Права - это правила, по которым живут люди в стране. В словаре русского языка С.И. Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений. Это еще и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством и законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права - это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.
Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.
ЦЕЛЬ:
-привлечь внимание школьников к изучению прав и свобод ребёнка в России, для их социализации в обществе.
ЗАДАЧИ :
-определить документы , отражающие права ребёнка;
-изучить основные права подростков;
-провести классификацию прав подростка ;
-исследовать уровень знаний учащихся школы о своих правах ;
-оформить результаты работы в виде буклетов для гражданско-правового просвещения школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_i_ego_prava.doc | 117 КБ |
МБОУ СОШ №15
Тема: Подросток и его права
Ф.И.О.
Полянская К.А .
Научный руководитель: Луц М.Н.
учитель истории МБОУ СОШ №15.
Россия, ХМАО - Югра, Сургут
2014г.
Оглавление
Введение______________________________________________________3-4
Основная часть_________________________________________________5-14
Глава 1.Права подростка( ребёнка.)Классификация.___________________5-9
Глава 2.Обязанности несовершеннолетних.__________________________10
Ответственность Несовершеннолетних.____________________________11-12
Права для учащихся МБОУ сош №15____________________________13-14
Заключение__________________________________________________15
Литература__________________________________________________16
Приложение_________________________________________________17
Введение
Да, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право». А что же это такое - право?
Права - это правила, по которым живут люди в стране. В словаре русского языка С.И. Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Это своеобразный регулятор общественных отношений. Это еще и свобода, это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством и законами. Именно права человека делают нас людьми. Наши права - это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.
Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков.
ЦЕЛЬ:
-привлечь внимание школьников к изучению прав и свобод ребёнка в России, для их социализации в обществе.
ЗАДАЧИ :
-определить документы , отражающие права ребёнка;
-изучить основные права подростков;
-провести классификацию прав подростка ;
-исследовать уровень знаний учащихся школы о своих правах ;
-оформить результаты работы в виде буклетов для гражданско-правового просвещения школьников.
Актуальность:
Не секрет, что нынешнее молодое поколение настроено достаточно рационально и стремится как можно раньше «разобраться в жизни».
заключается в том, что расширение знаний о правовом статусе школьника может послужить средством профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, создание буклетов может оказаться хорошим средством правового воспитания учеников, становления их правовой культуры. Их можно использовать на уроках обществознания как справочник для учащихся. Но самое главное, что подобная работа имеет большое практическое значение. Школьники смогут чувствовать себя увереннее в современном мире, зная, какие права у них есть, как они реализуются, чем гарантируются.
При работе над исследованием ребята анализировали нормативно-правовые документы, законы, кодексы, комментарии к ним. Также они собирали материалы в газетах и журналах, изучали информацию, представленную по этой теме в Интернете.
Объект исследования-дети. Предмет исследования -их права.
Гипотеза исследования –создание буклета прав школьников позволит более
3
качественно и компетентно решать проблемы защиты прав детства, а так же послужит средством формирования правовой грамотности учащихся школы.
Метод проведения исследования:
-при работе анализируются и систематизируются нормативно-правовые документы и комментарии к ним;
-проводится анкетирование учащихся;
-создаются диаграммы , буклеты.
4
О ПРАВАХ РЕБЁНКА
Декларация прав ребёнка в 1959г. Провозгласила : «Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту...», «...родители, мужчины и женщины, отдельные лица, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства должны признать и соблюдать права детей путем законодательных и иных мер...»
Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста
(совершеннолетия).
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека.
Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:
— с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста,
— в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет,
— при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.
ГРАЖДАНСКИЕ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного
Законодательства обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских прав и политических прав;
— с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени;
— на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов;
— на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд;
— на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами;
— на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;
— на свободу мнения, которое должно внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в--ходе каждого судебного или административ
5
ного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;
— на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей;
— на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения;
— на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка;
— на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:
— жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
— на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
— на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
— на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
6
— на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей;
— на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:
— на уважение своего человеческого достоинства;
— на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
— на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
— выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
-— на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
— на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
— на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
— на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
— на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
— на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
— получающий образование в семье на любом этапе обучения при положительной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих).
Учащийся образовательного учреждения обязан:
— Выполнять Устав ОУ
— Добросовестно учиться
— Бережно относиться к школьному имуществу
— Уважать честь и достоинство других учащихся и сотрудников ОУ
— Выполнять правила внутреннего распорядка
— Выполнять требования педагогов, отнесенные Уставом ОУ к их компетенции
7
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства
обладает следующими правами в области социального обеспечения:
— на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
— на всех детей — ежемесячные пособия;
— детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет — бесплатное получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание (завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных учреждений).
ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:
— ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им;
— дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
— жилые помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
— при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства
обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
— право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
— право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.
При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием
8
предпринимательской деятельностью.
За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).
ТРУДОВЫЕ ПРАВА
Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в сфере трудовых отношений
— учащиеся общеобразовательных школ могут работать в свободное от учебы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет, в исключительных случаях — достигших 15 лет;
— лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время и к сверхурочным работам;
— по согласию родителей несовершеннолетний в возрасте 16 лет и признанный полностью дееспособным может заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом;
— общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно (в том числе и платно) проводить профессиональную подготовку учеников; привлечение учащихся без согласия самих учеников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;
— несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите.
9
ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
— Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет;
— несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе;
— в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
— в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке;
— после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную службу на альтернативную гражданскую службу;
— по международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы;
— контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
— лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием.
10
Ответственность несовершеннолетнего
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, дисциплинарную, административную и материальную ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.
Согласно ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.
Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет — в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
в комиссиях по делам несовершеннолетних — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.
К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, приобретение самогона и др.).
К лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.), — на общих основаниях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в лечебно-воспитательное либо учебно-воспитательное учреждение: в возрасте от 11 до 14 лет — в спецшколу, в возрасте от 14 до 18 лет — в спец-профучилище.
За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное
11
нарушение Устава школы ученик, достигший 14 дет, может быть исключен из данной школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы может быть произведено только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних.
Запомни!
С 16 лет несовершеннолетние могут подвергаться административной ответственности:
— за мелкое хулиганство (нецензурную брань в общественных местах),
— за действия, демонстративно нарушающие общественный порядок ( статья 2.3, ст. 7.27 КоАП РФ),
— за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции; потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имущественную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей у учащихся наступает дисциплинарная ответственность самого учащегося и(или) его родителей:
— отчисление (регулируется Уставом и Типовым положением об ОУ);
— повторное обучение для учащихся, имеющих задолженности по 2 и более предметам;
— выдача справки установленного образца вместо аттестата о среднем (общем) или (полном) образовании.
За причинение вреда ОУ возникает гражданско-правовая ответственность.
— За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители (законные представители), если докажут, что вред возник по вине их ребенка (статья 1073 ГК РФ).
— За вред, причиненный несовершеннолетними, от 14 до 18 лет, несут ответственность они сами, а если они не имеют к этому средств, отвечают их родители (законные представители), (статья 1074 ГК РФ).
— Учащийся ОУ не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать значения своих действий (статья 1078 ГК РФ).
12
Правила для учащихся
Мы, ученики МБОУ СОШ № 15, руководствуясь желанием сделать нашу жизнь безопасной, а учебу более эффективной, не ущемляя права и интересы других учеников и учителей, сохраняя традиции нашей школы, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоопределения учащихся и учителей, стремясь обеспечить благополучие и процветание школы, исходя из ответственности за свое образование перед семьей и страной, сознавая себя частью сообщества, предлагаем следующие правила:
Общие положения
Учащиеся приходят в школу не позднее 8.15 чистые и опрятные.
При входе в школу соблюдают правила вежливости, снимают верхнюю одежду, меняют обувь.
Запрещается приносить в школу опасные для жизни предметы, спиртные напитки, наркотики и другие опасные вещества.
Запрещается играть в любые игры на деньги.
Запрещается покидать территорию школу во время занятий без разрешения дежурного учителя.
Пропуск занятий объясняется медицинской справкой или запиской от родителей (законных представителей детей).
Правила поведения в гардеробе
Гардероб — это место, где хранится верхняя одежда, а не место для встреч и приема пищи. Исходя из сказанного в гардеробе принято:
• не сбрасывать с вешалок чужие куртки, пальто и мешки с обувью;
• не толкаться и не драться;
• не ругаться и не шуметь;
• не прятать и не портить чужое имущество;
• прислушиваться к мнению обслуживающего персонала, уважать взрослых, ответственных за безопасность и порядок.
Правила поведения в классе
Класс — это место, где учат и учатся, , поэтому:
•при входе учителя в класс ученики в знак приветствия должны встать и могут садиться только с разрешения учителя. Подобным способом учащиеся должны приветствовать всех учителей;
• ученики не должны отвлекаться и отвлекать других от учебного процесса;
• все необходимое для урока ученики должны приносить на занятия сами;
• во время урока ученики по просьбе учителя обязаны предъявлять дневник;
• не допускается применение физического воздействия к ученикам в качестве наказания;
• если ученику необходимо выйти из класса по личной необходимости, он поднимает руку, получает разрешение учителя и выходит, не мешая остальным;
13
• если ученику необходимо задать вопрос или он хочет ответить, он поднимает руку, подавая тем самым сигнал учителю.
Правила поведения в столовой
Столовая — это место, где едят, а не так сидят.
• Находясь в столовой, соблюдай порядок и чистоту.
• Очередь — для всех и для тебя тоже. Не лезь вперед батьки в пекло.
• Подчиняйся главному в этот день. Этот главный — дежурный по столовой. И ты будешь на его месте.
• В столовой ты можешь доставить много неприятностей себе и другим. Не толкайся. Будь осторожен при получении и употреблении горячих блюд и напитков.
• Употребляй еду только в столовой, а не где придется.
• Убирать за собой со стола — обязанность того, кто уважает других.
Правила поведения на перемене
Перемена — это время для отдыха учеников и учителей. Учащийся обязан:
• навести чистоту на рабочем месте;
• спокойно выйти из класса;
• подчиняться требованиям дежурных учеников, педагогов и работников школы.
Запрещается:
• бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
• толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
• употреблять непристойные выражения и жесты;
• мешать отдыхать другим.
14
Заключение
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей... В Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» — гласит Конституция РФ. К сожалению, многие юные граждане смутно представляют себе, какими правами и обязанностями они наделены, какие государственные органы и учреждения призваны защищать права детей, а в некоторых случаях помочь им не встать на преступный путь жизни. Многие подростки уверены, что одним из важнейших способов отстаивания своих интересов является «кулачное право». Но такой путь решения проблем заведомо носит общественно опасный характер, он может привести лишь к ответному насилию.
Вот уже много лет мы с вами учимся в одной школе и хотим сделать вам подарок, Мы думаем, что сегодня не владеем всей необходимой информацией, чтобы защитить свои права. А это очень важно в современной жизни. Если мы будем знать, какие права у нас есть, как они реализуются и чем гарантируются, мы сможем чувствовать себя увереннее. Мы сможем сами разобраться в сути разных ситуаций, которые случаются с нами время от времени. Мы будем знать, где и как надо себя вести, и, может, начнем больше думать о том, что мы делаем.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Декларация прав и свобод гражданина. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991.
2. Декларация прав ребенка. ООН 1959 г.
3. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. ООН 1974 г.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. ООН 1990 г.
5. Конвенция о правах ребенка. 1989 г.
6. Конституция Российской Федерации от 12. 12.1993 года.
7. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
8. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1998 года.
9. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года №223-Ф3.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
11. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 г. с изменениями 1996, 1997 гг.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ
14. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. М, 1999.
15. Алексеев С.С. Право. Пособие для школьников М., 1999.
16. Клименко СВ., Чичерин А.А. Основы государства и права. М., 1996.
17. Гражданское право. Ч.1/ Под ред. Калкина А.Г., Масляева A.M. M., 2003.
18. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://school-sector.relarn.ru/prava
http://www.ycentre.org.
16
Анкета
1.Знаете ли вы свои права?(Да, нет.) Назовите их.
2.Назовите источник получения информации о своих правах?
3.Согласны ли вы с мнением ,что люди больше заинтересованы в своих правах и мало интересуются своими обязанностями?
4.Перечислите свои обязанности. Согласны ли вы с ними? Выполняете ли вы их?
5.Кто обязан защищать права детей и подростков?
6.С какого возраста вы имеете право заниматься трудовой деятельностью?
7.С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности?
8.Как вы считаете ,нужно ли изменить возраст достижения совершеннолетия? Предложите свой вариант.
9.Сформулируйте правила поведения :
- в классе ; - в столовой ; - в гардеробе ; - на перемене .
17
Отчего синичка развеселилась
Дерево в снегу
Весёлая кукушка
Если хочется пить...
Домик зимней ночью