Изучение истории развития трудовой помощи как вида благотворительности в России и на Дону во второй пол. XIX - начале XX веков
Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«РОССИЙСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ: ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»
Выполнил: Малютина Карина Романовна, 9 класс
Руководитель: Бражкина Виктория Васильевна
2014-2015 учебный год
Содержание:
Введение
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение
Актуальность темы моего исследования определяется, тем, что сегодня в России достаточно остро стоят социальные проблемы. Государство «избавляется» от ряда государственных функций в важных социальных сферах, поэтому становится актуальным развитие замещающих институтов. Одним из таких институтов является благотворительность.
Похожая во многом ситуация складывалась в России во второй половине XIX века после отмены крепостного права. Тогда проблему решали на всех уровнях: государственном, муниципальном, сословном.
Интерес к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности в сфере трудовой помощи, закономерен, так как опыт предшественников может оказаться вполне полезным в борьбе с безработицей, решении вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п. В этих условиях, знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России.
Цель моей исследовательской работы состоит в изучении истории развития трудовой помощи как вида благотворительности в России и на Дону во второй пол. XIX - начале XX веков. Для достижения этой цели мной поставлены следующие задачи:
- обозначить основные тенденции и динамику развития трудовой помощи в России.
- провести исследование и изучить опыт работы городского общественного управления по профилактике обнищания и безработицы в городах Области Войска Донского.
Источниковую базу моего исследования представляют различные группы источников. К ним относятся фондовые материалы государственного архива Ростовской области; отчетная документация; справочно-статистические издания.
В процессе работы над темой мной были использованы материалы, хранящиеся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО). Среди архивных фондов, одними из самых информативных, являлись такие фонды как: фонд 54 «Областной войска Донского Приказ общественного призрения», фонд 353 «Областной Войска Донского статистический комитет», в которых содержится информация по различным благотворительным учреждениям на Дону, в том числе и оказывавших трудовую помощь.
В процессе исследования также были использованы ежегодные отчеты благотворительных обществ, в том числе Отчет о приходе, расходе и остатке сумм Ростовского-на-Дону Александровского благотворительного общества. Отчет о деятельности Попечительства о доме трудолюбия имени П.Р. Максимова в г. Ростове-на-Дону. Документы этой группы позволяют отследить динамику развития деятельности благотворительных учреждений, выявить источники доходов, сферу функционирования и способы осуществления благотворительности и общественного призрения.
I. Основные этапы формирования трудовой помощи в России.
В историографии Российской благотворительности, условно можно выделить три этапа: 1) дореволюционный вторая половина XIX века - начало XX века; 2) советский 1917 год - конец 1980-х годов; 3) современный с 1989 г. по настоящее время.
Дореволюционная историография основное внимание уделяла вопросам зарождения и значения самого явления благотворительности, истории разных направлений и типов заведений, обсуждению приоритетов государственных, общественных и частных форм трудовой помощи нуждающимся. Вопросами трудовой помощи занимались: В.И. Герье, В.В. Гаген, К.К. Грот, Е.Д. Максимов, Г.Г. Швиттау и др. Они обосновывали необходимость государственной системы трудовой помощи, предлагали свои варианты решения вопроса.
В советский период проблема российской благотворительности в сфере занятости, практически не изучалась отечественными авторами, так как оказалась на периферии исследовательского внимания.
В современной историографии благотворительности следует отметить важный вклад в изучение феномена Российской благотворительности в дореволюционной России Покотиловой Т.Е. и Г. Н. Ульяновой. Вопросам благотворительности, истории развития трудовой помощи, посвящены работы Л. В. Бадя, П. В. Власова. Одним из крупных исследований но истории благотворительности стала монография Л. В. Власова ,[1] где на огромном фактическом материале, подробно, представлена история развития трудовой помощи.
Отдельную группу по исследуемой проблеме составляют учебные пособия, посвященные социальной истории России. Важное значение для моего исследования имела книга В.П.Мельникова, Е.И.Холостовой “История социальной работы в России”, в которой раскрываются этапы развития социальной помощи с древних времен до современности.
Среди донских ученых, занимающихся историей благотворительности на Дону, можно назвать П.Я. Циткилова, Н.Е. Рылову, В.А. Тимченко, А.А. Пушкаренко.
Первый общий подход к теме «благотворительные общества на Дону в конце XIX - начале XX вв.» был осуществлен в статье д.и.н., проф. П.Я. Циткилова «Российские благотворительные общества и учреждения в конце XIX - начале XX вв.» (на примере ОВД), в которой на материалах г. Новочеркасска и Ростова на Дону, автор четко определил основные направления благотворительности на Дону, указал и некоторые источники формирования бюджета благотворительных обществ и учреждений.
Работы донских исследователей по своему характеру можно условно разделить на две группы. Часть их посвящена изучению взаимоотношений органов городского самоуправления с благотворительными обществами и учреждениями: П.Я. Циткилов, Н.Е. Рылова, Л.А. Пушкаренко. Другая же рассматривает деятельность отдельных обществ: В.А. Тимченко.
Несмотря на то, что в последнее время интерес к вопросам оказания социальной помощи значительно возрос, целостного представления развития благотворительности в сфере занятости, второй половины XIX - начала XX вв. на Дону в исторической литературе до настоящего времени не сложилось.
Первые попытки использовать трудовую занятость для оказания помощи безработным беднякам и для борьбы с профессиональным нищенством предпринимаются в конце XV — начале XVI в. Известно, что в управление Ивана III (1462—1505 гг.) была дана установка отделять "несчастных" нищих от здоровых "притворщиков" и принуждать последних обеспечивать себя трудом.[2]
При Иване Грозном в 1551 г. решением Стоглавого собора предполагалось здоровых нищих привлекать к различным работам, так было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения.
Первые попытки организации общественных работ относятся к эпохе Бориса Годунова. Общественные работы осуществлялись тогда путем строительства укреплений, дорог, мостов, храмов и др. В период трехлетнего голода (1601 — 1603 гг.) царь Борис, чтобы дать работу людям и спасти их от голодной смерти, инициировал проведение в Москве широкомасштабного строительства.
Новая идея комплексного подхода к проблеме нищенства была воплощена в плане мероприятий, предложенном царем Федором Алексеевичем. В 1682 г. появился проект царского указа, который предписывал «здоровым лентяям дать работу», «нищенских робят и девок» обучать в специальных школах «разным наукам и ремеслам». В своем указе государь требовал прекратить поддержку работоспособных нищих, отказаться от безразборчивой подачи милостыни и тем самым заставить нищих, могущих обеспечивать себя собственным трудом, «хлеб свой заживать работой или каким-нибудь ремеслом к общенародной пользе». [3, с. 10]
Перенимая опыт стран Запада, Петр I стремился использовать в России их практику административного ограничения нищенства. Указами 1710 и 1712 гг. Государь обязал административные органы решительно принуждать работоспособных нищих к тому, чтобы «снискать пропитание трудами». Петр I требовал, чтобы по всем губерниям магистраты озаботились устройством в городах госпиталей «для увечных» и «престарелых», а трудоспособные нищие в селениях помещиками и вотчинниками применялись на работы.
В царствование Екатерины II новым явлением в политике правительства стал ряд мер по превращению трудовой помощи в одну из форм государственного и общественного призрения. Эта идея нашла воплощение, прежде всего в организации работных и смирительных домов. Екатерина II применяла среди других благотворительных мер и общественные работы в качестве благотворительно-трудовой помощи.
С начала XIX века общественные работы в России стали применяться систематически. К числу общественных работ тогда относилось: устройство плотин; укрепление оврагов, берегов; углубление рек, озер; лесорубные и распилочные работы; строительство дорог, школ, хлебозапасных складов и магазинов; устройство показательных огородов и др. Широко использовались общественные работы в середине XIX в. во время частых неурожаев.
В первой половине XIX века официальные государственные власти по-прежнему ориентировались на принудительные виды труда. Государственная система «трудовспоможения» так и не смогла родиться в условиях административно-бюрократического режима.
Ростки трудовой помощи нашли поддержку и были приняты, главным образом, в благотворительных обществах и союзах. Возникшие в конце XVIII — начале XIX в. первые государственные, государственно-общественные и общественные благотворительные общества, в том числе Ведомство учреждений императрицы Марии (1797 г.). Женское патриотическое общество (1812 г.), Императорское человеколюбивое общество (1816 г.) включали в перечень своих попечительских задач предоставление "неимущим, кои могут работать, приличной работы, снабжая их материалами, собирая обработанные ими изделия и сбывая оные".
Решая эту проблему, благотворительные общества открывали различные заведения трудовой помощи, к которым относились дома трудолюбия и работные дома, учебные и производственные мастерские, профессиональные курсы, ремесленные школы и училища, посреднические бюро по трудоустройству и др.
Во второй половине XIX века в условиях обнищания низших слоев населения, притока в города после реформы 1861 г. большого количества крестьян, куда их притягивала возможность найти работу и пропитание, роста преступности доминирующее значение приобретает «призрение трудом». Труд стал рассматриваться в качестве одного из способов социализации и адаптации бедных, больных и нищенствующих.
Государственное и общественное стимулирование благотворительности, усиление внимания к предупреждению безработицы и обнищания, все это активизировало создание благотворительных заведений, основной функцией которых была трудовая помощь неимущим, малоимущим и другим нуждающимся.
В 60-70-х гг. официальные административные органы государства передали трудовую помощь, в ведение земского и городского самоуправления, благотворительных обществ, церковных попечительств.
Именно благодаря деятельности земских и городских управ, благотворительных обществ трудовая помощь в конце XIX - начале XX в., стала одним из направлений российской благотворительности и получила более широкое распространение как средство профилактики обнищания и безработицы, а также трудового воспитания.
Трудовой помощью уязвимым группам населения в пореформенные десятилетия в той или иной степени занимались почти все благотворительные организации (к 1902 г. их было более 4700).
В последней четверти XIX в. исключительно актуальной проблемой российского общества стали безработица и трудоустройство нуждающихся. Усложнение ситуации на рынке труда поставило перед земскими и городскими органами самоуправления и благотворительными обществами задачу активизировать деятельность по оказанию помощи в трудоустройстве живших заработком людей. Это привело к созданию специальных учреждений содействия трудовой занятости безработных также тех категорий неимущих, которые традиционно нуждались в социальной поддержке.
К первым учреждениям такого рода относились участковые посреднические конторы. Сотрудники Посреднической конторы осуществляли регистрацию желающих получить работу, вели учет заявок работодателей по всем отраслям наемного труда, в том числе по профессиям промышленного производства, строительства, транспорта, торговли, а также чернорабочих, прислуги и др. Посреднические конторы городских управ и благотворительных обществ были учреждены во многих городах России, в том числе в Киеве, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону и других.[3, с. 132]
Таким образом, благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.
В XVIII веке отношение к нищим, убогим, сиротам изменилось. Жизнь, перестроенная во многом на западный манер, породила филантропию, когда помощь оказывается из соображений абстрактного гуманизма, а не из любви к конкретному человеку.
В пореформенный период, как и в предшествующее время, правительство не приняло мер по созданию государственной системы трудовой помощи, а наоборот, трудовая помощь была передана в ведение земского и городского самоуправления, благотворительных обществ. Именно благодаря деятельности земских и городских управ, благотворительных обществ трудовая помощь в конце XIX - начале XX в., стала одним из направлений российской благотворительности и получила распространение как средство профилактики обнищания и безработицы.
Актуальной проблемой городов Области войска Донского в конце XIX - начале XX в. была безработица. В годы правления Александра II, Александра III в Ростове-на-Дону становилось всё больше нищих и бездомных. Вот, что писал автор одной из газетных публикаций того времени: «Едва ли какой-нибудь другой город дает такое изобилие нищих, как Ростов, и едва ли другие нищие представляют собой такой резкий характер, как наш город..., проходя по городу, в особенности по Большой Садовой улице, обыватели
Ростова встречаются, или вернее сказать осаждаются массой нищих группами или в одиночку».[4, с. 60]
По данным градоначальства, в городских ночлежках ежесуточно ночевало свыше полутора тысяч человек. Полицейское управление считало, что все существовавшие в Ростове-на-Дону богадельни, благотворительные учреждения не удовлетворяли запросам и одной двадцатой части лиц, нуждавшихся в общественном призрении.
Для ослабления безработицы городские власти всячески поддерживали меры по созданию новых рабочих мест, по организации общественных работ, по перепрофилированию ряда производств. Они также оказывали содействие различным общественным организациям, которые занимались вопросами трудоустройства и особенно занятостью социально уязвимых слоев населения (вдов, работоспособных нищих и инвалидов, сирот и др.). [5, с. 6]
В Новочеркасске одной из таких организаций было «Донское филантропическое общество», созданное в 1906 году. Приоритетным направлением его деятельности являлась организация рабочих мест и содействие в поиске работы для нуждающихся слоев населения.
Близким к Донскому филантропическому обществу по характеру деятельности являлось Александровское Донское религиозно-нравственное общество «Утоли моя печали». Его покровительницей была Императрица Александра Федоровна, поэтому Общество называлось Александринским.
Городская дума и управа Новочеркасска создали необходимые условия для функционирования этого общества и его структур. Город выделил помещения для приютов трудолюбия, открытых вскоре обществом. Председателем Донского отделения Общества в Новочеркасске была жена полковника Мария Федоровна Фомина. Цель общества формулировалась в уставе так: «...помочь духовно и материально калекам, раненым, сиротам, неимущим и малоимущим, больным и даже осужденным».
В октябре 1914г. был открыт в Новочеркасске мужской дом трудолюбия с мастерскими: сапожной, шапочной, столярной.
В годы войны женский и мужской дома трудолюбия оказывали помощь фронту в изготовлении обмундирования, в том числе верхнего и нижнего белья, шапок, сапог и т.д. В домах трудолюбия работали в основном калеки, получившие ранения на фронте, сироты и вдовы погибших казаков, тяжелобольные. Количество работающих превышало 2 тыс. человек.
Как свидетельствуют документальные источники, вопросами занятости нетрудоустроенного населения занималась и Таганрогская городская дума. Городская дума Таганрога участвовала в организации общественных работ, в частности ею была создана в то время особая Комиссия для разработки вопроса о возможности устройства городом общественных работ для занятости безработных.[6]
Попытки одолеть проблему распространения нищенства предпринимались и городским общественным управлением Ростова.
Так, начиная с осени 1885 г., когда масса рабочих оказалась без заработков городское управление, по предложению городского головы, приступило к организации общественных работ. Выступая перед гласными, городской голова сказал о том, что спрос на рабочие руки у частных лиц весьма незначителен, поэтому не занятые на работах вынуждены просить подаяния, и будет уместным и своевременным прийти на помощь нуждающимся. При этом городской голова подчеркнул, что дело это следовало бы организовать так, чтобы оказываемая помощь давала бы возможность нуждающемуся люду заработать самое необходимое. Постановлением городской думы управе было разрешено для предоставления заработков нуждающимся рабочим, предпринять городские работы по своему усмотрению. В период зимнего времени 1885 - 1886 гг. и 1886 - 1887 гг. производились общественные работы по засыпке балок, планировке некоторых местностей (Театральной площади, улиц), разбивке сада в Новом поселении.[7, с. 172]
Интересным представляется опыт взаимодействия по оказанию трудовой помощи городского управления и Александровского благотворительного общества. Общество оказывало всякого рода помощь бедным. При обществе существовали мастерские: клейки бумажных пакетов, шитье белья, сапожная, плетенье стульев. Действительные члены общества платили 5 рублей, члены благотворители 60 рублей, члены соревнователи - 1 рубль в год.[8, с. 157]
В отчете о приходе и расходе общества говориться о том, что в 1903 году отделение швейной мастерской благодаря содействию городского управления получило заказ на пошив больничного белья на сумму около 5000 руб. В этом же году, на такую же поставку при благосклонном содействии города, поступил заказ, на белье для городской богадельни. [9, с.9] Так как работа эта главным образом проводились в зимнее время (самое тяжелое в отношении расходов для бедных), то приходящие женщины, как и работающие сдельно, так и бравшие работу на дом, получали хорошую трудовую поддержку. Зимой все рабочие получали кроме заработной платы обеды в столовой за счет пособий общества.
В 1910 году Александровское Благотворительное общество в своей деятельности по всякого рода помощи бедным, призрения сирот и детей держалось без отступления своей прежней программы и устава, причем главное внимание было обращено на расширение трудовой помощи бедным. [10]
Идея трудовой помощи коснулась и проблемы призрения бесприютных детей. Так, Приказом Общественного призрения для обучения ремеслам детей, при Новочеркасском сиропитательном доме в 1889 году была открыта сапожная мастерская на 20 мальчиков, а с 1900 г. - портняжная мастерская на 10 воспитанников.
Обе эти мастерские были помещены во флигеле при доме, в котором находился Приказ общественного призрения; мальчики были размещены в нижнем этаже этого же дома, и постоянно жили там, получая довольствие, одежду обувь из средств Приказа.
Так как в мастерские поступали дети школьного возраста, то для обучения их грамоте и Закону Божию при мастерских была образована школа.
В 1901 году в сапожной мастерской состояло 12 мальчиков в возрасте от 13 до 16 лет, работали они не только на нужды сиропитательного дома, но выполняли заказы казенных учреждений и частных лиц. Их годовое довольствие обходилось Приказу Общественного призрения до 400 рублей. Доходов же - кроме исполнения казенных заказов на сумму до 450 рублей, эта мастерская приносила доходов ежегодно от 28 - до 46 руб. [11]
Таким образом, часть детей получали профессиональные навыки, что было необходимо, для будущей жизни. Это приобретало еще большее значение в связи с действовавшим Положением 1872 г., на основании которого «воспитанникам сиропитательных домов войска Донского, обучающимся ремеслам, или отданным на попечение частных лиц, по достижении ими 19 лет от роду, предоставляется по желанию их: или записаться в казаки, или же причисляться к городскому или сельскому состоянию». [7]
Профессиональное обучение получали и девочки, обучающиеся в Новочеркасском Алексеевском детском приюте, содержавшемся как на средства города, частных пожертвований, так и за счет финансирования войсковых властей. Приют был открыт 10 мая 1856 г. на капитал пожертвованный казаком Михаилом Родионычем Болдыревым и почетным гражданином Семеном Николаевичем Кошкиным. Впервые годы в приюте содержались постоянно живущие 33 девочки и 5 мальчиков, с 1857 года только девочки, постоянно живущие - 15, приходящих от 10 до 81, а с 1865 года только приходящие от 96 до 240.
В приюте девочек обучали примерным программам предметов преподаваемых в начальных народных училищах Министерства народного Просвещения. По окончанию обучения в приюте, желающие могли пройти обучение сначала в рукодельном классе, где их обучали вышивке: по канве, шелку, гладью в течение двух лет, а затем три года в мастерской для обучения кройки и шитья дамского платья и нарядов. По завершению обучения ученицы, сдав экзамен, получали через Ростовскую ремесленную управу свидетельства на звания мастериц.[12]
Таким образом, осуществляя попечительство о прекращении нищенства, городские власти проявляли заботу об организации рабочих мест, о трудоустройстве безработных и профессиональном обучении обездоленных детей. Однако приведенные выше примеры показывают, что роль городских управлений в организации трудовой помощи, а так же их участие в ее реализации совместной с другими учреждениями, были недостаточно выражены. Тем не менее, можно говорить о постепенном развитии этого процесса.
2.2 Из опыта работы попечительства о доме трудолюбия имени П.Р. Максимова в г. Ростове на Дону (2-я половина 90-х гг. XIX в.)
Крупнейшим областным обществом, оказывавшим трудовую помощь, являлось Ростовское-на-Дону Попечительство о доме трудолюбия имени Петра Романовича Максимова, учрежденное 23 апреля 1896 года по причине значительного увеличения числа трудящихся, оставшихся без средств к существованию во время прекращения навигационного периода. О целесообразности открытия дома трудолюбия свидетельствовало то обстоятельство, что желающих трудится, было значительно больше, чем имелось для этого помещений.
Ростовский дом трудолюбия имени П. Р. Максимова, созданный по инициативе и усилиями И. С. Леванидова, во многом своим благополучным существованием был обязан ему и его жене, Т. С. Леванидовой, состоявшей многие годы членом попечительского совета этого заведения. В литературе нашли отражение правдивые сообщения лиц, близких к Леванидовым и Максимовым, согласно которым И. С. Леванидов буквально уговорил бездетного миллионера П. Р. Максимова завещать сто тысяч рублей на дом трудолюбия его имени, много сделал для его строительства и процветания. Соответственно пункту третьему духовного завещания П. Р. Максимова его наследник В. Р. Максимов обязан был в течение трёх лет устроить благотворительное заведение имени завещателя «суммою в сто тысяч рублей» и на его содержание внести неприкосновенный капитал в том же размере. Эти суммы освобождались от оплаты наследственных пошлин, как и всё имущество, завещанное в пользу благотворительных учреждений. На основании этого завещательного распоряжения 30 марта 1896 года Министерством внутренних дел был утверждён Устав попечительства о доме трудолюбия имени Петра Романовича Максимова и Попечительство открыло свои действия 23 апреля 1896 г. [13]
Ко дню открытия действий Попечительства выразили согласие принять участие в качестве членов действительно-пожизненных, внесших единовременно по 100 рублей - 52 лица, и членов соревнователей 82 лица.
23 апреля 1896 года, Общее собрание, согласно Уставу, выбрало Совет, который сразу приступил к исполнению своих обязанностей 28 июля приступили к постройке здания, купив имение на западной стороне Нахичеванского переулка между улицами Малой Садовой (ныне Суворова) и Пушкинской. Здесь было выстроено по проекту академика архитектуры Г. А. Эмерика - фасадное здание и инженера Ф. К. Шимкевича - остальные здания. Постройка этих заведений вместе с покупкой места обошлась в 58.431 руб. 46 коп. На средства П.Р. Максимова построены: двухэтажное здание - дом трудолюбия, для предоставления заработка неимущим. При доме трудолюбия, отдельное трехэтажное здание: дешевая столовая и ночлежный приют.
В Уставе Попечительства была четко определена его цель - дом трудолюбия предоставлял недолговременный оплачиваемый труд попавшим в беду людям — мужчинам, женщинам, детям старше десяти лет.
27 октября 1897 г. Дом трудолюбия начал свою деятельность. Каждый приходящий на работу записывался в еженедельную табель, опрашивался на знание какого либо мастерства, но оказалось, что почти все пришедшие, ни с каким ремеслом не знакомы и поэтому приходилось каждого обучать самым простейшим работам: щипанью пакли, изделий из мочалы, клейкой бумажных пакетов.
На обучение первоначальным приемам давался срок в неделю, в течение которой работавшему давали ночлег и пищу бесплатно, затем он трудился самостоятельно и получал определенную плату. Лица желавшие действительно трудиться, по истечении некоторого времени, вполне усваивали технику работы и заработки их доходили до 25 и более копеек в день, большинство же зарабатывало 18-22 копейки в день.
Большинство обездоленных трудилось в пенькощипном и других производствах. Оплата труда была сдельная и урочная, определялась попечительским советом. Трудовые занятия продолжались зимой с семи часов утра до шести часов вечера, летом с семи часов утра до семи часов вечера, с двухчасовым перерывом, для обеда и отдыха. Для детей время занятий было короче.
Ежедневно, по прекращению работы, от каждого рабочего принимались изготовленные им вещи, а причитавшийся за это заработок записывался в табель конторы и ярлык, хранившийся у рабочего, по которому и осуществлялся еженедельный расчет. В этом же ярлыке производилась и отметка о подлежащем с рабочего вычете за обед и ночлег с ужином и утренним чаем с хлебом в ночлежном приюте со столовой, если рабочий тем и другим пользовался. [14]
В доме были ночлежный приют с отделениями на 150 мужчин, 40 женщин, 30 девочек и столовая. Не имевшие своего постоянного жилья лица получали здесь недорогое убежище на ночь и пищу. Обед состоял из двух блюд. В скоромные дни были борщ из говядины или солонины, пшенная или гречневая каша, полтора фунта ржаного хлеба. В постные дни выдавались на обед борщ из зелени, каша и хлеб.[14, с.92] Дом трудолюбия был широко известен оказавшимся не у дел людям, по своему назначению отличался от многочисленных ночлежек XIX века.
Источниками средств всех учреждений попечительства служили такие как: здания, построенные на капитал в 100000 рублей, завещанный на благотворительные цели П. Р. Максимовым, денежные и материальные пожертвования, а также поступления по разным доходным статьям. Денежные пожертвования и поступления составляли: 1) проценты с неприкосновенного капитала в 100000 рублей, завещанного П. Р. Максимовым на содержание дома трудолюбия; 2) пособия от Ростовской Городской Думы, сословных и других учреждений; 3) проценты с неприкосновенных и других капиталов попечительства; 4) членские взносы; 5) пожертвования; 6) кружечный и тарелочный сборы по городским и другим церквам в городе Ростове; 7) кружечный сбор по промышленным, торговым и другим учреждениям, как в выставляемых, так и в разносимых кружках; 8) ор по книжкам выдаваемым членам попечительства; 9) вклады на поминовение по воле жертвователей, свечной сбор и другие церковные доходы; 10) вклады на воспитание сирот, на призрение престарелых, вдов, обремененных детьми и т.п.
Капиталы попечительства подразделялись на неприкосновенный, запасный, расходный и специальный. Неприкосновенный капитал образовывался: а) из 100000 рублей, завещанных П. Р. Максимовым, проценты с которых расходовались исключительно на содержание сооружений и учреждений попечительства; б) из сумм, жертвуемых в неприкосновенный капитал попечительства, с правом расходования на нужды попечительства только процентов. Запасный капитал состоял: а) из сумм, вносимых единовременно действительными членами по 1000 рублей и членами соревнователями по 100 рублей; б) из сумм, превышающих потребность ежегодного расхода. Расходный капитал образовывался: из сумм, поступающих от действительных членов ежегодно по 100 рублей, от ежегодных взносов членов соревнователей. Специальные капиталы состояли из пожертвований с точно определенным назначением и расходовались согласно воле жертвователя. Такие капиталы как: запасный, расходный и специальный хранились в кредитных учреждениях, а неприкосновенный капитал, обращаемый в Государственные бумаги, хранился в Ростовской Конторе Государственного Банка.
При доме трудолюбия было открыто начальное училище, попечителями которого были М. Д. Максимова и Т. С. Леванидова, где бесплатно обучались дети бедняков, а также была домовая церковь Святого Владимира, сооружённая по архитектурному проекту и при непосредственном участии инженера Н. М. Соколова. Остатки церкви на углу Нахичеванского переулка и улицы Суворова сохранялись до середины XX века.
И. С. Леванидов попечительствовал умело, по-хозяйски, рачительно расходовал благотворительные средства, опирался на помощь и бескорыстие членов попечительского совета. Вместе с братом завещателя В. Р. Максимовым он был официальным исполнителем духовного завещания. Попечительский совет этого дома трудолюбия имел в своём составе в качестве непременных членов городского голову, полицмейстера, войскового старшину. В его состав членами по выбору входили Н. И. Чурилин, Я. С Кушнарёв (товарищ председателя), Г. И. Шушпанов, Н. Е. Врангель (делопроизводитель), А. А. Сканави и др. Казначействовал П. И. Ильин. Под руководством И. С. Леванидова такой авторитетный попечительский совет превратил дом трудолюбия имени П. Р. Максимова в наиболее известный среди других подобных ростовских заведений.
Заложенные И. С. Леванидовым основы организации дома трудолюбия стали традиционными, получили развитие. В справочной книге «Весь Ростов-на-Дону с Нахичеваном, посадом Азовым и Ростовским округом», изданной А. И. Тёр-Абрамианом в 1912 году, указано, что этот дом устроен и содержится на завещанные П. Р. Максимовым средства, оказывает беднякам помощь, предоставляет им платный труд, имеет те же отделения ночлежного приюта, столовую, заведующего домом, смотрителя, фельдшера, учителей грамоты и шитья, учит и обучает детей трудовым навыкам. Попечительствовала приют на 30 девочек З.Н. Максимова. Попечительский совет дома трудолюбия по решению думы созыва 1909—1913 годов возглавил П. В. Максимов, его товарищем был известный фабрикант И. И. Панченко, казначеем Ф. М. Дутиков. Заведующим домом трудолюбия дума назначила мужа сестры И. С. Леванидова А. П. Тарутина, хорошо зарекомендовавшего себя в своё время в его нотариальной конторе. В состав совета по-прежнему входили городской голова, полицмейстер, гласные городской думы, а также инспектор ростовских народных училищ, представители купеческого, ремесленного, мещанского обществ и священник. Членами попечительского совета являлись избранные думой родственники П. Р. Максимова: Т. С. Леванидова, В. В., М. В., П. В. и 3. Н. Максимовы. [15, с. 211] Эти новшества отразили возросшее значение дома трудолюбия и внимание к нему органов государственного и общественного управления.
Обширное и вместительное здание дома трудолюбия имени П. Р. Максимова прослужило ростовчанам более столетия. Ныне оно входит в комплекс клинических корпусов Ростовского государственного медицинского университета. В нём размещена и администрация ректората.
Таким образом, традиции милосердия и нищелюбия, конструктивное сотрудничество органов городского управления, благотворительных общественных организаций и активная гражданская позиция ряда известных донских купцов и промышленников позволяли проводить эффективную политику трудовой помощи в отношении малообеспеченного городского населения, что, в свою очередь, способствовало ослаблению социальной напряженности и усилению авторитета государственной власти.
Такая совместная благотворительная деятельность свидетельствует также о наличии в Донском обществе дореволюционного периода благоприятной морально-этической атмосферы, способствующей, несмотря на сословные и материальные различия, эффективному решению самых сложных социальных проблем.
Заключение.
Со времени образования единого централизованного государства Российское государство, и общество накопили определенный опыт организации трудовой помощи. В этом опыте заслуживают внимания меры по предупреждению обнищания и поддержке бедных людей путем предоставления им заработка в различных производственных мастерских, на общественных работах. Позитивным звеном этого опыта является содействие трудовой занятости безработных через посреднические конторы, биржи труда, распространение надомной работы, налаживание сбыта кустарных изделий на выставках и базарах.
Учреждение заведений, выполнявших трудовую функцию, ввиду осуществления профилактических мер по предотвращению нищенства посредством обучения ремеслам и приобщения к труду, выступавших в свою очередь, существенным подспорьем в облегчении участи общества и государства по призрению социально незащищенных слоев населения, явилось во второй половине XIX века одной из наиболее эффективных форм оказания социальной помощи нуждавшимся.
Содержательной страницей истории трудовой помощи с полным основанием можно признать деятельность благотворительных обществ и частных филантропов по подготовке нуждающихся, особенно детей из бедных семей, к профессиональному труду посредством создания различных ремесленных мастерских, курсов, школ и училищ.
В Донском регионе трудовая помощь также получила распространение, которое, прежде всего, обозначилось во второй половине XIX начале XX вв. Осуществляя попечительство о прекращении нищенства, городские власти проявляли заботу об организации рабочих мест, о трудоустройстве безработных. С этой целью создавались и содержались дома трудолюбия, организовывались общественные работы и т.д.. Однако, приведенные выше примеры показывают, что роль городских управлений в организации трудовой помощи, а также их участие в ее реализации совместно с другими учреждениями, были недостаточно выражены.
Вместе с этим за положительными элементами опыта организации трудовой помощи нельзя не заметить слабых сторон и серьезных изъянов, в том числе совершенно недостаточное участие государства в деле «трудовспоможения», отсутствие единой общероссийской политики и системы трудовой помощи, раздробление этого важного звена социального призрения между различными ведомствами, филантропическими обществами и частными благотворителями; недооценка целого ряда трудовой помощи и непринятие необходимых мер для их развития и др.
Итогом всего выше сказанного является то, что учреждение заведений, выполнявших трудовую функцию, ввиду осуществления профилактических мер но предотвращению нищенства посредством приобщения к труду, являлось одной из наиболее эффективных форм оказания социальной взаимопомощи нуждавшимся. Меры, предпринимаемые благотворительными обществами и правительством, по «доставлению честно оплаченного труда тем из терпящих крайнюю нужду, которые тщетно ищут себе заработка и приюта» были весьма продуманными и носили целенаправленный характер. Однако проблему нищеты и безработицы в целом они не решили.
В то же время не вызывает сомнения, что в целом отечественный исторический опыт организации трудовой помощи содержит не мало рациональных элементов, представляет значительный исторический интерес и при творческом подходе может служить исходным материалом в поиске оптимальной модели трудовой помощи нуждающимся в условиях сегодняшнего радикального реформирования российского общества.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в возможности использования его содержания в практике проведения уроков истории, отражая региональный компонент, а также для проведения бесед обзоров на классных часах по истории Ростовской области.
Список источников и литературы.
Аннотация.
Актуальность темы моего исследования определяется, тем, что сегодня в России достаточно остро стоят социальные проблемы. Государство «избавляется» от ряда государственных функций в важных социальных сферах, поэтому становится актуальным развитие замещающих институтов. Одним из таких институтов является благотворительность.
Похожая во многом ситуация складывалась в России во второй половине XIX века после отмены крепостного права. Тогда проблему решали на всех уровнях: государственном, муниципальном, сословном.
Интерес к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности в сфере трудовой помощи, закономерен, так как опыт предшественников может оказаться вполне полезным в борьбе с безработицей, решении вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п. В этих условиях, знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России.
Цель моей исследовательской работы состоит в изучении истории развития трудовой помощи как вида благотворительности в России и на Дону во второй пол. XIX - начале XX веков. Для достижения этой цели мной поставлены следующие задачи:
- обозначить основные тенденции и динамику развития трудовой помощи в России.
- провести исследование и изучить опыт работы городского общественного управления по профилактике обнищания и безработицы в городах Области Войска Донского.
- провести анализ работы попечительства о доме трудолюбия имени П.P. Максимова в г. Ростове на Дону (2-я половина 90-х гг. XIX в.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Лиса Лариска и белка Ленка
Компас своими руками
В поисках капитана Гранта
Плавает ли канцелярская скрепка?
Голубая лягушка