Работа по изучению истории возникновения гербов, исследование геральдики Магаданской области, составление современной геральдической карты региона.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_udartsevoy_aleny.docx | 645.02 КБ |
МБОУ «СОШ № 2» п. Палатка
Исследовательская работа
ученицы 4 класса
УДАРЦЕВОЙ АЛЕНЫ
«Геральдическая карта Магаданской области»
Руководитель:
учитель начальных классов
Костылева Елена Емельяновна
ноябрь, 2014 г.
Предмет исследования:
гербы Магадана, районов, поселков Магаданской области.
Цель исследования:
Время проведения исследования:
май - ноябрь 2014 года.
Этапы работы
Что такое гербы и откуда они появились?
С самых древних лет, еще с той поры, когда первобытные люди жили в пещерах, разные племена придумывали себе символы, чтобы отличаться от соседних племен. Обычно они выбирали себе покровителем (защитником) какое-нибудь сильное животное или природное явление. Например, были индейские народы, которые считали своим защитником волка, бизона или медведя. А в Австралии племена аборигенов поклонялись кенгуру или утконосу. Иногда изображение животного вырезали из дерева и ставили в центре стойбища. Такое деревянное изображение символа называлось тотем.
Первые государства, которые начали строить города и создали письменность, тоже не отказались от символов-животных или природных явлений. Например, в Древнем Египте главным символом был рисунок косматого Солнца, в Древнем Риме – орёл, которые потом «перекочевали» в официальные гербы.
Когда наступили Средние века, в Европе появились рыцари. Они сражались на поле боя в закрытых шлемах и, чтобы все видели, кто с кем бьётся, рисовали на своих щитах эмблемы своей семьи.Современное слово «герб» как раз и происходит от немецкого слова «erbe» («эрбе») – наследство.
Своими гербами стали обзаводиться не только отдельные рыцари, но и целые города, а потом – государства. Ведь они тоже вели войны, и необходимо было на поле боя отличать своих от чужих.
Составные части герба
Со временем изображения гербов стали рисовать только по определённым правилам. Эти правила изучает наука геральдика. В нашей стране - Российской Федерации за соблюдением правильного изображения гербов следит Геральдический Совет при Президенте.
Самая главная часть герба – это щит, на котором и расположен рисунок. В геральдике щиты называются по тем странам, в которых они больше всего были распространены. Так, квадратный щит со срезанными углами называется «немецким», овальный – «итальянским», а самый распространённый, прямоугольный со скруглёнными нижними углами и острым кончиком внизу – «французским».
В России самым популярным является «французский» щит (обратите внимание на его графическое исполнение). И только у некоторых городов и областей есть другие виды. Что касается Магаданской области, то имеющиеся в нашем регионе гербы также имеют «французский тип» и только Омсукчанский герб нарисован на «немецком» щите.
Остальные элементы герба не являются обязательными. В гербе государств и городов могут быть щитодержатели – это какие-то животные, люди или фантастические существа, которые стоят по сторонам от щита.
И если говорить о российском старом гербе, то раньше герб Российской Империи был более многосложным оп исполнению. Щитодержателями были архангелы – они символизировали то, что страна находится под покровительством Бога.
Сверху щит может быть увенчан короной, а по бокам – мантией. Вид короны и цвета мантии тоже могут о многом сказать знатоку геральдики.
Если изучите самый старейший герб- герб Дании, то тоже увидите все важные его составляющие.
В чём отличие герба от эмблемы?
Герб надо отличать от эмблемы, логотипа или иного символического изображения. Герб всегда – это рисунок, который утверждён на высшем государственном уровне. В России существует Геральдический Совет, где и утверждаются гербы. Причем, их нужно правильно описать. Эмблема – это вольное изображение, которое может самостоятельно нарисовать себе любой человек, предприятие или даже школа. Рисунок эмблемы не обязательно утверждать в органах власти. Вот, к примеру. Я нашла в Интернете рисунок одной учительницы, которая придумала к юбилею родной школы герб. И тоже она его постаралась сделать по канонам его создания. Но этот герб всего лишь символика, эмблема.
Гербы Магаданской области
Теперь перейдем непосредственно к гербам нашего региона.
Задолго до того, как образовалась Магаданская область, на территории Колымы уже жили люди, и были хоть небольшие, но города. Самым старым городом в Магаданской области является Гижига. В Гижиге родилась моя мама и бабушка, но даже они не знали, что когда-то это национальное село было городом Гижигинском (здесь была крепость, основанная русскими казаками) и что еще в XVIII веке тут уже был создан свой герб. Утвержден он был в 1790 году.
Есть сведения, что автором рисунка был граф Шувалов, известный в те годы меценат, основавший Московский государственный университет. На гербе Гижиги в верхней части изображён барс, который поймал соболя. Это изображение – часть герба города Иркутска. (Дело в том, что тогда вся территория Колымы входила в состав Иркутской губернии). В нижней части щита нарисована крепость – это зарисовка с натуры, такая стена с башнями действительно в то время защищала Гижигу. Если присмотреться, то на башне заметен красный флаг – это специальный крепостной флаг, который существовал в Российской Империи.
Кто бы мог представить, что в Магаданской области есть старинный герб!? Но это так, причем он является официальным и занесен в реестр старинных гербов на государственном уровне. Это большая ценность не только для нашего региона, но и для всей России, историю которой мы должны знать. Для меня такой герб XVIII века тоже был большим открытием. Но вот что интересно: с тех пор прошли не просто годы, а десятилетия и даже столетия. Если быть точнее, прошло больше двух столетий с тех пор, но количество гербов в нашем регионе, которое утверждено на государственном уровне, можно пересчитать на пальцах, а ведь поселков в области десятки, да и районов в регионе - девять.
Судите сами, я ознакомилась с информацией Геральдического Совета России и пришла к следующему выводу: из утвержденных на государственном уровне гербов региона есть следующие:
1. Герб Магаданской области. Он был принят лишь в начале третьего тысячелетия, всего 13 лет назад - в 2001 году Магаданской областной Думой, еще когда регион возглавлял губернатор Магаданской области Валентин Иванович Цветков, а потом утвержден президентом России в 2002 году. Щит разделён на три части, в каждой из которых нарисован какой-то символ, относящийся к деятельности людей на территории области. Наверху мы видим золотой слиток и скрещённый геологический молоток и кирку. Так отмечена главная отрасль экономики – золотодобывающая. Слева изображена плотина Колымской ГЭС и взлетающий самолёт. Это символизирует электроэнергетику и авиатранспорт, без которого в Магадан не доберёшься. Справа – изображение трёх золотых рыбок, что говорит о рыбном богатстве края. В центре мы видим как бы звёздочку жёлтого цвета. Но это не звёздочка, а «роза ветров» - деталь компаса, что показывает, как далеко от всех обжитых мест находится наша область. Создание герба региона - это коллективная работа. Над ней работала целая группа художников.
2. Герб столицы Колымы – Магадана. Был принят раньше областного, в 1968 году. Придумал его один человек. Это художник Николай Константинович Мерзлюк. Он в последующем стал почетным гражданином Магадана. Этот герб стал украшением Стелы столицы Колымы, а также разных мест, бумаг, включая официальные документы. Герб Магадана можно увидеть даже на кружках и зажигалках, настолько он популярен и красив.
В верхней части герба – олень золотого цвета на красном поле. Из-под копыт оленя вылетают золотые самородки. Эта часть рисунка изображает сразу две отрасли хозяйства – добычу золота и оленеводство. В нижней части щита изображены морские волны, они говорят о том, что Магадан – это морские ворота Колымского края.
3. Герб города Сусумана. Впервые был утвержден в 1974 году (с драгой черного цвета на серебристом фоне). Затем в 2002 году утвердили в Геральдическом Совете новый герб, тоже с драгой, являющейся символом главной - золотодобывающей отрасли Колымы, только этот герб утвердили уже в других цветах. И, в конце концов, уже в третий раз сусуманцы решили утвердить вид нового герба - в 2008 году. То есть всего шесть назад он прошел утвердительную процедуру и также числится в реестре. В гербе города Сусумана главное место занимает теперь ни драга, как было раньше, а сердце золотого цвета. Этот рисунок пересказывает поговорку: «Сусуман – золотое сердце Колымы». Поговорка родилась, потому что вокруг города много золотодобывающих рудников и приисков. На рисунке сердце как бы плачет: это напоминание о том, что золото достаётся с большим трудом, люди платят за него потом и слезами. Еще в гербе этого города изображена голубая волнистая лента – это река Колыма.
4. Герб Сусуманского района утвержден Президентом России в 2008 году, разделен тройной голубой линией. Это обозначает, что здесь вместе сливаются реки Кула и Аян-Юрях, и из их слияния рождается река Колыма. Кроме того, на гербе нарисованы две кирки - этими инструментами горняки долбят породу при прокладке шахт и чёрно-жёлтая пирамидка, символизирующая уголь и золото.
5. В Среднеканском районе свой герб принят в 2006 году. Здесь главная фигура – это соболь, потому что в этом районе его много, и охотники добывают соболя ради ценного меха. Синяя волнистая линия за соболем – река Колыма. Соболь держит в лапках маленький щит, на котором изображены солнце с помещенной в его центре снежинкой (передает климат); зеленое дерево символизирует тайгу; молния олицетворяет строящуюся Усть-Среднеканскую ГЭС; пашня обозначает развитие сельского хозяйства.
6. Северо-Эвенский район добился утверждения своего герба в Москве тоже совсем недавно - в 2012 году. На голубом щите изображён эвен, который едет на оленьей упряжке. Над упряжкой изображены кирки, которые символизируют золотодобывающую промышленность, а внизу – три золотые рыбки, которые говорят о рыбных богатствах.
В итоге получается, что официальных, внесенных в реестр Геральдического Совета России гербов у нас всего семь: шесть современных- российских гербов и один императорский - Гижиги, который не потерял свой официальный статус, но остается гербом царского времени, а не современного.
Давно нет Екатерины Второй, а герб Гижиги надо перерегистрировать, если ему хотят придать современный официальный статус.
Что касается герба Магадана - областного центра Колымы, то хоть он и был принят в Советском Союзе, гербы бывшего государства СССР получили уже в новом государстве - в Российской Федерации перерегистрацию, но в облегченном варианте, так сказать, автоматически, когда не требовалось создавать новые гербы. Рожденным в СССР гербам просто были присвоены новые номера. Хотя тут стоить отметить, что когда герб Магадана проходил эту процедуру перерегистрации, то потребовалась геральдическая доработка. Олень на магаданском гербе, созданный художником Н. К. Мерзлюком был немного видоизменен (комиссия Геральдического Совета посчитала, что очень уж «северный» олень на гербе изображен и надо его как-то «усреднить»). И уже художником из Подмосковья Константином Моченым была сделана эта доработка. И потом герб областного центра был перерегистрирован. Это состоялось в 1999 году
Эмблемы и проекты гербов Магаданской области
Наряду с тем, что у нас есть кроме самого старинного - имперского герба (Гижигинского) шесть официальных современных гербов, которые, как видите, представляет область, областной центр и всего три района - Сусуманский (в нем два герба- городской и районный), Среднеканский и Северо-Эвенский, стоит сказать и о неофициальных гербах поселков и районов Колымы. Здесь серьезного творчества достаточно, только вот из придуманной символики никакие из них не дошли до государственного официального признания и остаются до сей поры не утвержденными.
Как бы это обидно не звучало, нет официального герба, к сожалению, ни у Хасынского района, ни у поселка Палатки, в котором я живу и учусь. Но попытки создания и районного герба, и особенно поселкового- палаткинского были довольно активные.
Изначально, когда я только начала заниматься созданием геральдической карты, я задумалась, а есть ли какие-то гербы у моего района и поселка. Первым толчком к этому исследованию было то, что на первой странице цветного номера районной газеты «Заря Севера» я увидела красочную символику, похожую на герб. Тут и начались мои дальнейшие поиски: откуда взялся этот герб с оленем? Районный ли он, поселковый? А затем, когда, благодаря известном депутату и спонсору многих важных дел в районе Александру Александровичу Басанскому, я увидела на возведенной по его инициативе Стеле «Палатка» новую символику, я ей очень заинтересовалась. С одной стороны я отметила для себя, что у герба, который я увидела в газете и этого герба на Стеле есть схожие моменты.
Так вот, оказалось, что и тот и другой гербы, которые правильнее называть символикой или эмблемами (вольными задумками, не имеющими никакой официальности), имеют одного автора. Им оказался строитель-архитектор и уважаемый житель поселка Палатка Александр Дмитриевич Тында. Он является заместителем генерального директора концерна «Арбат» и грамотным помощником Александра Александровича Басанского, учредителя этого концерна. Многие задумки в плане благоустройства - установка детских городков в Палатке, создание скверов и алей реализовывались с учетом градостроительных правил. И новый храм Преображения Господня также строится по всем правилам, о которых хорошо знает отличный специалист Александр Дмитриевич Тында. Так вот, мне удалось с ним лично пообщаться и узнать о создании им герба для Палатки. Александр Дмитриевич рассказал мне, что в 1991 году он участвовал в конкурсе на создание лучшего герба для Палатки. Из восьмидесяти предложенных эскизов победил как раз герб художника Тынды. Об этом я прочитала и в районной газете «Заря Севера», где автор статьи Людмила Одынец (в прошлом редактор этой газеты) рассказала об итогах проведенного конкурса.
На проекте герба Палатки в верхней части изображён золотой олень из герба города Магадана. Так в геральдике принято отмечать, что наш посёлок один из районных центров Магаданской области. В нижней части щита нарисована геологическая палатка серебряного цвета, руль и педали управления автомобилем. Руль и педали – символы того, что Палатка была местом, где размещалась очень большая автобаза, и сам посёлок возник в результате строительства Колымской трассы.
Но, к сожалению, дальнейшей процедуры утверждения герба на уровне государства не последовало. По секрету Александр Дмитриевич сказал, что у лиц власти зашел спор, какой же герб лучше отправить в Москву на утверждение, и так все на этом и остановилось. Да и время тогда было сложное, распался Советский Союз, начинала свой путь как самостоятельное государство Российская Федерация.
И вот в этом году, летом по просьбе Александра Басанского Александр Тында разработал специально для Стелы новую символику. Теперь вместо оленя, который украшал ранее придуманный им герб Палатки в центре помещена кабина машины - как символ колымской трассы и поселка, который всегда был важным транспортным пунктом нашего региона.
Я спросила у Александра Дмитриевича:
- А какой бы герб Палатки Вы хотели бы видеть?
Он ответил, что ни старый, но и ни тот, который нарисован на Стеле. Но все же склоняется к мнению, что символика на Стеле Палатки, если ее доработать, вполне бы сгодилась за достойный герб для Палатки, и его в дальнейшем можно было бы утвердить на государственном уровне.
Я также решила провести социологический опрос. В процессе проведения опроса я предлагала две иллюстрации: сфотографированную мной символику на Стеле Палатки, созданную в текущем году и герб Палатки, победивший в конкурсе 1991 года. Опрашивала я граждан, которым было больше 14 лет, то есть у которых уже есть паспорт и более высокое, чем у маленьких детей чувство гражданственности. Вопрос звучал так: Какой официальный герб для Палатки хотели вы бы хотели видеть?
В результате обработки полученной информации у меня получилась такая гистограмма:
Как видите, победила символика на Стеле Палатки, которую сам автор А.Д. Тында считает еще не до конца разработанным гербом. Но именно эта символика понравилась жителям Палатки, и они ее считают своим неофициальным гербом для поселка.
Что касается пожеланий, то жители Палатки очень сильно хотят видеть свой официальный герб. Поэтому я подготовила рекомендательное письмо в поселковую администрацию Палатки для того, чтобы она сначала на своем уровне был принят герб при участии поселковых депутатов, а потом бы документы дошли бы до Москвы - Геральдического Совета. Депутаты Палатка могут решить, нужно ли проводить конкурс, или достаточно изучить имеющиеся в наличии эскизы гербов нашего райцентра.
Некоторые посёлки в нашей области придумали и нарисовали свои гербы, но эти рисунки пока не утверждены на уровне Президента страны.
Еще очень важно сказать о гербе Хасынского района. Тоже были его проекты и даже были попытки проведения конкурса, о чем я также прочитала в газете «Заря Севера». Это тоже было в 1992 году. Самым активным создателем проекта герба был старожил Хасына, известный в Хасынском районе геолог Анатолий Яковлевич Токарев. Я тоже хотела с ним пообщаться, но он несколько лет назад переехал в силу возраста жить в Иркутск. Поэтому о его проектах герба я узнала от главного редактора районной газеты «Заря Севера» Павла Александровича Засухина, который хранит фото вариантов проектов герба Хасынского района в исполнении Токарева. Павел Александрович также ознакомил меня с уникальным документом - описанием проекта одного из самого удачных вариантов герба Хасынского района. Сделано это на простом листке бумаги обычной шариковой ручкой. Но для краеведческих осмыслений это большая находка. Эскиз герба Палатки, его историю, кстати, я также встретила в краеведческом сборнике П.А. Засухина «Мост между времени», что мне очень помогло разобраться в исторических моментах.
Также, я решила подготовить рекомендательное письмо в адрес администрации Хасынского района, которая, возможно, тоже займется процедурой отбора герба для района, проведет конкурс.
Но пока, как видите, геральдика Палатки и Хасынского районанеофициальная.
Что еще удалось мне узнать о неутвержденных гербах, которые созданы в других районах и поселках Магаданской области? Я общалась с разными людьми, выходила на разные сайты, но так и не нашла никакой информации о каких либо проектах гербов Тенькинского и Ягоднинского района. И в последующем я смогла узнать только о том, что заместитель главы Тенькинского района Н.Ф. Сакеева сообщила, что геральдический конкурс пытались совсем недавно проводить в их районе, но ничего подходящего так и не было представлено из символов, поэтому и сам конкурс не состоялся. Такая же ситуация и в Ягоднинском районе, о чем рассказала по телефону главный редактор районной газеты «Северная правда» Н. Е. Анисимова. Но и в том, и другом районе надеятся, что будут созданы достойные проекты гербов. Ведь, наверное, там жили и живут ныне художники-энтузиасты, подобные нашему земляку геологу Анатолию Яковлевичу Токареву или Александру Дмитриевичу Тынде, но они совсем малоизвестны.
Зато поразил меня Ольский район. Там разработаны, пусть и самые молодые проекты гербов, но не только для райцентра Олы, но и такого крохотного даже по меркам Колымы посёлочка Армань. На ольском проекте герба, который в 2010 году нарисовала местный художник Ольга Пехтелева, изображено солнце, встающее над Охотским морем, нефтяная вышка, которая говорит, что в прибрежных водах можно вести добычу нефти, большая белая чайка и три белых рыбы. Эмблема посёлка Армань была принята в 2012 году. Здесь мы видим большую скалистую сопку, серебряного оленя, реку Армань и три рыбки.
В 2004 году была изготовлена эмблема Омсукчанского района. Что интересно, её сразу нарисовали в нескольких вариантах цвета. (У меня на карте оставлен лишь один самый популярный вариант). Здесь на «немецком» щите изображена сопка, на фоне которой три камня, испускающих лучи. Камни – символы полезных ископаемых, которые там добывают: золото, олово и серебро. Внизу изображена река с тремя рыбами.
В итоге получается, что в Хасынском, Ольском и Омсукчанском районах нет официальных гербов, но есть символика, о которой знают рядовые граждане. А что касается Ягоднинского и Тенькинского районов, то там нет не только официально утвержденных гербов, но даже какой-либо символики, которая могла бы олицетворять эти районы.
Общие символы
Есть у гербов и проектов что-то общее - это сами символы, которые объединяют по своему смыслу и значению наш прекрасный Колымский край, наш суровый Север с его ведущими отраслями - рыбодобывающей, золотодобывающей, а также с национальными традициями.
Надо сказать, что в пяти из рассмотренных мною гербов Магаданской области есть три рыбки – общий мотив, говорящий о больших запасах рыбы. Также повторяющимся символом (четыре раза) является олень. Он не только говорит нам о том, что здесь люди издавна занимались оленеводством. По правилам геральдики олень – символ благородного, смелого человека.
Еще особо замечу, что во многих символах изображения исполнены золотым цветом. Кроме того, что это прямо говорит о богатстве недр области, золотой цвет – символ высшей ценности, величия, великодушия и урожая.
Шесть раз на гербах встречается красный цвет. Это по правилам геральдики символ мужества, борьбы за справедливость, героизма.
Геральдическая карта Магаданской области
как результат моей работы.
Она может быть и наглядным пособием для школьников, изучающих историю родного края, и видом сувенирной продукции, отражающей специфику Колымы.
Благодаря собранной из разных источников, от сборников и пособий по геральдике, сайтов в Интернете (включая и сайт Геральдического Совета Российской Федерации), общению с художниками и краеведами области, информации, я смогла не только создать геральдическую карту Магаданской области, но и классифицировать ее по следующим пунктам:
Магадана,
Сусуманского района,
города Сусумана,
Северо-Эвенского района,
Среднеканского района.
Обозначила я их красным цветом.
3. Зеленым цветом обозначены проекты и варианты гербы, которые не утверждены на государственном уровне, но принимались по отношению к ним какие-то попытки утверждения нà местном уровне: либо эти гербы участвовали в конкурсе и побеждали, как это в случае с гербом п. Палатка, либо рассматривались на депутатских заседаниях или заседаниях муниципальных образований, как в случае с гербами Олы и Армани.
Таких неофициальных, но нашедших местное признание на уровне района или поселка гербов в итоге получилось четыре: проект герба п. Палатка, победивший в конкурсе 1992 года, проект герба Олы, Армани и Омсукчанского района. Возможно, какой-то из этих гербов получит официальный статус, если документы на них будут поданы в Геральдический Совет России, и они получат утверждения. Но что касается палаткинского герба, судя по моему опросу победивший в конкурсе герб Палатки в 1992 году опрошенные не особо тепло приняли. Хотят проект герба, который нанесен как просто символика на Стелу Палатки. Новое время, выходит, требует и нового осмысления гербов.
Хочется рассчитывать, что геральдическая карта Магаданской области пополнится новыми гербами, или официальными, или пока на уровне проектов, но таким образом, чтобы были представлены все районные центры и все районы Магаданской области.
Надо отдать должное упрямству и активности городу Сусуману. Ведь три раза подавались в Геральдический Совет России. Чтобы был на официальном уровне утвержден один, потом второй и, наконец, в третий раз герб этого города. А это говорит о высокой гражданской позиции, об уважении к своему краю, населенному пункту.
Если кто-то заинтересуется, то созданную мной геральдическую карту с гербом региона, столицы родного края и других населенных пунктов Колымы можно использовать как сувенирную продукцию. Вполне замечательный подарок для тех, кто по-настоящему любит свою Магаданскую область, и те ее поселки, в которых живет.
Я распечатала геральдическую карту в большом формате. И смотрится она, пожалуй, довольно эффектно. Также в качестве подарков я раздаю открыточный вариант этой карты. Пока данная карта имеет эксклюзивный вариант, потому что я осмелилась первой заявить о ее создании. Если есть предложения или информация, что в эту карту стоит включить еще какой-то герб и будут для этого веские основания, то я рассмотрю такие варианты.
Созданием геральдической карты Магаданской области я выразила любовь к своему краю, неравнодушие к его развитию. Все уважающие себя страны, города, поселки имеют официально утвержденные гербы. Надеюсь, и в нашем регионе будет почитаться история и наука геральдика в таком уважительном ключе.
Результаты моей работы
1. Ознакомилась с источниками литературы и интернета.
2. Пообщалась с художниками и краеведами, имеющими знания о науке геральдике.
3.Провела социологический опрос по гербам.
4. Придумала геральдическую карту Магаданской области с собственной классификацией. Эту карту можно считать наглядным пособием для школьников, изучающих историю родного края и как сувенирную продукцию для всех желающих.
5. Подготовила рекомендательные письма для администрации Хасынского района, п. Палатки относительно официального утверждения своих гербов.
6. Подготовила рекомендательное письмо в адрес Северо-Эвенского района, чтобы принятый еще императрицей Екатериной герб Гижиги прошел перерегистрацию в рамках Российского государства и сохранил свою историческую ценность.
7. Подготовила копию геральдической карты для Министерства культуры Магаданской области в качестве ознакомления и возможного тиражирования в дальнейшем этой карты как вида сувенирной продукции, а в адрес Министерства образования области подготовила копию данной карты с предложением использовать в качестве наглядного пособия для школьников, изучающих историю родного края.
Выводы
Гербы для каждого населенного пункта, для каждого государства имеют высокое значение. Об этом еще поняли в древнем мире: самые древние цивилизации стремились создавать свои гербы как элементы государственности.
Гербы являются частью истории каждого государства. Мы должны задумываться о том, что можем оставить потомкам, какие свидетельства истории.
Важно, что в Магаданской области есть немало энтузиастов, которые дорожат геральдической наукой, есть желание добиваться для придуманных гербов официального, на уровне президента России, высокого статуса. И именно семь гербов из Магаданской области имеют государственный статус и включены в официальный реестр, чем можно гордиться. Возможно, этому примеру последуют те районы, те поселки, где нет практического применения науки геральдики. Но есть места для творческих фантазий, переживаний зà родной край. И дело, безусловно, не в количестве гербов, а в осмысленном подходе, кто мы и какое у нас, колымчан, будущее.
Хочу выразить огромную благодарность А.Д. Тынде, П.А. Засухину, моей маме А.В. Ударцевой, моему научному руководителю Е.Е. Костылевой, библиотеке п. Палатка, где я смогла найти несколько научных книг по геральдике и всем, кто поддержал меня в создании моего проекта «Геральдическая карта Магаданской области».
Приложение.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Глупый мальчишка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Нас с братом в деревню отправили к деду...