Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях и праздниках. В своей работе мы проанализировали праздники народа ханты, связанные с культом живитных.
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_naroda_khanty_svyazannye_s_kultom_zhivotnykh.docx | 34.14 КБ |
ПРАЗДНИКИ НАРОДА ХАНТЫ СВЯЗАННЫЕ С КУЛЬТОМ ЖИВОТНЫХ.
Саитова Аделина, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район,
г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 4 класс.
Научный руководитель : Макаренко Елена Валерьевна,
МБОУ «ЛСОШ № 3», учитель начальных классов
Аннотация.
ХАНТЫ – коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Общая численность 22,5 тыс. человек.
Среди ханты выделяется 3 этнографические группы – северная, южная, восточная. Они отличаются диалектами, особенностями в хозяйстве и культуре. До начала XX века русские называли ханты остяками. Говорят на хантыйском языке, письменность на основе русской графики, верующие ханты – православные.
Основные занятия – охота и рыболовство.
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера (ханты, манси) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях и праздниках. Бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханы.
Цель моего проекта: проанализировать особенности проведения праздников ханты, связанных с культом животных.
Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач:
1. Изучить литературу, раскрывающую сведения о праздниках народа ханты, связанных с культом животных.
2. Провести анкетирования учащихся для выявления уровня знаний о традиционных праздниках народа ханты.
3. Создать буклет народных праздников ханты, связанных с культом животными.
Проблема: современные учащиеся имеют недостаточные знания о праздниках народа ханты, связанных с культом животных.
Объект исследования: праздники народа ханты.
Предмет исследования: особенности проведения праздников народа ханты, связанных с культом животных.
Методы исследования: работа с литературой; описательный; практический; конспектирование; социальный опрос и анализ результатов; обобщение; цитирование.
Содержание.
1.1. Медвежий праздник________________________________________6
1.2. Вороний день - праздник весны, любви и встреч ________________9
1.3. Проводы лебедя___________________________________________11
3. Заключение________________________________________________ 13
4. Литературные источники_____________________________________14
5. Приложения ______________________________________________ 15
ВВЕДЕНИЕ.
В суровых климатических условиях живут коренные жители севера: ханты и манси. Они стойко перенося все невзгоды и испытания сохранили самобытность и культуру.
Традиционная культура народов Севера (ханты, манси) складывалась на протяжении веков. Она была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, оберегаются в обычаях, религиозных верованиях и праздниках. Бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханты.
На уроках "Мы - дети природы", изучая родной край мы узнаем о странном почтительном отношении к животным, которое было свойственно религиям древнего мира. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного некогда представлялось божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Многие группы сибирских народов — обские ханты, уральские манси и д.р. вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промысле. [5, с. 6]
Совершая экскурс в прошлое юганских ханты, можно проследить судьбу этого мужественного народа от XIII - XIV веков и до настоящего времени, начиная от нашествия татар вплоть до прихода Советской власти. Насильственное обращение ханты в христианскую веру очень болезненно отразилось в историческом и культурно-бытовом развитии народа.
Но и сегодня ханты молятся своим деревянным идолам, а не Христу, празднуют свои праздники, отчаянно сопротивляясь цивилизации.[1, с. 4]
Духовная культура народа ханты связана со множеством мифов и легенд. Но все легенды, конечно, связаны с животными и охотой.
Исходя из этого мне захотелось больше узнать о праздниках ханты, связанных с культом животных.
Цель моего проекта: проанализировать особенности проведения праздников ханты, связанных с культом животных.
Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач:
1. Изучить литературу, раскрывающую сведения о праздниках народа ханты, связанных с культом животных.
2. Провести анкетирования учащихся для выявления уровня знаний о традиционных праздниках народа ханты.
3. Создать буклет народных праздников ханты, связанных с культом животными.
Проблема: современные учащиеся имеют недостаточные знания о праздниках народа ханты, связанных с культом животных.
Объект исследования: праздники народа ханты.
Предмет исследования: особенности проведения праздников народа ханты, связанных с культом животных.
Методы исследования: работа с литературой; описательный; практический; конспектирование; социальный опрос и анализ результатов; обобщение; цитирование.
В результате проведённой проектной работы мы проанализировали: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Проводы лебедя", составили буклет о проведении данных праздников народов ханты, посетили Лянторский этнографический музей, провели анкетирование и выявили необходимость изучения культуры коренных народов нашего края.
Материалы нашей работы могут использовать учителя на уроках окружающего мира, искусства, литературы, а так же во внеклассной деятельности и на занятиях кружков.
1. Медвежий праздник
В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник» или «медвежьи игры».
Медведь, по преданию ханты, - предок-родственник. Первоначально этот праздник проводился только членами одной общины, но со временем он стал общенародным. Он приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.
Очень давно, когда люди не умели еще добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звезд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял предупреждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.
Медвежий праздник - наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. В далёком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводились только периодические праздники. Они устраивались зимой в течение 7 лет подряд с семилетним последующим перерывом, начинались в декабре, с периода зимнего солнцестояния, и заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Но иногда проводился праздник и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Если убит самец медведя, то праздник длится пять дней, если самка - то четыре дня.
Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя. В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Здесь совмещаются все виды народного творчества. [4.]
Самому празднику предшествует несколько обрядово-ритуальных действий. Существуют строгие нормы снятия шкуры медведя. Добытого зверя очищают снегом, водой, или, при их отсутствии, мхом и землей. Шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в жертвенной позе. Голова зверя кладется между его лап.
Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. Уже в селении голову медведя устанавливают в священном (правом переднем) углу дома и проводят обряд гадания.
У убитого зверя спрашивают согласия на проведение игрищ. «Медведь» на празднике – это шкура с головой и лапами, которая лежит в почетном углу и является «гостем». Перед ним стоит угощение, подарки от всех людей, пришедших на праздник: платочки, монетки, ленты… Глаза – «звезды» закрыты медными монетками, он уже не лесной зверь, а духовный покровитель из иного мира. На него надевают бисерные украшения. Считалось, что голова медведя отгоняет злых духов, а шкура приносит удачу. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, шапки, стрелы, шкуры пушных зверей, маски) хранятся в священных ящиках и достаются только перед праздником.
Около «Медведя» сидит старик, который ведёт обряд. Мужчины сидят по одну сторону избы, женщины по другую, дети сидят рядом с женщинами. Старшая женщина окуривает медведя пряным дымом зажженной пихтовой коры. Поют песни о медведе. Примерный перевод: «Спасибо, дедушка, что пришел к нам в гости, желанный гость! Ты – мудрый и ловкий охотник, и нет тебе равного. Твоя шуба густая и мягкая, как ягель. Она согревает в самые сильные морозы, и ты не знаешь холода! Сегодня ты – наш гость, и мы расчешем твою шубу. Твой нюх тоньше тонкого волоса, и за три дня пути ты чуешь врага к тебе идущего. Ты победишь его, ведь тебе нет равных!».
Люди расчесывают медведю шубу, украшают её, делают все так, чтобы он остался доволен людьми. Тотем должен «видеть и знать», как почитают его люди, как они щедры и любезны. Люди по сравнению с ним немощны и слабы, они просят его покровительства и защиты.
Перед последней ночью празднества, вдали от поселка, в священном месте мужчины варят мясо медведя, оставляя сырыми голову и лапы. Вечером все гости едят мясо деревянными палочками, имитируя вороньи клювы, и при этом каркают, как вороны. Так они отводят вину от себя за убийство и поедание мяса, перекладывая ее на ворон.
Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина - это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен станцевать для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности.
Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее.
Третья часть посвящена смешным, шутливым песням. Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки.
Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется "песни менков".
Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные душе медведя. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.[ ]
2. Вороний день - праздник весны, любви и встреч.
Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры — ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.
В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!» По обычаям ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а, выходя замуж, брали их с собой в новое жилище.
Вороний день, ежегодный праздник, изначально праздновался в день прилета ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье, что связано, по-видимому, с христианизацией нашего северного края. Ворона у ханты почитается как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний день"Вурна хатл" (хант.) — день прилета — как бы весть о пробуждении природы и жизни, любимейший праздник ханты и манси и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа.
Раньше в этот день взрослые собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса домашних животных. Пища, приготовленная из отдельных зерен, означала ростки новой жизни.
Непременным элементом праздника были традиционные танцы. Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент — сангультап. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.
На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. Сюда могли прийти только маленькие девочки и старушки. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки.
У весенних праздников ханты и манси много общего: особая роль женщин и детей, птичьи атрибуты, украшенное дерево как центр праздника, жертвоприношение, некоторые виды обрядовой пищи. Цель их — стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей.
С 7 апреля прекращалась охота. Оленеводы отправлялись в горы. Со свежей снеговой водой приходила рыба, начинался ее промысел, и часть рыбаков уезжала до сентября на Обь.
В Вороний день ханты и манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла», то есть сорок дней сохранится холодная погода; если прилетевшая ворона сядет на верхушку дерева, говорили, что будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяли, много ли будет рыбы и ягод. [2.]
3. Проводы лебедя
Проводы Лебедя – это праздник, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя. Этому событию предшествует праздник, сопровождаемый особым ритуалом.
Вот что рассказал И.С. Посохов, пожилой человек, по национальности ханты о ритуале такого праздника Проводов Лебедя, свидетелем которого он был однажды осенью.
Накануне жители юрт договорились о времени выезда на праздник. В день праздника подъехали к священному месту, и мужчины-охотники оповестили о своем приезде тремя залпами из охотничьих ружей. Попечитель святого места, услышав стрельбу, вышел на берег встречать нарядно одетых гостей. Приехавшие, причалив лодки к дощатому мостику, шли вереницей в деревню по тропе, выстланной ветками и сеном.
Затем женщины поджигали сложенные дрова, на доску у костра ставили съестное. Спиртным окропляли огонь, бросали по монетке в костер и после этого выстраивались в ряд и, посылая поклоны, нашептывали: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей".
Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинали трапезу.
В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки.
Основной обряд проводился на священном месте, куда разрешено было ходить только мужчинам. Здесь совершалось жертвоприношение. Это место было основано с незапамятных времен далекими предками.
Мужчины привели жертвенное животное, привязали его под кряжистый краснотал, а на другом дереве уже был сделан примитивный стол, под ним пропущены жерди между ветками дерева. Попечитель святого места расставил угощение, развязал узелки с подарками, каждую вещь, обволакивая дымом тлеющей чаги. развешивал на жерди. Присутствующие бросали на стол по монетке, вставали напротив стола, кланялись. Затем попечитель вывел животное и начинал водить его по ходу солнца.
В заключение праздника один из организаторов нанес на четырехгранной палочке количество людей от каждой семьи, чтобы потом разделить поровну расходы, связанные с обрядовым ритуалом, потом достал из котла кусок шеи, сердца и глаз принесенного в жертву животного, наколол их на отростки шеста, приставил его к столу, приделанному к дереву.
На этом праздник закончился.[6.]
Заключение
Изучая традиции, обряды, знакомясь с праздниками, люди узнают прошлое, учатся любить, уважать и беречь край, в котором живут, свой народ и другие народности, окружающий мир. Ведь с древних времен в человеке стремились воспитать чувство красоты и гармонии. Человек с развитым чувством прекрасного не мог стать вандалом. Поэтому прекрасное всегда охранялось как святыня, а разрушение святынь могло принести разрушение семьи, рода, страны. Древние завоеватели знали: разрушь святыни – и народ падет, уничтожь прекрасное – и человек станет варваром.
Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.
Знакомство с традиционной культурой ряда коренных народов Севера является первоочередным требованием времени к людям, живущим на территории края.
Этот северный край, в котором мы растем, взрослеем, обязательно станет частью чье-то судьбы. И поэтому, мы должны знать обычаи и традиции коренного населения, уважать их, соблюдать заповедь земли Северной.
Литературные источники.
1. П. Бахлыков "Юганские ханты: история, быт, культура". - Т.,1996
2. Новикова Н. И. Традиционные праздники манси. — М., 1995.
3. Чернецов В. Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем.
4. Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 – 479 с.
5. 3. П. Соколова. Культ животных в религиях. Изд. "Наука" - М., 1972
6. http://www. SurWiki: Портал сообщества
7. Электронная энциклопедия "Югра"
Самый главный и трудный вопрос
Рисуем акварельное мороженое
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Плавает ли канцелярская скрепка?
Одеяльце