В данном исследовательском проекте изучаются лингвистические особенности смс-сообщений как особого жанра письменной речевой культуры в подростковой среде. Для достижения результата проекта было проанализировано более 80-ти смс-сообщений. Для того чтобы выяснить особенности использования смс-коммуникации в молодёжном социуме, было проведено анкетирование среди обучающихся 6 и 10 классов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвященных культуре речи с целью анализа современного состояния русского языка. Материалы проекта могут быть полезными и востребованными учителями русского языка и литературы, а также самими подростками.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_buldakova.docx | 74.11 КБ |
1-я открытая проектно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»,
МБОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательский проект
МОЛОДЁЖНАЯ СРЕДА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: ОСОБЕННОСТИ СМС-КОММУНИКАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Автор проекта:
Булдакова Анастасия,
10 класс,
МБОУ «КСОШ №1»
Руководитель проекта:
Пичугина Н.В.,
учитель русского языка и литературы
Кожевниково- 2014
Аннотация исследовательского проекта
В данном исследовательском проекте изучаются лингвистические особенности смс-сообщений как особого жанра письменной речевой культуры в подростковой среде. Для достижения результата проекта было проанализировано более 80-ти смс-сообщений. Для того чтобы выяснить особенности использования смс-коммуникации в молодёжном социуме, было проведено анкетирование среди обучающихся 6 и 10 классов.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов исследования на внеклассных занятиях по русскому языку, факультативных занятиях, посвященных культуре речи с целью анализа современного состояния русского языка. Материалы проекта могут быть полезными и востребованными учителями русского языка и литературы, а также самими подростками.
Оглавление
1. Введение
2.1 Исследование особенностей языка смс-сообщений
2.2. Анализ целей использования смс-сообщений
2.3. Способы сжатия текста в смс-сообщениях
2.4. Особенности обращений в смс-сообщениях
2.5. Гендерные различия смс-сообщений
2.6. Анализ анкетирования учащихся 6 и 10 классов
3.Заключение
4. Библиографический список
5. Приложения
Введение
В последние десятилетия с появлением Интернета, мобильных телефонов и развитием новых технологий русский язык претерпел значительные изменения.
Стремительно ворвавшись в нашу жизнь, мобильный телефон кардинально изменил представления о процессах коммуникации: новый сленговый стиль общения, в том числе смс-общения, стал настолько распространённым, что всё чаще речь идет о том, чтобы признать его официально.
Таким образом, актуальность данного исследования очевидна и связано это и с явлением смс-коммуникации, повсеместно распространённым, прежде всего, в молодёжном социуме.
СМС-язык, несмотря на его популярность, недостаточно изучен. Ряд российских лингвистов указывают, что с развитием техники уже можно говорить об особой функциональной разновидности языка – языка, обслуживающего электронные средства коммуникации, к которым относится и язык смс. Проблеме смс-коммуникации посвящены публикации Сидоровой М. Ю., Горошко Е. И., Иванова Л. Ю. и других. Так, Сидорова М.Ю. в статье «Рефлексия «наивного» говорящего над языком и коммуникацией» (Сибирский филологический журнал. № 1, 2004) анализирует способы сжатия текста в смс-сообщениях, рассматривает явление транслитерации, говорит об языковой игре в СМС. А, например, Горошко Е. И. рассматривает в ряде своих статей гендерные особенности электронного общения, утверждая, что женщины чаще пишут смс-сообщения, более того, их сообщения носят эмоциональный, искренний характер.
Новизна явления, неразработанность вопроса о статусе смс-коммуникации и отсутствие теоретических положений о ее структуре и языковых особенностях обусловливают непрекращающийся интерес психологов, социологов и лингвистов к данному вопросу.
Целью настоящей работы является выявление и анализ лингвистической специфики смс-коммуникации в молодёжной (подростковой) среде. Материалом для исследования послужили тексты смс - сообщений одноклассников, родителей, друзей, а также смс-сообщения представителей молодёжи в возрасте от 12 до 18 лет из социальных сетей («В Контакте», «Одноклассники» и др.) Всего проанализировано и классифицировано более 80-ти смс-сообщений.
Задачи исследовательского проекта следующие:
Объектом исследования является смс-коммуникация, а предметом исследования – языковые особенности смс-коммуникации в молодёжном социуме.
Гипотеза: смс-сообщения чаще всего используются с целью передачи важной информации; в смс-сообщениях применяются разные способы сжатия текста; женские смс встречаются чаще, чем мужские смс; чаще используют смс ученики 10 классов, чем 6 классов.
Методы исследования:
Критический анализ научной литературы, анкетирование, классификация, обобщение, сравнение.
2.1. Исследование особенностей языка смс-сообщений
Sms (small message servise — англ. «служба маленького сообщения») в нашем обиходе имеет значение не службы, а короткого сообщения (до 130, а затем и более, знаков), которое можно отправить с мобильного телефона или по Интернету на другой мобильный телефон. За короткий период у этого популярного способа коммуникации успела сложиться своя культура, свои манеры и общие правила использования языка. Пока так называемые «наивно говорящие» активно эксплуатируют этот новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу в ужасе перед наступлением смс-мышления.
Главные задачи переписки с помощью смс-сообщений:
1. Донести новую информацию до адресата.
2. Напомнить о себе.
Как уже было сказано ранее, языковые особенности смс - сообщений изучены относительно мало. Например, М. Ю. Сидорова отмечает следующие основные черты смс-сообщения как жанра: «краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации - мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объем сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причем порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв» [6, с.23].
Объем смс ограничен, следовательно, нужно решить, как уложить максимум содержания в минимум знаков.
Важнейшей чертой смс-коммуникации является, по мнению ряда исследователей, [3,6,7] ее общий позитивный, дружелюбный характер. Они считают, что смс используются для выяснения места и времени, пожелания доброго утра, удачного дня и доброй ночи.
Смс-общение достаточно эмоционально. «Эмоциональная насыщенность такого общения имеет компенсаторный характер в условиях практически полного отсутствия невербальных средств для передачи эмоций и описания эмоциональных состояний» [6,с.63]. Заметим, что эмоциональная насыщенность в этой среде достигается с помощью графических средств (использование заглавных букв, повторений пунктуационных знаков, смайлики и прочее).
Одним из средств передачи эмоционального состояния является обращение. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена, так и названия людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, по возрасту и полу, обращение указывает ещё и на соответствующий признак. Так, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку [1,с.56].
Интересной является роль гендерного фактора – его влияния на электронную коммуникацию, т.к. известно, что гендерная составляющая является достаточно значимой в структуре любой языковой личности [7, с.25].
Горошко Е.И. заметила [3, с.112], что мужчины чаще используют оскорбления, сленг, утвердительные заявления, средства саморекламы, иронии и сарказма, задают меньше вопросов и «высказывают меньше электронных извинений». Женскому электронному поведению свойственен же так называемый модус вежливости. Женщины произносят больше извинений, благодарностей, реже перебивают друг друга и пр.
В настоящее время почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной [6, с.30].
Таким образом, смс-собщения отличаются краткостью, сиюминутностью, частным характером содержания, зависимостью особенностей мобильных телефонов.
2.2. Анализ целей использования смс-сообщений
Исследователи отмечают, что смс-сообщения, в целом, носят позитивный, дружелюбный характер. Как я выяснила, главная цель смс-сообщения - это не получение информации, а выражение эмоций, чувств, настроения.
Например, смс «выезжаю завтра, встречай, целую», как выяснилось, занимают далеко не лидирующие позиции. Чаще всего, как показал анализ, отправляются любовные смс, поздравительные смс с приколами. В категорию любовных смс попадают не только смс с текстом «я тебя люблю». Это могут быть и романтические сообщения, смс с пожеланием доброго утра или спокойной ночи, смс - признания в том, что кто-то скучает, а кто-то ждет встречи и считает минуты до неё.
Как показало исследование, чаще всего люди отправляют смс с признанием в любви, что составляет пятую часть (22%) от проанализированных сообщений: «Я так рад, что мы вместе! Я тебя люблю!» Наряду с традиционными признаниями, встречаются и необычные признания в любви: «Ты ясный лучик в моей жизни!», «Ты ангел, спустившийся с небес!». В этих смс-сообщениях автор использует такое изобразительно-выразительное средство как сравнение. В других смс для выражения восхищения автор применяет слова молодежного жаргона: «Ты класс! Я тебя обожаю!». Признание в любви в смс часто сочетается с выражением благодарности. «Спасибо за то, что ты есть в моей жизни Я тебя люблю☺». Другие признания сделаны в стихотворной форме: «Если грустно на душе, тоска вокруг меня летает, я вспоминаю о тебе, тебя мне очень не хватает».
Большая часть смс-сообщений посвящена желанию людей поделиться своими чувствами, эмоциями (15%): «Почему люди друг друга иногда не понимают? И часто ругаются, а потом мирятся!!!». В то же время встречаются смс, которые написаны для того, чтобы поддержать самого себя в трудной ситуации: «Мне тяжело, но я должна справиться! Встану и пойду дальше». Часто наблюдаются смс, содержащие отрицательные эмоции, оскорбление, негодование, недовольство: «Долой нафиг попсу. Билана туда же!». Но в то же время встречаются смс, выражающие патриотические чувства: «Россия – великая держава! Если я не прав, бросьте в меня камень».
Также значительная часть людей, отправляя смс-сообщения с целью дать совет, скорее, желают подчеркнуть недостатки того, кому дают совет (11%): «Козлова…не ржи как лошадь и не показывай свои кривые зубища!», «Колесин Ваня, не обижайся, но купи Макеевой «Растишку»!». Кроме того, часть смс, содержащих советы, касается темы взаимоотношений людей.
Лишь 8% составляют смс, цель которых - узнать определенную информацию: «Ромаш. Сколько лет? Где учишься?». Чаще всего эта информация тоже связана со взаимоотношениями людей: «Dennisimo, что за обстоятельства такие?», «Леша Кох. Ты мне нравишься давно. У тебя есть девушка?». В одном из смс вопрос задан с помощью цитаты из стихотворения А. С. Пушкина: «Что в имени тебе моем?...».
Незначительное количество смс-сообщений содержат просьбу, предложения о встрече, оскорбления, извинения, комплименты.
С помощью смс-сообщений некоторые респонденты (5%) поздравляют своих друзей с Днем рождения: «Мишка Дроздов, с Днюхой!», «Яна Т. Поздравляю тебя с Днем Рождения, я тебя очень люблю», «Василька – солнце! Поздравляем с Днем Варенья!». В данных примерах употребляются не только традиционные, но и просторечные варианты поздравлений с днем рождения. Встречаются иногда оригинальные просьбы: «Лебедь, спой серенаду под моим окном моим предкам, чтоб на дачу свалили!».
С помощью смс просят прощения за какие-то поступки: «Женечка Малыгин – я в субботу была не права, прости меня, возьми трубку». Кроме этого, смс-сообщения могут содержать комплименты: «Вафля, ты самая самая…». Часть смс написаны с целью пригласить кого-либо на встречу: «Дима, приходи в садик у школы, там и увидимся!», «Serj, в пятницу на площади, у аллеи победы, в три! Буду ждать».
Таким образом, большинство авторов проанализированных смс отправляют сообщения для того, чтобы признаться в любви, выразить чувства, эмоции, настроение.
2.3. Способы сжатия текста в смс-сообщениях
Несмотря на то, что объем смс-сообщения ограничен и нужно суметь уложить содержание в минимум знаков, большинство отправителей не используют сокращения (62,7%). Оставшиеся 37,3% используют различные способы сжатия текста.
Надо отметить, что в смс-сообщениях, написанных латиницей, иногда встречаются разные способы передачи буквы Ч: «raduet, chto est’ liudi, koih interesuiut chugie problem», «4to takoe imja?».
Таким образом, большинство авторов - отправителей смс, взятых для анализа из социальных сетей, не используют сокращения. Многие смс-сообщения содержат синтаксические способы сокращения, в которых чаще всего используются безглагольные конструкции.
2.4. Особенности обращений в смс-сообщениях
Интересно проанализировать, какие обращения используют в своих смс-сообщениях их отправители.
Отдельную группу представляют собой ники, обозначающие названия животных: «Кисуня, я безумно сейчас счастлива!», «Оленёнок! Совсем забыла старого знакомого».
В связи с тем, что многие проанализированные сообщения размещены в социальных сетях, есть смс, содержащие обращение не к отдельному лицу, а к группе людей. Чаще всего это обращение к классу определённой школы: «Союзники 8а 6 шк, держитесь, – общество идет вперёд!!!», «3 школа 6в класс! Самый прикольный и веселый!».
Незначительная часть смс-сообщений не содержит обращений. Эти сообщения иногда обращены одному читающему: «Не сходи с ума. Я не хочу быть друзьями», «Завидуй молча».
Таким образом, почти половина сообщений содержит обращения по имени, имени и фамилии, имени и отчеству, также многие в качестве обращения используют прозвища.
2.5. Гендерные различия смс-сообщений
Для того чтобы проанализировать гендерные особенности смс-сообщений, были взяты те смс, подпись в которых явно указывает на половую принадлежность автора. Смс-сообщений, написанных представителями женского пола, встретилось в два раза больше, чем «мужских» смс-сообщений.
Как выяснилось, женщины в смс-коммуникации чаще используют приятные, ласковые слова (Малыш, я тебя очень люблю), выражают поддержку (поскорее поправляйся!), поздравляют своих друзей и родственников с днем рождения (Леночку поздравляю с днем рождения! Желаю весны в сердце и счастья по жизни!), выражают благодарность (Я благодарна судьбе, что у меня есть ты). Но в то же время можно отметить, что в женских смс-сообщениях встречаются просторечные, грубые выражения (если по чесноку, то…). Только в женских смс-сообщениях встречается признание в любви к маме (Любимая мамочка Таня! Поздравляю с днем рождения!). «Женские» смс разнообразны, многословны, более грамотны.
«Мужские» смс отличаются простотой, краткостью (прости, что не отвечаю - обстоятельства). Чаще встречаются жаргонные выражения (братья, вы кидалы, лошары). Но в то же время в большей части смс-сообщений звучат признания в любви (Аленушка, я тебя очень сильно люблю).
Таким образом, «женские» смс-сообщения более эмоциональные, объемные. «Мужские» смс краткие, лаконичные.
2.6. Анализ анкетирования учащихся 6 и 10 классов
Для того чтобы выяснить особенности использования смс-сообщений, было проведено анкетирование среди учеников 6 и 10 классов школы. В анкетировании приняло участие 46 учеников 6 классов и 32 ученика 10 классов. В результате установлено, что 94% учащихся 6 классов и 100% учеников 10 классов используют смс-сообщения. То, что ученики 6 классов реже используют смс, может быть связано с тем, что они пользуются другими видами электронного общения. На вопрос «как часто они используют смс» 38% опрошенных 6 классов и 49% опрошенных 10 классов ответили, что редко. Многие ученики 6 классов (28%) ответили, что отправляют смс «просто так», а 67% учащихся 10 классов предложили свой вариант (в том случае, если что-то надо, для общения).
Почти все ученики 6 и 10 классов печатают смс на русском языке. Из них 64% - 6 классы и 59% - 10 классы утверждают, что он родной, поэтому им проще печатать именно на родном языке.
Практически все ученики 10 классов (98%) используют смайлы для выражения эмоций. 85% учеников 6 классов тоже используют смайлы в своих смс-сообщениях.
Чаще всего ученики отправляют смс-сообщения друзьям, из них 70% - 6 классы 78% - 10 классы.
Еще одна целью анкетирования – выяснение гендерных особенностей смс-сообщений. И мальчики, и девочки используют смс (87% - девочки, 92% - мальчики). Чаще всего девочки отправляют смс-сообщения, чтобы уточнить место, время встречи (29,5%), 30% предложили свой вариант (для дела, по - разному). Почти одинаковое количество мальчиков (97,5%) и девочек (98,5%) печатают смс-сообщения на русском языке. 91% девочек и мальчиков используют смайлы для наиболее яркой эмоциональной окраски.
Таким образом, в результате анкетирования практически не было выведено гендерных особенностей в использовании смс-сообщений. Есть незначительные возрастные отличия в их использовании.
Заключение
Изучив литературу по теме исследования, проведя собственное исследование, можно сделать вывод, что отличительными особенностями смс-сообщений являются краткость, сиюминутность, частный характер содержания, зависимость от особенностей мобильного телефона. Используются различные способы компрессии (сжатия) текста. Также исследователи отмечают гендерные особенности смс-сообщений. В результате анкетирования практически не было выведено гендерных особенностей в использовании смс-сообщений. Есть незначительные возрастные отличия в их использовании.
В ходе работы над проектом выяснилось, что большинство авторов проанализированных смс отправляют сообщения для того, чтобы признаться в любви, выразить чувства, эмоции, настроение. Можно отметить, что почти половина сообщений содержит обращения по имени, имени и фамилии, имени и отчеству. Также многие в качестве обращения используют прозвища.
Проанализировав смс-сообщения, можно сделать вывод, что большинство отправителей смс не используют сокращения. Большая часть смс-сообщений содержит синтаксические способы сокращения, в которых чаще всего используются безглагольные конструкции.
Таким образом, гипотеза, обозначенная в начале работы над проектом, подтвердилась частично: смс-сообщения чаще используются не для передачи важной информации, а для выражения чувств и эмоций; в смс-сообщениях используются разные способы сжатия текста; женские смс встречаются, действительно, чаще, чем мужские; как показало анкетирование, ученики 6 классов пишут смс-сообщения чаще, чем ученики 10 классов.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что смс-коммуникация - это лингвистический и социальный феномен, активно использующийся в молодёжном социуме; феномен, имеющий смс-особенности именно для подростковой среды.
Библиографический список
Есть ли лёд на других планетах?
Сочинение
Хрюк на ёлке
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Рисуем крокусы акварелью