благовест
Звон разносил в окресей
Дивный звон неугосимо
Лил колокольный звон
Угодил он вдаль неудержимо
Побуждал всех к жизни он
В детстве на праздник церковный звон колокольный
Музой он в душу вливался
Чарующим звуком его наслаждался
Он людей от суеты отрывал
В божий храм приглашал
Чтоб душу молитвою осветить
И сладкой горой.
А в тридцать седбмом году
Я был свидетелем тому
Как в церкви сняли колокола
И иконы сожгли до тла
Иконы сожгли на лугу
И предали большому костру
Кровавыми руками палачи
Церковнык губили дары
Тут я что есть сил
Божью матерь из полымя схватил
И с ней устремился бежать
Мою прыть никому не унять
Мать на войну отца
И меня провожала
С иконой божьей матери показала
Свою честь в бою не посрамите
С покровом матери супостата гоните
Спасённая икона и ныне жива
В Ардатовской церкви она
Бессмертие матери бога
Покров и надежда
С ней у народа
Тезисы
Гуманитарно-экологическая деятельность учащимися ведется с сентября 2008
года.
Цель работы:
Изучить этно - экологические аспекты природных и антропогенных объектов
маршрута экологической тропы.
Собрать данные о природных и антропогенных объектах и их паспортизировать
Данная тема актуальна, так как современные школьники не знают, откуда
произошли названия многих природных и антропогенных объектов, их ценность.
Работа содержит: введение, карту маршрута этно-экологической тропы,
немного из истории р.п. Ардатов и села Леметь
Паспорта о природных и антропогенных объектах и этно - экологическая информация о них: 1) Овраг - «Пашин овраг»
10)Часть реки Леметь - «Стоило»
Приложение: фольклорные материалы и фотографии природных и антропогенных объектов, план изучения оврага
Рецензия на работу в номинации
Интерактивные методики этно-экологии: организация этно-
экологических троп, изготовление мультимедийных презентаций
«Этно-экологический маршрут по р.п. Ардатов и селу Леметь»
Гуманитарно-экологическая деятельность учащимися ведется с сентября 2008
года.
Работа состоит из введения, основной части - паспортов, карты маршрута этно-
экологической тропы, приложений, фотографий, мультимедийной презентации.
Данная тема актуальна, так как современные школьники не знают, откуда
произошли названия многих природных и антропогенных объектов, их ценность.
Для достижения поставленных задач учащимися проанализирована
дополнительная литература об истории рабочего поселка Ардатов и села Леметь,
проведены беседы со старшим поколением, проведена экскурсия по выбранному
маршруту с фотографированием природных и антропогенных объектов.
Материал в работе изложен последовательно, составлен в виде 4 паспортов.
Куванова Светлана очень ответственно подошла к выполнению работы,
обработала значительное количество теоретического материала, оформила 2
паспорта, составляла план маршрута, работала с дополнительной литературой об
истории рабочего поселка Ардатов и села Леметь, делала мультимедийную
презентацию.
Скотникова Ольга оформила 1 паспорт, провела беседу со старожилом о
Троицком роднике, «Пашином овраге», смешанном лесе, расположенных в р.п.
Ардатов.
Кошелева Виктория оформила 1 паспорт, рисовала план маршрута,
фотографировала все объекты, исследовала флору и фауну близи Троицкого
родника.
Использованный теоретический материал достоверен.
Среди слабых мест можно назвать отсутствие аншлагов на этно-экологическом
маршруте, где собирался материал.
Выполненная работа представляет значительный научный интерес.
По-видимому, начатое будет в дальнейшем продолжено.
Рецензор: Староверова Светлана Владимировна, учитель биологии МОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа № 1»
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Глупый мальчишка
Ручей и камень
Каргопольская игрушка
Денис-изобретатель (отрывок)