Актуальность экскурсии:
- утрачена память о существовании и использовании предметов быта
Цели:
- привитие любви к прошлому;
- развить интерес к быту села;
- сохранить историческую память народа о жизни прошлого.
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_zuban_o.doc | 36 КБ |
МБОУ « Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
Краевой конкурс юных экскурсоводов
«Наша Родина - Алтай»
Номинация: историко – культурное наследие Алтайского края
Тема:
Принадлежности старинной печи как яркий символ русского духа.
Руководитель: Луценко Л.Н.
учитель истории и обществознания
Экскурсовод: Зубан Ольга,
ученица 9 класса
г.Славгород с.Нововознесенка
2013
Вступление:
Здравствуйте!
Рада Вас приветствовать в нашей горнице. Мы пройдёмся по следам старины с темой «Принадлежности старинной печи как яркий символ русского духа».
Поверья старины менялись медленно. Жили до тех пор, пока было кому их беречь.
Множество предметов исчезло. Меняли свой облик, названия, но функции выполняли одни и те же. Благодаря любви к быту своего народа, поисковая группа посетила избы, где до сих пор живёт русская печь. А принадлежности русской печи хранятся в уютном школьном музее.
Актуальность экскурсии:
- утрачена память о существовании и использовании предметов быта
Цели:
- привитие любви к прошлому;
- развить интерес к быту села;
- сохранить историческую память народа о жизни прошлого.
Задачи:
- узнать, о роли и значении предметов быта;
- выяснить, какие были принадлежности, атрибуты русской печи.
Возрастная категория слушателей: 14-17 лет
Основное пространство избы занимала печь. Она находилась в левом углу от входных дверей. На самой печи устраивали лежак, высота которого в большинстве случаев позволяла человеку сидеть. Она согревала людей в холодную зимнюю пору. Она обеспечивала их теплым местом, проявляя поистине материнскую заботу. В степных районах Алтая топили печь соломой, кизяком, хворостом. Печь была вторым по значению «центром святости».
Зимой на печи и в печи готовили пищу. Выпекали караваи. Вкус пищи, приготовленной в русской печи, удивителен. Двухведерный чугун легко проходил через её широкое устье. «А каша в нем была сытная и наваристая» - рассказывает Волкова Евдокия Ивановна, 1929г.р.
Печь не только варила и грела — она была частью быта русского человека. На ней сушили ягоды и грибы, отдыхали, спали, грелись и лечились.
Каждая печь должна была иметь подпечек, который являлся специальным местом, предназначенным для печных инструментов.
Для этого существовали специальные принадлежности:
Чтобы достать из печи чугун, пользовались ухватом, рассказывала Багдасарян Феодоры Анатольевны,1932г.р. Его называли ещё рогач и виллы. Служил для извлечения посуды и для передвижки горшков и чугунов. Представляет собой металлическую дужку на укреплённой рукояти.
Деревянная лопата(садник, копыч). Привезена из Херсонской губернии, Ревой Анной Семеновной,1914г.р. А Смарженюк Татьяна Михайловна,1929г.р. называет лопату весёлкой. Она овальной формы. Необходима для извлечения хлеба.
Жар в печи разгребали кочергой – куцубой. В Полтавской губернии ее же называли чаплинкой, а в Киевской - дергач. Кочерга (дергач, куцуба)— использовалась для выгребания углей и перемещения дров. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Была привезена из Киева Тыщенко Марией Андреевной, 1923 г.р
Рядом с печью находилась лавка, а на ней стояли всевозможные крынки и горшки, противни, гусятницы, утятницы и так далее.
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь и её принадлежности успешно дожили до наших дней и до сих пор ее можно увидеть как в деревнях. Наши бабушки, дедушки, их родители, просто не представляли себе жизни без печи.
Итак, русская печь и её атрибуты – уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа.
Предметы быта как уникальное воплощение можно по праву считать гордостью русского народа.
Попробуем на вкус солёность моря?
Ласточка
Лист Мёбиуса
Как нарисовать небо акварелью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое