Данная работа создовалась при подборе имен для новых членов семьи. Собран материал о происхождении распрастранненых имен в нашем селе.
Вложение | Размер |
---|---|
imya_kak_vazhnyy_chelovecheskiy_faktor.docx | 46.95 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Направление: гуманитарное
Секция: социология
Название работы: « Имя как важный человеческий фактор»
Автор работы: Багандова Милана Абдулгапизовна
Место выполнение работы: с. Просянка
МКОУ СОШ №14, 8класс
Научный рук.: Мазаева Мина Джамаледдиновна,
учитель истории МКОУ СОШ №14
с.Просянка 2014 г.
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………1-2
2.Глава I.Имя и характер……………………………………………………....3-4
2.1Имена в моей школе………………………………………………………...4-5
2.2.Результаты анкетирования…………………………………………………5-11
3.Глава II. Имена в моей семье………………………………………………11-13
3.1.Как давали имена в моей семьи…………………………………………13-14
4.Глава III. Подбор имен для новых членов семьи……………………………14
5.Заключение……………………………………………………………………..15
6.Приложение…………………………………………………………………….16
Введение
«Можно шутить с человеком, но не с его именем»
М.Цветаева
Актуальность темы. «Как корабль назовешь, так он и поплывет», не зря существует данное высказывание. Как ребенка назовешь, так он и пойдет по жизни. Правильно выбранное имя может усилить природные способности своего носителя, компенсировать слабые стороны его характера. Неслучайно вопросу выбора имени для ребенка в психологии уделяется так много внимания.
Среди многочисленных природных и социальных факторов, влияющих на судьбу человека, имя играет далеко не последнюю роль. Обычно детям дают имена тех людей, которых еще помнят или о которых что-то знают. Соответственно в семье остаются какие-то сведения, воспоминания, истории об этом человеке и его деяниях. Ребенок, вырастая и формируясь в такой атмосфере, сознательно и бессознательно впитывает эту информацию и понемногу обретает сходство с человеком, в честь которого назван. Усиливать этот процесс могут ожидания родителей. Наиболее распространены случаи, когда детям дают имена умерших родственников (бабушки, дедушки, прадеда или двоюродного родственника). Эта традиция довольно старая, но до сих пор вполне жизнеспособная во многих культурах. Более того, в некоторых семьях имена «наследуются», повторяясь через одно-два поколения. В этом обычае нет ничего плохого. Считается, что имя, сохраненное в последующих поколениях, способствует передаче знаний из прошлого в будущее, добавляет силы всему роду, помогает сохранить память о своих предках и их делах. В мусульманской и иудаистской традиции до сих пор принято называть сына в честь отца, деда или родственника, если тот умер до его рождения. Если они назвали ребенка в честь родственника или какого-либо известного человека значит, хотят, чтобы он был похож на него, перенял все его достоинства. В результате человек, взрослея и развиваясь, идет по «натоптанной тропинке», постепенно обретая все большее сходство со своим предшественником.
В нашей семье возникла трудность, как назвать двух сестер- двойняшек.
Я тщательно занялась поиском имён для них. Я обратилась к различным источникам, для того чтоб узнать как можно больше о значении имён. Для этого я обзванивала родственников, читала литературу, отбирала информацию в Интернете.
Гипотеза исследования: выбор имён и осмысление их перевода и принадлежность, если мы узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть это может и в определении будущего.
Цель: подобрать имена новым членам семьи, узнать значение различных имён, выявить факторы, влияющие на выбор имени.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение и происхождения имен моей семьи.
2. Опросить учащихся нашей школы, о выборе и значении их имен.
3. Ознакомиться с имеющейся литературой, ресурсами Интернета по данному вопросу, выявить особенности имянаречения у моего народа.
4. Показать влияние разнообразных факторов на выбор имени.
5. Выявить преемственность в выборе национального имени, собрать список национальных женских имен.
Объект исследования: учащиеся МКОУ СОШ №14 (5-11классы) и семья Багандовых, проживающая на территории Ставрополья, с.Просянка.
Предмет исследования: имена родственников, учащихся МКОУ СОШ №14,
Методика:
1.Выбор темы, определение целей, задач, методов исследования. Составление и распространение анкеты среди учащихся нашей школы и их семей. Анкетирование, беседа
2.Поисковый: изучение и обзор литературы, интернет ресурсов, опрос родственников о происхождении имен нашей семьи и их значении.
3.Оформление итогов работы.
Литература:
1.Х.Г.Магомедсалихов, Культура и традиции народов Дагестана. Изд. «Эпоха», Махачкала 2007г.
2.Суперанская А. Имя и культура // Наука и жизнь. – 1991.
3. Мать и дитя. Как правильно назвать ребёнка [Текст]: составитель Орлова Л. Минск: «Харвест», 2009.
Интерактивные ресурсы:
www.muslimnaves.ru «Тасмият- Имянаречение ребенка» Шейх аль-Алляма Бакр ибн Абдулла Абу Зейд.
www.kakzovyt.ru Интересное об именах.
www.imya.ru Узнать значение имен, смешный имена, советы по подбору имен.
2.Глава I Имя и характер.
У каждого человека есть имя, фамилия, отчество, но многие ли задумывались о значении и происхождении своих имён, о сочетании их именно с тем или иным отчеством? А ведь это увлекательное занятие: изучать то, что сопутствует человеку всю жизнь. Изученная литература по теме побудила к небольшому исследованию. Для этого мы выяснили: знают ли обучающиеся, что означает их имя.
Критик В.Г. Белинский писал: «В имени, которое истинный поэт даёт своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и невидимая самим поэтом». У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений. Дальше - больше, имя начинает влиять на своего носителя, формировать его, "подгонять" под себя. К сожалению, немногие из нас интересуются значением своего имени. И уж совсем неизвестным для большинства людей оказались особенности имен, их информационная насыщенность. А ведь не случайно наши предки верили, что имя определяет судьбу. Действительно, нет в языке такого слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы сравнить с нашим именем. Имя может звучать как просьба или как приказ, как упрек или одобрение, как пощечина или ласка. Многие родители, выбирая имя сыну или дочери, даже не догадываются о том, что закладывают тем самым воистину краеугольный камень в его судьбу. У мальчика, названного, например, Валентином, очень мало шансов стать великим полководцем или полярным исследователем, но зато очень велика возможность прославиться в области литературы или искусства
2.1Имена в моей школе.
Выбор имени – серьёзная задача, ведь его дают до конца жизни, оно имеет значение не только для самого человека, но и для людей, сотрудничающих с ним. Личные имена люди имели во все времена. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, благодаря имени становятся известными все его хорошие и плохие поступки. Всякое имя собственное – слово, но слово, получившее особые свойства, новую окраску. Эти свойства заставляют даже нас, современных людей, невольно ощущать в нём как бы тесную связь с самим человеком. Нередко нам кажется, что имя способно даже вроде изменять свойства своего хозяина или, в некоторой степени, определять их.
Работая над данной темой, меня заинтересовало, следующее , а знают ли учащиеся мой школы о значении своих имён. В нашей школе, относительно не много детей, 159, из 104 учащиеся среднего звена, они как раз и заинтересовали меня, так как с ними я общаюсь чаще. Возможно, именно это анкетирование поможет мне выбрать имена своим сестрам.
Мной было опрошено 104 человек, из них лишь 31,2% знают, что означает их имя
2.2.Результаты анкетирования
Нами было проведено анкетирование (приложение 1), в результате которого были составлены перечень женских и мужских имен обучающихся нашей школы.
Мы можем увидеть, что наиболее популярными женскими именами являются имена в нашей школе: Анастасия – 7 , Патимат-2, Алина-4, Елена-3; Мария-3; Альбина2; Оксана-2;Анна-2
Редкими: Вероника, Карина, Яна, Людмила, Милана, Саният, Хамис, Виктория, Унисат, Написат, Саида, Залина, Каролина, Халисат, Елизавета, Умайганат, Инна, Кристина, Наталья, Ирина, Марият, Лилия, Екатерина, Татьяна, Александра, Нина, Надежда, Ольга, Алена, Дарья.
Среди мужских имен, наиболее часто повторяющимися являются имена:
Дмитрий – 4; Максим-3; Владислав -3; Евгений-2; Алексей-2; Николай -2; Данил-2; Шамиль-2;
Редкие: Валентин, Магомед, Александр, Фёдор, Илья, Денис, Егор, Антон, Нариман, Абдулгамид, Халимбек, Ефрем, Терлан, Арсланбек, Константин, Станислав, Абумуслим, Павел, Исабег, Владимир,
15% учащихся ответили, что собственное имена их не устраивает, и они хотели бы его заменить. Может, лучше было бы, подождать пока ребенок вырастит и сам выберет себе имя, но как жить как все это время, как называть его, тоже большой вопрос.
Я рассмотрела принадлежность и значение имен учащихся нашей школы, и увидела следующую картину
Греческие имена 13,5%
Женские
1. Алина - «благородная, величественная»
2.Катерина – «вечно чистая, целомудренная»;
3.Елена – «солнечная»;
4.Каролина – «королева»;
5.Кристина – «посвященная Христу, христианка»;
6.Александра – «защита»;
Мужские
1.Алексей - с древнегреческого языка означает «защитник», «оберегающий»;
2.Евгений – «благородный, хорошие гены»;
3.Николай – «побеждающий людей»;
4.Дмитрий – «посвященный Богине плодородия»;
5.Александр – «защитник людей»;
6.Федор – «богом данный»;
7.Денис – «весельчак, гуляка»;
Мусульманские (арабские, персидские) имена16,6%
Женские
1.Патимат – «оторванная от груди, взрослая»;
2.Саният – «суннита»;
3.Хамис – «рожденная в четверг, пятый ребенок в семье»;
4.Написат – «изящная, утонченная, дорогая»;
5.Саида – « счастливая, удачливая»;
6.Залина – «золотая»;
7.Халисат – «чистая, правдивая»;
8.Умайганат – «народ, нация, сообщество»;
9.Марият – «зеркало»;
Мужские
1.Шамиль – «всеобъемлющий»;
2.Магомед – «мусульманин»;
3.Нариман – «мужественный, бесстрашный, богатырь»;
4.Абдулгамид – «раб достойный похвалы»;
5.Терлан – «железный лев»;
6.Арслан – «лев, господин, предводитель»;
7.Абумуслим – «мусульманин»;
Славянские (православные) имена 17,7%
Женские
1.Оксана – «гостеприимная, иностранка, чужая»;
2.Анна – в христианстве Святая Анна, мать Богородицы;
3.Карина – «кареглазая»;
4.Яна – «река, речка»;
5.Милана – «милая»
5.Людмила – «людям милая»;
6.Надежда – « надежная»;
7.Ольга – «свободная»;
8.Алёна – «огненная»;
9.Дарья – «дар Божий»;
10.Ирина – «райская, живущая в раю»;
Мужские
1.Владислав – «владеющий славой»;
2.Данил – «данный»;
3.Егор – «земледелец»;
4.Антон – «вступающий в бой»;
5.Константин – «медлительный»;
6.Станислав – «устанавливающий славу»;
7.Владимир – «владеет миром».
Древнееврейские имена 4,1%
Женские
1.Мария - древнееврейское происхождение, варианты значения - «горькая», «желанная», «безмятежная».
2.Елизавета – «почитающая Бога»;
Мужские
1.Илья – «сила Бога»;
2.Ефрем – «плодовитый»;
Латинские имена 10,4%
Женские
1.Альбина – «белая, светлая»;
2.Вероника – «истинная икона»;
3.Виктория – «победа»;
4.Инна – «плывущая на корабле»;
5.Наталья – «рожденная в рождество»;
6.Лилия – «Цветок»;
7.Татьяна – «папина душа»;
Мужские
1.Максим – «наибольший, максимальный»;
2.Валентин – «сильный, здоровый»;
3.Павел – «малый, небольшой»;
3.ГлаваII. Имена в моей семье
"Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных.
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар от родимых своих получает…"
Гомер
До недавнего времени, я не задумывалась о том какие имена в моем семь, мама – это мама, папа – это папа, имена своих братье я слышу с детства, привыкла и даже не вникала в смысл имени каждого из члена семьи. Давайте посмотрим на именной состав моей семьи
Папа: Багандов Абдулгапиз Халимбекович.
Мама: Багандова Саида Резвановна.
Я: Багандова Милана Абдулгапизовна.
Брат: Багандов Халимбек Абдулгапизович.
Брат: Багандов Иман Абдулгапизович.
Психологи доказывают влияние человека на судьбу человека, а я хочу показать личный пример на своей семье.
3.1. Как давали мена в моей семье.
Нельзя называть детей первым попавшем именем. Имя влияет на судьбу человека. А так же назвать чадо редким, вычурным именем вздорной, бездетной тетки, чтобы не забыла в завещании.
Хотя в целом вольности в «наименовании» младенцев – явление достаточно молодое.
Рассмотрим как в моей семье.
Мой папа, при рождении получил имя Арслан (тюркской группы — «лев»), но в последствии родственники стали замечать, что ребенок плохо ест, не активен, часто болеет. Родителям посоветовали поменять имя, утверждая, что «имя не подходит» ребенку. Новое имя Абдул (форма имени Габдулла раб/слуга Аллаха), не поправило положение, а при добавлении «гапиз», дело изменило свое русло. Сегодня мой папа работает в одной из строительных компаний г. Сочи рабочим и не жалуется на здоровье.
В семье моего отца рождались четыре девочки подряд. Дедушку это смущало, как и любому другому мужчине, ему хотелось продолжателя рода.
В одном из обычаев, связанный с наречением ребенка, сказано, что последней девочки необходимо дать такое имя, которое означала, что девочек достаточно в этой семье, так как семья желает иметь ребенка мужского пола. Например: имя Бесханум, «Бес» - хватит, «ханум» - женщина. Именно такое имя дали четвертой дочери. Не могу сказать, повлияло ли это имя, но ход событий в дальнейшем, но знаю точно, что впоследствии родился мальчик, которого назвали Максуд ( «долгожданный» с арабского). А затем и мой папа порадовал своим появление.
Что касается моей мамы, её родителям вообще на ум нечего не приходило, и они обратились к своим родителям. Первое женское имя, прозвучавшее из уст бабушки, было – Саида (арабское - "счастливая".). Мама действительно считает себя счастливой, у нее хороший муж, дети, которые регулярно её помогают дома, и радуют успехами в школе.
Дедушку Резвана (персидское «радость, веселье души; благосклонность, удовлетворение) назвали так, потому что он первый ребенок в семье. У его родителей первые несколько лет не было детей, и они очень переживали. При появление малыша ему дали такое имя, какие чувства они испытывали.
Я первый ребенок в семье. Имя «Милана» мне дала мама. Ассоциируя его с прилагательным «милая» (славянское – «милая» или «любимая»).
Мой брат Халимбек (Халим - «добрый, мягкий, кроткий», бек- «господин») унаследовал свое имя от дедушки. При рождении брата, дедушка высказал пожелание, чтоб мальчика назвали в честь него, как это принято у кавказских народов. Мама, желая показать уважение к старшим, стремление к сохранности обычаев, назвала бата Халимбек.
Имя третьему ребенку пришло за долго до появления его на свет. Плохое состояние здоровье не давало покоя всем родственникам, а не только нашей семье. Мы и все родственники мололись за здоровье мамы и малыша и верили, что все будет хорошо. Наконец дождавшись, малыша мы так и назвали его Иман (араб. «вера»).
Глава III. Подбор имен для новых членов семьи.
Имя человека - важный фактор человеческой жизни. Имя человек может заинтересовать, а может оттолкнуть. С именем в жизни много связанно, жизненный путь, характер.
22 января, в нашей семье родились две девочки- двойняшки, нашей радости не было придела, все родственники поздравляли, дарили подарки, ежедневно звонили. Самым большим вопросом для нас стал, дать имена девочкам.
Как старшей в семье это дело доверили мне. Казалась бы, нечего сложного, придумать имя человечку, но мне было очень трудно.
При рождении мальчиков, я бы настояла на именах дедушек и прадедушек, так как по Мусульманскому «Шариату» каждый человек должен назвать 7 мужских имен своего отцовского рода, для того чтоб попасть в рай. Если назвать ребенка именем деда или прадеда, то легко запомнить их.
Я очень долго выбирала, знакомилась с происхождениями и значениями различных имен, обзванивала родственников, искала в литературе и Интернете.
Во-первых, мне хотелось, чтоб имена были созвучны между собой, а так же с фамилией и отчеством.
Во-вторых, чтоб имя по значению подчеркивало их необыкновенность.
А в-третьих, редкое но в тоже время легкое в произношении.
После долгих поисков, выслушав все советы, пересмотрев собранную информацию, я приняла решения, так как это, рождение двух детей одновременно, я считаю, подарок Бога, то первую мы так и назовем Ясмина (араб. «Жасмина»- подарок богов). А второй достанется созвучное имя Амина (в честь матери пророка Мухаммеда, араб «находящаяся в безопасности»)
Заключение
Имена людей - часть истории. В именах отражается быт, верования, фантазия народа, его исторические связи. Поиск имён дал мне понять, о существовании различных правил, как надо давать имена, о традициях и обычаях посвященных именам. В нашей школе дети носят различные имена, но так, же я увидела наиболее распространенные.
Мое исследование показал, что наиболее распространенные имена Анастасия, Алина, Дмитрий, Максим, Владислав. Все имена имею различное происхождения греческие, латинские, славянские, мусульманские (арабские, персидские) и даже еврейские. Интересен и тот факт, что я родилась в мусульманской семье, а имя мне дали славянское, и мне это абсолютно не мешает жить. Главное, что нам интересно общаться, ходить в гости, помогать и поддерживать друг друга.
Данная работа пригодиться, прежде всего, моим детям, и их детям, для сбора информации о родословной нашей семьи. Её могут использовать ученики и педагоги для проведения классных часов и мероприятий.
А также, моей работой, могут воспользоваться будущие родители, чтобы правильно подойти к выбору имени ребенка.
Приложение 1
Анкета
(данная анкета поможет выявить наиболее частые и редкие имена, а так же знания об учащихся, о значении своих имен)
1.Представтесь.
______________________________________________________________
2.Знаете ли вы значение своего имени? (расшифруйте)
_______________________________________________________________
3.Почему Вас так назвали?
_________________________________________________________________
4.Кто Вас так назвал?
________________________________________________________________
5.Какое имя вам нравиться больше всего?
_______________________________________________________________
6.Знаете ли вы, что оно значит? (расшифруйте)
_______________________________________________________________
7.Хотели бы вы изменить свое имя?
_______________________________________________________________
Сказка "Колосок"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
О путнике
Волшебная фортепианная музыка
Под парусами