Население Забайкалья не могло предположить, что события, происходящие в декабре 1825 года, затронут столь далекий субъект Российской империи. На тот период времени Забайкалье отставало по уровню развития от европейской части России. С появлением декабристов в Забайкалье произошли изменения во всех сферах жизни. Они занимались наукой, образованием, медициной, благотворительностью, изучали природу и климат нашего края.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_lekarstvennykh_rasteniy_v_meditsinskoy_praktiki_dekabristov.doc | 54 КБ |
Роль лекарственных растений в медицинской практике декабристов.
Население Забайкалья не могло предположить, что события, происходящие в декабре 1825 года, затронут столь далекий субъект Российской империи. На тот период времени Забайкалье отставало по уровню развития от европейской части России. С появлением декабристов в Забайкалье произошли изменения во всех сферах жизни. Они занимались наукой, образованием, медициной, благотворительностью, изучали природу и климат нашего края.
Хочется отметить, что в настоящее время, мало кто заинтересован в изучению истории пребывания декабристов в нашем крае. Это подтверждают результаты, проведенного анкетирования среди учащихся Сретенской школы № 2, которые свидетельствуют о том, что многие ученики мало интересуются историко-культурным наследием Забайкалья. Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что нужно изучить роль декабристов в развитии медицины в Забайкалье, так ученики затрудняются ответить на вопрос какой вклад внесли декабристы в развитии медицины в Забайкалье.
Указанная нами проблема определила выбор темы нашего исследования: «Роль лекарственных растений в медицинской практики декабристов».
Следовательно, объектом нашего исследования является деятельность декабристов в Забайкалье.
Таким образом, предметом нашего исследования роль лекарственных растений в медицинской практики декабристов.
Целью исследования является изучение роль лекарственных растений в медицинской практики декабристов.
Методы исследования:
Теоретические - изучение научно –популярной литературы, анализ и синтез.
Практические – анкетирование.
Анализируя научно-популярную литературу можно выделить, что с появлением декабристов у жителей Забайкалья появилась возможность получать квалифицированную медицинскую помощь.
Медицинскую помощь населению Забайкалья оказывали декабристы и их жены: Д.И. Завалишин, А.В. Розен, К.П. Ивашева и Е.П. Нарышкина в Чите, Н.А. и М.А. Бестужевы, К.П. Торсон в Селенгинске, К.Г. Игельстром и А.И. Вегелин в Сретенске, И.И. Горбачевский в Петровском Заводе. Они навещали больных, снабжали их лекарствами, пищей, теплой одеждой, давали советы. Заслуживает внимания и тот факт, что именно по настоянию Вольфа в местной больнице при петровском заводе стали давать больным свежие овощи как противоцинготное профилактическое средство, что привело к ликвидации цинги в этом месте. В одной из камер тюрьмы была устроена аптека, в которой руками узников, А.З.Муравьёва и А.Ф.Фролова под руководством доктора Ф.Б.Вольфа, готовились лекарства, которыми мог воспользоваться любой нуждающийся, причём совершенно бесплатно. Сам же доктор Вольф мог в любое время посещать больного, и мастерового, и каторжника, для оказания помощи. А.Е.Розен вспоминал позднее: «Самую деятельную жизнь в Петровской тюрьме вёл Ф.Б.Вольф. Он был учёный, отличный доктор медицины. Старик наш комендант лечился только у Вольфа, также много заводских чиновников, рабочих; приезжали страждущие недугами из окрестных и дальних мест». «Он был при своих познаниях в медицине благодетелем всех заключённых», — вспоминал С.Г.Волконский. Декабристы располагали лечебными справочниками по редким лекарственным растениям, выписанными из Петербурга и Москвы, и познаниями образованных людей. Городской бедноте и крестьянам окрестных мест медицинская помощь оказывалась бесплатно.
Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод:
Во-первых, декабристы создали первые приюты для беспризорных детей и инвалидов.
Во- вторых, открыли первые пункты по оказанию медицинской помощи, проводили вакцинацию против оспы, что дало свои плюсы.
В-третьих, хотелось бы сказать, что мы не должны забывать тех людей которые принесли с собой культуру, и помогали местному населению всем, чем могли. Но мы бы хотели заострить свое внимание на роли лекарственных растений в медицинской практике.
Еще М. М. Сперанский в свое время отмечал, что в Восточной Сибири "медицинская часть" была "одной из слабейших в Сибири". Для Забайкалья это положение сохраняло свою верность и в более позднее время. А оспа и дейтерия были страшным бичом забайкальских сел. И причина их распространения была не только в религиозной и бытовой замкнутости коренных жителей, но и в том, что у них имелись свои способы лечения.
В случае болезни обращалось к знахарям, к ламам и доморощенным лекаркам. Институт знахарей был весьма обширным. Н.В. Кириллов писал: "В настоящее время население в Забайкалье кормит сто простых костоправов, около 500 знахарок и знахарей, около тысячи лам-лечителей, более 1200 деревенских повитух..." Многие приемы и способы лечения были известны широкому кругу сельских жителей. Люди преклонного возраста обычно знали некоторые лечебные свойства отдельных растений и умели готовить снадобья от некоторых распространенных заболеваний. Самолечение было поставлено на широкую ногу. Практически каждой семье были известны отдельные снадобья и способы лечения.
Среди применяемых в народном врачевании, заметную роль играли целебные травы. Поселенные в Забайкалье крестьяне начали целесообразно осваивать местную флору. В наборе лекарственных средств на первом
месте стоят "травы жизни" которые нашли широкое применение в лечебной практике семейских. Известно, что флора Забайкалья является одной из интереснейших на земном шаре. Очень много лекарственных растений из широко известных и принятых научной медициной произрастает в этом суровом и дивном краю. Среди них знаменитые аир, бадан валериана, солодка, ревень, чистотел, багульник болотный, черемша, золотой корень, курильский чай, пустырник, чабрец и многие другие.
В Забайкалье произрастает более 50 видов лекарственных растений. Коренные жители издревле используют их при лечении различных недугов. Из множества растений декабристы широко использовали следующие.
Болезни печени и желчного пузыря лечат девятильником (пижмой) и считают, что эта трава от девяти болезней. Девятильник бывает с пупыречками на цветке (мужской), а в женском - цветочек с ямочкой. Каждый вид применяется для своего пола. Так, от родимца или от испуга настоем девятильника моют ноги до колен, а руки до локтей на девяти зорях утром и вечером .
При расхождении желчи применяли водяной настой жарков (купальниц) и желтуницы.
При болезнях сердца употребляли сердечную траву в виде настоя. Названа так потому, что ее три листочка похожи на сердечко. Растет по холмам на солнцепеках. Она успокаивает при сильном сердцебиении и других болезнях сердца.
Лечебными сердечными средствами считаются и полынка с синенькими и белыми цветами и белый цветок (листья чуть толще сосновых иголочек, растет в лесной чаше) .
Забайкальцы выделяют три вида крапив. Крапива, цветущая алыми цветами, применялась при болезнях печени .
Лечебными сердечными средствами считаются и полынка с синенькими и белыми цветами и белый цветок (листья чуть толще сосновых иголочек, растет в лесной чаше)
Почки лечили березовыми почками, которые заваривали как чай и пили. При камнях почек пили березовый сок, и камни выходили.
Ягоды морошки (танечки) применяли при воспалении мочевого пузыря.
Мать-и-мачеха - от грыжи. Траву перелойку - от геморроя.". От головной боли применяли полынку головную - цвет белый, растет на камнях. Ее пили и при головокружениях (возможно от малокровия), разводя водой или водкой. Средствами от "головы" считают зубровку, душицу, бруснику и "смоген" (панцерию шерстистую).
От повышенного давления крови применяют боярку (боярышник), утесную горную полынь и шикшу (водяника черная, вероника, синявшина трава, дорогая трава), от пониженного давления применяют кузьмич-траву (цветет желтенько, ягоды красные). Ее же применяют от рези в суставах (от ревматизма). Причем знающие люди предупреждают, что настойку травы на водке можно пить без "особого бережья". А при приеме настоя на воде необходимо беречься (не купаться, не переохлаждаться).
Трава огуречник применяется от веснух, от лихорадки, когда человек млеет, страдает бессонницей, ноги болят. Его настаивают на воде в течение дня или даже недели. Уросливую траву, похожую на брусничник, пьют от испуга, а верес - от нервов.
В лечебных целях широко использовались черемша, солодка, ревень, чага, а из культурных растений лук, чеснок, огурцы, капуста, морковь, укроп, мята и другие.
Полезные свойства некоторых растений нашего края, надо полагать декабристы узнали от местного населения и от пришедших сюда значительно раньше русских старожилов, а многие виды трав и деревьев испытывали сами на "зубок", опытным путем, принимая их в пищу н выясняя их целебность.
В старину большинство забайкальцев своим завидным здоровьем было обязано русской бане. Суровый резкоконтинентальный климат Забайкалья не баловал пришельцев из западных окраин России. После сильных переохлаждении организма (что в крестьянском хозяйстве при круглогодовом ежедневном труде случалось нередко) от осложнений спасало благодетельное тепло бани и печи. Получил человек благодатный массаж березовым веником, пропотел, сбил таким образом жар и ломоту в теле, и всю хворость как рукой снимало. При простуде рекомендуют мед, малину и бруснику. Последнюю, как богатую витаминами, применяют и при истощении.
Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод:
Во-первых, было дано научное обоснование использование лекарственных растений в медицине.
Во-вторых, данные полеченные в результате исследование лекарственных трав со временем стали распространятся по всей территории России.
В-третьих, это в очередной раз доказывает что декабристы, действительно являлись всесторонне развитыми личностями. И даже находясь в столь сложных условиях продолжили занимается самообразованием.
Литература
9. Сельская врачебная часть в Забайкалье, ее состояние и нужды. - "Восточное обозрение", 1896. - № 44. - С. 2; № 46. - С. 2-3.
Ручей и камень
Дерево в снегу
Император Акбар и Бирбал
Сказка на ночь про Снеговика
Галка в чужих перьях