Мои учащиеся ежегодно принимают активное участие в Экологическом марафоне. Это краевой конкурс, организатором которого является Алтайский краевой детский экологичекий центр (АКДЭЦ). Участие в данном марафоне способствует не только развитию представлений об окружающем мире, но и формированию одного из основных УУД младшего школьника - умение работать с информационным текстом. Я представляю две работы четвероклассниц. Итоги конкурса будут подведены в декабре
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 953.19 КБ |
Задания по возрастным группам
2-4 классы
1. 2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий указ подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Какие мероприятия ты бы предложил провести в течение этого года в своём населённом пункте, чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологии и культуры? Напиши подробно.
2. Наверняка, ты любишь сказки. Напиши, какие особенности биологии бурых медведей помогли им стать сказочными персонажами?
3. Какое значение имело качество питьевой воды для наших предков, живших 200-300 лет назад? Какую воду (речную, колодезную, ключевую), судя по дошедшим до нас преданиям, пословицам, загадкам, предпочитали пить люди? Почему?
4. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из этого дерева. Что это за дерево и почему из его древесины получаются самые лучшие музыкальные инструменты?
5. Способность возводить большие наикрепчайшие постройки, при ударе о которые металл высекает искры, да к тому же идеально-правильной формы до сих пор вызывает удивление ученых, тем более, если учесть, что строители совершенно слепы. Кто же эти великие архитекторы животного мира?
6. Зачаровывают и удивляют своей культурой и величавостью русские народные праздники, вдохнувшие в себя многовековую красоту и мудрость народа! Россияне знают, помнят и понимают, что и как празднуют, бережно хранят и чтут свои традиции. Какие народные праздники отмечают в твоём населённом пункте?
7. Вспомни или придумай сказку, в которой природа в ответ на хорошее отношение к ней человека отвечает добром или наоборот.
8. Люди во все времена зависели от природы, обожествляли её, наблюдали за ней. Из уст в уста передавали различные приметы, связанные с животными, растениями, природными явлениями. Напиши не менее 10 таких народных примет.
Работа ученицы 4 класса Ткаченко Дарины
1. Чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологии и культуры, я бы предложила провести следующие мероприятия в течение этого года в своём селе:
* Вместе с ребятами класса и классным руководителем выполнить исследовательский проект "Почему клён в "чёрной" книге?". В связи с тем, что село утопает в зарослях клёна, мне хотелось бы понять, какие меры необходимы, чтобы очистить село от этого растения (хотя бы центральные улицы) и предложить свои выводы взрослым. Дело в том, что в нашем селе уже есть хороший пример, когда жители улицы Школьной за лето реализовали проект "Уличная площадка" (автор этого проекта моя учительница Писарева Т.М.). Такие площадки можно построить и на других улицах. Да и сподручный строительный материал - клёны. Вот фотографии этой площадки.
А ведь на месте этой площадки росли клёны!
* Я живу на улице имени Героя Советского Союза Д.П. Маматова. Мне бы хотелось совместно со взрослыми провести экологическую акцию «Чистая улица». Дело в том, что на улице осталось мало жителей, среди них большинство пожилых. Мы проводим акции по очистке школьной территории, стадиона (можно даже устроить соревнования между классами на самую большую кучу мусора). Старшеклассники очищают берега пруда Прохоровского. Когда мы ходим отдыхать на пруд, мы заботимся о роднике. У нашего класса есть свой школьный цветник "Цветик-семицветик", за ним мы ухаживаем уже четвёртый год.
Мы облагораживаем территорию у памятника Герою, а вот улица находится в неприглядном виде.
* В школе провести конкурс рисунка "Село моё неброское" (или фотографий), чтобы ученики нарисовали не только красивые места нашего села, но и места, за которые стыдно.
* В нашем селе есть много талантливых людей. Можно было бы в Доме культуры устроить выставку картин Рибзам Ю.В. и встречу с самобытным художником.
2. Я думаю, что нас, читателей сказок, могут привлекать такие биологические особенности бурого медведя, как крупные размеры (масса до 640 кг). Телосложение тяжелое, голова крупная, уши небольшие, округлые. Внешне зверь выглядит несколько неуклюжим, но ему присуща необыкновенная пластика. Это стопоходящее животное. Косолапый ("Мишка косолапый по лесу идёт"). Чем жирнее зверь, тем больше косолапит. Убегающий зверь кажется особенно неуклюжим: несуразно подпрыгивает то одним, то другим боком, и остается только удивляться его скорости при этом. Места обитания медведя разнообразны. Медведь делает метки на деревьях, но не на всех. Зимой медведь спит. У медведицы появляются медвежата. Когда медведица выводит медвежат из берлоги, она постоянно обучает их жизненным навыкам посредством шлепков и урчащих звуков.
3. В древних поверьях вода - это кровь живой Матери Сырой Земли, и опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством.
Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица».
Люди всегда с уважением относились к чистой воде. (Посмотрись в воду на свою природу. Умный человек подобен роднику. Не всякая водица для питья годится.)
Особое почитание у русских воздавалось первой воде – дождевой или речной (раньше не было заводов и фабрик, не было и загрязнения вод). Всегда радовались первому весеннему дождю: подставив руки, капли собирали в пригоршню и трижды мыли лицо. В некоторых местах ее собирали в чашки и хранили в закрытых сосудах как целебную в течение всего года до следующего первого весеннего дождя. Водой из вскрывшейся реки также умывали три раза лицо, голову и руки. (Вода студена — тело ядрёно. Чистая вода - для хвори беда.)
Чистую воду широко использовали в календарных обрядах (особенно во время Крещения и в весенне-летних праздничных циклах) и обрядах жизненного цикла (обливание водой и посещение бани после свадебного пира, ребёнка ополаскивали в бане и приговаривали: "С гуся вода, с Маши хворь-худоба"; обмывание покойника и др.).
Помимо очистительных свойств воде приписывались свойства целебные. Заболеет ребенок, так надо с ночи встать, рано-рано. Никто не говорит еще, значит, и вода молчит, спит. Кого встретишь, с тем не разговаривать тоже. Воды молчаной почерпнешь, скажешь:
Царь морской,
Царь двинской,
Царь пинежский,
Царица-водяница,
Не жалей водицы.
Воды не убудет,
А рабу Божьему (имя)
Здоровья прибудет
Этой водой обкатят. Брызнуть врасплох надо; когда увидит – помогать не будет.
Здесь же, чтобы не болела рана или ушиб, в реку бросали серебряный предмет, а почерпнутой водой смазывали больное место.
Особую целебную силу имела вода, которую набирали и приносили в дом при определенных условиях. Это, прежде всего, вода, набранная из источников в особые дни: утром в Рождество, на Новый год, в Крещенье (крещенская вода), Сретенье (сретенская), Великий четверг (четверговая), в день Ивана Купалы, – а также вода, которую удавалось набрать раньше всех до восхода солнца в полном молчании.
В любом случае, добра или грозна была к человеку стихия воды, в народе всегда соблюдалось к ней почтительное отношение. Так, считалось, что нельзя ходить за водой и полоскать белье в водоемах поздно вечером и ночью, поскольку, по поверьям, в это время вода спит. В традиции существовал также запрет плевать в воду. («Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться»).
4. Знаменитые итальянские мастера Страдивари и Амати свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой.
5. Термиты - это удивительные существа по любым показателям. Королевы по размеру в 30 раз крупнее рабочих особей и особей солдат и производят около 30 яиц в минуту, чтобы поддерживать жизнь в колонии. Термиты - это маленькие насекомые, похожие на муравьев. Они живут колониями и строят себе огромные гнезда. Строительные блоки для гнезда - это кирпичики, которые рабочие термиты делают из земли, используя в качестве цемента собственную слюну. Термитное гнездо может быть размером до трех-четырех метров. Архитектура этих гнезд, которые, по сравнению с размерами самих термитов, кажутся небоскребами, просто потрясает.
Внутри термитное гнездо полно узких переходов. В глубине этих коридоров работают в согласии около полутора миллионов термитов.
Так, 10-ти сантиметровые существа могут построить башни, которые весят сотни тонн и достигают до 7,5 м в высоту и 12 метров в диаметре.
Есть даже специальное помещение для королевы, места для производства пищи - они выращивают особый съедобный грибок, - склады и вентиляционные коридоры.
Известно также, что они могут вырыть норы до 70 м под землей.
6. В моём селе отмечается несколько народных праздников: Масленица, Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, Ивана Купала, Покрова Пресвятой Богородицы. Мы с ребятами из нашего класса ежегодно участвуем в краевых выставках детского творчества «Пасхальный сувенир».
7. Этой теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина. Природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев.
Писатель говорит о том, как важно любить и уметь трудиться. Главные герои повести – брат и сестра – остались одни. Их трудолюбие и хозяйственность помогли им справиться со всем крестьянским хозяйством, оставшимся после смерти родителей, а Митраша даже мастерил соседям деревянную посуду.
В своей сказке М. Пришвин говорит также о важности умения договориться, найти взаимопонимание в сложных ситуациях. Так, если бы дети не поспорили и не рассорились бы друг с другом на развилке дорог в лесу, Митраша не увяз бы в болоте, они быстрее набрали бы клюквы и вернулись домой. И все же ребята поняли свои ошибки, не растерялись, проявили не только силу характера, но и сообразительность – и благополучно выпутались из беды.
Да и в других сказках можно проследить взаимосвязь человека и природы: например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в русской народной сказке «Гуси-лебеди».
8. Приметы, предсказывающие погоду на текущий день (на сегодня):
Приметы для долговременного прогноза погоды:
Интернет - источники:
1.http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2013/12/01/nauchno-issledovatelskaya-rabota-aktualnost
2. http://nmir.net/bratja-menshie/nasekomye/176-termity-velikie-arhitektory.html
3.http://omolojenie.org.ua/Voda/mifu_o_vode.html
Работа ученицы 4 класса Колесниковой Яны
1. Чтобы привлечь внимание общества к вопросам экологии и культуры, я бы предложила очень важное мероприятие, которое можно было бы проводить в течение этого года в своём селе - это организация работ по вывозу твёрдых бытовых отходов и их размещению строго в соответствии с санитарными нормами и правилами. Дело в том, что уже несколько лет вывозятся отходы на свалку, расположенную рядом с красавицей берёзовой рощей, недалеко от села. Когда-то в этой роще был летний лагерь труда и отдыха для старшеклассников (мне рассказывала мама), там праздновали Троицу, наряжали берёзки. Роща богата ягодами и грибами. А теперь она имеет очень неприглядный вид. Да и мусор в ветреную погоду разлетается и попадает опять на крайние улицы села.
2. Столь дружелюбные персонажи из детских сказок медведи запоминаются как добрые, миролюбивые звери (например, в сказке "Маша и Медведь"). Это связано, наверное, с тем, что в действительности медведи огромные, косолапые, ходят вперевалочку. Неуклюжие. Сладкоежки: любят сладкие ягоды и корешки, мёд. Зимой спят (сони-засони). И медвежата у них забавные. А мама-медведица за баловство шлёпает своих детёнышей. Медведи в сказках не такие хитрые, как лиса, и не такие злые, как волки.
"Удивился медведь, вот какая хитрая. Высоко сидит, далеко глядит".
3. В старину люди называли воду "матушкой", относились к ней с уважением. Предпочитали пить ключевую воду или колодезную. Это вода самая чистая и свежая. А в речках не только купались, но и стирали бельё. Воде приписывались целебные свойства. Например, считалось, что если "сглазят" ребёнка, то надо было наговорить воду и умыть. Наговоренной водой лечили всякие хвори, например, испуг. В Крещение ходили в церковь, набирали освящённой воды и в течении года помаленьку её расходовали. А если церкви не было близко, то набирали утром рано непитую воду и тоже считали, что она такая же, как освящённая. В старину (как и сейчас) на Крещение купались в проруби, не смотрели на то, что на улице мороз за 30 градусов. Не боялись заболеть. Говорили: "Вода студена — тело ядрёно". "Чистая вода- для хвори беда".
Считалось большим грехом, если кто-то плюнет в воду. Говорили: "Не плюй в колодец, самому придётся напиться".
Любили мыться дождевой и талой водой. Считалось, что такая вода самая мягкая и полезная. Подставляли ладошки и ловили дождинки. А когда долго не было дождя, то ребятишки бегали по деревне и кричали: "Дождик, дождик, припусти, дай горошку подрасти". Верили, что дождик услышит эту закличку и пройдёт.
4. Знаменитые итальянские мастера Страдивари и Амати свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Дерево подсекали и на 3 года оставляли на корню. При этом оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость, а музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания.
5. Это термиты - маленькие насекомые, похожие на муравьев.
Они живут колониями и строят себе огромные гнезда. Строительные блоки для гнезда - это кирпичики, которые рабочие термиты делают из земли, используя в качестве цемента собственную слюну. Термитное гнездо может быть размером до трех-четырех метров. Архитектура этих гнезд, которые, по сравнению с размерами самих термитов, кажутся небоскребами, просто потрясает.
Внутри термитное гнездо полно узких переходов. В глубине этих коридоров работают в согласии около полутора миллионов термитов. Так, 10-ти сантиметровые существа могут построить башни, которые весят сотни тонн, которые достигают до 7,5 м в высоту и 12 метров в диаметре.
6. В моём селе отмечается несколько народных праздников: Масленица, Пасха, Рождество Христово, Троица, Крещение, Ивана Купала. Мне больше всего нравится Масленица с её атрибутами: вкусные блины на морозе, сжигание чучела - знак встречи весны, пляски, песни и катание-гонки на лошадях.
7. Природа принимает участие в судьбе героев во многих русских народных и литературных сказках. Например, в сказке"Гуси-лебеди". Когда девочка убегает со своим братцем от сказочных гусей, то яблонька, печка и речка помогают детям и укрывают их. Но при этом девочка выполняет их условия. А в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина Золотая рыбка оставляет старуху у разбитого корыта за её злость и жадность.
8. Существует много примет, предсказывающих погоду:
* Если весна холодная - осень будет тёплая.
* Кошка крепко спит - к теплу.
* Кошка стену дерёт - к непогоде.
* Кошка пол скребёт - к ветру.
* Кошка моется, лижет лапу - к хорошей погоде.
* Кошка морду хоронит - к морозу.
* Ворона прячет клюв под крыло - определённо к стуже.
* Муравьи прячутся в муравейник - скоро выпадет снег.
* Чем больше к осени бывают муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Интернет-источники:
1. http://yandex.ru/images/search?text=фотография%20термитов&stype=image&lr=65&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1498-wh-775-pd-0.8999999761581421-wp-2x3_640x960-lt-1174
2. http://yandex.ru/images/search?text=фотография%20медведь%20в%20сказках&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1498-wh-775-pd-0.8999999761581421-wp-2x3_640x960
3. http://yandex.ru/images/search?text=народные%20приметы%20погоды%20для%202%20класса%20по%20окружающему%20миру&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1498-wh-775-pd-0.8999999761581421-wp-2x3_640x960
Одеяльце
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Есть ли лёд на других планетах?
Шелковая горка
Для чего нужна астрономия?