Работа посвящена изучению экологических составляющих территории школы и выяснению их безопасности. В ходе работы изучен теоритический материал по данному вопросу и сделаны практические работы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_office_word_2.doc | 109.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пристень»
Пристенского района Курской области
Практико – ориентированный проект
«Экологическое состояние
ближайшего окружения человека (школа)
Выполнила Карачевцева Ирина Борисовна,
обучающаяся 9 «Б» класса
Руководитель Чернова Оксана Михайловна,
учитель биологии
2013 год
ПЛАН
I.Введение
II.Экологическое состояние ближайшего окружения человека (школа)
III. Изучение экологического состояния школы
1.Экология пространства
а) экологическое состояние внутри школьных помещений;
б) экологическая характеристика пришкольной территории;
2.Экология отношений
а) эмоциональная оценка школы;
б) психологический климат в школе
3.Экология деятельности
а) уровень экологической грамотности обучающихся
б) организация деятельности в школе по экологическому образованию
IV. Заключение
V. Литература
VI.Приложение
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экономических и экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существование жизни на Земле. Решить и избежать усложнения возникших проблем возможно только при понимании необходимости установления гармоничных отношений с окружающей средой.
Под окружающей средой понимается совокупность живого и неживого, которой обеспечивает определенной сочетание экологических факторов обеспечивающих жизнь.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования и к человеку и его здоровью.
Вся жизнь человека проходит в созданной им окружающей среде. Основными составляющими среды являются дом, школа, работа, любимое место отдыха ( парк, кафе, дискотека, уголок природы и т.д.). Именно от соблюдения экологических требований к организации ближнего окружения зависит эмоциональное, психическое, физическое здоровье человека, а значит его толерантность, коммуникабельность, значимость в обществе, конкурентоспособность.
На фоне общего снижения здоровья населения особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Ребенок 5-7 часов ежедневно проводит в образовательном учреждении, что конечно оказывает влияние на здоровье.
Можно предположить, если создать идеальные экологические условия в образовательных учреждениях, то это будет способствовать сохранению и улучшению здоровья обучающихся в нем детей.
Б.А. Сухомлинский сказал: « От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Меня заинтересовал вопрос об экологических условиях обучения и их влиянии на здоровье школьников в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень», обучающейся которой я являюсь.
В понятии «экология школы», на мой взгляд, три составляющие:
- экология пространства,
- экология отношений,
- экология деятельности.
Для их изучения и анализа я начала работу над социально-значимым проектом «Экологическое состояние ближайшего окружения человека (школа)».
Цель: сформировать представление об экологических составляющих ближайшего окружения во время обучения в школе и выяснить их влияние на здоровье обучающихся.
Задачи:
1)Изучить теоретический материал о воздействии на организм человека условий ближайшего окружения
2)Изучить экосистемы школьной территории .
3)Расширить и оценить представление о влиянии ближнего окружения на эмоциональное состояние человека.
4)Развивать умение и навыки применения методов исследования и их анализа.
5)Развивать коммуникативные компетенции.
6)Продолжить воспитания навыков экологической культуры
7)По результатам исследований составить «дерево решений» по улучшению экологического состояния школьной территории.
Для реализации поставленной цели изучила теоретический материал и спланировала выполнение практических работ по изучению экологических составляющих школы.
Используемые методы:
-наблюдение;
-сравнение
-интервьюирование;
-анкетирование;
-тестирование;
-анализ источников информации.
II.Экологические составляющие ближайшего окружения человека (школа)
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека.
Здоровье – понятие комплексное, и его качество зависит от различных факторов. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье населения на 50 % зависит от образа жизни, на 20% - от генетических факторов, на 10% от работы органов здравоохранения, и на 20% от состояния окружающей среды.
Статистические данные информируют о значительном ухудшении здоровья населения в последнее десятилетие, в общем, и детей в частности.
Экологическим составляющими школы являются комфортность помещений и безопасность состава мебели, освещенность, запыленность, температурный режим, озеленение учебных и вспомогательных помещений, чистота, озеленение пришкольной территории и еще целый ряд факторов.
Эстетическое, экологическое качество окружающей человека среды оказывает непосредственное влияние на здоровье. Прежде всего на чувственно- эмоциональное состояние – эмоции, самочувствие, настроение, активность - что во многом определяет психическое как следствие и физическое здоровье человека.
Большое влияние на психофизическое состояние человека оказывает цветовое оформление помещений, оборудования, приборов.
Поэтому важным составляющим ближайшего окружения является интерьер помещения. Интерьер включает в себя правильное размещение мебели освещение комнат, цветовую гамму и дизайн в целом.
Важным фактором, влияющим на настроение и самочувствие обучающихся, является цветовая гамма стен помещения. Яркие, броские краски загоняют человека в депрессию. Известно, что красный цвет раздражает человека, делает его агрессивным, вызывает головные боли. Так же не рекомендуется использовать темные тона. А вот зеленый цвет создает психологический баланс. Выбор цветовой гаммы зависит от расположения кабинета по отношению к сторонам света. При южной ориентации помещения для отделки рекомендовано выбирать более холодные тона – светло серый, светло – голубой, зеленоватый, светло – сиреневый. При северной - более теплые – желтовато-охристый, светло – розовые, бежевые.
Еще одно важное составляющее в интерьере - это правильность расположения и состав мебели в помещении. Это способствует циркуляции воздуха, определенной влажности, освещенности помещений. В противном случае нарушается воздухообмен, появляются вредные насекомые. Ведомство США по охране окружающей среды установило, что в закрытых помещениях, таких как обычное жилище, офис, дом, экология воздуха в 50 раз хуже, чем на самых загазованных перекрестках крупных городов.
В состав пыли входят разнообразные химические вещества: частички разрушения мебели, покрытий стен (водоэмульсионных, бумажных, и т.д.). Это твердые материалы, которые накапливаются в дыхательной системе.
Пыль – вечный спутник цивилизации. Меры борьбы с разнообразной пылью известны с давних времен – влажная уборка, увеличение количества комнатных растений, соблюдение времени эксплуатации предметов.
Многократные исследования показали, что особенно неблагоприятным материалом для помещений, где длительное время находится человек (работает или проживает) являются дешевые материалы : ДВП, ДСП, синтетические напольные покрытия.
ДСП - это древесно-стружечные плиты. Снаружи выглядит как лист, размером 400 см : 180 см : 2 см, ДВП – древесноволокнистые плиты. Составляющими этих материалов являются фенолформальдегидные и карбамидо - меламиновые смолы, которые выделяются в воздух жилых помещений при распаде с течением времени клея, в состав которого они входят. Клей соединяет в единое целое опилки, волокна, стружки при производстве отделочных материалов. Нарушение технологий изготовления этих материалов приводит к быстрому их разрушению и фенольные испарения за короткое время могут привести к серьезным отравлениям. Эти стройматериалы используют при изготовлении мебели, дверей, отделки комнат. Многие люди задают вопрос: «А в чем экологический вред ДСП?». Человек, находящийся в помещении, в отделке которого использовалось ДСП. ДВП, вдыхает вредные пары фенол – формальдегидного происхождения. Они являются сильнейшими ядами. негативно влияют на дыхательную, нервную системы человеческого организма. Человек может испытывать головную боль без веских на то причин, «першение» в горле, раздражимость. Симптомы усиливаются с течением времени. Не меньший вред здоровью человека приносит и линолеум, при эксплуатации которого в воздух выделяется хлорвинил и пластификаторы, приводящие к процессу медленного отравления.
Мебель и школьное оборудование, поступающее в последнее время в школы, состоит именно из материалов, содержащих фенолформальдегидные и другие опасные составляющие.
Обычно мебель в школу поступает перед началом или уже в течение учебного года, и рекомендации выдержать ее четыре месяца в проветриваемых помещениях соблюдать нет возможности. Во время эксплуатации накапливается большое количество вредных испарений, негативно влияющих на состояние обучающихся.
Снижают действие негативных факторов внутри школьных помещений комнатные растения. Растения в помещении играют эстетическую и гигиеническую роль: улучшают настроение, увлажняют и очищают атмосферу, снижают шумовой фон, выделяют фитонциды. По мнению исследователей наиболее эффективны фитонциды бегонии белопятнистой, пеларгонии душистой, гиппеаструма гибридного, плюща восковидного, папоротников (венерин волос, нефролепис высокий). Эти комнатные растения рекомендованы для использования озеленения учебных кабинетов.
К важнейшим условиям, оказывающим влияние на состояние ребенка при пребывании в школе, относятся освещенность, воздушно – тепловой режим, организация пришкольной территории.
Основные правила и нормы организации безопасного образовательного процесса изложены в «Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Проводя изучение экологических составляющих ближайшего окружения в школе, сравнение параметров производила с рекомендациями «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
III. Изучение экологического состояния школы
1.Экология пространства
а) экологическое состояние внутри школьных помещений;
Эмоциональная оценка школы значительно влияет на успеваемость учеников и на психологический климат, в котором они находятся.
Для определения эмоционального состояния во время пребывания в школе я использовал интервьюирование и тестирование. Интервьюирование проводила среди обучающихся 5-9 классов и педагогов школы. Для этого предлагала ответить на вопросы:
1.В каком кабинете вам более комфортно?
2.Где вы любите бывать на перемене? Почему?
3.В каком учебном кабинете вам не нравиться бывать?
4. Что бы вы изменили (добавили) в помещении школы ?
При проведении опроса я не забывала о правилах хорошего тона. Обучающиеся и учителя охотно отвечали на вопросы, каждому хотелось высказать свое мнение и повлиять на результаты.
Всего было опрошено 70 человек.
Анализ полученных результатов показал, наибольшее предпочтение респонденты отдают кабинету истории (20%). Положительные эмоции связаны с отделкой кабинета натуральным материалом – деревом. Общий фон кабинета – бежевый. Большие окна делают кабинет светлым и большим. Большое количество комнатных растений успокаивает, создает уют. Устраивает респондентов и температурный режим в кабинете (18-200).
Гнетущее настроение преобладает в кабинетах, стены которых окрашены в зеленые или синие цвета. Здесь отмечается ощущение холода, недостатка света Лидирует среди не комфортных кабинетов – кабинет автодела (34%).
На перемене учащиеся нашей школы любят бывать в коридоре и рекреации первого этажа, объясняя это достаточным местом для общения, наличием лавочек и зеркала (49%).
При ответе на вопрос об изменениях в школе звучали предложения об оснащении школы буфетом (38%), лавочками (12%) и, конечно, зелеными растениями (20%). Так же учащимся хотелось бы иметь у нас в школе новую музыкальную аппаратуру (15%) и современное оборудование учебных кабинетов (15%).
Дальнейшее мое исследование было направлено на выяснение соответствия состояние внутришкольной территории требованиям САНПиНа.
Для сравнения и анализа выбрала следующие данные.
Площадь обычного класса должна быть около 55 м2 . Норма площади на одного учащегося: 2- 2,5 м2 для обучающихся II-III ступени обучения при кабинетной системе обучения.
Нормальная температура для учебных помещений – не более 18-20С, для коридоров – 16-180-, для столовой – 16-200С.
Основные характеристики учебного кабинета. Проведя необходимые измерения в кабинетах биологии, истории, английского и русского языка (ср.48 м2), я сделала вывод, что при средней наполняемости классов 15-20 человек кабинеты соответствуют нормам САНПиНа. На одного обучающегося приходится в среднем 2- 2,5 м2, этой площади достаточно для успешной работы, снятия утомления и сохранения целостности биополя.
Температурный режим в исследуемый период ( октябрь –январь) - так же не имеет отклонений от нормы. Средняя температура в классах 16-200 С. Наиболее высокая температура отслеживается в кабинете английского языка ( до 25-270). Заведующему кабинетом рекомендовано чаще проветривать помещение, так как кабинет оснащен специальным оборудованием и мебелью из ДВП.
Стабильная средняя температура в учебных кабинетах, с учетом данных пропусков по болезням за 1-2 четверти, способствовала снижению заболеваемости ОРВИ и ОРЗ в среднем на 34% по сравнению с прошлыми годами.
Для изучении экологического состояния внутришкольных кабинетов я провела интервьюирование среди обучающихся 5-9 классов (70 респондентов). В результате анализа ответов и собственного наблюдения выяснила, что цветовая окраска стен и парт в учебных кабинетах соответствует требованиям САНПиНа. Преобладают бежевые и светло-зелёные цвета.
Изучение методом наблюдения состава школьной мебели в 16 кабинетах дало следующие результаты:1/4 часть(4 кабинета) оснащены школьной мебелью из ДВП, на полу покрытие из линолеума. В 3/4части(12 кабинетов) - мебель и пол из дерева с лако-красочным покрытием. Т.е основная масса учебных кабинетов имеет экологически безопасную мебель и покрытие пола, что способствует поддержанию экологической безопасности помещений, в которых дети проводят учебный день. В нашей школе действует классно – кабинетная система.
Озеленение внутришкольной территории. Визуальные и статистические методы изучения количества растений дали следующие результаты: из 16 обследуемых учебных кабинетов комнатные растения присутствуют в 16 кабинетах(100%).
Наиболее оптимальное количество для поддержки экологического состояния микроклимата в 12 кабинетах(75%), а в 4-х кабинетах (25%) количество растений недостаточно. Следует отметить средний уровень озеленения коридоров и рекреаций школы. Большое количество зелёных растений снижает уровень запыленности ,шумовой фон, улучшает состав воздуха в течении всего учебного года, способствует благоприятному психологическому климату, формированию гармоничных отношений человек – природа.( Приложение 1-2)
Освещение учебных кабинетов. Большое значение в сохранении здоровья обучающихся играет фактор освещённости рабочего места. Для оценивания воздействия этого фактора на обучающихся во время учебных занятий, я проанализировала данные результатов исследования аттестации рабочих мест по условиям труда, произведённых в 2012 году.
Для анализа данных выбрала следующие кабинеты: математика, история, география, физика, биология. В результате анализа выяснила, что освещенность кабинетов соответствуют нормативному значению по факторам освещенности рабочей поверхности, естественной освещенности. Лишь в некоторых кабинетах имеются показатели ниже нормы по фактору пульсации освещенности. Официальные исследования проводились Курским центром охраны труда. (Приложение 3)
б) экологическая характеристика пришкольной территории;
Перед обследованием пришкольного участка я познакомилась с санитарно – гигиеническими нормами, чтобы иметь возможность оценить степень экологической безопасности территории около образовательного учреждения. Коммунальные (промышленные) предприятия должны стоять от границ школьного участка не менее чем на 50 м; жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.
На территории, прилегающей к МОУ « СОШ №1 п. Пристень» выделены зоны: учебно–опытная, спортивная, хозяйственная, зона отдыха, зона хозяйственных помещений, для проведения торжественных мероприятий.
На расстоянии приблизительно 300 метров – участок РЖД, до первых жилых домов от территории школы около 8 метров, проезжая часть дороги начинается за границей территории школы, что не соответствует нормам.
Из ближайшего окружения наибольшую экологическую опасность представляет асфальтированная дорога, с оживленным движением автотранспорта в первой половине дня.
Вообще автомобилей сейчас в мире очень много(600 млн.штук). В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет сегодня более 30%..
В среднем за день мимо школы проезжает 150 автомобилей. Наибольшее количество регистрируется в утренние часы, перед началом школьных занятий Так же нашей школе принадлежат 2 автобуса, которые ежедневно совершает по 4 рейса и негативно влияют на окружающую среду пришкольной территории. Увеличение загазованности, запыленности, количества шума на пришкольном участке – экологические факторы, отрицательно влияющие на общее состояние школьников.
Буфером межу автодорогой и школой являются зеленые насаждения. Они играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены здания, тротуары. Оптимальное расстояние между деревьями и зданием по нормам должно быть 10 м, а между кустарниками и школой - 5 м. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного человека должно приходится 50 м2 зеленых насаждений.
Учитывая собранную информацию, я исследовала состав и количество зеленых насаждений пришкольной территории.
Видовое разнообразие составляют: береза провислая, тополь пирамидальный и обыкновенный, рябина обыкновенная, каштан конский, ель обыкновенная, клен остролистный, сосна обыкновенная, туя, шиповник коричный, жасмин, смородина черная.
На пришкольной территории имеется плодово – ягодный участок с плодоносными молодыми деревьями.
Значительную площадь зеленой зоны составляют газоны и клумбы. Общее количество деревьев (50), и кустарников (70) составляет 120.
Произведя необходимые измерения, я сделала вывод, что расстояние между растениями и школой полностью соответствует норме. Общая площадь составляет 7500 м2. На момент исследования в школе обучается 230 школьников. В итоге, на одного ребенка приходится зеленых насаждений меньше определенного санитарно – гигиеническими нормами, а это уменьшает защитную роль зеленых насаждений. (Приложение 4-5)
Средообразующую роль играют береза бородавчатая, липа мелколистная. С анатомическими и физиологическими особенностями этих культур я познакомилась подробнее.
Береза бородавчатая – дерево первой величины, достигает 25-30. Ствол прямой, ровный. Кора до 10-летнего возраста темная, гладкая, блестящая, позднее развивается белый пробковый ствол – береста, который грубеет с возрастом. Молодые побеги покрыты железистыми бородавками. Корневая система сильно разветвленная, но не глубокая, вследствие чего береза подвержена ветровалу. Крона сильно разветвленная, но не густая, ажурная, пропускает много света, в молодости яйцевидная, позднее продолговато – цилиндрическая, с повисшими концами ветвей, что придает кроне плакучий вид .Очень светолюбива. Береза относится к породам – пионерам леса, однако легко вытесняется более теневыносливыми породами – елью, пихтой, сосной. Береза не требовательна к условиям климата и почвы, выносит очень холодные зимы. Цветки собраны в соцветия, сережки разнополые, однодомные. Цветет в мае- июне вместе с распусканием листьев. Цветение продолжается 10 дней. На конце длинных побегах в августе образуется мужские сережки по 2-3 вместе. Весной следующего года они удлиняются, утолщаются и распускаются. Каждый цветок состоит из несколько красно – бурых чешуек из 6-12 тычинок. Женские сережки маленькие, зеленые, выходят из боковых лиственных почек и направлены вверх. Отдельных цветочек состоит из трехлопастной чешуйки, на внутренней стороне которой прикреплены три сидячих пестика с двураздельными рыльцами. Семена созревают в июле- августе и рассыпаются через 3-4 недели после созревания. Всходы мелкие с двумя овальными семядолями, сверху желтыми, снизу красноватыми. Первые 2 года береза растет медленно, затем рост ее усиливается.
Липа мелколистная – дерево первой величины, в неблагоприятных условиях растет в виде кустарника. Ствол прямой, круглый. Кора в молодом возрасте гладкая, а в старом – бороздчатая. Крона густая, шатровидная на просторе и продолговато-цилиндрическая в насаждениях. Нижние ветви отходят от ствола книзу, а на концах приподнимаются , верхние же отходят под углом вверх. Глубокая корневая система делает липу ветроустойчивой.
Порода очень теневынослива, переносит затенение елового леса, хладостойко, требовательна к почве, переносит временное избыточное увлажнение. Липа входит в состав дубовых и хвойных лесов, иногда образует почти чистые липовые рощи. В зеленом строительстве ценится за густую темно – зеленую крону, ароматичность цветков, устойчивость против газа и дыма. Цветет в июне – июле после распускания листьев. Опыляется насекомыми, особенно пчелами. Соцветие – многоцветковый щитковидный полузонтик с большим прицветником. Цветок обоеполый, состоит из 5 зеленых чашелистиков, 5 желтовато – белых лепестков, большого числа тычинок (да 30)и одного пестика. Плоды – орешки, созревают в октябре и остаются на дереве почти всю зиму. В каждом орешке два семени: разнос у плодов ветром способствует прицветник. Всхожесть семян невысокая. Входы с двумя крупными 5 – 7- лопастными семядолями боятся заморозков. Первые листья сходны с листьями взрослого растения. Живет до 300 – 400 лет.
2.Экология отношений
а) эмоциональная оценка школы;
При проведении тестирования я предложила обучающимся выразить отношение к шести исследуемым помещениям (кабинет истории, кабинет биологии, столовая, кабинет химии, кабинет английского.языка, кабинет математики ) с помощью двух слов «тепло», «холодно». «Тепло» - связано с положительными эмоциями, а «холодно» - с отрицательными эмоциями. «Тепло – холодно» не соотносились с температурой в помещении, предметом или учителем.
Результаты тестирования (Приложение 6) показали, что наибольшее количество оценки «тепло» получил кабинет истории (30%) и кабинет биологии (30%). Что касается помещения столовой, то следует отметить не равнодушие обучающихся к интерьеру этого помещения. Многие предлагали украсить стены плакатами, рисунками, пожеланиями. Наибольшее количество голосов «холодно» получил кабинет химии(52%).
Полученные мной результаты интервьюирования и тестирования подтвердили значительную роль состояния помещений в поддержании психофизического здоровья школьников.
б) психологический климат в школе
Совместно с психологом школы Бобровской Т.М. я провела тестирование по выяснению уровня фактора тревожности среди обучающихся 5-11 классов. В тестировании участвовало 105 человек. Из них у 34 человек уровень тревожности выше нормы (30%). Исследование показало, что: наивысший уровень тревожности определен в 7 классе(56%) и в 5 классе (26%). Причины тревожности в основном связаны с личностными отношениями учитель – ученик - родители и низким уровнем мотивации учения.
Анализ результатов проведенного исследования помог разработать план мероприятий по снижению уровня тревожности в целом по школе и каждого обучающегося. К его реализации привлечены классный руководители, Совет школы, школьный психолог, родители. План рассчитан на 2 месяца. Результаты работы планируем проверить повторным тестированием.
3.Экология деятельности
а) уровень экологической грамотности обучающихся
Для выяснения уровня осведомленности и отношения к экологическим знаниям я разработала и провела анкетирование среди обучающихся 5-9 классов (65 обучающихся). (Приложение 7)
На вопрос что изучает экология положительный ответ дали 60% опрошенных.
37% сообщили что основным источником экологической информации являются мероприятия в школе.
На вопрос об участии в решении экологических проблем «Да» ответили 57 % респондентов.
59% опрошенных считают необходимым получать экологические знания.
Обработка результатов анкетирования позволила мне сделать вывод о неравнодушии подрастающего поколения к экологическим проблемам местного и глобального уровня.
б) организация деятельности в школе по экологическому образованию
Экологическое образование - это необходимый элемент общего образования каждого современного человека, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней. Начальным этапом формирования экологической культуры является экологическое развитие личности ребенка. Основой для развития экологической культуры являются экологические знания, так как только на основе знаний у человека формируются убеждения, складывается отношение к проблемам экологии в целом и ближайшего окружения.
В нашей школе экологическому образованию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Система формирования экологической грамотности включает разнообразные виды деятельности на всех степенях обучения. Хотя с сожалением следует отметить отсутствие среди перечня общеобразовательных предметов для обязательного изучения предмета «Экология».
Реализация экологического образования осуществляется через традиционные общешкольные мероприятия: «День птиц», «Им нужна наша помощь», акции «Территория свободная от мусора», операция «Кормушка», конкурс газет «Экологическая безопасность». (Приложение 8)
Широкий круг экологических вопросов рассматривается на тематических классных часах.
Для обучающихся среднего и старшего звена работает эколого – биологический клуб «ЭБИК», где ребята развивают экологические и биологические понятия одновременно, что приводит к более полному, мотивированному усвоению материала.
Традиционно обучающиеся 9- х классов изучают элективный курс «Экологическая грамотность», цель которого познакомить с фундаментальными знаниями экологических наук и определить их практическое значение. Овладение экологическими понятиями - главный путь вооружения учеников основами экологии.
Основным видом индивидуальной и групповой деятельности обучающихся по волнующим вопросам является выполнение проектных работ. Ребята выбирают и разрабатывают самые разные темы, например:
6 класс: «Комнатные растения и уход за ними»
9 класс: «Шумовое загрязнение среды: эволюция и последствия» , «Паразитизм и здоровье человека», «Влияние загрязнения атмосферы на биологическое разнообразие», «Утилизация сельскохозяйственных отходов»
11 класс: « Генномодифицированные продукты: за и против», «Современные проблемы накопления бытовых отходов и их утилизации»
Особое место в экологизации образовательного процесса, по моему мнению занимают межличностные отношения. Толерантность – термин экологический, но он широко применяется в характеристике отношений человек – человек. Толерантность у обучающихся нашей школы воспитывается через ежегодное проведение акции «Поделись улыбкою своей», которая является частью социального проекта. В рамках проекта мы сотрудничаем с детским приютом «Солнышко» в п. Солнцево. Цель – помочь детям попавшим в трудную жизненную ситуацию социализироваться и адаптироваться в новых условиях. Для посещения приюта обучающиеся школы (8-9 класс) готовят различные мероприятия, втом числе и на экологическую тематику.
В настоящее время особо актуально освещать вопросы экологии родного края. Этот аспект экологических знаний обучающиеся школы получают через материал уроков географии, биологии и химии. А расширение и развитие интересов происходит через мероприятия в рамках предметных недель.
Особое место занимают экскурсии по родному краю, которые проводятся в весеннее – летней период учебного года.
2013 год в курской области объявлен годом «Защиты окружающей среды». В нашей школе 2013год конечно будет насыщен различными мероприятиями, направленными на формирование экологической грамотности.
IV. Заключение
Выполнение социально-значимого проекта «Экологическое состояние ближайшего окружения человека (школа)» позволил глубже понять экологические закономерности, действующие в ближайшем окружении. Проведенная работа позволила сделать вывод ,что не маловажную роль в сохранении психофизического здоровья школьников играет экологическая безопасность школьных помещений и пришкольной территории.
Работа с дополнительными источниками информации позволила сформировать представление об условиях, определяющих экологическую безопасность во время образовательного процесса.
При проведении практических исследований я апробировала и сформировала навык использования разнообразные методы, которые помогали учиться устанавливать межличностные отношения: анкетирование тестирование, интервьюирование, статистический подсчет и анализ результатов.
Проанализировав результаты проведенных исследований, я сделала вывод, что экологическое состояние МКОУ «СОШ №1 п. Пристень» удовлетворительное в отношении исследованных факторов: комфортность помещений, освещенность школьных кабинетов, озеленение внутри школьной и пришкольной территории. В школе положительная психоэмоиональная атмосфера, что благоприятно сказывается на здоровье школьников.
Для улучшения экологической ситуации в ближайшего окружения во время пребывания в школе сформулировала ряд рекомендательных выводов.
- использовать во время ремонта классных комнат для окраски стен оттенки бежевого, розового, салатного цвета; предпочтение отдавать материалам естественного происхождения;
- увеличить количество комнатных растений в рекреациях, столовой, кабинетах, на пришкольной территории за счет проведения акции «Самая зеленая школа»;
- организовать места комфортного отдыха внутри и вне школьного помещения ( поставить лавочки, стулья и т.д.)
- во все виды деятельности по благоустройству школьной территории привлекать обучающихся школы, что будет способствовать развитию экологической грамотности подрастающего поколения.
V. Литература
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии,- АО «МДС», 1996
2.Мансурова С.В., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда; -Москва, «5 за знания», 2007
3.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности; - Волгоград, Центр экологического обучения, 2001
4.НовиковЮ.В. За город чистоты и здоровья; - Москва, 1987
5.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (санитарно – эпидемиологические правила и нормы), Минздрав России, Москва - 2003 год
Осенняя паутина
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Плавает ли канцелярская скрепка?
Филимоновская игрушка
Дерево в снегу