Слушая рассказы и ответы учеников на уроках, мы подумали, что употребление скороговорок необходимо многим из них. А это очень актуальная проблема, так как речь части детей бывает малопонятной.
Предположили, что чем больше мы тренируемся, тем лучше и понятнее, для окружающих, мы разговариваем и общаемся.
Целью поставили задачу выяснения, помогают ли скороговорки нам в общении и откуда они взялись.
Объектом - были скороговорки.
Читая различные материалы о скороговорках, мы решили, что будет очень интересно узнать «правда-ли, что они так полезны и необходимы?»
Мы ставили перед собой задачи:
Основные методы были: анализ и взаимодействие; сравнение и обобщение.
Своё исследование проводили поэтапно. Сначала разыскивали и собирали материал, ознакомились с ним, сделали выписки и обработали его. Проанализировали и дополнили своими наблюдениями, сделали вывод, что:
1.Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить.
2.У народов Ямала пословицы и поговорки выполняют и функцию скороговорок- рассказывающих о обычаях, приметах.
3.Тренировка своей дикции, то есть воспитание своей ясной, членораздельной и четкой речи, нужна любому ребенку для успешного общения, гармоничного развития и обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
Необходимость употребления скороговорок | 264.33 КБ |
Проект для одарённых детей "Алые Паруса"
Научно-исследовательская работа по теме:
«Скороговорки….?»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор:
Лаптандер Виолетта Алексеевна,
4б класс
Научный руководитель
Лучкина Лариса Витальевна,
учитель-логопед
с.Панаевск, 2014 год
Научно-исследовательская
работа по теме:
«Скороговорки…?»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор: Лаптандер Виолетта Алексеевна, 4б класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………………….3 стр
II. Помогают ли нам скороговорки…………………………………………………..4 стр
2.1. Скороговорка, что это?.................................................................................4 стр
2.2 Есть ли скороговорки у народов Ямала..………………………………..5 стр
2.3 Правила разучивания скороговорок………………………..........................5 стр
2.4 Скороговорка это отличный помощник в учёбе ………………………..6 стр
III. Выводы………………………………………………………………………............…….7 стр
Научно-исследовательская работа по теме:
«Скороговорки…?»
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Автор:Лаптандер Виолетта Алексеевна, 4б класс
Научный руководитель: Лучкина Лариса Витальевна, учитель-логопед
Считается, что скороговорки появились на Руси как средство научения детей чистой речи, однако эти смешные рифмованные прибаутки с определенным сочетанием звуков используются и во взрослой жизни. Скороговорки - средство улучшения и чистоты речи. Дикторы, телеведущие, актеры, певцы – все они используют скороговорки в своей профессиональной деятельности для тренировки чистого произношения. Хорошая артикуляция необходима не только публичным персонам. В ней заинтересован каждый, кто уважает своих собеседников. Чистое произношение делает текст более ясным, удобным для понимания, и, кроме того, придает уверенности говорящему.
Упражнение «Скороговорки» очень удобно выполнять по утрам. Во-первых, это речевая гимнастика, которая помогает организму проснуться. Во-вторых, быстрый темп скороговорки создает общий бодрый ритм. В-третьих, утренние скороговорки помогают весь день изъясняться чисто и красиво.
Можно выбирать скороговорки с определенными сочетаниями звуков, если именно эти звуки вызывают затруднения при произношении. Если же таких особенностей речи нет – лучше произносить скороговорки на разные звуковые сочетания.
Слушая рассказы и ответы учеников на уроках, мы подумали, что употребление скороговорок необходимо многим их них. А это очень актуальная проблема, так как речь части детей бывает малопонятной.
Выдвинули предположение, что чем больше мы тренируемся, тем лучше и понятнее, для окружающих, мы разговариваем и общаемся.
Целью работы мы поставили задачу выяснения, помогают ли скороговорки нам в общении и откуда они взялись.
Объектом - явились сами скороговорки и учащиеся их разучивающие.
Читая различные материалы о скороговорках, мы решили, что будет очень интересно узнать «правда-ли, что они так полезны и необходимы?» Это и явилось предметом исследования.
Для этого мы поставили перед собой задачи:
Основные методы моего исследования были: Анализ и взаимодействие; сравнение и обобщение.
Своё исследование проводили мы поэтапно. Сначала разыскивали и собирали материал, ознакомились с ним, сделали выписки и обработали его, проанализировали и дополнили своими наблюдениями, сделали вывод.
Велико значение речи для развития ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка слово начинает влиять на восприятие свойств этих предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия.
II Помогают ли нам скороговорки…
2.1 Скороговорка, что это?
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Скороговорка – жанр устного фольклора, выражение, построенное на труднопроизносимом сочетании звуков. Изначально скороговорки (устар. частоговорки, чистоговорки) появились в качестве словестной игры, забавы для детей и взрослых.
Однако это весьма полезно для формирования речи и широко используется. Ежедневное повторение скороговорок позволяет исправить неправильное произношение звуков, слогов, неправильного ударения и пр. В форме игры скороговорки хорошо воспринимаются детьми и используются для обучения их правильной речи. Детские скороговорки, как правило, имеют форму короткого сюжетного стишка (Приложение№1).
С развитием радио и телевидения скороговорки стали средством постановки дикции у всевозможных артистов: радио- и телеведущих, шоуменов, ди-джеев и т.п. В этом качестве используются более сложные скороговорки, которые могут быть как целой фразой, порой бессмысленной, так и единственным словом.
Скороговорки как элемент народного творчества присутствуют не только в русском языке. Они являются хорошим инструментом для отработки произношения при изучении иностранных языков.
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить. Употребление скороговорок детьми также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах.
Любопытно, что скороговорки распространялись не только среди детей, но и среди взрослых.
Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора В.И. Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Такая, например, скороговорка, как «Семь — те, стрел каленых, страшилище» могла возникнуть во времена татаро-монгольского нашествия.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.
Скороговорки широко распространены и в современной жизни. Они используются и как развлечение (одна из игр), и как своеобразное лечебное средство, с помощью которого можно избавиться от непонятной для других речи.
2.2 Есть ли скороговорки у народов Ямала
В статье о народах Ямала, Сайт Ямало-Ненецкого округа говориться, что:
«Фольклорное наследие (Приложение№2), сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально - исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ. Большое значение фольклорное наследие ненцев имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.
В необыкновенности ненецкого фольклора и его непохожести на устное народное творчество других народов легко убедиться, познакомившись с ненецкими пословицами, поговорками.»1
У народов Ямала пословицы и поговорки выполняют и функцию скороговорок- рассказывающих о обычаях, приметах.
2.3 Правила разучивания скороговорок
Не секрет что у многих одноклассников есть определенные сложности: кто-то не выговаривает звук [Р] или [Щ], а кто-то «глотает» окончания и целые слова. Потому дикцию2 нужно тренировать. Скороговорки, как мы выяснили – самый простой и надежный способ улучшения речи. Для этого нужно соблюдать ряд несложных правил.
Сначала нужно проговорить текст - скороговорки медленно. То есть сначала нужно правильно выучить произношение и порядок слов. Поэтому медленно, и как будто по слогам требуется проговорить всю скороговорку. Главное на этом этапе – правильно её выучить. Тщательно проговаривая каждый звук. И только когда выработается правильное произношение, можно тренироваться дальше: убыстрять произношение, менять интонацию, декларировать скороговорку шепотом или громко, нараспев и т.д. Главное – тренироваться регулярно.
А ещё мы должны выбирать нужные нам скороговорки для улучшения речи.
2.4 Скороговорка это отличный помощник в учёбе
Найдя различные тексты скороговорок, я поручила одноклассникам разучить их. Сначала у них получилось плохо. Тогда я познакомила их с правилами разучивания. И у всех ребят получилось хорошо. Но мне было интересно, как у них получится разучить ненецкие пословицы и поговорки, заменяющие ненцам скороговорки.
Мы нашли тексты, но уже переведённые на русский язык. И раздали ученикам нашего класса. Когда их выучили, используя те же правила, что и для обыкновенных скороговорок то все стали замечать ответы стали лучше, правильнее (из 10 учащихся улучшилось у 9 из них). Учащиеся стали охотнее разговаривать между собой на русском языке. Это объяснялось тем, что разучивая скороговорки осмысливается каждое слово, при этом всё проговаривается с выражением и правильным ударением. И только потом мы начинаем добиваться быстрого произнесения всего стишка или предложения. То есть мы не только произносим, но и получаем определённую информацию, заложенную в каждой новой скороговорке. А значит, мы пополняем наш словарь.
Получается, что мы учимся воспринимать информацию, главным образом, на слух.
Ведь такое качество, как умение слушать другого человека, как нельзя лучше пригодится в школе и дальнейшей жизни. Ребёнок, который привык слушать, воспринимать и понимать, всегда окажется в более выгодной позиции по отношению к одноклассникам. Он буде быстрее «схватывать» материал, что поможет ему быстрее и лучше справляться с устными домашними заданиями.
III Выводы
Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.
Все мы от матушки природы наделены чистым, звонким и легким голосом, с правильным и свободным дыханием. Ни для кого не является секретом тот факт, что скороговорки не просто очень полезны для развития дикции у ребёнка, но и способствуют развитию сенсорных способностей и укреплению нервной системы.
Тренировка своей дикции, то есть воспитание своей ясной, членораздельной и четкой речи, нужна любому ребенку для успешного общения, гармоничного развития и обучения.
Скороговорка это веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Блоги пользователей сайта - "Общие темы"
2) Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия для 5-7 классов./Сост. Ю.И. Попов, Н.В. Цымбалистенко..- Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
3) Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.
4) Ненецкие пословицы, поговорки, загадки, стихи //Красный Север.- 1996.-№70. –С.7
5) Приходько М. Когда пришла, когда ушла- её не видно, её не слышно: Загадки лесного народа. - //Красный Север.-1998.-3 сентября(№35).
6) Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев.Сказки, стихи, легенды. - Санкт-Петербург.- Изд. Дом «Светлячок».
7) Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
8) Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной.- Томск. Изд-во Томского университета, 2001.
9) Толковый словарь под редакцией Ожегова.
10) Викопедия.
11) http://www.happy-giraffe.ru/community/10/forum/post/5914/.
12) dochki-doma/ru.
14) http://vseposlovici.ru/skorogovorki/.
15) http://ru.wikiquote.org/wiki/.
"Морская болезнь" у космонавтов
Снегири и коты
Отчего синичка развеселилась
Снежный всадник
Композитор Алексей Рыбников