Представлена исследовательская работа по теме:"История возникновения Храма Преображения Господня в селе Андреевские Выселки"
Вложение | Размер |
---|---|
khram_andreevskie_vyselki.odt | 23.64 КБ |
Шатурский муниципальный район
Всеросийский конкурс исследовательских краеведческих работ
учащихся «Отечество»
Номинация:»Культурное наследие»
Тема:»История возникновения храма
Преображения Господня в селе
Андреевские выселки»
Подготовила:
Петухова Полина
учащаяся 8»В»
МБОУ СОШ №1
Руководитель:
Буланов К.В.
Учитель истории
МБОУ СОШ № 1
г.Шатура-2014г.
Содержание
Введение------------------------------------------------------------с2
Глава 1 История основания храма в селе Андреевские Выселки---с3
Глава 2 Советский период в истории храма-----------------с6
Глава 3 Возрождение храма-------------------------------------с8
Заключение---------------------------------------------------------с10
Список используемой литературы-----------------------------с10
Введение
Храмы любой конфессии – это зримая
пространственная оболочка, хранящая духовные
сокровища народа, его культуру»
Е.В.Петрова
Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания; жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. В последнее время молодое поколение все чаще обращается к духовному и культурному наследию, ищет ответы на непростые вопросы окружающей действительности. Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие свое значение традиции,которые мы должны оберегать.Я хочу рассказать в этой работе об одном из самых древних храмов Шатурского района в Андреевских выселках . Объектом исследования данной работы будет история храма, которая будет изложена в хронологическом порядке, с применением исторического метода исследования.Цель данной работы заключается во-первых в том,чтобы расказать о становлении храма,о его непростой судьбе,о его роли в жизни наших земляков, во-вторых в том, чтобы показать красоту и величие храмов нашей земли, в камне, в красках, колокольных звонах которых оживает история нашего района, неразрывно связанная с историей Русского государства, исполненной и трагических и светлых событий.При написании этой работы использован значительный объем литературы.
Содержание
Введение------------------------------------------------------------с2
Глава 1 История основания храма в селе Андреевские Выселки---с3
Глава 2 Советский период в истории храма-----------------с6
Глава 3 Возрождение храма-------------------------------------с8
Заключение---------------------------------------------------------с10
Список используемой литературы-----------------------------с10
Глава 1 История основания храма в селе Андреевские Выселки
Спасо-Преображенский храм в селе Андреевские Выселки, имеет свою древнюю,уходящую своими корнями в седую старину – историю.
Основателем и устроителем Преображенской церкви на берегу озера Святое, является святой митрополит Киевский и всея Руси Киприан, святитель Московский и всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь в1375 – 1406 гг. Древнее предание, так же доносит до нас повествование о том, что в одну из своих поездок из Москвы во Владимир, святитель, митрополит Киприан сделал остановку «верстах в 90 от Владимира». Прогуливаясь по окрестностям, он обратил свое внимание на место весьма пустынное с обширным, окруженным лесами, озером Сенеж.[1] Местность эта, напомнила ему любимые сердцу родные края Болгарии. И он распорядился поставить здесь церковь во имя Преображения Господня, которая впоследствии стала его излюбленным местом пребывания.Таким образом, из сохранившихся источников и церковного предания можно заключить, что первая церковь на Погосте Преображенском была построена между 1392 и 1400 годом от Рождества Христова.[2] . XIV и начало XV века считается золотым веком в истории основания на Руси монастырей. Есть исторические свидетельства и письменные памятники того, что некогда и Преображенская церковь на Погосте Спаса была мужским монастырем..Действительность существования на Погосте Преображенском, Святоезерского мужского монастыря подтверждает в своей «Истории Русской Церкви», митрополит Макарий (Булгаков). Так он пишет: «… мы можем указать только на три митрополичьих извечных монастыря в самом Владимирском уезде: Сновицкий, Николаевский Волосов и Преображенский на Святом озере (упоминается в 1504 г.)» [3]. В 1774 году монастырь сгорел и был упразднен, а на Погосте Преображенском осталась действовать, уцелевшая от пожара, древняя Преображенская церковь. В ХIX веке, Преображенскую церковь на Святом озере постигли новые испытания. 3октября 1834 г. от подожжения с полуденной стороны, с самого низу неизвестно кем[4], древний, Преображенский храм, сгорел. Крестьяне из окрестных деревень обратились к правящему архиерею с прошением, дозволить им построение новой церкви во имя Преображения Господня, на Погосте Преображенском, взамен сгоревшей в пожаре. Получив благословение священноначалия, о чем в архивных документах есть следующая отметка: «1837 года ноября 15-го мы, ниже подписавшиеся Егорьевской округи Погоста Преображенского священноцерковнослужители (так в ркп.) указ из Рязанской Духовной консистории за № 6884 о построении деревянной церкви в оном Преображенском Погосте и о прочем слышали, план получили, в чем сим и подписуемся»[5] - церковный клир и прихожане приступили к строительству нового храма. Выстроенная с трудом, трехпридельная Преображенская церковь простояла на Погосте чуть более полувека. В июне 1896 года от удара молнии в купол колокольни, храм вновь был уничтожен пожаром. Строительство новой каменной церкви было начато в 1898 году по плану и проекту, одобренному и утвержденному строительным отделением Рязанского Губернского Правления[6]. Отец Иаков, желая привлечь необходимые для строительства церкви средства, в 1898 году обратился с воззванием к «христолюбивым благотворителям». При этом воззвание, сопровождалось приложением исторических сведений о Погосте Преображенском, и было одобрено Рязанской Духовной Консисторией (7). В своем обращении о помощи в созидании Преображенской церкви он в частности пишет: « С благословения Архипастыря нашего строится новый каменный храм на месте сгоревшего. Потребны значительные денежные средства, а Преображенский приход наш малолюдный и бедный; - остаются единственные надежды: на милость Божию, на предстательство св. угодников Божиих, святителей митрополитов - Киприана и Фотия и на помощь христолюбивых благотворителей»[8]. Воззвание протоиерея Иакова Светлова не осталось не услышанным, пожертвования на храм, потекли с разных концов России[9]. Совместными усилиями жертвователей и прихожан, трудившихся над построением храма, к 1904 году, Преображенская церковь на Погосте была выстроена в камне и полностью завершено ее внутреннее убранство. В Ведомости о церкви за 1905 год читаем: «Преображенская деревянная церковь, построенная после бывшего в 1834 году пожара, вторично сгорела 23 июня 1896 года, от удара молнии в купол колокольни. На месте сгоревших храмов с Архипастырского разрешения Указом из Рязанской Духовной Консистории от 11 октября 1897 года за №12843 построен в 1904 году, ноября 7-9 освящен новый каменный трехпрестольный храм по плану, одобренному и утвержденному строительным отделением Рязанского Губернского Правления. В сем храме, средний главный престол во имя Преображения Господня и придельные алтари: на правой стороне во имя Святителей Московских Киприана и Фотия; на левой, во имя Святителя и чудотворца Николая. Временный же теплый однопрестольный храм во имя Св. иконы Казанской Божией матери, по Указу Рязанской Духовной Консистории от 11 августа 1905 года, за № 10025, обращен в постоянный зимний храм»[10]. Начало ХХ века прихожане Преображенского прихода, встретили в новом, величественным снаружи и благолепно украшенным внутри, каменном Спасо-Преображенском храме. С 1908 года должность настоятеля занимал священник Иоанн Иоаннович Даньков, дьяконом при храме состоял – Николай Васильевич Орлов[11], псаломщиком был – Алексей Антонович Кривандин, находившийся на этом месте с 1895 года[12]. На Погосте Преображенском, также находилась богадельня, в которой, в разное время, постоянно проживали от 14 до 25 человек. По преимуществу, в богадельне состояли престарелые одинокие вдовы, оставшиеся без попечения близких и средств к существованию(13).
Глава 2 Советский период в истории храма
Советский период в судьбе Преображенского храма, стал одним из самых трагических страниц в его истории. Революция 1917 года, ворвавшаяся в народную жизнь с лозунгами о равенстве, братстве и справедливости, принесла с собой братоубийственную гражданскую войну, голод и разруху. Новые вожди народа, практически с первых дней смотрели на Русскую Церковь, как на своего главного идеологического противника. Антицерковная компания, в новом Советском государстве, постепенно начинала набирать обороты. По стране покатились волны бесконечных арестов и репрессий, повсюду закрывались храмы и монастыри. Время лихолетий не обошло стороной и Преображенскую церковь. В 1937 году распоряжением местных властей, в храме были приостановлены богослужения, настоятель храма, священник Иоанн Васильевич Курбаков, по обвинению в контрреволюционной деятельности и агитации против Советской власти, был репрессирован. Вся его контрреволюционная деятельность состояла в том, что предвидя закрытие храма, он пытался спасти от уничтожения церковные святыни. Некоторым из верующих, отец Иоанн, перенес из храма иконы и церковную утварь. Как вспоминают местные старожилы, раздавая иконы по домам прихожан, он говорил, что «все равно власти храм закроют, сохраните хоть иконы. Время придет, все изменится, если не вы, то ваши дети вернут святые образа на место». Старание священника, лишь стали поводом к закрытию церкви, понятно, что причина крылась в новой безбожной идеологии, пришедших к власти людей. И так, 12 сентября 1937 года, священник Преображенской церкви и ее последний настоятель, Иоанн Васильевич Курбатов, был арестован. Через месяц после ареста, по стандартному для таких дел обвинению, в том, что он «вел контрреволюционную деятельность, распространяя гнусную контрреволюционную агитацию» тройка при УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 13 октября того года. Захоронен отец Иоанн в общей могиле, на Бутовском полигоне в Московской области. После ареста отца Иоанна, некоторое время на приходе служил священник Алексей Леонтьевич Соболев, который повторил, трагический путь отца Иоанна Курбакова и многих других священно и церковнослужителей, пострадавших за Святую Церковь в начале ХХ столетия. За неимением священника, прекратилось и совершение богослужения, храм был закрыт на долгих 63 года. Первые несколько лет, Преображенскую церковь не трогали, и у людей все еще теплилась надежда, что может быть начнет действовать их приходская церковь. Началось постепенное разграбление храма с того, что разобрали, стоявшую рядом с ним, зимнюю, деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. Ее перевезли в выросший на противоположном берегу молодой советский город – Шатура. Еще совсем недавно, на улице Нариманова, можно было увидеть, здание бывшей Казанской церкви, обращенное в 30-е годы прошлого века, сначала в школу, а затем в пошивочный цех. Время шло, храм разрушался, под воздействием дождей, ветров и мороза, он терял последнее свое внутреннее убранство, облетала настенная живопись, осыпалась штукатурка, разрушалась кирпичная кладка. К началу 90-х годов, некогда великолепное здание храма, представляло из себя ужасные развалины, наводящие на мысль о том, что место это, намоленное за сотни лет нашими дедами и прадедами навсегда останется в запустении.
Глава 3 Возрождение храма
Возрождение Спасо-Преображенского храма в селе Андреевские Выселки началось в 1992 году. Идея возродить, разрушенный храм принадлежит ученым-физикам Шатурского лазерного центра. Они обратились в специализированный научно-реставрационный строительный трест - «Мособлстройрестврация» с просьбой составить описание церкви и разработать проектную документацию со сметой стоимости восстановительных работ. Соответствующая запросу документация была разработана с приложением сметы на ремонтно-восстановительные работы, обмерными и эскизными чертежами здания храма. На Радоницу 2000 года, впервые за долгие годы, в стенах храма зазвучали церковные песнопения, по сводам храма полились слова молитвы. С началом, совершения в храме богослужения, начались и восстановительные работы. В этот же год, были расчищены завалы внутри и снаружи храма. Церковные своды, освободились от полутораметрового слоя земли и мусора, нанесенного на них ветрами, за годы запустения. К храму подвели электричество, приобрели самую необходимую для совершения богослужения утварь и богослужебные книги. В декабре 2000 года в Спасо-Преображенский храм, назначается новый настоятель – иеромонах Петр (Чернышов). Начиная с весны 2001 года, начались работы по ремонту храма..2004 год, особенный в истории возрождения Преображенской церкви, помимо сделанного усилиями коллектива Шатурской ГРЭС-5 отопления, оштукатуривания фасадов и внутренних стен храма, установки в дверные проемы новых добротных дверей, на храм были водружены пять куполов, с венчающими их вызолоченными крестами. Ликованию и радости церковного народа не было предела, храм все более и более приобретал законченный вид. В следующем 2005 году Спасо-Преображенский храм посетил правящий архиерей Московской епархии, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). С 2008 года, начались и идут по настоящее время, работы по благоукрашению и воссозданию внутреннего убранства храма.При Преображенском храме возрождаются традиционные формы общественного и социального служения Церкви, действует Воскресная школа, создана группа милосердия, оказывающая помощь малообеспеченным и нуждающимся членам прихода. Прихожане храма взяли шефство над домом престарелых в пос. Керва.
СНОСКИ В ТЕКСТЕ
(1) ГИМ. «Синодальное собрание».Начало 16 в.№562
[2] Г. Крамич «История и тайны земли Шатурской» 2007г. с.56
[3] Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви» М.,1995г. т.4 с.135, 657
[4] ГАРО. д. № 192, Ф.627. оп.240 д.4 «Ведомость о церквах и священноцерковнослужителях за 1900 г.»
[5] ГАРО. д. № 192, Ф.627. оп.240 д.9 «Ведомость о церквах и священноцерковнослужителях за 1905 г.»
[6] ГАРО. д. № 192, Ф.627. оп.233 ед.хр.№6 л.79
[7] Протоиерей Иаков Светлов «Исторические сведения о Преображенской церкви в Погосте Преображенском, . Егорьевского уезда, Рязанской епархии» Рязанские епархиальные ведомости №3 1880г. с.90
[8] ГАРО. д. № 88, Ф.627. оп.113 «Дело о позолоте иконостаса в церкви с.Погост Преображенский»
[9] ГАРО. д. № 192, Ф.627. оп.240 д.9 «Ведомость о церквах и священноцерковнослужителях за 1905 г.»
[10] ГАРО. Ф.627. оп.175 д.80 св.2118 «Ведомость о церквах и священноцерковнослужителях за 1914 г.»
[11] А.А.Кривандин (1875 – 30е г. ХХв.) – Почетный гражданин Егорьевского уезда. Репрессирован в 30е годы . ХХ века, умер в лагерях. [12 ГАРО. Ф.627 оп.240 ед.хр.54 ].
[13] ГАРО. Ф.627. оп.808 д.117с.496
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 90х годах XX века началась переоценка духовных ценностей, наследия, изменилась политика государства по отношению к церкви. Начался длительный путь возрождения церкви, который затянулся до настоящего времени. Я люблю наш район и мечтаю дальнейшую свою жизнь связать со своей малой Родиной. Надеюсь, что в скором будущем церковь в Андреевских выселках будет достроена. Мне интересна эта тема ещё и потому, что без знания прошлого, мы не сможем жить в настоящем, а тем более строить будущее, не сохраняя традиций русской православной культуры и её созидателей.В ходе исследования, я узнала историю создания храма. Всегда, во все времена, в любой беде человек обращался к Богу. Эта тема заставила меня задуматься. Я познакомилась с интересными людьми, которые помогли мне написать работу. Я получила опыт общения со священнослужителем, монахами и прихожанами храма. Считаю собранный материал важным и необходимым для будущего поколения при изучении истории района. Надеюсь, что он будет востребован на уроках Православной культуры. Я поняла, что краеведение – трудоёмкое, но очень интересное занятие, и надеюсь, что моя исследовательская работа будет востребована .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Булгаков(Макарий)Митрополит московский и коломенский
«История русской церкви»М.,1995г.,т4
2.Ведомости о церквах и священнослужителях за 1905г.
3.Рязанские епархиальные ведомости за 1880г.
4.Г.Крамич»История и тайны земли Шатурской»,2007г.
Шелковая горка
Шум и человек
Юрий Алексеевич Гагарин
Мост Леонардо
Л. Нечаев. Яма