Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_slastnikovoy_n._i_makhneva_d.docx | 28.89 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Шайгинская основная общеобразовательная школа
Нижегородской области Тоншаевского района
Районная учебно-исследовательская конференция
«Моя малая родина»
Исследовательская работа
«Малый уголок Великой России»
Авторы работы:
учащаяся 8 класса
Сластникова Наталья;
учащийся 7 класса
Махнев Дмитрий
Руководитель: учитель истории
Русинова Людмила Анатольевна.
2014 год.
Содержание.
Введение - стр.3
Глава 1.
История Поселка Шайгино (Малый уголок Великой России) - стр.4
1.4.Московско-Курская железная дорога 1947-1956годы - стр.7
Глава 2.
2.1.Дом Милосердия - стр.7
Заключение - стр.9
Литература - стр.10
Введение.
Свою исследовательскую работу мы назвали «Малый уголок Великой России».
Эпиграфом к работе взяли слова Сенеки, которые очень точно определяют ее цель: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя».
Цель работы: изучение истории родного поселка Шайгино.
Актуальность темы заключается в том, что для нашего подрастающего поколения мы открываем новые страницы забытого прошлого.
Объект нашего исследования – история поселка Шайгино.
Для достижения цели намечены следующие задачи:
во-первых, изучить краеведческий материал о происхождении поселка;
во-вторых, собрать краеведческий материал у местных сторожил;
следующая задача - собрать материал о жизни поселка в наше время.
Итог всей работы - оформление результатов исследования.
Глава 1.История Поселка Шайгино. (Малый уголок Великой России)
1.1. Строительство железной дороги.
Для сбора краеведческого материала мы распредели направления. В Краеведческий музей, Поселковую Администрацию отправилась Сластникова Наталья. Дом Милосердия посетил Махнев Дмитрий, он же обратился к завучу школы за информацией об истории школы. Сластникова Наталья отправилась в наш районный Краеведческий музей, предоставила информацию Поселковая Администрация. Предоставили информацию Махневу Дмитрию местные любители – краеведы, завуч нашей школы - Хлыбова Г.К. Учитель истории нашей школы Русинова Л.А. определила направления нашей работы и объекты получения информации. Данная информация нас заинтересовала. Изучая ее мы узнали следующее.
Поселок Шайгино начал строиться в 1913 году, когда начали прокладывать железную дорогу Шахунья –Котельнич, являющейся частью железной дороги Нижний Новгород –Вятка. Строило эту дорогу Московско – Казанское акционерное общество, руководил строительством немец, которому было безразлично, где пройдет дорога в нашей болотистой местности.
На строительство железной дороги стали приходить люди из деревень различных губерний и волостей. Жили они в бараках, землянках, основным орудием труда были тачка, топор, лопата, пила.
С началом Первой Мировой войны строительство дороги было приостановлено, мужчины ушли на фронт.
В годы советской власти строительство возобновили по указу В.И.Ленина от 10 июля 1918 года «О снабжении центра топливом». А железных мостов через реки Пижма, Сюзюм, Юма не было.
1.2.Разъезд № 21
С 1922 по 1924 года строительство дороги, после большого пожара было приостановлено, но в это время по указу Совета Народных Комиссаров от 05.08.1921 г. Начато строительство 1-го химического канифольного завода в СССР на Вахтане. Одновременно начался разруб и строительство железной дороги от нас на Вахтан. Работу по разрубу выполняли работники филиала Тоншаевского лесничества (с. Тоншаево). Жили они на реке Шайга (приток р. Пижма) и вот в отличие от Тоншаевского, чтоб не было путаницы этот филиал стали называть Шайгинским, на восточной стороне от линии железной дороги. Они стали строить бараки для сезонных рабочих (зимой), дом для конторы, дом – барак для служащих (железнодорожников). Так построили пять бараков для Шайгинского лесничества. Строится второй путь для разъезда и наш пункт получил 1-е название Разъезд № 21.
10 января 1922 года дорога была пущена в эксплуатацию. Ходили паровозы самых первых выпусков с 4-5 вагонами, топились дровами, ездили со скоростью 15-20 км. в ч., так как насыпь была не ровная. С октября 1927 года началось регулярное движение пассажирских поездов с 6-7 вагонами один раз в сутки. На станции жили в основном рабочие по обслуживанию поездов и ремонту путей. Первыми жителями были Солоницин Н.И., Рощин Александр Петрович - лесник., Горохов П.М., Чиркин Л.И., Русинов Петр Алексеевич с 1919 г. Конторщик. Коркин Константин с 1921 г. Из Котельнического района – путевой обходчик и по ремонту пути, Шестаков Иван Григорьевич из г. Котельнича – артельный староста, а с 1934 по 1941 год – дорожный мастер.
Со строительством появившейся организации Вахтанского леспромхоза началось строительство конторы, дома для служащих, бараков за линией, и на стороне лесничества, и в лесу.
Население резко возросло и кроме русских появились татары, которые работали главным образом на лесоразработках. Ярулины, Муртазины, Маматовы, Зиганшин, Гизатуллин, Зарипов и др. По национальному составу: на 1-м месте русские, даже татары, марийцы. Из других национальностей встречаются единицы: мордва, гуцулы, украинцы.
С 1926 года Разъезд №21 был переименован в станцию Тоншаево, т.к. это был важный перегрузочный пункт в Тоншаевском районе. В поселке появился первый магазин и первый медпункт и его бессменный фельдшер с 1929 – 1961 гг. – Селюнин Павел Федорович.
В 1929 году на станции организуется первый класс начальной школы. Первым директором начальной школы была Долматова Прасковья Васильевна.
В 1931 году строится первая улица имени Валерия Чкалова.
В 1940 году на ст. Тоншаево открывается семилетняя школа.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая помешала дальнейшему росту транспорта.
Изучение истории поселка в годы Великой Отечественной войны – отдельная тема, в которую мы постаралась не углубляться.
1.3. Новое название поселка.
Решением президиума Верховного Совета СССР от 1 января1950 года был утвержден поселок Шайгино (по имени Шайгинского лесничества, которая носила название по реке Шайга, правым притоком реки Пижма, впадающий недалеко от Тактар.). Поселок Шайгино – это транспортный узел находится на железной дороге связывающей город Горький ( ныне Нижний Новгород) с Котельничем построенной в 1913 - 1926 годах. Со строительством мостов через реку Ветлугу в 1927 году железная дорога доходила до станции Моховые Горы, но со строительством моста через реку Волгу было 16 мая 1936 года открылись сквозные железно-дорожные сообщения Н. Тагил - Котельнич – Горький – Москва, а со строительством моста железнодорожного, через реку Оку в 1962 году через станцию Тоншаево пошли поезда Воркута - Адлер, минуя Москву. Так через станцию Тоншаево пошли поезда с севера на юг и с запада на восток и обратно.
Вывозили лес, пиломатериалы и заготовки в Москву для Московско-Курской железной дороги. Делянки отводились за рекой Курнуж. Поэтому, чтобы вывозить лес вынуждены строить узкоколейную железную дорогу и возили мотовозом на платформах. Грузили автокранами на станции была пилорама напротив дозовской пилорамы . Дома и бараки , где сейчас улица Курская . Дорога выходила к Щербажу через реку Курнуж , Щербажку строили мосты. Дорожным мастером был Солоницын Николай Иванович , позднее Суманеев Гаврил Иванович, бригадиром Мамаев Василий Тимофеевич и Сердцев Николай Андреевич. Кроме пилорамы был гараж для мотовоза. Мастером леса Вася Макаров. На мотовозе работал Колбин Александр Парфенович. На строительстве железной дороги работали девицы из Кировской области и Тоншаевского района.
Открытие Дома культуры и детского сада приходиться на 1957 год.
В поселке в 1958 году насчитывалось жителей 7300 человек.
Глава 2.
2.1.Дом Милосердия.
Что же представляет собой поселок сейчас. Что отличает его от других поселков нашего района?
Наше внимание привлек Дом Милосердия. Туда мы и отправились за информацией.
Шайгинский Дом Милосердия был открыт 10 ноября 1992 года. Создание Дома Милосердия стало возможно благодаря активной деятельности начальника областного Департамента по социальной защите населения Бориса Ивановича Мохова.
Было два варианта выбора места этого дома – спортивный комплекс в п. Кировский и одноэтажное недостроенное здание в п. Шайгино. Первый директор Саратова Тамара Ивановна выбрала п. Шайгино, т.к. сама жила в этом поселке. Был достроен второй этаж и через 9 месяцев Шайгинский Дом Милосердия распахнул свои двери и принял первых жителей.
Сложно было подобрать персонал, помогли работники Биржи труда.
С 1995 года директором Дома Милосердия была Гущина Евгения Аркадьевна, которая до этого работала в Шайгинской школе учителем русского языка.
В настоящее время Дом Милосердия переименован в Государственное бюджетное учреждение «Тоншаевский дом - интернат для престарелых и инвалидов». Он рассчитан на 60 койкомест. Является медико-социальным учреждением. В нем работают отзывчивые, добрые и внимательные люди. Проживает на данный момент 61 человек.
Нам очень понравился девиз работников Дома-интерната «Заботясь о счастье других, мы находим собственное».
Заключение.
Изучив весь собранный материал, мы пришли к выводу – насколько полезной оказалась собранная информация, с каким интересом мы ее изучали.
Обобщив собранный материал, выполнив по пунктам все задачи, мы нашли ответы на поставленные вопросы. В итоге написали небольшую исследовательскую работу, которую представили вашему вниманию. Изучение вопроса представлено в виде исследовательской работы и кратко изложено в презентации.
Слова Сенеки точнейшим образом выразили наше отношение к моей Малой Родине.
Литература:
Вода может клеить?
Привередница
Ворона
Солдатская шинель
Именинный пирог