За последнее время во всех странах все большую остроту приобретает проблема молодежного вандализма. Этот феномен принял широкий размах и в Российской Федерации в период реформирования и становления в ней рыночной экономики.
Возникла жесткая потребность в осмыслении социально-психологических причин вандализма, особенностей проявления и поиска путей его преодоления.
Вандализм бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей, порча имущества в общественных местах - является побочной стороной и начальной стадией преступлений: разбоев, погромов, террористических актов и др. Он имеет разные характеристики, формы, уровни проявления: групповой характер, высокую латентность, внезапность, быстроту действий, комплексность и криминальную направленность мотивации. За последние годы наиболее распространены такие виды вандализма, как террористический, экономический, политический, кладбищенский (разграбление и поджоги могил).
Эти преступления совершаются ради наживы, престижа, мести конкретным руководителям или лицам, а также ради спортивного интереса и стремления расширить свои «интеллектуальные» возможности и свой кругозор.
Вложение | Размер |
---|---|
psikh._osobennost_podrostkov_sklonnykh_k_vandalizmu.doc | 708.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ВАНДАЛИЗМУ
исследовательская работа
Секция: «Психология»
Автор: | Валынец Анастасия Владимировна 10-А класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя образовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» |
Руководитель: | Костюченко Наталья Григорьевна педагог-психолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя образовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» |
Нижневартовск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………….2-3
1. Теоретическая часть. Анализ подходов к изучению вандализма в трудах отечественных и зарубежных исследователей
1.1. Определение теории вандализма………………………………………………………...3-4
1.2. Мотивы разрушительного поведения в подростковом возрасте……………………….4-5
1.3. Выводы по главе……………………………………………………………………………..5
2.Практическая часть. Организация и проведение экспериментального исследования.. .5-10
2.1. Организация и процедура исследования ……………………………………………….....5
2.2 .Методы и методики исследования…………………………………………………………5
2.3. Результаты исследования ……………………………………………………………….6-10
2.3.1. Результаты исследования по методике персональной диагностике Т. Лири…………6
2.3.2 Результаты исследования по методике диагностике состояния агрессии Басса-Дарки
Выводы по главе…………………………………………………………………………………6
3. Анализ по сводной таблице анкетных данных…………………………………………..6-7
4. Сводки дежурной части УВД по городу Нижневартовску……….…………………….…8
5. Вандализм в стенах ОУ…..………………………………………………………………...8-9
6. Результаты профилактической беседы.…………………………………………………......9
Заключение …………………………………………………………………………………..9-10
Библиографический список…………………………………………………………………...10
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6.
Приложение 7. Разработка профилактической беседы на тему: «Понятие вандализма и его проявления»
Психологические особенности подростков, склонных к вандализму
Валынец Анастасия Владимировна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя образовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
10 класс
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время во всех странах все большую остроту приобретает проблема молодежного вандализма. Этот феномен принял широкий размах и в Российской Федерации в период реформирования и становления в ней рыночной экономики.
Возникла жесткая потребность в осмыслении социально-психологических причин вандализма, особенностей проявления и поиска путей его преодоления.
Вандализм бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей, порча имущества в общественных местах - является побочной стороной и начальной стадией преступлений: разбоев, погромов, террористических актов и др. Он имеет разные характеристики, формы, уровни проявления: групповой характер, высокую латентность, внезапность, быстроту действий, комплексность и криминальную направленность мотивации. За последние годы наиболее распространены такие виды вандализма, как террористический, экономический, политический, кладбищенский (разграбление и поджоги могил).
Эти преступления совершаются ради наживы, престижа, мести конкретным руководителям или лицам, а также ради спортивного интереса и стремления расширить свои «интеллектуальные» возможности и свой кругозор.
Проблема. Показателен возрастной состав совершающих вандализм организаторами преступлений являются, как правило, молодые люди в возрасте 23-27 лет, исполнителями - подростки 13-17 лет, осведомителями - дети 8-12 лет.
Объект исследования: подростки склонные к вандализму.
Предмет исследования - особенности личности подростка склонного к вандализму.
Цель исследовательской работы: провести изучение психологических особенностей личности подростка, склонного к вандализму, а так же разработать и провести беседу с подростками и родителями на тему подросткового вандализма.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подросткового вандализма.
2. Провести изучение психологических особенностей личности подростка склонного, к вандализму.
3. Выяснить причины побуждающие молодых людей участвовать в актах вандализма.
4. Провести анализ полученных результатов, разработать и провести классные часы и родительские собрания по проблеме подросткового вандализма.
Гипотеза: подростки, склонные к вандализму обладают высоким уровнем агрессивности, дезадаптированности, как характерологическая особенность личности.
Для реализации плана помогут следующие методы исследования:
1.Анализ научной литературы.
2.Определение сущности понятия «вандализм», наполнение этого понятия разными теоретическими подходами зарубежных и отечественных исследователей.
3. Контентанализ СМИ (ТВ-программы, периодика, интернет). Анализ рассматриваемого явления в мировом масштабе, нашей стране.
4. Анкетирование старшеклассников с целью определения актуальности данного явления в школе, городе, причин побуждающих к противоправным поступкам.
5. Статистическая обработка и анализ данных.
6. Анализ психологических проблем современных подростков участвующих в актах вандализма.
7. Интервью с жителями города Нижневартовска. В интервью приняли участие 17 горожан.
8. Информационная пропаганда. Профилактическая беседа с подростками школы.
Научная новизна заключается в выявлении особенностей подростков, склонных к вандализму, разработке содержания и методов диагностики, профилактики вандализма со стороны подростков и коррекции их поведения, в разработке рекомендаций для педагогов и родителей.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВАНДАЛИЗМА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Вандализм[1] - это, прежде всего привычка поведения, например открывание двери пинком, надписи на партах, стенах.
Причинами гнева являются негативные способы воспитания, отрицательный психологический климат в семье, отсутствие любви родителей, неумение выражать ее, недостаточность общения со сверстниками.
Гнев, отражающий попытку именно таким образом справиться со стрессом, «разрядиться», «дать волю» отрицательным эмоциям, приводит к разрушительным актам.
Часто выходу гнева способствует употребление наркотических средств и алкоголя.
Существенное влияние на молодежь оказывают агрессивные фильмы-боевики, компьютерные игры. Их провоцирующее влияние связано с нарастающим типом культуры на основе высоких технологий. Данный социально-психологический фактор имеет культурное направление и связан с проявлением подражания негативному поведению героев фильмов, агрессивных компьютерных игр, а также с проявлением психологического напряжения в результате утомления при длительном времяпрепровождении у экрана компьютера или телевизора[2].
Такие разрушительные и циничные поступки, как: уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, природных комплексов, предметов и документов, имеющих историческую и культурную ценность, содержат состав преступления, предусмотренный ст. 243 УК РФ. Уголовная ответственность за эти действия: штраф в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере зарплаты за период от 2 до 5 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние десять лет. Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система учета различных проявлений вандализма еще не разработана.
В общественном сознании вандализм часто предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований с момента появления первых публикаций по этой проблеме.
Английский психолог Д. Кантер выделяет основные мотивы проявления вандализма:
1.3. Вывод по главе
Таким образом, вандализм потенциально содержит опасность разнообразных, в том числе более тяжелых форм агрессивного поведения личности. Это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности. Количество совершенных преступлений и вандализма в частности зависит от того, насколько искусственная среда обеспечивает реальные возможности формального и неформального социального контроля и осознания наличия этого контроля.
2.ПРАКТИЧНСКАЯ ЧАСТЬ.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация и процедура исследования
В исследовании приняло участие 95 подростков из них 39 юношей и 56 девушек, в возрасте от 13 лет до 16 лет, учащиеся образовательной школы №30 города Нижневартовска. Диагностика проводилось во время классных часов, в ноябре 2013 года. Сводная таблица данных по методике интерперсональной диагностики Т. Лири приведена в приложении 1, таблица 1. Сводная таблица данных опросника диагностики состояния агрессии Басса – Дарки приведена в приложении 2, таблица 2. Результаты анкетирования приведены в приложении 4.
2.2 Методы и методики исследования[3]
1. Методика итерперсональной диагностики Т. Лири. Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное «Я». Это образ собственного «Я» на момент обследования. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер.
2. Опросник диагностики состояния агрессии Басса – Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессии, чувство вины.
Таким образом, были выявлены группа подростков, склонных к вандализму, группа подростков не склонных к вандализму и подростки группы риска.
2.3 Результаты исследования.
2.3.1 Результаты исследования по методике персональной диагностики Т. Лири.
По результатам исследования по методике итерперсональной диагностики Т. Лири получились следующие результаты. При сравнении групп подростков был использован критерий Манна – Уитни, который позволяет выявлять значимость различий между малыми выборками. Значимые различия в группах подростков выявлены по шкале «прямолинейный – агрессивный» и «сотрудничающий – конвенциональный» Между группами подростков, склонных к вандализму и подростками группы риска выявлены значимые различия по шкале: «прямолинейный – агрессивный» реального образа «Я». Из 17% подростков состоящих на учете у социального педагога, часть выявленных подростков (9%) склонны к актам вандализма.
Подростков, не склонных к вандализму по шкале «сотрудничающий – конвенциальный реального образа «Я»» - выявляет позитивный стиль межличностных отношений, стремящихся к тесному сотрудничеству в социуме (83%).(См.Приложение.1)
Таким образом, подростков склонных к вандализму отличает повышенный уровень агрессивности, несдержанности, вспыльчивости, средним уровнем сотрудничества и взаимодействия.
2.3.2 Результаты исследования по методике диагностики состояния агрессии
Басса – Дарки
По результатам исследования по методике диагностики состояния агрессии Басса - Дарки получились следующие результаты. Подростков склонных к вандализму (9%), отличает значительно выраженный индекс агрессивности (0,12 процентиля), чем у остальной доли обучающихся «группы риска» (8%). (См.Приложение 2)
Таким образом, выявлены значимые различия между подростками «группы риска». Индекс агрессивности у подростков «группы риска» склонных к вандализму значительно выражен.
3. Анализ по сводной таблице анкетных данных. Опрос обучающихся.
В исследовании участвовало 95 подростков из них 39 юношей и 56 девушек, в возрасте от 13 до 16 лет. (См.приложение 4)
Было выявлено, что 21 юноша и 9 девушек умышленно портили чужие вещи, портили имущество.
Деяния совершенные девушками могут быть расценены как менее дерзкие. В ответах чаще всего встречается – битье посуды, порча вещей, рисунков, чего нельзя сказать о юношах, действие которых как более серьезные (жестокие) с реальными причинением вреда окружающим. Чаще это битье стекол, порча автомашин, или порча технических средств, сотовых телефонов, граффити на заборе с нецензурными словами.
На вопрос: «Как ты считаешь, почему ребята совершают противоправные действия? Причины совершаемых актов вандализма респонденты видят в следующем:
Что касается частоты, то более тяжкие поступки совершаются реже.
Опрос горожан
В опросе горожан приняли участие 17 респондентов. Из общего количества опрошенных взрослых, только один сознался, что в подростковом возрасте совершал противоправные действия – порча сидений в автобусе. На вопрос, какие причины побуждают подростков совершать акты вандализма:
Мнение горожан
На вопрос «Какие меры должны быть приняты в отношении вандалов?», респонденты дали следующие размышления: просветительская работа школы, привлечение подростков к общественно-полезной деятельности, организовать «уличный патруль» из состава самих обучающихся, разъяснительная работа среди родителей обучающихся «группы риска», ответственность самих родителей за своих детей.
Таким образом, мы видим, что акты вандализма подтверждаются респондентами. Часть ребят признались в совершении противоправных действий, которые они совершали не только в стенах школы, но и на улицах города. Спектр причин вандальных поступков достаточно широк: от неблагополучия в семьях, не внимания родителей к собственным детям до элементарной мести, желании самоутвердиться (бросив вызов обществу, «приколоться»- пошутить).
Опрос специалистов дежурной части УВД показал, что ежегодно наблюдается умышленное повреждение несовершеннолетними памятников культуры, специалистами были приведены конкретные факты вандальных поступков:
Со слов специалистов УВД самому молодому вандалу оказалось на момент совершения противоправного поступка 11 лет. (См.приложение 5)
Вандальные поступки в школе обучающимися и натолкнули нас взяться за исследовательскую работу. Мы провели личное расследования в стенах нашего образовательного учреждения и выяснили следующий ущерб, совершаемый подростками. За один только учебный год было испорчено:
Если посчитать, 27 кабинетов умножить на три парты, то получается 81 парта. Ущерб школе непоправимый. Мы убеждены, что все начинается с малого, сначала это парта, а потом - памятник. (См.Приложение 6).
Таким образом, освещаемая проблема существует и у нас в образовательном учреждении.
6. Результаты профилактической беседы.
В рамках рассматриваемой тематики с подростками состоялась профилактическая беседа на тему «ПОНЯТИЕ ВАНДАЛИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ». Цель беседы: предупреждение подросткового вандализма. (См.Приложение 7)
По истечению беседы с обучающимися была проведена анкета «Рефлексия». В ходе рефлексивного опроса участвовало 25 человек. Результаты профилактической беседы выглядят следующим образом:
Выводы. Профилактическая беседа заставила задуматься обучающихся о том, что, целостность общества и его нормальное развитие во многом зависят от соблюдения нравственных принципов и от самих себя. Есть такое понятие в социальной психологии, как самовоспитание.
В заключении с подростками волонтеры провели правовую игру «Суд над вандализмом». Рассмотрев доводы обвинения и защиты, заслушав свидетелей и мнение экспертов, суд вынес следующее определение. Мы осуждаем вандализм в любых его проявлениях, как антиобщественное явление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом начале научно-исследовательской работы нами были поставлены следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме подросткового вандализма, изучить психологические особенности личности подростка склонного к вандализму, выяснить причины побуждающие молодых людей участвовать в актах вандализма, разработать и провести классные часы и родительские собрания по проблеме подросткового вандализма. Проведя психологическое исследование, побеседовав со многими молодыми людьми, жителями города Нижневартовска, специалистами УВД, сотрудниками ОУ, мы пришли к выводу, что у подростков склонных к вандализму преобладают такие психологические особенности личности, как повышенный уровень агрессивности, несдержанности, вспыльчивости, наличие дезадаптированных форм поведения.
Исходя из нашего социологического опроса, были определены основные причины подросткового вандализма: а) недостаток воспитания в семье, неблагополучие отдельных семей; б) наследственная предрасположенность к употребление психоактивных веществ, поведенческие причины (неспособность к саморегуляции); в) стремление подростков самоутвердиться.
Городские службы подтверждают наличие вышеуказанной проблематики статистическими данными по городу Нижневартовску. Со слов специалистов УВД самому молодому вандалу оказалось на момент совершения противоправного поступка 11 лет.
Поставленная нами гипотеза в начале исследования получила свое подтверждение о том, что: подростки, склонные к вандализму, обладают высоким уровнем агрессивности, дезадаптированности, как характерологической особенностью личности.
В связи с многогранностью проблемы был выбран комплекс следующих методов исследования, включающих в себя: анализ научной литературы, контент-анализ СМИ (ТВ-программы, периодика, интернет), анкетирование старшеклассников, статистическая обработка и анализ данных, анализ психологических проблем современных подростков участвующих в актах вандализма, интервью с жителями города Нижневартовска, информационная пропаганда.
Профилактическая беседа с обучающимися школы дала положительные результаты в плане осознанности противоправности совершаемых актов вандализма. Родителям и педагогам даны были соответствующие рекомендации.
Мы считаем, что необходимо привлекать внимание молодежи к данной проблеме, вести разъяснительную и информационную работу. Элементы нашего исследования можно использовать при проведении информационно-просветительской работы среди подрастающего поколения, родительского состава.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга1; Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М.: Изд-во «Педагогика», 1982.-320с.
2. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. - С. 7-38.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Бэрон Р. Агрессия . –СПб.: Питер, 1999. – С. 117-122
5. Белокопытов Ю. Предотвращение и контроль вандализма // Первое сентября, 2004.- №35.
[1] Белокопытов Ю. Предотвращение и контроль вандализма // Первое сентября. – 2004.- №35.- С. 20-25
[2] Ватова Л.С. Психология негативного влияния компьютерного вандализма на молодежь // Профессиональное образование.- 2003.-№12.- С. 44-46.
[3] Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2006. – 351с.
Мороз и заяц
Как зима кончилась
Ветер и Солнце
Сладость для сердца
Пока бьют часы