В проекте описываются реки и озера Воскресенского района, данные биомониторинга и эколого-просветительская работа учащихся нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
chistaya_voda.doc | 83.5 КБ |
МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа
Проект «Родные реки и озера»
Выполнили:
Потапенко Елена Александровна, 16 лет, и Веселова Мария Ивановна, 16 лет,
учащиеся 11 класса МКОУ Глуховской средней общеобразовательной школы Воскресенского района Нижегородской области.
Научный руководитель: Леганова Наталья Николаевна.
Телефон: 88316336338
Адрес: 606740, Нижегородская область, Воскресенский район, с. Глухово, ул. Школьная, д. 7.
E-mail: GLUHOVOSCHOOL@NAROD.RU
Раздел 1. Обоснование выбора объекта исследования.
Наш Воскресенский район удивительно богат разнообразными природными ресурсами и культурно-историческими памятниками. Одним из наиболее важных видов природных ресурсов нашего района являются водные.
Водные ресурсы Воскресенского района представлены реками, озерами, болотами, подземными водами.
Крупные реки: Ветлуга, Уста, Люнда, Юронга и другие. Также в нашем крае много озер,среди которых много и уникальных: Светлояр, Нестиарское, Светлое, Моховое, Юронгское и другие. Находятся под охраной и некоторые болота: Большое, Светлое, Ямное, Ягодное и Бутино. Чистотой и прозрачностью отличаются и подземные воды .
Водные ресурсы нашего края имеют большое рекреационное значение. Очень живописные ландшафты открываются нам именно на берегах рек и озер. Свежий, чистый лесной воздух, чистые воды рек и озер, богатство растительного и животного мира открывают большие возможности для экотуризма. На реках нашего района прекрасные условия для рыбалки, путешествий на байдарках и других видов отдыха.
Мы хотели бы более подробно остановиться именно на этом виде природных ресурсов, так как изучение родных рек и озер является одним из направлений работы в рамках программы экологического воспитания «Зеленый мир», разработанной в нашей школе, Результатом этой работы стал проект « Родные реки и озера».
Мы хотели бы более подробно остановиться на тех объектах, которые находятся на близлежащей к школе территории и имеют особую природную ценность.
На наш взгляд, к таковым можно отнести:
1. Памятник природы – озеро Моховое, представляющий научную и рекреационную ценность.
2. Участок реки Усты - левого притока реки Ветлуги.
3. Другие водоемы (небольшие местные озера, родники).
Поэтому задачами нашего проекта стали:
Раздел 2. Историческое прошлое объекта исследования.
На первом этапе нашего проекта мы занимались сбором краеведческой информации об изучаемых объектах.
1. Озеро Моховое – уникальный памятник природы федерального значения.
Озеро Моховое одно из охраняемых озер нашего края, место произрастания редких и реликтовых видов растений. Небольшое (площадь 2,0 га) пойменное озеро- старица Ветлуги, расположенное на ее левом берегу напротив районного центра р.п. Воскресенское в межгривных понижениях среди пойменных лесов. Отмечено в книге "Примечательные ландшафты СССР и их охрана" как местообитание редких реликтовых видов. В 1904 году Н.А.Покровский, большой знаток природы Нижегородского края, обнаружил на Моховом озере водный папоротник сальвинию плавающую - реликтовое растение межледникового периода. Этот редкий вид находится на северной границе своего распространения. Кроме сальвинии встречаются и другие редкие виды растений: водный мох, прибрежные виды - леерсия рисовидная и авран лекарственный. Кроме научного, озеро имеет рекреационное и водоохранное значение. Охранное обязательство было передано бывшему колхозу « Родина» Глуховской сельской администрации на территории, которой находится школа. Поэтому это озеро вызвало у нас интерес, и мы решили более подробно его изучить, как уникальный, ценный, природный объект.
2. Участок реки Усты.
Из бесед с местными жителями мы узнали, что раньше по реке сплавляли лес, а также, что в реке было много рыбы. На берегах Усты находится много населенных пунктов.
3. Небольшие местные водоемы: озера Глуховское, Долгое, Голубое, Березовское, Семейнище издавна использовались местными жителями, как излюбленные места рыбной ловли и в бытовых целях. А родники по берегам этих озер как источники чистой воды.
Раздел 3. Направления и результаты исследования состояния водоемов.
Проект « Родные реки и озера » разработан учащимися 11 класса Глуховской средней школы.
Направленность проекта: экологическое образование и воспитание учащихся; формирование экологической грамотности, чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Цель проекта: изучение рек и озер, расположенных близ прилегающей к школе территории.
Задачи проекта:
1. Изучение рек и озер, протекающих на территории Глуховской с/администрации.
2. Проведение экологических исследований во время походов и экспедиций.
3.Пропаганда бережного отношения к природе.
4.Улучшение экологического состояния окружающей среды в результате практических природоохранных мероприятий.
Время реализации проекта: с 2004 по 2009 год.
Участники проекта: учащиеся 8-11 классов Глуховской средней школы.
План и методы реализации проекта.
Проект « Родные реки и озера» представлен четырьмя взаимосвязанными этапами.
Первый этап – подготовительный.
а) Изучение литературы по данной теме.
б) Изучение методов экологических исследований.
в) Обучение практическим туристским навыкам.
г) Сбор краеведческой информации об изучаемых объектах.
д) Экскурсионная работа.
е) Проведение внеклассных мероприятий экологической направленности.
Второй этап – исследовательский.
Целью этого этапа является проведение исследовательских работ по изучению природных особенностей наших рек и озер, их биоиндикации и оценки их рекреационного значения.
а) 2004 -2005 год. Начало работы по созданию экологической тропы на озеро Моховое – уникальный памятник природы.
Походы и экспедиции с целью разведывания и уточнения маршрута.
б) 2005 - 2006 год. Исследовательские экспедиции с целью изучения редких и реликтовых видов растений, произрастающих на озере Моховом. Обустройство мест отдыха, установка указателей и агитационных аншлагов. Походы на ближайшие озера: Глуховское, Родионовское, Долгое, Семейнище, Черное и др.
в) 2006 -2009 год. Исследовательские экспедиции на реку Усту. Изучение туристических маршрутов по реке. Прокладывание экологической тропы. Биомониторинг водной экосистемы реки Усты и изучение видового разнообразия прибрежной флоры и фауны. Оценка рекреационных возможностей реки. Определение экологических проблем. Выявление наиболее загрязненных мест, источников загрязнения, мест свалок в обследуемых районах.
Третий этап – практический.
Цель этого этапа - проведение активных экологических действий и формирование гражданской позиции.
а) Серия акций по очистке берегов ближайших рек и озер, очистке родников.
б) Работа по очистке территории на экологических тропах.
Четвертый этап – итоговый.
а) Оценка результатов деятельности учащихся по реализации проекта « Родные реки и озера».
б) Оформление материалов исследовательской деятельности.
в) Представление проекта на районной экологической конференции и других мероприятиях.
г) Выработка перспективы деятельности.
1. Изучение состояния озера Моховое.
Озеро Моховое одно из охраняемых озер нашего края, место произрастания редких и реликтовых видов растений. Небольшое (площадь 2,0 га) пойменное озеро- старица Ветлуги, расположенное на ее левом берегу напротив районного центра р.п. Воскресенское в межгривных понижениях среди пойменных лесов. От нашей школы оно находится на расстоянии 8 км. Вблизи озера нет сельскохозяйственных и промышленных объектов. Ведут к озеру грунтовая дорога и тропинка. Береговая и прибрежная зона антропогенной деятельностью практически не нарушена, ввиду удаленности озера. Береговые склоны озера возвышенные, берега же низкие, местами заторфованные. Глубина озера 2-2.5м. Вода с коричневатым оттенком. На берегах - заросли пепельной ивы и клейкой ольхи, за ними - неширокая полоса острой осоки. На водной поверхности пятна кубышки, скопления сальвинии, водяной орех чилим, под водой - заросли элодеи. На берегу озера заметны следы деятельности бобров. Это озеро имеет рекреационное значение: очень живописный ландшафт, чистый лесной воздух. Окружающий озеро лес порадует своими дарами: грибами и ягодами. А дорога к озеру проходит вдоль красивейшего берега Ветлуги.
Наибольшую ценность представляют растения, произрастающие на озере Моховом:
1) Сальвиния плавающая — единственный во флоре России вид древнего семейства сальвиниевых, представителей папоротникообразных. Это своего рода водяной папоротник. Научное название рода дано в честь итальянского ботаника 17 в. А. Сальвини. Свободно плавающее однолетнее растение с гибкими тонкими (диаметром до 1—2 мм) разветвлёнными стеблями удерживается в горизонтальном положении на поверхности воды благодаря листьям. Плавающие овальные листья располагаются попарно на стебле, сверху покрыты сосочковидными выростами и восковым налётом, благодаря которому вода скатывается с поверхности листа и не смачивает его. К каждой паре надводных листьев прикрепляется подводный лист, который, скорее всего можно принять за корни. Он рассечён на несколько нитевидных долей, покрытых волосками и свисающих отвесно вниз. Для размножения у сальвинии плавающей служат споры, мелкие и более крупные, образующиеся в разных шаровидных вместилищах, расположенных у основания подводных листьев. Они опускаются осенью на дно и зимуют, а весной всплывают и дают жизнь новому растению. Сальвиния размножается и вегетативно. Для сохранения вида необходимы организация ботанических заказников в местах произрастания, контроль за состоянием популяций, выявление новых мест произрастания, выращивание в культуре.
2)Авран лекарственный из семейства Норичниковые. Встречается в лесной и лесостепной зонах европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири, Центральной Азии, в ряде стран Средиземноморья и в Северной Америке. Растет по берегам рек, сырым лугам, отмелям .
На глубине нескольких сантиметров от поверхности земли располагается почти горизонтально длинное тонкое корневище. От него вырастает вертикальный четырехгранный стебель, который достигает 30-40 см в высоту и несет супротивные сидячие ланцетные листья, имеющие мелкопильчатый край. Крупные цветки сидят поодиночке на длинной цветоножке в пазухах листьев, имеют трубковидную форму и желтоватую окраску (внутри белую) с продольными полосками. Плод - мелкая двугнездная коробочка. Цветет с июня по август. Встречается не столь часто, но по всей Центральной и Восточной Европе. Попадается в канавах, по берегам водоемов и на влажных лугах.
3) Леерсия рисовидная из семейства Злаки
Морфологическое описание: Корневищные довольно крупные многолетники с укореняющимися в нижних узлах стеблями. Листья 6-10 мм шир., широколинейные, по краям и средней жилке шероховатые. Язычки короткие (0. 7-2 мм) и тупые. Метелки рыхлые, с шероховатыми извилистыми веточками. Колоски 5-6 мм дл., сильно сжатые, на очень короткой ножке. Колосковые чешуи редуцированы. Нижние цветковые чешуи по спинке с жесткими щетиновидными волосками, по килю гребенчато-реснитчатые. Местообитание: На влажных местах по берегам ручьев.
В 2006-2009 г. нами были проведены исследовательские работы на тему: « Оценка экологического состояния озера Моховое с помощью растений и животных – биоиндикаторов» по различным методикам.
Например, одна из методик:
Определение чистоты воды по определенному набору растений и животных и их состоянию.
Признаки чистой воды | Признаки грязной воды | ||
Наяды, сальвинии, водяной орех, водокрас обыкновенный, водокрас лягушачий, кувшинка белоснежная, аир болотный. Тростник высотой 4 метра. Раки. Большое разнообразие рыб. | Массовое развитие роголистника, рдеста плавающего, ряски. Тростник высотой до 0.5 метра. Наличие больных рыб. |
В ходе экспедиций на озеро Моховое мы наблюдали скопления сальвинии, водяного ореха, высокий тростник. Также по рассказам рыбаков в озере водится много рыбы. Таким образом, можно сделать вывод, что вода в озере Моховом достаточно чистая.
2 Изучение состояния реки Усты.
В 2006-2009 г. были также проведены исследовательские работы на тему: « Оценка экологического состояния реки Усты с помощью растений и животных – биоиндикаторов» по различным методикам.
Оценка экологического состояния реки Усты с помощью растений и животных- биоиндикаторов.
Цель работы: определить степень загрязнения реки Усты с помощью различных методов биоиндикации.
1. Определение экологического состояния водоема с помощью моллюсков – биоиндикаторов.
Цель работы: оценить экологическое состояние пресного водоема с помощью моллюсков-биоиндикаторов.
Материалы и оборудование: гидробиологический сачок, банки или другие емкости для содержания живых моллюсков, определитель пресноводных моллюсков.
Характеристикой степени загрязненности водоема органическими веществами является сапробность водоема. Сапробность водоема устанавливается по видовому составу обитающих в нем организмов-сапробионтов. Различают полисапробные, мезосапробные и олигосапробные водоемы.
• полисапробные - органических веществ много, кислорода нет;
• мезосапробные: α-мезосапробные - умеренно загрязненные ор-ганическими веществами, кислорода мало; β-мезосапробные - небольшое количество органических загрязнителей, кислорода достаточно;
• олигосапробные - чистые водоемы, органического вещества
нет, кислорода много.
Пресноводные моллюски являются видами-биоиндикаторами, то есть видами, чувствительными к содержанию в воде органических веществ и кислорода. Соответственно выделяют α - мезосапробов, β -мезосапробов и олигосапробов. Полисапробов среди моллюсков нет.
Ход работы
С помощью гидробиологического сачка выловить моллюсков, обитающих в водоеме. Собранных моллюсков поместить в банки с водой, на которых указать место и экологические условия в момент лова животных.
Всех выловленных моллюсков определить до вида.
Определяют сапробность водоемов, учитывая следующую экологическую классификацию моллюсков: α -мезосапробы — роговая шаровка; β -мезосапробы - обыкновенный прудовик, ушковый прудовик, физа ключевая, яйцевидный прудовик, лужанка настоящая, лужанка полосатая, битиния щупальцевая, горошина, перловица вздутая; олигосапробы - катушка обыкновенная, катушка килевая, катушка гладкая, катушка завитая, утиная беззубка.
Делаем общие выводы к работе.
В ходе исследовательских экспедиций мы наблюдали таких моллюсков, как обыкновенный прудовик, перловица, лужанка и различные виды катушек.
Это свидетельствует о том, что в реке небольшое количество органических загрязнений, кислорода достаточно.
2. Определение чистоты воды по типу обрастания прибрежных территорий.
Тип обрастания прибрежных предметов | Степень загрязнения воды | ||
Ярко-зеленые водоросли; буроватые налеты водорослей | Практически чистая вода | ||
Сине-зеленые водоросли | Загрязненная вода | ||
Бело-сероватые хлопьевидные обрастания инфузорией | Фекально-бытовые стоки | ||
Беловато-палевые слизистые налеты нитчатых водорослей | Вода загрязнена отравляющим веществом | ||
Хлопьевидные серные налеты серобактерий | В воде избыток сернистых соединений или присутствует сероводород, образовавшийся от гниения белков | ||
Полное отсутствие обрастаний в районе стока | Сильное (ядовито -токсичное) действие стоков |
Во время походов мы видели ярко-зеленые водоросли, что говорит о том, что вода в реке Усте практически чистая.
3.Определение чистоты воды по определенному набору растений и животных и их состоянию.
Признаки чистой воды | Признаки грязной воды | ||
Наяды, сальвинии, водяной орех, водокрас обыкновенный, водокрас лягушачий, кувшинка белоснежная, аир болотный. Тростник высотой 4 метра. Раки. Большое разнообразие рыб. | Массовое развитие роголистника, рдеста плавающего, ряски. Тростник высотой до 0.5 метра. Наличие больных рыб. |
Во время изучения видового разнообразия реки Усты мы могли наблюдать водокрас обыкновенный и лягушачий, кувшинку белоснежную; на берегу - высокий тростник. Также, по словам местных жителей, в реке водятся раки и разнообразные рыбы, что также говорит, что вода в реке Усте чистая.
Вывод:
По результатам нескольких методик видно, что вода в реке Усте и озере Моховом чистая и это повышает ее рекреационную ценность.
Раздел 4. Современное использование водоемов.
В настоящее время исследуемые водоемы мало используются в хозяйственной деятельности человека. Озеро Моховое отдаленно от населенных пунктов и в промышленных или сельскохозяйственных целях не используется. Только местные жители ловят там рыбу для собственного использования.
Также и река Уста, используется только как место отдыха и рыбалки.
Раздел 5. Практическая работа.
Учащимися нашей школы была проложена экологическая тропа к озеру Моховому, установлены указатели, обустроена стоянка на берегу озера, периодически расчищалась дорога к озеру от поваленных деревьев, сушняка, веток. Также каждый год проводятся экологические акции по очистке берегов близлежащих озер от мусора. В апреле этого года (к дню Земли) и осенью в рамках проводимого экологического урока совершались акции по расчистке берегов озера Моховое и расчистке родников, питающих своей водой озеро Глуховское.
Раздел 6. Массово-разъяснительная работа.
Ежегодно проводится и массово- разъяснительная работа: устанавливаются аншлаги с призывом к местному населению соблюдать правила поведения в природе, с описанием уникальности данных природных объектов. Выпускаются экологические плакаты, в апреле традиционно ко дню Земли проводится общешкольная экологическая конференция. Также результаты своих исследований мы представляем на районных конференциях.
Приложения
Литература
1.Баканина Ф.М. Заповедные места Нижегородской области.
2.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 кл. /авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина.-Волгоград,Учитель,2007.
3.Борзова З.В.,Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2005.
4.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.5-11 кл.-М.: 5 за знания,2005.
5.Творчество педагога дополнительного образования. Вып.5. Эколого-биологическое направление. Нижний Новгород,2007.
Также использовались материалы, взятые из Интернета и местных сми.
Весенняя гроза
Кто самый сильный?
Как нарисовать черёмуху
Городецкая роспись
Пчёлы и муха