Введение.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. И получается, что задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву
А так как самые важные годы в становление личности проходят в школе, и именно здесь ребенок имеет возможность развивать свои задатки полученные природой. Хорошо если ребенку помогают развивать задатки не только школа, но и родители. Тогда он становиться гармонично развитой личностью. А у некоторых учеников неуспехи в учебе могут повлиять на нормальное развитие ребёнка во всех сферах – физической, психологической, социальной.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 107 КБ |
Загадки полушарий головного мозга
или
влияние развития полушарий головного мозга на выбор
деятельности учащихся
Авторы:
Анитова Валерия
Камских Юлия
ученицы7А класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Руководитель:
Шарипова Ксения Александровна
педагог - психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Новочебоксарск 2014
Введение.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. И получается, что задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву
А так как самые важные годы в становление личности проходят в школе, и именно здесь ребенок имеет возможность развивать свои задатки полученные природой. Хорошо если ребенку помогают развивать задатки не только школа, но и родители. Тогда он становиться гармонично развитой личностью. А у некоторых учеников неуспехи в учебе могут повлиять на нормальное развитие ребёнка во всех сферах – физической, психологической, социальной.
Итак, процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития.
Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.
Сто пятьдесят лет назад ученые начали фиксировать функциональные различия полушарий мозга – так началось изучение загадочного явления межполушарной асимметрии.
Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.
Насколько важна межполушарная асимметрия человеческого мозга? Изучению этой проблемы посвящена наша .
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе, для правильного выбора учащимися внеурочной деятельности, которая будет влиять на гармоничное становление личности..
Объект исследования: учащиеся 7 А класса
Предмет исследования: особенности межполушарной асимметрии.
Целью нашего исследования является изучение влияния асимметрии мозга на деятельность учащихся нашего класса, разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи учащимся в образовательном процессе с учетом психолого-физиологических особенностей.
Гипотеза: знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения.
Глава I. Межполушарная асимметрия.
Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.
Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:
Установлено, что левое полушария отвечает за оперирование знаковой информацией, а также за чтение и счет, за эмоции, любопытства, радости, тогда как правое – за оперирование образами, ориентацией в пространстве, различие музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, за распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), за сновидение.
Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
1.2. Разница в развитии мозга у мальчиков и девочек
До 9—10 лет дети являются «правополушарными». К 6—7 годам происходит активизация левого полушария, то есть появление у ребенка осознания себя, развитие понятийного и абстрактного мышления, умение считать и писать. У детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо ряд звуков, доминирует правое, неречевое полушарие к 6—7 годам.
Девочки
У девочек приблизительно в 6-7 лет в активную фазу вступает левое полушарие, и они готовы к планомерной, усидчивой работе. Впрочем, лучше продолжать обучение с использованием двуполушарных методик.
Мальчики
У мальчиков это происходит позднее. До 8-9, а иногда и до 10 лет у них правое полушарие остаётся ведущим. Посему для мальчиков ранний поход в школу с исключительно левополушарными методиками преподавания – это испытание. Причём они не глупее девочек, но девочки обычно успешнее в начальных классах традиционной школы.
Как было сказано выше, правое полушарие мозга – это умение объёмно мыслить, видеть ситуацию в целом. И мальчикам надо дать возможность набрать большой объём образного, комплексного мышления. Им природой отведено на этот процесс больше времени, потому что потом им придётся всю жизнь оперировать этими объёмами для решения мужских жизненных задач.
Девочки до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга. При переутомлении у мальчиков страдают левополушарные процессы, у девочек — правополушарные. У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме.
Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.
Научные данные о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения людей разного возраста, выбора той или иной профессии. Нередко говорят о том, что «правополушарным» людям, или «художникам», лучше выбирать профессии актёров, журналистов, музыкантов, художников, а «левополушарным», или «мыслителям» - профессии математиков, инженеров, программистов, юристов.
1.3. Разница полушарий головного мозга
и влияние их на деятельность человека.
У новорожденного масса головного мозга составляет около 400 г. Рост головного мозга происходит интенсивно в первые годы жизни, а затем все более замедляется и прекращается к 20 годам. На первом году масса головного мозга возрастает в 2 раза, к 3 годам в 3 раза, а у детей 7 лет составляет 80% массы головного мозга взрослого. Головной мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.
Ученый алифорнийского университета Роберт Орнстейн доказал: если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность деятельности человека возрастает в 5–10 раз.
Если доминирует левое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на левое полушарие:
определяет цели решения, которые надо принять;
Если доминирует правое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:
В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.
Некоторым людям трудно думать, рассуждать, постигать логические связи. Они рассказывают о своих проблемах и, когда вам удается понять причину их состояния, искренне удивляются: «Почему это никогда не приходило мне в голову?» У других людей плохо с эмоциями. Они не понимают, зачем нужны чувства, и нередко даже презирают душевные муки.
Глава II. Результаты исследований.
В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли участие учащиеся 7 А класса нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволили выявить ведущую руку, ногу – характеристики моторной асимметрии, ведущий глаз и ухо – сенсорной асимметрии и ряд тестов на определение психической асимметрии. (Приложение 1.)
В итоге в 7 классе из 28 обследуемых учащихся:
С преобладанием левого полушария (правши) – 25 человек (92%)
С доминирующим правым полушарием (левши) – 1 человек (3%)
Доминирующее полушарие (амбидекстры) – 2 человека (7%).
Так же с помощью теста мы определили тип мышления.
В 7 классе из 28 обследуемых учащихся:
1.Абстрактно-логическое мышление имеют 7 % правшей. Они обладают логическим мышлением, а значит, ведущим у них в мыслительных процессах является левое полушарие.
2.Образное мышление имеют 92 % правшей, 100% левшей и 100% амбидекстров. У них ведущим в мыслительных процессах является правое (творческое) полушарие.
Мы сравнили наши полученные результаты с видами внеурочной деятельности. И вот, что получилось
8 человек увлекаются танцами, в том числе и уличными
2 человека – хоккеем
9 человек любят рисовать, разные жанры
3 человека учиться в музыкальной школе
6 человек предпочитают коротать время за компьютером, играя в «стрелялки»
Как оказалось, все ребята «левополушарные».
Класс наш – кадетский, это значит, что мы не только должны быть дисциплинированы, но и творческими людьми, в чем нам поможет образное мышление.
Мы попросили разрешения у 3 одноклассников, которые имеют разные показатели в исследовании и сравнили их оценки. Вот, что получилось.
Средняя оценка (по всем предметам за четверть) у амбидекстора – «5»
Средняя оценка у «правополушарного» - 4,7, причем лучшие результаты по истории, литературе, музыки.
А вот у «левополушарного» - 3,8 , причем хорошие результаты по физкультуре, информатике, технологии. А вот по математике - удовлетворительно.
Значит мы делаем вывод, что когда развиты оба полушария – человек учиться лучше, а «левопулушарным» учеба дается не очень легко. Следовательно надо развивать оба полушария . Для этого в интернете мы нашли ряд упражнений на развитие полушарий головного мозга и стали заниматься по ним сами. В результате, после месяца занятий оценки по литературе начали наши потихоньку исправляться, а математика пока стоит на месте. Но мы, продолжаем свой эксперимент и продолжаем заниматься дальше, посмотрим, что будет через месяц.
Выводы
По результатам исследования: 1. Большинство учащихся 7 А класса нашей школы (84 %) относятся к правшам, то есть, доминирующим у них является левое полушарие.
Для оптимизации учебного процесса обучающихся этой группы с учетом преобладающего профиля их латеральной организации, в соответствии с рекомендациями, представленными в таблице (Приложение 1) необходимо учитывать следующее:
1 Обучающийся нашего класса (3 %) является левшой, то есть, доминирующим у него является правое полушарие. К нему необходим индивидуальный подход с учётом рекомендаций (приложение 1).
Так как в нашем классе ребята отдают предпочтение в основном художественным или спортивным видам деятельности, а в результате нашего исследования они являются «левополушарными».
Основываясь на исследованиях профессиональных психологов можно посоветовать учащимся имеющим “Левополушарное” мышление выбрать для изучения (например, записаться в кружок моделирования) предметы, связанные с точными науками, т. к. данный тип мышления является дискретным и аналитическим. С его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что является обязательным условием социального общения.
Учащимся “Правополушарным” — науки гуманитарного цикла, т. к. пространственно-образное мышление данного типа людей создает возможность одномоментного “схватывания” многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию.
Учащиеся – амбидекстры, у которых оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом, могут выбрать естественно - научный профиль, где сочетаются как точные, так и гуманитарные науки.
У большинства учащихся развито образное мышление. Не обнаружив существенной разницы в мышлении детей-левшей, детей-правшей и детей-амбидекстров, предполагаем, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие мышления у детей фактически не влияет. Этот факт можно объяснить тем, что в данном возрасте образные компоненты мышления развиваются.
В нашей работе собран материал, который, мы надеемся, поможет ученикам правильно организовать свое рабочее время, правильно выбрать секции для дополнительного изучения.
Список литературы.
–Москва., 2006
- Москва., 2006
Интернет – ресурсы:
Тигрёнок на подсолнухе
Любимое яичко
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Юрий Визбор. Милая моя
Соленая снежинка