Гора Светлана Евгеньевна
с. Тины, МБОУ "Тинская СОШ№!" 8 класс
"Изучение экологического состояния водоема села Тины"
Руководитель. тарновская Елена Владимировна
Цель научной работы: Изучение видового разнообразия животных обитателей водоема и на основе вывода оценитьэкологическое состояние водоема села Тины. методы проведения исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование,опрос, лабораторный опыт, фотографирование. Основные результаты исследования: получение данных о загрязнении воды в озере, разработаны рекомендации и агитационный материал. Проведена акция "Чистые берега".
Вложение | Размер |
---|---|
gora_s_issled_proekt_ozero.doc | 155.5 КБ |
1. ВВЕДЕНИЕ
Экология окружающей среды все больше волнует людей, жителей планеты Земля. Причины этого волнения ясны и актуальны на сегодняшний день: мусор на улицах села, мусор за пределами поселка и там, где мы всем селом любим отдыхать - это наше «Озеро» (запруда р. Погорелка). На юге поселка протекает небольшая речка Тинка, на севере – речушка Погорелка, обе тянутся на восток.
Когда –то речка Погорелка была похожа на ручеек, который в одном месте расширял свои границы, превращаясь в небольшой водоем, похожий на большую лужу. По левой стороне, которой расположен сосновый лес. Это очень живописное место облюбовали жители села и решили облагородить его для отдыха жителей.
Сбор сведений об образовании водоема
Чтобы узнать, как и когда появился водоем, я провела опрос сторожил жителей села. Точную дату создания водоема никто не помнит. Но все рассказывают, что на месте водоема протекал маленький ручеек реки Погорелка. Петрова О.П. рассказала мне, что водоем был вырыт тракторами примерно в 1984-1985 годах. Под руководством Таримы Ю.А. в ее муж Антышев А.А., Апимахович С. И и Расов Н.С. рыли котлован тремя тракторами - бульдозерами и поставили бетонную запруду со шлюзом, которая когда водоем сильно наполнялся водой, открывается. Водоем уже чистили, для этого открыли шлюз и выпустили воду, затем специальными приспособлениями, похожими на большие грабли, рабочие водили по дну вдоль берега и вытаскивали различный мусор. Верещагин В. Н. житель нашего села запустил в водоем карасей, наловив их на заливных озерах. Название водоему никогда не давали, всегда называли «Озером».
Летом мы с моим братом и друзьями часто ходим на «Озеро», там мы купаемся и отдыхаем. Приезжают купаться и загорать и жители других поселков и сел.
Многие жители нашего села ходят сюда ловить рыбу. В нашем пруду водятся караси и гольяны. Рыбаки рассказывают, что ловили и другие породы рыб, таких как щука, окунь.
В последние 2 года наше «Озеро» стало заметно зарастать, появились заросли рогозы, возле берегов стала скапливаться ряска. В воде можно увидеть затонувшие коряги, деревья и даже бревна. Этой осенью мы с нашим классным руководителем в рамках акции «Осенняя неделя добра» ходили убирать мусор вокруг «Озера». И были поражены, как люди относятся к природе, на берегу много пластиковых бутылок, битых стекол и даже в воде плавает много мусора, такое впечатление, что его специально принесли и выбросили.
Мне захотелось узнать, как давно существует наше «Озеро», как оно образовалось, почему у него до сих пор нет названия и можно ли в нем купаться и пить воду. И самое главное, что надо сделать, чтобы наше «Озеро» оставалось таким же красивым и посещаемым местом для жителей нашего села.
2.Основное содержание
Тема. «Изучение экологического состояния водоема с. Тины»
Цель. Изучить видовое разнообразие животных обитателей водоема и на основе выводов оценить экологическое состояние воды водоема с.Тины.
Задачи:
2.1. Изучение литературных источников
Чтобы приступить к исследованию качества воды водоема я изучила методики, по которым можно определить степень загрязнения водоема. Мной были рассмотрены следующие методики:
1.Биоиндикация качества воды с использованием водорослей.
2. Биоиндикация качества воды по животному населению:
- оценка качества воды пруда по биотическому индексу Майера;
- определение степени загрязнения водоема по индексу Гуднайта и Уотлея.
2.2 Оценка качества воды в водоеме
Для оценки качества воды в озере я выбрала методику по биологическому индексу Майера. По его методике о чистоте воды природного водоема можно судить по видовому разнообразию и обилию животного населения. Данная методика подходит для любых типов водоемов. Она более простая, в ней не надо определять беспозвоночных с точностью до вида. Метод основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к водоемам с определенной степенью загрязненности. Все собранные данные по беспозвоночным заносятся в таблицу. (Таблица 2)
Для определения состава организмов, проживающих в водоеме, мной был проведен разбор проб, принесенных с водоема и определение их по специальному определителю в компьютерном варианте (Ласуков Р.Ю. Полевой определитель пресноводных беспозвоночных – М., 2006. – 16 с.
Составители: А. Полоскин, В. Хаитовманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Изд. 2-е, изм. - 128 с., с илл.)
2.3 Наблюдения за обитателями водоема летом 15 июля.
Пиявки мной были обнаружены на запруде присосавшиеся к плитам.
Пиявки (лат. Hirudinea) — подкласс кольчатых червей из класса поясковых (Clitellata). Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров.
Поденки саму личинку не наблюдала, но взрослые особи встречаются.
Личинка стрекозы обнаружена мной в воде, на водоеме большое скопление взрослых стрекоз каждое лето.
Личинки комаров долгоножек мне не попадались, но комаров - долгоножек достаточно много у водоема.
Личинки комаров – звонцов не обнаружила, но большое скопление взрослых комаров звонцов летает возле водоема.
Личинки мошки мной не обнаружены, но так как взрослых особей присутствует на водоеме в большом количестве, можно сделать предположение, что личинки в водоеме присутствуют.
2.4 Изучение проб принесенных с экскурсии осенью
Прудовики мной обнаружены на дне водоема и плавающие у берега, возле стока ими усеяно все дно.
Обыкновенный прудовик (lymnae a stagnalis) – раковины закручены вправо.- малый прудовик (galiba truncatula) – самый мелкий представитель семейства. Пища – гниющие растительные и животные остатки, а также яйца и личинки других водных животных. Малый прудовик нападает на раненую рыбу, головастиков или тритонов.
Водяной паук «Серебрянка» при разборе проб находился в раковине прудовика. Затем выплыл и долго плавал, на поверхность воды не поднимался.
Паук-серебрянка на вид маленький и безобидный, и, несмотря на красивое свое название - ядовитый. Из всех пауков, он единственный, кто приспособился жить в воде. Обитают серебрянки в стоячих пресных водах, поросших обильно травянистой растительностью. .
Так же под микроскопом были обнаружены:
- мелкие кольчатые черви, жгутиконосцы, инфузории, дафнии;
- много частичек простейших растений, зеленые нитчатые водоросли, диатомовые водоросли.
После определения всех беспозвоночных я заполнила таблицу. Все организмы-индикаторы относят к одному из трех разделов, представленных в таблице.
Таблица 2
№ п/п | Обитатели чистых вод, Х | Организмы средней чувствительности, Y | Обитатели загрязненных водоемов, Z |
1 | Личинки веснянок | Бокоплав | Личинки комаров-звонцов + |
2 | Личинки поденок + | Речной рак | Пиявки + |
3 | Личинки ручейников | Личинки стрекоз + | Водяной ослик |
4 | Личинки вислокрылок | Личинки комаров-долгоножек + | Прудовики + |
5 | Двустворчатые моллюски | Моллюски-катушки, | Личинки мошки + |
6 | Моллюски-живородки | Малощетинковые черви | |
Итого: | 1 | 2 | 4 |
Далее я отметила, какие из приведенных в таблице групп были обнаружены в пробах. Количество найденных групп из первого раздела умножила на 3, количество групп из второго раздела — на 2, а из третьего — на 1. Получившиеся цифры вставила в формулу: Х*3 + Y*2 + Z*1 = S, 1х3+2х2+4х1 =11 S=11
По значению суммы S (в баллах) я оценила степень загрязненности водоема:
• более 22 баллов — водоем чистый и имеет 1 класс качества;
• 17-21 баллов — 2 класс качества;
• 11-16 баллов — умеренная загрязненность водоема, 3 класс качества;
• менее 11 — водоем грязный, 4 -7 класс качества.
Вывод: на основании результатов данного исследования доказано водоем умеренно загрязнен и имеет 3 класс качества
2. 5 Анкетирование (Приложение 1)
Мной было проведено анкетирование с целью выяснения отношения к водоему жителей поселка и разработке рекомендаций по улучшению его экологического состояния.
Обработка данных анкетирования. В анкетирование приняли участие 41 человек. После проведения опроса данные, собранные нами, были представлены в виде таблицы, а для сравнения результатов полученных в таблицах мы составила диаграммы.
Проанализировав анкету, мы пришли к выводу:
Заключение
В результате проведенных исследований моя гипотеза подтвердилась:
1. Водоем умеренно загрязнен и имеет 3 класс качества.
2. Водоем постепенно зарастает различными растениями, появились заросли рогозы, в воде плавает много ряски, под микроскопом обнаружены диатомовые водоросли, зеленые нитчатые водоросли, что свидетельствует о загрязнении водоема.
3. В водоеме присутствуют животные, которые его защищают от загрязнения, поедая сгнившую растительность.
4. В результате наблюдения выявлено, что набережную водоема засоряют мусором отдыхающие и рыбаки, часть мусора попадает в воду.
5. Из анализа анкет выявили, что жители села согласны принять участие по облагораживанию территории водоема.
Рекомендации
1. Пруд является малопроточным, постепенно зарастает зарослями различных растений, поэтому для очистки воды необходимо разводить больше животных употребляющих растительную пищу.
2. Не вылавливать еще мелких карасей, так как они являются хорошими очистителями воды от различных водяных растений. Гольянов, которые питаются мелкими червячками, рачками и мошками, водорослями.
3. Проводить акции с привлечение взрослых по очистки территории озера весной и осенью.
4. Установить аншлаги для напоминания отдыхающим о правилах поведения на водоеме.
5. Облагородить территорию водоема: установить мусорные баки, отремонтировать нырок.
6. Данные исследований довести до сведения всех жителей села через школьную газету «Простые истины»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой атлас природы России. М, Ридерз Дайджест, 2007
2. Методы биоиндификации и биотестирования природных вод. М., Наука, 1991г.
3. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России // Биология в школе, №27-28, 2004
4. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. М.; ТЦ Сфера, 2005
5. Ласуков Р.Ю. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Изд. 2-е, изм. - 128 с., с илл.
6. Биология: Животные 7 класс, учебник общеобразовательных учреждений/В.В. Латюшин, В.А. Шапкин -8-е изд. –М.: Дрофа,2007-302с.:ил.
7. Биология: 7 класс, учебник общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабешко,: под ред. проф. В.М. Константинова-4-е изд. испр - М: Вентана –Граф, 2010 -304 с:ил.
Пейзаж
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Вокруг света за 80 дней
Пятёрки
Философские стихи Кристины Россетти