Вложение | Размер |
---|---|
galitskaya_prava_rebenka._chto_ya_znayu_o_nikh.doc | 347 КБ |
prezentatsiya_prava_rebenka.pptx | 122.44 КБ |
slaydy_dlya_klassnogo_chasa.pptx | 114.24 КБ |
Городской конкурс исследовательских работ и проектов
младших школьников «Я – исследователь»
Департамент образования Администрации города Омска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Права ребенка. Что я знаю о них?
Автор: Галицкая Екатерина Александровна обучающаяся 4 класса БОУ города Омска «Гимназия №62» Руководитель: Шепетене Ирина Рихардасовна учитель начальных классов БОУ «Гимназия №62» Помощник: Галицкая Марина Владимировна, мама Омск 2014 Содержание | |||
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. Цель и задачи работы | 3 | ||
Нормативные документы о правах ребенка в России и мире | 4 | ||
2.1 | Международные документы | 4 | |
2.2 | Российские документы о правах ребенка | 6 | |
2.3 | Изменение в правах ребенка в зависимости от возраста | 9 | |
Права детей в школе и дома | 12 | ||
3.1 | Права ребенка в школе | 12 | |
3.2 | Права ребенка в семье | 13 | |
Результаты анкетирования учащихся гимназии 62 города Омска | 14 | ||
Необходимость защиты прав ребенка в России | 15 | ||
Заключение | 17 | ||
7. | Список использованной литературы | 18 | |
Приложение 1 | 19 | ||
Приложение 2 | 20 | ||
Приложение 3 | 21 | ||
Приложение 4 | 22 | ||
Приложение 5 | 29 |
1.ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. Цель и задачи работы.
В последнее время с экрана телевизора и страниц газет я очень часто слышу о правах ребенка. В большинстве случаев это связано с нарушением прав ребенка. Это заставило меня задуматься, а что я знаю об этих самых правах. И тут я поняла, что ничего. А как я могу знать, нарушаются мои права или нет, если я их не знаю. У меня возникло подозрение, что и мои одноклассники и друзья знают не намного больше. В школе нам это не рассказывают, родители тоже, а с телевизора говорят только про грубые нарушения этих прав. Вот и получается, что права ребенка детям не разъясняются. А когда я провела анкетирование среди учащихся своей гимназии по правам ребенка, я поняла что проблема незнания детьми своих прав стоит очень остро. Исходя из этого, я думаю, что выбранная мной тема для работы очень актуальна в современном обществе, так как: 1. Нельзя защитить себя, не зная своих прав; 2. Чтобы вырасти и стать полноправным членом общества, знающим свои права, надо учиться этому с детства.
Я очень надеюсь, что благодаря моей работе, хоть немного детей узнают о своих правах, о том, как их можно защитить, куда обратиться в случае нарушения прав и как, по незнанию, не нарушить права других детей, рядом с которыми ты живешь и учишься.
Цель:
Рассказать детям об их правах, какими документами они устанавливаются и куда можно обратиться, если эти права нарушены. Исследование знаний детей, на примере учащихся моей гимназии, о своих правах.
Объект исследования:
Права ребенка
Задачи:
Начала я свою работу над этой темой с изучения документов, которыми регламентируются Права ребенка в мире и в России в частности. Документов по этой теме очень много, но я расскажу об основных из них.
2.1 Международные документы
Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка
В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
По Декларации Ребенок имеет право:
Конвенция о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Эта конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.
Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.
Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.
В отличии от Декларации, которая носит рекомендательны характер, Конвенция ООН обязательна для исполнения.
Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка:
1. Право ребёнка на жизнь.
2.Право ребёнка на гражданство.
3.Право ребёнка на имя.
4.Право ребёнка на семейные связи.
5.Право ребёнка знать своих родителей.
6.Право ребёнка на заботу своих родителей.
7.Право ребёнка не разлучаться со своими родителями.
8.Право ребёнка свободно выражать свои взгляды.
9.Право ребёнка свободно выражать своё мнение.
10.Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
11.Право ребёнка на личную жизнь.
12.Право ребёнка на тайну корреспонденции.
13.Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.
14.Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь (помощь и защиту своего государства).
15.Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья.
16.Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья.
17.Право ребёнка на образование.
18. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
19. Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
20. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.
21. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования.
22. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации.
23. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.
24. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме.
25. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи.
26. Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости.
27. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.
2.2 Российские документы о правах ребенка
На российских документах в своей работе я остановлюсь чуть подробнее.
Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст.ст. 615);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.
В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.
Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.
Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.
Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.
В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах - в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.
2.3 Изменение в правах ребенка в зависимости от возраста
В процессе изучения документов, я для себя выяснила, что оказывается не все дети имеют одинаковые права. Права ребенка меняются в зависимости от возраста. Сейчас я попробую рассказать немного об этих различиях.
С рождения - Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество и фамилию; имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
С 1,5 лет - Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
С 3 лет - Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.
С 6 лет - Шестилетний гражданин
• вправе посещать школу;
• вправе самостоятельно заключать:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
С 10 лет - Десятилетний гражданин
• дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
• дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
• выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
• вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
• может вступать в детские общественные объединения.
С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
• имеет право на получение паспорта;
• дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
• может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
• вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
• вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
•осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
• вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
• допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
• имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
• несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
• может обучаться вождению мотоцикла;
• имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
• может вступать в молодежные общественные объединения;
• подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
• подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
• может быть исключен из школы за нарушения.
С 15 лет - Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).
С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин
• имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
• несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
• получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: “Дети, до 16 лет не допускаются”;
• может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
• может быть членом кооператива, акционерного общества;
• имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
• имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
• имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов);
• подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
• несет уголовную ответственность за любые преступления.
С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
Каждый ребенок имеет право на образование. Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
-право проживать совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка);
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
- право на всестороннее развитие – родители не могут требовать от тебя, чтобы ты занимался только музыкой и рисованием целыми днями!
- на уважение человеческого достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей;
- на выражение собственного мнения.
Анкетирование проводилось в 41, 81 и 10а классах моей гимназии (анкета представлена в приложении 1).Изначально этот опрос задумывался, как сравнение знаний учащихся разных классах о своих правах, в общем, и в частности правах в семье и школе. Но после проведения опроса оказалось, что сравнивать то особо нечего. И если результат опроса среди моих одноклассников (41 класс) я могла предположить, то другие результаты меня очень удивили. И удивили неприятно. И так, посмотрим, что у нас получилось: Практически весь 4 класс (за исключение ОДНОГО ребенка) и 12 из 29 учащихся 8 класса (41% от общего числа) мало то, что ничего не знают о своих правах, они еще и путают определение «права ребенка» с «обязанностями ребенка» или «правилами поведения». То есть, например, хорошее поведение и помощь родителям по дому они называют правами ребенка в семье. А беготня на переменах по коридорам одно из главных нарушений прав ребенка в школе. В 11 классе эти понятия не путают, но и сказать по этой теме могут очень мало. Только 56% учеников 11 класса (9 из 16 учащихся), судя по анкетированию, имеют представление о правах ребенка. И только здесь дети оказались в курсе, что существует конвенция ООН о правах ребенка. Результаты анкетирования смотри в приложении 1.
Итак, что я могу сказать о результатах проведенного мной анкетирования? Да только то, что проблема незнания школьников о правах детей стоит очень остро. Учащиеся не знают своих прав, и соответственно не могут среагировать сразу, если будет нарушение. А учащимся 11 класса через год вступать во взрослую жизнь, и мне кажется, права взрослых людей они потом будут знать также плохо. Тогда о каком правовом государстве в России может идти речь??
Очень хочется, чтобы в моей гимназии и других школах России задумались о том как сделать так, чтобы дети стали полноправными участниками общественной жизни. Я же хочу внести некоторые рекомендации руководству моей гимназии по поводу данной проблемы:
приложение 4).
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию, правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.
В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье.
Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Особого внимания заслуживает проблема бездействия воспитателей детских садов, школьных учителей, врачей-педиатров при обнаружении на теле ребенка синяков и ссадин, а также пропуске учениками занятий в школе без уважительных причин. Ведь чем ближе контакт учителя и ученика, тем больше ребенок может рассказать о том, что творится у него в душе. При обнаружении синяков у ребенка, непосещении им занятий взрослые немедленно должны информировать о случившемся соответствующие службы. Именно по такому принципу работают педагоги и врачи за рубежом.
Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. В первую очередь, необходимо сохранение ответственного отношения к браку, основанного на взаимном уважении партнеров. Обдуманно вступив в брак, в дальнейшем такие родители будут любить, и уважать свих детей. С целью охраны нравственного, физического здоровья детей также необходимо укреплять институт семьи. Всем известно, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в семье. Но в реальности не все семьи одинаково благополучны. Сложившаяся практика позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне недооцениваются последствия неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Неисполнение обязанностей чаще всего объяснялось злоупотреблением алкоголя, поэтому, я считаю, необходимо законодательно установить серьезные меры правового воздействия к таким родителям.
На основе приложения 4, 5 декабря мной был проведен классный час в 41 классе. По его окончанию, мной было проведено повторное анкетирование по следующим вопросам:
Конечно, впервые услышав обо всем этом, далеко не все осталось в головах моих одноклассников, но понятия права ребенка и его обязанности они точно научились развлекать. А главным итогом этого классного часа я считаю то, что 100% детей на пятый вопрос ответили: ДА
Я очень надеюсь, что благодаря моей работе еще немного детей узнают, что у них есть права и что их надо защищать. Надеюсь, что мы станем внимательнее к окружающим нас людям. К тем, кто живут рядом с нами, учатся.
В заключение хочу сказать: Если кого-то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: « Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности.
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для учащихся
Приложение 2
Основные показатели учащихся гимназии 62 города Омска
Основные показатели анкетирования учащихся гимназии 62 города Омска |
Приложение 3.
Учебно-тематический план внеклассных мероприятий
№ п/п | Тема | Краткое содержание |
1 | Права детей. История развития. | Что такое права детей. Кто является ребенком. Права детей в древние времена. Права детей в России 19 века и СССР. |
2 | Международные документы о правах детей. | Женевская декларация прав ребенка. Содержание и значение Конвенции ООН о правах ребенка. |
3 | Права детей в Российской Федерации. Законодательная база. | Содержание Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Органы, обеспечивающие защиту прав детей в России. |
4 | Права и обязанности детей и родителей в семье. | Права и обязанности детей в семье. Права и обязанности родителей. Органы опеки. |
5 | Права и обязанности детей в школе. | Право на образование. Обязанности. Использование детского труда в школе. |
6 | Органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав детей. | Органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав детей. Их функции. |
7 | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Виды преступлений и наказание за них. Учет и борьба с правонарушениями несовершеннолетних. |
8 | Беседа с представителем Детской комнаты полиции. | Доклад представителя Детской комнаты полиции. Беседа вопрос-ответ. Демонстрация фильма. |
Приложение 4.
Классный час на тему: «Права ребенка»
Цель: формирование правовой культуры у учащихся, знакомство с понятием права ребенка и документами их устанавливающими.
Фёдор Михайлович Достоевский когда-то написал слова, которые сейчас часто повторяются: « Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребёнка». Повторять, то повторяют, но мало кто руководствуется этой правильной мыслью.
Не только в прошлом, но и в настоящее время, когда отдельные государства отличаются высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства, когда тратятся миллиарды на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого.
Почему необходимо защищать детство?
На экране: СЛАЙД со статистикой по беспризорности
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В последние годы выросла детская преступность, увеличилось количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных детей. Увеличилось число детей- беженцев из новых независимых государств.
В некоторых районах, из-за непродуманной экономической политики сложилось катастрофическое положение с детским питанием. Экономический кризис, прежде всего губит детство.
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек.
Для сравнения – население Омска на 2013 год составляет 1млн. 160 тыс. человек.
Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ:
В 2000 году:
-27,96 % (354 тысячи) всех детей были рождены вне брака;
-675 тысяч детей являются инвалидами;
-281 тысячи детей являются детьми с ограниченными возможностями, в том числе 227 тысяч страдают умственной отсталостью;
- 662 тысячи детей лишены попечения родителей, из них 180 тысяч воспитываются в интернатских учреждениях; 135 тысяч детей находится в приютах и социальных центрах;
- у родителей было отобрано 57 тысяч детей;
- было зарегистрировано 66 тысяч преступлений, совершенными взрослыми в отношении несовершеннолетних.
- несовершеннолетними совершено было 195 тыс. преступлений, 148 тыс. несовершеннолетних было осуждено к различным видам наказания;
На экране СЛАЙД с определениями понятий «право» и «права ребенка»
Итак, что же такое право?
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
А какими же документами устанавливаются эти права?
Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
На экране СЛАЙД с принципами Декларации
Декларация прав ребенка
В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
По Декларации Ребенок имеет право:
Конвенция о правах ребенка.
На экране СЛАЙД с основными правами по Конвенции ООН
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Эта конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.
Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.
Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.
В отличии от Декларации, которая носит рекомендательны характер, Конвенция ООН обязательна для исполнения.
Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка:
1. Право ребёнка на жизнь.
2.Право ребёнка на гражданство.
3.Право ребёнка на имя.
4.Право ребёнка на семейные связи.
5.Право ребёнка знать своих родителей.
6.Право ребёнка на заботу своих родителей.
7.Право ребёнка не разлучаться со своими родителями.
8.Право ребёнка свободно выражать своё мнение.
9.Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
10.Право ребёнка на личную жизнь.
11.Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.
12.Право ребёнка на образование.
13. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
14. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.
15. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования.
16. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.
17. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме.
18. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи.
18. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.
А теперь поговорим о российском законодательстве.
На экране СЛАЙД с основными документами Российского законадательства
Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Отдельно я хочу остановится на правах детей дома и в семье
Права ребенка в школе
На экране СЛАЙД с основными правами ребенка в школе
Каждый ребенок имеет право на образование. Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на:
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Права ребенка в семье
Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:
На экране СЛАЙД с указанием основных прав ребенка в семье
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
-право проживать совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка);
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
- право на всестороннее развитие – родители не могут требовать от тебя, чтобы ты занимался только музыкой и рисованием целыми днями!
- на уважение человеческого достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей;
- на выражение собственного мнения.
Дискуссия
А теперь скажите, как вы думаете, что может сделать государство и каждый отдельный человек, чтобы права детей в нашей стране больше не нарушались?
Заключение:
В заключение хочу сказать: Если кого-то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: « Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности.
Приложение 5.
ВИКТОРИНА
“Права и обязанности ребёнка”.
Вопросы игры разделены на 5 категорий.
1 категория: Права и обязанности.
2 категория: Правовой словарь.
3 категория: Цифры и факты.
4 категория: Пословицы.
5 категория: Сказки.
В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов.
Участник игры имеет право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов.
За правильный ответ участнику выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса.
В конце игры каждый участник подсчитывает набранные баллы.
Победителем становится участник, набравший большее количество баллов.
Вопросы:
1 категория.
100. Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
200. Законные возможности. (Права)
300. Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями.(Семья)
400. То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
500. То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)
2 категория.
100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
200. Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
300. Открытое столкновение. (Конфликт)
400. Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
500. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
3 категория.
100. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конвенции? (Начальное)
200. Какое образование ты должен получить бесплатно по Конституции РФ? (Девятилетнее)
300. Гражданство родителей определяет гражданство ребёнка до какого возраста?
(До 14 лет)
400. С какого возраста, ребёнок подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?
(С 14 лет)
500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?
(С 16 лет)
4 категория.
100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).
200. Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).
5 категория.
100. Кто по отношению к кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
200. Кто кого в сказке “Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
300. Кто кого в сказке “Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
400. Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино).
500. Кто кого в сказке “Дюймовочка” держал в подневольном состоянии? (Мышь –Дюймовочку).
Итог викторины.
Учащиеся подсчитывают баллы. Выявляется победитель.
Слайд 1
Научно-практическая работа на тему «Права ребенка. Что я знаю о них?» Выполнила: ученица 4 1 класса Гимназии N 62 города Омска Галицкая ЕкатеринаСлайд 2
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы. Цель и задачи работы Актуальность темы: я думаю, что выбранная мной тема для работы очень актуальна в современном обществе, так как: нельзя защитить себя, не зная своих прав; чтобы вырасти и стать полноправным членом общества, знающим свои права, надо учиться этому с детства. Цель: Рассказать детям об их правах, какими документами они устанавливаются и куда можно обратиться, если эти права нарушены. Исследование знаний детей, на примере учащихся моей гимназии, о своих правах. Объект исследования: Права ребенка. Задачи: Выяснить, какими документами регламентируются права ребенка в России и Мире; Узнать какими правами мы обладаем в школе и дома; Выяснить, знают ли учащиеся нашей гимназии и своих правах в общем, а также в школе и дома в частности; Исследовать необходимость защиты прав ребенка в современном обществе.
Слайд 3
Нормативные документы о правах ребенка в мире. Декларация прав ребенка В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. По Декларации Ребенок имеет право: на семью ; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; посещать школу и учиться ; на равенство в правах ; свободно выражать свои мысли ; на собственное мнение ; на имя и гражданство ; на получение информации ; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание ; на отдых и досуг ; на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). Декларация носит рекомендательный характер
Слайд 4
Конвенция о правах ребенка . принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке. Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г. Основные пункты: 1. Право ребёнка на жизнь. 2. Право ребёнка на гражданство. 3. Право ребёнка на имя. 4. Право ребёнка на семейные связи. 5. Право ребёнка знать своих родителей. 6. Право ребёнка на заботу своих родителей. 7. Право ребёнка не разлучаться со своими родителями. 8. Право ребёнка свободно выражать своё мнение. 9. Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. 10. Право ребёнка на личную жизнь. 11. Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство. 12. Право ребёнка на образование. 13. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. 14. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб. 15. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования. 16. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации. 17. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме. 18. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи. 19. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний. В отличии от Декларации, которая носит рекомендательны характер, Конвенция ООН обязательна для исполнения.
Слайд 5
Российские документы о правах ребенка. Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Слайд 6
Права ребенка в школе. Каждый ребенок имеет право на образование. Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на : выбор образовательного учреждения или образовательной программы; получение образования в соответствии с установленными стандартами; обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек; добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования; равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня; перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования; получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей; оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием; продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения; перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации; участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом; уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом
Слайд 7
Права ребенка в семье. Каждый родившийся ребенок имеет следующие права: - жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; -право проживать совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка); - на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах; - на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее); - на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка; - на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей); - право на всестороннее развитие – родители не могут требовать от тебя, чтобы ты занимался только музыкой и рисованием целыми днями! - на уважение человеческого достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей; - на выражение собственного мнения.
Слайд 8
Приложение 2 Основные показатели анкетирования учащихся гимназии 62 города Омска
Слайд 9
Мои рекомендации по решению проблемы незнания учащимися своих прав. Проводить внеклассные мероприятия по ознакомлению детей с правами и обязанностями Ежегодно проводить классный час на тему «Права ребенка» во всех классах гимназии Проводить 20 ноября (Международный день прав ребенка) конкурс стенгазет на тему «Права детей в моей стране». К этой же дате проводить различные мероприятия в виде викторин и конкурсов между разными классами гимназии. Возможный сценарий викторины смотри приложение 5. Основные документы по правам детей вывесить на стендах в гимназии.
Слайд 1
Общее количество беспризорных в России – от 2 до 5 млн. человек. Для сравнения – население города Омска на 2013год составляет 1млн. 160 тыс. человек. В 2000 году: - 354 тысячи ( 27,96 %) всех детей были рождены вне брака; - 675 тысяч детей являются инвалидами; - 281 тысячи детей являются детьми с ограниченными возможностями, в том числе 227 тысяч страдают умственной отсталостью; - 662 тысячи детей лишены попечения родителей, из них 180 тысяч воспитываются в интернатских учреждениях; - 135 тысяч детей находится в приютах и социальных центрах; - у родителей было отобрано 57 тысяч детей; - было зарегистрировано 66 тысяч преступлений, совершенными взрослыми в отношении несовершеннолетних; - несовершеннолетними совершено было 195 тыс. преступлений, 148 тыс. несовершеннолетних было осуждено к различным видам наказания;Слайд 2
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Слайд 3
Нормативные документы о правах ребенка в мире. Декларация прав ребенка В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. По Декларации Ребенок имеет право: на семью ; на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей; посещать школу и учиться ; на равенство в правах ; свободно выражать свои мысли ; на собственное мнение ; на имя и гражданство ; на получение информации ; на защиту от насилия и жестокого обращения; на медицинское обслуживание ; на отдых и досуг ; на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями). Декларация носит рекомендательный характер
Слайд 4
Конвенция о правах ребенка . принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке. Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г. Основные пункты: 1. Право ребёнка на жизнь. 2. Право ребёнка на гражданство. 3. Право ребёнка на имя. 4. Право ребёнка на семейные связи. 5. Право ребёнка знать своих родителей. 6. Право ребёнка на заботу своих родителей. 7. Право ребёнка не разлучаться со своими родителями. 8. Право ребёнка свободно выражать своё мнение. 9. Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. 10. Право ребёнка на личную жизнь. 11. Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство. 12. Право ребёнка на образование. 13. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. 14. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб. 15. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования. 16. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации. 17. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме. 18. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи. 19. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний. В отличии от Декларации, которая носит рекомендательны характер, Конвенция ООН обязательна для исполнения.
Слайд 5
Российские документы о правах ребенка. Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года. Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие. К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности. Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством). И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Слайд 6
Права ребенка в школе. Каждый ребенок имеет право на образование. Право на образование следует рассматривать как совокупность прав на : выбор образовательного учреждения или образовательной программы; получение образования в соответствии с установленными стандартами; обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек; добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования; равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня; перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования; получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей; оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием; продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения; перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации; участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом; уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся; свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Слайд 7
Права ребенка в семье. Каждый родившийся ребенок имеет следующие права: - жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; -право проживать совместно с родителями (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка); - на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах; - на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее); - на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка; - на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей); - право на всестороннее развитие – родители не могут требовать от тебя, чтобы ты занимался только музыкой и рисованием целыми днями! - на уважение человеческого достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей; - на выражение собственного мнения.
Карандаши в пакете
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Ворона
Марши для детей в классической музыке
Загадка Бабы-Яги