Работа представлена на олимпиаду по краеведению. В ней отражена жизнь ненцев, коренных жителей ЯНАО,с учетом экстремальных условий проживания.
Показан быт и традиции ненцев, которые сохранили свой жизненный уклад, не смотря на внедрение цивилизации других народов.
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_mochenikhin_n.a._8_a_klass_mou_sosh_no1_p._pangody.doc | 174 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Среда обитания
и традиционный образ жизни ненцев
Номинация: «Краеведение»
2014 год п. Пангоды
Оглавление
Введение 1
I. Среда обитания и традиционный образ жизни ненцев 1-2
I.I. Ненцы - это особый народ 1-2
I.II. Среда обитания – тундра 2-3
II.Традиционные занятия ненцев 3
II. I. Национальные особенности оленеводства 3
II.II.Традиционное жилище 3-5
II.III. Одежда 5
II.IV. Питание 5
II.V. Ненецкий фольклор и игры детей 6
II.VI. Письменность 6
III. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев 6-8
IV. Дни большой радости 8-9
V. Заключение 9-10
VI. Используемая литература 11
VII. Приложение 12-18
Введение
В этом замечательном Северном крае я родился и прожил 14 лет. За мои годы я много раз с родителями бывал на самом захватывающем празднике Севера «День оленеводов». С большим интересом я разглядывал людей, приехавших на оленьих упряжках. Мне нравились их одежды, они такие продуманные и прочные. Всегда хотелось прикоснуться к этим людям, узнать их поближе, это же так интересно. Конечно , родители мне рассказывали о коренных жителях Севера, мы даже ездили на стойбище, но большую информацию я получил, когда пошел в школу. За время учебы, знания мои накапливались. Мне уже стало интереснее узнать об их образе жизни, деятельности. Возникало много вопросов, которые хотелось разгадать и узнать. Узнавал я информацию не только на уроках, но и в нашей школьной библиотеке. Там оказалось достаточно много материала о Северном крае и народах живущих на данной территории. Изучив различную литературу, в т.ч. и прочитав художественную, я решил сделать творческую работу по описанию среды обитания и традиционного образа жизни коренных жителей ЯНАО – ненцах. Тема эта, я считаю, на сегодняшний день актуальна, так как сохранение среды обитания и традиционного образа жизни народов в нашем государстве и на территории ЯНАО задача первостепенная. Основная задача моей работы описать и показать как можно большему количеству людей традиционный уклад жизни ненцев; пропагандировать имеющийся источник информации; показать поисково-собирательную работу. Цель работы: раскрыть традиционный образ жизни и среду обитания ненцев.
Эти народы только у нас, больше нигде в мире, сохранили свой неповторимый образ жизни, свою культуру, быт. В работе я освещаю информацию об удивительном традиционном образе жизни ненцев на территории ЯНАО. Конечно, рассказать всё о традициях, быте этих народов и осветить в полном объеме не возможно. Это описание составит целую книгу, а может и больше. Поэтому я в своей работе расскажу о том, что видел сам, что нам рассказывала Александра Хатковна Худи, наша медицинская сестра школы, уроженка Ямальского района и на основе информационных данных библиотеки и Интернета. Тему этой работы взял не случайно. На уроке географии ЯНАО нам давали задания по выявлению знаний у учащихся нашей школы, знакомых, случайных знакомых и родственников о коренных жителях Севера. По моим данным и подсчетам оказалось, что о ненцах знают не так уже и много. (Приложение 1 анкета и результаты опросов) Поэтому я решил сделать такую работу, которая бы стала источником информации о коренных жителях и их традиционном образе жизни. Нам всем надо сохранять кусочки прошлого, для нашего будущего.
I. Среда обитания и традиционный образ жизни ненцев
I.I. Ненцы - это особый народ
1
По переписи 1926 года ненцев в стране было 15 тысяч. Результаты переписи 2002 года показали 41 тысячу. Ненцы – это особый народ в нашей стране. Особенность эта состоит в том, что в современных условиях только они сохранили кочевание.
Сейчас насчитывается более 14 тысяч человек, ненцев, занимающихся кочевым оленеводством, и это кочевание семейное, то есть это люди-кочевники, которые не имеют нигде на земле стационарного жилища. Они чувствуют себя в этих бескрайних просторах тундры свободными, вольными. И мне кажется, что именно эта свобода помогает им выжить.
Есть две группы ненцев – тундровые и лесные. Большого различия между ними не существует, так как и для лесных ненцев, самым главным, является домашнее оленеводство. У них не такие большие стада, как у тундровых, но олени есть всегда, их используют в значительной степени для питания, для производства одежды, в меньшей степени для транспорта но, тем не менее, для них главное то, что они оленеводы. Язык этих групп отличается, но это не мешает им общаться между собой. Сейчас в ненецком языке происходит такое явление, когда очень много слов используется из русского языка, что положительно сказывается в общении между группами. Культура у оленеводов схожа. Ведь фольклор, традиции, деятельность строится именно на оленях. И поэтому у них олень всегда прав и у тех, и у этих.
I.II. Среда обитания - тундра
Тундра — не место для одиночек. Семья здесь — не возможность, а необходимость. Женщины, проводящие большую часть времени в чуме, получают зарплату наравне с мужьями-оленеводами, и ни у кого не повернется язык сказать, что они работают меньше. Шестилетние дети ходят за водой и дровами — обрезками кривой карликовой березки.
В тундре работают все. Прекратишь работать — замерзнешь, помрешь с голоду, а вдобавок и подведешь товарищей.
Труд в жизни коренных малочисленных народов Севера тесно связан с использованием ресурсов природы. В жизнь и деятельность вовлекаются абсолютно всё - вода, леса, почва, моря, животный и растительный мир. В мировом научном сообществе признано, что 20% экологически чистых территорий в Арктике в настоящее время сохранено благодаря коренным народам Севера, их умению жить в гармонии с окружающей средой. Эти народы бережно относятся к природе, так как от состояния природы зависит их существование. На основе ресурсов существует разделение труда по отраслевой специализации и бытовому укладу: на оленное, береговое и таежное. Земля и ее ресурсы для этих народов Севера почти живое существо, так как именно они обеспечивают человеку в тундре все необходимое для жизни. Поэтому отношение у этих народов к окружающей природной среде священное, а мир природы и мир человека едины и неделимы.
2
В связи с уникальностью природы, хозяйственная деятельность осуществляется чаще всего родовыми общинами. Совместный труд объединяет небольшие родовые общины в более крупные объединения, где сохраняются родственные отношения между членами общины. Все это связывает образ жизни и труд коренных малочисленных народов Севера с их обычаями и средой обитания.
Разделение труда происходит по полу и возрасту. Мужчины занимаются охотой, оленеводством и рыболовством, а в обязанности женщин входит обработка шкур и изготовление одежды, заготовка продуктов впрок, установка передвижных жилищ и уход за детьми. Особенность такого традиционного хозяйствования проявляется в том, что люди вынуждены работать при любых погодных условиях, невзирая на дожди и туманы, частую и резкую смену погоды, сложный рельеф местности, весенние и осенние разливы ручьев и рек, переправа через которые сопряжена не только с возможностью переохлаждения, но и с опасностью для жизни. При любых погодных условиях выполняется ежедневный нелегкий труд по жизнеобеспечению – заготовка дров и воды, установка и разборка переносного жилища, перекочевки, которые сопровождаются риском встречи с крупными хищными животными – медведями, волками, росомахами.
У ненцев труд в любой сфере деятельности – в оленеводстве, рыболовном и охотничьем промысле составляет большую часть не только рабочего, но и свободного времени. По существу трудовой процесс является главным в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, ставшим традиционным образом их жизни.
Эта коренная особенность сохраняется и сегодня, хотя в настоящее время северные территории становятся все более обжитыми и труд уже зависит не только от окружающей природной среды, а от среды обитания в целом: от наличия транспорта и связи, от развития социальной инфраструктуры, наличия промышленных организаций и т.д.
Правильное использование природы составляет важную часть не только материального, но и духовного мира коренных малочисленных народов Севера. Особо бережное отношение к воде, растительности, животному и растительному миру отличает традиционный образ жизни ненцев от других народов России.
II.Традиционные занятия ненцев
II. I. Национальные особенности оленеводства
Традиционные занятия – охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. Большинство же ненцев ведет кочевой образ жизни. Национальные особенности оленеводства: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Они передвигаются на лёгких деревянных нартах. Для перевоза грузов используют грузовые нарты.
II.II.Традиционное жилище
3
Чум — одно из самых восхитительных и остроумных изобретений человечества. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: лёгкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте. На языке ненцев чум называется – «мя». Снаружи он кажется небольшим шалашиком, однако внутри на удивление просторен. Он имеет коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко.
Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости. (Приложение 2. Фото: стойбище ненцев г.Надым, чум). Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. Место выбирается с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых. Днем чум превращается в клуб, кухню и столовую. Мужчины здесь отдыхают после тяжелого дня, а женщины болтают и вечно хлопочут по хозяйству. Вечером по краям чума крепятся матерчатые балаганы, так что он в считанные минуты превращается в многоквартирный дом, где дюжина людей может ночевать, не мешая друг другу. В последнее время всё чаще вместо открытого очага используют современную печку буржуйку. Вход разделяет помещение на две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим связано ряд поверий. Так, детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи. Место между приспособлением для подвешивания котла и очагом огораживалось, это священное место в чуме, там не разрешается переступать женщине. Место противоположное от входа в чум является мужской половиной, там хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. Справа и слева от очага, который расположен в центре, располагается постель. Женская половина расположена ближе к выходу из чума, там они хранят свои принадлежности. По традиции женщины не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам. Все детали быта в 4
чуме выверены веками, лишь старинную бересту сегодня заменил брезент, а в качестве половиков перед входом чуть ли не вся тундра использует обрезки газпромовских бочек. Так что уверения менеджеров Газпрома о всемерной поддержке оленеводства — не пустая болтовня.
II.III. Одежда
Главный объект художественного творчества ненцев – одежда. Отделочный материал для создания меховой мозаики - олений мех. Широко используется геометрический орнамент. Мотивы берутся из окружающей среды и геометризируются: «заячьи уши», «оленьи рога», «сломанные оленьи рога», «рога лося», и т.д.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета – зуб медведя. (Приложение 3. Фото: сапоги пимы, ремень) .
Женская одежда в отличие от мужской – распашная, сшита из оленьих шкур с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментом вставками белого и темного меха. Меховые сумки с мозаикой – особая область женского рукоделия. Они предназначены для швейных принадлежностей, скроены из шкурок со лбов оленей и богато украшены орнаментом. (Приложение 3. Фото: ягушка, сумка). Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона. (Приложение 3. Фото: детская одежда).
Художественные изделия ненцы изготавливают из бересты, дерева, кости и металла. К необходимым предметам в быту относятся табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки для курения, пуговицы, пряжки для ремней, колотушки для выбивания снега, очки для защиты от солнца, детали для оленьей упряжи.
II.IV. Питание
Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленина — довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.
Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.
Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также широко используется рыба, из внутренних водоемов: силь, щука, нельма.
Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне – что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с 5
макаронными изделиями. На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко. Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.
Хлеб предпочитают больше ржаной.
II.V. Ненецкий фольклор и игры детей
Для ненецкого фольклора характерна персонификация. Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи – хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора – преданиях, молитвах–заговорах, шаманских песнях.
У малочисленных народностей Севера, в частности ненцев, не было детских садов и школ, дети вместе с родителями делили все трудности, обусловленные кочевым образом жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. Родители весьма серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях. (Приложение 4. Фото: детские игрушки). Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения, друг с другом, подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам. Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры.
II.VI. Письменность
Ненецкий язык относится к самодийским языкам. Выделяют два вида языков: ненецкий и нешанский. В письменной форме существует главным образом тундровый язык, у которого гораздо больше носителей. Первые книги на ненецком языке были выпущены в конце XIX века. В 1931 году был создан ненецкий алфавит на латинской основе, началось массовое издание учебников, газет, художественной литературы.
III. Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев
Традиционная религиозно-обрядовая жизнь ненцев — это сложный, развитый мир. Она состоит из символических действий или ритуального поведения участников обряда, элементов материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики и речевого поведения участников обряда в словесном и музыкальном выражении.
6
Обряды и ритуалы очень многообразны. В каждом доме есть домашние духи. Семейный обряд заключается в принесении благодарственных жертв духам, чтобы обеспечить за собой их покровительство.
Сакральную деятельность выполняют шаманы. Они связаны, прежде всего, с культом предков, с тотемистическими представлениями и с магией. (Приложение 4. Рис.1 шаманы).
В тундре жизнь оленевода обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами: «Целый ряд суеверий сопровождает на каждом шагу жизнь кочевника. Поехал на промысел — необходимо захватить с собой идолов, приносящих счастье. Они у него на поясе. Выходит в море — нужно принести жертву морскому божеству, а также вымазать кровью жертвенных оленей, руль лодки, киль и борта, чтобы вода не прошла в лодку.
Проблемы выживания на севере были вполне понятными, что объясняло глубокое религиозное чувство, присущее многим народам, живущим в арктической среде. В религиозных представлениях ненцев такие природные объекты, как реки, горы, деревья, олицетворяли силы реального и мифического Космоса, и человек призывал их к себе в союзники, в честь них устраивал различные культовые обряды. Он как бы заручался поддержкой духов, чтобы обеспечить благополучие членов своего рода. Поэтому они делали специальные обряды в честь духов— хозяев местности, рек и добрых духов.
Они верили, что духи-покровители и духи-помощники обеспечивают успех промыслов; гарантируют богатый улов; охотничью добычу; обеспечивают безопасность промысловиков; либо наказывают неудачей или несчастьем на промысле за непочтение к ним или неуважительное отношение к добыче.
Ненцы смотрели на природу как на существо одушевленное. Она живая, так же чувствует, так же ощущает и так же может обидеться на неправедные действия человека. Зависимость от природы ощущалась ими настолько сильно, что создаваемый ими образ мира включал многие черты, свидетельствовавшие о неспособности человека четко отделить себя от природного окружения.
Почти все семейные обряды связанны с оленем. Его жертвовали при рождении ребенка, при родах, при похоронах, перед началом охотничьего сезона, во время магических обрядов, при сильной болезни и т. д. Оленьей кровью обмазывали морду медведя, идолов, священные нарты, предметы. Жертвовали оленя и для духа медведя. Так же одним из важнейших, занимавших исключительное место в семейном обряде, был культ Огня. Самые древние взгляды на огонь неразрывны с жилищем, поэтому не удивительно, что семейная жизнь всецело связывалась с домашним очагом и его хозяйкой — главным семейным божеством, покровительницей и защитницей дома; она постоянно пребывала над вершиной пламени. Священные места связывали с божествами, духами местности: «Они охраняют холмы, рощи, реки, ключи, тропинки и хижины. Им известны каждое действие человека, все нужды и
7
интересы местности, находящиеся под их властью». Культ солнца, культ грома, воды играют значительную роль, и занимает не малое место в жизни ненцев.
У каждого участка леса или тайги существует свой хозяин — «Пэдара Ерв», который имеет широкие сферы влияния, в его ведении находятся леса, к нему обращаются с просьбой об удаче в охоте.
Способ общения людей с природой строился на принципах общения с духовными существами. Гармоничное сосуществование с природой означало согласие не только с миром природы, но и участие в жизни соседей, как в части общей жизни на земле. В таком случае жизнь и культура соседа становилась частью их жизни. Ненцы проводили обряд очищения, чуть ли не на все, к чему прикасались. Ритуальная чистота у ненцев достигалась путем специального обряда. Для этого обряда использовался можжевельник, березовый гриб — чага, шерсть бобра, рыбий жир и горящие угли.
Из элементов православной ритуальной практики распространение получило почитание «Миколы Мутратна». Обладатель иконы святого Николая верил, что этим он себя защищает от всех земных невзгод, от разных заболеваний, сглаза и т. д. Иногда элементы как христианской, так и традиционной религии соединяются вместе. История показала, что прижиться церкви на севере нелегко, потому что, как правило, она не служит потребностям и интересам местного населения.
IV. Дни большой радости
Традиционных праздников у ненцев нет, но есть дни большой радости. Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба. День рождения человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадет пуповина у младенца. Это праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения, и не будет знать, как проходили его именины. По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок, одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина. Пока женщины и бабушки отмечают день рождения малыша, его братья и сестры бегают вокруг, опережая друг друга, в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Появление маленькой сестренки или братика очень озадачивает малышей, а взрослые им задают новую задачу, с которой им не справиться, как ни стараются. В конце концов, дети смиряются с тем, что невозможно обнаружить следы малыша, и приходят к выводу: этот таинственный человек очень хорошо ориентируется на местности и умеет выбирать такие места, по которым не могут ходить другие. Ища его следы, дети выдумывают всевозможные небылицы: может быть, он прилетел на крыльях или забрался в мешок с желтым мхом, или пришел как нгэмунзи — образ сна, бесшумно и незаметно подкрадывающегося к человеку.
8
Этим нгэмунзи в тундре укрощают чрезмерно расшалившихся к вечеру детей. Для того чтобы он им не снился в образе чудовища, его называют ласково — Нгэмунзикоця. Взрослые говорят: "Образ сна любит садиться вечером на глаза и делает их больными". Чтобы этого не случилось, дети стараются быстро закрыть глазки и без лишних напоминаний засыпают.
Большой радостью у ненцев является «День оленевода», его каждый год проводит новая бригада. Женщины в течение суток находятся в непрекращающихся хлопотах, жарят котлеты и прочую снедь. Мужчины забивают оленей и ловят рыбу. К полудню начинают съезжаться упряжки. Гости обнимаются — оленеводы в тундре встречаются редко, и каждая встреча для них — сама по себе праздник, благо почти все приходятся друг другу родственниками. Люди радуются встрече. Мужчины метают топоры на дальность и арканы на меткость. Женщины пеленают кукольных младенцев на конкурсе красоты. Упряжки стоят в ожидании утренней росы: когда трава сухая, гонки — мучение для оленей. Дети играют с клоуном, и какое же счастье написано на их лицах!
Сегодня «День оленевода» – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. (Приложение 5, 6. Фото) Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях. Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки. В этот день готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, строганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.). (Приложение 5. Фото)
V. Заключение
Традиционная жизнь и хозяйствование ненцев выполняет важные социальные и экономические функции в жизни коренных народов Севера, сохраняя самобытную культуру, семейное воспитание детей, духовные ценности, передачу уникальных традиционных знаний и опыта ведения хозяйства, обеспечивая население продуктами питания, материалами для одежды и кочевых жилищ, гарантируя занятость и денежный доход.
Но, сегодня традиционному образу жизни ненцев, а так же и образу жизни большинства малочисленных народов Севера, угрожают две проблемы: во-первых, освоение крупнейшего месторождения газа на Ямале, бурение скважин и прокладка трубопроводов, разрушают весьма хрупкую экологию тундры, а во-вторых, глобальное потепление, которое влияет на график миграции оленей, а значит и ненцев, кочующих вслед за оленями. Потепление климата сказывается сильнее всего именно в тундре, потому что лето стало
9
холоднее, зима теплее, земля начинает подтаивать, и сами ненцы обеспокоены этим явлением. Поэтому сохранить традиционный образ жизни ненецкого народа в этих условиях сложно. Ненцы это люди, которые напрямую зависят от природных ресурсов.
Газовые разработки на Ямале это своего рода катастрофа для коренных народов. Вся громадная Россия живет в значительной степени за счет тех недр, которые находятся как раз на исконной земле ненцев. Там где трубопроводы, проходят миграционные пути оленей.
История культуры ненецкого народа началась с первым появлением человека на заснеженных просторах ямальской тундры. За многие столетия ненцами Ямала создано огромное историческое и культурное наследие, главными составляющими которого являются язык, обычаи, обряды, традиции, фольклор, живопись, литература, народные промыслы. Сохраняя и развивая свою культуру, ненцы стремятся полнее отразить в ней историю своего народа, своё видение устройства Вселенной, роль и место человека в ней.
Рассмотрев, разные источники информации я понял, что прошлое и настоящее этого коренного малочисленного народа овеяно огромным количеством легенд, мифов, вымыслов, поэтому жизнь, обычаи, культура, традиции ненцев остаются загадкой, которую ещё предстоит разгадать.
Жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера связана с суровыми климатическими условиями, поэтому проблемы сохранения традиционного уклада жизни, обычаев очень важны для составления прогнозов будущего северных народов. Сегодня проблема сохранения традиционной культуры ненцев Ямала привлекает к себе внимание учёных, исследователей, деятелей культуры, педагогов и др.
Я над этой темой работаю второй год, за это время работу и презентацию демонстрировал перед учащимися начальной школы и среди 5-8 классов, с целью популяризации сведений о коренных жителях нашего края и их традиционном образе жизни. Ученики с большим удовольствием слушали и задавали вопросы, многих интересует необычность этих людей. Моя работа используется как дополнительный материал на уроках КНЯ и географии ЯНАО учениками. Учителя используют для разработки разных внеклассных мероприятий, например, для проведения мероприятия в честь дня рождения ЯНАО в декабре. Учителя начальной школы приглашали меня на мероприятие, посвященное подвижным играм, в которые играют дети севера, был на викторине. Мне очень нравиться рассказывать о коренных жителях, хорошо, что они не потеряли свою культуру, традиционный уклад жизни. Своим долгом считаю помочь сохранить традиции этого народа через свои работы. Взять хотя бы национальные виды спорта ведь они способствуют расслаблению организма, дисциплинируют, учат терпению, ловкости, физически закаляют человека, а сегодня нам так это необходимо.(Приложение 7). Считаю, что поставленную задачу в своей работе выполнил.
10
VI. Используемая литература
Анкета Приложение 1
«Знаете ли вы коренных жителей Севера и их традиционный уклад жизни»
1. Какие коренные жители проживают на территории нашего округа?
2. Перечислите традиционные виды деятельности этих народов
3. На каком языке говорят ненцы?
4. Знаете ли вы, что у коренных жителей есть свой алфавит, письменность?
5. Как называется жилище, в котором проживают ненцы?
6. Какое животное является неотъемлемой частью жизни ненцев?
7. Какое вероисповедание у народов Севера?
8. Чем питаются и что предпочитают в пищу ненцы?
9. Какие игры используют дети, какую роль они играют в их жизни?
10. Назовите традиционные виды спорта у коренных жителей.
Опрос происходил среди разного возраста и разной категории людей в п .Пангоды.
Общее количество 30 человек.
Результаты опроса в % к общему числу
Из таблицы видно, что люди знают только, кто является коренными жителями Севере, какое у них жилище, и какое животное является главным у ненцев. Взрослые конечно знают больше чем ученики и малыши, хотя малышам о ненцах рассказывают в детском саду, прививая им знания о родном крае и людях.
Если хочется пить...
Снег своими руками
Кактусы из сада камней
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Воздух - музыкант