Актуальность данной работы заключается в том, чтобы внести свой вклад в сохранении и передаче младшим поколениям традиционных элементов семейного уклада жизни в современных условиях.
Цель работы – обратить особое внимание на характер сохранения традиционных бытовых связей в современной сельской семье.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnye_bytovye_svyazi.doc | 98.5 КБ |
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «РОДНИК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОУСКАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАИЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ТРАДИЦИОННЫЕ БЫТОВЫЕ СВЯЗИ
СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ
У РУССКИХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Исследовательская работа
обучающейся 9 класса
Борисевич Анастасии Александровны
руководитель:
учитель русского языка и литературы
Непомнящих Юлия Владимировна
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------------------ -----2
Глава 1.Внутрисемейные отношения русских крестьян Западной Сибири (конец 19 – начало 20 вв.). ---------------------------------------------------------------4
1.2. Особенности внутрисемейных отношений русских крестьян Западной
Сибири в конце 19 – начале 20 веков. ------------------------------------------ 6
Глава 2. Традиционные бытовые связи современной сельской семьи у русских Западной Сибири. ------------------------------------------------------------- 9
2.1. Семейно-родственные связи. -------------------------------------------------------9
2.2. Соседские связи ----------------------------------------------------------------------13
2.3. Коллективные связи -----------------------------------------------------------------15
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 17 Список используемых источников и литературы ----------------------------------19
Приложение -------------------------------------------------------------------------------22
Введение.
В предлагаемой работе мы рассматриваем трансформацию традиционных бытовых связей в современных условиях, стихийное и направленное включение глубоко традиционных элементов в современные семейные взаимоотношения русских Западной Сибири.
Над выявлением особенностей внутрисемейных отношений русских крестьян Западной Сибири работали многие крупные этнографы, внёсшие значительный вклад в изучении русского населения Сибири. Особо отметим ценность работ В.А.Зверева, А.А.Макаренко, В.А.Александрова, Н.А.Миненко, М.М.Громыко, О.Н.Шелегиной. При написании данной работы, мы обращались к трудам данных авторов с тем, чтобы выявить характерные особенности семейного уклада жизни и внутрисемейных отношений русских крестьян Западной Сибири конца 19 – начала 20 вв.
Однако нам представляется интересным не просто описать характер семейно – родственных отношений того времени, но и определить насколько сохранились (и сохранились ли вообще) традиционные бытовые связи.
Семья, как малая социальная группа, играет значительную роль в хранении, передаче и изменении традиций. Однако, на наш взгляд, в современной семье мало уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей через обращение к истории своего рода, традициям семейно-родственных отношений. Так, проведённый нами опрос среди учащихся нашей школы (всего было опрошено 37 человек), показал, что только около 10 % знают историю своей семьи до 3 колена ( в общих чертах). Остальные ребята в лучшем случае знают, как зовут их деда или бабу.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, чтобы внести свой вклад в сохранении и передаче младшим поколениям традиционных элементов семейного уклада жизни в современных условиях.
Цель работы – обратить особое внимание на характер сохранения традиционных бытовых связей в современной сельской семье.
Нами были поставлены и решены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались методы структурного анализа, сравнительно-исторические, психологические (опросы, беседы).
Основным источником написания послужили собранные и проанализированные автором данной работы результаты опросов и бесед с жителями Соускановского сельского поселения.
Объектом данного исследования являются русское население Соускановского сельского поселения.
Предмет исследования – семейно-родственные взаимоотношения.
Глава 1. Внутрисемейные отношения русских крестьян Западной Сибири (конец 19 – начало 20 вв.).
1.1. Родственные связи русских крестьян Западной Сибири в конце19 – начале 20 веков.
Важными составляющими внутрисемейного строя являются родственный и поколенный состав. В данной работе учтено деление семей на простые и сложные или малые и неразделённые. Основным отличительным признаком простых и сложных семей является число совместно проживающих несколько поколений родственников и свойственников. Как правило, под простой формой семьи понимается семья, состоящая из двух поколений – родители и неженатые дети. Типология семей простых и сложных форм имеет значительное распространение в этнографических исследованиях (См.: 9, 12,14, 16).
Для Сибири характерно развитие семьи из малой в неразделённую, а затем снова в малую. Причинами увеличения людности семей и усложнения их поколенного состава были такие факторы, как хозяйственная выгода, увеличение рождаемости и уменьшение смертности по мере адаптации к жизни в Сибири, а также прямой запрет на раздел семей со стороны государства в 1820-ых годах. Период интенсивного деления семей и преобладание вследствие этого малой семьи в сибирской деревне приходится на конец 19 века, что было обусловлено экономическими и социальными причинами (См.: 6, С.75). Малые семьи обычно возникали, когда женатый взрослый сын отделялся от родителей. Ему выделялась часть семейного имущества, родственники помогали построить дом, и он вместе с женой и детьми жил самостоятельно.
У большинства крестьян в деревне и окрёстных сёлах жило много родственников и свойственников. Кровные родственники – это лица, связанные друг с другом генетически, свойственниками называют людей, породнившихся в результате брака (См.: 8, С. 199). Разобраться в родственных связях поможет схема, помещённая в приложении.
Взрослые мужчины, не имевшие собственной семьи – «бобыли» - были в то время редкостью. Незамужних женщин тоже было мало, обычно их брали в семью родственники.
Родственные отношения играли исключительно важную роль. Даже в третьем – пятом поколении потомки продолжали поддерживать тесные связи, помогать друг другу. Это обуславливалось традициями «помочей», совместного подъёма пашни, общими праздниками. Дети родных братьев – сестёр по отношению друг к другу были двоюродными, по-сибирски – «сродными». Троюродными были правнуки общего деда или бабушки (См.: 1, С.38).
Большое значение имели также близкие неродственные отношения. Например, если у брачной пары долго не было своих детей. Они брали на воспитание (усыновляли, удочеряли) приёмных детей, которые получали все права родных детей. У любого ребёнка, в связи с крещением. Были обязательно крёстные мать и отец. У нас их ёщё называли (называют и сейчас) «лёли»: «Сбегаю к лёльке, может помочь чем надо – так мы бывало в детстве говорили», - рассказывает Строкина М.И. Крёстные друг другу и родителям становились кумовьями. Крёстные считались духовными родителями. Поэтому были ответственными перед Богом за духовно-нравственное воспитание своих крестников.
В целом, крестьяне с уважением относились к родственникам, и, хотя письменных родословных не составляли, помнили о предках и ближайшей родне в нескольких поколениях довольно подробно.
1.2. Особенности внутрисемейных отношений русских крестьян Западной Сибири в конце 19 – начале 20 века.
Создание постоянного русского населения, сложение и развитие русской крестьянской семьи на территории Западной Сибири неразрывно связано с её повседневной внутренней жизнью.
Крестьянские традиции не ограничивались сферой производства, они проникали в глубь семьи и быта, накладывая отпечаток на весь образ жизни крестьянина.(См.: 5, С.9-10).
В рассматриваемый период в Сибири господствующее положение занимают малые, несложные по составу семейные ячейки (в 6-8 душ обоего пола). В конце 19 – начале 20 веков устоявшийся уклад жизни начинает меняться, и немалую роль в этом сыграл отход крестьян на заработки в города, разрывавший связи в деревне, а нередко и с семьёй. Влияние города сказывалось и на внутрисемейных отношениях. Более независимой становилась женщина и младшие поколения, слабела власть старшего. Стойкость патриархальных традиций, степень авторитарности внутреннего строя семьи во многом определялось социальным и имущественным положением семьи и её составом. Патриархальные порядки встречались чаще в семьях со стариками-родителями. В семьях, состоявших из родителей неженатых детей, развитие семейного строя шло по пути смягчения авторитарности (См.: 7, с.121). Но самым характерным явлением этого периода стали семейные разделы. Проживание с родителями женатых сыновей теперь нередко становилось кратковременным и было обусловлено нехваткой средств для полного раздела. Совместное проживание братьев случалось совсем редко. Выделившиеся малые семьи становились самостоятельными, и их связи с родственниками всё чаще стали проявляться в форме бытовой родственной взаимопомощи и элементарных родственных отношений (См,: 10, С.159).
Независимо от того, была ли семья малая или оставалась неразделённой. Права и обязанности членов семьи были регламентированы. Возглавлялись семьи всегда мужчинами, старшим по возрасту, в малых семьях это был отец семьи. Глава семьи руководил хозяйством, распределял работы в семье. Мужчины выполняли тяжёлые сельскохозяйственные работы на поле, ухаживали за рабочим скотом, заготавливали дрова, корм для скота, занимались охотой и рыболовством. Женщины выполняли некоторые полевые работы (жатва, сенокос), обрабатывали огород, ухаживали за домашним скотом, готовили пищу и т.п. Крестьянский труд отнимал много сил и времени, поэтому за детьми ухаживали дети постарше или старики. «Робили наши родители много, некогда было с нами нянчиться, да и мы уж с 6-7 лет выполняли посильную работу» вспоминает Емашова Е.А.
Действительно, в сибирской деревне процесс трудовой подготовки начинался с раннего возраста и осуществлялся поэтапно, с учётом психологических особенностей, возрастных и физических возможностей детей. На основе накопленного предшествующими поколениями социально-исторического опыта происходила подготовка детей к жизни, к труду. Специально воспитанием детей никто не занимался. Оно происходило как бы само собой – в играх, при посещении храма, а, главное, в совместном со старшими труде. При этом преследовалась задача межпоколеннной трансляции не только знаний, навыков, но и определённых нравственных качеств, эстетических воззрений. В основе взаимоотношений между поколениями в крестьянской среде лежало уважение к старшим – к родителям, к дедам и прадедам, к старшим в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. До выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство сын должен был подчиняться родителям во всех делах – и хозяйственных, и личных. При этом делами сыновей занимался преимущественно отец, а дочерей – мать (См.: 4, С.143-144). Родители заботились о том, что каждый из детей станет со временем создателем своей семьи. Ведь важнейшим и непременным условием жизни крестьянина была семья (См.: 13, С.230). Брачное поведение находилось под сильным влиянием традиционных норм. Эти нормы предписывали обязательность вступления в брак по благословлению родителей для всякого здорового человека, достигшего брачного возраста, сохранение семьи при любых условиях (См.: 15, С.141-142). Муж считался старшим над женой, разводы осуждались, как церковью, так и общественностью (См.: 2, С.65; 7, С.98-105).
Если человек в определённую пору не вступал в брак, о нём отзывались с насмешкой и даже с призрением. Это отразилось в пословицах: «Холостой – что бешенный», «Вкусный блин давно бы съели» т.е будь девушка хорошая, её давно бы взяли замуж (См.:8, С.200). Также нашло отражение в многочисленных пословицах признание крестьянами роли семьи в материальном и нравственном благополучии человека, преемственности поколений. Например: холостой – полчеловека, семейный горшок всегда кипит, семейная каша погуще кипит, в семье и каша гуще, семьёй и горох молотить, семейное согласие всего дороже, как родители наши жили, так и нам жить велели и др. (4, С.170).
Чтобы более полно осветить характер внутрисемейных отношений, необходимо ещё сказать о семейном досуге. У крестьян немного оставалось свободного времени. Отдыхали в воскресенья, дни календарных праздников и семейных торжеств. Родственники встречались на свадьбах, крестинах, именинах, «проводинах» в «рекруты», а позже в армию, собирались вместе проводить в последний путь усопшего. Встречались на «съезжих праздниках», Рождество, Масленице и многих других (См.: 3, С.104-154).
В целом для русской крестьянской семьи конца 19-начала 20 века характерным являлось развитие преимущественно двухпоколенной семьи, в которой главенствовал старший мужчина, существовали жёсткая регламентация всего жизненного уклада ( хотя авторитарность начинает смягчаться), половозрастное разделение труда, осознание необходимости иметь детей, чтобы не прерывался многовековой опыт, знания и культурные традиции народа.
Глава 2. Традиционные бытовые связи современной сельской семьи у русских Западной Сибири.
2.1. Семейно-родственные связи.
Как и в прошлом, наиболее значительными продолжают оставаться родственные связи. Одним из характерных процессов, происходящим в современной семье, является процесс разукрупнения, т.е. широко распространилась семья, состоящая из родителей и их детей.
Обычно сын или дочь по вступлении в брак начинают жить самостоятельно. Более того, становится нормой, когда взрослые дети отделяются, намереваясь в будущем вступить в брак. Так, в нашем поселении совершеннолетние дети, живущие отдельно от родителей – обычное явление, тем более, что имеются пустые дома. Причины разукрупнения кроются также в особенностях социального и экономического развития страны на современном этапе. Активная миграция, передвижение населения из села в город (особенно молодёжи) создаёт для этого процесса как бы дополнительный стимул.
Казалось бы, можно предположить распадение родственных связей, однако наше исследование показало, что традиционное семейно-родственное единение продолжает сохранять в быту современной семьи важное значение.
Крепость связей зависит в основном от родственной близости, территориальной близости, от возраста людей и т.д.
Из всех родственных связей наиболее тесная – связь между родителями и отделившимися детьми. Тем более, что это в подавляющем большинстве случаев происходит без конфликтов. Молодые люди продолжают довольно долго пользоваться правами и выполнять отдельные обязанности членов родительской семьи. Например, продолжают помогать в уходе за скотом, в огороде, на сенокосе и т.п. Приносят из родительского дома сельскохозяйственные продукты т.к. обычно на первых порах своим подворьем ещё не обзавелись. Также праздники стараются провести в родительской семье.
Всевозможной помощью пользуются молодожёны, начинающие жить самостоятельно. Это и денежная помощь, и заботы по хозяйству.
Сохраняя определённую экономическую и культурно-бытовую самостоятельность, близкородственные семьи часто объединяют свои усилия в достижении материальных и хозяйственных целей (например, для приобретения дома, скота, для обработки огородного участка и т.п.). Совместно осуществляется присмотр за детьми и их воспитание – как говорят, «ростят детей» (Разуваева Н.И., 1932г.р.). Особенно это актуально в сельской местности, где отсутствуют детские садики, как, например, у нас. Присматривать за детьми, если нет бабушки, дедушки, могут и другие родственники: тёти, невестки, снохи. Примером могут служить взаимоотношения жительницы нашего села Шумской О. с семьёй её старшего брата. «Когда невестка вышла на работу, племяннице не было ёщё и года. Брат тоже работал. Поэтому я приходила к ним практически каждый день и сидела с ребёнком. В следующем году, когда племяшка подросла, её приводили уже ко мне домой».
В связях между семьями братьев и сестёр, живущих отдельно, родительская семья играет роль центра, семейно-родственного круга или связующего звена. Обычно близкие родственники встречаются на праздники.
Отношения семейно-родственной взаимопомощи и поддержки охватывают довольно широкий круг близких по родству и по браку. Это связи не только между родителями и детьми, братьями и сёстрами, но и между двоюродными братьями и сёстрами, дядьями и тётками и племянниками. Конечно, характер отношений между этими группами родственников далеко не одинаков. Если раньше в большинстве случаев соблюдался иерархический порядок, то теперь отношения между родственниками зачастую развиваются вне зависимости от степени родства, когда возникают дружеские связи. Например, золовка и невестка не просто родственницы, но и близкие подруги.
По прошествии времени родственные связи несколько меняют характер. На первый план выступает функция помощи старшим. Очень часто престарелых родителей дети берут к себе жить. Помощь старикам сохраняет свою моральную ценность как средство воспитания подрастающего поколения. Когда внуки подрастают, тоже начинают помогать старикам.
Старшие, хотя и потеряли в настоящее время функцию непререкаемого авторитета, остаются центром притяжения более молодого семейно-родственного окружения. Они продолжают играть большую роль в духовно-нравственных связях современной семьи, через старшее поколение она связана с прошлым. Эти связи составляют основу для сохранения и передачи семейных традиций. С уходом стариков из жизни бывает, что связи между родными ослабевают, но в большинстве случаев активизируются вокруг другого родственника. Шумская О.: «Раньше мы все собирались у мамы, но теперь, когда её не стало, всех вместе нас собирает невестка. На дни рождения, встречу Нового года».
Ослабевают семейно-родственные связи в том случае, если семья поменяла место жительства: переехала в другое село или город. Однако стараются съезжаться на крупные семейные торжества. Например, в случае заключения брака, рождения ребёнка и т.п.
На свадьбу по возможности приглашают всех – и близких, и дальних родственников независимо от их места жительства и наличия регулярных контактов. Большинство родных, как и другие гости, принимают участие только в свадебном пире, осуществляя таким образом в современных условиях традиционную функцию публичного признания свершаемого брака. Пискун В., 26 лет: «Не смотря на то, что работаю и живу в городе, свадьбу справлял в родной деревне. Приглашали всех родственников, с которыми поддерживаем связь». Большую роль близкие родственники играют в предсвадебных и послесвадебных обрядах.
Таким образом, давно сложившиеся традиции семейно-родственных связей в современной семье качественно изменились. Например, расширилась хозяйственно-экономическая помощь молодым отделяющимся семьям, которые в прошлом после получения приданного считались «отрезанным ломтём» (17,С.71). Произошёл большой отход от патриархальных устоев. Так, сейчас, несомненно повысился авторитет женщины в семье и усиление контактов родительской семьи по линии замужней дочери. Теперь молодые люди занимают активную жизненную позицию, принимают самостоятельные решения. Конечно, прислушиваются к мнению старших, но право принимать решение оставляют за собой. Например, выбор жениха, невесты, сватовство, устройство свадьбы прежде почти целиком находилось в руках семейно-родственного круга, вершившего дела согласно давно установленному порядку. Теперь этот выбор – полностью за молодыми людьми.
Нарушен также иерархический порядок семейно-родственных отношений, который господствовал ранее. В настоящее время на основе общих взглядов и интересов между отдельными родственниками устанавливаются более близкие, чем с другими, отношения. К сожалению, в отличие от наших предков, мы уже не так хорошо разбираемся в хитросплетениях родственных связей и помним о предках, в лучшем случае, в двух поколениях (бабушка-дедушка, мама-папа).
2.2.Соседские связи.
В настоящее время происходит нарушение замкнутости среды семейно-родственного бытового общения за счёт расширения неродственных связей.
Большую роль в быту семьи продолжают играть соседские связи. В прошлом соседская общность обладала особой прочностью, в связи с существованием крестьянской общины, которая являлась одновременно и территориальной, и хозяйственной единицей ( См.: 8, С.180-199).
Раньше соседи более оценивались с точки зрения их социальной значимости. Теперь – с точки зрения взаимопомощи в повседневном быту и в экстренных случаях.
Например, оказывают взаимные услуги: присмотреть за ребёнком, обработать огород, сделать заготовки на зиму, взять на время инвентарь да и просто посидеть у кого-нибудь на лавочке, обсудить новости.
Часто такие отношения перерастают в дружбу и сохраняются надолго.
Соседями выполняется также функция социального контроля за соблюдением традиционных норм поведения в быту (чаще всего людьми пожилого возраста). В соседской среде высказываются суждения, касающиеся различных фактов бытового поведения взрослых. Таким образом, формируется общественное мнение, которое, как и в прошлом, имеет на селе большое значение.
Также, одна из сфер действия соседского контроля – поведение детей на улице.
Непомнящих Ю.В., 32 г.: «Когда соседки вечером собираются на лавочке, а мой ребёнок играет на улице, я спокойно занимаюсь домашними делами: они присмотрят, сообщат, если плохо будет себя вести».
Большая роль принадлежит соседям в семейных праздниках и обрядах. В случае свадьбы или похорон соседи выступают в числе помощников, советчиков. Непомнящих Ю.В.: «Когда умерла мама, помогали соседи со всей улицы. Именно соседки разъяснили и помогли выполнить все необходимые обряды».
Также соседи обычно помогают в подготовке свадьбы, бывают активными участниками свадебных обрядов. Пискун В.В., 26 л. : «Когда мы возвращались из ЗАГСа, нам дважды перегораживали дорогу: пели поздравительные песни «требовали» выкуп». Если преграду объехать и не остановиться, то получишь неодобрительные высказывания. Таким образом, отсутствие, невыполнение соответствующих обрядов осуждается (это своего рода социальный контроль за соблюдением обрядов).
В целом в поддержании соседских связей в современной сельской семье сказывается влияние как совместного проживания в непосредственной близости, так и личной симпатии; так и традиционного обычая.
2.3.Коллективные связи.
Большую роль в бытовом общении современной сельской семьи играют связи между членами одного трудового коллектива. Они также имеют свои традиции, когда все крестьяне являлись членами общины – мира (учебник).
В настоящее время коллективные связи получили сильное развитие и наряду с семейно-родственными отношениями отличаются большой содержательностью и проявляются как в материально-хозяйственной, так и в духовной сфере.
Дружеские симпатии в коллективе, возникающие на почве совместного труда и общих забот, часто переходит в сферу домашнего быта.
Для коллективных связей характерно ярко выраженное общественное начало. Это могут быть официальные и товарищеские поздравления с днём рождения, торжественное празднование юбилеев в присутствии семьи и трудового коллектива в нарядно украшенном зале, либо члены коллектива приглашаются домой.
В домашнем быту коллеги, как и близкие родственники, разделяют и радость, и горе. Например, могут помочь в устройстве свадьбы. Наряду с родственниками преподносят коллективный подарок. Кутнаева Л.Г., 31 г.: «На нашей свадьбе присутствовали все члены коллектива, что было очень приятно, преподнесли подарок – палас». Друзья и товарищи по работе участвуют в свадебном пире на первый и второй день свадьбы в качестве гостей.
Стали привычными также поздравления и подношения подарков на дни рождения (если это юбилей, то подарок посолиднее), по поводу новоселья, рождения ребёнка.
Большую помощь, в том числе и материальную, сотрудники оказывают семье при похоронах, участвуют в похоронной церемонии и в поминальной трапезе.
В повседневном и праздничном быту коллеги часто разделяют досуг семьи наравне с родными.
В целом коллективные связи расширяют круг общения современной сельской семьи, не вытесняя и не заменяя собой семейно-родственные. Слияние тех и других наблюдается при возникновении избирательно-дружеских связей, которые занимают особое место, как среди родственных, так и среди товарищеских отношений.
Заключение
В данной работе мы выяснили, что для русской крестьянской семьи конца 19-начала 20 века характерным являлось развитие преимущественно двухпоколенной семьи, в которой главенствовал старший мужчина, существовали жёсткая регламентация всего жизненного уклада( хотя авторитарность начинает смягчаться), половозрастное разделение труда, осознание необходимости иметь детей, чтобы не прерывался многовековой опыт, знания и культурные традиции народа. Крестьяне с уважением относились к родственникам, и, хотя письменных родословных не составляли, помнили о предках и ближайшей родне в нескольких поколениях довольно подробно.
Как показало проведённое исследование, давно сложившиеся традиции семейно-родственных связей в современной семье качественно изменились. Например, расширилась хозяйственно-экономическая помощь молодым отделяющимся семьям, которые в прошлом после получения приданного считались «отрезанным ломтём». Произошёл большой отход от патриархальных устоев. Так, сейчас, несомненно повысился авторитет женщины в семье и усиление контактов родительской семьи по линии замужней дочери. Теперь молодые люди занимают активную жизненную позицию, принимают самостоятельные решения. Конечно, прислушиваются к мнению старших, но право принимать решение оставляют за собой. Нарушен также иерархический порядок семейно-родственных отношений, который господствовал ранее. В настоящее время на основе общих взглядов и интересов между отдельными родственниками устанавливаются более близкие, чем с другими, отношения. К сожалению, в отличие от наших предков, мы уже не так хорошо разбираемся в хитросплетениях родственных связей и помним о предках, в лучшем случае, в двух поколениях.
На современном этапе большую роль в традиционных бытовых связях играют соседские и коллективные связи, которые расширяют круг общения современной сельской семьи, не вытесняя и не заменяя собой семейно-родственные.
В целом мы можем говорить о том, что традиционные связи современной сельской семьи не потеряли значения и выполняют в её быту свойственные им роли.
Мы планируем продолжить работу по данной теме с тем, чтобы изучить современный уклад семейной жизни сибиряков, характер сохранения традиций семейных праздников русских Западной Сибири.
Список источников и литературы
Источники
1. Материалы, собранные в ходе опросов жителей С. Соусканово:
Борисевич Галина Михайловна, 1936 г.р.
Бюро Анна Леонтьевна, 1932 г.р.
Емашова Екатерина Алексеевна, 1941 г.р.
Князева Анастасия Никитична, 1931 г.р.
Криволуцкий Юрий Николаевич, 1938 г.р.
Лобейко Галина Николаевна, 1938 г.р.
Непомнящих Александр Николаевич, 1941 г.р.
Непомнящих Виктория Сергеевна, 1976 г.р.
Непомнящих Юлия Владимировна, 1976 г.р.
Пискун Владимир Владимирович, 1983 г.р.
Разуваев Михаил Афанасьевич, 1937 г.р.
Разуваева Нина Ивановна, 1939 г.р.
Сластихина Наталья Анатольевна . 1983 г.р.
Строкина (Шатова) Мария Ивановна, 1942 г.р.
Чередова Нина Ильинична, 1951 г.р.
Шумская Ольга Александровна, 1975 г.р.
Литература
1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: Учебное пособие для учащихся и студентов.- Красноярск:РИО КГПУ,1999-е.- С.180.
2. Белякова Е. Бабьи стоны. Как разводились в Российской империи.//Родина. - 2002. - №7. – С.63-67.
3. Волощенко Г.Г. Досуг: генезис и развитие: Монография. - Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2006. – С.180.
4. Громыко М.М. Мир русской древни. – Москва: «Молодая гвардия»,1991г. – С 446.
5.Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян 17 -19 вв.// Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – С. 336.
6. Герасимова Л.Б. Семья и семейно-родовые планы русских Омского Прииртышья// Русские в Омском Прииртышье (18-20 в.) :Историко-этнографические очерки/ Отв. редактор Бережкова М.Л. - Омск:ООО «Издатель-Полиграфист», 2002.-С.52-76.
7. Гончаров Ю. « Если хочете так жить, надо замуж выходить». Сибирская семья середины 19 - начала 20 века// Родина. - 2007. –№7. - С. 98-105.
8. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 2. Сибирь в составе Российской империи: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. – С. 376.
9. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М., 1994. – С.432. 10.Орлова И.В. К вопросу о внутрисемейных отношениях русских крестьян Западной Сибири (конец 19 - первая половина 20 века)//Русский вопрос: история и современность: Материалы 5 Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Жигуновой М.А., Золотовой Т.Н. - Омск: Издательский дом «Наука»,2005. - С.158-160
11.Панишев Е.А. Село Кугаево: Этнографические этюды. //Лукич. – 2001. - №2. - С.40-86
12.Проблемы и методы исследований современной семьи: Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. – М. 1987.
13.Секретова Л.В. Современный опыт и традиции нравственного воспитания молодежи //Народная культура Сибири: Материалы 9 научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центр по фольклору/ Отв. ред. Леонова Т.Г. - Омск: Издательство ОмГПУ,2001. – С.228-232
14. Семейный быт народов СССР. – М.: Наука, 1990.
15.Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине 19 в. Часть 1: Население. Экономика. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003г. - С.360.
16.Чернова И.Н. Структура семьи немцев Западной Сибири в конце 19-начале 20 в.в.//Труды по археологии и этнографии ОГНК музея.- Омск: ОГНК музей,2006. - С. 118-143
17.Шмелева М.Н. Традиционные бытовые связи современной городской семьи у русских (по материалам центральных областей РСФСР)// Русский: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. – С.336.
Приложение
Кровные родственники - лица, связанные друг с другом генетически.
Свойственники - породнившиеся в результате заключения брака.
Свекор – отец мужа.
Свекровь – мать мужа.
Сноха – жена сына.
Зять – муж дочери.
Тесть – отец жены.
Теща – мать жены.
Невестка (сношеница) – жена брата.
Золовка – сестра мужа.
Шурин – брат жены.
Свояченица – сестра жены.
Деверь – брат мужа.
Голубая лягушка
Ночная стрельба
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Домик зимней ночью
Будьте как солнце!