Исследователькая работа, в которой автор отвечает на вопросы что такое карманные деньги и нужны ли они детям.Рассматривается отношение детей и родителей к этому вопросу.
Вложение | Размер |
---|---|
karmannye_dengi.rar | 44.71 КБ |
Содержание
Введение ………………………………………………………………2
Из истории денег ……………………………………………………… ..3
Что такое карманные деньги …………………………………………… 4
Результаты опроса ……………………………………………………….. 7
Заключение ……………………………………………………………... 10
Литература ……………………………………………………………..…..11
Приложение …………………………………………………………….… 12
Введение
Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.
Зачем мне деньги? Чтобы покупать чипсы и колу, отдать долг , и смотря сколько денег,: можно купить компьютерную игру или сходить с ребятами в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент.
Говорить о деньгах в нашем обществе не слишком-то принято. Особенно с детьми. Однако, как бы родителям ни хотелось иногда верить в обратное, сами дети о деньгах думают. И немало. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, - ему нужны собственные, "отдельные", деньги. Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.
Я решила разобраться, что думают мои сверстники и родители о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и какие бывают системы «денежного воспитания» , поэтому цель моей работы исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.
Задачи:
- узнать историю денег;
- выяснить, что означает термин « карманные деньги»;
- выяснить какие системы выдачи карманных денег существуют;
- узнать общественное мнение по поводу наличия карманных денег у
детей.
Из истории денег
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.
Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.
Какими были деньги? В роли денег в разные времена выступали каменные диски, служившие жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия ( ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.
Примерно в это же время в Китае начали чеканить монеты из железа. 910 г. В Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты -это просто листки бумаги. 1440 год. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, который предназначался для изготовления книг. Однако в скором времени было предложено использовать его для печатания бумажных денег - их выпуск стал более быстрым и менее затратным. Ранее принцип печатного станка для печати денег использовали китайцы, однако об этом европейцы, судя по всему, не знали.
Начну с определения, что же такое карманные деньги. Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка. Цель карманных денег - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.
Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.
Сколько денег получают дети в западных странах? Результаты исследования зарубежных специалистов показали, что Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами — чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Большинство родителей в Англии (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. В среднем дают £5—10 ($8—15,5) в неделю, а подростку — £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им заработать у них же. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить так называемый родительский сбор — 10% от своей зарплаты.
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.
Результаты опроса
Чтобы выяснить, как относятся к карманным деньгам мои сверстники и родители, я провела среди них анкету. В анкетировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов и их родители. Вопросы анкеты приведены в Приложении 1. Нужно сразу отметить, что большинство ответов родителей и детей совпали.
На вопрос «Как часто вы выдаете детям деньги?» большинство родителей и детей ответили « по мере необходимости» - 89%, «регулярно» - 8%, «не выдают» - 3%. «С какого возраста детям необходимо выдавать карманные деньги?» - 84% ответили, что с первого класса, 16% - в 5-6 классе. Родители считают, что сумма должна зависеть от возраста ребенка, от доходов семьи. Большинство родителей контролируют расходы своих детей, а вот дети считают, что родители не должны этого делать (Приложение 2). На вопрос «Должны ли дети зарабатывать деньги?» родители ответили «да» - 85%, « нет» - 15%, в качестве «работы», по мнению родителей, могут выступать заработанные оценки, работа по дому. Дети ответили на этот вопрос «да» - 64%, « нет» - 36%. Чаще всего карманные день учащиеся тратят на сладости, газировку, чипсы, обеды в столовой, необходимые мелочи, пополняют счет телефона, лишь 23% откладывают деньги, чтобы купить какую-то вещь или потратить на подарки родителям, друзьям.
Основные аргументы, которые приводили родители против:
• ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами,
• слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным,
• если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания,
• не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое,
• носить с собой деньги сейчас просто опасно – зависть других детей, могут отнять или даже побить.
Аргументы за:
• ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги – родителей, друзей, одноклассников,
• пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет – наделает ошибок, так под родительским присмотром и с малыми потерями,
• если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег.
Аргументы детей за карманные деньги
- всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;
- приучают к самостоятельности, планированию.
Аргументы против : 50% опрошенных ответили, что не видят никаких отрицательных сторон, остальные назвали жадность, зависть.
Из проведенной анкеты можно выделить несколько схем, по которым родители выдают деньги своим детям. Я попыталась проанализировать каждый из них и определить плюсы и минусы каждой схемы.
схема | достоинства | недостатки |
Фиксированная ( когда деньги выдаются определенной суммой на месяц или неделю) | Появляется возможность распоряжаться деньгами, планировать свои траты, есть возможность моделировать « взрослые» отношения: откладывать деньги, планировать траты. | Может появиться увлечение к накопительству, ребенок может стать жадным скрягой. |
Деньги по заявке ( деньги выдаются по просьбе ребенка) | Спокойное отношение к наличию денег и их отсутствию, деньги не становятся сверхцелью. | Ребенок не может распоряжаться деньгами сам: ему выдают сумму на определенную покупку. |
Зарплата ( деньги выдаются за какую-то сделанную работу) | Зарплата может быть стимулом для учебы, работы. Поскольку ребенок сам зарабатывает , то он понимает ценность заработанных денег | Может оказаться так, что ребенок будет требовать деньги за любую работу, может стать расчетливым и жадным. |
Заключение
Проведенные мною исследования показали, что дети в России на карманные расходы получают сумму значительно меньшую, чем их сверстники из зарубежных стран. Основным источником дохода детей являются родители. Большинство опрошенных детей признали, что просят деньги у родителей сами. Очевидно, что система регулярных выплат в России еще не сложилась.
В современном мире без денег не обойтись. И если ребенок начинает учиться строить свои отношения с деньгами с детства в этом можно увидеть много положительных сторон. Карманные деньги приучают детей к самостоятельности, умению планировать, строить «взрослые» отношения. Но в то же время отсутствие контроля со стороны родителей может привести к тому, что дети могут стать жадными, алчными и могут думать, что все можно купить за деньги.
Согласно анкете, большинство детей расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. В целом же диапазон детских увлечений может быть очень широким .Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются родителями и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и детских пристрастий. Идеальных схем для выдачи карманных денег нет, у каждой есть, на мой взгляд, свои положительные стороны и свои недостатки. Но родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому.
Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами. Учиться этому все равно придется, и именно родители должны стать для него главным примером.
Литература
1.Деньги., Википедия.,[интернет ресурс], //http://ru.wikipedia.org/wiki
2. На что школьники тратят карманные деньги., [электронный ресурс] :/РИА-новости/, http://ria.ru
3. Свиридов, Д.Почему детям не нужно выдавать карманные деньги? [электронный ресурс] :Д.Сивридов./ Школа жизни// Познавательный журнал//,http://shkolazhizni.ru
4.Скарлощ, С.Воспитание по расчету.[текст]://Русский репортер/ № 8.,2010., с.74
5. Шуманская, Т.З.Карманные деньги [электронный ресурс]:Т.З. Шуманская, Е.С. Сапожникова. - http://www.obsheniye.ru/
Приложение 1
Анкета для родителей.
1.Как часто Вы даете деньги своим детям?
2.С какого возраста детям можно выдавать деньги на карманные расходы?
3.Должен ли ребёнок их зарабатывать?
4. От чего должна зависеть сумма выдаваемых денег?
5. Можете ли вы проконтролировать как тратит деньги ваш ребенок и на что?
6. Перечислите основные «плюсы» и « минусы» карманных денег.
Анкета для учащихся.
1. Как часто вы получаете деньги на карманные расходы?
2.С какого возраста вам начали давать деньги на карманные расходы?
3.Должен ли ребёнок зарабатывать свои деньги?
4. Контролируют ли родители ваши расходы?
5. На что вы чаще всего тратите деньги?
6. Какие на ваш взгляд «плюсы» и « минусы» карманных денег?
Приложение 2
Как часто Вы выдаете детям деньги?
С какого возраста детям необходимо выдавать карманные деньги?
Контролируете ли Вы расходы детей?
Должны ли дети зарабатывать деньги?
( синий – ответы родителей, красный – ответы детей)
Сказка на ночь про Снеговика
Две снежинки
Н. Гумилёв. Жираф
Под парусами
Снеговик