Исследовательская работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
«Роль бабушки в социальном развитии современного внука»
(Исследовательская работа)
г. Колпашево, 2014
Паспорт проекта
Введение…………………………………………..…………………………….…3
Глава 1. Бабушки и внуки, а также их родители
Глава 2. Исследование отношений бабушки и современного внука
2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников…………..8
2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?............................................................11
2.3. Анализ социально-экономического паспорта школы……………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература…………………………….……………………………………...….16
Приложения………………………………………………………………...……17
Введение
Активный ритм современной семьи оставляет совсем немного времени для развития подрастающего поколения. Поэтому трудно представить жизнь современного ребенка без участия бабушки.
Интерес к теме исследования возник в 10 классе, когда я увидела, что многих учеников начальных классов приводят и забирают из школы именно бабушки. Бабушки водят внуков в учреждения дополнительного образования, вместе посещают бассейн, приводят в кинотеатр, покупают вместе одежду. Таким образом, жизнь ребенка максимально наполнена участием бабушки.
Все ли дети получают участие бабушки в их жизни?
Вопрос, волнующий меня, помог определить тему работы – «Роль бабушки в социальном развитии современного внука»
Актуальность работы связана еще и с тем, что бабушки бывают разные. У одних внуки любимые, а у других не совсем любимые. Бывают ситуации, когда бабушка вообще не поддерживает отношений с внуками. Эта проблема позволила нам выдвинуть гипотезу: от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такую роль она занимает в социальном развитии своего внука.
Цель исследования – определить, какую роль занимает бабушка в развитии и формировании личности младшего школьника.
Задачи:
Объект исследования – представление младшего школьника о бабушке.
Предмет исследования – межличностные отношения, которые существуют между бабушкой и внуком.
Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования:
База исследования. МБОУ «СОШ №5» г. Колпашева Томской области. Группа испытуемых – учащиеся 2-4 классов общей численностью – 208 чел.
Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности младшего школьника путем сопоставления полученных данных с реальной действительностью.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов при подготовке к родительским собраниям.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
1. Бабушки и внуки, а также их родители.
1.1. Традиционная роль бабушки
В русском быту бабушки и дедушки занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица.
У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.
По мере взросления детей на бабушку возлагались обязанности приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.
Бабушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресеньям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.
Отношения бабушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за повинности, бабушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке поверенного своих тайн и утешителей.
1.2. Бабушка и современность
В настоящее время старость больше не воспринимается как период беспомощности, болезней и сидения дома. Вместо того, чтобы вязать, сидя в кресле-качалке, нынешние бабушки ходят в бассейн, а кто-то решает, наконец, выучить иностранный язык. Для кого-то разновидностью хобби становится загородный участок. Все больше женщин после 60-ти ведут активную жизнь. Особенно эта черта характерна для жителей больших городов. Изменились бытовые условия, а вместе с ним и привычки, и понятия о второй половине жизни.
У многих семей появился достаток, выросшие дети все чаще живут отдельно от родителей. А у старшего поколения наконец-то появилась возможность пожить в свое удовольствие.
Но у выросших детей такая позиция нередко вызывает возмущение: их родители не хотят посидеть с внуком или внучкой, в результате у молодой матери не остается времени на себя, и она чувствует себя обделенной. Наверное, это тот редкий случай, когда старшее поколение хочет жить по-новому, а молодые отстаивают традиционный уклад жизни.
Можно отметить, что у современных бабушек выше качество жизни, больше возможностей, они более социально активны — им не до внуков.
Психологи разделяют такую точку зрения: единственные люди, которые должны заниматься ребенком — это его родители (законные представители). Остальные родственники могут помогать, если у них есть такое желание. Конечно, можно попросить их поддержки — но быть готовым к отказу.
Точку зрения молодых родителей тоже можно понять. Им не хватает сил и времени, а некоторые из них еще настолько юны, что без поддержки родителей чувствуют себя покинутыми. Но стоит задуматься о том, что слишком активное участие дедушек и бабушек в воспитании их детей — решение далеко не мудрое, потому, что происходит путаница ролей, ведь человек, постоянно находящийся рядом с ребенком, фактически исполняет родительскую функцию. С высоты авторитета бабушки мама и папа станут восприниматься скорее как старшие брат и сестра.
2. Исследование отношений бабушки и современного внука
2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников
В феврале 2014 года на базе МБОУ «СОШ №5» г. Колпашева прошло анкетирование учащихся 2-4 классов с целью изучения межличностных отношений между бабушками и внуками.
В исследовании приняли участие 200 учеников начальных классов.
В представленной анкете было предложено ответить на 5 вопросов, раскрывающих роль бабушки в жизни внука (Приложение №1).
Была получена следующая информация.
Первый вопрос в анкете звучал так: «У тебя есть бабушка?». Ответ «да» дали 168 человек из 200 опрошенных (84%), «нет» ответили 32 человека (16%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство школьников в настоящее время имеют бабушек.
Второй вопрос уточнил количество бабушек, которые есть у ребенка. Ответ на него давали ученики, которые ответили, что у них «есть» бабушка.
«Сколько у тебя бабушек»?. 73 ученика (43%) из 168 человек, которые утвердительно ответили на первый вопрос, сказали, что у них есть 2 бабушки; 86 человек (51%) имеют 1 бабушку; 9 человек (5%) указали, что в их воспитании участвует 3 бабушки.
Изучив мнение психологов, можно сделать вывод, что дети нормально воспринимают разное количество бабушек. Ребенку важно само осознание, что бабушка у него есть.
Третий вопрос помог определить, чьей мамой является бабушка – отца или матери.
Так, 92 опрошенных (55%) уточнили, что бабушка является мамой мамы, а 76 человек (45%) бабушка является мамой папы.
Итак, младшие школьники имеют бабушек не только со стороны матери, но и отца.
Четвертый вопрос охарактеризовал организацию занятости ребенка кем-то из родственников: «Кто из близких тебе людей чаще всего проводит с тобой свободное время»?
Были получены следующие ответы:
Мама – 61 ученик (30%)
Папа – 19 человек (9%)
Бабушка –56 младших школьников (28%)
Дедушка – 8 учеников (5%)
Брат/сестра – 44 человека (22%)
Другие родственники – 12 младших школьников (6%)
Полученные данные свидетельствуют о том, что больше времени с ребенком проводят мама или бабушка, а также братья или сестры и реже остальные члены семьи. Ответы на данный вопрос подтверждают участие бабушек в воспитании внуков.
Последний пятый вопрос, отразил отношение внука к своей бабушке и звучал так: «Ты любишь свою бабушку»? На данный вопрос отвечали ребята, которые на первый вопрос ответили, что у них есть бабушка (168 человек).
Результаты по пятому вопросу помогли сделать вывод, что большинство внуков испытывают к своей бабушке положительные чувства, но есть те школьники (17%), которые по каким-то причинам испытывают к своим бабушкам чувства негативные.
2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?
Анализируя данные по первой части исследования, можно отметить, что бабушка в жизни младшего школьника занимает доминирующее место. Она проводит с внуком большую часть своего времени, вызывает положительные эмоции.
Для того, чтобы узнать, как младший школьник воспринимает бабушку, среди младших школьников был проведен опрос, где предлагалось, дать ответ на вопрос: «Какая у тебя бабушка»?
Полученные данные помогли соотнести информацию с определенным типом бабушки.
Характеристики младших школьников помогли выделить первый тип бабушки - «бабушка – наседка». Такая бабушка в своем внуке видит весь смысл своей жизни. Она печется о внучке, ни на шаг не отпускает от себя, тщательно следит за питанием и режимом дня, провожает и встречает своего внука со школы, делает с ним уроки, балует. Данный вид бабушки был определен у 85% младших школьников.
В данном типе бабушки есть свои плюсы и минусы.
Положительная сторона – ребенок знает и чувствует, что его любят;
Отрицательная сторона – сильная опека не даст ребенку быть самостоятельным.
Следующий вид, который описывает бабушку, можно назвать – «строгая бабушка». Такую бабушку имеют 10% обследуемых школьников. Они отмечают, что их бабушка очень строгая, они должны подчиняться ее правилам, бабушка может наказать, покупает любимую игрушку только на день рождения, не дает садиться смотреть мультики, пока домашние уроки не готовы.
Плюсом данного вида бабушки является то, что ребенок с такой бабушкой не вырастет избалованным.
Минусом является то, что ребенок не понимает такой вид «любви» бабушки; если не будет бабушкиного контроля, внук будет нарушать правила, что скажется на его поведении.
И последний, третий тип бабушки, можно назвать «равнодушная бабушка». Такой вид бабушки можно выделить у 5% младших школьников. Такая бабушка приходит только на день рождения, может позвонить внуку, но не позвать в гости. Ребенок в такой ситуации знает, что бабушка у него есть, но он с ней никак не взаимодействует.
В данном типе положительной стороны взаимодействия с ребенком нет. Бабушка может вызывать только отрицательные чувства в виде детской обиды.
Отрицательной стороной, можно отметить, что если такая бабушка и приходит к внуку в гости, то потом только жалуется родителям на его поведение.
Анкетирование и опрос младших школьников 2-4 классов позволили нам изучить представления младших школьников о бабушке, определить место, которое занимает бабушка в жизни каждого обследуемого ребенка.
2.3. Анализ социально-экономического паспорта
МБОУ «СОШ №5»2013-2014 уч. год
В настоящее время в школе обучается 619 учащихся.
Всего семей | 584 | ||||
Из них: | |||||
Полных семей | 403 | В них воспитывается 420 детей | |||
Неполных семей | 181 | в них воспитывается 194 детей | |||
Многодетных семей | 49 | в них воспитывается 58 детей | |||
Малообеспеченных семей | 186 | в них воспитывается 210 детей | |||
Из них: | |||||
живут с мамой | 180 | ||||
живут с папой | 8 | ||||
живут с бабушкой | 8 | ||||
живут с опекуном | 15 | ||||
живут в приемной семье | 4 | ||||
дети – инвалиды | 4 | ||||
дети, стоящие на внутришкольном учете | 2 | ||||
дети, состоящие на учете в ОДН РОВД | 0 | ||||
дети, состоящие на учете в КДН и ЗП | 1 | ||||
семьи «группы риска» | 0 | ||||
Занятость родителей: | |||||
работают оба родителя | 293 | ||||
работает мама | 207 | ||||
работает папа | 94 | ||||
не работают оба родителя | 40 | ||||
Образование родителей: | |||||
Оба родителя имеют высшее образование | 77 чел. | ||||
Один родитель имеет высшее образование | 139 чел. | ||||
Жилищно-бытовые условия проживания семей: | |||||
Живут в благоустроенной квартире | 356 уч-ся | ||||
Живут в полублагоустроенной квартире | 93 чел. | ||||
Живут в частном доме | 160 чел. | ||||
Родитель-инвалид | 6 чел. | ||||
Воспитывают одного ребенка в семье | 193 семей |
Анализируя динамику структуры семей, представленных на рисунке 1, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неполных семей, а также количество школьников, живущих с мамой и бабушкой.
Рис.1 Структура семей
В роли опекуна ребенка чаще всего выступают бабушки, которым небезразлична судьба их детей.
Семейный кодекс гласит, что законными представителями ребенка являются только его родители – мать или отец. В связи с данным законом, бабушке не предоставляется право представительства ребенка.
Заключение
Изучение теоретического материала и проведение практического исследования выявило актуальность заявленной темы. Младшие школьники охотно приняли наши условия участия в проекте. Были искренними, заинтересованными в результатах исследования.
Бабушка играет огромную роль в жизни младшего школьника. Проведенное исследование подтвердило, что большинство школьников имеют бабушку, они любят её, хотят проводить вместе время.
В работе раскрыты причины, которые способствуют отдалению бабушки от внука. Даны рекомендации по улучшению данных отношений (Приложение 2).
Проанализированы представления учащихся о бабушках.
Поскольку ритм жизни современных родителей высокий, а ребенок требует к себе внимательного отношения со стороны взрослых, которое они не могут ему дать, на помощь приходит бабушка, которая всецело посвящает себя внуку.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты через использование различных психологических методов исследования.
Выдвинутая гипотеза подтверждает, что от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такое место она занимает в его социальном развитии. Полученные данные подтверждают благоприятную сторону взаимодействия бабушки и внука.
Литература
Приложение 1
Анкета для учеников начальных классов
(2-4 классы)
а) да
б) нет
а) одна
б) две
в) три
г) больше четырех
а) бабушка мамы
б) бабушка папы
в) другой ответ
а) мама
б) папа
в) бабушка
г) дедушка
е) брат/сестра
ж) другие родственники
а) да
б) нет
в) не очень
Спасибо, что ты принял участие в нашем анкетировании!
Приложение 2
Рекомендации:
«Как бабушке сохранить хорошие отношения
с современным внуком»
Слайд 1
«Роль бабушки в социальном развитии современного внука»Слайд 2
Гипотеза исследования: от того, как бабушка взаимодействует с ребенком, такую роль она занимает в социальном развитии своего внука. Цель исследования : определить, какую роль занимает бабушка в развитии и формировании личности младшего школьника.
Слайд 3
узнать традиционную и современную роль бабушки в жизни внука; изучить представления младших школьников о бабушке; провести опрос для определения места бабушки в жизни младшего школьника; выделить положительные и отрицательные стороны, связанные с влиянием на детей бабушек. разработать рекомендации для бабушек по улучшению взаимоотношений с внуками.
Слайд 4
Объект исследования: представление младшего школьника о бабушке. Предмет исследования: межличностные отношения, которые существуют между бабушкой и внуком. База исследования: МБОУ «СОШ №5» г. Колпашева Томской области. Группа испытуемых: учащиеся 2-4 кл.
Слайд 5
Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности младшего школьника путем сопоставления полученных данных с реальной действительностью. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов при подготовке к родительским собраниям.
Слайд 11
«строгая бабушка» «бабушка –наседка» «равнодушная бабушка»
Слайд 12
Выдвинутая гипотеза подтверждает, что от того, как бабушка взаимодействует с ребенком, такую роль она занимает в его социальном развитии. Полученные данные подтверждают благоприятную сторону взаимодействия бабушки и внука.
Лиса Лариска и белка Ленка
Есть в осени первоначальной...
Астрономический календарь. Май, 2019
Композитор Алексей Рыбников
Сказка "Дятел, заяц и медведь"