О творчестве художников, невидящих с рождения или потерявших зрение по разным причинам, подготовила свой проект ученица 4 класса детской школы искусств.
Некоторые мастера пишут не используя кисти для рисования, а других вдохнавляет на творчество - музыка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mogut_li_nezryachie_tvorit.docx | 639.09 КБ |
prezentatsiya_proekta.pptx | 932.91 КБ |
Почему я выбрала именно эту тему?
Я выбрала эту тему, потому что она мне действительно интересна. Было любопытно узнать, а есть ли на самом деле художники, которые рисуют «вслепую»? Если есть, то какой техникой рисования они пользуются при создании своих работ? Что с ними случилось и от чего они потеряли зрение?
Оказалось, такие художники есть. И техники рисования у них все разные. Несчастья и трагедии с ними случились разные, но объединило их одно – желание доказать, что они еще на что-то способны. Они взяли в руки кисти с красками и начали воплощать свои представления и сны на холсте.
У этих людей огромная сила воли и сила желания. Именно поэтому я выбрала эту интересную тему.
Дмитрий Дидоренко
2
Лиза Фиттипальди
Эшреф Армаган
Именно об этих художниках и об их работах я узнала много интересного.
3
Дмитрий Дидоренко.
Сейчас в его каталоге тысяча триста пятьдесят картин. Работы мастера хранятся в частных коллекциях России и США, в музейных собраниях Украины. Его имя занесено во Всеобщую энциклопедию художников, во Всемирную энциклопедию искусств (как имя мастера, открывшего свой стиль в живописи), в «Книгу рекордов планеты» и энциклопедию современной Украины.
Дмитрий Дидоренко родился в 1967 году. А в 1991 году Дмитрий – сапёр по армейской профессии – потерял зрение во время поисковой экспедиции на местах боёв Великой Отечественной. У него в руках взорвалась старая немецкая мина. Боль, клиническая смерть и в конце концов слепота.
Специалисты определили, что в руках у Димы взорвалось 800 граммов тротила. Обычно после такого не выживают. А если выживают, то серьёзные проблемы с психикой – неминуемы.
Свою первую работу – «Самый длинный путь начинается с первого шага» Дмитрий сделал в чёрно-белых тонах. Желание рисовать было столь велико, что отсутствие зрения не явилось помехой. Далее – ещё 14 черно-белых картин.
А вот пятнадцатую он рискнул написать в цвете, разработав при этом сложнейшую систему, позволяющую ему чётко ограничивать цветовую палитру и не выходить за рамки написанного, попадая кисточкой в точно обозначенное место…
Работает Дмитрий Дидоренко в гуаши. Эта техника справедливо считается одной из самых сложных. Гуашевые краски меняют цвет самым непостижимым образом после высыхания.
- Дмитрий разработал уникальную технологию передачи форм и пространства, - поясняет заведующий кафедрой Харьковской академии дизайна и искусств Александр Бойчук. - У него свои приёмы работы с цветом, индивидуальная техника использования системы многочисленных трафаретов.
Его произведения необычны – это картины-раздумья, картины-предупреждения, картины-обереги. Директор Харьковского художественного музея, искусствовед Валентина Мызгина: - Когда я смотрю на работы Димы, мне становится стыдно: мы так много жалуемся на жизнь, так часто говорим, что нам плохо, и при этом мы видим этот мир.
4
Лиза Фиттипальди.
Жизнерадостные и живописные полотна Лизы Фиттипальди обычно очень нравятся зрителям.
Родилась Лиза в городе Понтиак (штат Мичиган) в 1948 году. А в 1998 году она нарисовала первую уличную сцену и с тех пор делает это постоянно. При этом для всех остаётся загадкой, как Лизе удается рисовать, не видя красок и холста; художница утверждает, что это непонятно даже ей самой.
В 1970 году она получила степень бакалавра искусств в области образования в Мичиганском университете. Но это – лишь теория. А затем решила переквалифицироваться – посещала курсы медсестёр при университете Южной Каролины (так, кстати, познакомилась со своим будущим мужем Алом Джеймсом).
Далее работала в ожоговом центре Балтимора, получив в 1976 году степень магистра в Мэрилендском университете по специальности «ожоговая травматологическая помощь».
А в 93-м – потеряла зрение. Лиза лишилась его буквально за полгода из-за редкой болезни – оптического неврита.
Весной 1995 года поступает в класс скульптуры, но его закрыли. Вновь началась продолжительная депрессия. Но однажды муж принёс наборы детских акварелей и бумагу.
И к удивлению всех, Лиза начала рисовать.
Конечно же, Лиза столкнулась с обилием заморочек. Она не могла учить технику живописи, следя за действиями учителя, не могла созидать картины.
И тогда разработала собственную систему обучения. Натягивала на холст верёвочные сетки, чтобы ориентироваться в написании композиции. Прослушала несчётное количество аудиокниг по искусству, много путешествовала и посещала вместе с мужем музеи по всему миру.
И, в конце концов, смогла представить себе композицию картины настолько хорошо, что убрала и сетки. Начинала с абстрактных картин, затем перешла к цветам и животным, пейзажам и натюрмортам.
Переход от акварели к маслу ознаменовал новый период в творчестве Фиттипальди. Работы Лизы Фиттипальди регулярно выставляются в галереях по всему миру. Кроме того, она является автором книги «A Brush with Darkness» («Кисть в темноте»), в которой рассказывает, как училась рисовать – уже слепой. Книга переведена на немецкий, испанский и турецкий языки.
5
Эшреф Армаган.
Эшреф родом из Турции, образования он не получал, т.к. семья была бедна.
Однако мальчик самостоятельно выучился писать, а позже проявил и талант в живописи. Слепой художник никогда не использовал кистей, их ему заменяют чувствительные пальцы! С помощью масляных красок он наносит мазки на холст, пользуясь лишь пальцами, чтобы в точности представлять всю композицию на картине, чтобы погрузиться в неё и «видеть» изображаемый мир.
Такой подход глубокого погружения не обходится и без конфузов, так, например, работая над изображением моря, художник одевает спасательный жилет — столь сильна связь творца и его детища.
Художник этот заслуживает упоминания и всеобщей известности, поскольку слеп он с самого рождения! Но уже на протяжение 35 лет Эшреф Армаган рисует свои картины (готовые поспорить с мазнёй некоторых зрячих мастеров), не имея никаких визуальных представлений об окружающем мире, о свете и цвете! Причём, случай уникален как в истории живописи, так и в истории науки.
Сейчас Эшрефу Армагану 42 года, он женат и у него двое детей, а его работы выставлялись более чем на 20 выставках по всему миру. Вот так инвалид от рождения сумел добиться в жизни того, о чём никто не мог бы и подумать, и я считаю, жизнь этого человека можно назвать подвигом в полном смысле этого слова.
Мой любимый невидящий художник – Джон Брамблитт.
Джон родился в 1971 году в Далласе, США.
Он начал терять зрение в детстве, примерно в возрасте 11 лет, и происходило это постепенно. Пока зрение не ушло окончательно, Джон готовился к этому, и это было очень сложное для него время.
Рисовать Джон любил всегда, и это получалось у него неплохо, а потому некоторые навыки он сохранил еще с детства, с тех пор, когда он еще видел. Он окончил Университет Техаса (University of North Texas), где изучал английский. Картины, которые создает Джон, не поддаются осмыслению – как слепой человек может создать подобное? Его полотна – не размытые абстрактные пятна, как можно было бы ожидать от слепого человека. Его картины - это весьма детальные портреты, человеческие фигуры и эмоции, выполненные в уникальной манере.
6
В чем же секрет Джона Брамблитта? Оказывается, он использует специальную технику, и специальный холст, с помощью которых он в состоянии как бы разбивать свое полотно на цветовые зоны. Масляные краски, которыми рисует Джон, также особые – текстурные; так, после нанесения краска оставляет как бы выпуклый след, что дает художнику чувствовать пальцами границы цвета. А еще за годы слепоты и работы с красками, Джон научился распознавать их пальцами – так, любой цвет краски он определяет, 'пощупав' ее пальцами.
Можно сказать, что все свои картины, вместе с цветами, Джон держит у себя в голове – а переносит он их на холст уже с помощью техники. Каким образом ему удается создавать в мозгу настолько законченные цвета и образы – остается загадкой. Впрочем, именно это и отличает Джона Брамблитта от обычных художников. Сегодня он стал очень известным, много выставляется, а его картины очень востребованы.
Джон говорит, что именно искусство помогло ему выдержать серьезнейшее испытание и не впасть в настоящую депрессию, к которой он в какой-то момент своей жизни был очень близок.
Однако он выдержал – и научился передавать свои эмоции через свои картины. Джон говорит, что сегодня, когда он слеп, мир оказался для него гораздо более цветным, чем он было раньше, когда он мог физически видеть его. Он до сих пор помнит все цвета, которые когда-либо видел, его голова полна образов, и именно эти образы становятся затем его картинами. Среди работ Джона – много портретов, прописанных в его особой технике и удивительно живых.
Проектный продукт.
Когда я читала и писала о незрячих художниках, я одновременно слушала песни одного хорошего исполнителя. И когда я начинала думать об этих художниках, у меня была ассоциация с этим певцом, его музыкой.
Невидящие художники вдохновили меня на портреты этого музыканта, и я, в качестве проектного продукта, нарисовала два портрета Stromae (Стромай).
Stromae – бельгийский исполнитель, композитор собственных произведений. Для него искусство – это музыка. Это его жизнь. К живописи он относится нейтрально, но уважает «этот вид искусства».
7
Некоторые картины Джона Брамблитта:
8
Названия картин неизвестны, но первая картина Брамблитта называется
« Одинокий». На картине изображен стоящий один в поле бык.
9
Слайд 1
Могут ли художники, лишенные зрения, продолжать творить? Работу выполнила: Овчинникова Любовь Андреевна Преподаватель: Хамантова Галина Юрьевна 2014 годСлайд 2
История Лизы Фиттипальди. Родилась Лиза в городе Понтиак (штат Мичиган) в 1948 году. уникальность истории Лизы состоит в том, что дама эта впервые взяла в руки кисть два года спустя после несчастья. Не имея ни образования живописца, ни опыта работы с холстом. Правда, в 1970 году она получила степень бакалавра искусств в области образования в Мичиганском университете. Но это – лишь теория. А затем решила переквалифицироваться – посещала курсы медсестёр при университете Южной Каролины (так, кстати, познакомилась со своим будущим мужем Алом Джеймсом). Так что за плечами у миссис Джеймс три университета! И к 1993 году она стала прекрасным финансовым аналитиком и преуспевающей бизнеследи. А в 93-м – потеряла зрение. Оптический неврит отнял у Лизы зрение. Все, что она могла «видеть » , был серый цвет, но даже он вызывал у Фиттипальди нестерпимые головные боли. Она была вынуждена постоянно носить черные очки и стать заложницей вечной темноты. Как-то раз ее муж принес детскую акварель и бросил ей на кровать, из которой измученная депрессией женщина практически не вылезала. Он сказал, что Лиза может делать с красками, что ей вздумается. Этот странный поступок мужа заставил Фиттипальди встрепенуться, перестать жалеть себя и взять в руки кисть. О феноменальных способностях слепой художницы со временем узнал весь мир.
Слайд 3
Некоторые картины Лизы:
Слайд 5
А вот и сама Лиза за работой:
Слайд 6
История Дмитрия Дидоренко: Дмитрий Дидоренко родился в 1967 году . - Сколько себя помню, я рисовал всегда: в детском садике, школе, военном училище. В моей жизни был момент, когда я словно раздвоился – это был выбор между карьерой военного и художника. Но я выбрал рисование, оставил учёбу в Калининградском военном училище и поступил в Харьковский художественно-промышленный институт на факультет промышленного дизайна . А в 1991 году Дмитрий – сапёр по армейской профессии – потерял зрение во время поисковой экспедиции на местах боёв Великой Отечественной. У него в руках взорвалась старая немецкая мина. Дикая боль, слепота и клиническая смерть . Ему было всего 23 года. Специалисты определили, что в руках у Димы взорвалось 800 граммов тротила. Обычно после такого не выживают. А если выживают, то серьёзные проблемы с психикой – неминуемы . А тут ещё и слепота.. Свою первую работу – «Самый длинный путь начинается с первого шага» Дмитрий сделал в чёрно-белых тонах. Желание рисовать было столь велико, что отсутствие зрения не явилось помехой. Далее – ещё 14 черно-белых картин. Художник признаётся, что сюжеты картин приходят к нему сами, иногда даже снятся, а ему только остается выбирать из них лучшие. И самое главное – видеть результаты своей работы, как бы парадоксально это ни звучало
Слайд 7
Работает Дмитрий Дидоренко в гуаши. Эта техника справедливо считается одной из самых сложных. Гуашевые краски меняют цвет самым непостижимым образом после высыхания. Дидоренко «конструирует» картину, цепко удерживая её своим внутренним видением, создавая всё новые и новые образы, сюжеты, мотивы, насыщая их своей любовью к жизни, разнообразием тем, колористических решений и композиций . Искусствоведы называют его стиль «магическим реализмом ». А ещё – многие его работы, выставленные в галерее «Искусство Слобожанщины», навеяны произведениями классиков мировой литературы – от Шекспира до Шолохова . Он имеет 700 картин до ранения и 300 после.
Слайд 8
Несколько картин Дидоренко:
Слайд 10
История Эшрефа Армагана: Эшреф Армаган ( Esref Armagan ) родился в бедной семье в Турции. За все свою жизнь он не получил никакого даже формального образования, не посещал ни каких кружков. Он родился слепым. Но это не помешало ему стать великим художником. За последние 35 лет он изобрел уникальную технику живописи и до сих пор продолжает ее совершенствовать . Для написания своих картин слепой от рождения художник не пользуется помощью других людей , он все делает самостоятельно иначе не произойдет того самого «погружения внутрь» работы. Есть всего лишь одно исключение: во время написания портрета, он просит видящих описать фотографию, потом при помощи пальцев рисует то, что чувствует, на листе бумаги . Затем Эшреф Армаган раскрашивает получившееся изображение разными цветами. Художник рисовал портреты президента Турции и других высокопоставленных турецких чиновников . Для того, чтобы наметить картину, он сначала пользуется грифелями для письма по Брайлю. Потом для нанесения на холст красок он использует пальцы. Эшреф Армаган поначалу вынужден был прерывать работу на 2-3 дня для того, чтобы дать высохнуть краске и избежать ее смазывания или смешивания с другими оттенками, но потом художник узнал про акриловые краски, сохнущие намного быстрее . Сейчас Эшрефу 42 года, он женат и у него двое детей, а его работы выставлялись более чем на 20 выставках по всему миру. В настояще время у Армагана около 400 картин.
Слайд 11
Некоторые картины Эшрефа:
Слайд 13
Сам Эшреф Армаган :
Слайд 14
Могут ли художники, лишенные зрения, продолжать творить? Ответ – да! Они хотят, творят, и будут творить! Не важно, видишь ты мир вокруг себя или нет, все зависит от твоего желания рисовать и от твоей силы воли. Выше перечисленные художники прошли через многие несчастья, трудные испытания жизни, боль и страдания. После трагедий, случившихся в их жизни, они хотели доказать, что еще на что-то способны. И у них это получилось! Их картины показывают на выставках, их покупают бизнесмены и обычные люди. А все началось с того, как у них просто появилось желание.
Слайд 15
Проблемы: Было сложно найти биографию и названия картин Эшрефа Армагана, так как на некоторых сайтах информация была недоступна. Но на сайте http://ahuman.ru/slepoj-xudozhnik / я нашла почти всю информацию о нем. Названия почти всех картин было очень сложно найти, так как эта информация не так уж сильно распространена по Интернету.
Аэродинамика и воздушный шарик
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Колумбово яйцо
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Сказка об одной Тайне