Исследование регионального образовательного опыта, накопленного в Таврической губернии в 60-90 г.г. XIXв., сегодня актуально в связи с необходимостью обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурному наследию. Кроме того, воспитание граждан демократического государства, способных к социализации в условиях современного общества, возможно только в благоприятной образовательной среде.
Малая академия наук школьников Крыма «Искатель»
Сакское городское отделение МАН
Секция: историческое краеведение
Деятельность земских учреждений Таврической губернии во второй половине XIXвека.
Работу выполнил:
Кулик Павел Валерьевич
ученик 10класса
общеобразовательной школы
I-III ступеней№4 г.Саки
Научный руководитель
Сибирцева Т.В, учитель истории
общеобразовательной школы
I-III ступеней№4 г.Саки
г.Саки – 2013
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМСТВА В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ
Раздел II
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Заключение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Список использованных источников
Деятельность земских учреждений Таврической губернии во второй половине XIXвека
Исследование регионального образовательного опыта, накопленного в Таврической губернии в 60-90 г.г. XIXв., сегодня актуально в связи с необходимостью обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурному наследию. Кроме того, воспитание граждан демократического государства, способных к социализации в условиях современного общества, возможно только в благоприятной образовательной среде.
Земский опыт школьного строительства может помочь в решении некоторых современных проблем, в частности в поиске наиболее эффективных способов обновления современной системы народного образования. Кроме того, автор сам является учащимся школы, которая в конце XIX начале ХХ века была земской школой.
Все эти факторы и определили выбор темы данной работы, посвященной изучению создания и деятельности Таврического губернского земства в области образования во П половине XIX века. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа различных источников, в том числе и архивных, показать на примере Таврической губернии исторические условия введения земского самоуправления, раскрыть особенности практической деятельности земских учреждений в области народного образования.
Данная цель определила следующие основные задачи: изучить предпосылки введения органов местного самоуправления — земств, рассмотреть мероприятия земства.
Хронологически работа охватывает период с момента введения земств в Таврической губернии в 1866 году и до 90-х годов XIX века.
Автор данной работы на основании изученных источников и немногочисленных работ современных исследователей делает вывод, что земская просветительная деятельность была довольно эффективна, а основным ее результатом стало повышение уровня грамотности населения.
Материал, изученный и изложенный в работе, дает возможность представить картину становления земского народного просвещения в Таврической губернии. Обозначает основные трудности, с которыми земство столкнулось на пути внедрения народного образования. Одной из самых главных проблем, которая является актуальной и в наше время, является отсутствие должного финансирования образовательной сферы.
Вторая половина XIX века — это наиболее интересный период в истории Российской империи. В этот период Россия окончательно вступила в новую фазу своего развития — капитализм. 19 февраля 1861 года Россия перестала быть феодально-крепостнической страной и стала интенсивно развиваться по капиталистическому пути, по пути рыночных отношений. В этот период происходит возникновение государственного строя - феодальная монархия превращается в буржуазную монархию.
В этих условиях царское правительство, чтобы сохранить свою власть в неизменном виде, пошло на проведение ряда либеральных реформ: судебную, городскую и др. Важное место среди них занимает реформа местного самоуправления или, какие ещё называют, земская реформа, утверждённая 1 января 1864 года. Эта реформа была попыткой привносить устоявшиеся государственные отношения к потребностям рыночного развития России. Положением о земских учреждениях впервые были созданы выборные от всех сословий формы местного управления: уездные и губернские земельные собрания и управы.
Практическая деятельность земств, способствовала развитию всех отраслей жизни страны. Земство сыграло огромную прогрессивную роль в развитии народного образования.
Исследование регионального образовательного опыта, накопленного в Таврической губернии в 60-90 г.г. XIXв., сегодня актуально в связи с необходимостью обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к культурному наследию. Кроме того, воспитание граждан демократического государства, способных к социализации в условиях современного общества, возможно только в благоприятной образовательной среде.
Земский опыт школьного строительства может помочь в решении некоторых современных проблем, в частности в поиске наиболее эффективных способов обновления современной системы народного образования. Кроме того, автор сам является учащимся школы, которая в конце XIX начале ХХ века была земской школой.
Все эти факторы и определили выбор темы данной работы, посвященной изучению создания и деятельности Таврического губернского земства в области образования во П половине XIX века. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа различных источников, в том числе и архивных, показать на примере Таврической губернии исторические условия введения земского самоуправления, раскрыть особенности практической деятельности земских учреждений в области народного образования.
Данная цель определила следующие основные задачи: изучить предпосылки введения органов местного самоуправления — земств, рассмотреть мероприятия земства.
Хронологически работа охватывает период с момента введения земств в Таврической губернии в 1866 году и до 90-х годов XIX века.
При написании исследовательской работы были изучены материалы общего характера и немногочисленные исследования, посвященные Таврическому губернскому земству. Отдельное внимание заслуживают работы таких авторов как Кучерганская А.В. «Роль земств в развитии начального образования в Таврической губернии во II половине XIX в.» [4], Звягинцева Е.А. «Полвека земской деятельности по народному образованию.»[3], статистический материал Богданова И. М. «Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР»[1] и др.
Архивный материал предоставлен Журналами Таврического губернского земского собрания, статистическими данными Таврического губернского земского собрания, работами Веселовского Б.Б., Корфа Н.А. Данный материал получен для работы с помощью интернет ресурсов.
При изучении деятельности земской практики невозможно не заметить ряд отрицательных явлений, которые серьезно снизили эффективность деятельности Таврического земского учреждения в области народного образования в частности. По мнению ряда современных исследователей, отрицательными факторами были следующие: прежде всего, недостаток средств, что в свою очередь было следствием «законодательно-ущемленного, классово-ориентированного характера земского самоуправления, при котором массы являлись объектом обложения и попечения, но не субъектом самоуправления» [13,с. 30]
К этому же выводу еще в начале ХХ в. пришел знаток земской жизни Б.Б. Веселовский: «Сорок лет земства работали, игнорируя отношение населения, его активно-сознательное участие в земской работе, и неудивительно, если теперь приходится констатировать тот факт, что о земстве в деревне существуют самые невероятные представления. Земство здесь пожинает лишь то, что оно посеяло. Конечно, и внешние причины оказали сильное влияние в данном отношении, разобщая элементы общества, - но все же виновато, прежде всего, земство, которое слишком долго оставалось «барским» в том смысле, что на население, на «народ» оно смотрело больше как на объект культурного и прочего воздействия, чем как на сотрудника в работе» [13,с.116]
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМСТВА В ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ
Крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открывала перед Россией новые перспективы, создавая возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в её развитии.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ, в частности в области местного управления.
Проведение земской реформы было обусловлено следующей причиной — к крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным (земским, как тогда говорили) хозяйством, а капиталистическое развитие требовало новых форм развития. Подготовка к реформе начального образования была достаточно длительной. Среди множества проектов реформы следует отметить два, которые ставили вопрос о введении всеобщего начального образования.
Первым был проект «Положения о мерах к распространению образования среди сельского населения», разработанный Министерством государственных имуществ. Данный проект в своих предположениях исходил из необходимости введения бесплатного всеобщего и обязательного начального обучения. Однако все расходы на начальные школы возлагались на население соответствующей местности, т.е. специальных ассигнований со стороны правительства не предусматривалось.
Второй попыткой реформы начального народного образования, выдвигавшим задачу введения всеобщего начального обучения, был «Проект общего плана устройства народных училищ», представленный Особым межведомственным комитетом в 1861 году.
После многолетнего обсуждения представленных законопроектов, правительство взяло за основу наименее демократичный проект Министерства народного просвещения. 14 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», в котором вопрос о всеобщем начальном образовании никак не рассматривался. Главную причину отказа от этого правительство усмотрело «в недостаточности средств крестьян….», т.е. в народной нищете. Однако признание крестьян плохо обеспеченными не заставило правительство взять на себя расходы по содержанию народных школ.
Тем не менее, следует отметить, что данное Положение стало шагом вперед в деле развития просвещения среди народных масс. Этим школьным законом государство впервые признавало необходимость начальных народных школ, устанавливалась система их организации и руководства, с привлечением к последнему земских и городских самоуправлений.
Также относительно учебного процесса в законе содержались следующие положения:
- в начальных народных училищах употребляются учебные руководства, одобренные Министерством народного просвещения и духовным ведомством по принадлежности;
- в училища могут быть принимаемы дети всех состояний без различий вероисповедания; - в начальных народных училищах могут обучаться дети обоего пола там, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские;
- установление платы за обучение зависит от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, на счет которых училища содержатся;
- Закон Божий может быть преподаваем только приходским священником или же особым законоучителем с утверждения епархиального начальства по представлению уездного училищного совета;
- прочим предметам в начальных народных училищах могут обучать те лица, которые получили на звание учителя или учительницы особое разрешение уездного училищного совета. [14]
Таким образом, уделом начальной народной школы были религиозно-нравственное воспитание и простая грамота. При этом русификаторская роль народной школы особо подчеркивалась: преподавание должно было вестись во всех школах независимо от национальной принадлежности учащихся только на русском языке.
Народное образование к этому времени также находилось в зачаточном состоянии. Население было почти поголовно неграмотное (грамотность составляла 5-6%), что являлось тормозом для развития капитализма в стране, требовавших грамотных, образованных работников.
Министерство народного просвещения было учреждено в России в 1802 году. Однако это главное ведомство царского правительства, призванное заботиться об образовании основной массы населения, фактически народной школой не занималось. Его деятельность в начале XIX века ограничивалась тем, что в каждом губернском городе были открыты по одному главному народному училищу. В 1808 году такое училище было открыто и в Симферополе, в нём обучалось 56 детей. [4. c.33]
Под влиянием роста крупной промышленности и развивающихся капиталистических отношений распространение образования становилось очень важной потребностью, тем более необходимой после отмены крепостного права, когда крестьянство получило возможность заводить торговые и промышленные предприятия, заключать всякого рода сделки, предъявлять иски и т.п.
К концу 50-х годов в России уже наметилась сеть народных школ. По официальным данным, в это время по всей Российской империи было 8222 различных народных училищ, в которых обучалось 450 002 учащихся. В Таврической губернии к середине 50-х годов количество училищ было менее 60-ти. [4, c.40]
Народная школа, существующая к середине XIX века, как в количественном, так и в качественном отношении ни в какой мере не могла удовлетворить запросы развивающегося русского капитализма.
Вот почему к 60-м годам XIX века стал вопрос о расширении сети школ и о всеобщем первоначальном обучении. Решение этого вопроса тоже было возложено на плечи земства.
Создав местные органы самоуправления, правительство не предоставило земствам самостоятельности, ограничив компетенцию земства узким кругом чисто хозяйственных дел.
В компетенцию земства входили лишь местные хозяйственные дела, касающиеся «польз и нужд» данной губернии или уезда: поддержание дорог местного значения, мероприятия, способствующие развитию земледелия, торговли, промышленности, «попечение промышленности губернии или уезда, поддержание дорог местного значения, мероприятия, способствующие развитию земледелия» (в основном в хозяйственном отношении) о народном образовании, здравоохранении и т.п. Отделив хозяйство уезда и губернии от общей администрации, правительство раздробило местное управление между различными и земскими учреждениями. Например, земство берёт на себя содержание школ, но не может составить программу обучения, т.к. это является функцией государственных органов власти.
Кроме того, правительство пыталось себя обезопасить тем, что предоставляло большинство в земских учреждениях дворянам. Этому способствовала система выборов в местные органы самоуправления. По «Положению» выборы в земства проходили на основе высокого имущественного ценза и куриальной системы. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.
Цензовые нормы, дающие право быть избранным, закреплялись в самом «Положении». К первой курии относились уездные землевладельцы, имеющие не менее 200 десятин земли, каждый уезд имел свои нормы. Для Таврической губернии закреплялись следующие цензовые нормы (для избирателей 1 курии) Бердянский уезд — 350 дес. земли, Ялтинский, Феодосийский и горная часть Симферопольского уезда — 200 дес, остальные уезды и части уездов - 475 дес. [3, c.43]
15 октября 1866 года было торжественно открыто Таврическое губернское земское собрание. Заседание проходило в здании Таврического губернского дворянского депутатского собрания (ныне здание библиотеки им. И. Франко). На первое заседание прибыло 19 гласных из 25 избранных.
Первое заседание открыл генерал-губернатор Таврической губернии Григорий Васильевич Жуковский: «В этой самой зале я имел честь открывать дворянские собрания, установленные общими законами, в интересах исключительно дворянства. Теперь я имею честь видеть здесь представителей земства всей губернии. Призванных осуществить на деле утверждённое 1 января 1864 года положение о земских учреждениях... Будем неуклонно идти по указанному пути в настоящей реформе, которая передаётся земству в самостоятельное и почти полное заведование делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам в каждой губернии ». [2, c.47]
Всего в 1866 году прошло восемь заседаний Таврического губернского земского собрания. На заседаниях рассматривались следующие вопросы: о заселении Крыма, о строительстве дорог, о заведовании богоугодными заведениями, о распределении денег по управам и ряд других вопросов. [9, c.13]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Создавая земские учреждения, правительство было озабочено тем, чтобы компетенция их не выходила за рамки узкого круга хозяйственных дел. Расходы на такие важнейшие статьи местного бюджета, как народное образование и «народное здравие», были согласно ст. 2 «Положения» о земских учреждениях, отнесены к «необязательным земским повинностям». [14, c.44] Новые производительные силы требовали более культурных и понятливых работников. Поэтому не случайно в практической деятельности земских учреждений центральное место занимают вопросы просвещения. Таврическое земство играло большую роль в деле развития народного образования. Об этом свидетельствуют опубликованные и неопубликованные документы периода 60-90-х годов XIX века.
Н.А. Корф в руководстве для земских гласных и учителей земских школ определил круг действий земств в деле развития земской школы. В этот круг действий входило: обеспечение учителей жалованием; снабжение школ учебниками, сообразно числу учащихся в школе и степени развития их; устройство учительских библиотек, как средства для самообразования учителей; созыв ежегодных учительских съездов; содержание одного или нескольких образцовых училищ, в которых бы готовили к поступлению в учительские семинарии. Таврическое земство ориентировалось на эти вопросы, и его деятельность в области народного образования была разносторонней. (Приложение 1)
Рассматривая вопросы деятельности земства по развитию народного образования, следует отметить, что утвержденная либерально-историческая земская школа, в отличие от земской медицины, возникла не на пустом месте. До введения земских учреждений в школах работали учителя, правда, число их было не велико, а квалификация чрезвычайно разнообразна.
В то же время система образования в России находилась на чрезвычайно низком уровне. Общего школьного управления не было. Его и не могло быть, так как по реформе 60-х годов могли открывать ведомства общества и частные лица. Каждая категория школ искала свое особое начальство, и свой источник средств.
До открытия земских учреждений все дело народного образования в губернии сосредотачивалось, главным образом, в ведомствах государственных имуществ и уделов, и отчасти в руках духовенства и частных лиц. В 1865 г. в Таврической губернии было 61 штатное училище (для православного населения) с 3620 учащимися. Учительский персонал в училищах состоял преимущественно из приходских священников. Всего было 102 преподавателя.
Председатель Бердянского уездного училищного совета так охарактеризовал состояние школ уезда в начале 60-х годов: «Некоторые школы насчитывают по своим спискам 30-50 учащихся, а между тем налицо оказывалось 3-6 учеников. Программ преподавания не существует, учебников также нет, и книгами для учеников служит все то, что попадается под руку... надзора за школами также не существует».[9, c.340]
Создаваемые с 1837 года Министерством государственных имуществ постоянные сельские школы в середине 60-х годов были переданы земствам. Уже в первые годы деятельности земства наблюдается рост количества низших учебных заведений и учащихся в них. Еще одним важным показателем, который характеризировал народное образование в Таврической губернии - это количество девочек среди учащихся.
Это можно проследить по данным таблицы:
Таблица 1
Годы | Количество школ | Число учащихся | ||
Мальчиков | Девочек | Всего | ||
1866 | 90 | 3112 | 506 | 3618 |
1867 | 114 | 3987 | 723 | 4710 |
1868 | 119 | 4396 | 953 | 5349 |
1869 | 140 | 4944 | 1098 | 6042 |
Источник: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР,- М.: Статистика, 1964.
К концу первого десятилетия деятельности земства в Таврической губернии функционировало уже 203 земских школы с 11093 учащимися. [4, с.278]
В первые годы деятельности земства существенных изменений в деле народного образования не произошло.
Член Таврического губернского училищного совета, гласный Филиберт в отчете о состоянии народного образования за 1869 год отмечал: «...учащихся увеличилось, но сами училища находятся в состоянии далеко неудовлетворительном... дома для школ большею частью сырые и грязные, помещения тесные, мебель неудобная. Школы лишены учебных пособий, и способ преподавания, за немногими исключениями остается прежний часто механический ». [10, c.46-47]
Такое положение было по всей России, в земствах 60-х годов господствовали взгляды князя А.И. Васильчикова, считавшего, что роль земства сводится к тому, чтобы приходить на помощь тем местностям, где жители не могут устраивать и содержать сами общественные учреждения. Дело народного образования находилось в основном в руках сельских обществ.
В 1868 году, то есть спустя четыре года после земской реформы, из 324 уездных земств лишь 215 сделали весьма мизерные ассигнования (свыше 5 тыс.руб. ассигновали только 24 уезда) на нужды народного образования. В Таврической губернии в этот период свыше 5 тыс. рублей ассигновало только четыре уезда. [4, с.273]
Однако сила общественно-экономического развития, толкавшая Россию на путь капитализма, способствовала формированию новых позиций по отношению к народному образованию, формированию земской школы.
Постепенно увеличиваются затраты земства на народное образование. Если в 1868 году расходы земств России на народное образование составляет только 5,1% их бюджета, то в 1890 г. эти расходы увеличивались втрое и равнялись 15,3 %. Расходы земства на развитие народного образования в Таврической губернии постепенно возрастают.
Расходы земства на развитие земского образования в Таврической
губернии можно проследить по следующей таблице:
Таблица 2.
Уезды Таврической губернии | Затраты в рублях | ||
1870 | 1880 | 1885 | |
Бердянский 22455 | 70168 | 84448 | |
Днепровский 8100 | 24989 | 35829 | |
Феодосийский | 2200 | 14860 | 20010 |
Ялтинский | 4205 | 11252 | 11313 |
Симферопольский | 2920 | 4240 | 5530 |
Мелитопольский | 8820 | 26440 | 36080 |
Перекопский | 1340 | 4095 | 7880 |
Евпаторийский | 1715 | 5058 | 10990 |
Всего по уездам | 51755 | 161102 | 216080 |
Губернск. земство | 77123 | 27395 | |
По губернии | 238225 | 243775 |
Источник: Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР,- М.: Статистика, 1964.
Земская школа становилась наиболее массовой. Авторитет земских начальных училищ быстро возрастал. Если в 1869 году в Таврической губернии было 6042 учащихся земских школ, то в 1875 году оно составило 11093 человека.[4, c.273]
Реакция, наступившая после 1 марта 1881 года, затормозила работу по дальнейшему развитию народного образования.
Правительство, пытаясь приостановить рост земской школы, законом от 13 июня 1884 года ввело церковно-приходские школы, «дабы сохранить религиозно-нравственные устои народа», но, как признало само правительство, «большинство уездных земств отнеслось совершенно равнодушно к сему проекту, видя с осуществлением его нечто совершенно чуждое себе, вводимое без всякого с его стороны участия». [8, с. 154]
Но все же удалось сохранить основные позиции земской школы. В 1887 году в Таврической губернии было 539 земских школ с 30881 учащимися, в то время, как церковно-приходских школ было всего 90 с количеством учащихся 33790. [4, с.276]
В деле развития земствами начальной школы большое значение имели ассигнования на строительство школьных зданий. Первое время многие земские школы не имели своих зданий.
В 1880 году 19 февраля губернское земское собрание учредило фонд. Согласно правилам ссуды из этого фонда выдаются преимущественно тем сельским обществам, которые не в состоянии собственными средствами соорудить у себя училищное здание. Ссуды выдаются без процентов, сроком на более 10 лет и размере не выше 1500 рублей на каждое здание школы. [12, c.163]
Выдавая ссуду, земство ставило условия, что « в училищном здании не должно находиться помещений ни для частных лиц, ни для общественных учреждений, кроме комнаты, библиотеки, квартиры учителя и сторожа».[12, c.257]
За первые пять лет существования фонда ссуды были выданы 20 сельским обществам на общую сумму 16700 рублей.
Вновь выстроенные земские школы должны были отвечать определенным гигиеническим требованиям.
Эти требования, выработанные на втором губернском съезде врачей московского земства, устанавливали следующие нормы: « на 1 ученика квадратной площади пола должно быть не менее 2,75 кв. аршин; на содержание ученика должно приходиться не менее 13,26 кв. аршин, % световой поверхности к площади пола должен быть не менее 17%». [8, c.258] Классные комнаты должны были быть просторными. (Приложение 2)
Одновременно с увеличением расходов на строительство школ, увеличиваются расходы на приобретение книг и учебных пособий. Средства, выделенные земством на приобретение учебных пособий, тратились по назначению, в том числе на покупку пособий прогрессивных педагогов-методистов. (Приложение 3)
Такие книги, как «Родное слово» и «Детский мир» К.Д. Ушинского, «Наш друг» Н.А. Корфa, книга для чтения «В школе и дома» Н.Ф. Будакова, а так же другие учебники и учебно-педагогическая литература сыграли огромную роль в становлении и укреплении прогрессивной системы народного образования в России, в первую очередь земской начальной школы. (Приложение 4)
Забота о низших учебных заведениях выражалась в том, что земством с 1875 года было введено обязательное регулярное посещение школ и обсуждение результатов проверок на очередных и внеочередных уездных и губернских земских собраниях. Этим шагом земство фактически присваивало себе право руководства административными делами и учебным процессом в земских начальных школах.
Большое значение в деле развития народной школы имели пособия, которые земские учреждения выделяли на содержание и воспитание учащихся из беднейших семей в низших учебных заведениях. Так, например, на заседании Таврического губернского земского собрания 2 декабря 1869 года было принято решение о назначении единовременного пособия Симферопольскому женскому училищу 1-го разряда на 1870 год в размере 700 рублей на содержание и воспитание 25 беднейших девочек. Таким образом, земство пыталось приобщить детей беднейшего населения (в основном крестьянства) к получению хотя бы элементарных знаний, облегчая их материальное положение, выделяя денежное пособие. [10, c.28-29]
Также значение имело выделение земством стипендий для учащихся. В 1875 году губернским земством в очередную смету расходов были включены 13500 рублей и пособие учебным заведения на уплату за учебу и стипендиатам земства.
Рост количества начальных школ, школ для взрослых и привлечение к образованию относительно большего числа крестьян вел к увеличению грамотности в губернии. Если в 1865 году среди бывших помещичьих крестьян грамотность составляла 8%, то к 1890 году она превысила 20%. [4, c.276]
Большое внимание уделяло земство вопросам профессиональной подготовки учащихся в различных ремесленных училищах и сельскохозяйственных школах. Первоначально этим вопросам занимались уездные земства, в 1867 году Симферопольское чрезвычайное земское собрание выразило полную готовность содействовать открытию ремесленных классов при Симферопольском уездном земском училище и приступило к составлению сметы расходов, необходимых на первоначальное обзаведение канцелярией и ежегодное содержание школы.
С 1880 года губернское земство тоже стало заниматься вопросами профессионального образования. В 1881 году Таврическая губернская земская управа выработала правила. Сущность этих правил состояла в том, что ремесленные школы должны быть приспособлены к условиям сельского быта, представлять собой мастерские, выпускающие продукцию на продажу. Выбор ремесла должен отвечать спросу местного населения. Кроме ремесла в них должны преподаваться рисование, черчение, чтение, письмо, арифметика. Уездные земства должны были тратить на ремесленные училища не менее 500 рублей в год, а губернское земство выделяло из своего бюджета на каждое училище единовременно 3000 рублей и ежегодно по 750 рублей.
Очень важно стремление земства направить деятельность ремесленных училищ на удовлетворение потребности населения, что способствовало развитию профессионального образования. В «Записке о состоянии ремесленных классов при Симферопольском уездном училище за 1880 год» подсчитано, что учащимися ремесленных классов выполнено заказов от населения на сумму 761 рубль. На эти деньги были приобретены материалы и отремонтированы инструменты. [10, c.279]
В 1887 году Таврическое губернское земское собрание пришло выводы о необходимости открыть при сельских школах небольших садовых участков для приобщений учащихся к садоводству.
Большую работу земство проводило по созданию специальных сельскохозяйственных учебных заведений - различных сельскохозяйственных школ и курсов. В 1889 году на очередном собрании Таврического губернского земства был поднят вопрос об устройстве сельскохозяйственной школы, школы садоводов в Симферополе и Симферопольского общества садоводства.
Собрание постановило:
а) выдавать от губернского земства пособие на устройство
сельскохозяйственных школ;
б) «ассигновывать размером не выше 5000 рублей единовременно и по 1000
рублей ежегодно в течение первых 5 лет».[10, c.497]
В функции земства входила обязанность заботиться о подготовке учителей. С конца 60-х годов губернские управы стали ставить вопрос по подготовке и содержанию народного учителя. Вопрос появления нового типа школы был по существу, вопросом выявления нового типа учителя, т.е. учителя, получившего образование. По словам историка народной образования С.И. Митропольского «до начала 70-х годов учителями народа были изгнанные со службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты, писари, даже не слышавшие про существование педагогики словом, всякий, кому деться некуда» [5, c.116]. Прежний состав учителей, как по количеству, так и по качеству, не мог удовлетворить возросших требований.
Прежде всего, земства стали принимать на себя ту или иную часть расходов по содержанию учительского персонала - учителей, помощников учителей и законоучителей (преподавателей Закона Божьего). В 60-х годах земские выплаты предназначались, главным образом, для выдачи так называемых «наград» учителям. С 70-х годов эти награды превращаются в постоянное жалованье, вдобавок к суммам, ассигнуемым сельскими обществами. Размер этих выплат был очень разнообразен, но в целом не превышал 50% от среднего учительского оклада.
В конце 70-х годов положение дела меняется: основное жалованье учителям вносят уже земства, а доплаты делают сельские общества. Неудобства такого совместного участия земств и сельских обществ в расходах по оплате жалованья учителям были чрезвычайно велики и заставляли земские собрания все чаще отказываться от доплат со стороны сельских обществ. Практика показала, что сельские общества слишком неаккуратно выполняли свои обязательства, вследствие чего учителя часто испытывали неудобства.
Кроме того, по отзывам земств, привлечение к расходам по оплате жалованья учителям сельских обществ подрывало авторитет учителя в глазах крестьян. Крестьяне смотрели на учителя, как на своего наемного рабочего, чем учитель сильно тяготился.
Все это заставляло земства постепенно принимать все расходы на свой счет. Там же, где и в дальнейшем практиковалось совместное несение расходов, делались постановления о том, чтобы сельские общества вносили свою долю кассу земской управы. (Приложение 5)
Земства получили право делать подобные постановления лишь в 80-х годах, до того же все соответствующие ходатайства земских собраний оставались без удовлетворения. Такой порядок дел устранял проблему несвоевременности оплаты жалованья учителям.
В Докладе Таврической губернской земской управы «О действиях земских учреждений Таврической губернии с 1 ноября 1868 по 1 ноября 1869 года» отмечалось, что главным затруднением в развитии народного образования является нехватка достаточно подготовленных учителей. С целью подготовки учителей для сельских школ, губернская управа на заседании 5 декабря 1867 года предлагала устроить центральный учительский пансион при Симферопольском уездном училище. [4, c.277] Один из центров культурной жизни Таврической губернии – Симферопольская мужская гимназия. В здании гимназии в 1870 году проходил съезд учителей Таврической губернии, на котором выступал К.Д.Ушинский.
Это был первый и немаловажный шаг Таврического земства в деле подготовки учителей.
Реформа 1861 года стала переломной гранью и повлекла за собою проведение ряда других буржуазных реформ.
Одной из них была земская реформа 1 января 1864 года, по которой в 34 губерниях России вводились земские учреждения.
Особое место среди земских управ занимает земство Таврической губернии.
Начальная школа, получившая в последствии названия земской, своим развитием полностью обязана инициативе местных органов самоуправления (земства). Именно их активность обусловила результативность существования земских начальных школ.
Начальная народная школа стала тем образовательным институтом, который способствовал проявлению у крестьянского населения стремления к повышению образовательного и культурного уровня.
Земства Таврической губернии не только организовали работу начальных народных училищ, но и оказывали существенную поддержку различным образовательным структурам, выпускники которых зачастую работали учителями народных школ и училищ.
Достигнутые успехи в расширении сети народных школ и повышении уровня грамотности населения свидетельствовали о том, что Таврическое земство за период своей деятельности с 60до 90 гг.XIX века от отдельных мероприятий по финансированию образовательных учреждений перешло к систематической и целенаправленной работе по развитию народного образования.
С целью создания благоприятных условий для превращения начальной школы в общедоступную губернское земство увеличивало ассигнования на разнообразные формы начального обучения, активизировало деятельность по подготовке и повышению квалификации педагогов, предпринимало меры по расширению курса обучения в начальной народной школе. В результате были разработаны и частично реализованы планы введения всеобщего начального обучения, были заложены основы массового народного образования. Деятельность земства оказала положительное влияние на содержание и организацию учебного процесса, способствовала внедрению новых приемов и методов обучения и тем самым создала условия для ускоренного развития всей системы народного образования. Однако разброс функций управления, контроля и финансирования начальной школы между различными государственными и общественными органами не позволили завершить эволюцию сословно-элитарной школы в общедоступную.
Автор данной работы на основании изученных источников и немногочисленных работ современных исследователей делает вывод, что земская просветительная деятельность была довольно эффективна, а основным ее результатом стало повышение уровня грамотности населения.
Материал, изученный и изложенный в работе, дает возможность представить картину становления земского народного просвещения в Таврической губернии.
Обозначает основные трудности, с которыми земство столкнулось на пути внедрения народного образования. Одной из самых главных проблем, которая является актуальной и в наше время, является отсутствие должного финансирования образовательной сферы. Данная работа послужила основой для разработки мультимедийного проекта «Образование: Таврическая губерния - Современный Крым». Проект находится на стадии реализации.
Барон Николай Александрович Корф — известный русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ.
Гигиенические требования к помещению земских школ
Расходы на приобретение книг и учебных пособий.
Учебники и учебно-педагогическая литература сыграли огромную роль в становлении и укреплении прогрессивной системы народного образования
Постановление Таврического губернского земского собрания 1876 года
Список использованных источников
1. Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР,- М.: Статистика, 1964, - С. 84
2. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1957,-244 с.
3. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию. -М.: 2005,-193с
4. Кучерганская А.В. Роль земств в развитии начального образования в Таврической губернии во II половине XIX в.// Культура народов Причерноморья. - 1997 - № 2. - С. 270-279. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru
5. Митропольский С.И. Очерк церковно-приходской школы от первобытного ее
возникновения на Руси до настоящего времени. М .: 2006. – 226с
6. Маскина АС. Социальный состав и деятельность Таврического земства в 1866-1890 годах// Вестн. Москв. Ун-та. Серия VIII. История, 1980, - С.40-52. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://cyberleninka.ru
7. Пирумова Н.М Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе, М.: Наука, 1986, -270с
8.Шелгунов Н В Избранные педагогические произведения. Ст.: По поводу земской школы. - М. изд-во АПН РСФСР,. 1954, - С.353-376.
Архивные Материалы
9. Журналы Таврического губернского земского собрания 1866 года. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.twirpx.com
10. Постановление Таврического губернского земского собрания 1869 года. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.twirpx.com
11. Систематический свод постановлений Таврического губернского земства.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.knigafund.ru
12. Корф Н.А. Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.knigafund.ru
13. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет: В 4-х томах. СПб., 1909. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.twirpx.com
14. Положение о начальных народных училищах. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://historydoc.edu.ru
Рисуем кактусы акварелью
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Лиса и волк
Тупое - острое
Под парусами