в работе рассматривается взаимосвязь характера человека и его почерка. Можно ли по почерку определить характер человека?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_prilozheniyami.doc | 332.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ
ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОЧЕРК
Автор: А. Тенютина
Руководитель проекта:
Нефтеюганск
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….
Основная часть…………………………………………………………………….
Цель исследования………………………………………………………………..
Задачи работы……………………………………………………………………..
Методы исследования…………………………………………………………….
Анализ источников информации по теме исследования…………………….
ГЛАВА I. Изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности…………………………………………………………..
1.1. Степень изученности и разработанности темы………………………………
1.2. Как развивалась наука графология……………………………………………
1.3. Почерк как объект науки графологии………………………………………..
1.4. Возможности анализа почерка. Почерк и характер человека………………
ГЛАВА II. Исследование вопросов связи между различными типами характеров и почерками учащихся……………………………………………..
2.1. Результаты тестирования учащихся 9к класса………………………………
2.2. Выражение характеров учащихся в их почерках………………………….....
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………………………..
Зачем мне фотография человека, для меня гораздо
важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем
выражается преступность, радость, печаль,
озлобленность, настроение духа и тому подобное.
Французский ученый антрополог Д. Тарт
Введение
Почерк - самое очевидное и самое загадочное проявление человеческой психики. Простой росчерк пера, что он значит для нас? О чем может рассказать?
История письменности уходит корнями в глубокую древность. Существует особый вид искусства - Каллиграфия (греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») - почерк, как средство выражения и вид изобразительного искусства. Первые алфавиты, легшие в основу европейской каллиграфии, возникли, как полагают специалисты, еще на рубеже III тысячелетия до н.э. Особым ритуалом и священнодействием являлось написание религиозных текстов - Библии, Евангелие, Корана. «...мистическое отношение к писаному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов» (Кази-Ахмеда ибн Мирмунши аль-Хуссейна, ХVIв.). Позднее возникло искусство книжной миниатюры и иллюстрированные манускрипты.
Основная тайна почерка - его уникальность и неповторимость. Мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал Аристотель и великие итальянцы эпохи Возрождения. Почерк подобен прикосновению, только запечатленному в вечности. Незатейливый росчерк пера или авторучки на бумаге удивительным образом отражает неповторимость личности автора. В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология» (др.-греч. γράφω — пишу и λόγος — учение) - область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Полагается, что почерк выражает черты характера и психическое состояние человека. Вместе с тем, все реже возникает необходимость ручного письма.
Элегантные каллиграфические шрифты остаются украшением бумаг и документов. Люди стесняются своего почерка.
В зимние дни, 23 января, во всем мире отмечается необычный праздник: "Международный День почерка или ручного письма" (National Handwriting Day). Он учрежден Ассоциацией производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA), с целью напомнить об уникальности ручного письма, необходимости его сохранения и неповторимости почерка каждого человека....
Мы решили выяснить, что может рассказать почерк о наших одноклассниках, об их поведении и характере.
Исследование по теме «Выражение характера человека в его почерке» можно разделить на три этапа:
На этом этапе нами были изучены психологические труды и научно-популярная литература по теме графологии, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
На этом этапе нами проведена опытно-поисковая работа по теме исследования, подготовлены и проведены диагностические процедуры. Суть данного этапа – доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу о наличии взаимосвязи между характером и почерком учащихся. Был сделан вывод: характер тесно связан с почерком.
На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Основная часть.
Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, наличие взаимосвязи характера с почерком учащихся 9к класса.
Гипотеза: возможно, что характер и поведение учащихся отражаются в их почерках.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Получить представление о графологии как науке, изучив литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать образцы почерков учащихся класса, используя тест «Узнай характер по почерку», методику Д.М. Зуева-Инсарова, и определить особенности их характера с помощью теста «Ваш характер».
3. Путем сопоставления результатов тестов, результатов наблюдений и научных точек зрения выявить связь между почерками и характерами учащихся класса.
Объект исследования – учащиеся с различными типами характеров.
Предмет исследования – почерк учащихся.
Во время работы над проектом использовались следующие методы:
Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в
исследовании, (ведь каждому человеку необходимо знать свой тип характера), так и классному руководителю, учителям-предметникам при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении уроков биологии, профориентации и информационного просвещения учащихся.
ГЛАВА I. Изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности.
1.1. Степень изученности и разработанности темы.
Графология – это интересный и ценный способ, позволяющий понять самого себя и познать природу других людей. В странах Европы графология давно применяется в тестировании конкретного человека, направленном на познание черт его характера, с недавнего времени она получила официальное признание в США, где быстро завоевывает признание.
В данный момент многие фирмы нанимают графологов, с помощью которых проверяют кандидатов на работу. Молодые люди обращаются к профессиональным графологам, когда они не уверены, куда им лучше направить свои способности и таланты. К ним обращаются родители, которые пытаются понять, почему их сын предпочитает играть в бейсбол, вместо того, чтобы учиться на врача. К графологам обращаются дети, пытающиеся получить «доверительную информацию» о характере своих родителей. Причин для того, чтобы обратиться к анализу почерка столько же, сколько существует личных проблем у человека.
Однако графология – не правило от всех бед и не чудо. Графологи не в состоянии изменить характеры людей. Задача графолога сводится лишь к тому, чтобы проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом, постарался приспособить свою личность к личностям других людей с тем, чтобы извлечь наибольшую пользу в любой из сфер человеческих отношений: личные отношения, социальные, учеба, деловая жизнь.
1.2. Как развивалась наука графология
Изучая происхождение и развитие анализа почерка, история свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него – предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
Римлянин Светон, описывая жизнь императора Августа, не обошел вниманием и его почерк. Автор отметил, что властелин не разделяет слов, не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы вписывает тут же снизу, обведя их чертой. По его мнению, это говорило о некоторых особенностях личности. А вот, что отметил почти две тысячи лет спустя историк П.Щеголев о дневниках другого императора Николая второго: «Уже сам внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».
Первая известная ныне книга, специально посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Ее длинное название гласило « Tratto come una letra si cognoscano la natura e qualita del scrittore», то есть «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В свое время книга произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и по роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки - графология.
В России после революции возникло Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы служил Д.М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Этот энтузиаст сидел на складном стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер любого, кто желал проверить на себе возможности необычной науки. Среди его клиентов попадались весьма известные люди, например, Максим Горький. В 1927 году последний сообщал в письме из Соренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения… Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, не знакомых им и никогда ими не виданных».
Первый нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку».
Казалось бы, молодой отрасли дан зеленый свет. Однако в 1940 году профессор С.В. Познышев провел специальное исследование и … не усмотрел в графологии научных основ! На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, надолго был поставлен крест.
Сегодня отношение к графологии вполне серьезное. Этому, в первую очередь, способствует кое-какие очевидные факты, которые трудно отрицать. Так, не надо быть специалистом, что бы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского или детский от взрослого. По сути, почерк – слепок личности. Для доказательства ученые использовали гипноз, внушая испытуемому, что он ребенок, подросток либо взрослый, внушая, соответственно, и не свойственные черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся!
1.3. Почерк как объект науки графологии
Если говорить вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества, как их отпечатки пальцев. У анализа почерка существуют определенные пределы возможностей.
Во-первых, невозможно сказать, принадлежит ли почерк мужчине или женщине, если текст не подписан. Автором крупного, размашистого письма, которое на первый взгляд написал мужчина, может оказаться милая бабушка, обладающая сильной и агрессивной натурой. Часто мелкие буквы с легким нажимом, которые по видимости писала женщина, на самом деле были начертаны застенчивым мужчиной со склонностью к сентиментальности.
Во-вторых, почерк не показывает и возраст автора письма. Может показаться, что почерк подростка принадлежит лицу старшего возраста, потому, что ум подростка зрел не по возрасту, а письмо старого человека может выглядеть ребяческим, потому, что у него сохранился юношеский задор.
Разумеется, также, что графолог не сможет дать ответ на вопрос, женат ли человек или холост, так как брак не изменяет основных черт характера. Следовательно, по почерку невозможно определить, есть ли у автора письма дети или нет.
Нельзя по почерку узнать род работы, характер занятия или увлечения того или иного лица, так как многие люди занимаются делами, для которых они изначально не подходят, но успешно справляются с ними.
По почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому, что почерки не обладают семейным сходством. Анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека.
Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк, равно как и болезнь. Поэтому опытный графолог, анализируя почерк психически больного, сможет поставить диагноз не менее точно, нежели врач. Чтобы нагляднее представить современный уровень графологии, или как ее теперь называют, графометрии, приведем пару постулатов из методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей. Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно. Но он все равно останется для вас чужим! Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути, пребывает все тем же Ваней или Петей.
Почерк искажается помимо нашей воли, от чего нам самим, иногда не удается точно воспроизвести личную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте, что порой создает нежелательные проблемы. Меняется возраст, меняется и настроение. Естественно, не сохраняется в прежнем виде и почерк.
Однако мастерство графолога как раз и заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности, при необходимости отличая от подделки.
Если с умыслом изменить какой-то элемент, скажем, изображать «Б» не так, как учат в школе, а на печатный манер, переиграть размеры букв, наклон и тому подобное, то наш почерк сразу потеряет гармоничность, беглость. В нем уже не будет главного-естественности и внутренней логики. А как же каллиграфы? Да, есть немало людей, прекрасно владеющих «искусственным» почерком - рафинированным и довольно безликим. Такой вариант хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов.… Но ведь нас не удивляет, что кроме родного языка человек способен выучить иностранный, который, тем не менее, так и останется для него не родным? Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что у них есть профессиональный почерк и другой, более свободный, «личный», который они всегда предпочитают в не рабочее время.
Почерк зависит и от положения, занимаемого человеком в обществе. По рассказам Зуева-Инсарова, он знал одного почтового служащего, достаточно нетребовательного в своих личных привычках и способного удовлетворяться очень не многим. Его почерк так же отличался простотой и естественностью. Постепенно этот человек стал продвигаться по службе, сделавшись заведующим провинциальным почтовым отделением. С тех пор начало расти и его честолюбие. Чиновник принялся следить за своей внешностью, оборотами речи, в стремлении к широкому образу жизни поразительно сказалось на его почерке, который вдруг обзавелся затейливостью обводов отдельных букв и всякими «завитушками».
Но и это еще не все. У человека, как известно, в арсенале зачастую несколько почерков. Одним он делает пометки в записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим кропает дружеское подразделение.… Так вот: для графолога все эти варианты идентичны! Изменяется лишь наклон, размер букв и качество их отделки, но внутреннее единство остается неизменным.
1.4. Почерк и характер человека. Возможности анализа почерка.
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную черту личности. Кое-какие признаки вполне очевидны и для дилетанта. Допустим, пропуск букв и слов говорит о невнимательности. Другие уже менее очевидны: округлый почерк - слабая воля. Треть и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, объясните, увеличение размера букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот, то о хитрости и осмотрительности? Наука, к сожалению, своих окончательных выводов пока не сделала, отчего спорных мест в почерковедении не мало. Что, впрочем, не мешает успешно использовать его в практических целях.
Общие положения, на которых графологи строят свои выводы, примерно таковы.
Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т.п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии. Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.
Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своего «я». Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, а порой гласит о непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности и честолюбия.
Мелкое письмо о сдержанности и расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, а промежутки между словами невелики. Зато в беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное по величине букв, наклону и направлению строк письмо разоблачает неровность поведения, повышенную возбудимость. Если же почерк разборчивый и ясный, аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы и длинные штрихи, интервалы ровные, а буквы одинаковы по высоте, то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие законченные буквы и тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга, то в них сквозит слабая воля, а если слитно, проступает хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим-критичность и склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, не достаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах слов из-за не желания переносить слова выдают осторожность, доходящую до трусости.
Строчки написаны вверх – здесь видна инициатива, энергия, расчет на свои силы.
Если вниз - налицо угнетенное состояние, а в разные стороны - впечатлительность.
ГЛАВА II. Исследование вопросов связи между различными типами характеров и почерками учащихся.
2.1. Результаты тестирования учащихся 9к класса
Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что-либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Для того чтобы лучше рассмотреть черточки и крючки, которые часто появляются перед началом буквы или в ее конце, рекомендуется пользоваться увеличительным стеклом.
Чтобы рассмотреть – действительно ли существует связь между характером человека и его почерком, было решено провести исследование характеров и почерков учащихся. В исследовании принимали участие учащиеся 9к класса. Был использован тест «Ваш характер», с помощью которого учащиеся определили «ведущий» палец, «ведущий» глаз, по «позе Наполеона» и «аплодисментам – «ведущую» руку.
По результатам теста каждый вывел свою «формулу» характера.
Этим представилась возможность определить, к какому типу относится характер каждого испытуемого. Выяснилось, что 23 учащихся 9к класса представляют 11 типов характеров из 16 возможных. Мы хотим представить свой сравнительный анализ соответствия почерка и основных черт характера учащихся девятого класса. При анализе нами использовались основные положения методики графолога Д.М. Зуева-Инсарова (1992 год) (Приложение 3), тест «Узнай характер по почерку» (Приложение 2). Для сравнения основных черт характера использовали методику «Ваш характер» (Приложение 1).
2.2. Выражение характеров учащихся в их почерках
(сравнительная таблица)
Вывод: все описанные черты характера с помощью науки графологии в большинстве случаев совпадают с основными чертами характера учащихся девятого класса, выявленными по тесту «Ваш характер».
Мы согласны с тем, что первые опыты рекомендуется производить над почерками близких, знакомых и тех людей, основные свойства характера которых вам хорошо известны. Например, можно использовать почерки в виде пожеланий на открытках. Если у различных лиц с одинаковыми, внешне ярко выраженными свойствами характера регулярно встречаются и определенные признаки в почерке, например почерк кругленький - коммуникабельность, сентиментальность, почерк угловатый - жесткость, лидерство, к тому же это ваши хорошие знакомые, то это можно рассматривать как выражение известных характерологических свойств. Но прежде чем предполагаемое графологическое значение того или иного графического отклонения можно будет считать установленным признаком, его не только необходимо тщательно проверить практически, но и стремиться к тому, чтобы для найденного графологического признака найти также соответствующее объяснение и основание.
Также, исходя из положения, что сходство почерков обусловливает до известной степени сходство характеров испытуемых, не будет лишним производить опыты и в данном направлении, выясняя, какие из признаков являются общими для исследуемых почерков. Подобные упражнения будут способствовать усвоению знаний и дадут понятие об основных графологических элементах и законах их характерологического сочетания.
Заключение.
Почерк человека может рассказать о нём многое. И, как бы человек не старался, почерк выдаст даже то, что человек не решился бы сказать вслух. Конечно, со временем почерк человека меняется так же, как и сам человек. Одно из новых и самых важных направлений в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. При внушении взрослым людям того, что они – в детском возрасте, их почерк менялся, что давало возможность проанализировать изменение почерка в течение всей жизни, и, как следствие, проследить развитие человека от детского до взрослого состояния.
По сути дела нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы графология не могла бы найти плодотворного применения. Она чрезвычайно полезна в отношения между начальником и подчиненным, между учителем и учеником, между мужем и женой, между родителем и ребенком.
Современными исследователями установлено, что и каждая профессия характеризуется определенным комплексом признаков, выявляющих собою отличительные стороны данной профессии. Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости. Таким образом, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т. п.
Не все профессиональные графологи используют одни и те же приемы при анализе почерка. Некоторые начинают с разбора отдельных букв и мелких деталей. Другие предпочитают начать с общего вида страницы, а затем переходят к разбору различных факторов. Однако, в конечном счете, все они приходят к одинаковым результатам.
Все это лишь доказывает состоятельность графологии как отдельной науки, возможности которой чрезвычайно широки. Графология – объективна, ее правила действуют независимо от желания человека, поэтому тестирование при помощи графологии является одним из самых надежных средств на пути познания личности.
Тем ценнее опыт, выработанный графологами на протяжении многих лет упорного труда. В наше время, когда старые методы подбора персонала лишь по профессиональному признаку уступают место новым, более современным теориям, у графологии есть отличные шансы на то, чтобы стать одним из важнейших методов личностного тестирования. Все возможности для этого у нее имеются.
Список литературы
1. Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ А. И. Бобров. М.: ЗАО«ЦентрПолиграф», 2006. 191 с. (Популярная психология).
2. Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. / С. Дороти. М..: «РИ-ПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.
3. Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / Д. М. Зуев-Инсаров. М.: Изд-во «СТ», 1993. 111 с.
4. Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / И. Моргенштерн. СПб.: Питер, 1994. 350 с.
5. Рамендик, Д. М. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование - серьезно, но доступно / Д. М. Рамендик, М. Г. Рамендик; Ин-т психотерапии. М., 2001. 192 с.
6. Щеголев, И. Тайны почерка/ И. Щеголев. СПб.: Питер, 2004. 128 с.
\\
\
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Тест «ВАШ ХАРАКТЕР»
Определите вначале свои ведущие палец, глаз и ладонь.
1. Ведущий палец. Если при переплетении пальцев рук в замок сверху окажется левый палец (Л), то это связано с эмоциональным складом личности, если же правый (П) - то с аналитическим.
2. Ведущий глаз. Вытяните вперед руку с поднятым большим пальцем. Посмотрите обоими глазами, зафиксируйте его положение. Затем закройте левый глаз, снова его откройте и закройте правый. Ваш палец «сместится» в сторону в тот момент, когда Вы будете смотреть на него ведущим глазом. Ведущий правый глаз соответствует твердому, настойчивому, порой агрессивному характеру, левый - более мягкому, уступчивому.
3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху окажется левая рука (в большинстве случаев), то это указывает на способность к кокетству, если правая - простодушие. Та рука, которая окажется сверху, и будет ведущей.
4. Аплодирование. Если удары совершаются правой рукой, то она является ведущей, если левой - наоборот. При совершении ударов правой - можно говорить о более решительном характере, левой - о нерешительности, стремлении к избыточному обоснованию своих поступков, переносе целей на средства их достижения. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование для данного человека более удобное - правое или левое.
Смена обычного выполнения позы Наполеона и аплодирования происходит крайне редко. Переход от левого теста к правому соответствует серьезному настроению, от правого к левому - более эмоциональному.
Интерпретация результатов тестирования
Обозначьте соответствующими буквами результат каждого из четырех выделенных аспектов.
1. ПППП - ориентация на общепринятые нормы, консервативный тип характера, что обеспечивает наиболее стабильный тип поведения.
2. ПППЛ - неуверенный, консервативный, со слабым типом темперамента характер. Общая черта - нерешительность.
3. ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистичность. При общении с таким типом необходимы юмор и решительность, так как он не воспринимает более слабые типы.
4. ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта чаще всего встречающаяся у женщин). Медленное привыкание, осторожность. Такие люди не идут на конфликт «в лоб». Преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
5. ППЛЛ - редкий самостоятельный тип человека. Близок к третьему типу, но мягче, нерешительнее, менее энергичен. Некоторые противоречия между нерешительностью и твердостью характера. Высокая степень контактности, но медленное привыкание.
6. ПЛПЛ - самый слабый тип характера. Очень резок. Беззащитность и слабость связаны со способностью идти на конфликт и вместе с тем быть подверженным различным влияниям. Крайне редко встречается у мужчин.
7. ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность кокетничать на аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным типам характера свойственно эмоциональность, медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения.
8. ПЛЛЛ - непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность в сочетании с остальными «левыми» тестами.
9. ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов, с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая проявляется преимущественно в основных стратегических вопросах (брак, образование). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдаются элементы флегматичности.
10. ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особенно тщательного отношения к себе - тип «маленькой королевы».
11. ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению, для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит к зацикливанию на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
12. ЛПЛЛ - сильный, но ненавязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, но медленное привыкание и взаимопонимание.
13. ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
14. ЛЛПЛ - основная черта - простодушие, доверчивость, мягкость. Очень
редкий тип. У мужчин практически не встречается.
15. ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводит к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные
«тормозные механизмы».
16. ЛЛЛЛ - обладатели полного набора «левых» тестов - люди, для которых характерно наличие способности по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность ослепительно улыбаться, которая связана с «левыми» тестами и, прежде всего, с левой ведущей рукой.
Приложение 2.
Тест «Узнай характер по почерку»
Анализируем несколько строчек любого текста, написанного на не разлинованной бумаге.
1. Размеры букв.
Не больше 2 — 3 миллиметров. 3 балла
4 — 5 миллиметров. 7 баллов
6 — 7 миллиметров. 17 баллов
Более 7 миллиметров. 20 баллов
2. Наклон букв.
Сильный влево. 2 балла
Очень легкий влево. 5 баллов
Без наклона. 10 баллов
Очень легкий вправо. 6 баллов
Сильный вправо. 14 баллов
3. Очертания букв.
Округлые. 9 баллов
Трудно определить. 10 баллов
Угловатые. 19 баллов
4. Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Расположена параллельно
верхнему краю. 12 баллов
Строка смещается вверх. 16 баллов
Строка смещается вниз. 1 балл
5. Сила нажима на карандаш.
Легкая. 8 баллов
Средняя. 15 баллов
Сильная. 21 балл
6.Характер написания букв.
Слитное написание букв. 11 баллов
Раздельное написание букв. 18 баллов
7. Общая оценка написания букв.
Все слова легко читаются,
почерк аккуратный. 13 баллов
Почерк аккуратный, но некоторые
слова читаются с трудом. 9 баллов
Почерк неразборчивый. 4 балла
Подсчитайте ваши баллы.
Чтобы добиться большей точности, проведите тестирование несколько раз в день. После этого суммируйте все баллы и разделите на количество тестирований.
ОТ 38 ДО 51 БАЛЛОВ
Люди, обладающие подобным почерком, обычно оторваны от жизни, часто не способны справляться с трудными ситуациями, уходят в себя, в свои интересы. Болезненно воспринимают неудачи. Нередко попадают под чужое влияние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к принятию спиртных напитков, к наркозависимости. К этой же группе относятся фанаты компьютерных игр и футбольные болельщики.
ОТ 52 ДО 63 БАЛЛОВ
Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь. В эту группу попали и бродяги, наркоманы первого года, а также 32 процента сексменьшинств.
ОТ 64 ДО 75 БАЛЛОВ
Подобные люди скромны, обладают мягким характером, уважают мнение окружающих. Вследствие их природной доверчивости их легко обмануть искушенному человеку. Такие люди легко внушаемы. Заниженная самооценка приводит к тому, что они часто подстраиваются под других людей, забывая про собственное Я. В критических ситуациях пытаются бороться, но часто пассуют перед хамством. К этой группе также относятся цветоводы, голубятники, уличные торговцы мелким товаром.
ОТ 76 ДО 87 БАЛЛОВ
Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство — худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели. Такие почерки были выявлены у работников правоохранительных органов, служащих страховых компаний и, как ни странно, у киноактеров.
ОТ 88 ДО 98 БАЛЛОВ
Наиболее распространенная категория. Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором. Это люди, выросшие в крепких семьях со здоровой семейной атмосферой.
ОТ 99 ДО 109 БАЛЛОВ
Люди этой группы — независимы в суждениях и поступках. У них на все есть собственное мнение. Они обладают цепким умом и хорошей памятью. В некоторых ситуациях способны вести себя вздорно. Любят все прекрасное, нередко сами посвящают себя творчеству. Такой почерк бывает у журналистов, музыкантов, руководящих работников, менеджеров.
ОТ 110 ДО 121 БАЛЛА
Подобные люди властны, требуют подчинения собственным желаниям и капризам. Любую критику в свой адрес воспринимают как посягательство на права собственности и не прощают. С дисциплиной здесь тоже проблемы, они часто дают людям понять, что уже делают вам одолжение, просто общаясь с вами.В эту группу также попали вышибалы ночных баров и швейцары периферийных гостиниц.
Приложение 3.
Определение черт характера при помощи графологии.
Методика Д.М. Зуева-Инсарова (1992 год)
Наклон почерка
Почерк прямой, без наклона:
Свидетельствует о благоразумии, сдержанности, внутренней гармонии. Так пишет очень уравновешенный человек.
Легкий наклон вправо:
Самый распространенный вид наклона. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.
Сильный наклон вправо:
Так пишет человек моментально появляющегося и быстро угасающего энтузиазма.
Сильный наклон вправо говорит об энергичности, неординарности и влюбчивости.
Слабый наклон влево:
Свидетельствует о мужественности характера. Люди с таким наклоном почерка руководствуются разумом чаще других. Они умны, рассудительны.
Сильный наклон влево:
В обладателе такого почерка идет борьба между внутренней эмоциональностью и внешней сдержанностью.
Наклон резко «назад» свидетельствует о том, что человек гиперчувствителен, но очень редко проявляет это на людях.
Направление строк
Строки направляются вверх:
Обладатель такого почерка — оптимист. Он может быть немного инфантилен, наивен, по-детски непосредственен. А может быть, у него сегодня, особенно хорошее настроение.
Строки идут ровно и прямо:
Ровные строки свидетельствуют о внутренней дисциплине. Если даже на не расчерченном листе строки выглядят ровно, значит, его обладатель аккуратен, предусмотрителен и собран.
Строки идут вниз:
Вы в плохом настроении. Часто строки идут вниз тогда, когда мы пишем что-то скучное или печальное. Если строки всегда направлены вниз, есть вероятность, что у пишущего легкая депрессия.
Величина почерка
Крупный почерк:
Такой почерк встречается у открытых, сердечных и уверенных в себе людей. Часто свидетельствует о завышенной самооценке.
Слишком крупный почерк бывает у людей, зацикленных на самих себе. Попросту говоря — у эгоистов.
Средний почерк:
У спокойных, уверенных в себе людей с адекватной самооценкой обычно почерк имеет средний размер. Если средний размер увеличивается к концу каждой строки или предложения — его обладатель открыт, независим и свободен. Если же почерк уменьшается — напротив, испытуемый хочет чего-то скрыть.
Маленький почерк:
Миниатюрный почерк может быть связан с нарушениями зрения. Также маленький, аккуратный почерк говорит об аналитическом складе ума, о некоторой педантичности и повышенном внимании к деталям. Многие обладательницы мелкого почерка довольно застенчивы.
Форма почерка
Округлый почерк:
Чаще всего встречается у веселых и простоватых добряков. Его обладатель не слишком хитёр и не любит интриги. Он относится к окружающим с почти материнской заботой, пониманием и добротой.
Острый почерк:
Острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте. Обладатели острого почерка часто бывают людьми проницательными, хитрыми, умными. Наряду с этим острый почерк встречается у не слишком добродушных людей.
«Угловатый» почерк:
Когда почерк не слишком острый, но в нем присутствует некоторая резкость, прямые углы, ровные «палки» букв — речь идет о человеке наблюдательном, глубоко понимающим происходящее вокруг. Нередко такие люди умеют управлять другими.
Если угловатый почерк довольно большой, это свидетельствует о склонности его обладателя к манипуляциям.
Кончики букв
Если «хвосты» некоторых букв (например, буквы «Р») уходят сильно вниз, это свидетельствует о влюбчивости человека.
Если преобладают верхние «кончики», например, при написании «б», то обладатель такого почерка человек духовный, «возвышенный», часто верующий.
Аккуратность
Каракули:
Быстро написанные каракули говорят о том, что обладатель неуравновешен. Во многих случаях люди, пишущие каракулями, не имеют строгого распорядка дня, поздно ложатся спать и поздно встают, работают на нервной работе.
Кроме того, каракули — это почерк гениев. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк.
Ясный почерк:
Чем легче прочесть написанное, тем сильнее и спокойнее человек. Ясность почерка встречается у людей со стойкой и здоровой психикой, в отличной физической форме.
Нажим
Погладьте обратную сторону листа — вы чувствуете буквы?
Сильный нажим:
Признак работоспособного, уверенного в себе человека. Это достаточно общительный человек, привлекающий внимание своим оптимизмом и целеустремленностью.
Средний нажим:
Встречается у волевых, целеустремленных людей. Его обладатели ценят себя достаточно высоко, умеют держать все под контролем.
Слабый нажим:
Встречается у робких и склонных к компромиссам людей, которыми легко манипулировать. Если нажим почти отсутствует, это может свидетельствовать о некоторых комплексах, заниженной самооценке.
Зимняя сказка
Есть ли лёд на других планетах?
"Разделите так, как делили работу..."
Медведь и солнце
Весёлые польки для детей