Проект был подготовлен к фестивалю народов мира, который проводился в нашей гимназии.
Перед ребятами стояла задача иследовать культурные особенности областей в которых жили (живут) их родственники, в которых родились они или их родители
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_ulyana.docx | 840.85 КБ |
Проект «Культурное разнообразие»
Тема: Культура Новгородской земли.
Ученицы 3 «В» класса Гимназии № 49
Пироговой Ульяны
1.История господина Великого Новгорода.
Чуден град Великий Новгород!
Великий Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород - родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.
Великий Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.
Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.
Значительную часть земель Новгородской республики составляли бескрайние просторы русского Севера. «Новгородцам были знакомы и морские берега западной Сибири. Археологи обнаружили тут следы пребывания русских поселенцев, осевших здесь задолго до завоевания Сибири. Заселение обширных и пустынных пространств на севере Восточной Европы является несомненной заслугой новгородцев».
Школу жизни в суровых природных условиях Севера постоянно проходило немало новгородцев. Здесь происходила закалка их национального характера. «Преобладавшее на Севере промысловое хозяйство формировало у людей и особую систему ценностей, для которой были характерны такие черты, как самостоятельность, предприимчивость, независимость. Вместе с тем промысловое хозяйство требовало значительной кооперации и, как правило, носило артельный характер. Своеволие здесь никогда не относили к числу добродетелей. Организаторами смелых предприятий выступали как местные, так и новгородские боярские кланы, скованные железной дисциплиной родовой иерархии».
Карамзин писал, что отличительной чертой новгородского национального характера было великодушие. Так, отразив нападение на Новгород дружин князя Андрея Боголюбского, а позднее полков князя Михаила Тверского, новгородцы не отомстили этим князьям, хотя и имели возможность их наказать.
Новгородцы гордились величием Господина Великого Новгорода, но в частной жизни старались быть скромными и умеренными. Даже подвиги не служили им поводом для превозношения. Несмотря на угрозы со стороны соседних государств, Великий Новгород всегда давал пристанище политическим изгнанникам. Новгородцы неукоснительно исполняли договоры, которые часто скрепляли одним лишь словом. У граждан Великого Новгорода существовало понятие «новгородская честь», которое для них значило весьма и весьма многое.
С раннего возраста своих детей новгородцы вкладывали в их души идеалы служения Святой Софии и Господину Великому Новгороду. Новгородцы постоянно прославляли своих героев и на их примерах воспитывали юношей. Слава героев снисходила на весь их род и вдохновляла потомков на еще более славные подвиги. Беззаветная любовь новгородцев к своей Отчизне постоянно проявлялась в их подвигах самопожертвования ради идеалов Господина Великого Новгорода. И это было лучшим свидетельством духовного и материального благополучия Новгородской республики.
Нация воспитывается законами. Новгородский национальный тип формировался Законом Божиим и Русской Правдой.
«Герберштейн в начале XVI века отличал новгородцев от московитян и, описывая последних в черном виде, заметил, что в Новгороде народ был честный и гуманный, но, по его замечанию, московская зараза внесла уже в край другие испорченные нравы, ибо Иоанн населил его другими людьми. Без сомнения, было что-то резко выдававшееся в нравах, если так поразило путешественника».
Образование.
Князь Ярослав Мудрый открыл в Великом Новгороде первое на Руси училище. Триста юношей приобретали в нем знания, необходимые для деятельности на различных церковных и гражданских должностях. Н. И. Костомаров писал, что жители Новгородской земли в Средние века были более образованными, чем население Восточной Руси. Школы, где детей учили грамоте и письму, существовали не только в городах Новгородской республики, но и в селах.
Наши предки всегда заимствовали лучшие достижения Запада и Востока. Если где-то можно было почерпнуть необходимые знания, они их получали. Еще задолго до Петра I русские молодые люди приобретали образование в лучших европейских университетах. Так, в XV веке новгородские юноши обычно учились в университете города Ростока, а университет в Болонье даже возглавлял ректор, русский по национальности.
Грамотность.
Очень ценный материал для историков содержат берестяные грамоты, которые, начиная с половины прошлого столетия, археологи в изобилии находят при раскопках в Новгороде. Самые ранние грамоты датируются XI веком, самые поздние — XV веком. «Большинство грамот — пишет А. В. Арциховский, — частные письма, самое существование которых в средневековой России было до раскопок неизвестно. Затрагиваются всевозможные бытовые и деловые вопросы. Многие грамоты были хозяйственными документами. Встречаются также жалобы, адресованные правительству. Имеются школьные записи, шуточные тексты и другое.
До раскопок многие ученые считали, что в средневековой России грамотные люди принадлежали преимущественно к духовенству. Раскопки это окончательно опровергли еще до открытия берестяных грамот. Многие найденные в Новгороде предметы (бочки, сосуды, рыболовные грузила, поплавки, стрелы, банные шайки и т. д.) помечены именами или инициалами владельцев. Это значит, что грамотны были не только эти владельцы, но и их соседи, для которых пометки предназначались.
Берестяные грамоты тоже говорят о широком распространении грамотности. Почти все их авторы и адресаты — люди светские, притом не только богатые, но и бедные, не только мужчины, но и женщины. Попов среди них совсем мало. И в ряде случаев можно доказать, что авторы писали свои грамоты собственноручно. Гипотеза о применении наемных писцов опровергается содержанием и выражениями многих грамот». Таким образом, можно смело утверждать, что новгородское общество было обществом всеобщей грамотности.
А как обстояло дело с грамотностью населения в Москве, завоевавшей Новгород? Там грамотными были только духовенство и высший слой общества. В Российской империи даже к началу XX столетия почти 70 % населения оставалось неграмотным. Но и эта цифра демонстрирует огромный успех образовательной политики послереформенной России. По данным за 1863 год, в Псковской губернии, наиболее близкой к Новгороду, среди мужского крестьянского населения грамотных было в это время лишь 1,3 %, а среди женского менее 0,2 %. 1 грамотный крестьянин приходился на 4 деревни, а одна грамотная женщина на 29 деревень. Немецким правителям Российской империи грамотный русский мужик был не нужен.
Язык.
Новгородский этнос не только являлся генетически более древним, чем великоросский, малоросский и белоросский, но также сохранял в относительной чистоте древнерусский язык. «Книжность Новгорода, — подчеркивал Д. С. Лихачев, — отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности»
Совокупность достижений в области культуры, искусства, общественно-государственного устройства и духовной жизни дает возможность говорить о том, что новгородцы создали одну из самых высокоразвитых цивилизаций своего времени. С точки зрения общерусской цивилизации ее можно назвать новгородской подцивилизацией русской нации.
3.Что здесь носили?
Частица народной души
В народном костюме отразилась многовековая народная культура. С глубокой древности одежда являлась своеобразным оберёгом владельца.
Долог век ,а сарафану сносу нет. Традиционный новгородский костюм сформировался ещё во времена существования Новгородской вечевой республики. Вплоть до 1920-х годов в новгородском крае бытовал традиционный сарафанный комплекс женской одежды, состоявший из рубахи с сарафаном, и мужской – из домотканой рубахи-косоворотки и штанов; тот и другой дополнялись поясом. Обязательным элементом женского костюма являлся головной убор, форма которого зависела от возраста и социального статуса его обладательницы. Основная цветовая гамма женского наряда складывалась из сочетаний белого, красного и синего цветов. Тем не менее богатые крестьянки могли позволить себе сшить сарафаны и душегреи из дорогих материалов ярких и редких расцветок: лиловых, изумрудных и розовых. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.
Рубаху богатые новгородцы украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Издревле новгородцы по всей Руси славились как самые искусные плотники. Новгородские мастера создали немало архитектурных шедевров из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили и строительство из камня. Так, в 1044 году новгородский князь Владимир Ярославич возвел каменные стены центральной крепости Новгорода — Детинца. В 1045 году он же заложил первый каменный храм — Святую Софию.
Во всех русских городах было множество храмов, «но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом» . По выражению знаменитого церковного историка митрополита Макария (Булгакова), Новгород «был переполнен монастырями». Тем не менее боголюбивые новгородцы не прекращали строить все новые и новые храмы и монашеские обители. Издалека Новгород был похож на огромный монастырь. Путешественник, глядя на город, невольно задавался вопросом: живут ли там, кроме монахов, мирские люди?
Сердцем Новгорода был Детинец, в котором находились собор Святой Софии, резиденция архиепископа и вечевая площадь. Стены этой крепости венчали башни и надвратные храмы. Весь облик Детинца воплощал собой единство Церкви и государства. Детинец олицетворял мощь новгородской православной теократии.
Центрами церковной жизни новгородских улиц и концов были приходские храмы. Новгородцы, желавшие проводить подвижнический образ жизни, уходили в кончанские монастыри. Эти обители были средоточием духовной жизни населения соответствующих городских концов.
Памятник стоит в центре Новгородского кремля, словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Другого такого памятника в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии и посвящен не одному человеку, а всему народу. Он рассказывает об истории громадной страны, но изображает ее такой, какой она виделась современникам. Памятник представляет собой значительное произведение русской монументальной скульптуры II половины ХIХ века. Памятник сооружен по проекту художника О.М. Микешина.
Общий вид монумента по форме напоминает колокол, символ славных событий первого тысячелетия Русского государства. В верхней части монумента находится огромный шар - символ царской власти, называемый державой. Держава увенчана крестом и фигурой ангела, перед которыми преклонила колени женщина, олицетворяющая Россию. На державе славянская надпись: "Совершившемуся тысячелетию Российского государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862".
Ниже размещены шесть скульптурных групп, символизирующих историю России до первой четверти XVIII века. Здесь представлены Рюрик, Владимир, Дмитрий Донской, Иван III, Михаил Федорович и Петр I - как воплощение государственной власти в самые ответственные моменты истории России. По преданию, вследствие ходатайств новгородцев, на памятнике не изображен Иван Грозный, принесший Новгороду много бед и горя.
В многофигурном фризе, в нижней части монумента, размещены 109 горельефных изображений наиболее выдающихся деятелей России, начиная от киевских князей X-XI вв. до прославленных поэтов и художников середины XIX века. Они объединены в четыре группы; "Государственные люди", "Военные люди и герои", "Писатели и художники", "Просветители народа". Всего на памятнике 129 скульптурных изображений. Бронзовые фигуры отливались на литейной фабрике Никольса и Плинке, поставщиков царского двора, и окончательно отделывались в мастерской завода в Петербурге. Высота монумента - 15 м., вес бронзового литья - около 100 тонн.
Ещё один замечательный памятник архитектуры находится в г.Боровичи Новгородской области,- это Первый арочный мост в России. Мост соединяющий Торговую и Спасскую стороны, построенный в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского. Двухшарнирная сквозная арка с раскосной решёткой была применена инженером Е. О. Патоном при строительстве Мухранского моста через Куру в Тбилиси (1908 г.). Арку Белелюбского применили при строительстве моста Харбор-Бридж в сиднейской гавани, в Австралии.
5.Традиции и обычаи.
Моя родина – великоновгородская земля, где русские обычаи и традиции складывались веками. В условиях современной техногенной цивилизации они не исчезли, несмотря на то, что в 20 веке случились революционные изменения. Немногие из них сохранились и получили дальнейшее развитие в трансформированном виде, как главные элементы традиционной народной культуры, составляющие этническую особенность населения.
Хочу вам рассказать о нескольких традициях новгородской земли.
На многих приморских галечных пляжах можно наблюдать странную картину. Десятки людей медленно бредут вдоль полосы прибоя, пристально глядя себе под ноги. Периодически, то один, то другой наклоняется, поднимает, казалось бы, обычные камешки и, осматривая их со всех сторон, издает порой радостные возгласы. Подобная картина наблюдается и на западном побережье легендарного Ильмень-озера в Новгородской области. Так ищут «куриного бога» - камень со сквозной дырой. В народе он считается талисманом, приносящим удачу. Надо всего лишь посмотреть сквозь эту дырочку на солнце и попросить “куриного бога” выполнить ваше желание. Согласно поверью, оно, непременно, должно было сбыться.
Куриный бог (иногда собачий бог, «собачье счастье», Боглаз) — небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской. По поверьям, приносит нашедшему удачу и здоровье. Если камень дарился кому-либо, то одариваемый должен был поцеловать того, кто дарил, чтобы перенять удачу, здоровье и т.д.
Ещё одна замечательная традиция, это – Масленица. Масленица — это недельный праздник, обряд с хороводами, песнями, плясками, играми,блинами. В Старой Руссе Новгородской области Масленица – это соломенная баба, выполненная с творческим подходом. Процесс сжигания наряженной соломенной куклы сопровождается улюлюканием, песнями и танцами.
Многим известен такой обычай, как плетение венков.
Венок (греч. стефанос, лат. corona) — это обруч для головы, свитый из листьев и цветов, похожий на корону. Венки не всегда носили в качестве украшения головы, они служили также подношениями, дарами со значением круга (долговечность, прочность) при оказании почестей. В античные времена символ кольца соединялся в венке с символом жизненной силы растений. Венки возлагали на головы победителей состязаний, триумфаторов. Венки из цветов служат символами земных радостей и утопающего в роскоши образа жизни. А венок из листьев плюща, по старинному народному поверью, якобы предохраняет от пьянства.
Символом завершения уборки злаков был жатвенный венок (у болгар и у русских в этой функции выступал последний сноп). Его плели из последних колосьев прямо в поле, украшали цветами и лентами, возлагали на голову лучшей жнице или несли в руках в свой двор и сохраняли в амбаре до засева (зерно из этого венка добавляли в семена при новом севе). Считалось, что жатвенный венок сохраняет продуцирующую силу зерна и передает ее будущему урожаю.
Плетение и надевание венков не исключение и в Яблочный Спас, когда широко празднуется начало сбора урожая. К празднику (он же - Преображение Господне, 19 августа) поспевают многие плоды и овощи, заканчивается жатва. В этот день в церквях освящали яблоки и другие плоды земли. После освящения часть фруктов раздавали неимущим: "На Спаса и нищий яблоком побалуется". До Преображения строго запрещалось есть яблоки (и вообще никаких плодов кроме огурцов). Особенно ревностно соблюдали этот обычай матери умерших младенцев: считалось, если мать до Спаса съест яблочко, то на том свете Господь лишит её ребёнка удовольствия "яблочком поиграть".
Поскольку новгородские земли издревле славились богатым урожаем льна, неудивительно, что в Яблочный Спас девушки плели венки из льна. В Парфинском районе Новгородской области вошедший в традицию праздник демонстрирует трансформацию данного обряда с учетом аграрных изменений. Поскольку в настоящее время льнопроизводство практически сошло на нет, венки плетут из сочных и ярких цветов, характерных для летнего месяца августа.
Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
Справедливо считают, что, засеяв поле, вырастив и собрав хлеб, человек впервые приобрел Родину. На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, ржаные... Каша была и остается нашим национальным блюдом.
Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица.
Ни один праздник у русского народа не обходился без пирогов. Само слово «пирог», вероятнее всего, имеет своей основой слово «пир». Пироги были обязательным атрибутом свадебного, новогоднего, именинного и любого другого праздничного стола.
В старину Новгородцы готовили сбитень. Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминавших самовар (кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню). С самого начала сбитень готовили на меду с душистыми травами. В сбитень и позже добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец.Напиток этот не только вкусен, но и полезен, так как входящие в его состав травы обладают целебными свойствами.
В Новгородской области особое место занимают «крошевные» щи. Самый главный ингредиент – крошево. Крошево - это рубленые квашеные верхние зеленые листья капусты.
Крошево 300 гр.,Свинина 500гр.,картошка 5 шт.,лук 1 шт. |
7.Известные люди.
Уроженец не Новгорода, но много времени прожив в Новгородской области, писатель-природовед Виталий Валентинович Бианки прославил в своих рассказах красоты валдайской природы, а потому имеет честь быть представлен в «Альтернативном краеведении новгородской области». Его связь с новгородским краем – хорошая манка в мекку новгородских кущ и гущ.
Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в Бийске (Алтай), а умер в 1959 году в Ленинграде. Автор более трехсот произведений о жизни мира животных, которые вошли в 120 его книг, напечатанных общим тиражом в 40 миллионов экземпляров. По праву считается одним из лучших русских писателей анималистов. Несколько поколений советских (а возможно и нынешних) детей воспитано на его добрых, гуманных историях.
В 1923 г. был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья», а затем и книжка «Чей нос лучше?». Его «Лесная газета на каждый год» (1-е изд. 1928) — своеобразная энциклопедия жизни леса и его обитателей. Язык книг Бианки, легкий и красочный, обращен непосредственно к воображению ребенка.
Страна Див - именно так Виталий Бианки называл новгородское местечко, заповедный уголок русской природы близ озера Боровно. Территориально оно относится к Окуловскому району, но в окаймляющих озеро сосновых и еловых лесах легко разглядеть воткнутые в землю таблички «Валдайский национальный парк». Итак, это территория на востоке Новгородской области, расположенная на отрогах Валдайской возвышенности. Места богаты грибами и ягодами (здесь даже можно найти морошку), дичью и зверем. Озеро Боровно имеет дугообразную форму, выпуклая часть которой обращена на юго-восток, шесть крупных островов, значительную глубину. Береговая линия сильно изрезана глубоко вдающимися полуостровами. Он был страстным охотником, много времени проводил в окуловских лесах. Так продолжалось вплоть до 1950 года. Писатель приезжал на это «прекрасное охотничье и рыболовное место», к «милому сердцу Северу» ранней весной, чтобы «встретить всех перелетных, походить на тока, постоять на тяге». В близ Боровна писатель написал такие рассказы, как : «Оранжевое горлышко», «Егоркины заботы», «Это было на озере Боровно», «Аришка-трусишка», «В разлив с лодки».
Сейчас в местечке Погост Боровно стоит большой валун с табличкой, на которой высечены слова Виталия Бианки: «Утверждаю в трезвом уме и памяти: здесь СТРАНА ДИВ. Большим подъемом сил я больше обязан Боровну, чем Кавказу».
В Новгородской области, Боровичского уезда, в селе Рождественское (5 июля 1846)— родился Николай Николаевич Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (считается, что именно Николай Николаевич впервые описал такого зверька, живущего на Новой Гвинее, как кускуса). Кстати, этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая). Н.Н.Миклухо-Маклай автор 160 научных трудов. Он был защитником колониальных народов, выступал против расизма и колониализма. День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.
Памятник Н. Н. Миклухо-Маклаю в Окуловке, Новгородская область, Россия (5 июля 1846 – 2 апреля 1888).
8.Новгодоские былины и легенды.
Исследователи, начиная с XVIII века и кончая сегодняшним днем, собирают и записывают древние русские былины в Олонецкой, Поморской, Печорской и Урало-Сибирских областях бывшей Новгородской республики. Здесь, а не в центре Новгородской земли, исторический русский эпос сохранился в наиболее целостном виде. В самом Новгороде из-за предпринятых Московским правительством мер коренных новгородцев почти совсем не осталось уже в конце XVI века. Поэтому сохранению исторической памяти русской нации Великий Новгород послужил еще раз уже своими отдаленными областями, где имперскому правительству окончательно выкорчевать древнюю русскую культуру так и не удалось.
Садко - герой былин новгородского цикла.
Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев. Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды три дня подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде — «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого»:
Не я, видно, купец богат новгородский —
Побогаче меня славный Новгород![1]
После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко догадался, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей. По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский, заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с полученными указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил
Само это словосочетание - "валдайские колокольчики" поражает слух скрытой в нём музыкальностью, мелодикой звучания. У каждого русского человека, услышавшего эти слова, вспыхивает в мозгу яркий пленительный образ зимнего поля и мчащейся по искристому санному пути тройки с лихим подвыпившим ямщиком на облучке, а сзади, в санях - жених, бережно кутающий в шубу немного испуганную быстрой ездой и румяную от мороза и счастья невесту. И над всем этим - задорный, веселящий душу перезвон поддужных колокольчиков…
Поддужные колокольчики / "дуга" - часть конской упряжи/ вошли в употребление в России во второй половине XVIII века. Центр их производства возник на крупнейшем тракте, на середине пути между Москвой и Петербургом - в Валдае.
О том, когда на Валдае появился первый колокольчик, говорят по-разному. Иногда даже сообщают конкретную дату появления первого валдайского колокольчика - 1478 год. В том году по приказу царя Ивана III, - говорит легенда, - вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой животворящей силы бесчисленные мелкие осколки превратились в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету…
Так ли было на самом деле, иначе ли - про то нам неведомо. Другой, более прозаический вариант легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Но общепризнанно, что именно Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Нарисуем попугая цветными карандашами
Весенняя гроза
Просто так
Пчёлки на разведках