Подростковая преступность в Байкитской группе поселений: рост или снижение?» - научно-исследовательская работа, направленная на предупреждение и снижение подростковой преступности по мере возможности. Согласно статистическим данным в последние годы увеличивается число несовершеннолетних задержанных органами внутренних дел за хулиганство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению административных правонарушений. Актуальность темы научно-исследовательской работы о подростковой преступности в Байкитской группе поселений обусловлена также целью поиска возможностей для позитивных изменений в рассматриваемой сфере. Научно-исследовательская работа «Подростковая преступность в Байкитской группе поселений: рост или снижение?», соответствует требованиям, предъявляемым, к работам данного уровня и содержит: - введение, в котором обозначена актуальность темы, установлены объект и предмет исследования, поставлена цель и определены задачи работы; - основную часть работы, в которой выявлены основные направления по реализации проекта «Подростковая преступность в Байкитской группе поселений: рост или снижение?», определена серия взаимосвязанных мероприятий, представляющих основу научно-исследовательской работы. Важным аспектом в работе является выделение необходимости изучения данной темы, так как проблема преступности, как свидетельствуют социологические исследования, в последние годы занимает второе место после обвального снижения уровня жизни. Согласно, результатам проведённого анализа в ходе работы, выявлено, что и в Байкитской группе поселений до 2013 год число преступлений, совершающихся несовершеннолетними подростками - росло, а только в 2013 году имеет снижение, и даже этому факту есть объяснение. Результатом научно-исследовательской работы стал новый информационный продукт – презентация, «Подростковая преступность в Байкитской группе поселений: рост или снижение?», которая имеет большую практическую значимость. Информация в таком виде позволит повысить интерес молодежи к изучению и исследованию важных современных проблем, а также может использоваться преподавателями, родителями, классными руководителями на часах общения. В ходе исследовательской работы применялись следующие методы исследования: опрос, обсуждение, обобщение и систематизация информационных источников, анализ, моделирование, и др. Для изучения информации использованы разнообразные информационные источники. Заключение работы содержит обоснованные доказательства достижения цели и выполнения задач, определенных во вступительной части работы.
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovaya_prestupnost.docx | 176.1 КБ |
Введение
Подростковая преступность – это проблема современного общества. Структура и динамика преступности с большой полнотой характеризует социально-политическое и моральное состояние общества, свойственные ему противоречия и конфликты. В настоящее время, когда происходят значительные изменения в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшейся системой ценностей. Внимание к несовершеннолетним подросткам должно быть усиленно, если общество хочет предупредить значительную часть правонарушений. Преступность заслуживает самого пристального внимания и научного исследования как явление, взаимосвязанное с социумом сложными, диалектическими зависимостями. Обостряющиеся в обществе противоречия не могут не сказаться на преступности несовершеннолетних. Кривая преступности несовершеннолетних довольно значимый промежуток времени продолжает идти вверх. Несмотря на существование общих причин преступлений несовершеннолетних, их число в различных регионах страны далеко не одинаково. В каждом регионе действуют дополнительные факторы, влияющие на рост или снижение уровня преступности.
Согласно статистическим данным в последние годы увеличивается число несовершеннолетних задержанных органами внутренних дел за хулиганство, склонность к токсикомании, наркомании и совершению административных правонарушений. В литературе сказано, что причины роста преступности среди несовершеннолетних во многом связаны с неблагополучием в семье, ослаблением воспитательной функции, недостаточно эффективной работой по обеспечению занятости подростков.
Что же нужно сделать для того, чтобы лучше разобраться в этой проблеме и понять, подростковая преступность в Байкитской группе поселений имеет рост или снижение?
Новизна: для этого я решила, что мне необходимо дать подробную характеристику преступности несовершеннолетних в Байкитской группе поселений, проанализировать данное явление, рассмотреть причины преступлений.
Актуальность: Во-первых, динамика подростковой преступности изменяется быстрее преступности взрослых. Во-вторых, проблема преступности, как свидетельствуют социологические исследования в последние годы занимает второе место после обвального снижения уровня жизни. Имеющиеся данные показывают, что наиболее часто совершают преступления лица от 12 до 24 лет. Лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного импульсивного характера. Актуальность темы научно-исследовательской работы о подростковой преступности в Байкитской группе поселений обусловлена также целью поиска возможностей для позитивных изменений в рассматриваемой сфере.
Объект исследования: подростки с. Байкит, возрастных категорий от 14 до 18 лет.
Предмет исследования: количественные и качественные характеристики преступности несовершеннолетних в Байкитской группе поселений.
Практическая часть исследования: Были собраны статистические данные по Байкитской группе поселений с целью проведения сравнительного анализа преступлений совершенных несовершеннолетними за период 2010-2013 г. г. а также проведён опрос учащихся 8 и 11 классов Байкитской средней общеобразовательной школы.
Цель: Выявить основные причины совершения преступлений несовершеннолетними в Байкитской группе поселений за период 2010-2013 г.г. и предложить пути снижения подростковой преступности.
Задачи:
1. Собрать статистические данные.
2. Проанализировать преступления, совершенные по месяцам.
3. Проанализировать преступления по статьям УК РФ.
4. Проанализировать преступления по социальному положению семей.
5. Проанализировать преступления по времени.
6. Проанализировать преступления совершенные в группе.
7.Провести сравнительный анализ преступлений и выявить возможные
причины их совершения.
8. Изучить данные анкетирования учащихся 8- 11 классов, сделать выводы.
Гипотеза: Если органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних будут владеть научно-обоснованной информацией собранной мною и работать в системе, то возможно смогут в дальнейшем вести более эффективную работу с подростками проживающими на территории Байкитской группы поселений, а именно: вовлекать подростков в различные формы досуговой деятельности, создавать условия для их самовыражения, саморазвития.
В процессе работы мною были использованы следующие методы:
Продукт: презентация «Подростковая преступность в Байкитской группе поселений: рост или снижение?», материалы которой можно использовать на классных часах, родительских собраниях.
Ожидаемые результаты: привлечь внимание органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних подростков Байкитской группы поселений и их родителей к актуальной проблеме, тем самым помочь своим друзьям, одноклассникам избежать совершения противоправных действий.
Российское общество за последние годы претерпело глобальные изменения. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Трансформация российского общества предопределила формирование в нашей стране различных видов девиантного поведения. Девиантное поведение рассматривается как совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Политические решения не были социально просчитаны, и их реализация, прежде всего в области экономической политики, отразилась на материальном положении значительной части российских семей - пошел процесс быстрого социального расслоения. Результат - демографический кризис в стране, рост бедности, количества кризисных семей, семей, имеющих проблему алкоголизма, проявления насилия, асоциального образа жизни, конфликтов в межличностных отношениях, подростковой безнадзорности, преступности и других крайне тревожных социальных явлений.
Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием[1].
Изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача, поскольку:
для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75% всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);
несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;
преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;
существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;
многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;
значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.
Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью активности подростков. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе отмечается, что преступность несовершеннолетних - это будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения. Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет.
В то же время на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10 - 13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18 - 21 и 22 - 25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.
Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате: искаженного представления о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;
ошибок в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;
предпочтения внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;
эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышенной возбудимости, резкой смены настроений;
обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;
повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности;
стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению «любой ценой»;
неприятия «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;
желания показать и доказать свою «зрелость», стремления к лидерству;
внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подражательству.
Из-за неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны романтизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болезненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе несправедливости, а с другой - не терпят излишней опеки. Для них характерно стремление казаться взрослыми. При этом неадекватным выражением такого стремления может явиться совершение противоправного поступка. Так, по оценке специалистов, тяга к приключениям выступает ведущим мотивом при побегах подростков из домов.[2]
Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.
Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эгоизм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и противостояние ему.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь[3].
У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робин-гудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства». Характерный пример – организованная подростковая преступная группировка А. Короткова, действовавшая в первой половине 90-х годов в Екатеринбурге (к суду было привлечено 24 человека). Участники этого сообщества действовали как по личным, так и по социальным мотивам: формирование нового общества и открытого социального и имущественного неравенства совпало с формированием их как личностей, при этом они воспринимали происходящее как несправедливость. В совмещении с дворовым культом насилия это послужило оправданием совершённых ими разбойных нападений и грабежей, а иногда и убийств. Для грабежа квартир они использовали альпинистское снаряжение, спиртное добывали себе путём угрозы убийством продавцов коммерческих магазинов. Причём Коротков присвоил себе право казнить даже своих приближённых, если только подозревал их в намерении выдать остальных (на суде ему инкриминировалось и то, что он командовал расправой над тремя участниками своей же группировки, в том числе одной женщиной). Группировка действовала дерзко и настолько непрофессионально, что следователи и судьи были поражены, как никто не попался при первых же налётах.
Исследование особенностей мотивации преступлений, совершенных группами молодых людей, обусловлено тем, что групповая преступность имеет высокий удельный вес в преступности среди молодежи и неразрывно связана с преступными проявлениями среди несовершеннолетних.
Мотивы преступлений, совершенных в составе постоянной группы, наиболее существенно отличаются от мотивов преступлений, совершенных в одиночку.
2. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.
В Уголовном кодексе выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):
Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ).
Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.
Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:
несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима;
несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.
Лишение свободы — самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.
В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности.
Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
К ним относятся:
Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.
Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет, за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132),кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
3. Политика профилактики преступности несовершеннолетних
Длительное кризисное состояние общества, ведущее к втягиванию больших контингентов несовершеннолетних, неизбежно порождает у подростков, превращающихся сначала в молодежь, а затем во взрослых, эффект привыкания к противоправному поведению, к совершению преступлений, снабжает их криминальными навыками и связями, навыками круговой поруки, пренебрежения к честному труду. Все это делает реальной опасность того, что для молодого населения страны совершение преступлений станет нормой жизни, образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.
В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки. Поэтому нахождение подростка в течение 5-10 лет в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу, столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы общество и государство просто существовали.
Сложность социального явления, именуемого преступностью, и особенно сложность и многофакторность причинного комплекса, обусловливающего это явление, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности вообще и ее неотъемлемой составной части - преступности несовершеннолетних - в особенности. Первое, что необходимо для грамотной разработки комплекса мер, охватываемых термином "государственная политика" и воздействующих на преступность несовершеннолетних, это дифференцировка их с учетом таких факторов, как возраст, место жительства, демографические особенности, социально-экономическая и криминологическая ситуация в регионе. Кроме того, необходимо ясно и четко выделить набор действующих причин и условий, порождающих преступность несовершеннолетних, меняющих ее уровень и структуру.
Криминологами доказана социальная природа преступности. Еще в 1831 году бельгийский социолог-позитивист, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук Кетле Ламбер Адольф Жак писал, что "общество подготовляет преступление, а преступник есть только орудие". Из этого следует, что объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении, сферы жизнедеятельности несовершеннолетних. Именно на них необходимо сосредоточить основные усилия разработчиков политики. Таких сфер жизнедеятельности можно взять всего семь; родительская семья, учеба, досуг, трудоустройство, трудовая занятость, здоровье, поведение в криминальных ситуациях и, может быть, следует выделить как самостоятельную сферу - формирование у несовершеннолетних и молодежи жизненных, нравственных, трудовых и иных базовых ценностных ориентаций.
Таким образом, политика государства по предупреждению преступности несовершеннолетних должна быть тесно взаимосвязана с экономической, социальной, демографической и т.п. политикой. Для повышения эффективности этой политики нужно усовершенствование разных отраслей права от уголовного до жилищного.
Процесс превращения подростка в правонарушителя или преступника занимает длительное время. По мере нарастания выраженности социальной защиты трудный подросток становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций могут быть разделены на четыре уровня:
Учреждения первичной социальной профилактики (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, медицинские учреждения и т.д.) деятельность которых направлена на обеспечение адекватной социализации основной массы детей, реализации их прав и законных интересов.
Учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям, психолого-медико-социальные центры, центры постинтернатной адаптации и т.д.), которые оказывают помощь социально дезадаптированным детям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.
Учреждения вторичной специальной профилактики (отделы предупреждения правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), которые должны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
Учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики (воспитательные колонии), главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.
Очевидно, что подросток должен становиться объектом воздействия профилактических учреждений более высокого уровня только в том случае, если деятельность учреждения более низкого уровня не принесла желаемого результата.
В настоящее время нет ни одного субъекта Федерации, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики, то есть имеется полностью сформированная инфраструктура профилактического пространства. Невозможность обеспечения преемственности работы учреждений разного уровня негативно сказывается на эффективности деятельности всей системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения правонарушений несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно. В свою очередь, в основе такой политики должна лежать ясная и последовательная концепция.
В отделе по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Института при Генеральной прокуратуре РФ основные положения концепции государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних были разработаны Г.И.Забрянским. Предложенная им концепция включает: определение понятия государственная политика предупреждения преступлений несовершеннолетних; обоснование целей этой политики; описание элементов, объектов и субъектов, средств реализации, уровней и принципов государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних; предложены подходы к программированию предупреждения преступности несовершеннолетних как интегрированной формы реализации государственной политики.
Принципиальное значение имеет выбор двух целей государственной политики предупреждения преступлений несовершеннолетних. С одной стороны - это защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой стороны - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая интегрированная конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет концептуально решать многие проблемы криминологической и правовой практики.
. Поскольку преступность - явление социальное, то и основную роль в ее предупреждении должна играть социальная профилактика. Однако на практике предпочтение отдается мерам правового сдерживания. В последние годы число несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, росло более высокими темпами, чем число выявленных лиц, совершивших преступления; а число осужденных к лишению свободы подростков росло более высокими темпами, чем число осужденных. Особо подчеркнем, что тенденция к росту числа осужденных к лишению свободы подростков имеет, место при сокращении числа выявленных подростков, совершивших наиболее тяжелые преступления (убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, разбои и грабежи).
В СССР большую роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играли массовые общественные организации, объединявшие подавляющее большинство детей и подростков. В настоящее время место этих организаций остается незанятым. Формально их функции взяли на себя государство и органы местного самоуправления.
Я хотела бы акцентировать внимание на некоторых мероприятиях, осуществление которых необходимо в целях улучшения работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания.
увеличение перечня видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, расширение должно происходить за счет использования мер, предусматривающих наказание, не связанное с лишением свободы, а также обеспечивающих разную степень ограничения свободы.
наказание несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их заменяющих, в связи с совершением подростками преступлений.
защита от безработицы, проведение профориентации и профессиональной подготовки.
увеличить количество учреждений для первичной и вторичной специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
защита прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.
Так проведение операции «Подросток» на территории края повлияло на стабильное снижение подростковой преступности. Об этом 21 сентября на брифинге заявила заместитель начальника отдела ГУВД по делам несовершеннолетних Валентина Магеля. Число преступлений, совершённых подростками в группе, сократилось на 11%, в том числе с участием взрослых лиц – на 1,9%, преступления в состоянии алкогольного опьянения – на 16,9%, количество умышленных убийств уменьшилось на 35,9%, краж – на 2,1%, разбоев – 6,1%, причинений тяжкого вреда здоровью – на 26,3%.
«Детская преступность напрямую связана с занятостью подростков. В рамках программы ГУВД совместно с учреждениями образования, социальной защиты и занятости, подростков, состоящих на учёте, мы старались поместить в оздоровительные лагеря либо трудоустроить их. В результате был организован отдых более 5000 подростков, из них тысяча отдохнула в оздоровительных лагерях, около 2000 – на пришкольных площадках, часть выезжала в туристические лагеря, около 500 детей удалось трудоустроить, часть работала в отрядах мэра города», – рассказала Валентина Магеля. – Конечно, 5000 детей – это лишь часть тех, стоящих на учёте, но всё же этим детям нам удалось помочь».
За лето зафиксировано 34 ухода детей из оздоровительных учреждений. Сами подростки объясняют свои побеги жёстким режимом и желанием посетить какие-либо событие в городе, или же поиском своих родителей. Хочется отметить, что всего на учёте в полиции в Красноярском крае стоит около 13 тысяч несовершеннолетних.
Этап №1. Анализ опроса учащихся 8-11 классов Байкитской средней общеобразовательной школы.
Изучая литературу и статистику по проблеме подростковой преступности, мне стало интересно, какие же всё-таки причины способствуют тому, что несовершеннолетние подростки идут на преступление?
Общая статистика, даёт следующие результаты о причинах подростковой преступности:
Преступление совершено | Причины преступлений | ||||||
материальные трудности в семье | не умел контро- лировать поступки | не умел использовать свое свободное время | не желал трудиться | неува жал людей | попал под влияние товарищей | влияние алкоголя, наркотиков | |
100% | 4,5 | 47,9 | 5,6 | 1,7 | 2,6 | 17,5 | 20,2 |
Для меня же стало интересным узнать мнение подростков Байкитской средней общеобразовательной школы и понять, что по их мнению является причиной для совершения преступления несовершеннолетним подростком. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов. Всего было опрошено 74 ученика Байкитской школы, из них: 30 респондентов – это восьмиклассники, 16 участников опроса из 9 класса, 10 учащихся из 10 «А , и оставшиеся 18, учащиеся 11 классов. И вот, что получилось:
Причины: | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Итог: | ||||
Проблемы в семье | 66% | 72% | 60% | 81% | 70% | ||||
Материальные проблемы | 43% | 56% | 30% | 69% | 50% | ||||
Влияние дурной компании | 66% | 89% | 100% | 81% | 80% | ||||
Психическая неуравновешен ность и стрессы | 43% | 39% | 70% | 75% | 53% | ||||
Желание обратить на себя внимание | 40% | 33% | 20% | 50% | 39% | ||||
Переходный возраст | 40% | 5% | 0 | 44% | 27% | ||||
Плохое воспитание | 50% | 67% | 80% | 69% | 62% | ||||
Желание всё попробовать | 40% | 44% | 30% | 44% | 40% | ||||
Просто интерес | 16% | 22% | 0 | 25% | 17% | ||||
Влияние алкоголя и наркотиков | 56% | 78% | 80% | 94% | 73% |
Проанализировав данные опроса о причинах детской преступности, мне стало понятным, что основными причинами подростки называют: влияние дурной компании 80%, проблемы в семье 70%, плохое воспитание 62% и влияние алкоголя 73%. Можно также отметить тот факт, что высокий процент именно этих причин, практически совпадает с общими показателями, которые даёт нам статистика о подростковой преступности.
Кроме того, что подростки указывают на причины подростковой преступности, мне хотелось бы узнать, какие предложения они могут внести для решения данной проблемы. И все ли учащиеся 8-11 классов Байкитской средней общеобразовательной школы знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность?
Предложения | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Итоги: |
Строго наказывать подростков-нарушителей | 26% | 28% | 30% | 50% | 32% |
Контролировать и не отпускать их поздно | 43% | 33% | 40% | 56% | 43% |
Избавить подростков от плохих друзей и найти им интересное занятие | 63% | 44% | 10% | 63% | 51% |
Больше проводить разных бесед с подростками | 36% | 44% | 30% | 81% | 47% |
Не знают, как решить эту проблему | 26% | 11% | 40% | 6% | 20% |
Надо отправлять подростков нарушителей в детский дом или интернат | 16% | 17% | 0 | 19% | 15% |
Запретить показ фильмов и передач, оказывающих плохое влияние на детей | 23% | 11% | 30% | 44% | 26% |
Материально помогать семьям и подросткам | 16% | 33% | 0 | 44% | 24% |
Ужесточить законы | 33% | 22% | 30% | 31% | 30% |
С какого возраста наступает уголовная ответственность, учащиеся 8-11 классов ответили следующим образом:
На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство учащихся старшего звена нашей школы знают, как основные причины детской преступности, так и пути их решения. А незнание 20% учащихся говорит о том, что надо проводить беседы на подобные темы.
Этап №2. Провести сравнительный анализ преступлений по уголовным делам, совершённых несовершеннолетними подростками в Байкитской группе поселений за период с 2010 - 2013 г.г.
Для того, чтобы получить доступ к информации, мною был составлен запрос на имя начальника полиции ОП№1 ОМВД по Эвенкийскому району И.В. Бахтину, получив разрешение на обработку данных по исследуемой проблеме, я провела сравнительный анализ преступлений, которые были совершены подростками в Байкитской группе поселений за период 2010 - 2013 г.г. и получила следующие результаты.
Анализ преступности несовершеннолетних подростков по возбужденным уголовным делам по месяцам, за последние 4 года.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Итог | |
январь | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
февраль | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
март | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
апрель | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
май | 0 | 0 | 6 | 0 | 6 |
июнь | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 |
июль | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
август | 3 | 0 | 2 | 2 | 7 |
сентябрь | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
октябрь | 1 | 3 | 0 | 0 | 4 |
ноябрь | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
декабрь | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 |
Общее число преступлений, совершённых несовершеннолетними подростками в Байкитской группе поселений за период 2010-2013 г.г.
Анализ преступности несовершеннолетних в Байкитской группе поселений по статьям УК РФ за последние 4 года.
№ п/п | Статья | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Итог: |
1. | 158ч1, УКРФ | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
2. | 158ч2, УКРФ | 6 | 8 | 14 | ||
3 | 112 УК РФ | 1 | 1 | |||
4. | 166ч1 УКРФ | 3 | 3 | |||
5. | 116ч1УКРФ | 1 | 1 | |||
6. | 114ч1УКРФ | 1 | 1 | |||
7. | 214ч1 УКРФ | 1 | 1 | |||
8. | 115ч 1 УКРФ | 1 | 2 | 3 | ||
9. | 119 ч.1 УК РФ | 1 | 1 | |||
10. | 167 ч.1 УК РФ | 1 | 1 | |||
11. | 319 УК РФ | 1 | 1 |
Анализ преступности несовершеннолетними по социальному положению семей.
№ п/п | Социальное положение семей | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Итог: |
1. | Благополучная семья. | 5 | 7 | 4 | 1 | 17 |
2. | Неблагополучная семья. | 1 | 3 | 8 | 3 | 15 |
3. | Итого | 6 | 10 | 12 | 4 | 32 |
Анализ преступлений, совершённых несовершеннолетними подростками в разное время суток.
№ п/п | Время суток | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Итог: |
1. | Утро | 2 | 2 | |||
2. | День | 1 | 2 | 5 | 1 | 9 |
3. | Вечер | 3 | 7 | 1 | 1 | 12 |
4. | Ночь | 1 | 6 | 2 | 9 | |
5. | Итого: | 6 | 10 | 12 | 4 | 32 |
Анализ преступлений, совершённых несовершеннолетними подростками в Байкитской группе поселений за последние 4 года.
№ | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Итог: | |
1. | В группе | 1 | 2 | 2 | 5 | |
2. | В одиночку | 6 | 8 | 9 | 1 | 24 |
3. | С участием взрослых лиц | 1 | 1 | 1 | 3 | |
4. | Итого: | 6 | 10 | 12 | 4 | 32 |
Этап №3. Кроме проведённого опроса и сравнительного анализа, я взяла интервью у начальника ОП№1 ОМВД по Эвенкийскому району майора полиции И.В. Бахтина, который более понятно ответил на все мои интересующие вопросы по данной проблеме.
После всех мною проведённых исследований, я могу сделать следующие ВЫВОДЫ:
5. Проанализировав статистические данные преступлений происшедших в Байкитской группе поселений с 2010 по 2013 г.г., у меня возник вопрос, почему по результатам анализа число преступлений совершённых подростками в одиночку больше, чем в группе? Ведь согласно изученной мною литературе и общим сведениям по краю и стране, число подростковой преступности в группе растёт, а не уменьшается. Но на этот и многие другие вопросы мне дал чёткое объяснение начальник полиции села Байкит И.В. Бахтин.
Теперь я могу объяснить, что такие данные получаются, так как в группе несовершеннолетних подростков совершивших преступление, чаще всего найдётся тот один, который возьмёт всю вину на себя, и соответственно будет проходить по делу, как одно виновное лицо. А в глазах его друзей повысится авторитет, таким образом, он самоутвердится.
Изучая проблему подростковой преступности, я неоднократно обращалась за помощью к начальнику полиции И.В. Бахтину, и благодаря его содействию, мне стал известен то факт, что статистика преступлений ведётся по законченным, направленным в суд делам. И поэтому, я провела сравнительный анализ преступлений несовершеннолетними по двум таблицам: по возбужденным и законченным уголовным делам.
Теперь могу сделать следующий вывод: имеется рост преступлений несовершеннолетними подростками в Байкитской группе поселений и по возбужденным, и по законченным уголовным делам до 2013 года, а число преступлений в 2013 году - снижается. Также из таблиц видно, что за 4 года возбужденно 32 уголовных дела, а из таблицы по законченным делам могу сказать, что раскрыто 25, оставшиеся 7 уголовных дел либо ещё не раскрыты, либо прекращены за отсутствием состава преступления. Факт снижения подростковой преступности, могу объяснить тем, что именно в 2013 году на территории Красноярского края проводились операции «Подросток», «Шанс», ряд акций, которые видимо и повлияли на стабильное снижение подростковой преступности. Об этом свидетельствуют данные по всему Красноярскому краю.
Заключение
Преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Проблема, которой посвящена данная работа, является на сегодняшний день очень важной и требует обязательного решения. Причем решение должно исходить не только силами школы, как это часто указывается в литературе, посвященной данной теме, но и силами всего общества. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.
Проведённая работа над выбранной мною темой позволила мне определить, что основной причиной роста преступности среди несовершеннолетних можно считать: влияние дурной компании, проблемы в семье и.т.п., а как следствие всего этого появляется стремление молодых людей к наживе наиболее, как им кажется, доступным способом.
Стремление собираться вместе, рисковать, для подростков нормальное явление, но когда им вместе делать становиться нечего, они могут пойти по пути правонарушений. Рост числа детей из благополучных семей говорит о том, что в таких семьях материальная сторона становится гораздо важнее духовных ценностей (доброта, честность, сострадание и пр.).
Мне бы хотелось предложить несколько путей, которые, на мой взгляд наиболее эффективные и могут поспособствовать снижению подростковой преступности.
Предложения:
Список литературы:
1. Вайнер А.А., Вайнер Г.А Детская преступность в обществе. – М., 1978г.
2. Игошев К.Е.Трудные судьбы подростков, - кто виноват? – М., 1991г.
Приложение №1
Анкета
причина проблемы в семье.
причина материальные проблемы
причина влияние дурной компании.
причина психическая неуравновешенность и стрессы.
причина желание подростков обратить на себя внимание.
причина переходный возраст.
причина плохое воспитание.
причина желание всё попробовать.
причина просто интерес.
причина влияние алкоголя и наркотиков.
для решения проблемы надо строго наказывать подростков-
нарушителей.
надо больше контролировать подростков и не отпускать их поздно
гулять.
надо избавить подростков от плохих друзей и найти им интересное
занятие.
надо больше проводить различных бесед с подростками.
не знают, как можно решить эту проблему.
надо подростков-нарушителей отправлять в детский дом или в
интернат.
надо запретить на телевидение показ фильмов и передач,
оказывающих плохое влияние на детей.
надо материально помогать семьям и подросткам
надо ужесточить законы.
знаю ___________ не знаю_____________
[1] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология М.: Инфра-М, 2006 – С.152
[2] Курбатова Т.Н. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2007. – С.119
[3] Антонян Ю.М., Перцова Л.В., Саблина Л.С. Опасные девицы //Социс, 2003, № 5, С. 25
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Свинья под дубом
Повезло! Стихи о счастливой семье
Яблоко
Горка