Джеоргуыба.
Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин...Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков - нартов. Уастырджи дал жизнь и Сатане, героине мартовского эпоса, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины. Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» - «Покровитель мужчин».Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» - месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на 19 - 21 ноября. Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого откармливают к этому дню.Праздник, как мы уже отмечали, длится неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.В последние годы Джеоргуыба стал национальным осетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от материального достатка, приносят жертву в честь праздника» приглашают соседей, родственников, друзей. Во многих местах стало традиционным устраивать обще сельские кувды.
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik.pptx | 2.95 МБ |
Слайд 1
Праздник Джеоргуыба Закороев Расул МБОУ СОШ №1 11«А» классСлайд 2
Джеоргуыба Джеоргуыба ́— осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи , покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, учителя молодёжи. Этот праздник отмечается как в Северной, так и Южной Осетии . Это самый большой праздник у народа Осетии, который отмечают только мужчины, он приурочен к концу сельскохозяйственных работ, и отмечается очень широко. В празднованиях принимают участие представители всех национальностей, населяющих республику.
Слайд 3
Традиции и Обряды Этот праздник длится 1 неделю, с понедельника до следующего понедельника, в конце ноября каждого года. Накануне праздника, в воскресенье закалывается жертвенное животное, бык или баран, в зависимости от размаха празднования, и этот день так и называется «день закалывания быка» ( осет . галыргавдан ). Также во время праздника осетинам запрещается употреблять в пищу свинину, мясо птицы и яйца.
Слайд 4
Традиции и Обряды В первый понедельник каждая семья отмечает у себя дома, в кругу семьи. Накрывается стол с традиционными тремя пирогами и головой заколотого животного, и после произнесения старшим молитвы, все могут садится за стол.
Слайд 5
Три пирога Ритуальное значение С осетинскими пирогами связан обряд три пирога ( осет . æртæ чъирийы ), совершаемый в большие религиозные, национальные или фамильные праздники. На стол подаются три пирога, которые символизируют трёхмерное строение мироздания — Солнце ( Хур ), Вода (дон) и Земля ( зæхх ).
Слайд 6
Традиции и Обряды За столом традиционно первый тост произносится к Всевышнему ( осет . Стыр Хуыцау ), второе — к его посланнику Уастырджи . Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. Затем следуют традиционные тосты и молитвы.
Слайд 7
Традиции и Обряды В остальные дни недели принято ходить праздновать в гости к соседям, по предварительной договоренности . В некоторых сёлах принято каждый год чередовать проведение празднования между соседями.
Слайд 8
Традиции и Обряды В последний день праздника, понедельник, образное прощание с праздником до следующего года, все опять же празднуют каждый в своём доме.
Три коробки с орехами
Юрий Визбор. Милая моя
Калитка в сад
Барсучья кладовая. Александр Барков
Медведь и солнце