Сегодня традиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде, школы, лицеи и гимназии вводят правила обязательного ношения школьной формы.В поисках оригинального решения школьной формы, я обратилась к истории народного костюма, который, как правило, отличается своеобразным конструктивным решением. Я считаю сарафан идеальным изделием для школьной формы. Возможности вариативности с различными предметами женской одежды: блуза, жилет, жакет, водолазка, джемпер - позволяет сохранить индивидуальность в деловом стиле, что невозможно осуществить, если базовой моделью было бы платье.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_forma.docx | 299.07 КБ |
Городская научно-практическая конференция:
«Молодые исследователи Севера»
Исследовательский проект по технологии
Школьная форма:
«ПЕРЕЗАГРУЗКА»
Выполнила: обучающаяся 11 класса
Жданова Анастасия
Руководитель: учитель технологии
Заярная Ирина
к исследовательской работе «Школьная форма: ПЕРЕЗАГРУЗКА»
Цель: Изготовить одно из базовых изделий школьной формы- сарафан
Задачи:
Гипотеза:
Если школьная форма удобна, практична, красива и современна, то она будет позитивно влиять на обучающихся и с детства воспитывать вкус и чувство гармонии.
Методы исследования:
Объект исследования: школьная форма
Предмет исследования:
Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Этапы исследовательской работы
2.2.История создания школьной формы
2.3.Анализ возможных идей. Выбор оптимального варианта.
2.4.Выбор ткани
2.5.Использующиеся материалы, инструменты и оборудование
2.6.Конструирование и моделирование изделия
2.7.Технологическая карта изготовления
2.10.Реклама
2.11.Анкетирование
2.12.Результат опроса
5.Приложения
В 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации. Сегодня традиция ношения школьной формы возрождается, и вновь, как прежде, школы, лицеи и гимназии вводят правила обязательного ношения школьной формы. Хорошо это или плохо? Форма – средство для поддержания дисциплины или насилие над свободной личностью? Я задумалась, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартуками? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить. Попытаемся взглянуть на проблему с трех сторон, изучив мнение обучающихся, родителей и учителей, и найти приемлемое решение.[12]
В поисках оригинального решения школьной формы, я обратилась к истории народного костюма, который, как правило, отличается своеобразным конструктивным решением. Я считаю сарафан идеальным изделием для школьной формы. Возможности вариативности с различными предметами женской одежды: блуза, жилет, жакет, водолазка, джемпер - позволяет сохранить индивидуальность в деловом стиле, что невозможно осуществить, если базовой моделью было бы платье.
Цель: Изготовить одно из базовых изделий школьной формы - сарафан
Задачи:
• усовершенствовать свои навыки в области проектирования и изготовления швейных изделий;
• изучить историю вопроса, тенденции и направления в проектировании школьной формы;
• спроектировать и изготовить изделие;
• сделать экологическое и экономическое обоснование проекта.
• провести анкетирование
• оценка проделанной работы
Вокруг школьной формы постоянно возникают различные споры. Одни считают, что она необходима, поскольку позволяет детям из разных социальных слоев быть равными хотя бы в плане внешнего вида. Другие считают ее пережитком советского прошлого и заявляют, что ее ношение вредит гармоничному развитию личности.
Впервые школьная форма появилась в России в 1834 году, когда был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров, к которым были отнесены гимназические и студенческие мундиры.
С введением женского образования появилась и ученическая форма для девочек - коричневое платье из шерсти длиной ниже колена, для украшения которого использовались белые воротнички и манжеты. К платью прилагался также черный передник. Стоит заметить, что в советские времена дизайн формы для девочек не слишком отличался от дореволюционного.
Если до революции школьная форма выступала в качестве сословного признака, указывая на принадлежность ее обладателя к обеспеченной семье, то с приходом к власти коммунистов в 1918 году школьная форма была признана буржуазным излишеством и была отменена.
Возвращение в обиход школьной формы произошло лишь в 1949 году. Теперь она символизировала не высокий социальный статус, а всеобщее равенство. При этом особых видоизменений ее внешний вид не претерпел.
Прошло целых 13 лет, прежде чем в 1962 девочкам в качестве парадного варианта теперь позволялось надевать белый фартук, белые гольфы или колготки. Также они могли вплетать в волосы белые ленты, которые в будние дни были коричневыми или черными.
Наибольшей трансформации внешний вид школьной формы подвергся в семидесятые годы - темно-синие полушерстяной костюм-тройка для девочек в придачу к коричневому платью.
В 1992г. обязательная школьная форма была отменена, а сегодня каждое учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о ее необходимости. С появлением элитных школ и гимназий форма вновь становится показателем престижа и избранности.
В настоящее время школьная форма для девочек принципиально отличается от скучной униформы советской поры. Мрачноватые платья с передничками ушли в прошлое. Теперь школьная форма - это женственные сарафаны в деловом стиле, юбки со складками, пиджаки разнообразных фасонов, приталенные жилеты.[12]Сарафан, как школьная одежда, - это отличная и не избитая альтернатива, оставляющая большое поле для вариаций. Речь идет о сочетании сарафана со всевозможными блузками, сорочками, рубашками и водолазками. При помощи варьирования сарафана с «верхом» я могу каждый день выглядеть по-новому и сохранять свою индивидуальность.
Лингвистическая зарисовка: на санскрите «сари» – «кусок ткани», «сарафан» в переводе с иранского — «одетый полностью», персидское «сарапа» означает «с головы до ног». Первое упоминание сарафана в русском языке можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года.
Первоначально словом «сарафан» был мужской длинной распашной одеждой. Такую одежду в XIV веке могли носить и воеводы, и великие князья. Окончательной принадлежностью женского гардероба он стал лишь с XVI века.
Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан считался одеждой простолюдинок и купеческих дочерей и был «изгнан» из гардеробных придворных дам.
По названиям сарафанов легко можно догадаться из какого материала они были сшиты: «достальник», «полугумажник» (покупная ткань с добавлением хлопчатобумажных нитей), «московец» (из «московского» ситца), «синюха» (из окрашенного в синий цвет домашнего холста), «дикосовый» (из кубового сине-зелёного ситца с цветочным узором), «кумашник» (из кумача).[2]
В различных моделях школьной формы всегда прослеживается классический стиль, который в дальнейшем может стать деловым атрибутом будущих менеджеров, руководителей, бизнесменов. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Я выбрала сарафан, потому что его можно сочетать с различными изделиями гардероба.
Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Если одежда правильно подобрана, современна, красива ,то ученик будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Единый стиль в одежде имеет много плюсов:
Вариантов моделей изделия:
Изделие 1. Сарафан, отрезной по линии талии, на переднем полотнище выполнены две встречные складки, к низу юбка расширена. Верх выполнен на широких бретелях, по лифу. Декоративные пуговицы в два ряда, в боковом срезе потайная молния.
Изделие 2. Сарафан, приталенный. Юбка на переднем полотнище с рельефами, заужена к низу, с завышенной талией. Бретели очень широкие, внизу накладываются на юбку и пристёгиваются на пуговицах. Заднее полотнище: на юбке выполнена шлица, две выточки в среднем шве, потайная молния.
Изделие 3. Сарафан, приталенный, отрезной. Юбка зауженная. По лифу выполнены рельефы. Два фигурных внутренних кармана. На талии ремень с пряжкой.
Изделие 4. Сарафан приталенный, не отрезной. Глубокий вырез. Контрастная отделка. В боковых срезах фигурные карманы. В среднем шве заднего полотнища потайная молния.
Изделие 5. Сарафан с рельефными швами по полочке. Маленькие рукава-крылышки. Сарафан отрезной по линии талии. На спинке застёжка-молния. На полочке V-образный небольшой вырез.
Я выбрала сарафан(приложение №5) так как:
Для сарафана подойдут шерстяные, платьевые или костюмные ткани. Но нужно учитывать требования к составу ткани, из которой сшито изделие, т.к. в России большое разнообразие климатических зон. Поэтому стало необходимым для изготовления школьной формы учитывать район проживания школьников с целью комфорта.
С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела.
Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме (5-6 часов, с учетом продленного дня- до 8-9 часов). Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. неправильно сшитая одежда может принести вред.
Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. [2] В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае нельзя носить ее в школе.
Особое внимание уделяется цвету школьной формы. Психологи рекомендуют спокойные оттенки. Яркие тона, безусловно, радуют глаз, но вызывают чрезмерную активность и раздражительность. Всегда актуальными остаются темные зеленые, синие, бордовые и коричневые цвета. Прекрасным вариантом является школьная форма сине-серого цвета. Всевозможные пряжки, шнуровки, застежки и прочие декоративные элементы имеют свойство расстегиваться и ломаются в самый неподходящий момент, что отвлекает ребенка в процессе учебы.[3]
Я выбрала тонкую костюмную шерсть для изготовления сарафана.
Чтобы сшитое изделие точно соответствовало фигуре необходимо правильно снять мерки. От их точности зависит вид готового изделия.
Таблица измерений фигуры
Сг2 | Полуобхват груди 2 | 48 |
Сг1 | Полуобхват груди 1 | 44 |
Шг | Ширина груди | 17 |
Шс | Ширина спинки | 18 |
Вб | Высота бочка | 20 |
Дтс | Длина талии спинки | 40 |
Дтп | Длина талии полочки | 44 |
Шп | Ширина плеча | 12 |
Цг | Центр груди | 9 |
Вг | Высота груди | 23 |
Ст | Полуобхват талии | 36 |
Сг | Полуобхват бёдер | 49 |
Др | Длина рукава | 6 |
Ди | Длина изделия | 55 |
Сш | Полуобхват шеи | 18 |
Оп | Обхват плеча | 28 |
Таблица распределения прибавок на свободу облегания
При построении чертежей необходимо знать не только мерки фигуры человека, но и величины прибавок. Прибавок - величина, на которую надо увеличит мерки фигуры человека для получения заданной формы одежды, а так же обеспечение свободы движения, дыхания, кровообращения. Прибавки обозначают прописной буквой П, рядом строчной буквой обозначают участок, которому даётся прибавка.
Пг | 4 | Пшг | 0,5 |
Пт | 4 | Пдтс | 0,5 |
Пб | 2 | Пспр | 1,5 |
Раскладка выкройки на ткани. Раскрой сарафана
№ | Последовательность операция | Содержание операции | Инструменты и материалы |
1. | Раскладка выкройки на ткани. Раскрой. | Правила экономичной раскладки деталей кроя, обмеловка, припуски на швы | Ткань, лекала деталей кроя, ножницы, мел, булавки |
2. | Подготовка деталей кроя к обработке | Прокладывание контрольных линий | Булавки, иголка, нитки мел |
3. | Подготовка сарафана к первой примерке. | Сметывание рельефов, боковых, плечевых швов. | Изделие, иголка, нитки, булавки |
4. | Проведение примерки. Исправление недочётов. | Уточнение посадки изделия на фигуре | Мел, портновские булавки, линейка |
5. | Обработка сарафана после примерки. Поузловая обработка | Стачивание рельефов, боковых, плечевых швов. Обработка рукава-крылышки, нижней части сарафана | Швейная машинка, утюг, ножницы, нитки, булавки |
6. | Обработка нижнего среза сарафана | Обработка нижнего среза | Нитки, иголка |
7. | Обработка застёжки | Обработка застёжки | Молния 50 см в длину |
8. | Отутюжить готовое изделие | Провести влажно-тепловую обработку | Гладильная доска, утюг |
1) Инструкция по технике безопасности при работе с тканью
2)Инструкция по технике безопасности при работе с электрическим утюгом
3)Инструкция по технике безопасности при работе на швейной машине
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования.
При создании своего изделия должна была позаботиться о том, чтобы моё «производство» было безотходным, чтобы я не нанесла никакого ущерба окружающей среде. Так как перед приобретением ткани я произвела точный расчет, то обрезков материала практически не осталось.
Принцип наших дней - высокое качество, при низкой себестоимости.
Цена за единицу | Цена | |
1.Ткань (1 метр) | 758 р. | 758 р. |
2. Дублерин (20 см) | 150 р. | 30 р. |
3.Застёжка «молния» (1 шт.) | 20 р. | 20 р. |
4. Нитки (4 катушки) | 15 р. | 60 р. |
Итого: 868 рублей.
Сохраняя традиции,
мы создаём будущее!
Опрос обучающихся, их родителей и учителей на тему «Школьная форма: за или против»
Результаты до введения формы
Результаты после введения формы
В результате анкетирования и анализа литературы я пришла к выводу, что если школьная форма будет современной, удобной и практичной, то она будет позитивно влиять на учащихся и с детства формировать хороший вкус и чувство гармонии.
Я выполнила поставленные задачи:
• усовершенствовала свои навыки в области проектирования и изготовления швейных изделий;
• изучила историю вопроса, тенденции и направления в проектировании школьной формы;
• спроектировала и изготовила изделие;
• сделала экологическое и экономическое обоснование проекта.
• оценила проделанную работу
Модель сарафана, изготовленная мной, сочетает в себе оригинальность, многофункциональность и простоту изготовления.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Хрюк на ёлке
Марши для детей в классической музыке
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Мастер-класс "Корзиночка"
И тут появился изобретатель