Классный час
«Нет» и «Не» в этикете
Цель занятия: разъяснить ребятам в увлекательной форме этическое понятие запрета.
Задачи: рассмотреть различные ситуации, при которых существуют какие-либо запреты и ограничения в этикете.
Методические рекомендации: игра способствует усилению командного духа в коллективе; соревновательность способствует лучшему восприятию материала.
Реквизиты: плакат с надписью « Не все, что дозволено, достойно уважения» (римский мудрец).
Возраст: 7 класс.
Ход мероприятия
Ученик: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами погорим об этике и умении говорить «нет».
Термин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей на различных уровнях.
Основы этикета достаточно просты. Это: культура речи, которая предполагает отсутствие вульгарных слов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуйста» и пр.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.
В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
· Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и форма обхождения, установленные при дворах;
· Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
· Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности;
· Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Ученик: На данном уроке мы поиграем в игру «»Да» и «Нет» не говорите, черное с белым не носите». Вы, возможно, эту игру не знаете. Она была распространена 100 и больше лет назад на балах и всевозможных вечеринках. Играли в нее все присутствующие, но более всего - молодые люди. Правила игры предусматривали, что, отвечая на вопросы, нельзя говорить «да», «нет», «черное» и «белое». Давайте сегодня и начнем с этой увлекательной игры наших прапрадедушек и прапрабабушек.
Игра «Да» и «нет» не говорите, черное с белым не носите»
Играет весь класс. Кто назвал запретное слово «да», «нет», «черное» и «белое» - выходит из игры и становится просто зрителем. Вопросы задаются по группам. Игра заканчивается, когда все, кроме одного, выбывают, он и остается победителем. Можно сократить игру, сократив количество вопросов.
Примерные вопросы:
Ты поедешь на бал?
Что ты оденешь?
Какого цвета будет отделка на твоем платье?
Какого цвета будет твой фрак?
Ты впряжешь в карету белых лошадей? А каких? И т. д.
Эта игра становится своеобразной разминкой на классном часе, посвященном различным запретам в этикете.
Ученик: теперь рассмотрим с вами уже более серьезно, в каких случаях нельзя произносить «нет», как правильно отказывать человеку, чтобы не обидеть его, чего категорически нельзя делать согласно правилам этикета.
Как научиться вежливо отказывать (ся)
Нет ничего страшного в том, чтобы сказать при случае «нет», а иногда сделать это просто необходимо. Давайте вспомним такие случаи из вашей жизни, когда, не умея отказать в просьбе или предложении, вы оказались в непростой или не очень хорошей ситуации.
Далее ребята рассказывают о подобных случаях. Если примеров ребята привели мало, учитель может добавить от себя, например такой случай: Молодого человека несколько его не очень близких приятелей просили пустить их к себе домой в отсутствии родителей — «немного потусоваться». Не умея отказать, он разрешил им, а в результате к приходу родителей в доме был полный бардак, разбито бра, испачкан ковер. Что получил от своего не умения отказать молодой человек? Только одни проблемы и заботы и никакого удовольствия.
В таких случаях надо уметь отказывать. Делать это, согласно этикету, следует вежливо, но уверенно. Можно использовать такие фразы: «Я вас прекрасно понимаю, но мне это совершенно не подходит»; «Да, я бы тоже с удовольствием, но мне надо срочно уехать»; «Я бы с удовольствием пошла, но у меня вчера была высокая температура, и вряд ли я выдержу сейчас такое развлечение». Как видите, вы можете, даже не ссылаясь на родителей (что кажется вам не очень правильным), отказаться от не интересного вам приглашения. Не зря древние римляне говорили: «Не все, что дозволено, достойно уважения».
Золотая середина, или чувство меры
Еще древние греки пытались найти во всем золотую середину – такое положение вещей, при котором все было бы хорошо. Это понятие ввел знаменитый Гораций. Какая русская поговорка говорит о том же самом, но другими словами? Правильно. И волки сыты, и овцы целы». На самом деле, в жизни сделать так совсем непросто.
Далее учитель предлагает ученикам решить загадку:
На берегу собрались пастух, волк, заяц и капуста. Помещая в лодку пастуха и не более 1-го зверя (капуста тоже считается как отдельный объект), надо перевезти их на другой берег так, чтобы все остались целы.
(Ответ: Сначала в лодку с пастухом помещают зайца, а волка и капусту оставляют на другом берегу; затем лодка возвращается за капустой, забирает ее и отвозит на противоположный берег. Чтобы заяц не съел капусту, пока пастух едет за волком, зайца сажают в лодку, приплывают к волку, высаживают зайца, отвозят волка к капусте, а затем еще одни рейсом забирают зайца).
Золотая середина хороша во всех делах - и есть надо столько, чтобы насытиться, а не столько, сколько позволяют возможности, и одеваться надо так, чтобы прилично выглядеть, а не так, словно ты ограбил банк, чтобы нацепить на себя все эти дорогие, но безвкусные украшения. Золотая середина хороша и в человеческих отношениях.
Непосредственно рядом с золотой серединой находится и чувство меры. Оно приходит к человеку не сразу, но обязательно должно воспитываться в себе самим человеком. Чувство меры выражает ваше отношение к жизни, к окружающим вас людям, оно делает вас более современным и приятным для всех человеком. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?
Ребята говорят, а учитель их при необходимости поправляет (в умении одеваться, пользоваться косметикой, выражать свои чувства на людях, громко разговаривать и во многом другом).
Умение соблюдать меру принесет вам, почти уже взрослым людям, только хорошее. Одевайтесь в меру дорого, в меру просто. Ешьте столько, сколько вам необходимо для поддержания сил и для хорошего настроения. В меру накладывайте косметику (это касается, конечно же, девочек) и в меру выбирайте себе длину каблуков. Открытое платье - это красиво, но тоже в меру. Мальчикам же посоветуем быть в меру мужественными, а в меру добрыми и внимательными. Советов таких не перечесть - вы и сами уже прекрасно понимаете, что соблюдать меру важно не только для окружающих, но в первую очередь для вас самих.
Табу, вето, запрет
Самые разные запреты сопровождают человека всю его жизнь. Например, «табу» - это обозначение на Полинезийских островах предмета священного, неприкосновенного запретного. «Вето» по-латыни «запрещаю». Формула, которой народные трибуны в Древнем Риме делали недействительными постановления Сената. Прежде всего, они касаются поведения человека в обществе. Как вы понимаете, говорить сегодня о таких вещах, как преступления, мы не будем. Есть запреты, соблюдать которые надо неукоснительно, чтобы не выглядеть в глазах окружающих невоспитанным, мало привлекательным человеком.
Далее учитель предлагает рассмотреть запреты:
1) НЕ сорить (исключений здесь нет, нельзя сорить ни на улице, ни в помещении, ни в транспорте). Не зря ведь говорят: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». В этом, казалось бы, простом запрете, содержится сразу очень многое. Но основное - сорит человек, который не уважает окружающих, а ведь вы не относитесь к таким, правда?
2) НЕ плеваться. Этот запрет звучит кощунственно по отношению к девочке, но, судя по некоторым наблюдениям, сделанным в общественных местах, мне все-таки кажется необходимым напомнить вам всем об этом. Если вы жевали жвачку, аккуратно выньте ее изо рта и выкиньте в урну; если вы съели что-нибудь неприятное и невкусное (ведь бывает и так), то сделайте это так, чтобы никто ничего не заметил, лучше всего в туалете; косточку от персика или сливы аккуратно выплюньте в ладонь, а потом уже - в урну; кожуру от семечек тоже не следует выплевывать прямо перед собой - у вас при этом обязательно сделается ужасно противное лицо, грызть семечки вообще лучше дома, а не на людях;
3) НЕ показывать пальцем (никаким и никогда!). У некоторых народов это считается просто неприличным, впрочем, у нас в стране тоже. Лучше покажите всей рукой в ту сторону, где вас что-то привлекло, или объясните словами;
4) НЕ останавливаться посредине улицы, чтобы поговорить с подругой (отойдите в сторонку, а лучше найдите скамейку в сквере или парке);
5) НЕ ходить по газонам и клумбам - это не только неприлично, за это еще могут и оштрафовать. К тому же вы так портите труд других людей;
6) НЕ толкаться в транспорте и на улице в толпе: это может оказаться неприятным и для вас тоже;
7) НЕ оборачиваться постоянно на улице - тебя могут неправильно понять или просто посчитать странным человеком;
8) НЕ пренебрегать правилами дорожного движения - ведь вы так молоды и красивы, зачем вам понапрасну рисковать своим здоровьем и жизнью и подставлять под риск других людей?
9) НЕ делать замечания в адрес проходящих мимо людей ни по какому поводу, а уж тем более обсуждать их одежду, рост, фигуру, прическу, выражение лица.
10) НЕ бежать по улице или по школьному коридору - можно самому получить травму и даже травмировать себя;
11) НЕ включать громко музыку после 23.00 и до 9.00 ни дома, ни на улице, ни в автомобиле;
12) НЕ протягивать руку для приветствия первый человеку старше себя;
13) НЕ употреблять нецензурные слова нигде, а особенно при других людях. Девушек это касается еще больше, чем юношей;
14) НЕ быть равнодушным к чужому горю - окажи посильную помощь;
15) НЕ кашлять и не чихать на своего собеседника - прикрой рот рукой или платком;
16) НЕ забывать про «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста»;
17) НЕ хамить - это касается абсолютно всех вас. Иногда вы даже не замечаете, что сказанное вами грубое слово - это и есть хамство, которое не прощается никому;
18) НЕ жадничать;
19) НЕ бояться.
Посмотрите, ребята, на доску - вы видите, что основных запретов не так уж много, и вполне можно, совершенно без труда, выполнять их ежедневно. Хорошее войдет в привычку, и вы потом с удивлением будете вспоминать, что когда-то могли, например, плеваться на улице или не помочь упавшему человеку. Так в вас появится воспитанность, а вместе с ней доброта и неравнодушное отношение к людям – что может быть лучше и приятнее этого?
Вложение | Размер |
---|---|
«Нет» и «Не» в этикете Классный час | 1.15 МБ |
Слайд 1
«Нет» и «не» в этикете (занятие-игра)Слайд 2
Этикет не разрешает зевать в присутствие монарха. Я запрещаю тебе зевать. А. де Сент-Экзюпери
Слайд 3
Этикет – форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе
Слайд 4
Виды этикета придворный этикет дипломатический этикет воинский этикет общегражданский этикет
Слайд 5
Игра «Да» и «Нет» не говорите, черное с белым не носите Ты поедешь на бал????? Что ты оденешь??? Какого цвета будет отделка на твоем платье??? Какого цвета будет твой фрак??? Ты впряжешь в карету белых лошадей??? А каких?
Слайд 6
Как научиться вежливо отказывать (ся) Молодого человека несколько его не очень близких приятелей попросили пустить их к себе домой в отсутствии родителей – «немного потусоваться». Не умея отказать, он разрешил им, а в результате к приходу родителей в доме был полный бардак, разбито бра, испачкан ковер. Что получил от своего не умения отказать молодой человек? Только одни проблемы и никакого удовольствия. Я вас прекрасно понимаю, но мне это не подходит Да, я бы тоже с удовольствием, но мне надо срочно уехать Я бы с удовольствием пошел, но у меня вчера была высокая температура, и вряд ли я выдержу сейчас такое развлечение
Слайд 7
Золотая середина или чувство меры На берегу реки собрались пастух, волк, заяц и капуста. Помещая в лодку пастуха и не более 1-го зверя (капуста тоже считается как отдельный объект), надо перевезти их на другой берег так, чтобы все остались целы
Слайд 8
Умение соблюдать меру принесет вам только хорошее. Одевайтесь в меру дорого, в меру просто. Ешьте столько, сколько вам необходимо для поддержания сил и хорошего настроения. В меру будьте добрыми и внимательными
Слайд 9
Не сорить Не плеваться Не показывать пальцем Не останавливаться посредине улицы Не ходить по газонам и клумбам Не толкаться в транспорте и на улице в толпе Не оборачиваться постоянно на улице Не пренебрегать ПДД Не делать замечания в адрес проходящих мимо людей Не бежать по улице или школьному коридору 11. Не включать громко музыку после 23.00 и до 9.00 12. Не протягивать руку для приветствия первым человеку старше себя 13. Не употреблять нецензурные слова 14. Не быть равнодушным к чужому горю 15. Не кашлять и не чихать на своего собеседника 16. Не забывать про «волшебные» слова 17. Не хамить 18. Не жадничать 19. Не бояться ТАБУ, ВЕТО, ЗАПРЕТ
Слайд 10
Спасибо за урок!
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Как нарисовать портрет?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Горячо - холодно
Компас своими руками