Природные ресурсы Улаатая были малоизученны, хотя сюда приезжало много геологов в разные времена, и исследовали здесь наличие железной руды. А уникальными в настоящее время являются аржааны и люди, которые жили здесь и живут.
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_i_garmoniya_prirody.doc | 94 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
МБОУ Солчурская сош
Доклад «Красота и гармония природы Улатая»
Выполнила: ученица 10 класса
Монгуш Хенче Валерьевна
Руководитель: Куулар Зинаида Айыр-Санааевна
Учитель географии
Солчур 2012г
Оглавление.
Цель работы:
Изучить природные объекты и явления в экологической культуре народа, красоту и природу родного края
Задачи :
- Провести экскурсию по местам;
- повысить интерес к обрядам, традициям местных жителей, связанным с поклонением и почитанием к Природе, а также сезонным явлениям природы;
- Установить факторы, позволившие восстановить имена
- развитие эстетических чувств, умение видеть и понимать прекрасное;
Введение
Что же такое Тува?
Для местных жителей Тыва – это, прежде всего, богатая природа и центр Азии, для европейцев и американцев Тыва – это тувинская музыка, хоомей, природа и шаманы, для тех, кто увлечен политикой, Тыва – это родина Сергея Шойгу. Сказочная Тува состоит из 17 кожуунов. Среди них моя малая родина - Овюрский кожуун, с. Солчур.
Настоящая научно-исследовательская работа была написана для научно-практической конференции «Отечество». Из-за мало изученности исторических мест Овюрского кожууна РТ, я решила изучить природу родной местечки Улаатай обряды, традиции местных жителей, связанные с поклонением и почитанием к Природе.
«Не любит сердце, не видя красоты…» - так можно сформулировать актуальность моей работы.
Мои предки издавна жили здесь, охотились и разводили скот. Они обживали новые места, преодолевая суровые климатические условия, перекочевывая по сезонам года сохраняли в естественном состоянии родовые хозяйственные земли, то есть являлись непосредственными участниками традиционного природопользования.
Собранные во время каникул (летний, осенний, зимний, весенний периоды) и обработанные мною материалы исследования послужили основой для создания данной работы.
При выполнении работы я пользовалась следующими источниками:
Неопубликованные: интервью с бабушкой, которая много рассказала мне о родителях, а жизнь здешних людей тесно связана с природой. Семейный альбом бабушки поразительная вещь, где хранится история семьи.
Природные ресурсы Улаатая были малоизученны, хотя сюда приезжало много геологов в разные времена, и исследовали здесь наличие железной руды. А уникальными в настоящее время являются аржааны и люди, которые жили здесь и живут.
В Улаатае есть три источника: Улаатайский аржаан «Уерлиг» - это холодный радоновый источник, открыт Шаратаем Сайлыкаевичем Монгуш, а недалеко от этого места находятся аржааны «Чаны-Хая» и «Аксы- Туруг».
Географическое положение
Овюрский район расположенный на южных склонах горного хребта Западной Танну - Ола, является довольно своеобразным, во многом уникальным уголком Республики Тыва, в южной части граничит с МНР , где имеются международный заповедник «Убсу-Нур», высокие горы Ыдык Дус-Даг с соляным карьером, реки Чоза, Тээли, Торгалыг, Ирбитей, Хоолу, Бора-Шай, впадающие в Убсу-Нур. Среди них малая родина моих предков - река Улаатай с минеральными источниками.
Хребты Западный Танну-Ола имеет высоты около 3000 м.
Особенностью климата района является развитие в холодный период года мощного северо-восточного отрога Сибирского антициклона, который возникает в сентябре-октябре и исчезает в апреле-мае. Поэтому зима у нас характеризуется большим количеством солнечных дней и низкими температурами воздуха. Самые низкие температуры отмечены в речных долинах и котловинах, где происходит застаивание и интенсивное выхолаживание воздуха. Средняя температура воздуха в январе – 20-30 градусов ниже нуля, а ее абсолютный минимум составляет -45 – -55. Преобладает малооблачная, маловетреная или штилевая погода с минимальным количеством в году количеством осадков. В этот период существенных осадков не выпадает и поэтому мощность снегового покрова невелика. Низкие зимние температуры довольно легко переносятся благодаря сухому воздуху. Летняя жара ощущается только в полуденные часы, а утреннее и вечернее время суток приятны своей прохладой.
В переводе с монгольского и древнеуйгурского языков Улаатай означает Теректиг (в буквальном значении «тополиная»). Второе значение: по словам старожилов, Монгуш Ужукпан Машпак-ооловны, «улаан»- монгольское слово, которое означает красный. В половодье Улаатай становится красным, от красной глины, отсюда возможно и название.
Река Улаатай находится в 25 километрах северо-восточнее кожуунного центра Хандагайты. Река Улаатай берет свое начало от лесистых хребтов Западного Танну-Ола, а именно с Ыдык-Тайги, присоединяясь с речками Хорумнуг-Адыр, Артыглыг-Хем, Оргу-Дыт, Чинге Хем, Дестиг -Кара, Хорлети, впадает в Убсу-Нурское озеро.
В летнее время после проливных дождей Улаатай разливается, затопляется, ничто не сможет переправиться через нее. На реке есть местечко Чарынныг-Кежиг[1], в буквальном переводе на русский язык Лопатковый брод (лопатковая переправа). Когда- то давно в Улаатае жил человек по имени Балчий –Лама , хвастливый, с конем-иноходцем. Он хвалился «кичливым» иноходцем, но бурлящая горная река унесла его. На этом месте его родные повесили овечью лопатку. С того времени оно называется Чарынныг-Кежиг.
Вдоль Улаатая растут высокие прямые тополя с гладкими белыми стволами, отчего и название появилось. А на верховьях реки, дремучие лиственничные леса с кедрачом, много всяких зверей.
На вид узкая горная река. По долине реки встречаются березовые рощи с пестрыми яркими цветами, белый и серый ивняк с плодово-ягодными растениями, поэтому она привлекает много туристов, охотников, любителей природы. Грибы и ягоды, лекарственные травы, разные цветы, а как они пахнут, как красивы, любоваться бы ими всегда!
Русло реки покрыто различными камнями. Среди них особо выделяется «демир-даш»-железный камень, тяжелый по сравнению с другими камнями. Местные жители из этого камня делали наконечники для стрелы и ножа.
Наличие рудных месторождений уходит в далекое прошлое. Исследования проводятся через десятилетия, последний раз побывали геологи в 2003-05 годах. Русло реки и близлежащие горы покрыты железными рудами. Первые сведения о рудных месторождениях относятся к 1948-1952 гг. Геологи Российской АН работали в местечке Хос – Терек, построили жилые дома для рабочих, там трудились русские, тувинцы и татары. Работал магазин, была пилорама и даже начальная школа. В верховьях р. Улаатай в местечке Шивиттиг - Оорга до сих пор сохранились штольни. Руду копали вручную. Местные жители шивит - охру употребляли в качестве краски. Охрой красили шкуры, древесину, изделия, каркас юрты.
Главное богатсто Улаатая его аржааны и обряды,
связанные с поклонением к аржаану.
Главное богатство Улаатая его аржааны.
Слово «аржаан[2]» (у монголов и бурят – «аршан», у киргизов - «арашан»)
уходит корнями в древний санскритский язык и означает - святая или целебная вода. В традиционном быту Тыва культ аржаанов был велик: с ними связывали здоровье тела и духа, как отдельного человека, так и рода в целом.
«Аржаан дагыыры»- освящение источника, «аржаан чалаары»- «приглашение аржаана». Последнее – это особый ритуал отбора воды источника в посуду, которую с собой приносили страждущие. С него начинался «аржаанный сезон».
Чалама - между двумя жердями протягивают веревку, и участники обряда повязывают на нее белую ленточку, нашептывая сокровенное желание.
Сан салыры. Зажигают костер, кладут в костер грудинку и лопатку барана, чокпек, топленое масло, зажигают артыш[3]. Пока горит костер, говорят свои йорээлы – благопожелания.
Поклонялись духу – хозяину местности (чер ээзи). Поклонение – это всегда почтение, смешанное со страхом. Поэтому, чтобы понять силы природы, найти согласие с ними, умилостивить их духов- хозяев совершали обряды. Ритуалы совершали избранные люди – шаманы.
Родители моей бабушки и местные жители местечки Улаатай традиционно поклонялись аржаану , оберегали, использовали в лечебных целях.
В настоящее время с конца 90-х годов вновь проведены ритуалы освящения и поклонения аржаану.
Гости и местное население, приезжающие в аржаан сами зажигают костер, поклоняются хозяину местности и протягивают веревку - чалама. Это стало традицией аржаана.
Оршээ, Хайыракан Родной Танды,
Золотой аржаан, Синее небо, Дух …!
Прими от жителей аала моего
Жественный костер
Излечи от всех недуг и хворь!
В 1966г впервые был изучен Улаатайский источник, в 20 км северо-восточнее районного центра Хандагайты, на правом склоне небольшого распадка, впадающего справа в р. Улаатай. Первые исследования проводились под руководством ученого Калгажика Шактаржика.
После опубликования рекомендаций ученых об этом источнике, на аржаан стали приезжать люди, желающие лечиться не только из районов Тувы, но и из- за пределов республики и Монголии.
Последние исследования проведены нашими учеными Кара - Кыс Аракчаа и другими.
Минерализованная вода выходит в средней части склона на абсолютной отметке 1620 км. Источник представляет слабую струевую течь из небольшого углубления. Невдалеке находится ещё один сочащийся выход воды.
Особенностью воды Улаатайского источника является сладковатый привкус, что можно объяснить несколько необычным солевым составом и повышенной минерализацией.
Улаатайский целебный источник- это минерализованные, хлоридно- натриевого и сульфатно- гидрокарбонатно-магниевого состава соответственно радоновые воды.
Радоновые воды рекомендуются для наружного применения при лечении болезней периферической нервной системы, сердечно- сосудистой системы и органов движения. Показания минеральных радоновых вод расширяются в зависимости от общего ионно-солевого состава и связаны, в основном, с болезнями органов пищеварения.
На радоновых аржаанах местное население излечивается также от болезней органов дыхания и заболеваний кожи.
Каждое лето в настоящее время отдыхают и лечатся 140-200 человек. Сезон длится с середины июня до середины августа. В августе бывают дожди, а ночью заморозки. Сезон заканчивается в непогодой.
Люди и природа
У каждого народа свой союз с окружающей средой. Удивительная природа Улаатая- ее величественные могучие горы, неповторимые по красоте реки и аржааны, способствовали выработке характера народа, философского отношения к жизни, доброте, неторопливости в оценке событий и поступков.
А не чудо ли наши горы ?
Удивительная природа Тувы – ее величественные горы, неповторимые по красоте.
Величественные горные вершины Улаатая – симфония. Симфония первозданной чистоты и красоты. Каждый утес или скала, пик или склон проходит через сердце, проникает в нашу душу. Перевал «Тээли» - дорога жизни, здесь царит дух добра, каждая песчинка, и малый камень нужны друг другу, чтобы поддержать, чтобы не упасть и не разрушить то, что создавала Мать – природа. Все поет, не нарушая общей тональности. Эти звуки несутся ввысь, в беспредельность, передавая чувство величественности и тайности. Душа начинает откликаться на эти таинственные звуки, плывущие из недр склонов, выступов и вершин. И в ней возникает Гармония – это единство души и духа гор. Он поражает, впечатляет величественностью, молчанием.
История и действительность здесь тесно переплетается. Здесь в Улаатае, до наших времен сохранились древнейшие культы и обряды. Сформировавшиеся десятки тысячи лет тому назад. Одним из таких древних культов является культ поклонения природе – духам гор, огню, первому грому и.тд. С.И.Вайнштейн в своей книге «Мир кочевников Азии» так пишет о культах и верованиях тувинцев: «Следует отметить, что в восточной Туве наиболее почитаемыми были горы с безлесными вершинами, где по мнению тувинцев – тоджинцев, жили могущественные духи.
В религиозных представлениях тувинцев горы олицетворяли силы реального и мифического, космоса, и человек призывал их к себе в союзники, в честь них устраивал культовые обряды.
Такой культовой священной горой на территории является гора «Бай – Хурен» или «Хайыракан» , где находится оваа. Он отличается своей изолированностью, находится как бы отдельно, возвышающийся горно –степной части.
В переводе на русский язык означает «Богатая бурая» или «Оо, медведь». Красно - бурый цвет означает о месторождении железа в окрестностях Улаатая. Горные системы расположены субмеридионально, в горных ущельях протекают реки Улаатай, Хорлети, Дестиг – Кара. Субурган в перевале «Улуг- Арт» свидетельство поддержки и обеспечение благополучия людей переезжающих перевал, почитании природы. По этой горе проходит дорога в села Торгалыг.Чаа-Суур. Издавна самая высокая вершина выступала как путь, дорога, по которой осуществлялась связь людей с небом, говорят, что когда поднимаешься высоко в горы, то дух поднимается. Построен субурган для поклонения и почитания «хозяинам» гор.
Во время каникул я помогаю бабушке по хозяйству: пастьбе овец, коз, дойке коров, а рядом пасутся лошади дяди Владимира Намбар – ооловича, победителя Наадыма – 2008 – «Тысячник». Летом мы поднимаемся далеко в верховья горы Тээли. Здесь горы очень высокие, скалистые, с узкими горными ущельями. Природа здесь очень красивая, летом покрывается травой, цветами. Это альпийские луга, где чабаны отправляются для загула скота.
Осенью спускаемся в долину местечки «Берге-Баары». Косим сено, готовимся к зиме. Природа здесь по своему неповторима.
Зимовка у нас в местечке Кара-Кожагар на близгорьях.
Весной перекочовываем к местечке Чуректей-Баары. Я благодарна своей бабушке Монгуш Кунзенме Намбар - ооловне, которая живет в такой прекрасной местечке, обладающий богатством, красотой, неповторимой природой. Это стало одним из катализаторов моей деятельности.
Вот славные люди этого места:
Монгуш Маннай-оол Хургул-оолович – ученый археолог, кандидат исторических наук, родом он из Улаатая. Его отца Монгуш Хулер-оола земляки зовут Узун-Кызыл, (букв. перевод Длинный-Красный).Именно в его аале состоялось первое учредительное собрание колхоза «Путь к коммунизму». Историческое событие.
Старший брат Монгуш Маннай-оола, Монгуш Сенден Хургул- оолович, был первым председателем колхоза, его зять, Иргит Чозар Баданович (муж сестры Серен),был первым директором Солчурской школы.
Арланмай Андрей Монгеевич- был министром торговли, до конца своих дней работал председателем Госплана ТАССР.
Его родные Ортеней, Сержинмаа,Ажынмаа, Бузупей, Шуурган жили в Улаатае и селе Хандагайты.
Шаратай Сайлыкайевич Монгуш – один из основателей колхоза «Путь к коммунизму», в последствии секретарь партийной организации, первооткрыватель аржаана «Уерлиг» (1945г).
Шаратай Монгуш вместе со своей женой Монгуш Сувакай Дензиновной вырастили много скота, у них было 2 косяка табуна, свыше ста голов крупного рогатого скота, около 500 овец, его прозвище- Малчын (чабан).
За заслуги Шаратай М. был награжден орденом ТАР, после коллективизации они стали чабанами колхоза «Путь к коммунизму», его жена Сувакай была награждена орденом «Знак почета».
Монгуш Намбар-оол Хенче-Караевич -Заслуженный чабан Тувинской АССР, кавалер орденов «Ленина», «Октябрьской революции»,был занесен в книгу почета «Лучшие люди ХХ века Тувы»;
Из молодого поколения заслуженными чабанами стали Монгуш Кунзенмааа Намбар-ооловна, дочь Монгуш Намбар-оола;
Монгуш Санмар Эдер- ооловна - «Заслуженный чабан РТ»;
Куулар Наталья Сазыговна - «Заслуженный чабан РТ»;
Танов Машпак-оолович Монгуш- Заслуженный врач Тувинской АССР, его родители тоже жили в Улаатае в местечке Кара-Кожагар. Его отец был репрессирован. Из всех детей только младший сын смог получить образование и стал заслуженным врачом РТ.
Здесь и прошло детство отца Альберта Танова- знаменитого композитора Республики Тыва.
. Коренные жители Улаатая Монгуши и Донгаки, занимались и занимаются сейчас разведением мелкого и крупного рогатого скота, охотой.
В настоящее время здесь живут чабаны и аратские хозяйства. Занимаются разведением скота. Это Монгуши- Владимир Сундуй, Кунзенмаа Намбар-ооловна, Анатолий Сазыгович, Наталья Сазыговна, Владимир Мочергеевич и другие. Куулар Сай-оол Куртуевич- фермер, в этом году- Году туризма в Туве, начал новое дело. Занимается реконструкцией желобов, следит за санитарным состоянием, проводил «День аржаана». Приглашал туристов и отдыхающих.
Улаатай в художественной литературе
Кому ближе природа, кто ценит ее богатства сложит мысли в стихах и песнях.
Тувинцы обожествляют аржааны, поют о них песни, при посещении соблюдают сложившиеся испокон веков ритуал благодарения аржаану как дару природы.
Чульдум Чап – педагог и писатель опубликовал статью в журнале « Башкы» и стихи:
Арга- даштыг , шынаа- шолдуг, тайга – сынныг,
Агып баткан аржаан суглуг Улаатайым
Анны- мени оранында шолээн оскен
Авам ышкаш эргим черим Улаатайым
Аксы- Туруг аржааны-даа ырак эвес,
Каттаар чери чоогунда кожа чыдар,
Чайлаглар- даа , кыштаглар- даа кайы ковей
Хаяларда хая чугу база ында.
Улаатайнын эртинези адаарганчыг,
Кашпалдардан агып баткан аржаан суглуг,
Ол-ла хемнер чангыс черде каттышкаштын
Онза чараш аржаан суу бооп агып чыдар.
Хооредип мактаар эвес . шыны херек,
Улаатайнын аржааны- даа байлак-ла – дыр.
Оске черден чедип келген аалчыларга
Оскен черин айдыс эмин харамнанмас.
В этих строках все об Улаатае сказано: о его богатстве, природе, людях и, конечно же, об аржаанах.
Одной из поклонниц аржаана была жительница м. Торгалыг Донгак Долчун Одай-Сюрюновна, мать писателя Куулар Николая. Она говорила: «Улаатайский аржаан- мое дыхание».Николай Куулар написал стихи: в книге ( «Чырык болгаш думбей»)
Там же сложит свои мысли, уже ставшей песней, стихах. Музыку сочинил Валерий Монгуш.
Опей ыры
Улаатай хем, аржаан- даа,
Удуй берген шыпшында,
Уйгу оттур салгын хат
Уян ыры эккелди.
Хунну бадыр могапкан,
Кужур оглун аргалап,
Ырны ава оглунга
Ырлап берип олурду.
Тыва ырнын ёзулуг
Тыныжын аа дыннаан мен.
Ие-чернин судалы
Илден согуун билген мен…
Ава кижи сеткили
Аялга бооп сингени
Чугле шак ол опей ыр
Чурээмге чоок эргим- дир.
О том, как работают геологи на горах Улаатая он пишет:
Каъттар дургаар орук-сорбу, онгар-кезиг-
Казып капкан- ол-бо кавы кызыл- тевис.
Кадарчылар амыр-дыжы уттундурган-
Кайы дуптен хонаштарын былаадыпкан.
Соонда барып Улаатайнын салым-чолу кандыг болурул, а кол-ла чуве аржаан безин кыскарлыр боор, деп бодалдары дувурээн.
Амдыызында Улаатайнын шырай-арны
Ава-Бойдус торээни дег таныттынгыр.
Алдын азы руда чугган хоралыг суг
Аржаан- байлаан чудередип четтикпээн-дир.
Ием- биле келир чайын катап келийн,
Ийлээнивис часкарылдыр хактырар сен.
Найда изээн кокпаларым кезип алыйн,
Назынымны узадып кор, домчу хемим.
Экология и природопользование.
Площадь хозяйственных угодий составляет 452 тыс га. Как естественная среда обитания многих зверей и животных относится к государственному фонду.
Весь округ Улаатая применяется как пастбищные угодья, вода естественных водных источников используется для бытовых нужд и для водопоя скота. Летний тип жилища людей– разборная и переносная юрта- ог, с деревянным каркасом, покрытая войлоком. А на зимовках стоят маленькие домики.
Сама природа определяла, им немаловажное значение в жизни населяющего эти места народа. Использование аржаана в лечебных целях происходит в основном стихийным образом. Это обуславливает необходимость контроля за экологическим и санитарно- бактериологическим состоянием природных водных ресурсов.
В данное время экологическое состояние удовлетворительное, хотя некоторые курортники относятся неблагосклонно к природе, загрязняют природу.
Хребты Танну- Ола являются природным рубежом растительного и животного мира, отличается высоким биоразнообразием. Выше по склонам гор настоящие высокотравные степи переходят в лесостепи, затем – в лиственничные и кедровые леса.
Здесь в суровых климатических условиях произрастают разнообразные лекарственные и целебные растения: багульник, зверобой, тысячелистник, пижма, пион (Марьин корень) и другие.
В верховье реки Улаатай обитают волки, белки, соболь, косуля, бурые медведи, рысь, росомаха, колонок, горностай, маралы, редко кабаны и манул, кабарга- редкий исчезающий виды. Обитают в среднем около 13 видов зверей. Некоторые виды животных мигрируют, в зависимости от природных условий. Птицы: глухарь, тетерев, рябчик, кедровка и другие.
На низовьях есть заяц- беляк, лисица. На подгорьях присутствуют классические представители степной зоны: ящерица круглоголовка, саксаульная сойка и др. Особенно многочисленны тушканчики, песчанки, хомячки.
В последнее время много охотников- браконьеров едут в эти места. В настоящее время опять обостряется угроза редким видам из-за браконьерства и отстрела зверей местными жителями.
Нередки случаи возникновения пожара в тайге охотниками.
В августе люди собирают грибы и ягоды (черную и красную смородину, бруснику. голубику, крыжовник), добывают кедровый орех.
В дождливые годы река Улаатай в половодье уносит целые деревья, камни. Их уносит куда угодно и даже на стоянки чабанов. Особо страдает этим стихийным бедствием аржаан «Чаны- Хая». После этого автодороги и мост через реку подвергаются ремонту. В 2003 году сделали новый мост через реку.
Заключение
В заключение моего исследования хочу сказать, что цели поставленной в начале работы я добилась:
Улаатай, богатый аржаанами, трудовыми людьми и природными ресурсами, может развиваться не только как пастбищные угодья, местное население может заниматься обслуживанием людей, отдыхающих на аржаанах.
Природа - настоящий храм красоты. И человек, прочувствовавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать и охранять природу как источник радости и счастья. Как сказал украинский философ Григорий Сковорода «Не любит сердце, не видя красоты…»
Использованная литература и источники информации:
2. Кужугет Шойгу « Тыва - край голубых рек и озер»
3. Журнал «Башкы» №4, 1994г. статья Чульдум Чап «Улаатай»
4.Ле Пти Фюте. «Тува», путеводитель Тыва. Издательство «Авангард».
5. Этимологический словарь тувинского языка, том 1.
Информаторы:
Приложения:
Фотографии.
Компьютерная презентация.
[1] Интервью с бабушкой Монгуш К Н
[2] «аржаан» санскритского происхождения , означает целебную или святую воду
[3] артыш- можжевельник туркестанский. Общетюркское; являющееся традиционным очищающим средством: очищение, а также лечение достигается путем окуривания дымом артыша. ( стр.141 «Этимологический словарь тувинского языка , том 1)
Мороз и заяц
Белый лист
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Компас своими руками
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский