В настоящее время компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. Современный компьютерный мир без игр немыслим. В связи с важностью данной темы автор настоящей работы постаралась проанализировать и выяснить, почему и как возникает зависимость от компьютерных игр, влияние их на человека, о положительных и отрицательных сторонах этого влияния.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch_rab_uch-sya.zip | 799.57 КБ |
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа »
Прелесть и опасность компьютерных игр
Секция «Информационные технологии»
Работу выполнила:
Ученица 8 класса
МБОУ «Староромашкинская СОШ »
Давлетшина Гульназ Рафиковна
Научный руководитель:
Давлетшин Р.Р.,
Учитель информатики
МБОУ «Староромашкинская СОШ »
г. Чистополь
2014г.
Содержание
Краткая история появления компьютерных игр
«Компьютерные игры все более осознаются как явление культуры, достойное серьезного изучения и осознания присущей ему эстетики»
А.И. Липков
Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. Современный компьютерный мир без игр немыслим. Куда бы и по каким делам мы не шли и не ехали, обязательно наткнемся на магазин, торгующий десятками и сотнями наименований компьютерных игр, а на телевидении идут специальные передачи, посвященные компьютерным играм. Существуют целые каналы, круглосуточно рассказывающие о компьютерных играх. Пожалуй, нет человека, который хоть раз за всю жизнь не попадал под их влияние. Нужно отдать должное играм. Если бы не они, персональный компьютер никогда не стал бы таким, каким он является сегодня. Развитие компьютерной индустрии постоянно подстегивают производители компьютерных игр, предъявляющие все более высокие требования к производительности и оснащению компьютера.
Пришло время всерьез задуматься о феномене компьютерных игр. Поэтому я поставила перед собой цель: выяснить, почему компьютерные игры популярны среди учащихся моей школы.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Результаты работы с литературой и результаты исследования представлены в работе.
Началось все с того, что в 1952 году британский ученый Артур Дуглас защитил в Кембридже диссертацию, к которой была приложена его разработка – игровая компьютерная программа ОХО («крестики – нолики»). Это была еще не игра в общепринятом понимании, а пока лишь демонстрация возможностей компьютера. Первую собственно игру создал в 1958 году Вилли Хигинботэм, физик - ядерщик Брукхэвенской лаборатории, один из создателей атомной бомбы. Игру он придумал для собственного развлечения и для посетителей лаборатории, чтобы они воочию увидели возможности науки. Хигинботэм создал игру «Теннис для двоих». Оказалось, что игра способствовала и улучшению отношений внутри коллектива. Позднее он разобрал игровое устройство и даже не запатентовал саму идею. Спустя три года появилась первая интерактивная компьютерная игра «Space War» («Космическая война»), где впервые уже «сражается» не человек с компьютером, а человек с человеком. Создал ее программист Стив Рассел и его коллеги по Массачусетскому технологическому институту. Игра была элементарно проста: два игрока управляли движением двух космических кораблей, вращавшихся вокруг планеты и паливших друг в друга ракетами. Рассел со своими коллегами и не предполагали, что открывают новую эру в масс - медиа. Сам компьютер PDP -1, программируемый цифровой процессор, появился на свет лишь за год до того, как Рассел приспособил его для «космических стрелялок». К концу 1970–х годов в игры пришел звук. С ростом быстродействия персональных компьютеров в игры пришли мультимедийные средства – трехмерная графика, фотографии и видео.
Компьютерные игры – это совокупность игр, предназначенных для использования на персональном компьютере. Компьютерные развлекательные игры можно условно разделить на жанры: ролевые игры, стрелялки, приключения, логические игры, аркадные игры, стратегии, игры гонки, симуляторы, развивающие игры, драки, спортивные игры. Это разделение компьютерных игр весьма условно, так как, игра может одновременно относится и к гонкам и к симуляторам, или ролевая игра может быть одновременно и стрелялкой. Описание всех видов игр в Приложении №1.
Уровень в компьютерных играх
Другие названия: этап, зона, ход, эпизод, раунд, мир, карта, волна, фаза, доска, акт ландшафт. Термин «уровень» пришёл из ранних ролевых игр, где относился к уровням подземелья — сеттинга, в котором проходила большая часть игр. Игроки начинали снизу (уровень 1) и должны были пройти через все уровни (которые становились сложнее), пока не доходили до вершины, обретая свободу. С каждым уровнем ассоциирована одна или несколько задач, которые могут быть как простыми (дойти от точки A до точки B), так и сложными (найти несколько спрятанных предметов за ограниченное время). После завершения миссии игрок обычно переходит на следующий уровень; в случае провала игрок обычно должен попытаться еще раз. Не во всех играх уровни идут в линейной последовательности; некоторые игры позволяют игроку посещать уровни повторно или выбирать последовательность, в которой их проходить. Примером может послужить Super Mario World. Многие ранние игры использовали уровни для увеличения продолжительности простой (и короткой) игры, позволяя победившему игроку играть снова на повышенной сложности (например, с более сильными противниками), с другими игровыми настройками (например, с другой схемой лабиринта), либо с применением обоих подходов. При таком подходе игра могла длиться намного дольше и быть более интересной без изменения основного стиля.
Компьютерные ролевые игры обычно не имеют уровней, хотя в них часто есть города, пустынные области и подземелья, которые можно считать уровнями. Вместо этого, уровни в таких играх представляются числами, которые обозначают общее мастерство и опыт персонажа. Получая уровень, персонаж улучшает свои способности или статистику. Секретный уровень — это уровень видеоигры, скрытый от игрока. Секретный уровень обычно открывается после действий, которые игрок обычно не выполняет, за исключением невероятного совпадения или предшествующего опыта.
О́пыт в компьютерных играх — условное обозначение достижений персонажа, выраженное в числовом эквиваленте. Нередко слово опыт заменяется геймерами на экспа (слово употребляется в женском роде).
Следует различать очки опыта и игровые очки Опыт начисляется за уничтожение противников (монстров или игроков), а также за выполнение игровых заданий (миссий). По накоплении определенного количества опыта, игрок получает уровень. В различных играх, повышение уровня может поднять основные навыки игрока (сила, ловкость и пр.) и давать ему дополнительные уникальные способности. Кроме того, от уровня опыта может зависеть количество врагов и их уровень.
Очки жизни (также очки здоровья, жизнь, хит-поинты, HP) — очки, используемые во многих компьютерных играх и показывающие, сколько повреждений в состоянии перенести какой-либо объект игры (здание, юнит, персонаж). Как правило, в начале игры подразделение (юнит) или персонаж имеет максимальное число очков жизни, которое затем может уменьшаться или увеличиваться (но обычно не может превысить максимальное, имеющееся изначально, значение). Очки здоровья отнимаются, когда объекту наносят повреждения (чем более сильные повреждения нанесены, тем сильнее они уменьшаются). Персонаж, как правило, получает повреждения, когда по нему наносят удар. Когда очки здоровья достигают нуля, персонаж, как правило, умирает. В некоторых играх персонаж теряет сознание по достижении HP и после этого его здоровье начинает медленно отниматься, пока не достигнет критической минусовой отметки, когда персонаж умрёт, или пока кто-то не восстановит его здоровье.
Очки жизни используются в самых разных жанрах компьютерных игр, таких как ролевые игры, 3D-шутеры, стратегические игры и даже некоторые симуляторы. Без этого понятия обходятся чистые квесты.
Компьютерные игры – не просто времяпрепровождение, это процесс творения и конструирования миров. Термин «конструирование миров» ввел в научный обиход отечественный психолог А. Г. Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Люди и чудовища, королевства и континенты, эпохи и галактики упаковываются в мир души, свернутые в «сконструированный мир». Как сконструированный мир, любая популярная компьютерная игра имеет собственную выдуманную историю, свое особое пространство и течение времени, оригинальную философию, ценности, правила, этику и мораль.
Игры дают возможность игроку не просто пассивно наблюдать за событиями, а наоборот, активно действовать в сконструированном мире. Это очень сильные и порой опасные ощущения, которые возникают от возможности попробовать себя в разных ролях и в разных ситуациях, забыть о повседневности, испытать новые непривычные ощущения от участия (с виду виртуального, но для психики вполне реального) в опасных битвах и гонках на огромных скоростях.
Обучающие компьютерные игры нужны не только для школьников: армии их уже используют для подготовки солдат, корпорации – для повышения квалификации сотрудников. Игра становится эффективным, необходимым разным сферам практики – инструментом, дающим комплекс знаний, тренирующим навыки, формирующим профессиональную и человеческую культуру.
От компьютерных игр может быть немалая польза. Например, стратегии развивают способность логически мыслить. 3D-Action и симуляторы развивают реакцию, квесты – находчивость и нестандартное мышление. Любая игра дает человеку возможность попробовать себя в новой роли, открыть в себе новые, неведомые ранее качества. При соблюдении разумной меры, игры могут даже быть полезными для здоровья и развития ребенка.
Аргументы против игр просты: они отнимают время, развивают в нем агрессивные инстинкты, служат причиной болезней.
Пребывание в виртуальном пространстве, когда абсолютная захваченность сознания и полная включенность в события лишает человека собственного волеизъявления, чревато своими непредсказуемыми исходами: вернувшись в обычную реальность, он вдруг осознает, что делал что-то не то и не так. К подростковому периоду у человека сформировано ориентирование в различных реальностях – константной и виртуальной. Поэтому у подростка и тем более взрослого человека гораздо более развита способность волевого управления своим поведением, чем у дошкольника или младшего школьника. Тем не менее, каждый раз, возвращаясь из виртуального пространства, человек осознает, что его тамошние победы не имеют никакой ценности в действительности. В результате растёт напряжение, связанное с неудовлетворенностью, самооценка падает, появляется неверие в возможность реальных свершений. Легкость виртуальных побед становится еще соблазнительнее, но теперь для получения иллюзии удовлетворения необходимы большие достижения: игра на более сложном уровне, новая миссия повышенной трудности и.т.п. образуется порочный круг эффекта затягивания в такую игровую деятельность. Это один из механизмов формирования зависимого поведения.
Еще один механизм затягивания, описываемый психологом С.А Клименко, когда происходит сохранение актуальности образов, порождаемых игрой даже после ее прекращения.
Склонная к зависимости личность достаточно быстро осваивается в виртуальном мире. Человек оказывается в ловушке: ему требуется постоянно уходить от действительности.
Компьютерные игры – вещь захватывающая и заразная. Недаром психологи и медики бьют тревогу: первые озабочены тем, что очень многих детей и подростков интересуют не их сверстники и живое общение, а прохождение разнообразных миссий в виртуальном мире, практически заменяющим настоящую человеческую жизнь; вторые же – болезнями, возникающими на почве неподвижного сидячего образа жизни, вредного излучения и ухудшением зрения. Но ведь насколько богат этот мир! Куда интересней, чем наша серенькая, ничем не приметная реальность.
Психологи выделяют несколько уровней зависимости:
1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости является появление новой потребности - игра в компьютерные игры. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.
3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", то есть находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется изменениями в ценностносмысловой сфере личности. Часть людей очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма. Различие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических нарушений. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Целью проведения анкетирования было выяснить, что привлекает учащихся в компьютерных играх, и нет ли у ребят зависимости от компьютерных игр.
В анкетировании принимали участие ученики 3-5 классов – 17 человек, 6-8 классов - 17 человек 9-11 классов – 18 человек.
Для проведения исследования ребятам были предложены следующие вопросы:
Кто ещё из твоей семьи играет в компьютерные игры?
В какие игры ты играешь?
ролевые игры,
стрелялки,
приключения,
логические игры,
аркадные игры,
стратегии,
игры гонки,
симуляторы,
развивающие игры,
драки,
спортивные игры
Почему ты любишь играть в компьютерные игры?
По результатам исследования были построены диаграммы и сделан их анализ.
Как видно из диаграммы, большинство учащихся сидят за компьютером не меньше часа, а старшеклассники наоборот проводят за компьютером больше 3 часов в день. Это можно объяснить тем, что за третьеклассниками со стороны родителей ведётся больший контроль, тогда как старшеклассники предоставлены сами себе.
Диаграмма показывает, что меньшая часть учеников 3-5 классов не играет в компьютерные игры. Это можно объяснить тем, что за малышами следят родители, а у старшеклассников появилась альтернатива – социальные сети, наиболее популярными из которых являются сетевые сообщества Vkontakte.ru и odnoklassniki.ru. Среди учащихся 6-8 классов компьютерные игры популярны и большинство учащихся этого возраста использует компьютер только для игр.
Из диаграммы видно, что в большенстве играют в компьютерные игры братья, сестры, из родителей - папы, а мамы практически не играют. Это можно объяснить тем, что тематика игр расчитана в основном на детей, причём мальчиков. В 9-11 кл. наибольшее количество баллов набирает показатель «Никто». Связано это с тем, что сами ученики занимают большее время в работе с компьютером.
Большей популярностью в пользуются стрелялки, игры - гонки, приключения. Диаграмма подтверждает мнение психологов, что наибольшая зависимость от возникает при игре в гонки и стрелялки . Это объясняется тем, что в жизни ребёнок не всегда может себя проявить, очень часто он чувствует себя неуспешным в обществе. В игре он выбирает для себя роль сам и всегда успешен, если он не успешен,то просто меняет игру. Старшие школьники уже осознают,что успех в игре не даёт успеха в жизни и поэтому зависимость возникает гораздо реже.
На данной диаграмме видно, что легче заканчивают игру ученики 9-11 кл., так как у них более развита способность волевого управления своим поведением, чем у детей более младшего возраста. Тем не менее, 50% опрошеных говорят о том, что им сложно закончить игру. Можно считать, что у них формируется зависимость от компьютерных игр.
Большая часть учеников играет в компьютерные игры, так как им нравится. Но есть и такие, кто играет,потому что нечем заняться. Есть ученики, которые считают,что играя в компьютерные игры, они отдыхают, но на самом деле это не так. Да, человек отвлекается от жизненых проблем, но он получает большую нагрузку на глаза, позвоночник, нервную систему при неудачах в игре и совершении насилия. 4 ученика ответили, что играют в компьютерные игры, так как их затягивает. Это можно считать признаком начинающейся зависимости.
При ответе на данный вопрос, все высказывали разные мнения, но тем не менее можно сделать вывод о том, что ученикам младьшего возраста хочется обладать возможностями, недостижимыми в жизни (летать, применять волшебство, мгновенно перемещаться). Старшеклассники же хотят сохраняться, обладать логическими навыками, возможностью обучаться. Среднее звено хотели бы обладать профессиональными навыками. Кроме того, все хотят проживать много жизней. Всё это можно объяснить тем, что ребята бояться ошибаться. В жизни ошибки приводят к плохим оценкам, ругательствам, наказаниям – поэтому у человека формируется страх совершения ошибки. В компьютерной игре,совершив ошибку,ты можешь повторить действие, избежав её. Это безусловно делает игры ещё популярнее.
Как видно из диаграммы, большинство учащихся знает о существовании зависимости от компьютерных игр, но как правило, все они считают,что у них этой зависимости нет.
По результатам моего исследования были подготовленны выступления на родительские собрания в классах, где проходило исследование. На собраниях также раздавались буклеты для родителей о том, как диагносцировать начинающуюся зависимость и предотвратить её развитие.
Наибольшей популярностью пользуются компьютерные игры среди учеников 3-7 классов. Причём очень часто в компьютерные игры играют и семьи учащихся. Большая часть опрошеных играет в стрелялки, игры - гонки .
Можно считать, что у большой части опрошенных наблюдаются признаки начинающейся зависимости такие как, сложность прекращения игры, желание приобретения многих возможностей игры, увлечённость игрой.
Я планирую продолжать исследование. В дальнейшем я буду исследовать более подробно те особенности и возможности игры, которые привлекательны для учащихся и составлять задания для учащихся с их ипользованием. К своей работе я привлеку учителей моей школы.
Опасные компьютерные игры
Что делать…. Советы заботливым родителям
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ёжикина Радость
В Китае испытали "автобус будущего"
Петушок из русских сказок
Ледяная внучка