Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 66.5 КБ |
na_zashchitu.ppt | 1.84 МБ |
КАКОЙ УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ НУЖЕН ШКОЛЕ?
Автор:
Чернова Елена Олеговна
Российская Федерация, г. Волгореченск,
муниципального общеобразовательного
учреждения
средней общеобразовательной школы №2,10 класс
Введение.
Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, моральными и эстетическими целями. Назначение учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учеников в усвоении учебного материала.
Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников.
Все это вместе составляет имидж учителя.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.
Да, действительно имидж есть у каждого учителя, и об этом говорят данные анкетирования учащихся школы, в которой я учусь. Мною была проведена небольшая исследовательская работа, направленная на определение взаимосвязи имиджа учителя и его успешностью в глазах учащихся – воспитанников. В своей работе постараюсь ответить на вопрос «Какой учитель сегодня нужен школе?».
Объектом исследования является имидж учителя школы.
Предмет исследования - особенности представлений об имидже учителя школы у учащихся (представление о современном учителе, который имеет свой неповторимый имидж) МОУ СОШ№2 г.Волгореченск.
Цель исследования – изучить социально-психологические особенности представлений об имидже учителя (на материале школьников школы)
Имидж учителя является выражением ожиданий людей, в сознании которых он сформировался. Соответственно, «имиджевый» фактор имеет свои пределы и должен подкрепляться реальными делами.
В 21 век учитель входит с новым стилем – сотрудничества, и этот стиль становится, определяющим и востребованным в имидже современного учителя в представлении общественности.
В связи с этим изучение социально-психологических особенностей представлений об имидже учителя школы является актуальной проблемой социальной психологии и смежных наук: педагогической психологии, имиджелогии и др. Необходимо серьёзно изучать эту область социальной психологии, особо важно в рамках современного общества. Какой же учитель сегодня нужен современной школе, чтобы учить столь современных учеников.
Гипотеза I: Имидж учителя в представлении учащихся школы носит обобщенный, стереотипный характер, отражающий социальный статус (декларативный и номинальный) учителя в обществе.
Гипотеза П: Имидж учителя в представлении школьников дифференцирован по поло - возрастным группам: учащиеся 8-9 классов идеализируют имидж учителя школы, школьники 10-11 классов реально его осмысливают и представляют.
Основная часть.
Глава 1 .Понятие имиджа, профессионального имиджа.
Модель имиджа педагога – структурированная совокупность взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я - концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения).
Имидж педагога выполняет ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих функций в образовательном процессе: коммуникативную, информативную, когнитивную, конативную, эмотивную, мотивационную, организационную, дисциплинарную, избирательную, компенсаторную, представительскую, креативную, воспитательную, адаптивную, здоровьесберегающую.
Уровневая оценка имиджа педагога и его влияния на здоровье субъектов образовательного процесса осуществляется на основе субъектного критерия (показатели: мотивационный, когнитивный, эмотивный), операционно - деятельностного критерия (показатели: владение способами реализации имиджа педагога, способствующего здоровьесбережению субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности; владение способами диагностики проявлений имиджа педагога в профессиональной деятельности; владение способами коррекции и развития имиджа педагога) и критерия отношения (показатели: выбор стиля руководства и стиля общения; комфортная психологическая атмосфера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса).
Имидж педагога выступает фактором здоровьесбережения в случае проявления его позитивных характеристик в образовательном процессе школы (демократический стиль руководства, стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, стиль дружеского расположения; внешний вид, оформленный в деловой стилистке, кинетический элемент, опосредованный в «языке приятия», предметно-пространственная среда, оформленная с учетом рекомендаций цветопсихологии и цветотерапии и т. д.).
В современных исследованиях понятие «имидж педагога» трактуется неоднозначно. Это связано с тем, что, во-первых, имидж педагога - сложное психолого-педагогическое образование, исследуя которое, различные авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах, во-вторых, трактовка понятия «имидж педагога» зависит от методологического подхода исследователя.
Глава 2 . Методическая и экспериментальная часть.
2.1. Методологическая составляющая исследования.
Согласно методологическим основаниям данного исследования, под имиджем педагога понимается образ-представление системы его внутреннего, внешнего и процессуального компонентов, выраженных в индивидуальном стиле деятельности учителя, и проявляющихся через физический облик, речь, выразительность движений, мимики в совокупности с эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности), а также через предметно-пространственную среду осуществления его профессиональной деятельности. Это определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает характеристику имиджа педагога, и оно взято за основу в данном исследовании.
Для решения поставленных задач применялся анализ общепсихологической, социально-психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования; теоретическое моделирование с соотнесением разработанных моделей с имеющимися в современной психологии концепциями восприятия людьми друг друга, формирования у них друг о друге представлений памяти, образов воображения и изменений в них происходящих в зависимости от специфики деятельности; методы экспериментального исследования включали в себя наблюдение, изучение и анализ документов, анкетирование и интервьюирование и ряд специфических социально-психологических методов: экспертная оценка личности, рейтинг, шкалирование, ранжирование, самооценка и взаимооценка, самоанализ и специальные задания, тестирование; методы статистической обработки. Основные виды анкет приведены в приложении (Приложение I).
2.2.Экпериментальная часть исследования.
Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся создать облик современного специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Для оценки реального и ожидаемого для учащихся школы была составлена анкета, которая включила в себя вопросы разного характера (Приложение I), необходимо отметить анкета содержит вопросы универсального характера. Анкету можно использовать для работы с любой поло - возрастной группой.
Также для получения данных для работы был использован такой вид экспериментальной работы как анализ творческих работ учащихся по теме «имидж современного учителя» (Приложение II).
Необходимо отметить, что в анкетировании приняло участие 74 респондента (36 девочек и 38 мальчиков, что соответственно по 50%), среди них из 8х классов- 24 человека, 10х классов- 30 человек, 11х классов – 20 человек. Среди 8х классов в анкетировании участвовали 9 девочек и 15 мальчиков, 10х – 17 девочек и 13 мальчиков, 11х- 10 девочек и 10 мальчиков.
Данные анкетирования приведены в (Приложении III).
Согласно результатам анкетирования все учащиеся соглашаются с тем, что у каждого учителя есть собственный имидж 42 опрошенных из 74респондентов. Из данных таблицы №2 62 респондента признают, что имидж учителя зависти только от него самого, 42 учащихся выбрали ответ для вопроса №3 анкеты то, что учитель который занимается собственным имиджем лучше себя чувствует и более уверен в себе, успешен в работе, но учащиеся большинством решили , что имидж учителя никак не влияет на здоровье учащихся, хотя не следует забывать, что реализация здоровьесберегающей функции имиджа возможна в полной мере только у педагогов, обладающих его позитивными характеристиками, на негативном же уровне имидж обладает здоровьезатратными свойствами; что позволяет отнести позитивный имидж педагога к факторам здоровьесбережения субъектов образовательного процесса.
Поэтому учащиеся на интуитивном уровне определили для себя следующие характеристики современного учителя, имеющего положительный имидж, согласно вопросу №7 анкеты и данным таблицы №7 можно (42 учащихся согласились и дали ответ «да») предположить для респондентов положительный имидж учителя создаёт обязательно рабочую обстановку для учащегося, что позволяет опровергнуть гипотезу №1 работы. Образ (имидж) современного учителя не носит номинальный статус для учащихся, а является условием для положительного или негативного настроя на обучение по предмету. Также на опровержение гипотезы №1 указывают ответы на вопрос №11 таблица №11 (имидж учителя определяется именно стилем общения, что уже подразумевает не декларированный стиль в имиджевой идеологии).
Согласно данным таблицы №12 , большинство учеников школы (возрастная группа 13-17 лет) изобразило своего учителя в образе «Волшебница» и «Белоснежка», «Робот – женщина» и «В костюме и в очках». «Волшебница» и «Белоснежка»- в представлении учащихся данные персонажи социально - психологически идентифицируются больше с имиджем учителя начальной школы, отвечая таким психологическим качествам и характеристикам как красивая, добрая, умная, заботливая, справедливая, обладающая эмпатией, исключительной властью и возможностями, что, безусловно, идеализирует имидж учителя школы, но особенно это проявляется для учащихся 10х классов, для 11х – образ размыт, также как и 8х классах, больше идеализируют образ учителя респонденты – девушки
«Робот – женщина» и «В костюме и в очках»- в представлении респондентов данные персонажи социально-психологически идентифицируются с имиджем учителя, отвечая таким психологическим качествам и характеристикам, как властная, гиперактивная, умная, бескомпромиссная, жесткая в оценках, принципиальная, демонстративная.
Согласно данным таблицы №13, в представлении учащихся школы категория «имидж» дифференцируется по личностным характеристикам, как: для 8х- знающий предмет и владеющий методикой преподавания, умеющий правильно оценивать знание учащихся по предмету, умеющий говорить логично и выразительно, справедливый, творческий ,умный, приятный и уверенный, сотрудничающий, для 10х – сотрудничающий, приятный, понимающий (взаимопонимание), справедливый и знающий свой предмет, для 11х- умеющий правильно оценивать знания своих учеников, самостоятельный, грубый (скорее всего строгий),самостоятельный.
Учащиеся не идеализируют имидж своего учителя, а реально его осмысливают и представляют, что обусловлено возрастом и опытом общения с учителем.
Данные полученные на вопрос №13 и №14 совпадают, учащиеся отвечали проецируя своё чувственно- эмоциональное отношение к имиджу учителя сегодняшнего и к имиджу учителя современного (учителя будущего) – ответы совпадали на 89 %: учитель сегодня в меру общителен, жизнерадостен, альтруистичный, одновременно тактичен и прямолинеен, самодостаточен и самокритичен, уверенный и миролюбивый, строг и активен, самостоятельный, изыскано- практичен, творческий.
Глава 3. Выводы и рекомендации.
Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние, опосредованное в самооценке, системе ценностей и установок, Я-концепции, и его профессиональные знания и умения, и среда, в которой протекает взаимодействие. Каждый из этих элементов вносит свой «вклад» в имидж педагога, который проявляется в деятельности учителя, в характере взаимодействия со школьниками, родителями, коллегами и т. д. В этом – первая линия связи компонентов имиджа педагога – в их «работе» на целое – на формирование положительного представления педагога о себе как о личности и профессионале, на формирование представления об учителе у целевой аудитории имиджа педагога (школьников, родителей, коллег).
Вторая линия связи – во взаимовлиянии компонентов друг на друга, когда в процессе овладения одной «стороной» связи «возбуждается» потребность в другой.
Так, от адекватной самооценки и развитой Я-концепции, наличия способности к эмпатии и толерантности учителя зависит стиль его деятельности; вербальный и кинетический элементы имиджа учителя опосредованы в стиле общения и стиле руководства и характеризуют учителя как личность; средовой и овеществленный элементы дают информацию о ценностях учителя; габитарный элемент раскрывает многие личностные характеристики педагога, его жизненные установки. Это обеспечивает единство всех элементов формируемого образа, когда каждый из них дополняет, усиливает друг друга, порождая «целостный эффект» восприятия образа учителя и в его глазах, и в глазах окружающих.
Притягательный позитивный образ педагога, выраженный в хорошем настроении, доброжелательности, оптимистичности, миролюбии, способствует адекватной самооценке школьников, недопущению конфликтных ситуаций в школьном коллективе, предотвращению стрессов и повышению мотивации к учению у школьников.
Согласно результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Образ (имидж) современного учителя не носит номинальный статус для учащихся, а является условием для положительного или негативного настроя на обучение по предмету.
2. Учащиеся не идеализируют имидж своего учителя, а реально его осмысливают и представляют, что обусловлено возрастом и опытом общения с учителем.
3.Отвечая на вопрос, «Какой учитель нужен сегодня школе?» а правильнее говорить ученикам, можно с уверенностью сказать тот, который их учит сегодня (учитель сегодня в меру общителен, жизнерадостен, альтруистичный, одновременно тактичен и прямолинеен, самодостаточен и самокритичен, уверенный и миролюбивый, строг и активен, самостоятельный, изыскано - практичен, творческий) согласно данным мониторинга. Также необходимо помнить то, что «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника…» (Даль В.И) и об этом необходимо помнить каждому учителю – воспитателю, да и любому человеку, работающему с детьми.
3.Список литературы.
1.Варданян М.Р. Имидж современного учителя, его сущность и структура // Вторые чтения, посвященные памяти Р.Л. Яворского: Материалы Всероссийской научной конференции. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2006. – С.48–51 (0,2 п. л.).
2.Попова Ж.Г. Имидж учителя: как научиться общаться эффективно// Начальная школа. - 2006. - №9. – C.32-35. – 0,2 п.л.
3.Попова Ж.Г. По одежке не только встречают: психология персонального имиджа // Служба кадров. - 2003. - №7. - С.72-73. – 0,1 п.л.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Заяц-хваста
Никто меня не любит
Прекрасная химия
Горка