Исследовательская работа на тему: этнография "Быт и обряды мордвы"
Вложение | Размер |
---|---|
1rabota_byt_i_obryady_.docx | 224.58 КБ |
МБОУ «Нойкинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
на тему
Работу выполнил: Жадаев Дмитрий, 12 лет
461610, Оренбургская область,
Бугурусланский район, с. Нойкино,
ул. Центральная 129 «б»
МБОУ «Нойкинская СОШ»
Руководитель: Жадаева Наталья Анатольевна
с. Нойкино 2013 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические корни мордовского народа…………………….. 5
1.1. Истоки……………… ……………………………………………………. 5
1.2. Численность мордовского народа ……………………………………… 5
Глава 2. Исследовательская работа……………………………………......8
2.1. Интересные сведения о культуре и быте мордвы……………………….8
2.2. Опрос учащихся МБОУ «Нойкинская СОШ» ……………………..…13
Заключение …………………………………………………………………... 15
Список литературы …………………………………………………………..16
Интернет ресурсы …………………………………………………………….16
Введение
«Родимый уголок, ты сердца вдохновенье!
Люблю я больше жизни заветные края,
природы светлый храм и рук людских творенье,
здесь для души приют, здесь Родина моя!»
Нестерова Ольга
Этнография – это история народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта в широком смысле этого слова. Это история его мировоззрения, народных знаний, верований и суеверий, обрядов и обычаев.
В России издавна жили разные народы. Сейчас на территории России проживает 150 миллионов россиян более ста национальностей. В наше время актуальной становится проблема утраты национальной культуры. У каждого народа свой родной язык, традиции, обычаи и культура. Корни моей семьи мордовские и коренные жители моей «малой родины» тоже мордва. Мне нравится мелодичный родной язык, но я, к большому сожалению, свободно говорить на нем не могу.
В школе у нас преподается мордовский язык, и мне очень нравятся эти уроки. На уроках мы узнаем очень много интересного об истории народа, которая включает в себя историю его жилища, одежды, питания, его семейного уклада, форм быта. Так же нам рассказывают, что каждая семья хранит свои традиции, реликвии. В семье старшее поколение передает накопленный опыт младшему. Меня это очень заинтересовало, и я решил провести исследование, поэтому тема моей работы: «Быт и обряды мордвы»
Цель: Изучить быт и обряды мордвы родного края.
Объект исследования: Культура мордовского народа в Оренбуржье
Задачи:
1. Изучить исторические корни мордовского народа.
2. Провести опрос среди учеников родной школы и определить количество владеющих родным языком и знающих об истории мордвы.
3. Материалы проведенного исследования сохранить в краеведческом музее школы для использования изучения культуры мордовского народа на уроках краеведения.
Гипотеза: Быт и обряды мордовского народа будут сохраняться если:
- будем знать свои исторические корни и бережно хранить и изучать национальные традиции;
База исследования: МБОУ «Нойкинская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
1.1. Истоки
В период царствования Екатерины 11, по ее Указу, ученые И.К. Кириллов и В.Н. Татищев исследовали нетронутые степи Оренбургской губернии и дали им такую оценку: «В степях много дичи, в озерах - рыбы, очень высокие густые травы, где живут гордые дрофы и стрепеты. Край необыкновенно богат растительным и животным миром». Императрицей был издан Указ о переселении крестьян для освоения щедрых и необжитых земель.
Мордва активно начала заселять Оренбургский край в начале 18 века, перебравшись сюда с территории Среднего Поволжья. Раньше других стали заселяться мордвой Бугурусланский, Асекеевский, Бузулукский районы. К 1866 году в Оренбургской губернии насчитывалось 9966 человек мордовской национальности. Селились частично в русских деревнях, возникших до их прибытия. Иногда деревни создавались на новых землях. Предки нынешней мордвы называли свои села на родном языке, зачастую по фамилиям переселенцев, например, Проня веле - Пронькино, Кирюш веле -Кирюшкино, Ташто Узелел веле - Старые Узели, Нуя веле- Нойкино.
Почти вся мордва жила в сельской местности и занималась земледелием и скотоводством. Мордовские поселения продолжали возникать и в 19-20 веках.
1.2. Численность мордовского народа
На территории Оренбургской области проживает более 2,2 млн человек 80 национальностей, в том числе 52,458 — мордовской. Наиболее компактно мордовское население проживает в Бугурусланском, Северном, Абдулинском, Матвеевском и других районах Оренбуржья. Более 65 процентов мордвы проживает в сельской местности области.
За последние десятилетия в области произошло сокращение численности мордовского населения. Если в 1970 г. в Оренбуржье численность мордвы составляла 92,2 тысячи, в 1979 г. — 80,6 тыс., в 1989 г. - 68,9 тыс, то в 2002 г. ее стало 52, 5 тысяч человек.
Следует особо отметить, что в последние десятилетия областная администрация и органы местного самоуправления проводят активную национальную политику. Заметные сдвиги произошли в области образования. Родной язык (нерусский) изучается в 163 общеобразовательных школах, в 48 дошкольных учреждениях. Мокшанский и эрзянский языки изучаются в 6 школах области. В области создано 34 национально-культурных центра и просветительских общества, в том числе функционирует Мордовский национально-культурный центр, эрзяно-мокшанское общество «Лисьмапря» (Родник»). Кроме того, развитие национальной культуры народов Оренбуржья сопровождается созданием национальных коллективов народного творчества.
Администрация области большое внимание уделяет вопросам межнациональных отношений. Этот край издавна представляет собой многонациональный ареал европейских и азиатских народов. Мордва проживает на этой территории около двух веков. Здесь традиционно она поддерживает дружеские контакты и связи с русскими, украинцами, татарами, чувашами, башкирами, казахами и другими народами. Этнокультурное общение оказало благоприятное воздействие на обогащение и развитие культуры эрзян и мокшан. Вместе с этим наблюдается очевидное ослабление национальных культурных традиций и обычаев. Поэтому всяческой поддержки заслуживают намерения общественности и органов власти Оренбуржья активно содействовать развитию в области национально-культурной автономии, с помощью которой мордва, например, может лучше не только возродить и развить свою культуру, но и творчески использовать достижения культуры других народов, совершенствовать межнациональные отношения.
В большой долине среди холмистой и овражистой местности, где несут свои воды ручьи Таш и Пасака, раскинулось село Нойкино…
Народное предание гласит, что в далёком прошлом недалеко от современного села Нойкино в каменной хижине жила башкирская семья, которая занималась скотоводством. По соседству с ней на заливных лугах, недалеко от впадения ручья Пасака в Боклу, первоначально и поселился Нуя или Нойкин со своей семьей. Жили они там недолго – около пяти лет, а потом переехали в район нынешнего села Нойкино. Впоследствии поселение растет и пополняется новыми жителями.
Анализ исторических источников показал, что корни моего народа имеют глубокое прошлое.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1. Интересные сведения о культуре и быте мордвы.
При изучении дополнительной литературы я нашел интересные сведения о приданиях, обрядах, сказках мордовского народа. Хочу представить некоторые
1.Семья и дети.
До начала нашего века у мордвы существовали две формы семьи: большая
патриархальная и малая индивидуальная. Большая семья охватывала несколько поколений потомков по мужской линии вместе с их женами, причем все они жили вместе одним двором, сообща обрабатывали свои поля, питались и одевались из общих припасов.
Число членов большой семьи иногда доходило до нескольких десятков человек. Блюстителем всего хозяйственного уклада был самый старший мужчина. Его жена ведала "чисто женскими делами". Односельчане называли ее по имени мужа с прибавлением языкового компонента "ыресь" (Иван-ыресь, Максим-ыресь).
С развитием капитализма в мордовской деревне происходили постепенные
изменения в большой семье. Часто семьи делились по воле отца из-за неуживчивости одного из сыновей или ею жены. Делили по количеству вложенного труда и по трудоспособности. Немалую роль в переселении больших семей сыграло переселение мордвы малыми семьями.
2.Мордовская свадьба
Одно из самобытных явлений в жизни мордвы- мордовская свадьба. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.
Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.
Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.
Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.
Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.
Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).
Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.
Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.
Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.
Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.
3.Жилище.
Исследованием отечественных ученых установлено, что исходной формой постоянного жилища является земляночный тип, развивавшийся по схеме: землянка - полуземлянка - наземная срубная постройка. Два последних типа развивались, возможно, параллельно. Наиболее древним и простым по плану являлось однокамерное жилище (кудо). Последние представляли собой четырехугольные срубные избы различных размеров, планировок, по сложности разные. Практически они-то и дошли до наших дней: деревянные, срубные, фундамент столбной конструкции. Материалом кровли до 1965 года служила солома. До начала XX века отапливались дома по-черному, печки строились без труб для выхода дыма, чуть ниже потолка имелось отверстие, но дым не мог полностью выйти там, для его отвода делали двойные двери. Во время топки печи наружная дверь (высотой во весь проем) открывалась, а внутренняя (высотой полпроема) оставалась закрытой.
4. Одежда эрзянского народа.
Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.
5.Сказки и легенды.
Издревле мордва бережно относилась ко всему, что окружало: к лесу, земле и, конечно, воде. Обожествление воды, покровительницей, держательницей которой считалась Ведява, вера в чудодейственную, живительно-лечебную, очистительную силу воды были свойственны как для эрзян, так и для мокшан. Праздник проводится летом, в конце июля. Праздник начинается с обряда «Ямксонь пурнамот» («Сбор проса») с участием ряженых: хозяйки воды Ведявы, Ведьати, Вирявы, Нумоло (Заяц), Каль (Ива), Килей (Береза), Тумо (Дуб), Пиче (Сосна), Гуй (Змея) и др.
Во время засухи проводится Пиземень озкс (Моление дождя), на котором участники обращаются к Ведяве с просьбой о дожде, который даст хороший урожай, о благополучии своих семей.
2.2. Опрос учащихся МБОУ «Нойкинская СОШ» В нашем исследовании приняли участие ученики 1-11 классов родной школы. Предметом исследования выбран мордовский язык, быт и обряды мордвы. Были поставлены вопросы: - У кого из вас в семье корни мордовские? - Кто владеет родным языком? - Какие обряды, обычаи мордвы вы знаете?
-Хотели бы вы изучать язык, историю, культуру, быт и обряды мордовского народа?
По результатам исследования делаем вывод:
- имеют мордовские корни -90% учащихся
- владеют родным языком -50% учащихся
-знают обряды и обычаи -40% учащихся
-желающие изучать язык, историю и культуру, быт и обряды мордовского народа – 60% учащихся
Это говорит о том, что интерес к языку истории и культуре у учащихся высокий. Многие учащиеся изучают мордовский язык, посещают кружки, факультативы, уроки краеведения, где изучается быт, обряды мордовского народа. Дети гордятся своей малой родиной, своими корнями и родным языком.
Заключение. В ходе исследования я изучил исторические материалы о прошлом мордовского народа и понял, что нужно ценить, беречь культуру.
Благодаря этой работе я много узнал об истории моего народа, о том, какой он талантливый, самобытный, какие у него культурные традиции. Я полюбил мордовскую песню, родной язык. Материалы проведенного мною исследования будут храниться в краеведческом музее школы и будут полезны для изучения культуры мордовского народа.
Список литературы
Интернет ресурсы
Мороз и заяц
Снегири и коты
Под парусами
Притча о гвоздях
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"