Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_uchashch.leksikon_uch-sya.pptx | 2.39 МБ |
Слайд 1
Проект. Тема: Лексикон ученицы 10 класса Бекполатовой НуржанатСлайд 2
Учебный предмет: русский язык. Возраст учеников: 10 – 15 лет. Продолжительность: длительный(месяц). Цель: изучение лексикона учащихся 5 – 9 классов и определение путей пополнения словарного запаса школьников.
Слайд 3
Ход проекта. Определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся. Изучить специальные слова речи учащихся. Изучить жаргонную лексику школьников. Изучить сленг школьников 5 – 9 классов.
Слайд 4
Итоговый продукт. Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения. На русском языке говорят свыше 250 млн. человек, в том числе в России – 143,7 млн., по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, а также 88,8 млн. в других государствах, ранее входивших в СССР.
Слайд 5
Лексика – это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексико – семантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому мной была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 5 – 9 классов современной общеобразовательной школы.
Слайд 6
Объект исследования – устная речь учащихся 5 – 9 классов. Гипотеза: я предполагаю, что речи в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко. Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
Слайд 7
Диалектная лексика. К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Слайд 8
Например, возьмем диалектную лексику, сочетающую в себе русский и украинский языки. Сложившиеся на Украине говоры настолько своеобразны по сравнению с простыми русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему. Каждый населенный пункт обладает своей частной диалектной системой.
Слайд 9
Но и в речь учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта. Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
Слайд 10
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 5 – 9 классов. Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста; Другие считают, что в ниши дни это не актуально; Некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы. По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой –то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. И если кому –то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.
Слайд 11
Профессиональные слова в лексиконе учащихся. К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой – либо профессией. Термин – это научное обозначение понятия, а профессионализм – полуофициальное слова, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
Слайд 12
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве. Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 5 – 9 классов.
Слайд 13
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно измениться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться». Профессионализм. Что означает. Медикаменты. Лекарства. Педиатр. Детский врач. Мировоззрение. Точка зрения. Дискуссия. Спор.
Слайд 14
Русский молодежный сленг. Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Слайд 15
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве. Поток этой лексики иногда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Слайд 16
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.
Слайд 17
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга. В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего. Молодежный сленг. Что означает. Здорово Здравствуй Клава Клавиатура Зеньки Глаза Чувак Человек Супер, класс Отлично Чел Человек Пацик Юноша Деваха Девушка Краб Рука Бабло Деньги Перчики Юноши Локаторы Уши
Слайд 18
Жаргонная лексика. Жаргонная лексика , как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения. Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий. В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 5 – 9 классов. Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно – стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно – бытовую речь, в просторечие.
Слайд 19
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения. Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова. Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона.
Слайд 20
Жаргонная лексика. Что означает. Балдеж Веселье Башка Голова Дивидишка Проигрыватель Домашка Домашняя работа Комп Компьютер Малявка Тот, кто младше Мобила Мобильный телефон Музон Музыка Предки Родители Смыться Удрать Тачка Машина
Слайд 21
Энциклопедия школьника. Дневник Записная книжка учителя Опоздание Размышление у парадной Звонок на урок Роман «Что делать?» Перемена Бушующий мир Урок 45 минут допроса Экзамен Пьеса «Гроза» Отличник Цветок в пыли Дорога в школу Змеиная тропа Диктант Один глаз - на север, другой – на юг. Школьная форма Скафандр Зарядка Черти на сковородке Парта Черновик Директриса Екатерина ||
Слайд 22
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются. Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
Слайд 23
Принципы классификации словарного состава. По происхождению: Исконно – русская; Заимствованная. По степени употребления: Пассивный; Активный. Сфера Употребления. Общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Слайд 24
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления. Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно – русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления – общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Слайд 25
Заключение. Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемирно расширять, обогащать свой словарь. Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьного сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания. Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 5 – 9 классов Пафнутовской школы (15 человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (6 человек). И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы(7).
Слайд 26
Используемая литература: Волина, В.В. Я познаю мир, русский язык. Скворцов, Л.И. Жаргоны/Русский язык: Энциклопедия. Соболева, О.Л. Справочник школьника. 5 – 11 классы. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе.
Для чего нужна астрономия?
Рисуем подснежники гуашью
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Военная хитрость
Самый богатый воробей на свете