Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_portfel.doc | 409 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
Школьный портфель и здоровье школьника
Авторы: Закирова Эльвина ,
Султанова Гульнара
МАОУ СОШ №4, 10 класс
Научный руководитель:
Сафиуллина Резеда Сахиевна,
МАОУ СОШ №4,
учитель физической культуры
Набережые Челны
2013 год
Оглавление
Введение ………………………………………………… ………………………...……….3 стр.
Заключение. Выводы. Рекомендации для школьников и родителей……………….....…9
Список литературы………………………………………………………………….………..10
Приложения……………………………………………………………………………………11
Введение
В начале учебного года в средствах массовой информации появились статьи о том, что с 1 октября в России вступили в силу новые санитарные нормы в отношении детской одежды. Регулируют они не только одежду, но и вес школьных ранцев. И действительно, в соответствии с санитарными нормами вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 г. Вес учебников из расчёта на один учебный день (без веса ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должен превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов учащимися 1-2 классов - до 1,2 кг. С физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца [4]. С момента вступления в силу новых санитарных норм прошло уже немало времени, однако ученики продолжают нести в школу свои тяжелые портфели.
Проблема школьных портфелей действительно является актуальной. Ведь в наше время одним из самых распространенных заболеваний школьников является сколиоз - боковое искривление позвоночника и плоскостопие. Раньше сколиоз был профессиональным заболеванием таких профессий, как швея, носильщик, скрипач, то есть он развивался у людей с длительными ассиметричными нагрузками на мышцы спины. Сейчас же картина изменилась. По последним данным Министерства здравоохранения Российской Федерации 30-40 % детей младшего школьного возраста имеют нарушение осанки и плоскостопие. Данные нарушения опорно-двигательного аппарата оказывают негативное влияние на деятельность всех систем органов человека, особенно опасны они для неокрепшего детского организма. [1, с. 8-9]
Почему так получилось? Причина этих заболеваний кроется в том, что с приходом в школу, у детей меняется образ жизни: они садятся за парты и мышцы их из большей активности, динамического состояния, переходят к статической работе. Статическая работа вредна, так как при этой работе происходит постоянное напряжение мышц, которое затрудняет кровообращение. Полезной является динамическая работа, так как человек выполняя движения, сокращает и расслабляет мышцы, что ускоряет циркуляцию крови. Все это усугубляется еще и тем, что посещение школы требует от ребенка наличия большого количества учебников и тетрадей. Вот почему портфели учеников становятся очень тяжелыми, в некоторых случаях неподъемными. Донести такой портфель до школы – задача не из легких. Многие дети чувствуют себя уставшими уже в начале учебного дня. Насколько остро обстоит данная проблема среди учащихся нашей школы и можно ли ее решить в данный момент, облегчив портфели учащихся?
Цель исследования: изучить проблему влияния тяжелых портфелей на самочувствие младших школьников МАОУ СОШ №4.
Задачи:
1. Изучить основные причины развития заболеваний опорно-двигательной системы.
2. Провести исследование по измерению массы портфелей и учебников младших школьников.
3. Разработать рекомендации, способствующие снижению нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
I. Теоретическая часть. Обзор литературы.
Здоровье человека во многом определяется состоянием его опорно-двигательного аппарата. В настоящее время сколиоз является одним из самых распространенных и тяжелых заболеваний людей. Это заболевание влияет на всю деятельность человека.
Причиной раннего сколиоза у детей является малая двигательная активность. Именно физические упражнения - наиболее эффективное средство профилактики нарушения осанки. При хорошо развитых мышцах становятся менее опасными для здоровья и тяжелые портфели, и неудобная мебель, и длительное сидение за партой.
II. Материалы и методика
Исследование проводились в МАОУ СОШ №4 среди учащихся 1, 2, 3 и 4 классов. Всего в исследованиях был задействовано 20 человек из 1 класса, 21 человек из 2 класса, 22 человека из 3 класса и 22 человека из 4 класса. Для измерения веса школьных портфелей использовались цифровые весы, взятые в школьной столовой. Кроме того, среди учащихся 1 класса был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось их отношение к проблеме тяжелых школьных сумок. Для исследования использовались данные медицинских карт учащихся по физическому развитию (вес учащихся, заболевания опорно-двигательного аппарата, близорукость), предоставленные фельдшером школы.
III. Изложение и обсуждение результатов исследования
В начале нашей работы мы решили обратиться к материалам исследования состояния здоровья учащихся младшего звена нашей школы за три последних учебных года с 2010 по 2012 гг. Результаты исследования представлены в таблице №1
Таблица №1
Распределение обучающихся по группам здоровья
за 3 учебных года с 2010 по 2012 гг.
№ п\п | Показатели | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |||||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||
2 | Медицинская группа - l | 12 | 10 | 9 | 7 | 15 | 12 | 9 | 9 | 14 | 11 | 9 | 8 |
3 | Медицинская группа - ll | 64 | 67 | 75 | 68 | 62 | 65 | 69 | 73 | 68 | 78 | 64 | 59 |
4 | Медицинская группа - lll | 5 | 5 | 7 | 8 | 2 | 4 | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 8 |
Анализ данных показывает, что число учащихся, имеющих 1 группу здоровья, уменьшается при переходе из первого класса в четвертый класс, а число школьников с 3 группой здоровья, наоборот, возрастает. Это наблюдается в течение всех 3 учебных лет. Таким образом, мы можем сказать, что к окончанию школы более 2/3 учащихся начальной школы имеют отклонения в состоянии здоровья.
Так как ношение тяжестей, прежде всего, приводит к нарушению осанки, развитию плоскостопия, то мы обратили внимание на состояние опорно-двигательного аппарата у учащихся нашей школы.
Таблица №2
Показатели состояния опорно-двигательного аппарата детей
за 3 учебных года с 2010 по 2012 гг.
№ п\п | Заболевания | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |||||||||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл | ||
1 | Нарушение опорно-двигательного аппарата | 8 | 13 | 19 | 21 | 6 | 16 | 27 | 29 | 10 | 17 | 20 | 27 |
Как видим, среди учащихся начального звена к 4 классу все большее количество учеников имеют проблемы с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отрицательная динамика наблюдается в течение всех 3-х учебных лет.
Таблица №3
Сравнительная характеристика уровня здоровья учащихся 1 - 4 классов
Класс | Кол-во учащихся | Группа здоровья | Кол-во учащихся с заболевания ми о-д аппарата | ||
I | II | III | |||
1 Б | 20 | 12 (55%) | 6 (30%) | 1(5%) | 2(10%) |
2 В | 25 | 1 (4%) | 23 (92%) | 1 (4%) | 6 (25%) |
3А | 24 | 6(26%) | 16(66%) | 2(8%) | 10(38%) |
4В | 23 | 6(24%) | 17(68%) | 2(8%)- | 10(40%) |
Более наглядными будут факты, если проследить состояние здоровья выпускников начальной школы на данный момент времени и на период их поступления в школу (в 1 классы) (таблица №4)
Таблица № 4
Сравнительная характеристика состояния здоровья учащихся 4-ых классов на момент поступления в школу и на сегодняшний день
Класс | Группы здоровья | Нарушения зрения и близорукость | Нарушения осанки и сколиоз | |||
I | II | III | IV | |||
1 класс (2009г.) | 12 | 11 | 0 | 0 | 0 | 1(2,3%) |
4 класс (2012г.) | 6 | 15 | 2 | 0 | 3(7%) | 7(15%) |
Опираясь на данные таблицы, мы можем сказать, что к окончанию начальной школы уменьшилось кол-во детей с первой группой здоровья, а увеличилось со второй и третьей группами. К тому же, при поступлении в первый класс нарушения осанки были выявлены лишь у 2,3% школьников, а по окончании школы нарушения обнаружены у 15% учащихся.
С первых дней своей школьной жизни, дети носят тяжелые портфели, и это продолжается 6 дней в неделю, на протяжении 11 лет жизни. О серьезности этой проблемы говорят и последние санитарные правила и нормативы о весе школьных портфелей.
Санитарные нормы в отношении массы школьных портфелей
Вес школьного портфеля учащихся не должен превышать:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 – 2,5 кг
5-6 – 3 кг
7-9 – 3,5 кг
9-12 – 4 кг
В ходе исследования измерялся вес портфелей школьников. Измерение проводилось в 1 – 4 классах. Учёными установлено: пустой портфель должен весить 300-500г; оптимальный вес ранца с принадлежностями вычисляется по формуле:
Вес ученика · 10 : 100 ( 10% от веса ученика)
Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.
Результаты измерений представлены в таблице «Масса школьных портфелей учеников»
Масса школьных портфелей учащихся 1 класса
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Масса ученика, кг | Масса школьного портфеля с учебниками | Вес пустого школьного портфеля, гр | Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка |
1 | Шакирова Алия | 21 | 3 | 700 | 14% |
2 | Хабибрахманова Д | 28 | 4 | 1200 | 15% |
3 | Мингалимов А. | 31 | 4,5 | 900 | 15% |
4 | Ганеев Салим | 25 | 4 | 1100 | 16% |
5 | Ганеев Расим | 23 | 3,5 | 700 | 15% |
6 | Сабиров Наиль | 25 | 2 | 600 | 9% |
7 | Мукарянова А | 20 | 2 | 700 | 10% |
8 | Гимадеева Айгуль | 21 | 1,8 | 500 | 8% |
9 | Сабирова Лиана | 29 | 2 | 600 | 9% |
10 | Степанов Вадим | 18 | 3 | 1000 | 17% |
11 | Миннуллина В. | 25 | 2,5 | 700 | 10% |
12 | Магаутдинова Д. | 22 | 3 | 900 | 14% |
13 | Султанов Данил | 25 | 3 | 900 | 12% |
14 | Ямалеева Жанна. | 23 | 1,8 | 600 | 9% |
15 | Латыпов Данис | 29 | 2,8 | 780 | 9% |
16 | Тукачев Адель | 28 | 3,3 | 700 | 11% |
17 | Хабибрахманова Д | 20,5 | 2,4 | 600 | 11% |
18 | Гимадиева Сабина | 24 | 3,5 | 1100 | 14% |
19 | Гайнуллина Салия | 24,7 | 2,5 | 700 | 10% |
20 | Шакирова К. | 24 | 3 | 900 | 13% |
среднее | 13% |
Масса школьных портфелей учащихся 1 класса
( в процентах)
Масса школьных портфелей учащихся 2 класса
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Масса ученика, кг | Масса школьного портфеля с учебниками | Вес пустого школьного портфеля,гр | Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка |
1 | Трутнев А. | 25 | 3 | 600 | 12% |
2 | Ахметзянов Е. | 28 | 4,5 | 1200 | 17% |
3 | Беданинов А. | 22 | 3 | 3300 | 14% |
4 | Камалова Ф. | 30 | 4,5 | 800 | 16% |
5 | Сергеева М. | 31 | 5 | 1000 | 18% |
6 | Газизов Н. | 28 | 4,5 | 900 | 17% |
7 | Гилязов А | 25 | 3 | 700 | 12% |
8 | Муртазин А. | 27 | 3 | 700 | 11% |
9 | Бахтиева Л. | 24 | 4,5 | 1100 | 18% |
10 | Шакиров Д. | 35 | 5 | 1200 | 14% |
11 | Шарифуллина | 22 | 5 | 900 | 22% |
12 | Нургалин Д. | 36 | 5,3 | 700 | 15% |
13 | Губайдуллин | 30 | 4 | 700 | 13% |
14 | Зиннуров Ж. | 32 | 4 | 1100 | 13% |
15 | Гайнанова Д. | 18 | 3 | 700 | 16% |
16 | Стрелков А. | 23 | 4 | 700 | 18% |
17 | Уламасов Г. | 23 | 4 | 700 | 18% |
18 | Латфуллин С. | 28 | 5 | 1100 | 16% |
19 | Фархутдинова | 31 | 4 | 900 | 13% |
20 | Валиуллина К. | 25 | 6 | 1300 | 24% |
21 | Фазлеева Г. | 26 | 4 | 1100 | 15% |
среднее | 16% |
Масса школьных портфелей учащихся 2 класса
( в процентах)
Масса школьных портфелей учащихся 3 класса
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Масса ученика, кг | Масса школьного портфеля с учебниками(кг) | Вес пустого школьного портфеля | Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка |
1 | Нуруллина Р | 31 | 3,5 | 600 | 11% |
2 | Муслахов Д. | 46 | 4 | 700 | 10% |
3 | Лемешков Р.. | 29 | 3,5 | 900 | 12% |
4 | Гарипова А. | 33 | 4 | 700 | 13% |
5 | Хакимова Н | 25 | 3,5 | 600 | 14% |
6 | Фазлеева А. | 26 | 4 | 1000 | 15% |
7 | Харисова | 35 | 4 | 900 | 12% |
8 | Сафиуллин И.. | 24 | 3,5 | 700 | 15% |
9 | Мухамеджанова | 35 | 4 | 900 | 12% |
10 | Фардиева А | 26 | 4,5 | 900 | 18% |
11 | Исламов Р. | 27 | 4,5 | 1100 | 18% |
12 | Дорофеев Д. | 22 | 4 | 1000 | 19% |
13 | Валиев Р. | 28 | 4 | 800 | 15% |
14 | Исламова Р | 24 | 3,5 | 700 | 15% |
15 | Хикматуллина А | 34 | 4,5 | 1100 | 14% |
16 | Ахмадиева А. | 28 | 4 | 900 | 14% |
17 | Зиастинов А | 31 | 4 | 1000 | 13% |
18 | Гарипов Р. | 36 | 4 | 700 | 11% |
19 | Гадельшин И | 33 | 4,5 | 700 | 14% |
20 | Валиев Р | 33 | 4,3 | 1100 | 13% |
21 | Егоров Д | 30 | 3 | 600 | 10% |
22 | Баглай Э | 27 | 4 | 1000 | 15% |
среднее | 14% |
Масса школьных портфелей учащихся 3 класса
( в процентах)
Масса школьных портфелей учащихся 4 класса
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Масса ученика, кг | Масса школьного портфеля с учебниками | Вес пустого школьного портфеля, гр | Процентное соотношение массы портфеля к массе ребенка |
1 | Зиатдинов Д | 37 | 5 | 600 | 13% |
2 | Хакимов Р | 30 | 4 | 700 | 13% |
3 | Хукшин М | 39 | 4,5 | 900 | 11% |
4 | Андреева Ф. | 28 | 4 | 700 | 15% |
5 | Мухамадуллин. | 41 | 5 | 600 | 12% |
6 | Зиганшина Н. | 28 | 3 | 1000 | 10% |
7 | Белалов А | 32 | 4 | 900 | 12% |
8 | Баязитов А. | 38 | 4 | 700 | 10% |
9 | Галаев Л. | 40 | 5 | 900 | 12% |
10 | Омаров Д. | 33 | 4 | 700 | 12% |
11 | АксеноваВ. | 45 | 5 | 1100 | 11% |
12 | Балякина Д. | 54,5 | 4,5 | 1000 | 9% |
13 | Мустафин Д. | 33 | 4 | 800 | 12% |
14 | Нургалиев Ж. | 38 | 4 | 700 | 10% |
15 | Ахметгалеев Д. | 33 | 4,5 | 1100 | 14% |
16 | Файрушин Ф | 55 | 4 | 900 | 8% |
17 | Нигматуллина А | 28 | 5 | 1200 | 18% |
18 | Фатыхов С. | 60 | 4 | 700 | 7% |
19 | Ахметвалеев С. | 38 | 3,5 | 700 | 9% |
20 | Ахметгареев К. | 33 | 4,3 | 1100 | 13% |
21 | Нуруллин Ж. | 30 | 3 | 600 | 10% |
22 | Гатауллин Н | 27 | 4 | 1000 | 15% |
среднее | 12% |
Масса школьных портфелей учащихся 4 класса
( в процентах)
Анализ данных таблицы показывает, что в нарушении санитарных норм вес портфеля учащихся превышает допустимые нормы в 2 раза и составляет более 10% от массы тела.
Учёные провели эксперимент и сделали выводы. Чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине. Начиная с 20% от веса тела ребёнка давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое - 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме Перекос правого плеча и ведёт к нарушениям осанки
Поэтому более негативное воздействие на организм ребенка тяжесть портфелей оказывает в период обучения в начальной школе.
А как же государство заботится о состоянии здоровья наших школьников? Мы решили провести также взвешивание учебников , которыми пользуются учащиеся начальных классов
Взвешивание учебников: 1 класс
№ | Название учебника | Вес учебника, г | Выводы |
1 | Букварь | 360 | Выше нормы на 60г |
2 | Математика | 180г | Соответствует норме |
3 | Окружающий мир | 220г | Соответствует норме |
4 | Тетрадь по музыке | 185г | Соответствует норме |
5 | Прописи | 180 | Соответствует норме |
6 | Әлифба | 480 | Выше нормы на180г |
Взвешивание учебников: 2 класс
№ | Название учебника | Вес учебника, г | Выводы |
1 | Рус язык | 320 | Выше нормы на 20г |
2 | Математика | 180г | Соответствует норме |
3 | Окружающий мир | 220г | Соответствует норме |
4 | Татарский язык | 320г | Выше нормы на 20г |
5 | Уку | 340 | Выше нормы на 40г |
6 | Чтение | 300 | Соответствует норме |
Взвешивание учебников: 3 класс
№ | Название учебника | Вес учебника, г | Выводы |
1 | Руссский язык | 300 | Соответствует норме |
2 | Математика | 240г | Соответствует норме |
3 | Окружающий мир | 300г | Соответствует норме |
4 | Татарский язык | 360г | Выше нормы на 60г |
5 | Уку китабы | 340 | Выше нормы на 40г |
6 | Литер чтение | 300 | Соответствует норме |
7 | Английский | 340 | Выше нормы на 40г |
Взвешивание учебников: 4 класс
№ | Название учебника | Вес учебника, г | Выводы |
1 | Русский язык | 320 | Выше нормы на 20г |
2 | Математика | 260г | Соответствует норме |
3 | Окружающий мир | 300г | Соответствует норме |
4 | Татарский язык | 340г | Выше нормы на 40г |
5 | Уку китабы | 340 | Выше нормы на 40г |
6 | Литер чтение | 320 | Выше нормы на 20г |
7 | Английский | 340 | Выше нормы на 40г |
Анализ данных по взвешиванию учебников показывает, что во всех классах есть учебники, не соответствующие гигиеническим требованиям к изданиям учебников для начального образования. Вес учебного издания для возрастной группы 1-4 классы не должен превышать 300г.
Как же сами учащиеся относятся к этому вопросу, видят ли они в этом серьезную проблему? (Таблица №6)
Таблица № 6
Результаты социологического опроса среди учащихся 1 класса
Вопрос | Количество учащихся ответивших утвердительно «да» |
1. Считаете ли вы тяжелыми ваши портфели? | 10 (47%) |
2. Чувствуете ли вы себя уставшими после ношения тяжелых сумок? | 1 (5%) |
3. Болят ли ваши мышцы шеи и спины? | 10 (47%) |
4. Помогают ли вам ваши родители нести портфели, провожая в школу? | 5 (24%) |
5. Занимаетесь ли вы дополнительно после школы физическими упражнениями (в секциях)? | 12 (57%) |
Анализ результатов социологического опроса показал, что 47% учащихся считают свои портфели тяжелыми и чувствуют боли в шее и спине, что указывает на начальный этап развития сколиоза. 15 учеников родители провожают до школы, но только пятеро из родителей несут за детей их портфели. К сожалению, 43 % учащихся не занимаются дополнительно физическими упражнениями, что повышает риск развития сколиоза.
Заключение
Выводы:
Рекомендации для школьников и родителей
1. Собирать портфель правильно: класть в него только школьные принадлежности.
2. Ежедневно проверять портфель: убрать все ненужные предметы, а учебники и тетради брать только по расписанию уроков.
3.Для обеспеченных родителей рекомендуем приобрести дополнительный комплект учебников, чтобы ребенку в школу носить лишь тетради.
4.Детям, имеющим отклонение в здоровье ОДА, выдавать 2 комплекта учебников для работы в школе и дома.
5.Родителям, по возможности, провожать детей в школу и встречать после уроков, но не носить за них весь портфель, а лишь облегчить его, взяв на себя часть ноши ребенка.
6.Укреплять мышцы шеи и спины ребенка через дополнительные занятия физической культурой во внеурочное время как в спортивных секциях, так и дома.
Прежде всего, родители, заинтересованные в здоровье своих детей, могут помочь своему ребенку, облегчив ему либо портфель, либо сделав ребенка более сильным и выносливым.
Существует ли решение данной проблемы. Надеемся, что да. Возможно уже в скором будущем, благодаря развитию информационных технологий, созданию электронных учебников, ученики будут приносить в школу небольшой и легкий портативный компьютер, где будет располагаться вся необходимая информация для обучения и развития ученика. А в сумке школьника будут лежать только тетради и набор канцелярских принадлежностей. Достаточно фантастическим выглядят перспективы будущей школы, но надеемся, что ученикам будут созданы все условия для успешного обучения и укрепления здоровья. Хотелось бы, чтобы в школе была удобная мебель, хорошо оборудованные спортивные залы, бассейны. Если бы все это было в школах настоящих, то и в облегчении школьных портфелей не было бы такой необходимости.
Литература
1.Зайцева В. Когда рост и вес не соответствуют друг другу // Здоровье детей №21, 1-15 ноября 2008, с. 8-10
2.Мазуревич В. И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск, 1994 г.
3.Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда. Санкт-Петербург, 2006, с.28-36
4.Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02, 2.4.7. Гигиена детей и подростков//Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования/
Рукавичка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Юрий Алексеевич Гагарин
Ребята и утята