Исследовательская работа о факторах, влияющих на состояние здоровья современных школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа | 53.79 КБ |
Краткие выводы | 17.13 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции/подсекции: Валеология
Исследовательская работа
Тема: «От чего зависит здоровье?»
Автор работы:
Гришина Анна, 10А класс
МБОУ Шолоховской гимназии ст. Вешенской
Руководитель:
Сидорова Анжелика Александровна, учитель географии
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание.
Введение 2
1. История развития медицины. 4
1.1. История медицины Юга России. 4
1.2. История медицины в нашей местности. 4
1.3. Современное состояние местной медицины. 6
2. Состояние здоровья населения. 7
2.1. Состояние здоровья учащихся Шолоховской гимназии. 7
2.2. Данные профилактического осмотра 14-летних детей
Шолоховского района. 9
3. Факторы, определяющие здоровье населения. 10
3.1. От чего зависит здоровье? 10
3.2. Влияние различных факторов на здоровье школьников. 12
3.3. Здоровье некоторых долгожителей. 14
Заключение. 16
Приложение. 18
Литература.
Введение.
«Здоровье – главное богатство человека!» Эти слова мы слышим постоянно, с самого рождения. Человек, у которого что-то болит, не может чувствовать себя совершенно счастливым, радоваться жизни, ему тяжело заниматься любимым делом, учиться в полную силу или работать. От чего зависит здоровье? Медицина шагает очень быстро вперед. Но помогают ли эти достижения становиться здоровыми, а значит счастливыми? Меня волнуют эти вопросы, ведь будущей своей профессией я выбрала медицину.
Проблема моей работы: от чего зависит здоровье населения?
Гипотеза: Чем выше уровень развития медицины, тем большим здоровьем обладают люди.
В процессе моего исследования я использовала разнообразные методы: работа с различными ведомственными источниками и научной литературой, исторический метод, интервью с долгожителями, анкетирование учащихся, беседа со школьной медсестрой Филипповой Анной Васильевной и детским врачом районной поликлиники Криворощенко Мариной Юрьевной.
Цель: изучить факторы, влияющие на здоровье человека.
Задачи:
- изучение истории развития медицины в нашей местности;
- современное состояние медицины в Шолоховском районе;
- состояние здоровья учащихся нашей гимназии;
- анализ данных диспансеризации 14-летних подростков Шолоховского района;
- выявление факторов, влияющих на здоровье;
- выявление причин долгожительства;
- изучение образа жизни современных школьников.
Результаты моей работы могут использоваться на уроках биологии, географии, краеведения. Собранный материал будет полезен учащимся для внеклассных мероприятий о здоровом образе жизни.
1. История развития медицины.
1.1. История медицины Юга России.
До революции система здравоохранения в «казачьих» областях Дона, Кубани и Терека начала развиваться гораздо позже, чем в Центральной России. В регионе в основном работали приезжие. Средства на здравоохранение выделялись из войсковых сумм и были незначительными. На одного человека выделялось в 2 раза меньше по сравнению со среднероссийскими показателями. Даже с появлением профессиональных медиков в первой половине XIX века, казаки, офицеры и чиновники продолжали обращаться за помощью к знахарям, а к врачам сохранялось настороженное отношение.
В дореволюционный период региональные системы здравоохранения и медицинского образования, хотя и с опозданием, прошли тот же путь, что и в центре страны, но в более сжатые сроки: от военных лечебных заведений к гражданским, от обучения медиков только «у постели больного» к медицинским учебным заведениям. В конце XIX - начале XX в. на Дону и Северном Кавказе работали медицинский факультет в Ростовском университете и четыре средних медицинских учебных заведения (в Новочеркасске и Екатеринодаре – военно-фельдшерские школы, Ростове-на-Дону и Ставрополе – фельдшерские).
В годы Советской власти в развитии здравоохранения и медицинского образования произошли не только количественные, но и качественные изменения. Охрана здоровья населения стала одной из главных задач государства, усилилась специализация лечебных учреждений (открылись диспансеры, санатории, женские консультации и др.) и медиков. Лечебные, санаторные и медицинские учебные заведения стали доступны широким слоям населения. До середины 20-х гг. меры, принимаемые правительством, носили характер чрезвычайный и были направлены на борьбу с эпидемиями, которые давали высокую смертность населения. В короткие сроки открывались «заразные бараки», госпитали, выделялись средства на создание вакцин и массовые прививки граждан. Активно проводилось санитарное просвещение. С середины 20-х гг. правительство перешло от экстренных мер к плановым мероприятиям. Регулярными становились вакцинации населения, просветительская деятельность. Все эти меры привели не только к снижению заболеваемости, но и к ликвидации ряда инфекционных болезней, таких, как чума, холера, тиф и др. В 20-30-е гг. улучшилось санитарное состояние населенных пунктов региона.
Таким образом, система здравоохранения на Дону появилась гораздо позже, чем в других районах России. Наиболее быстрыми темпами развивалась она в 20-е годы XX века и позволила быстро ликвидировать тяжелые инфекционные заболевания.
1.2. История медицины в нашей местности.
О медицинском обслуживании в нашем районе в XIX веке не было и речи. На Дону свирепствовали эпидемии, в том числе и холеры в 1831, 1847, 1848 годах. Возвращалась сюда холера часто. Дети умирали от воспаления легких, скарлатины, малярии и других болезней. Из ежегодно рождавшихся на сотню человек 4,4 детей более двух умирали. В 70-х годах XIX века средняя продолжительность жизни в России считалась 34-35 лет (одна из высших в Европе), а на Дону от 16 до 20 лет.
Детская смертность на Верхнем Дону была очень высока. Согласно «экстракту, учиненному Хоперским духовным правлением из метрических книг» за 1814 год, в Вешках и Елани 12% умерших составили дети до 15-летнего возраста. Но те, кто преодолевали опасный возраст, жили долго – сказывались постоянный физический труд на открытом воздухе, закалка организма. Низкая продолжительность жизни казаков объяснялась потерями в войнах и высокой детской смертностью. 18% вешенцев и еланцев, умерших в 1814 году, скончались в возрасте старше 50 лет, преимущественно от 60 до 75.
Низкая санитарная культура усугублялась отсутствием на протяжении долгого времени медиков и лечебных заведений, а потом катастрофически незначительным их числом. Казаки обращались к доморощенным врачевателям-знахарям, которые были бессильны при лечении многих болезней.
Великую роль в хуторах и станицах сыграли фельдшера, готовившиеся в казачьих частях во время службы и продолжавшие оказывать медицинскую помощь казакам по выходе из полков и батарей. Но и фельдшеров не хватало.
В начале ХХ века в Вешенской было только одна аптека и аптекарь-частник. Аптека отпускала свою продукцию круглые сутки без выходных и отпускных дней. Кроме продажи лекарств по рецептам и без них можно было купить карандаш, перья, ручки, чернила, резинки.
Примерно в 1913 г. Было построено добротное деревянное здание для ветеринарной лечебницы. В этом здании ветлечебница работает и в наши дни. Персонал лечебницы состоял из двух ветеринарных фельдшеров и санитара.
«Памятная книжка Области Войска Донского на 1915 г.» сообщает, что в станице Вешенской на государственной службе имеются два врача, один аптекарь и одна повивальная бабка. Они упоминаются поименно: врачи Константин Макеевич Адамкович и Степан Степанович Курючник, аптекарь Матвей Иванович Черничкин и акушерка Мария Костицына. В казачьих полках положение было лучше – на каждый полк по врачу, имеется фельдшер.
В течение 20-х 30-х годов ХХ века в Вешенском районе сложилась определенная система здравоохранения. Накануне Великой Отечественной войны Вешенский район располагал хорошей по тому времени лечебно-профилактической сетью.
Система здравоохранения Вешенского района в 1940 году.
Таблица 1.
Лечебные учреждения | Количество |
Врачебные участки | 3 |
Фельдшерско-акушерские пункты | 6 |
Аптеки | 3 |
Больница | 1 |
Поликлиника | 1 |
Женская консультация | 1 |
Детская консультация | 1 |
Родильный дом | 1 |
Противотуберкулезный диспансер | 1 |
Кожно-венерологический диспансер | 1 |
Противомалярийная станция | 1 |
Эти учреждения занимали лучшие по тому времени помещения, были хорошо оснащены медицинским инвентарем.
Во время войны были разрушены здания больницы, тубдиспансер, малярийная станция, аптека, роддом. После отхода гитлеровцев, благодаря усилиям медицинских работников, восстановлены учреждения здравоохранения: поликлиника с зубным кабинетом, больница, тубдиспансер, вендиспансер, аптека.
Новое красивое, двухэтажное кирпичное здание, оштукатуренное, побеленное стояло на месте нынешнего здания универмага.
По воспоминаниям старейшего врача района, заслуженного работника здравоохранения России Татьяны Лукьяновны Ерохиной (Грибановой), в 1946-47 гг. здесь располагался райисполком. Затем было принято решение разместить районную больницу.
На первом этаже располагалась кухня, которая и зимой и летом топилась дровами. В родильном отделении работала одна акушерка Елена Акимовна Ушакова, авторитетный и грамотный медработник. В ночное время суток роды принимали при керосиновой лампе, так как электрический свет подавался до 12 часов ночи. В 1959г. приехала врач - Лидия Андреевна Глинкина.
Здесь же на первом этаже находилось инфекционное отделение.
На втором этаже находился кабинет врачей, мужская палата на 14-16 коек, гинекологическая палата на 12-14 коек, терапевтическая и хирургическая палаты, такие же большие. Напротив палат находилась операционная, процедурная, перевязочная, раздаточная и комната для медсестер.
В декабре 1963 года было закончено строительство нового здания районной больницы, находящееся в восточной части станицы Вешенской. После нового 1964 года больница переехала в новый комплекс зданий: лечебный 3-х этажный корпус, отдельное здание инфекционного отделения, отдельное помещение пищеблока и т.д.
Подводя итог, следует отметить, что система здравоохранения в нашем районе, так же как и на всем Юге России, стала развиваться достаточно поздно. Из-за этого, смертность до революции была одной из самых высоких в России. Умирали от инфекционных болезней, на войне. Высокими показателями характеризовалась детская смертность. Медицина начинает активно развиваться с 20-х годов ХХ века. С ее развитием уменьшается смертность и увеличивается продолжительность жизни.
1.3. Современное состояние местной медицины.
До начала ХХI века система здравоохранения активно развивается. Увеличивается количество лечебных учреждений. В большинстве населенных пунктов работают амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты (табл.2)
Структура лечебно-профилактических учреждений
Шолоховского района.
Таблица 2.
Лечебные учреждения | Количество на 2002г. | Количество на 2012г. |
Вешенская центральная районная больница | 1 | 1 |
Базковская участковая больница | 1 | 1 |
Врачебные амбулатории | 5 | 5 |
Поликлиника | 1 | 1 |
Кожвендиспансер | 1 | 1 |
Тубдиспансер | 1 | 1 |
Фельдшерско-акушерские пункты | 7 | 7 |
Фельдшерские пункты | 17 | 15 |
Сегодня в учреждениях здравоохранения района работают 410 сотрудников. Из них 46 врачей и 126 человек среднего медицинского персонала. В сравнении со среднероссийскими показателями, обеспеченность в 3 раза ниже: 51 врач на 10 тыс. населения в России против 16,4 в Шолоховском районе; 127 человек медицинского персонала в России и 45 в районе.
Учреждения очень медленно оснащаются новой техникой. Поэтому для более точного обследования приходится ехать в Миллерово (150 км), Ростов-на-Дону (360 км) или другие города.
Как альтернатива в Вешенской работает санаторий «Вешенский», куда можно обратиться за платной помощью. В нем работают 20 врачей и 30 человек среднего медицинского персонала. Здесь более широкий набор современной медицинской техники.
Таким образом, современная система здравоохранения района развивается не так быстро. По обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом мы отстаем от среднероссийских показателей. Для диагностирования ряда заболеваний приходится ехать в городские клиники.
2. Состояние здоровья населения.
2.1. Состояние здоровья учащихся Шолоховской гимназии.
Для анализа состояния здоровья населения, я выбрала учеников нашей гимназии, так как эти данные легче воспринимать учащимся и именно в детстве
закладывается здоровье взрослого человека.
В нашей гимназии обучается 546 человек. Из них 7 – это дети-инвалиды, которые учатся на домашней форме обучения. 240 учатся в начальной школе, 245 – в средних классах, 61 – в старших классах.
По данным анкетирования (рис. 4), большая часть детей оценивают состояние своего здоровья как хорошее (более половины) и удовлетворительное. Не довольны своим здоровьем 7% детей, причем большая часть в старших классах. Но этот показатель в 2 раза ниже, чем количество хронически больных. Т.е. дети оптимистически относятся к своему здоровью. Пытаются не обращать внимания на свои заболевания.
По данным школьного медпункта (рис. 1), 112 учащихся (20%) – абсолютно здоровы и относятся к I медицинской группе. Ко II медицинской группе относятся 348 человек (64%) – это дети, которые имеют функциональные отклонения в здоровье. В эту группу включаются предрасположенные к туберкулезу, с болезнями полости рта (кариесом и др.), с недостаточным или избыточным весом, с болезнями глаз, дети с острыми заболеваниями. В III медицинскую группу включаются учащиеся с хроническими заболеваниями. Их 16% от общего числа. Хронические заболеваний наших учащихся затрагивают разные органы и системы организма. Самые распространенные – вегето-сосудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит, хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит. Меньше встречается сколиоз, плоскостопие, увеличенные аденоиды, хронический гломерулонефрит. По двое детей болеют тяжелыми заболеваниями – бронхиальной астмой и сахарным диабетом.
Учащиеся могут иметь по несколько заболеваний, но относятся к этим группам по основному заболеванию.
По рисунку 1 видно, что показатели нашей гимназии сопоставимы с аналогичными показателями Шолоховского района. Хотя у нас на 6% больше здоровых детей, чем в Шолоховском районе, хотя и на 2% больше хронических заболеваний.
В сравнении с данными Минздрава РФ, наблюдается существенное отклонение. В России здоровых детей школьного возраста 14%, так же как и в среднем в Шолоховском районе, а хронически больных гораздо больше, чем в нашей местности. Это в 2,2 раза больше, чем в нашей гимназии и в 2,5 раза больше Шолоховского района.
Данные цифры позволяют сделать вывод о том, что в нашей местности медицина развита гораздо лучше, чем в среднем в России. Но как мы увидели выше, это не так. Очевидно, существуют другие факторы, кроме развития медицины, оказывающие влияние на здоровье.
По данным школьной медсестры, по заболеваемости по возрастным группам наблюдаются следующие тенденции. Наличие некоторых тяжелых хронических заболеваний не зависит от возраста. В частности дети уже приходят в школу с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями почек. Чаще всего эти болезни остаются у них на всю жизнь.
В школе приобретаются болезни глаз, сколиоз, плоскостопие. В начальных классах эти заболевания встречаются очень редко. А диагностируются в средних и старших классах. Сколиоз, лордоз, кифоз, нарушение осанки – заболевания, связанные с искривлением позвоночника, формируются при слабой мышечной системе. Этим заболеваниям способствуют неправильная школьная мебель, за которой дети проводят большую часть дня, малоподвижный образ жизни.
Гастриты и другие желудочно-кишечные заболевания также возникают в школьном возрасте и к старшим классам их становится больше. Это происходит из-за того, что у учащихся часто нарушен режим питания и неправильно качество потребляемой пищи.
С возрастом растет количество детей, имеющих положительную реакцию манту: с 4-8% в начальных классах до 30-45% в старших классах. Это объясняется не тем, что становится больше тубинфецированных, а тем, что увеличивается аллергичность детей.
По данным школьного медпункта только 20% учащихся совершенно здоровы, 64% имеют функциональные отклонения или острые заболевания, 16% хронически больны. Хронические заболевания затрагивают пищеварительную систему, костно-мышечную, систему кровообращения. Некоторые болезни не зависят от возраста, но часть заболеваний дети приобретают в школьные годы.
2.2. Данные профилактического осмотра.
14-летних детей Шолоховского района.
В декабре 2011 года врачами поликлиники был организован полный диспансерный осмотр 14-летних подростков района. Детей тщательно осматривали 10 специалистов из нашей поликлиники и из Ростова. Осмотр прошли 176 детей из 207 данного возраста, т.е. 85%. Наши учащиеся проходили обследование в составе 51 человека.
Этот возраст был выбран не случайно. Подростковый возраст – переход от детства во взрослую жизнь. В это время перестраиваются все системы и резко возрастает нагрузка на организм. Заболеваемость подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. В это время формируются многочисленные функциональные расстройства и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья. По сравнению с другими возрастными группами, у подростков явно доминируют заболевания эндокринной, нервной, мочевыделительной и костно-мышечной систем. Выявление и своевременное лечение позволяет избавиться от многих заболеваний во взрослом возрасте.
В результате этого обследования было выявлено 237 заболеваний: это 1,4 заболевания в среднем на одного подростка. Лишь 6 человек являются абсолютно здоровыми. У 35 человек выявлены небольшие изменения, достаточно быстро исправляемые, например, кариес. 77% имеют серьезные заболевания, из них 40% - мальчики и 37% - девочки.
Сравнение распределения 14-летних подростков по группам здоровья (рис. 1) показывает, что процент здоровых детей в этой группе минимальный. Он гораздо ниже, чем в среднем у всех школьников по району и по России. Это объясняется повышенной заболеваемостью в подростковом возрасте, о чем было сказано выше. А также, очевидно, тем, что врачи работали тщательно, выявляя какие-то скрытые отклонения, из-за которых ребенок не обратился бы к врачам. Доля детей III группы здоровья соответствует данному показателю в целом по Шолоховской гимназии и по Шолоховскому району.
Структура выявленных заболеваний соответствует возрастным особенностям (рис. 2). 1/3 всех заболеваний приходится на нарушения костно-мышечной системы: сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие. Это может объясняться малоподвижным образом жизни современных детей и неудобной школьной мебелью. На втором месте эндокринные заболевания. В нашей местности повышена заболеваемость щитовидной железы. Медики объясняют это недостатком йода в воде и в питании. На третьем месте – болезни мочеполовой системы. Также были выявлены проблемы с весом, со зрением и нервной системой. Не были обнаружены лор-заболевания и болезни органов пищеварения.
Диагностический осмотр показал, что в возрастной группе 14-летних подростков наблюдается повышенная заболеваемость по сравнению с остальными возрастными группами, что связано с перестройкой всех систем организма в данном возрасте. Особенно вызывают опасения нарушения костно-мышечной, эндокринной, мочеполовой систем.
3. Факторы, определяющие здоровье населения.
3.1. От чего зависит здоровье?
Ответ на этот вопрос находим в книгах по гигиене и валеологии.
Медицина преследует две цели: сохранение здоровья и излечение бо-лезней.
Здоровье детей формируется под воздействием многочисленных био-логических, социально-гигиенических и экологических факторов. Многими научными исследованиями доказано, что самым главным фактором является состояние окружающей среды и прежде всего антропогенное загрязнение. Оно вызывает различные отклонения в состоянии здоровья и переход в хронические формы многих заболеваний.
Попов С.В. дает следующие данные (рис. 3). Здоровье зависит на 20% - от наследственных факторов, 20% - от внешнесредовых условий, от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения, 50% - от образа жизни.
То есть, медицина оказывает не очень большое влияние на состояние здоровья населения. Причем, подавляющая роль принадлежит образу жизни. К здоровому образу жизни относятся следующие составляющие:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих составляющих.
Режим дня.
Правильный режим дня школьника – это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся из дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время. Это способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего. В связи с этим учащиеся, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают.
В задачу режима дня входит правильная организация сна, питания, организация смены видов деятельности, чередование труда и отдыха, занятия физкультурой и спортом, пребывание на свежем воздухе.
Сон.
Сон – это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функций клеток коры головного мозга. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма ребенка: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. Французские исследователи установили, что если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе, а остальные имеют посредственную успеваемость. Снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
По данным хронобиологов с 22 до 24 часов во сне усиливается выработка мелатонина. Мелатонин - антиоксидант, нейтрализующий свободные радикалы сильнее, чем витамин Е. Так же, он улучшает иммунитет, препятствует росту раковых опухолей, имеет антитоксическое действие и замедляет процессы старения. Таким образом, отодвигая время засыпания на более позднее, мы лишаем себя этого очень полезного гормона.
Двигательный режим.
Жизнь современного человека характеризуется гиподинамией, т.е. основная причина многих болезней – недостаточная двигательная активностью. Отсутствие физических нагрузок отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (диабет), снижает устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Ученые определили, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми. Установлено, что при переходе ребенка из детского сада в школу его двигательная активность падает на 50%. Нью-Йоркское страховое общество обследовало 100 тысяч своих клиентов: у тех, кто занимался физическим трудом или спортом, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний втрое меньше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Победить гиподинамию можно только с помощью физических упражнений.
Особенно страдают от гиподинамии школьники: согласно статистике 85% времени бодрствования старшеклассник вынужден проводить сидя за рабочим столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры еще более обездвижили детей и подростков.
Режим питания.
Рациональное питание состоит из следующих принципов: пищевой рацион по калорийности должен соответствовать энергозатратам, качественный состав пищи должен быть нормируемым (т.е. должно соблюдаться правильное соотношение между белками, жирами, углеводами, минеральными веществами, витаминами и водой), определенный режим питания.
Пища должна приниматься в одно и то же время суток: это позволяет выработать условные рефлексы, обеспечивает оптимальную готовность организма к приему пищи. При беспорядочном питании пищевой рефлекс угасает, снижается аппетит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения. Для школьников рекомендуется четырехразовое питание.
По данным современных ученых, медицина является далеко не главным фактором крепкого здоровья населения. Более важны наследственные факторы, состояние окружающей среды. А самым главным является здоровый образ жизни, включающий в себя отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, двигательная активность, правильное питание.
3.2. Влияние различных факторов на здоровье школьников.
Наследственные факторы проверить сложно, поэтому их изучение не входило в задачи данной работы.
Экология нашего края характеризуется как благоприятная.
Воду станица получает из водопровода, который питается из Отрога, источника подземной мягкой и чистой воды. По данным экологического комитета, вода не содержит вредных для здоровья примесей. Но отрицательным фактором являются устаревшие коммуникации (некоторые 1936 года), которые могут содержать мусор и слизь, а также отсутствие некоторых нужных для организма веществ в воде, например, йода и кальция.
Атмосфера в нашей местности также не загрязнена. Большие промышленные города находятся на большом расстоянии. В районе отсутствуют крупные промышленные предприятия. Наш район занимает первое место в области по облесению территории. Вокруг Вешенской находятся сосновые леса, очищающие воздух, снабжающие его кислородом и другими полезными веществами.
Благоприятная экологическая обстановка объясняет меньший уровень заболеваемости школьников в нашей местности по сравнению с российскими показателями.
Образ жизни современных школьников я изучала по данным анкетирования. Раздавались анкеты по случайному принципу. Их заполнение производилось добровольно для более точного результата.
На основании их анализа можно сделать следующие выводы.
Как было сказано выше, большая часть детей довольна своим здоровьем. Эти показатели очень похожи на преобладающее настроение у детей. Угнетенное состояние чаще всего испытывают учащиеся, недовольные своим здоровьем. Но в начальной школе угнетенное состояние вызывается не только плохим здоровьем, но и другими факторами. Дети младших классов чаще испытывают дискомфорт.
Часто простудой болеют 36% учащихся. Заболеваемость, как ни странно, возрастает к старшим классам, хотя иммунитет должен укрепляться к этому возрасту. Это еще может объяснять тем, что учащиеся начинают менее бережно относиться к своему здоровью. При лечении простуды более половины (56%) доверяют лекарствам из аптеки, так как они более действенны. 24% сочетают их с традиционными народными средствами. С возрастом растет доверие к химическим лекарствам. 7% заявили, что простуда проходит сама, без всяких лекарств.
Важным фактором для укрепления здоровья является двигательная активность детей. 37% опрошенных занимаются спортом только в школе. 27% дополнительно сами делают зарядку, 36% посещают секции. При этом, учащиеся начальной школы в основном занимаются сами. В средних классах большая часть (42%) занимается спортом в секции. В старших классах почти половина (49%) – уделяют малое внимания спорту. Учитывая то, что наша жизнь стала очень комфортной и тяжелых физических нагрузок дома дети не испытывают, занятия спортом просто жизненно необходимы.
30% учащихся мало времени проводят на улице. Причем количество этого времени сокращается к старшим классам. Это объясняется возрастающими нагрузками при выполнении домашних заданий. Не остается времени на спорт и прогулки.
А вот количество времени, проведенного у компьютера, возрастает. В начальных классах допустимое время у компьютера составляет не более 20 минут в день. Этого правила придерживаются лишь 30% детей. А каждый пятый проводит более 2 часов. В старших классах уже более половины учащихся большую часть времени проводят у компьютера в неподвижном состоянии.
С режимом питания дело обстоит еще хуже. Лишь 20% учащихся соблюдают режим питания. 50% едят нерегулярно, а 30% перекусывают в течение всего дня. Нарушение режима питания часто приводит к болезням желудочно-кишечного тракта. Соотношение по всем возрастным группа примерно одинаковое. Только в среднем звене лучше обстоит дело с режимом питания.
Дети с детства знают, что курить вредно для здоровья. Но в нашем обществе это порок еще не изжит. Поэтому уже в младших и средних классах дети иногда курят, хотя это курение не носит постоянного характера. В старших классах уже 13% курят редко (10 человек), а 6 % (5 человек) постоянно. Причем из этих 5 учащихся один признался, что курит 6-7 сигарет в день, а четверо – около 10 сигарет в день. На учете у социального педагога стоят 10 учащихся, которые курят регулярно, даже в школьное время. Это мальчики 9-11 классов.
Как было сказано выше, нашему организму нужно отдыхать уже с 22 часов. Но лишь 16% придерживаются этого правила. 46% ложатся позже 23 часов, засиживаясь у компьютера или телевизора. Время, затраченное на сон, уменьшается с возрастом.
В результате моего обследования можно сделать вывод, что благоприятная экологическая обстановка нашего края положительно влияет на здоровье людей. А вот режим современных школьников не укрепляет здоровье, а влияет на него негативно. Более трети детей не уделяют спорту никакого внимания и мало времени проводят на улице. В современных условиях повышенного комфорта эти дети совершенно не получают физических нагрузок. Что усугубляется увеличивающимся временем, проведенным у компьютера или телевизора в неподвижном и не всегда в удобном состоянии. Режим питания соблюдает лишь каждый пятый учащийся. И каждый пятый старшеклассник подвержен пагубной привычке – курению.
3.3. Здоровье некоторых долгожителей.
По данным современных ученых, медицина является далеко не главным фактором крепкого здоровья населения. Более важны наследственные факторы, состояние окружающей среды. А самым главным является здоровый образ жизни, включающий в себя отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, двигательная активность, правильное питание.
Чтобы понять причины крепкого здоровья и долгожительства, я взяла интервью у 5 долгожителей: у Зубковой Татьяны Григорьевны (1922 г. рождения), Лохмановой Анны Ивановны (1918 г.), Калмыковой Таисии (1917 г.), Дюковой Таисии Ивановны (1927 г.), Гнилицкой Надежды Ильиничны (1926 г).
Эти женщины совсем разные и судьбы их отличаются. Но их объединяет любовь к жизни, общительность, доброта, непритязательность, сострадание. Все они с раннего детства привыкли к тяжелой физической работе. Перенесли тяжелые времена и потрясения: войну, голод, послевоенные годы. Вся их жизнь прошла в заботе не о себе, а о семье и об окружающих. Все они в редких случаях пользовались медицинскими услугами. Чаще всего, заболевая простудой, доверяют народным методам лечения. Делают настои, растирки, отвары на лечебных травах. Только в случае острых тяжелых заболеваний (воспаления легких, переломов, травм) обращаются к врачам.
Больше всего меня поразила Лохманова А.И. Про свои болезни она не помнит. Ей некогда было болеть. Работала учителем младших классов, сама поднимала пятерых дочерей, так как муж умер рано. Держала огромное хозяйство: корову, свиней, птицу. Приходилось работать по ночам, чтобы дать высшее образование всем детям. В 80 лет Анна Ивановна строила себе жилье, оставив свой дом дочке. Увидев ее, никогда не поверишь, что ей 93 года. Столько в ней энергии, бодрости, оптимизма. Это очень открытый и позитивный человек. Летом занимается огородом, зимой вяжет ковры и покрывала. У нее 5 дочерей, 8 внуков, 7 правнуков.
Сегодня все эти женщины-долгожительницы находятся в хорошей физической форме, сами много работают по хозяйству, содержат огород, помогают своим детям и внукам. Ведут социально активный образ жизни. Кроме своих родных, общаются с подругами, бывшими сослуживцами, соседями, ходят на концерты и встречи. Находятся в курсе общественной жизни страны, читают газеты и книги. Стараются быть полезными окружающим: помогать советом или делом. Отзывчивы на внимание. Любят принимать у себя гостей.
Во время появления этих людей на свет, медицина только начинала появляться в нашей местности. Дети выживали не все, а только самые сильные. Поэтому одной из причин долголетия, очевидно, является наследственность.
Таким образом, здоровье долгожителей в меньшей степени зависит от уровня развития медицины, а в большей – от физической активности, оптимизма, наличия цели в жизни. Немаловажным фактором является то, что они питаются простой, натуральной пищей, которую чаще всего выращивают сами.
Заключение.
В процессе своей работы я частично подтвердила первоначальную гипотезу. Чем выше уровень развития медицины, тем большим здоровьем обладают люди.
Система здравоохранения в нашем районе, так же как и на всем Юге России, стала развиваться достаточно поздно. Из-за этого, смертность до революции была одной из самых высоких в России. Умирали от инфекционных болезней, на войне. Высокими показателями характеризовалась детская смертность. Медицина начинает активно развиваться с 20-х годов ХХ века. С ее развитием уменьшается смертность и увеличивается продолжительность жизни. Развитие системы здравоохранения позволила очень быстро победить инфекционные заболевания и справиться с детской смертностью.
Современная система здравоохранения района развивается не так быстро. По обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом наш район отстает от среднероссийских показателей. Для диагностирования ряда заболеваний приходится ехать в городские клиники. Но, не смотря на это, заболеваемость детей в нашей гимназии и в нашем районе ниже, чем в среднем по России. Это говорит о том, что медицина не является единственным фактором повышения здоровья населения.
По данным школьного медпункта только 20% учащихся совершенно здоровы, 64% имеют функциональные отклонения или острые заболевания, 16% хронически больны. Хронические заболевания затрагивают пищеварительную систему, костно-мышечную, систему кровообращения. Некоторые болезни не зависят от возраста, но часть заболеваний дети приобретают в школьные годы.
Районный диагностический осмотр показал, что в возрастной группе 14-летних подростков наблюдается повышенная заболеваемость по сравнению с остальными возрастными группами, что связано с перестройкой всех систем организма в данном возрасте. Особенно распространены нарушения костно-мышечной, эндокринной, мочеполовой систем.
В ходе работы были выявлены и оценены другие факторы, кроме развития здравоохранения, влияющие на здоровье. К ним относятся наследственность, экологическое состояние окружающей среды и образ жизни.
Благоприятная экологическая обстановка нашего края положительно влияет на здоровье людей. А вот режим современных школьников не укрепляет здоровье, а влияет на него негативно. Более трети детей не уделяют спорту никакого внимания и мало времени проводят на улице. В современных условиях повышенного комфорта эти дети совершенно не получают физических нагрузок. Что усугубляется увеличивающимся временем, проведенным у компьютера или телевизора в неподвижном и не всегда в удобном состоянии. Режим питания соблюдает лишь каждый пятый учащийся. И каждый пятый старшеклассник подвержен пагубной привычке – курению.
Здоровье долгожителей в меньшей степени зависит от уровня развития медицины, а в большей – от здорового образа жизни. А именно – от физической активности, оптимизма, наличия цели в жизни, правильного питания.
Результаты моей работы важны для осознания того, что каждый человек – сам творец своего здоровья. Медицина может только помочь в сложной или чрезвычайной ситуации, а работать над своим здоровьем нужно ежедневно, начиная с детства.
Литература.
От чего зависит здоровье? Почему многие люди лишены этого главного богатства нашей жизни? Проблема моей работы: анализ зависимости здоровья населения от различных факторов.
Гипотеза: Высокий уровень развития медицины, благоприятная экологическая обстановка, правильный образ жизни улучшают состояние здоровья людей.
Цель: изучить факторы, влияющие на здоровье человека. Исходя из цели, моя работа строилась по нескольким направлениям: история развития Вешенской медицины и ее влияние на здоровье, изучение здоровья на примере детского населения района, анализ образа жизни учащихся и некоторых долгожителей.
В процессе исследования я использовала разнообразные методы: исторический, работа с различными ведомственными источниками, архивными документами и научной литературой, интервью с долгожителями, анкетирование учащихся, беседы со школьной медсестрой Филипповой Анной Васильевной и детским врачом районной поликлиники Криворощенко Мариной Юрьевной.
В процессе своей работы я подтвердила первоначальную гипотезу. По результатам моей работы можно сделать следующие выводы.
Система здравоохранения в нашем районе, так же как и на всем Юге России, стала развиваться достаточно поздно. Из-за этого, смертность до революции была одной из самых высоких в России. Умирали от инфекционных болезней, на войне. Высокими показателями характеризовалась детская смертность. Медицина начинает активно развиваться с 20-х годов ХХ века. Накануне Великой Отечественной войны Вешенский район располагал хорошей по тому времени лечебно-профилактической сетью. Эти учреждения занимали лучшие по тому времени помещения, были хорошо оснащены медицинским инвентарем. С развитием медицины уменьшается смертность и увеличивается продолжительность жизни. Развитие системы здравоохранения позволило очень быстро победить инфекционные заболевания и справиться с детской смертностью.
Современная система здравоохранения района развивается не так быстро. По обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом наш район отстает от среднероссийских показателей. Для диагностирования ряда заболеваний приходится ехать в городские клиники.
Анализируя показатели здоровья сегодняшних учащихся, пришла к выводу, что дети обладают слабым состоянием здоровья. По данным школьного медпункта, только 20% учащихся совершенно здоровы, 64% имеют функциональные отклонения или острые заболевания, 16% хронически больны.
По рисунку видно, что показатели нашей гимназии сопоставимы с аналогичными показателями Шолоховского района. Хотя у нас на 6% больше здоровых детей, чем в Шолоховском районе, но на 2% больше хронических заболеваний.
В сравнении с данными Минздрава РФ наблюдается существенное отклонение. В России здоровых детей школьного возраста 14%, так же как и в среднем в Шолоховском районе, а хронически больных гораздо больше, чем в нашей местности. Это в 2,2 раза больше, чем в нашей гимназии и в 2,5 раза больше Шолоховского района.
Данные цифры позволяют сделать вывод о том, что существуют другие факторы, кроме развития медицины, оказывающие влияние на здоровье.
Хронические заболевания наших школьников затрагивают пищеварительную систему, костно-мышечную, систему кровообращения. Некоторые болезни не зависят от возраста: сахарный диабет, бронхиальная астма, заболевания почек. Но часть заболеваний дети приобретают в школьные годы: болезни глаз, сколиоз, плоскостопие, желудочно-кишечные патологии, аллергии. Это связано с неудобной школьной мебелью, погрешностями в питании, слабой физической активностью.
Районный диагностический осмотр показал, что в возрастной группе 14-летних подростков наблюдается повышенная заболеваемость по сравнению с остальными возрастными группами, что связано с перестройкой всех систем организма в данном возрасте. Особенно распространены нарушения костно-мышечной, эндокринной, мочеполовой систем.
В ходе работы были выявлены и оценены другие факторы, кроме развития здравоохранения, влияющие на здоровье. К ним относятся наследственность, экологическое состояние окружающей среды и образ жизни.
Благоприятная экологическая обстановка нашего края положительно влияет на здоровье людей. Мы пьем чистую родниковую воду. Дышим свежим воздухом, лишенным промышленных газов и очищенным сосновыми насаждениями.
Для изучения образа жизни современных школьников мною было проведено анкетирование учащихся всех возрастных групп гимназии. К здоровому образу жизни относятся следующие составляющие: отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции.
Важным фактором для укрепления здоровья является двигательная активность детей. 37% опрошенных занимаются спортом только в школе. 27% дополнительно сами делают зарядку, 36% посещают секции. В старших классах почти половина (49%) – уделяют малое внимания спорту. Учитывая то, что наша жизнь стала очень комфортной и тяжелых физических нагрузок дома дети не испытывают, занятия спортом просто жизненно необходимы.
30% учащихся мало времени проводят на улице. Причем количество этого времени сокращается к старшим классам. Это объясняется возрастающими нагрузками при выполнении домашних заданий. Не остается времени на спорт и прогулки.
А вот количество времени, проведенного у компьютера, возрастает. В начальных классах допустимое время у компьютера составляет не более 20 минут в день. Этого правила придерживаются лишь 30% детей. А каждый пятый проводит более 2 часов. В старших классах уже более половины учащихся большую часть времени проводят у компьютера в неподвижном состоянии.
С режимом питания дело обстоит еще хуже. Лишь 20% учащихся соблюдают режим питания. 50% едят нерегулярно, а 30% перекусывают в течение всего дня. Нарушение режима питания часто приводит к болезням желудочно-кишечного тракта.
Дети с детства знают, что курить вредно для здоровья. Но в нашем обществе это порок еще не изжит. Поэтому уже в младших и средних классах дети иногда курят, хотя это курение не носит постоянного характера. В старших классах уже 13% курят редко (10 человек), а 6 % (5 человек) постоянно. Причем из этих 5 учащихся один признался, что курит 6-7 сигарет в день, а четверо – около 10 сигарет в день.
Нашему организму нужно отдыхать уже с 22 часов. Но лишь 16% придерживаются этого правила. 46% ложатся позже 23 часов, засиживаясь у компьютера или телевизора. Время, затраченное на сон, уменьшается с возрастом.
Таким образом, режим дня и образ жизни современных школьников не укрепляют здоровье, а влияют на него негативно.
Здоровье долгожителей в меньшей степени зависит от уровня развития медицины, а в большей – от наследственности и здорового образа жизни. А именно – от физической активности, оптимизма, наличия цели в жизни, правильного питания.
Результаты моей работы важны для осознания того, что каждый человек – сам творец своего здоровья. Медицина, вне сомнения, важное достижение научного прогресса, но она может помочь лишь в сложной или чрезвычайной ситуации, а работать над своим здоровьем нужно ежедневно, начиная с детства.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Отчего синичка развеселилась
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Как нарисовать зайчика
Прекрасная химия