Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов, живой памяти дедушек и прадедушек – это прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего дерева. И нам, продолжателям своих предков, нужно бережно хранить и изучать это бесценное богатство.
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya.docx | 23.03 КБ |
Введение
Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов, живой памяти дедушек и прадедушек – это прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего дерева. И нам, продолжателям своих предков, нужно бережно хранить и изучать это бесценное богатство.
Родословная, или как говорили раньше, родословие – это ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. В народной памяти баргузинских бурят сохранились сказания о том, что их предки жили в долинах рек Лены, Куды и Манзурки и принадлежали к племени «эхирит». Как устные, так и летописные данные говорят о том, что в своё время в Баргузин прибыли представители эхиритских родов: hэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай, Эмхэнут. Если различать баргузинских бурят по родам, то это роды абзай, шоно, баяндай, hэнгэлдэр, эмхэнут, галзут, булагат, сэгэнут.
Таким образом, первоначальной родовой и племенной состав баргузинских бурят можно представить в следующем виде:
Племя «булагат»: род – хурамша.
Племя «эхирит»: роды – hэнгэлдур, шоно, баяндай, абзай, эмхэнут, сэгэнут.
Племя «хори»: род – галзут.
Переселились в нашу Баргузинскую долину ольхонские буряты с 40-х годов XVIII века до 20-х годов XX века. Люди одного и того же рода прибывали сюда в разное время и с большими интервалами. Люди рода «hэнгэлдэр» и «шоно» жили отдельно в разных улусах. Существует легенда об этих двух родах: hэнгэлдэр и Шоно были братьями и решили разделиться на 2 рода. Разбив чашу, разделив пояс пополам, сломав лук и стрелы, они распались на 2 рода. Так появился наш род «шоно».
Основное содержание
Я происхожу от племени «эхирит», рода «шубтхэй шоно». Собирая материал, я узнал, что наш род происходил от старшего из семи сыновей «Шоно». Мне было интересно изучать историю своего рода, узнавать о тех людях, которые прославили наш род, об обычаях и традициях нашего племени. Знание жизни моих предков важно для того, чтобы мы не теряли своих корней и гордились своими родственниками. И ещё хочу добавить, в брачных нормах баргузинских бурят разрешалось заключение брака с родственниками после 7-8 колена по отцовской линии, а по материнской - считалось нормальным. Это потому, что после 7-8 поколений от общего предка, когда род разрастался, объединяя большое количество членов, происходило его разделение, можно было жениху и невесте связываться брачными узами, если роды не пересекались. Таким образом, сохранялась чистота рода, а сохранённая родословная – это код семьи, рода, это волшебный ключ, открывающий двери прошлого и стирающий границы времени. Это надо знать для продолжения рода!
История моего рода богата, интересна, полна тайн.
По рассказам моего деда Рабжинова Юрия Жигжитовича, я узнал, что мой прапрадед Костиев Рабжин имел 5 сыновей и 5 дочерей: Цыдып старший, Жигжит, Цыренжап, Буда, Цыдып Младший, Сэсэг, Дулгар, Цырма, Чимитцо, Дулма. (см. приложение 1). Посещая краеведческий музей школы, послушав рассказы дяди Рабжинова Сергея Цыренжаповича я узнал о том, что моя прапрабабушка Костиева Дулсан Харанутовна была первой в селе «Матерью-героиней». В прежние времена в бурятских семьях выживали немногие дети, время было тяжелое, говорят взрослые. Но мои прапрадед и прапрабабушка воспитали и вырастили всех своих детей, которые в свое время женились, родили своих детей, продолжили род. Старший сын Буда – участник Гражданской войны. Трое сыновей Рабжина прошли через всю Великую Отечественную войну, с почестью вернулись в село. Цыдып – старший работал в тылу. Из рассказа моей бабушки Цыпылмы Батуевны узнал, что есть предание, которое передается из поколения в поколение, что Костиев Рабжин, провожая своих сыновей на войну, молился у Бархан -Уула. А ведь раньше, оказывается, было под строгим запретом обращение к Богу. За это можно было лишиться жизни или свободы. Но мой предок, наверное, был человеком бесстрашным. Он поклялся к Бархан- Уула и просил богов, чтобы его сыновья вернулись живыми. Все сыновья вернулись с поля битвы. Раненые, контуженные, но живые… Я очень горжусь своими героями - родственниками!
В разговоре с мамой Эрженой Бальжиновной, я узнал о священных местах, которым поклонялись и поклоняются мои предки.
Родоначальником нового поколения нашего рода является мой дед, Юрий Жигжитович. Он всю жизнь работал в школе, обучил и воспитал достойных и благодарных учеников - спортсменов. Имеет много высоких наград нашей Родины. Дедушка - достойный продолжатель нашего рода. С его помощью я и мой братишка знаем наизусть свой род до 16 колена. Об этом я рассказал, когда выступил на районном конкурсе «Дангина – Гэсэр 2013», где занял почётное 3 место.
Мой отец
На сегодняшнюю конференцию я привёз творческую работу. Я придумал условные обозначения, символы (код) своей семьи, передающие информацию о моём роде «шубтхэй шоно». Работа выполнена в форме прямоугольного белого полотнища. Белый цвет подобен дневному свету и небесным светилам – Солнцу и Луне. Он освещал и освещает дорогу всем моего рода, это цвет святости и благополучия. В центре расположено число 7, означает у рода «шоно» 7 сыновей, внизу число 1 – это мой род, старший, называемый «шубтхэй шоно», наверху – символ огня. Трёхязычковое пламя символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь и очаг – хранители и дарители жизненной силы людей. Очаг – место, которое связывает предков и потомков, символ преемственности поколений, а огонь живёт в очаге всегда. Внизу – облачный орнамент, он символизирует полёт творческого вдохновения. Поэтому я буду дальше изучать, открывать новое, ведь это и моя история.
Заключение
Продолжая исследовательскую работу, я узнаю много интересного, неразгаданного в истории древнего рода. Это обстоятельство всё больше требует искать новые таинства нашего рода. С другой стороны, изучая родословное древо, я приобщаюсь к истории родного края – Бурятии. Ведь история моей семьи тесно связана с историей всего народа. В моём детском ещё понимании мой род представляет собой большую, дружную семью. Он, в свою очередь, вливается в необъятное и великое – мой народ. Я горжусь тем, что потомок великого рода, буду следовать лучшим поступкам и делам своих предков!
Я хочу закончить выступление словами «Забудешь прошлое – забудешь своих предков, забудешь себя».
Курумканское РУО
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
«Моя родословная. Символ моего рода»
(районная НПК «Открытый мир»)
Выполнил: Рабжинов Юрий,
ученик 3 класса
Подготовила: Цыденова Б.Ж.,
классный руководитель
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Снежный всадник
Щелкунчик