Страх в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не в состоянии справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Родители должны знать, что такое страх, какую функцию он несет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Только так они могут помочь ребенку избавиться от страхов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kuznetsovoy_dlya_byakovoy.doc | 203 КБ |
Содержание:
Введение стр.3
1 глава: Теоретическая часть:
1.Что такое страх? стр.5 2.Страхи и виды тревожности стр.6
3.Школьные страхи стр.7-8
4.Самооценка стр.9-10
5.Как побороть школьные страхи? стр.11
2 глава: Практическая часть:
1.Тест: Школьные тревожности стр.12-15
2. Исследование самооценки по методике А.И. Липкиной «Три оценки» стр.15-17
3.Упражнения для исправления школьных страхов стр.18-19
Вывод стр.20
Заключение стр.21
Список использованной литературы стр.22
Введение
Страх в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не в состоянии справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Родители должны знать, что такое страх, какую функцию он несет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Только так они могут помочь ребенку избавиться от страхов.
Проблемой страхов школьного возраста занимались многие ученые.
Страх как свойство личности во многом обуславливает поведение ученика. Когда уровень тревожности превышает оптимальный, можно говорить о повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У них формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Школьник боится совершить ошибку, т.к. он неуверен в себе, а это порождает у него тревогу и депрессию.
Цель работы: Изучить влияние школьных страхов на самооценку личности у моих одноклассников.
Актуальность темы: Страх в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. В настоящее время все больше возрастает число, событий, условий, ситуаций, объектов, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом исследования.
Задачи:
1. Исследовать самооценку одноклассников.
2. Исследовать показатели школьных страхов.
3. Провести сравнительный анализ взаимосвязи самооценки и школьных страхов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что страхи взаимосвязаны с уровнем самооценки: чем выше самооценка, тем меньше проявления страхов у детей.
Объект: Проявление страхов у одноклассников.
Предмет исследования: Взаимосвязь страхов и самооценки личности моих одноклассников.
Методы исследования:
- изучение литературы по выбранной теме;
-опрос учащихся; тестовое анкетирование;
-изучение результатов тестирования.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, математический анализ.
В своём исследовании применяла: тест «Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса», для изучения самооценки использовалась методика А.И. Липкиной «Три оценки» и прилагаются упражнения для исправления школьных страхов.
Теоретическая часть
Что такое страх?
Страх - в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Страхи школьников – это нормальное явление в их развитии. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха. В таком случае развивается «невроз страха». К его развитию могут приводить как внутренние факторы (например, повышенная тревожность, беспокойство, мнительность), так и внешние социальные факторы (неправильное воспитание, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку).
Страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней.
Страх и тревога. Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога», и в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги – ужас.
Страх – это реакция на конкретно существующую угрозу.
Тревога – это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека).
В свою очередь страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной форме, если предчувствия непропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение.
Страх и виды тревожности
Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования
Все страхи делятся на три группы:
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей.
Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти - к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, низкие оценки, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является главной.
Школьные страхи
Школьные страхи мы определяем в широком смысле, как страхи, связанные со школой.
Проанализировав литературу, я увидела, что школьные страхи разнообразны, т.е. школьник может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.
Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:
- опоздать в школу, на урок;
- забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забыть, что задано и др.;
- отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.
Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:
Так же к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:
В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.
В-четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:
В- пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.
В- шестых, страхи делят по происхождению:
Самооценка
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Процесс формирования самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением «Я», формой существования самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит. Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Неадекватная заниженная самооценка у моих одноклассников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Они выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Ребята с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют свой потенциал, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.
Нормальному развитию школьников с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти одноклассники очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Школьники с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
В самооценке отражаются представления школьника как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.
Вывод: страхи школьников (моих одноклассников) – это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные страхи. Факторами возникновения страхов являются: наличие страхов у родителей, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание. Также школьные страхи зависят и от самооценки. Чем выше самооценка, тем школьных страхов меньше. А чем ниже самооценка, тем больше можно наблюдать чрезмерно сильные страхи.
Как побороть школьные страхи?
Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных нас (школьников) вновь появляются, уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.
Школа для меня и моих одноклассников — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты. Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние и задуматься о причинах его ухудшения.
Кто чаще боится?
Проще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.
Тревожная «рассада»:
1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.
2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает нас комфорта: ребенка не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. «Ребята боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее, возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».
3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.
Вывод: надо родителям и учителям чаще обращать внимание на эмоциональное состояние, меньше запугивать и манипулировать нами. Чаще хвалить и повышать нашу самооценку, больше доверять и верить нам. В свою очередь и у нас будет меньше школьных страхов и это поможет достичь более высоких целей.
Практическая часть.
В исследовании принимали участие ученики 8-б класса МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н. 10человек.
Был использован тест: Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "ДА" или "НЕТ".
Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилию и класс. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ "+" если вы согласны с ним, или "- если не согласны.
Вопросы:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярость от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, чтоб кто - нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорил?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупою ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правили, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ль ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по - дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто - нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребятам относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что - то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников на обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда - нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики, какими - то особыми правами, которых нет у других ребят?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается, дать классу задание чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребёнок ответил "да" в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ "нет" Ответы несовпадающие с ключом - это тревожность
При обработке подсчитывается.
Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой. Число совпадений по каждому из пяти факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также как в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющее наличие тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы
Номера вопросов
1 Общие тревожности в школе.
2, 4, 7, 12, 16,21, 23, 26, 28, 46, 47. 48, 49. 50, 51, 52, 53. 54. 55. 56. 57, 58. Е = 22
2. Страх ситуации проверки знаний.
2, 7, 12, 16, 21, 26. Е = 6
3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
3, 8, 13, 17, 22. Е = 5
4. Проблемы и страхи в отношении с учителем.
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47. Е = 8
5. Низкая физическая сопротивляемость стрессу.
9, 14, 18, 23, 28. Е = 5
Ключ к вопросам.
1. 2. - 3. - 4. - 5. - 6. - 7. - 8. - 9. - 10. - 11. - 12. + 13. - 14. - 15. - 16. - 17. - 18. - 19. - 20. - 21. + 22. - 23. + 24. - 25. + 26. + 27. - 28. - 29. - 30. - 31. + 32. - 33. - 34. - 35. - 36. + 37. + 38. - 39. + 40. + 41. - 42. + 43. - 44. + 45. + 46. - 47. - 48. - 49. - 50. - 51. -52. - 53. - 54. - 55. - 56. - 57. - 58. - 59. -
Исследование показало, что несовпадений по всему тесту 55%, а это говорит о повышенной тревожности.
Для изучения самооценки использовалась методика А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагалось выполнить любое учебное задание в письменной форме. Выставляем работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам проговорили: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе«5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
- характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;
б) любая другая аргументация.
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Результаты исследования методики
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении подросткового возраста (6 класс) наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.
На I этапе мы выявили успешность обучения моих одноклассников.
На II этапе мы выявили особенности самооценки.
На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения. Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1
№ | Ф.И. учащегося | Каким учеником ты себя считаешь: | Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе«5»: | Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? | ||||
сильным | средним | слабым | обрадуешься | огорчишься | радуют | огорчают | ||
1 | Афоненков Антон Викторович | - | + | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
2 | Брулев Павел Александрович | - | + | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
3 | Балабин Анатолий Александрович | - | + | - | - | + | 5, 4 | 3, 2 |
4 | Земскова Анна Геннадьевна | - | + | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
5 | Кузнецова Наталья Сергеевна | + | - | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
6 | Ярунцев Сергей Алексеевич | - | + | - | - | + | 5, 4 | 3, 2 |
7 | Бондарь Олег Николаевич | - | + | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
8 | Белкин Андрей Сергеевич | + | - | - | + | - | 5 | 4, 3, 2 |
9 | Воронов Никита Андреевич | - | + | - | - | + | 5, 4 | 3, 2 |
10 | Коннов Евгений Алексеевич | - | + | - | + | - | 5, 4 | 3, 2 |
Таблица 2
№ | Ф.И. учащегося | Оценка учителя | Оценка ученика | Результат совпадения |
1 | Афоненков Антон Викторович | |||
2 | Брулев Павел Александрович | 4/4 | 4/4 | + |
3 | Балабин Анатолий Александрович | 4/5 | 5/5 | - |
4 | Земскова Анна Геннадьевна | 5/4 | 5/4 | + |
5 | Кузнецова Наталья Сергеевна | 5/5 | 5/5 | + |
6 | Ярунцев Сергей Алексеевич | 5/5 | 5/5 | + |
7 | Бондарь Олег Николаевич | 5/4 | 5/5 | - |
8 | Белкин Андрей Сергеевич | 5/5 | 5/5 | + |
9 | Воронов Никита Андреевич | 4/4 | 5/5 | - |
10 | Коннов Евгений Алексеевич | 5/5 | 5/5 | + |
Упражнения для исправления школьных страхов.
Как избавиться от страха перед контрольной работой.
2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
3.Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.
Использование фильмов ужасов
Несмотря на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным концом.
Сочинение рассказа на тему страха
В этом случае задача — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.
1. Если страшно идти в школу
Так часто бывает после каникул или болезни. Предложите ребенку договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.
2. Если страшно поднять руку и выйти к доске
Часто взрослые уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?»
3. Страх ответить неправильно
Учите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.
4. При волнении
Объясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.
5. Перед контрольной
Не преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).
6. Если ученик боится учителя
Бывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из взрослых - учеником.
7. При неуверенности
Родительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.
8. При сложностях в общении
Приглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.
9. Для всех ситуаций
Справиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план. - Взрослые рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».
10. Анатомируем страхи
Проговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.
Вывод
Таким образом, наши исследования показали, что ребята с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Как правило, у тревожных детей формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что наша гипотеза подтвердилась и самооценка ребенка взаимосвязана с наличием у него школьных страхов.
Заключение
В настоящее время все больше возрастает число, событий, условий, ситуаций, объектов, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом исследования. Устойчивые страхи могут перейти в личностное состояние – тревожность. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не в состоянии справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера и снижению самооценки, что впоследствии, сказывается на всей жизни человека.
Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
Очень большая часть страхов школьников лежит в области учебной деятельности. Дети, у которых нет школьных страхов или с меньшим набором страхов, с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких реакций на изменение своей жизни. Известно, что почти за всеми страхами детей стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, поэтому профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность.
Исходя из наших исследований, мы пришли к выводу, что ребята с повышенным уровнем тревожности, а именно, с личностной тревожностью склонны воспринимать угрозу своей самооценки. Как правило, у нее формируется неадекватно заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разнообразных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Таким образом, наша гипотеза о взаимосвязи страхов и самооценки подтверждена.
Список использованной литературы
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012.
6. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 2011.
7. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1996.
8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 2011.
9. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.,2010
10. Шишова Т. Как помочь маленькому трусишке? // Семья и школа.- 2013. №4.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2014.
12. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Академия, 2011.
13. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 2001.
14. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.
15. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 2012.
Рисуем подснежники гуашью
Рисуем пшеничное поле гуашью
"Разделите так, как делили работу..."
Шум и человек
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)