Ценности олимпийского движения и олимпийские идеалы особенно актуальны в современном мире, где особенное значение приобретают идеи политической стабильности, сотрудничества и противодействия практике распространения насилия и агрессии в международных отношениях. В условиях нарастающей конфронтации с Западом и частичного возврата к риторике холодной войны олимпийское движение является эффективным инструментом формирования позитивного имиджа государства, что является непременным условием успешной интеграции России в мировое сообщество.
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada.docx | 51.33 КБ |
ИНТЕЛЛЕКТ – ФЕСТИВАЛЬ ШКОЛЬНИКОВ «ПОЛИТИКА ВОКРУГ НАС»
Олимпийское движение как способ интеграции России в мировое сообщество
Проект ученицы 10 А класса
МБОУ СОШ № 26 г. Балаково
Саратовской области
Корсаковой Виктории Александровны.
Руководитель: учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ№26
Золотарева Т. А.
Саратов, 2014
Содержание
Стр.
I. Введение. 3
II. Основная часть.
Глава 1. Форма спортсменов как способ представления 4
государства
Глава 2. «Русский Дом» на олимпийских играх 6
Глава 3. Роль Сочи 2014 в изменении образа России 8
III. Заключение 12
IV. Литература и источники 14
V. Приложения
Приложение 1. Олимпийская форма СССР 16
Приложение 2. Форма олимпийской сборной России. Пекин, 2008 17
Приложение 3 Форма олимпийской сборной России. Сочи, 2014 17
Приложение 4. Цвета Сочи 2014 18
Приложение 5. Здание «Science World», Ванкувер 18
Приложение 6. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи.
Л. Н. Толстой 19
Приложение 7. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи.
Олимпийский мишка 19
Приложение 8. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи. Дети 20
Введение
Ценности олимпийского движения и олимпийские идеалы особенно актуальны в современном мире, где особенное значение приобретают идеи политической стабильности, сотрудничества и противодействия практике распространения насилия и агрессии в международных отношениях. В условиях нарастающей конфронтации с Западом и частичного возврата к риторике холодной войны олимпийское движение является эффективным инструментом формирования позитивного имиджа государства, что является непременным условием успешной интеграции России в мировое сообщество.
Степень осознания этого факта политической элитой РФ очевидна: роль В. В. Путина в выборе Сочи столицей олимпийских игр 2014, усилия, которые приложило государство для организации олимпиады, позволяют прессе называть игры не иначе, как «путинскими»[1].
Цель проекта: выявить роль олимпийского движения в формировании позитивного образа России в глазах Западного сообщества, формы и методы достижения этого результата.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экипировку олимпийской сборной как способ создания визуального образа страны;
- выявить, какую роль играет «Русский дом» в формировании образа страны;
- оценить роль олимпиады в Сочи в формировании позитивного образа России.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе существует ряд исследований, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязи политики и спорта, однако представляется возможным рассмотреть методы использования современного олимпизма для формирования представления о России и ее гражданах с учетом эффекта проведения «домашней» олимпиады.
Глава 1. Форма спортсменов как способ представления государства
«Экипировка команды на Олимпиаде имеет очень важное значение. Форма не только объединяет спортсменов, тренеров, болельщиков. Это еще и лицо нашей команды на Олимпийских играх», – считает президент ОКР Александр Жуков.[2]
Требование о единой форме для каждой национальной сборной было занесено в Олимпийскую хартию перед Играми 1936 года в Берлине. Уникальная форма уже тогда выполняла не только практическую функцию идентификации команды, но и давала возможность продемонстрировать национальные традиции. Так, французская команда в тот год появилась в беретах, британская – в соломенных шляпках-канотье, а египетская была облачена в фески.
В СССР вопросами экипировки спортсменов занимался Главспортпром, имевший собственные швейные и обувные фабрики (приложение 1). Это были обычные костюмы хорошего качества, и о спецзаказе говорил только герб, нашитый на пиджак. В советской идеологии изначально было заложено, что внешний вид значения не имеет, главное – духовное богатство. «Как же часто нашим олимпийцам было неловко и обидно за свою форму! … Мы получали со склада черные шерстяные купальники... Причем украшать эти купальники было категорически запрещено», – вспоминала Лариса Латынина[3].
Идея о внешнем виде спортсменов как способе представления государства была реализована впервые в лишь 2002 году: тогда в основе оформления формы были использованы цвета национального флага и народный орнамент. И именно тогда форма российской сборной стала узнаваемой во всем мире. Изюминкой дизайна являлось то, что слово Russia написано такими же буквами, как «СССР» в послевоенные годы. Впоследствии дизайн менялся, но основные элементы – цвета и орнамент – оставались неизменными. В начале 2005 года вышел приказ об использовании изображения Государственного герба РФ, разработанный Федеральным агентством по физической культуре и спорту совместно с Геральдическим советом при Президенте России. Знаком отличия каждого российского спортсмена стало изображение золотого двуглавого орла в коронах со скипетром и державой[4].
При создании новой коллекции для олимпийских игр в Пекине дизайнеры постарались максимально адаптировать символику на форме команды к многочисленным символам китайской культуры. Цветочный узор, использованный на трёх предыдущих олимпиадах, был заменён на стилизованную восьмёрку из крыльев жар-птицы. Получился не просто волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, но и символ счастья в Китае (приложение 2). На XXX летних Олимпийских играх в наградной форме команды России «перо Жар-птицы» сменил паттерн RU, где, помимо букв российского домена, зашифрованы герои народных сказок – Пегас и Грифон (приложение 3).
Основной визуальный ряд Олимпиады в Сочи представил собой развитие идеи о форме как визуальном послании. С одной стороны, собранное из множества традиционных узоров, олимпийское лоскутное одеяло отражает сегодняшнюю Россию и создает для всего мира ее новый образ дружелюбного, ценящего традиции, но живущем в современном мире народа, уникального в своем разнообразии: 17 миллионов квадратных километров, 9 часовых поясов, 13 морей, 180 языков, 160 народов. С другой стороны, лоскутное одеяло является родным как для городов России, так и для зарубежных стран – Сардинии и Шотландии, Гватемалы и Марокко, Португалии и Японии, Австралии и Канады, Австрии и Монголии (приложение 4).
Таким образом, олимпийская форма является одним из способов представления страны всему миру. Руководство СССР использовало внешний вид спортсменов как предлог для идеологической пропаганды: форму украшала лишь государственная символика. На Олимпиаде в Сочи форма российской олимпийской сборной, как никогда, отражала многообразие и уникальность русской культуры и, вместе с тем, давала представление о том, насколько похожими могут быть культурные традиции различных народов.
Глава 2. «Русский Дом» на олимпийских играх
Во время каждой олимпиады страны-участницы создают свои площадки для общения с членами национальных сборных и для рассказа о культуре своей страны. «Русский дом» – российская площадка, которая традиционно является одной из самых гостеприимных и посещаемых.
Впервые «Русский дом» появился на зимней Олимпиаде 1994 года в норвежском Лилле Хаммере по инициативе президента ОКР Виталия Смирнова. Изначально он рассматривался как место отдыха спортсменов и занимал небольшую бревенчатую постройку, переданную ОКР безвозмездно на время игр[5]. Но с каждой олимпиадой популярность «Русского дома» росла, и соответственно росли его масштабы. На Олимпиаде 2004 года в Афинах действовало уже несколько «Русских домов», посетителями которых являлись не только спортсмены и члены национальных сборных, но и российские чиновники и политики.
Самым значительным стал «Русский дом» открытый оргкомитетом «Сочи-2014» на Олимпиаде 2010 года в здании «Science World» и занявший 10 тыс. кв. м. в центре города (приложение 5). Огромный шар на берегу Тихого океана был украшен российскими триколорами и эмблемами Сочи-2014. Делегации чиновников и простых посетителей встречали девушки в национальных костюмах. Нестандартным сделали и открытие Дома: соорудили вход из массивных кусков льда, украшенных девизом Олимпиады 2014.
Кроме того, Дом представил многочисленные экспозиции, кинотеатр Omnimax с гигантским экраном, спорт-бар и дегустации традиционных блюд русской кухни, презентации компаний – партнеров зимних игр, а также разнообразную культурную программу, предназначенную для представителей самых разных возрастов: Владимир Кузьмин, Андрей Макаревич, группа «Парк Горького», группа «УмаТурман», Алексей Кортнев, Цирк ДЮ СОЛЕЙ, победители конкурса «Битва за респект», группа «Звери» и многие другие. Среди гостей были российские чиновники, куратор Игр 2014 от МОК Жан-Клод Килли, Президент МОК Жак Рогге, глава администрации провинции Британская Колумбия Гордон Кэмбелл, руководители международных спортивных федераций и национальных сборных представители официальных делегаций из более чем 50 стран мира[6].
Дом стал прекрасной площадкой не только для демонстрации гостеприимства и культурных достижений, но и способом пропаганды игр в Сочи: инновационная 3D-модель позволила совершить своеобразное путешествие в столицу Игр 2014. «В Ванкувере, по традиции Олимпийского движения, мы должны представить миру следующие зимние Игры. Мы представляем не только высокотехнологичные спортивные объекты, но и гостеприимный город Сочи, новую, современную Россию с ее инновациями и богатыми культурными традициями. Мы хотим показать те позитивные изменения, которые уже сейчас происходят в нашей стране благодаря подготовке к зимним Олимпийским и Паралимпийским играм», - отметил Дмитрий Чернышенко.[7]
Поскольку нынешняя олимпиада прошла в Сочи, «Русский дом» в этом году состоял из двух частей – Русского парка (Russia.Park) и Сочи-парка (Sochi.Park). В Russia.Park было организовано общение в разном формате (от Конгресса спортивной индустрии и Инвестиционного род-шоу до развлечений и чествования олимпийцев). Посетители смогли познакомиться с российской культурой, которая в основном была представлена коллективами народного творчества. Sochi.Park включал в себя каток, на льду которого шло поставленное Ильей Авербухом шоу «Маленькие истории большого города» с участием фигуристов, танцоров, акробатов, артистов балета и интерактивный аттракцион, имитирующий подъем на заснеженные сочинские горные вершины[8].
Гостями «Русского дома Сочи 2014» стали российские болельщики, официальные лица, спортсмены, представители мировых СМИ, представители Олимпийского Комитета России. Дом «Сочи 2014» был оборудован современным пресс-центром, в котором проходили мероприятия официальной российской делегации. На протяжении всего проекта с 12.00 до 17.00 по местному времени все гости «Сочи 2014 Русского дома» могли принимать участие во встречах с российскими спортсменами, а также в различных конкурсах, киносеансах, экскурсионных программах. Также доступны были прямые трансляции соревнований. Особенно показательным кажется проведение во время олимпиады Дня Украины в Русском Доме.
Таким образом, значение «Русского дома» возрастает от олимпиады к олимпиаде. Он выступает в качестве посланника русской национальной культуры и традиций, местом чествования победителей и площадкой для неофициальных встреч. Демократизм и гостеприимство, открытость и полное отсутствие каких-либо идеологических штампов – то, что, в первую очередь, стремились продемонстрировать гостям олимпиад устроители каждого «Русского Дома».
Глава 3.
Не секрет, что задолго до открытия олимпийских игр в Сочи, они стали ареной для заочных «информационных войн»: западные СМИ высказывали сомнения относительно безопасности олимпиады для представителей людей с нетрадиционной ориентацией и обычных болельщиков, политики открыто заявляли об отказе присутствовать на официальных церемониях; раздавались призывы к бойкоту олимпиады. Томас Ренггли из «Berner Zeitung» заявил об уверенности в том, что Олимпиада в Сочи будет представлять собой «пропагандистское мероприятие российского руководства»[9]. Критике подвергалась экологическая и финансовая политика устроителей игр. Швейцарское издание «Le Temps» заявило о «непрозрачной системы принятия решений и запутанных отношений между властью и бизнесом, которые совершенно не вписываются в принятые на Западе правила»[10]. Настолько окровенный настрой прессы даже стал поводом для скандального розыгрыша Джимми Киммела.
Так что же устроители олимпиады 2014 смогли противопоставить традиционному образу технически отсталой, идеологизированной, погрязшей в коррупции страны во главе с тираном-Путиным по отелям которой к тому же бродят волки?
Выделим основные, на наш взгляд, посылы Сочи 2014.
Именно этими идеями запомнились многочисленные моменты церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи: Малевич и Шагал, вихрь исполнителей под Второй фортепианный концерт Рахманинова, «Русский балет» Дягилева и дуэт Большого и Мариинского театров; узнаваемые для большинства зрителей независимо от национальности русские поэты и писатели, персонажи их произведений, таких как «Война и мир», «Три сестры», «Мастер и Маргарита», «Идиот» и «Ревизор» (приложение 6).
Прямое включение с зимних Игр проходило в формате высокой четкости, с возможностью включения объемного звука и наблюдалось в прямом эфире и записи даже на МКС. Вообще, тема космоса была очень актуальна на играх – как напоминание о том, что Россия всегда славилась своими технологическим достижениями – появляющиеся карты стран в том виде, как их видят космонавты, на церемонии открытия; флаг олимпиады 2014 несли не только большие спортсмены, но и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и даже мальчик Юра.
Анализ зарубежной прессы дает возможность оценить, какие именно из идей этих игр были реализованы наиболее успешно. Каким представили СМИ Россию после окончания этой Олимпиады?
- Гостеприимная Россия: «Благодаря Играм мы смогли лучше узнать россиян, - подчеркнул комментатор телеканала «Франс-2» Жан-Клод Килли. - Это очень гостеприимные, дружелюбные и открытые люди, они оказали нам потрясающий прием»[12].
- Технически развитая и успешная Россия: «Если 7 февраля на открытии все были поражены размахом, то сейчас все без исключения были тронуты "поэтичностью" шоу, которое "не уступало в технических инновациях"», прокомментировал ведущий спортивного канала телевидения «Скай» Марко Балич[13]. Британская «Дейли телеграф» подчеркнула: «Хозяева организовали событие невероятных масштабов и сложности, и справились с этим успешно. Их стадионы были достойны космического века, болельщики многочисленны и полны энтузиазма, их атлеты снова правили бал на чемпионских пьедесталах. Атлеты… просто впадали в экстаз от спортивных площадок»[14].
- Сильная Россия: «завершившаяся сочинская Олимпиада выполнила главную задачу - показать миру мощь возродившейся России», - отметила
южнокорейская газета «Чунан ильбо», ей вторила The New York Times: «Россия вернулась!»[15]
Таким образом, важнейшей идеей Олимпиады в Сочи стало формирование нового образа современной России: страны с высочайшим уровнем развития культуры, долгой историей, полной поражений и побед, и великолепным будущим. Авторы сценария и продюсеры церемонии открытия и закрытия Олимпиады смогли закрепить это впечатление, рассказав о нашей стране так, как еще не рассказывал никто: ярко, образно и поэтично. Создавая сценарий, организаторы своей главной задачей считали то, чтобы люди на всей планете узнали и поняли нас, чтобы увидели величие и многообразие России глазами ребенка, главной героини Церемонии, маленькой девочки по имени Любовь, и почувствовали доброжелательность которым мы делимся с миром.
Заключение
В XX в. олимпийское движение превратилось в важный фактор общественной жизни и культуры, охватило все страны и континенты, вовлекло в свою орбиту сотни миллионов людей. Многие идеологи спортивного движения считают, что можно говорить об относительной независимости и автономности массового спорта от политики, однако нет сомнений относительно того, что Олимпийские игры и олимпийское движение в целом, были политизированными с самого начала своей истории.
Пониманием этого факта обуславливается то внимание, которое всегда уделялось олимпийскому движению в нашей стране. Олимпийские игры кроме соревнований – это и прекрасная возможность рассказать о своей стране, преодолеть идеологические и культурные барьеры, создать позитивный образ государства в глазах обычных граждан, далеких от политики.
Средства для достижения этой цели многообразны. Так, экипировка спортсменов помогает создать визуальный образ команды – в отличии от советского периода, он стремиться быть максимально адаптированным к культуре тех стран, где происходят игры и при этом сохранять национальный колорит.
Прекрасной площадкой для налаживания контактов на дипломатическом, культурном и спортивном уровнях является Русский Дом.
Олимпийскими играми как одной из наиболее эффективных форм гуманитарного сотрудничества и дипломатии в глобальном масштабе в полной мере воспользовались устроители олимпийских игр в Сочи.
Уже с этапа подготовки игр нам пришлось столкнуться с организованной в западных СМИ антироссийской информационной кампанией, однако тот образ, который мы смогли создать у многочисленных гостей олимпиады и зрителей помог разрушить многие стереотипы: Россия выступила как сильная, технологически развитая и гостеприимная держава. Может, в этом результате и содержится ответ на тот общий вопрос, который задают многочисленные противники игр даже в нашей стране: «Для чего понадобилось вкладывать столько средств?»
Наверное, внешнеполитический эффект Сочи 2014 не стоит абсолютизировать: освещение событий на Украине во многом нивелировало тот образ страны, который нам удалось создать. Однако хочется верить, что олимпиада стала праздником, воспоминание о котором заставит с большей долей критики относиться к той информации, которую преподносит Западная пресса о нашей стране. Судить об этом объективно мы сможем только в долгосрочной перспективе.
Литература и источники
2. SOCHI.RU http://boscosport.ru/ru/about/history/2014.html
3. Politikus.ru. http://politikus.ru/v-rossii/13451-mirovye-smi-o-ceremonii-zakrytiya-olimpiady-u-russkih-otmennoe-chuvstvo-yumora.html
4. Взгляд из-за бугра: что пишут иностранные СМИ об Олимпиаде в Сочи http://66.ru/news/sport/146057/
5. Выпуск РБК от 21.02.14 http://sport.rbc.ru/olymp2014/article/202858/
6. Зайцев В. Русский дом на Олимпиадах // Коммерсантъ 21.05.2012 http://www.kommersant.ru/doc/1939268
7. Западные СМИ об Олимпиаде в Сочи (обзор) // РБК 10.02.2014 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140210075901.shtml
8. Зарубежные СМИ о церемонии закрытия Олимпиады в Сочи http://itar-tass.com/sport/998310
9. История олимпийской формы. Справка// Российское Информационное Агентство "РИА Новости" 27.12.2005 10. Казанская Д. Олимпийская мода Отечества //Радиус Города№5(23), май 2007.
11. Кайстро Д. Открытие Олимпиады: от Средневековья до стиляг// http://www.vesti.ru/doc.html?id=1263678
12. Корсун С., Липина Д. 11.2.14. Как западные СМИ врут про Олимпиаду http://chelovek-online.ru/zakon/article/politika
13. Куксин С., Козина А. Презентация официальной формы Олимпийской и Параолимпийской команд России. //Российская газета 26.12.2013 http://www.rg.ru/2013/12/26/forma-site.html
14. ЛОНДОН, 24 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Алан Бадов/ http://ru.euronews.com/newswires/2366918-newswire/
15. Приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 31 января 2005 г. N 11 г. Москва. Регистрационный N 6406. //Российская газета 31.03.2005 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №3733 http://www.rg.ru/2005/03/31/gerb-dok.html
16. «Сочи 2014 Русский Дом» открывает двери http://culture.sochi2014.com/year2010/news/id1821/
17. Стёпина Ю., Чураков М. Олимпийскую форму сборной России представили в Москве // ТВ Центр http://www.tvc.ru/news/show/id/26968
18.Церемония открытия . // SOCHI.RU 08.02.2014 http://www.sochi2014.com/novosti-tseremoniya-otkritiya-porazila-mir-unikalnimi-tehnologiyami-i-sveto-vizualnimi-efektami
19. http://www.gazeta.ru/sport/2013/12/26/a_5821829.shtml
20. http://www.privetsochi.ru/blog/Olympic_games_compared/19718.html
Приложения
Приложение 1 Олимпийская форма СССР
Приложение 2. Форма олимпийской сборной России. Пекин, 2008
Приложение 3. Форма олимпийской сборной России. Сочи, 2014
Приложение 4. Цвета Сочи 2014
Приложение 5. Здание «Science World», Ванкувер
Приложение 6. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи. Л. Н. Толстой
Приложение 7. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи. Олимпийский мишка
Приложение 8. Церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи. Дети
[1] Whisper it, but Sochi is in danger of being a riotous (riot-less) success.// The Times, 11.02.2014
[3] Цит. по: Казанская Д. Олимпийская мода Отечества //Радиус Города№5(23), май 2007
[4] Приказ Федерального агентства по физической культуре и спорту от 31 января 2005 г. N 11 г. Москва. Регистрационный N 6406. //Российская газета 31.03.2005 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №3733 http://www.rg.ru/2005/03/31/gerb-dok.html
[5] В.Зайцев. Русский дом на Олимпиадах // Коммерсантъ, 21.05.2012
[7] «Сочи 2014 Русский Дом» открывает двери http://culture.sochi2014.com/year2010/news/id1821/
[9] Взгляд из-за бугра: что пишут иностранные СМИ об Олимпиаде в Сочи http://66.ru/news/sport/146057/
[10] Там же
[11] http://www.sochi2014.com/novosti-tseremoniya-zakritiya-sochi-2014-svyazala-olimpiyskie-pokoleniya
[12] Politikus.ru. http://politikus.ru/v-rossii/13451-mirovye-smi-o-ceremonii-zakrytiya-olimpiady-u-russkih-otmennoe-chuvstvo-yumora.html
[13] Зарубежные СМИ о церемонии закрытия Олимпиады в Сочи http://itar-tass.com/sport/998310
[14] ЛОНДОН, 24 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Алан Бадов/ http://ru.euronews.com/newswires/2366918-newswire/
[15] Кайстро Д. Открытие Олимпиады: от Средневековья до стиляг// http://www.vesti.ru/doc.html?id=1263678
Хризантема и Луковица
Под парусами
Зимний лес в вашем доме
Астрономический календарь. Февраль, 2019
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку