В данной научной работе исследуется отчётливо проявляющаяся тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса по самым разным направлениям, особенное внимание привлекает необходимость такого взаимодействия в обеспечении социально ответственного поведения и выполнения социальных обязательств. Рассматриваются актуальные проблемы социально ответственного бизнеса, под которым понимается благотворительность, спонсорство, меценатство. Однако социальная ответственность бизнеса на сегодняшний день мотивируется, так как государство не поощряет благотворительность. В работе исследуется роль благотворительных организаций в развитии Усть-Лабинского района и города Усть-Лабинска. Заинтересованность местных властей в поддержании и развитии отношений с благотворительными организациями позволит решать многие социальные проблемы муниципального образования.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние бизнеса на социальное развитие муниципального образования | 34.18 КБ |
Влияние бизнеса на социальное развитие муниципального образования
Автор: Секунова Виктория. студентка 1 курса социально-педагогического отделения
Научный руководитель: Волобуева Т.В. преподаватель экономических дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
В настоящие время участие предпринимателей в решении социальных проблем является вопросом морали. Но одновременно это является и показателем общественного развития страны.
Внимание к этой теме обусловлено поиском путей гармонизации отношений между бизнесом, государством и обществом, но причины, вызвавшие ее актуализацию на Западе и в России, были разными. В западных странах тема социальной ответственности бизнеса стала ответом на обострившиеся социальные противоречия, которые значительной частью мирового сообщества связываются с деятельностью транснациональных корпораций. Социальное направление в деятельности бизнеса было призвано смягчить возникшие противоречия и поднять общественный престиж бизнеса.
В научной литературе, документах национальных и международных организаций социальная роль бизнеса раскрывается через ряд таких понятий, как: «филантропия», «благотворительность», «социальная ответственность».
Российский бизнес начинает чувствовать свою социальную ответственность: почти 90% генеральных директоров убеждены, что участие в развитии общества – это выгодное вложение средств, которое окупится в долгосрочном периоде, 42% из них готовы вносить дополнительный вклад в этот процесс. Вместе с тем, анализ причин заинтересованности бизнесменов в корпоративной благотворительности показывает, что у бизнеса нет целенаправленной стратегии на построение эффективного механизма взаимодействия с обществом.
Постепенно создается система корпоративных фондов в регионах присутствия ряда компаний, одним из важных элементов которых выступают попечительские советы, состоящие из представителей региональной общественности. Не все компании афишируют свои благотворительные бюджеты, а некоторые компании считают благотворительность коммерческой тайной. И все же большинство благотворительных бюджетов крупных компаний открыты. Несмотря на отсутствие общественного признания участия бизнеса в социальном развитии, все больше отечественных компаний начинают уделять внимание социальным программам.
Во многих странах мира отчетливо проявляется тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса по самым разным направлениям, и все большее внимание привлекает необходимость такого взаимодействия в обеспечении социально ответственного поведения и выполнения социальных обязательств, поэтому данную тему можно считать актуальной.
Объектом исследования является социальная сфера муниципального образования на примере Усть-Лабинского района.
Предметом исследования является совокупность форм социально ответственного бизнеса по средствам которых осуществляется развитие территории.
Цель исследования – научно обосновать особенности становления социально ответственного бизнеса в России и формы его выражения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили разработки российских и зарубежных ученых по проблемам становления социально ответственного бизнеса в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию значения формирования социально ответственного бизнеса и его влияния на социальное развитие территории.
Итак, функционирование всего государственного механизма экономики служит достижению социальных целей. Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образования. Все слои общества являются в большей или меньшей степени социальными или экономическими клиентами муниципальных образований, которые функционируют как посредники между населением и государственной властью на всей территории.
Социальные услуги предоставляют органы власти - непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации, безвозмездно или по регулируемым ценам, в области здравоохранения, образования, культуры, социальной зашиты населения и в других областях.
Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.
Социальная ответственность бизнеса – это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заинтересованные стороны общественной сферы. Под социальной ответственностью бизнеса понимается благотворительность, спонсорство, корпоративная социальная ответственность, меценатство. В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности перехода от социалистической к рыночной экономике. С началом рыночных реформ политика предприятий изменилась, улучшилось их финансовое положение и избавление от социальной сферы теперь не рассматривается как условия выживания рыночном хозяйстве. Чтобы отечественный бизнес стал социально ответственным, требуется наличие у него сильной мотивации. На сегодняшний день мотивация практически отсутствует, поскольку государство не поощряет благотворительность. Тем не менее имеются положительные сдвиги в этом направлении.
Синонимом слова «благотворительность» является понятие «корпоративная социальная ответственность». Российская ассоциация менеджеров характеризует КСО как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». Исследователи считают, что будущее социальной активности корпораций в России остается неопределенным.
Чтобы российский бизнес развивался, необходимо поддерживаться следующих направлений: проведение государством политики, которая бы стимулировала социальную ответственность; обеспечение прозрачных законодательных рамок для ведения социальной деятельности; формирование государственных приоритетов, в которых КСО находила бы поддержку.
Понятие благотворительная деятельность рассматривается как действие социального предназначения, целью которого является оказание любых видов социальной помощи членам общества, лишенным, по той или иной причине, возможности собственными усилиями обеспечить себе минимально приемлемые условия жизнедеятельности, сообразно принятым в конкретном обществе социальным нормам.
В России благотворительность развивается хаотично. На нынешнем этапе формирования благотворительности возникает проблема ее узкоспециализированности, что приводит к решению социальных проблем. Благотворительность на данном этапе не может быть инструментом развития местного сообщества. Данную проблему могут решить фонды местного сообщества. Фонд местного сообщества - это грантодающий фонд местного значения, аккумулирующий средства из местных источников и направляющий их на решение социальных проблем территорий на конкурсной основе. Деятельность ФМС географически ограничена определенным сообществом и направлена на решение местных проблем. Основная функция фонда местного сообщества – объединять усилия всех секторов общества для решения местных проблем. За последние тринадцать лет российские ФМС доказали свою способность развиваться в условиях, далеких от благоприятных. На примере этих фондов многие впервые увидели, что социальная деятельность может быть стратегической и может способствовать продвижению бизнеса, что некоммерческий сектор может стать реальной движущей силой общественного развития.
На территории Усть-Лабинского района благотворительная деятельность осуществляется в основном двумя организациями: «Вольное дело» и «Стимул». Именно эти фонды способствуют развитию района и города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и т.д. Благодаря этим фондам активизировалась помощь неимущим слоям общества, инвалидам, детям-сиротам, учреждениям образования, здравоохранения и культуры. А местная власть, будучи заинтересованной в поддержании социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для её развития.
Изучение поставленных в работе проблем, выводы, к которым привели результаты исследования, дают основания сформулировать рекомендации для местного уровня. Среди них: разработка положения о деятельности Экспертного совет ФМС «Стимул»; необходимость предоставления общественности информацию о финансовом состоянии ФМС; необходимость повышения заинтересованности доноров открывать именные фонды; необходимость использовать механизм эндаументов - инвестиционных фондов, чья прибыль не облагается налогом и используется исключительно на благотворительные цели.
Таким образом, на территории Усть-Лабинского района благотворительные фонды «Вольное дело» и «Стимул» реализуют одно из важнейших направлений социально ответственного бизнеса т.е. осуществляют вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества. Именно эти фонды способствуют развитию района и города, выступая в качестве спонсоров различных культурных мероприятий, детских соревнований и т.д. Благодаря этим фондам активизировалась помощь неимущим слоям общества, инвалидам, детям-сиротам, учреждениям образования, здравоохранения и культуры. А местная власть, будучи заинтересованной в поддержании социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для её развития.
Итак, подводя итого данному исследованию можно сделать следующий вывод: социально ответственный бизнес играет огромную роль в социальной сфере экономике, выражаясь также в наиболее эффективных формах таких как: благотворительность; деятельность в отношении малоимущих и не защищенных групп; выполнение социальных обязательств; деятельность в рамках крупных социальных проектов.
Список использованной литературы
Сторож
Два плуга
3 загадки Солнечной системы
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Снег своими руками